Власть над природой

‚ «Жизнь есть борьба»? — гневно спра-
шивал А. М. Горький у человеконенавист-
ниБов, пытавшихся оправдать этой фориу-
10H кровавые войны, и отвечал. сам: «Да,
HO она должна быть борьбой человека. и
человечества против стихийных сил при-
роды, борьбой за власть нах ними».

Сегодня советский человек. смотрит на
схему новой оросительной системы — boe-
вую карту очередного этапа нашей битьы
за умную и добрую власть над природой.

(мелыми, простыми штрихами вычерчена
эта карта, которую вручает народу перед
наступлением большевистекая партия. Мы
раскрываем газету с тем же чувством
гордости за свою Отчизну, с каким изу-
чали карту грандиозных лесных заслонов,
опубликованную в нашей печати в
1948 году. И так же, как тогда, не про-
сохнет еще типографекая краска на газет.
ном листе, а миллионы тружеников со-
пиалистических полей — в Узбекистане и в
Сибири, под Орлом и на Волге, в Грузии и
на Украине — двинутся в бой. _

Постановление Совета Министров СОСР

«0 переходе на новую систему орошения в

целях более полного использования оро-

ции на реке Волге». Грандиозная станция
мощностью около двух миллионов кило-
валт — три Днепрогэса! —— даст энергию
заводам и фабрикам Москвы, Куйбышева,
Саратова, даст энергию железнодорожным
артериям страны, даст энергию нашему
сельскому хозяйству. Предусмотрено оро-
нение одного миллиона гектаров земель
засушливого Заволжья, учтена необходи-
мость внедрения электроэнергии в земле-
делие — электропахота и т. д.

Та же линия благородной борьбы совет-
ского человека за власть над стихиями
природы!

Постановление правительства о переходе
на новую систему орошения займет в ряду
мероприятий партии и правительства по
сельскому хозяйству 060606 место. Оно
уннчтожит последнюю «межу» на землях
наших колхозов — постоянный ороситель-
ный канал, который мешал применению
сложных машин, мешал внедрению пере-
довой агротехники и тем самым ограничи-
вал возможности развития орошаемого
земледелия. Ныне сказано новое слово в
мировой. веками  развивавшейся  иррига-
ционной науке; вместо постоянных кана-

шаемых земель и улучшения механизации
сельскохозяйственных работ» подготовлечо
всем ходом борьбы партии  Ленина—
Сталина за счастье трудящихся, за KOM-
мунизм,

Едва отгремели залпы Великого Октября,
Ленин послал уполномоченного Совнаркома
в Каменную степь-—продолжать дело вели-

ком русского ученого Докучаева, Создатель.

нашего государства писал еще. в 1921 году

в письме к коммунистам Азербайджана,
Трузии, Армении, Дагестана и Горской
республики: «Орошение больше  веето

нужно и больше всего  пересоздает край,
возродит его, похоронит прошлое, укрепит
переход к социализму».

Окончилась гражданская война, 9св000-
лились руки от первых неотложных дел, и
Сталин провозгласил в 1924 тоду вели-
кую задачу — «застраховать нашту страну
от случайностей погоды навсегда»— и на-
звал мелиорацию, орошение—началом «ре-
злюции в наем сельском хозяйстве».

( гремели последние залпы Отечествен-
ной войны, страна еще залечивала свои
раны, когда зотупил в действие великий
сталинский план преобразования природы.

Окинем мысленным взором просторы на-
шей страны. Вспомним, чем живет колхоз-
ное крестьянство в последние годы. На
120 миллионах гектаров земли вводятся
травопольные  севообороты,

почве вечную молодость. Поднимается лес   никова
в степи, в ближайшие годы он оденет зе-   сатель сумел предвосхитить
леным убором без малого шесть миллионов   казать борьбу новаторов

сохраняющие   свое

лов — временные.

