тени, чистота и опрятность на всей тер-

некоторое

другом. Собственно, этот цех— целый за-

Ростислав ИЮЛЬСКИЙ,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»

I,

Ф. Павленков, известный автор и из-
Датель энциклопедического словаря, в пре-
дисловии к нему писал, что в подборе слов
On преследовал, главным образом, прарти-
ческие требования обыденной жизни и вно-
CHI B издаваемый словарь «только то, что

считал необходимым для среднего
интеллигентного читателя».

Видимо, исходя из этого принцина,
Ф. Павленков уделил Никополю три cTpo-
ки. Он сообщал, что Никополь — торговое
местечко на правом берегу Днепра с насе-
лением в 21 тысячу жителей, что в ме-
стечке есть. пристань, четыре низших
училища и общество взаимного кредита.

Было это в 1899 году.

От этих описаний Навленкова осталось
только то, что Никополь попрежнему сто-
ит на правом берегу Днепра, который, хо-
тя и зовут седым, но все же молод и ве-
тичав.

Нынче этот город как бы разделен на
две части. Вторая его половина едва на-
считывает пятилетие, и выросла она во-
круг Южнотрубного завода.

...В благоухании садов занимается здесь
день. Свежий ветерок доносит из степи
запахи скошенных хлебов и просушенного
сена. Пунцовый край горизонта быстро
растворяется в безоблачной синеве.

Xopomo! Воздух-то какой благодатный!

Й это несмотря на то, что заводище
стоит в самом центре, живет, дышит, гро--
хочет станами.

В этот ранний утренний час из улиц
и переулков, как в половодье ручьи вли-
ваются в реку, так и вереницы велоси-
педистов и мотоциклистов вливаются на
главную магистраль, ведущую к заводу. С
каждой минутой число велосипедистов ра-
стет, и вскоре уже по шоссе мчатся сотни
машин. Мужчины и женщины, молодые п
пожилые. Голубые, белые, красные, разве-
ваются флажки на рулях. Молодые, те,
то поозорнее, обтоняют друг друга.

Иные мчатся с песнями. Вот, видимо,
трое друзей, весело улыбаясь, поют про
кубанского казака — отенного орла. Пеено
подхватывают несколько девичьих голо-
сов, и, задорная, она несется по улицам,
врываясь в раскрытые окна домов.

Проехали велосипедисты, мотоциклисты,
прошли немногие пешеходы. Пыхтя, под-
вкатил к воротам собственный поезд заво-
да из семи пассажирских вагонов.

Дорога — в зелени акаций, кустарников и
цветов. Они сопровождают вас до самых
цеховых проходных. Газоны, скамеечки в

ритории с первой же минуты вызывают
глубокое лушевное уважение к людям, ра-
ботающим здесь. :

..Пех большого прокатного стана; Ox
так велик, 410, стоя на одном его конце:
едва различаешь то, что происходит на

вод. первый миг кажется, будло бы и
народу немного, и трудно понять, как ог-
ромная связка цельнокатанных заготовок,
 вдак тонн в 25—30, попав в прожоряи-
вую пасть нагревательной печи, через
время превращается в. труды
разтичных диаметров. Но стоит стать ря-
дом со старшим вальцовщиком, — и кар-
‚ тича превращения сырья в готовую про-
дукцию откроется, как на ладони. OF
подачи заготовки к мостовому крану ло
‚ отправки трубы нь нарезку и чавертку
муфт всё делают машины. А люди только
‚ управляют, контролируют. Ритм заботы
‘напоминает хорошо выверенный высоко-
чувствительный механизм, Здесь нельзя
отойти от своего поста или отвлечься чем-
то посторонним. Малейшая суетливость
одного рабочего нарушает ритм огромного
  и умного агрегата.

Все операции рассчитаны на секунды.
Эти доли времени берегут. как нечто са-
мое дорогое. Это и понятно. Если в 1948

’ году прокатка трубы, занимавшая 49 ce-
‘кунды, воспринималась, как большое до-
‘стижение, то теперь 35—36 секунд нико-
‘то уже не удовлетворяют. Люди ищут ча-
‚стицы секунд, чтобы, собрав их воедино,
‘найти новые возможности и так уже поч-
‚ти вдвое перекрывшего проектную  мощ-
ность стана.
  Со стороны старший вальцовщик Дмит-
‚ рий Богатыренко напоминает капитана
океанского корабля. © шутят, что
‘фамилию ему дали уже после того, как он
родился. Шутка, пожалуй, близка к иети-
‚не. Высокий, широкогрудый, воистину. с
‚ богатырскими руками, он работает, как
вдесь говорят, художественно. И в самом
Щеле: в каждом его движении  чт0-т0 от
большого и красивого искусства.
  Видя, с каким интересом я наблюдаю за
‚ прохождением заготовки от нагревательной
‘течи до охладительного стола, вальцовщик
чуть улыбнулея и прокричал над ухом:
— Бак в симфоническом оркестре!
Пожалуй, он прав. В этой mpase—n его
тбовь к своей профессии и суть, принцип
работы на таком агрегате.