Великая большевистская партия — ум,
честь. совесть нашей эпохи — заметила,
подхватила, поддержала, новаторское откры-
тие рядовых ученых и колхозников. Став-
ее законом благодаря постановлению
Совета Министров СССР, оно определит и
направит творческие усилия миллионов ©5-
ветских людей: колхозников, которые в
1953 году должны оропгать по-новому свы-
ше 4 миллионов гектаров земли; рабочих,
которые уже в этом и в следующем году
должны дать полям 24.800  канавоко-
пателей и канавопалоделателей; конструк-
торов. инженеров, техников, которые будут
совершенствовать эти орудия;  атрономов,
ученых, механизаторов, которые будут 60-
роться за гармоническое сочетание передо-
вой агротехники, механизации и орошения.

Каково место литератора в этой поисти-
не всенародной борьбе?

Совекий писатель обязан быть ие

только летописцем славной нашей эпохи,
но итти впереди в боевой разведке налето
] будущего. .

В скором времени в0- все концы страны
начнут рассылаться миллионными тиража-
ми брошюры, пособия, наставления для

тех, кто будет изучать новый 610сб opo-

В этом потоке по праву займет

шения.
место и роман Алексея Кожев-
«Живая вода», в котором пи-
будущее, по-

` за систему орэ-

тектаров земли. Там, где воду видели толь-  шения, ставшую ныне законом.

ко в колодце, создаются
хранилища — 45 тысяч прудов

хоемов дадут влагу для орошения полей.

обширные водо-  . .
и в0- ной

В своем письме в редакцию «Йитератур-
тазеты» ‹ хакасские  ирригаторы
А. Пантелеев и А. Турбин справедливо пи-

Илет невиданное по масштабам и объему   сали:

внедрение машин в земледелие. Укруп-
няются колхозы, еще шире раздвигаютея
границы наших пашен, давая простор’ ме-
ханизации, мичуринской агротехнике...
Вчера ‚было. опубликовано новое поста-
повление Совета Министров СССР «0 erpon-
тельстве. Куйбышевской гидроэлектростан-

«Первое достоинство романа «Живая во-
да», с нашей точки зрения, то, что про-
извеление это поднимает вопросы не вче-
ранние, & сегодняшние и BO MHOTOM
завтрашние для сельского хозяйства
страны. Писатель идет  виереди, роман
учит, указывает путь». ;

‚Нет лучшей стхьбы

для книги coBeTCROTO
литератора!
«Нужно  осведомлять

десятки миллионов лю-
дей о ходе и смысле всех грандиозных
работ, которые ведутся на сотнях точек
налпей страны и в десятках наших научно-
исслетовательских институтов... — писал
Алексей Максимович Горький в статье
«0 «праве на погоду». — Необходимо, что-
бы все знали всё. Нужно, чтобы люди,
опираясь на настоящее,  летко умели
вообразить будущее. Глядя под ноги, что-
бы не споткнуться, следует смотреть и
вдаль, чтобы ясно видеть цель,
илешь. и чтобы по возможности сокращать
длину пути»,

Необходимо, чтобы see знали всё! На-
родный новаторокий опыт творится повее-
дневно, повсеместно. Литераторы, живущие
во всех районах нашей страны, должны
стать искателями нового, должны подхва-
тывать и поднимать на щит в своих про-
изведениях все прогрессивные начинания,
которыми так богата советская жизнь.

Пусть писатели Средней Азии разве-
дают новое, новейшее в хлопковод-
стве, переживающем ныне пору бурного
развития. И пусть расскажут об этом в
своих произведениях, чтобы им благодарны
были хлопководы  Херсонщины, Кубани,
Дона, которые осваивают это дело. Пусть
поведают литераторы Донецкого бассейна
0 < техническом  перевооружении шахт.
И пусть повелают они 00 этом так, чтобы
великий труд новалоров, отраженный в
книге, вернулся снова в жизнь, стал
достоянием тысяч  механизатеров горного
дела — в Кузбассе, Караганде, Ангрене,
на Сахалине.

Новаторство стиль ‘нашей жизни. Ha
неоглядных просторах страны — там, где
колхозники сеют пнездами дубы и разводят
зеркальных карпов в прудах, и там, те
лесорубы, перестав быть  «лесорубами»,
высокочастотной  электропилой добывают
стране «зеленое золото», и там, где нефтя-
ники осваивают. скоростные методы буре-
ния, и там, где токари доводят скорости до
двух тысяч ‘оборотов в минуту, — повсюду
в огне соцпиалистического соревнования
рождается новое, ‘прогрессивное. Писатель
должен быть новатором — внимательнее
изучать все новое, смелее его подхваты-
вать. У

...Чудесными словами заканчивается п9-
становление Совета Министров COOP 9
переходе на новую систему орошения.
Вдоль существующих постоянных каналов
BO многих местах растут деревья — плоло-
вые, ‘тутовые. Мы отказываемея oT 110-
стоянных каналов. живую воду полям да-
дут каналы временные, но деревья должны
быть пересажены на новые места, сохра-
нены во что бы то ни стало. Лишь в тех
случаях, кола деревья  шелковицы не
представляют ценности, их разрешено вы-
рубать, причем (этими словами кончается
все постановление): -«..за каждое срубас-
мое дерево предварительно. высаживать не
менее 10 молодых деревьев».

За каждое cpybaemoe дерево — десять
новых! Вот он — великий закон нашей
жизни: беспрестанный рост,  созиданяе,
расцвет.

Лидице-- Пхентхэк

Еще несколько недель назах небольшой

цветущий корейский городок Цхентхэк жил
хнрНой трудовой жизнью. Дымили трубы
домашних очатов, и дети играли в его са-
дах. Ныне он стерт с лица земли, пре-.
вращен в груду обломков, покрытых, как
саванм, густым налетом пепла. Не земле-
трясоние и не горный обвал тому виною!
На упорный Пхентхэк обрушили , сотни
бомб разъяренные американские. интервен-
ты, Разделив © дьявольской аккуратностью
весь город на квадраты, они в течение восъ-
ми часов подвергали его бомбардировке, хотя
в Пхентхэке не было ни одного военного
объекта. После ряда повторных налетов, в
анналы истории порохом и кровью. было
вписано слово «Ихентхэк», ставшее рядом
е ‘испанской Герникой и чешским Лидице!
Американские интервенты не только. срав-
нялись в изошренности упрямого злодейст-
BL ¢ гитлеровскими палачами, HO и пре-
взошли их. Не сомневаемся, что перед. три-
буналом, который будет судить заокеач-
ских эсэсовцев. в качестве еще одной
вещественной улики окажется. также. гореть
пепла из ПШхентхэка!

: Чем объяснить TY слепую злобу, тот не-
прекращающийся пароксизм.. бененства, с
которым американские агрессоры обруши-
ваютея на мирный, свободолюбивый и ге-
роический корейский ‘народ? В. войне ‘эти
изверги видят наивытоднейший для себя
бизнес. ‘«Межлунаролно-переплетенный ка-
питал, —указывал  Денин;— делает. вели-
колепные дела на вооружениях и войнах»,
В войне они ищут «выхода» ‘из подетере-
тающего их на каждом шагу кризиса. Треск
пулеметных очередей синхронно. сливаег”я
для них © треском костяшек на счетах,
полволяших в конторах .Уолл-стрита ‚итоги
кровазому бизнесу войны, Для ‘всего, чело-
вечества война — ужасная вещь. Для куч-
кд магнатов крупного капитала ‘война, —
подчеркивал  Ленлн, — ужасно ирибыль-
ная вешь!

Стоит лишь бегло просмотреть реакциэн-
ную прессу США. чтобы сразу увидеть,
как веселят этих людоедов грохот пушек
и разрывы бомб над Вореей, как приятен
иу запах гари и крови, несущийся оттуда.