Тот же ритм и TOT же порядок я видел
‘зо всех цехах, хотя они и разные по хА-
“DakTepy производетва. И ебли в цехе больз
  MOTO стана поражает грандиозность атрега-
та, то, например, в цехе холодного волоче-

тия труб с увлечением наблюдаешь, как,
   овсём внешне простые станки холодную
} ‘pydy Gombmoro quaMeTpa доводят до Ta-
(тих размеров, что полость трубы можно
„ лазглядеть через лупу. Этот цех (как,
прочем, все остальные цехи) с меньшим,
 тем до войны, оборудованием  превывил
 олее чем на 20 процентов  довоенную
  ОЩНОСТЬ.

Откуда пришли эти мощности, давшие
   юллективу возможность успешно  епра-
\иться с большими государственными за-
\  анвями? Есть в этом вопросе сторона
‚ ехническая и Сторона политическая. 0

первой мне много говорили и директор sa-
  (018 м инженеры, и заключается она

В
юм, Что за последние годы завод техниче-
ки перевооружился. А вот о второй сторо
‘fe хочется сказать словами лучших валь-
Повшиков области коммуниста Павла Ca-
‘ойловича Доли и комсомольца Анатолия
„ Тихайловского.

`  Наша беседа подходила к концу, когда

}

Е
i

ую замечая, подвел ее итог.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 № 71

-_ —

рол на

этом нельзя гово
далеком. Иначе
так: будущее надо видеть
всем — в. работе, в быту,
товарища, в повышении
‘культуры. Ёели сегодня не видеть этого,
не добиваться, значит не видеть и’ не по-
нимать будущего. Я думаю тзк...

Он вопросительно посмотрел на меня,
перевел взгляд на своего молодого друга
Михайловского. ища y нае подтверждения
своим мыслям, а потом несколько порыви-
сто добавил:

— Я за будущее борюсь сегодня. И хэ-
тя считаюсь лучшим вальцовщиком обла-
сти, но, по-честному скажу (хотите —
верьте, хотите — не верьте), думаю, что
лучший я потому, что нет лучшего. А на-
до так, чтобы все были лучшие. Не знаю,
как других, но меня еще мало радует то,
чего достигли мы сегодня. Мы можем до-
стичь большего. Можем.

И как бы подтверждая его заключения,
Михайловский сказал:

— Не только можем, но и достигнем.

Это не просто слова. Жизнь, дела людей
завода каждодневно подтверждают неудер-
жимое их стремление вперед,

Коллектив завода за три года совершил
тавой скачок в будущее, о котором еще
тысячу дней назад и не мечталось.

А впереди — такие перспективы, что,
по выражению комсомольца Михайловского,
аж дух захватывает.

Может быть, восторженность Михайлов
ского — результат его молодости? Нет. От
молодости здесь, пожалуй, только форма вы-
ражения мысли, а в остальном-—реальная
действительность. В самом близком буду-
ем это будет поистине гигант индустрии,
© техникой которого не смогут сравняться
самые технически оснащенные заводы Ев-
роны. Цех большого прокатного стана уже
сейчас не имеет себе равных.

Сегодня Южнотрубный хорошо справ-
ляется с программой, но ясное понимание
будущего требует новых и новых форм
повышения культуры Kak самого про-
изводетва, так и каждого рабочего. Пе
может уже вальцовщик работать на стане,
не понимая или не зная экономики всего
цеха, завода и, если хотите, принципов
экономического развития всего народного
хозяйства. Вот почему рабочие ведущих
профессий потребовали создания специаль-
ных школ экономических знаний. Таких
школ сейчас на заводе девять.

Но и это, по сути дела, лишь малень-

в поведении.

кая часть того. что должны будут знать   ДеНиях. Есть здесь и ясли и детские сады,

рабочие завтра, когда техника производ-

ства настолько усложнится, что управлять   Новая полная’ средняя школа, только

ею смогут люди, не только хорошо изучив-
шие технологию, но и теоретически, по-
инженерному осмысливающие
обучения рабочих по единой

теоретической подготовки.

Вопрос этот зреет. 0 нем много говорят   Сердца.
в ‘Сегодня налицо.