Газета «Джорнал оф коммере» ‘радостно
напоминает, что корейские события
дали возможность избежать серьезного спа-
Ja деловой активности. который был. неиз-
бежен этим летом. Еженедельник «Бизнес
yun» со взлохом облегчения сообщает, 919
вучке миллизрдерюв в уезультате войны в
Корее более «не придется беспокоиться»
усилением кризиса, поскольку «расходы яа
вооружение возрастут». Рупор американ-
ских биржевиков «Барронс» ликует по 10-
волу того. что события в Корее помогли,
наконец, передать руковадетво внешней: по-
литикой США из «неумелых рук государ-
етвенного департамента в руки суровых
moi na Пентагона» — этого  змеиного
гнезда поджигателей войны,

Знатилельно более пространно и конкрет-
но те же мысли изложены в журнале «Ди
штрассе», выходящем в «бониской Герма-
нии», На его страницах дана красноречи-
вая картина того, чем, по мнению магнатов
промышленности, грозит американским ин-
тервентам и их послушным рабам провал

кровавых планов развязывания новой вой-
ны и, вледовательно, мирное урегулирова-
ние событий в Корее.

«В тот самый момент, когда внезаино
будет установлен мир, — пишет журнал
«Ди штрассе», — закроются ворота 12 ты-
сяч американских заводов, которые, соглас-
но информации Управления вооружения и
боеприпасов, работают исключительно на
войну. Вели мир продлится ее некоторое
время, то такая же участь постигнет еще
около 30 тысяч предприятий... Bee ovra-
новится, ‘поскольку утоль, руда и нефть
питают преимущественно молоха войны.
Булут парализованы многие области науч-
ной деятельности. Без работы окажется
целая ‘армия политических деятелей, сие-
циалистов военных и мирных профессий.
Мир... явился бы для них большей ката-
строфой, чем новая мировая война».

`Итак, война — это средетво обеспечения
полной занятости для всей о индустрии
смерти, источник непрерызного обогащения
атомно-пушечных королей. возможность
окончательно подчинить власти кровавого
чистогана всю внешнюю и внутреннюю п9-
литику США, хотя бы для достижения та-
кой цели пришлось вскрыть вены всему
человечеству! Вот почему заокеанекие аг-
рессоры так препятствуют установлению
мира в Корее, рассматривая ее как «пред-
мостное укрепление», с которого удастся
столкнуть весь мир в пропасть новой ми-
ровой катастрофы!

Есть еше один немаловажный мотив,
объябняющий ту ярость, с какой интервен-
ты беснуются в Корее: в армии этого ге-
роического народа они видят армию, сра-
жающуюся не только за свободу и. един-
ство родины, но и за торжество мира во
всем мире. Каждый ее орудийный зали —
есть зали в защиту мира! Над. каждой осво-
божденной ею пядью родной земли раз-
вевается не пиратский флаг агрессии, 3
лучезарное знамя поборников мира! В. каж-
дом боевом лозунге, е которым солдаты ко-
рейского народа идут на штурм позиций
наемников Трумэна-—Макартура, звучит,
подобно трубе горниста, непобедимое и’ не-
истребимое слово «мир»! Вот почему и 34-
терявигийся на карте городок Пхентхэк ин-
тервенты рассматривают не только Kak
пункт, на уничтожение котором MOO
прибыльно израсходовать тонны металла и
взрывчатых веществ, но и как маленькую
крепость, которую следует стереть с ли-
ца земли, поскольку ее населяют люди, сра-
жалощиеся 3a MHD.

Но события, развязанные заокеанскими
агрессорами в Корее, принесли им неудачи
не только на поле боя. Отлушительные
разрывы бомб, которыми американзкие лю-
доеды сносили © лица земли Пхентхэк,
громким эхом отозвались во всех концах
земного шара. Подобно легендарному коло-
колу. это эхо оплакивает погибших, зовет
живых и будит в них бурю возмущения!

Народы всего мира клеймят позором
американских поджигателей войны, Bee
честные люди на всем земном шаре тре-
буют парализовать агрессию США, пре-
кратить зверские бомбардировки мирного

населения И вывести
войска интервентов из
Кореи. На имя предее-
дателя Совета Безопас-
ности тов. Малика и
генерального секретаря ООН поступают все
новые и новые предложения от тех. кто
жаждет сохранения и укрепления мира в
любой точке земного шара. Всемирная фе-
дерация профсоюзов требует, чтобы населе-
ние Кореи было немедленно защищено от
бомбардировок, а также от всякой угрозы
применения атомной бомбы. Правительство
Чехословакии протестует против тредна-
меренного бездействия Совета Безопаено-
сти, который в результате позиции «аме-
риканизированного большинства» до сих
пор не предпринял ничего для осуждения

ША, как агрессора, и для прекращения
страданий корейского народа. Всесоюзный
Центральный совет профессиональных со-
1030B B своей телеграмме‘ настаивает от
имени трудящихея СССР на осуждении
Советом Безопасности агресспи США в
Корее, на прекращении зверских бомбар-
дировок американской авиацией городов
и сел Кореи, а также на принятии реше-
ния о немедленном прекращении амеря-
канского вторжения в Корею и выводе
всех иностранных войск. :

Положить конец циничной игре, кото-
рую ведет Уолл-стрит в Организации
Объединенных Наций, стремясь противо-
действовать воле народов! Руки прочь от
Кореи! — таков единодушный  миллионнэ-
устый лозунг, с которым Bee шире
разворачивается сейчас борьба за мир.

Новые миллионы людей становятся сей-
час в ряды защитников мира потому, что
их потрясло поведение  империалистических
разбойников в Корее:

Совсем недавно было опубликовано ком-
мюнике Постоянного’ Комитета Веемирного
контрееса сторонников ‘мира. Из него’ стало
известно, что шестьсот миллионов людей,
составляющих около четвертой части всего
человечества, присоединились к Воззва-
нию. Уже после этого. в самые последние
дни, телеграф приносит новые данные, сви-
детельствующие о том, чт цифра, ука-
занная в коммюнике, непрерывно растет.

Простым людям всего мира война в Ко-
рее, как и вся агрессивная политика аме-
риканских империалистов, открывает глаза
на действительное положение вещей. Не
случайно из четырнадцати с лишним мил-
лионов подписей, собранных в Италии, 60-
лее десяти с половиной миллионов постав-
лены под Воззванием уже после того, как
началось американское вторжение в Корею.

Чем сильнее зверствуют империалисты-
янки в Корее, чем бешенее и откровеннее
отовятея они к новой войне, чем безза-
стенчивее пытаются они подчинить себе
народы колонизируемых ими стран, — тем
крепче становится лагерь мира, тем мощ-
нее и многочисленнее становится это неодо-
лимое движение современности.

Подобно тому как чешский городок’ Ли-
Wile стал в памяти народов символом
бесчеловечности немецких фалпистов, таки
стертый с лица земли корейский городок
Пхентхэк становится в нашем сознании
символом зверства американских убийц.

Судьба палачей Лидице известна. Миро-
любивые народы мира напоминают об этом
американским атрессорам,

куда!

ПРОЛЕТАРИИ. ВСЕХ` СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

(MTEPATY PHA
ГАЗЕ

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

№ 72 (2663)

«..Нужно только раз получить инте-
рес к этим дробям, нулям, нуликам, этой
вообще цифровой крупе, которою усеяны
статистические книги и таблицы, как
все они, вся эта крупа цифр начнет при-
нимать человеческие образы и облекать-
ся в картины ежедневной жизни, то-есть
начнет получать значение не мертвых и
скучных знаков, а, напротив, значение
самого  разностороннейшего изображения
жизни».