В цехах, в отделе организации труда,
кабинете директора. И когда рабочий про-

ходит но территории завода, где строятся   не завершено, то, чт уже сооружено, —

— Вы говорите о будущем... А ведь эб [и инженеров

грамотности И] общежитиях

весь про-  году, дети отдыхают в пионерском лагере.
цесс. Потому-то и неслучайны разговоры   Он расположился на опушке небольшого
© необходимости создания единой системы   лесного массива, на берегу притока Дне-
программе,   пра. Люди, проектировавшие и строившие
дающей слушателям обязательный минимум   этот лагерь, должно быть бесконечно лю-

п

a

Henpe

Мне довелось побывать в нескольких
для молодежи. Олно из
них расположено примерно в Двух &ило-
метрах от завода. Здесь совсем недавно
стояли, прижавигись к земле, деревянные
бараки, ‚ с общими комнатами для жилья.
Этим летом последний деревянный барак
‚ торжественно снесли к удовольствию и
жителей и руководителей завода. Нынче
здесь каменные капитальные здания —
йх три — окружены зеленью деревьев,
цветочными газонами. В центре —— епор-
тивные сооружения, стационарная плозцад-
ка для оркестра и танцев, клуб, где есть
библиотека, кинозал и кружки самодеятель-
ности; магазины, ‘столовая; портняжная и
сапожная мастерские. В комнатах, отлично
меблированных, живут по два-три. макси-
MYM четыре человека’ В каждом  корпу-

завода. Пятьдесят тысяч,
рить, Как 0 чем-то очень   кроме индивидуального строительства, кото-
не поймешь его. Я думаю   рое благодаря помощи заводских организа-
сегодня во  ций приняло. очень широкий размах,

Академик В. ОБРУЧЕВ
Школьникам ‘надо
знать геологию

Лето в разгаре, Школьники с увлечени-
ем предпринимают различные прогулки по
цолям и лесам, ведут деятельную жизнь
в нионерских лагерях, участвуют в 1аз-
личных экскурсиях ий туристских походах.
Во многих этих интересных и заниматель-
ных делах существенное место занимают
наблюдения молодежи над жизнью живот-
ных и растений. Но редко кто думает 05
использовании летних походов и экскур-
сий xan того, чтобы познакомить подра-
стающее поколение © интересными вопро-
сами, связанными с так  Называемой
«мертвой природой». :

В сущности, она не мертва. Она живет
своеобразной жизнью, которую нужно на-

учиться понимать, чтобы смотреть на при-

роду открытыми глазами. В ночве, кото-
рую мы тончем, все время идет преобра-
зование минеральных веществ, разложение

се — помещение для спецодежды, хранения
велосипедов и мотоциклов, бытового само-
обслуживания, комната хля занятий.
Городок невелик, но жизнь здесь вполне
столичная. В клубе по вечерам либо лек-
ция, либо ‘кино, либо концерт, В библиоте-
ке — дискуссия о новинках - литературы,
На спортивных площадках — соревнования
в силе, ловкости, удальстве. На танцеваль-
ной площадке под музыку самолеятельно-
го оркестра кружатся десятки юных пар.
В самой живонисной стороне соцгорода

одних, возникновение других при участии
бактерий, насекомых и роющих  четверо-
ногих. Ручеек, журчащий между зелеными
берегами, речка, скользящая мелкой рябью
но песку и тальке своего ложа, волны
прибоя на пляже озер и морей, у иодно-
жия скалистых берегов — все они не-
устанно работают над преобразованием
лика земли, перемещением вещества с ме-
ста на место и изменением его. Движения
воздуха в виде ветра также работают то
сильнее, то слабее, перенося песок и пыль,

Южнотрубного завода—парк. Я не боюсь
сравнить его со многими столичными пар-
ками. В центре ого за шесть месяцев вы-
строен зимний театр, когорый-е достойн-
ством может украсить любой район cro-
личного города. Этим летом. впервые 3a
всю историю Никополя, здесь ‘с успехом
гастролировал Свердловский оперный театр.

Вот уже два года действует и летний
театр, отличающийся от зимнего лишь от-
сутствием крыши и фойе, которое успеш-
но заменяется аллеями парка,

Большой стадион е трибунами для зри-
телей, спортивная водная станция на бе-
регу Днепра, куда от самого завода через
весь Никополь прокладывается асфальтиро-
ванная трасса, множество магазинов —
продуктовых, промтоварных и спеёциализи-
рованных, ‹ фотоателье, парикмахерские,
бани — все это единый комплеке фожден-
ного в короткий срок нового города.

Но описание соцгорода Южнотрубного
завода было бы явно неполным без хотя
бы краткого упоминания о детских учреж-

но искреннюю радость доставит детворе
что
выстроенная. Е д
`Пока идут приготовления к учебному

бят детей, ибо все здесь сделано от чистого
Контуры будущего Артека уже

...Я упомянул о контурах. Многое еще

нагромождая барханы, очищая  проселоч-
ные дороги и городские улицы, а в виде
суховеев унося почву пашен и обнажая
корешки молодых растений.