Это — из очерка Глеба Успенского
«Четверть» лошади». Перелистывая. од-
нажды местные статистические. «данные»,
Успенский был поражен одной из. стро-
чек, в которой было отмечено, что в
большом уезде на каждую ревизскую ду-
пу приходилось в среднем всего лишь
четверть лошади. Рисуя  нечеловечески
тяжелый крестьянский труд, писатель вое-

клицал: «Что делать! — у бедных людей,

была только четвертая часть лошади, и
поэтому недостающие части лошадиной си-
лы они должны были взять на себя».
«Четверть лошади» давно ушла в пб-
ласть предания. Вакие же цифры появи-
лись в деревенской статистике? Какая
«цифровая крупа» усеивает сейчас ста-

тистические книги ин таблицы? Какую
жизнь она изображает?
На-днях, когда я был в Алтайском

краевом управлении сельского хозяйства,
я попросил дать мне один из годовых
колхозных отчетов, Мне предложили от-
чет артели имени Молотова за 1949 год.
Это довольно пухлая тетрадь: в ней око-
ло двадцати страниц, сотни граф, тысячи
цифр — «дробей, нулей. и нуликов».
Не занимаясь никогда статистикой, вна-
чале я растерялся: как тут разберешься?
Но вот Ha первой странице глаз. улавли-
вает обыкновенные, привычные слова о
количестве дворов, - объединенных ар-
телью имени Молотова-(их 310); ио ко-
личестве трудоспособных людей в этом
колхозе (их 520).

Вспомнив ‘0 «четверти лошади», A
стал искать тот столбик цифр, в кото-
ром должно быть отмечено количество
лотадей в колхозе. В разделе о балансе я
нашел, что в колхозе имеется рабочего
скота на 61.446 рублей. Мне‘ хорошо
известно, какое значение имеет лошаль B
сельском хозяйстве. «Как же так, — подумал
я,—удя по этой сумме. рабочего скота в
колхозе имени Молотова не так уж много.
Как же они управляются?».

Я спросил 06 этом сотрудников Epac-
вого управления. Они переглянулись
между собой и, не. желая, очевидно,
поднимать на смех начинающего «стати-
стика», сдержанно улыбнулись.

Старший из них, в очках, перелистал
отчет и вежливо посоветовал:
вы смотрите дальше. Видите
цифры — 5 и 450? Это — пять  меха-
нических двигателей, которые имеет кол-
хоз. (Мощность их — 450 - лошадиных
сил.

Я. мысленно делю 450 лошадиных сил
на 310 дворов и опять говорю: мало,
только полторы лошади на двор.

— Прочтите следующую графу, —снова
советует мне товарищ в очках.

В следующей графе указано: колхоз
имеет 8 автомашин общей грузоподъем-
ностью в 20 тонн. Сколько же это го-
ставляет лошадиных сил? Я не успеваю
высчитать, как товарищ в очках опять
сообщает:

— На полях колхоза имени Молотова

ежегодно работает 13 тракторов и кэм-
байнов. Прибавьте к ним 8 вышеуказан-
ных автомашин и вы увидите, что в по-
леводческих бригадах колхоза труд меха-
низирован почти на 90 процентов.

На девяносто! Вот вам и «четверть ло-
шади»!

И я понял, что мое намерение увидеть
рост колхозной деревни на сравнении с
цифрами деревни дореволюционной — не
состоятельно. В советской деревне прои-
зошли качественные: изменения и их не с
чем сравнивать. Раньше лошадиная сила
была лошадиной силой в натуральной,
Так сказать, величине. Сейчас тысячи,
десятки тысяч лошадиных еил заключены
в моторах тракторов, комбайнов, автома-
шин, в двигателях, в динамомашинах.
Сельское. хозяйство в советской стране
держится не на‘ «сивке-бурке». Настало
то время, о котором мечтал В. И. Ленин в
двадцатых = годах, -—— сельское хозяйство
«пересело» с лошади крестьянской на л9-
`шадь машинной индустрии. Девяносто
процентов ‘всех полевых работ в артели
имени Молотова выполняет именно эта
лошадь.