Молодежь нужно научить не только лю-
бить, HO и понимать природу. С этой
целью в школах и преподаетея естеетво-
знание — наука, в состав которой входит,
как известно, неё только ботаника и зооло-
гия, но и геология. И очень печально, что
геология в школах РСФСР вот ужё деся-
тый год не преподается.

Культурному человеку знакомство © 0с-
новами геологии столь же необходимо, ках и
знание физики, химии, географии, бота-
ники, зоологии. Не зная этих основ, мы
смотрим на окружающую нае местность,
но не понимаем ее. Мы видим горы, хол-
мы, равнины, реки, озера, моря, ледники,
HO He понимаем их соотношений и жизни,
Видим почвы и зного цвета и состава, но
He понимаем, почему одни очень плодо-
родны, а другие — почти бесплодны. Ви-
дим камни разной тзердости и цвета, но
не сумеем отличить глину от песка, гра-
нит от известняка, уголь от базальта; #e
знаем, Какое применение может получить
каждый из них.

Знание геологии как общеобразователь-
ного предмета необходимо каждому куль-
турному человеку.

Давно пора министрам просвещения
РСФСР и других республик восстановить
эту школьную дисциплину «в правах».
Надо соответственно улучшить и пренода-
вание геологии в педагогических институ-
тах, чтобы выпускать учителей средней
школы, знающих геологию и  умеющах

использовать е воснитательное значение.

новые цехи, где скоро начнут монтаж са- чолько часть большого, близкого будущето.

мото совершенного оборудования; он видит
картину своего завтра. Й от этого пони-
мания труд становится подлинной радостью
ЖИЗНИ.

a

Советским людям свойственно видеть в
лесах строящихся зданий уже готовые зда-
ния, ибо ничто не может остановить их
сооружения. Они строятся для советских
людей, по их воле, их руками. И хотя
много еще предстоит сделать жителям сон-

Эпизод из времен 1947 года рассказал   Города Южнотрубного завода, но уже ce-

мне шофер в последний день моего пре-  ГОДНЯ им есть чему радоваться, есть чем
бывания в Никополе. Эпизод этот очень ха-   ГОРДИТЬСЯ.

рактерен.
Лето 1947 тода наредкость было жар-
ким, дожди проходили стороной, словно бы
специально обходя Никополь. И надо же
было случиться так, чтобы 8a день до
приезда Николая Александровича Тихоно-
ва — нового директора Южнотрубного за-
вода, выпал такой дождина, что вое доро-

oe

Война оставила здесь рупны домов,
груды искареженного железа и бетона от
заводских цехов, могилы павших бойцов и
расстрелянных немцами людей. Их много,
этих могил. Гитлеровский комендант Нико-

ги сразу раскисли. Машина, в которой он   Поля — подполковник войск «СС» недан-
ехал, бесконечно буксовала, & вырвавигись   ТИЧНО вышолнял приказ своего фюрера —

на более или менее твердый трунт,
брызгивала грязь так далеко, что,

раз-   ОН уничтожил город. Но довелось эсэсовцу
jame   BHOBb побывать в этих местах — его при-

прижимаясь к самым стенам домов, прохо-   ВеЗли сюда па следствие. Прожженный не-

жие не спасались от грязевого ‘душа.
Проехав так не более двух километров,

Тихонов остановил машину ивылез прямо   том!

в грязь. Несмотря на протесты
ра, он шел m0 три
оскорбленното водителя ответил просто;

шофе-

— Так и надо вашему директору. Бу-  в признании слабых и ничтожных. А

дет строить дороги.

годяй заявил сопровождавшим его лицам:
— В этом городе я не был комендан»

Мы уже не раз слышали, как сквозь

и Ha доводы зубы враги вынуждены были признавать

наши победы. Но сильные нё нуждаются
MBI

сильнее врагов своих. Сильнее потому,

Что здесь правда м что придумано рас-   что МЫ — ЛЮДИ мирного созидания и цё-
сказчиком-—не знаю, но TO, что дороги и  Ли нашей жизни — мирные.

тротуары покрыты теперь прекрасным ас-
фальтом, могу лично засвидетельствовать.