Отбросив сравнение с дореволюционной
«Четвертью лошади», я читаю графу за
графой колхозного отчета, и передо мной’
через «пифровую крупу» встают «карти-
ны ежедневной жизни» советской дерев-
ни — нобывалые картины.

‚ В. разделе «Баланс колхоза на 1 янва-
ря 1950 года» есть такой столбец цифр:

Постройки, сооружения,

многолетние насаждения ‚ . 1.559.636 р.
Продуктивный. скот, птица,

HAGE. ao eel al cee 199.972 р,
Сельхозмашины, орудия,

двигатели ось. 3 %; 218.449 р.
Инвентарь и оборудование . . 592.101 р.
Транспортные средства . + ._ 139.286 р.
Продукты уче ие, 256.149 р.

Далее в столбце указано еще 13 pas-

личных ценностей, ‘находящихся на ба-
лансе колхоза, Общая сумма баланса опре-
делена в 3.897.668 рублей.

стриальный район: здесь

Вторник, 22 августа 1950 г.

ДЕРЕВЕНСКАЯ СТАТ

Савва КОЖЕВНИКОВ,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»

@

Какая дореволюционная деревня В
триста дворов могла иметь ценностей поч-
TH Ha четыре миллиона рублей? В ‘колхо-
зе имени Молотова, когда он возник, все
его капиталы составляли не более 20 ты-
сяч рублей. Впрочем, сравнение и здесь
не закономерно, так как ценности кол-
хозной деревни совсем иные, чем ценно-
сти, которые были в разных там Горело-
вых, Нееловых и Неурожайках. Церковь,
кабак,  покосившиеся  избенки, ‹ ветхие
плетни — вот что составляло их «ба-
ланс».

Совсем иначе выглядит «баланс» кол-
хозного села. Вот, например, что пред-
ставляет собой в натуральной величине

первая статья баланса  молотовцев  (по-
стройки, сооружения, многолетние на-
саждения).

Подъезжая к селу Молотово, вы уже из-
дали видите купол водонапорной башни,
трубу электрической станции, здания под-
собных предприятий и различные мастер-
ские. j

Колхоз расположен в сухой ковыльной
алтайской степи. Раньше там не было ни
воды, ни деревца. Колхозники изменили
пейзаж. Поселок окружен сейчас березо-
вой рощей. Среди пшеничных полей сн-

неют пруды, в которых разводится рыба,

зеленеют лесные полесы. (Лесных нагаж-
дений на балансе колхоза — 64,25 га.
Из них в 1949 г. посажено 12,28 га).
Пересекая рощи, минуя зеркальные
пруды, вы въезжаете в ровную улицу, и
перед вами возникают новые дома, окру-
женные садиками. Кирпичные двухквар-

Гтирные домики колхозников чередуются с

каменными зданиями средней школы, клу-
ба, больницы, агрокабинета, детекого са-
да, кооперативного магазина, правления
колхоза.

Кое-где, правда, встречаются еще ин
старенькие покосившиеся избы. Но дни
их сочтены. Село Молотово отстраивается
по плану архитекторов. Только в пер-
вые четыре года послевоенной пятилетки
на хозяйственное и культурно-жилищное
строительство здесь израсходовано около
двух миллионов рублей. Облик Молотово
меняется с каждым. строительным ce30-
HOM, : :

—- Не деревня, а город! — с восхи-
щением говорят колхозники о своем селе.

И в самом деле, село Молотово напо-
минает городок. За плотиной, на краю
общественной усадьбы, вырос целый инду-
воздвигнуты и
работают электростанция мощностью в
275 киловатт, маслодельный,  колбасный,
винный, кирпичный. заводы,  механиче-
ская и столярная мастерские, фабрика по
переработке овощей и фруктов.

Волхозная электростанция приводит в
движение 60 станков и агрегатов, оеве-
щает все производственные службы, учре-
дения и квартиры. ‘Электричество cy-
шит‘ и очищает зерно, месит глину, прес-
сует кирпич, пилит лес, стрижет овец, по-
ливает сад и огороды, снабжает водой
животноводческие фермы.