Я разговаривал с десятками рабочих и
инженеров, и каждый рассказывал 0 60-

По обе стороны асфальтированных маги- кровенном. Охни думают над тем, как бы
стралей — ряды двух- и трехэтажных до-  в ближайший год при заводе создать ин-

мов. Они еще не все утопают в зелени, но   ститут,

другие считают, что никополь-

через несколько лет, когда молодые дерев-  ские места благодатны для санаториев, до-

ца соединят кроны, здесь будет просто   мов отдыха,

и присматривают, где бы их

благодать. Как правило, дома с чотырех   лучше разместить, третьи. проводят бес-
сторон окружены просторными террасами   сонные ночи над расчетами, стремясь уд-
в0 специальными желобами для цветочных   Воить, утроить производительность arpera-

посадок и очень

красивыми фигурными   Тов, максимально облегчить трудовой про-

вазами. Я побывал во многих квартирах и   Цесс. Bee думают, все мечтают, все строят,
должен сказать, к стыду иных мосвов-   Заботятся друг о друге, и каждому кажется,
ских строительных контор, что Никополь-   Что он сделал меньше товарища, а потому

ские каменщики, плотники,
ушли далеко вперед как по срокам строи»
тельства, так и по качеству
работ. Любовь в людям, которые
жить в этих домах, забота 06 их благош-

штукатуры   и стремится стать с ням вровень. Это

И
есть творческое социалистическое соревное

отделочных   вание, та могучая сила, которая приносит
будут   победы советскому коллективу людей.

„В полночь я покидал Никополь. Город

лучии видны во всеми в колере, 10л0б-   был залит электрическими огнями, в пар-

ранном для окраски комнат, и в отделке
подсобных помещений, и в качестве мате-
риалов, т. е. буквально в каждой детали.

ке играл оркестр. Я подумал, что сейчас
там должно быть кружатся в вальсе мои
новые знакомые токари Николай Фомин,

Мне довелось разговаривать с бригади-   Владимир Луговенко и. его» жена Татьяна,
ром каменщиков. Он 6 гордостью сказал,   Григорнй Мельник, вальцовшики Петр Та-

показывая на уже отстроенные дома:

— Строим на века, так, чтобы в ком-   быть, в этот чае среди молодежи был
мунизм можно было, не краснея, с такими   Секретарь  нартбюро механического

домами входить.

Может
и
цеха
Врусенцов и Николай

ран, Анатолий Михайловский...

Алексей Петрович

В коммунизм! Люди здесь думают о том,   Яковаевич Прозоров, агитатор, на беседы

что составляет суть жизни каждого тру
женика: Каменшики или пигухатуры, маляз
ры или
заинтересованы. не только в том,

приемочная комиссия - составила акт и

освободила их для другой стройки, а и в  цы

том, чтобы люди, которые будут

с которым ‘собираютея десятки людей,
Всех не перечислишь —= завод-То какой! Я

плотники, сдавая свою работу,   Думал о них, ясно представляя себе их в
чтобы   веселье, ибо-видел их в’ труде.

..Машина вымчала за условные грани
соцгорода, прошла по-над берегом

Здесь   Днепра и устремилась по лоснящейся лен-
жить, в благодарностью вспоминали 0 НИХ. те днепронетровекой

магнетрали, Но еще

Bor on, измеритель качества работы! Вот   долго виднелся город, в котором живут

Павел Самойлович, может быть, сам того   почему каждое новоселье — торжество He аюди,

только новоселов, но H TeX, кто обесие-
чил этот праздник.

За минувшие два года около 50 тысяч

квадратных метров жилой площади посту-
пало в распоряжение рабочих, служащих

вбирающие в себя все лучшее, что
ость на наших замечательных предприя=
Тнях И в Городах. люди, у которых веть
тоже чему поучиться.

НИКОПОЛЬ

Преподавать геологию в средней школе
наиболее целесообразно в девятом классе.
При этом надо устраивать весной или в
начале. лета экскурсию с учащимиея и
знакомить их @ приемами наблюлений 3B
поле, дополняя уроки в классе объясие-
ниями относительно рельефа местности,
работы воды и ветра и полезных ископае-
мых, представленных в ланном районе.

Учителя средней школы жалуются, что
программы и без того перегружены и най-
ти часы для геологии будто бы невозмож-
но. Так ли это? Ведь объем курса по не-
которым предметам в наших школах нено-
мерно раздут и легко может быть сокра-
щен; такова в особенности органическая
ХИМИЯ.

Геология — очень интересный и важ-
ный предмет. Нужно только хорошо поста-
вить и обставить преподавание ее в шко-
ле. Вопрос о восстановлении преподавания
геологии надо, мне кажется, срочно ‘обсу-
ДИТЬ.

От редакции. Академик В. А. Обручев
ставит очень важный вопрос. Министерет-
вам просвещения союзных республик сле-
дует изыскать возможности, чтобы раеши-
рить геологические сведения в школьном
курсе географии, усилить практику обяза-
тельных экскурсий с геологическим укло-
ном и ввести в одном из старших классов
в сжатом виде курс основ геологии,

Ник. МОСКВИН B прием HOV

Избиратель пришел в своему депутату.

Не так давно он его выбирал в облат-
ной Совет, выбирал внимательно, с ува-
жением—познакомился с его жизнью и дея-
тельноетью, выелушал ero предвыборную
речь. а в день выборов, как и многие,
ветал на рассвете, чтобы к избирательной
урне притти пораньше. С охотой он отдал
свой голос посланиу варода.

И вот, по промествии времени, избира-
тель пришел к своему депутату — к Пет.
ру Федоровичу Морозову, председателю
Тамбовского облисполкома. Припел не «с
добрым утром» сказать, а по делу, за по-
month. WH putea we вдруг. а предвали-
тельно CUPABABINHCL B приемной оолиспол-
кома: в какие дни и часы принимает тов.
Морозов, Это легко было есделаль: там, в
вестибюле, на стене, висит четкое и при-
ретливое расписание приема населения
председателем облисполкома и ето замести-
телями.

Будем кратки: он пришел, & ето не при-
HAH...

Й не только его, но и еще человек десять
посетителей, тоже в свое время избравтих
П. Ф. Морозова в депутаты. И не потому,
что председатель не уснел их принять, а
потому, что прием вообще был отменен.

Тогла они пришли в следующий прием-
ный лень тов. Морозова, — 0 же самое:
прием снова был отменен. На третай
день — та же картина...

Что же делать? Люди, подойдя к. при-
ветливой доске расписания, сиустились на.
графу ниже: заместитель. Пришли к заме-
стителю. Будем снова кратки: они принт,
& их не праняли — прием был отменен...

Пред нами цифры, которые даже добрый.
человек не назовет  безралостными — Ty?
нахо словцо покрепче. С первого января 20
десятого августа этого года, согласно чез-
кому и красивому расписанию, висящему
в вестибюле Тамбовского облисполкома,
должно было быть 156 приемных дней, а
было Только 68 (шестьдесят восемь)!.,

Задумывались ли руководители  облис-
полкома над тем, как провели посетители
остальные 88 «приемных» дней? Одни при-
шли из горэда, а другие ведь приезжали
из области! Ждали. Томились. Иногда не-
долго, иногда долго. Тут им  объяваяли
(88 раз!), что прием отменяется. Они ухо

дили и уезжали... Прелетавляете ли вы
вамочувствие люлей, зря потерявших вре-
мя? И таких дней было за семь с лишним
месяцев 88. Даже по скромному подечету—
12 человек на прием — это значит боль-
ше 1000 потерянных дней!  Вольше
1000 обид! Больше 1000 прерванвых ра-
бот. общественных, домашних, всяких.
Отказывал населению в приеме He один
председатель, но м его заместители. Эта
больная и в полном смысле почетная ра-
бота. почему-то не казалась им таковой.
Когда знакомишься в Тамбозеком  обл-
исполкоме с приемом населения, невольно
приходишь к выводу: избегают ег руко-
водители разговаривать с людьми. Предее-
датель тов. Морозов принимал население
девять раз вместо объявленных в раепиеа-
нии 32 раз: заместители: тов. Сидоров —
девять раз вместо 31; тов. Балалнов — re-
вять раз вместо 31; Зубынин-—одинна-
драть раз; тов. Споров’-— тот всего пять

Картина будет более полной, если доба-
вить, что руководство облисполкома разго-
варивало & позетителями не в специальной
приемной, а в своих кабинетах. Этим лит-

ний раз деменстрировалось невнимание к
людям: в Час приема сотрудники ое

OB беспрестанно проходили в кабинет, раз-
давались телефонные звонки, решались
различные служебные дела, & посетители
ждали,..

Следует напомнить еще 0 письмах и
заявлениях, приходящих в облисполком от
трудящихся Тамбовской области. Tor xe
стиль бюрократической спеси: бесконтроль-
ность, волокита, пачка нерасемотренных
писем — у тов. Перегудова, помощника
председателя, за четыре месяца сконилось
‚81 письмо, у зам. председателя Спорова —

125 писем...
жж
*

Недавно мы были в приемной Ярослав-
ского облисполкома. Две светлые комнаты;
в одной посетители ожидают, в другой
происходит прием. Он происходит еже-
дневно (кроме воскресений) и с добросовеет-
ным постоянством, Заведующая приемной
А. Воробьева не может припомнить случая,
чтобы прием был отменен,

Вак это может быть? Что бы я Tor-
да сказала людям?

Бывает, — и то очень редко, — что т0-
варищ, значившийся в расписании, не
может сегодня вести прием. Но 06 этом из-
вестно заранее, и заранее происходит за-
мена. И заменяют не кем попало, а одним
из тех лиц, кои значатся в расписании.

Добросовеетность, советское отношение к
интересам народа заметны и на другом. В
TO время, как руководители исполкома
Тамбовского областного Совета отменяют
каждый третий прием, в Ярославле ие
только, как мы говорили, приемные дни
проводятся неукоснительно, но и проходят
они с уважением к тем людям, которые
обращаются за помощью в облисполком.
Начинается прием во-время и продолжает-
ся до тех пор, пока не будут приняты все
посетители. Если встретится вопрос сие-
циальный, то товарищ, ведущий прием, не
отмахиваетея от него, не говорит: «Потом
разберем», а тотчас направляет посетита-
ля К специалисту.

И еще — само отношение & приему.

Вот ведет прием член облисполкома про-
фессор 0. В. Кербиков. Дело для него но-
вое, но он понимает, что оно бользюе и нпо-
четное. Перед первым приемом он пришел
за полчаса до начала, поговорил с заведую-
шей приемной, вошел в круг вопросов, ка-
кие могут встретиться на приеме, подумал
о возможностях их разрешения... Человек
волновалея: как пройдет его приемный
день... Благородное волнение депутата перед
своими избирателями!

Председатель облисполкома Н. С. Пашкян
ведет прием с большим опытом, спокойно»,
но тоже веегда с. лупой. Не все дела, не
все вопросы может рептить даже предееда-
тель, но там, где можно, они улаживают-
ся тотчас же, не отсылаются/в инстанцию,
Мы видели немало посетителей, которые
ушли удовлетворенными. Следует отметить

раз. Итого, председатель и его заместители
‚за семь с лишним . месяцев провели не
156 объявленных приемных дней и, ока-
зывается, даже не 68 дней (когда состоял-
ся прием), а всего лишь 39.. Двадцать
раз, подменяя. принимал секретарь облие-
полкома тов. Нлакхин. Секретарь облистол-
кома — человек авторитетный: многие из-
биратели хотят встретиться именно с нам,
но. другие приходят пл приезжают из обла-
сти, чтобы поговорить с самим предееда-
телем облисполкома. а попадают в секре-
тарю... Мало этого, в последнее время в

Тамбовеком облисполкоме ввели «новшеет-
во»: вместо руководителей исполкома пря-
нимают... помощники председателя, Тут уж
замена совсем не равноценная.

WHT AN

и немаловажную подробность, Tome ToRo-
ряшую 0б уважении и внимании к Wace:
лению: в час приема сотрудники облиепол-
кома не «вклиниваются», не мешают по-
сетителям. При нас тов. Пашкин отказался
говорить со своим сотрудником. даже по те-
лефону: «Позднее. Сейчас у меня прмем»...

Стоит ли спрашивать, чем объяснить
различный стиль работы Тамбовского и
Ярославского облислолкомов? Тем, что яроз
славекие товарищи помнят о своем почет-
`ном долге, а тамбовские товарищи в обра-
щении с избирателями обнаружили ту «бю-
рократическую ржавчину». от которой
предостерегал товарищ Сталин. Они, ду-
мается мне, забыли, что депутат — слута
народа, _

ПАЛАТА

==

По следам выступлений «Литературной газеты»

«ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ»

Под таким заголовком 27 июля 1950 года
был опубликован фельетон ВБ. Ласкина. Как
сообщили нам и. о. начальника 89-го от-
деления милиции Москвы майор милиции
тов. Трушкин и заместитель начальника
Дзержинского. районного отдела милиция
по политчасти майор милиции тов. Нрохо-
ров, eer: изложенные в фелветоне, пол-
ностью подтвердились.

Гр-н Горобинский,
и жену, привлечен к
ности.

Фельетон был обсужден на партийном

избивавший детей
уголовной ответствен=

собрании 89-го отделения милиции. На-
днях созывается специальное собрание
офицеров милиции Дзержинского района
Москвы.

И. БАРУ .

eed

Аллея, обсаженная липами, обрывается у
большой площади. С постамента в центре
площади смотрит вдаль отлитый в бронзе
Киров. Широкая лестница из серого камня,
украшенная скульттурами и цветами, вез
дет на вершину пологого зеленого холма.
Поднявшись туда, вы испытываете почти
таков же чувство удивления м восторга,
какое бывает у человека, впервые попав-
шего в Ёрым, ‘когда машина вдруг выно-
сит его из Вайдарских ворот, и внизу, под
с0б0й, видит он синее, синее ло боля в
глазах, морб...

Конечно, краски Балтики строже, и приз
рода здешняя не тав овленляюще ярка,
как на южном побережье, ноизв ней есть
свое очарование, своя неповторимая
красота. С трех сторон окружен водами
Финского залива зеленый холм, волны ле-
витво плешутся почти у самого ето Под-
ножья, а с вершины, как в кратер вулкана,
спускаютея вниз, & зеленому футбольному
полю, Нятьдесят пять рядов скамеек. Вдали
за белыми парусами яхт темнеет па гори-
зонте громада Кронштадта, слева сквозь
сизую прибрежную дымку проглядывают
очертания Петродворца, справа, к самому
морю, подетупают леса курортного района,
а Позади курятся над великим городом
дымы заводов, и видны отчетливо вонзен-
ная в небо Адмиралтейская игла и золоче-
ный купол Исаакиевекого собора.

Bee STO Вместе взятое — сочетание
синего Неба, и серо-голубой балтийской
волы, и белых парусов яхт, и яркой зелеё-
ни футбольного поля. опоясанного красной
лентой беговой дорожки, — создабт какое-
то удивительное ощущение свежести, бод-
рости. молодости. Словно такой злеев воз-
Дух, что, глотнув его, человек сбрасы-
вает с плеч усталость, a 6 возраста-де=
сяток лет. И есть нечто значительное в том,

что открытие нового ленинградского ета-
диона приходится на год тысяча девять:
сот пятидесятый, год массовой борьбы за
мир во всем мире.

Не прошло и месяца со дня открытия,
& стадион стал такой же  достопримеча-
Тельностью города, как фальконетовский
памятник Петру или клодтовские кони.

ри мне звонили директору по телефону:

«Финские моряки просят разрешения
осмотреть стадион»... «Группа кишинев-
ских туристов просит...» Приходили и оди-
ночки — директор поначалу встречал их
довольно сухо, предполагая, что это охот-
ники за билетами на очередной футболь-
ный матч. Ем спешили разуверить: «Нет,
я не за билетом. И вообще я не футболь-
ный «болельщик». Я вомандировочный,
сегодня уезжаю, но ведь невозможно уехать
не побывав здесь».

Стадион носит имя Сергея Мироновича
Кирова. Киров был не просто инициатором
ero строительства. Он сам выбрал когла-\
место, на котором ныне воздвигнуто это
поистине замечательное сооружение.

Зеленый  шестнадцатиметровой высоты
холм стадиона — искусственный,  насый-
ной: он вырос на месте болота. Для того
чтобы его создать, пришлось уложить мил-
лион кубических метров... морского грун-
та. Да, именно морского —— земля, на ко-
Торой растут сейчас декоративные вуетар-
пики. деревья; иветы, была поднята мош-
ными насосами со дна Финского залива,

Мне довелось бывать на нескольких
крупнейших европейских бТалионах, в том
числе в Берлине, на олимпийском. Я &лы-
ал рассказы многих’ наших известных
спортеменов, выступавиих в Англии, Фран-
ции, Швеции, Норвегии. Стадиона. равно-
го ленинградекому, нет нигде в мире. Нат
равного по красоте, по архитектурным его

>

Oar er dn noon a

достоинствам. Нет равного по площади. 34-
стройки. Нет равного по тем удобетвам,
которые, с9зданы здесь для спортеменов п
зрителей.

На стадионе 80.258 сидячих мест. Под-
черкиваю — сидячих, ибо на самых боль-
ших стадионах Западной Европы чиело
таких мест не превышает тридцати про-
центов. Tam наблюдать 3a футбольных
матчем, сидя, — привилегия людей с туго
надитым карманом. Те, кто победнее (а’их,
как легко убедиться хотя бы из простого
сопоставления процентов — 30 и 70, зна-
чительно больше), стоят. Стоят, задыха*
ACh, Тесно прижавшись друг к другу. На
чикагеком стадионе, где однажды собраз
Лось полтораста тысяч зрителей (сидячих
мест там 28 процентов!). было в тг день

зарегистрировано несколько смертельных
случаев. 5

Уже несколько матчей состоялось на 90-
вом стадионе, но строительная контора пе

покидает ero территории. И не скоро по-
кинет.

— Вуда. же нам спешить,
начальник управления строител
гей Рладимирович Ефремов, — у нас есть
еще здесь дела. Из 56 та освоено погА
только 20. Впереди достаточно работы,

А работы эти вот какие: в ближайнне
тоды будет построено дополнительно Ba
футбольных поля, десятки баскетбольных
и волеибольных площадок, восемнадцать
теннисных кортов ¢ трибунами, гавань
яхт-клуба, пляж, способный принять одио-
АИ тысяч отдыхающих лее

Свежий ветер с Балтики кол
стадиона — флаг мира!

ЛЕНИНГРАД

— говорит
ъства Сёр-

ышет флаг