Молотовцев, однако, это не устраивает.
Председатель правления колхоза Ф. Гринь-
ко мечтает 0 том дне, кода он сможет
Подключить свой колхоз к мошной элек-
тростанции, чтобы заставить  электриче-
ство обрабатывать поля.

Обширен отчет колхоза. Изложить в га-
зетном очерке все его’ «етатистические
данные» невозможно. Перелистаем не-
сколько’ страниц и посмотрим раздел «Де-
нежные доходы». В 1949 году артель по-
лучила:

От продукции полеводства

и луговодства  . » & @ 8
От огородничества _

и бахчеводетва в я
От садоводства. ; $;
От животноводства .
От продажи продукции

подсобных предприятий

й   промыслов Поти
Разные денежные доходы . + +

. 301.581 р.

# - 134.087 р.
. 223.152 р.
; 736.835 р.

a!
.

234.676 р.
74.535 р.

Всего колхоз имени Молотова имел до-
ходов в 1949 году 1.704.866 рублей.
Колхоз сверхмиллионер!

Смотря на эти цифры, можно еще скд-
зать:  молотовцы ведут  многоотраслевое
товарное хозяйство, которое под силу
только большому, хоропю организованно-
му и дружному коллективу.

В земледелии колхоза имени Молотова
внедрен научный комплекс Докучаева —
Костычева — Вильямса. Применяются но-
вейшие агрономические приемы:  трех-
кратная подкормка растений, яровизация
семян. Прочно вошли в обихол новые по-
нятия, неведомые дореволюционному кре-
стьянину: перекрестный сев, искусствен-
ное доопыливание,

В 1949 году поля колхоза уродили бо-
лее 120 тысяч пудов зерна, в среднем по
400 пудов на двор.

В многогранной колхозной
есть несколько строк о земле:
Закреплено за колхозом

всего земли`в бессрочное

статистике

6.626 га

пользование Е ae
Пахотной (посев, пар, залежи,

перелоги), включая огороды .’. 3.268 га
Из них пашви’ (посев и’пар) ... 3.186 га
Естественных сенокосов „._, ‚5 822 ra
Пастбищ ‘аз. заза ; э 1.856 га
Под ‘лесами хз ваваа 351 га

хозников имеют личные библиотеки.

Цена 40 коп.

ИСТИКА

Ве графы. как видим, заполнены
трех-= и  четырехзначными цифрами.
Здесь живут многоземельные крестьяне. В
столбце есть только одна двузначная циф-
ра, которая определяет площадь колхозно-
то сада, — 48 гектаров. Но, может быть,
именно эта скромная цифрочка наиболее
ярко определяет всю глубину нового, что
появилось в Молотово.

Была здесь раньше ‘унылая, однообраз-
ная’ степь. Краски ее были бледны и од-
нотонны. В тридцатых годах ходил по
этим землям председатель артели
Ф. Гринько и обдумывал: где и что лучше
посадить и посеять. Так он набрел на де-
лянку, окруженную березовой рощей. Бе-
резы задерживали влагу, защищали  зем-
лю от зимних холодных ветров и летних
суховеев. «Вот бы развести здесь фрукто-
вый сад!» — подумал Гринько. Мысль
была настолько смелой, что у председате-
ля перехватило дыхание. В Сибири, где
испокон веков растет только картошка, и
вдруг — фруктовый сад.

В первую же весну на 6 тектарах про-
извели посадку яблонь.
гибли, но оказалось среди них несколько
деревцев жизностойких, и они пустили
корни в неприветливую сибирскую землю.
И вот однажды на деревце «белого нали-
ва» люди увидели созревший плод. On был
только один. Председатель артели сорвал
яблоко, разрезал его на мелкие пластинки
И дал каждому старому колхознику по-
пробовать. Яблоко было малосочное и кис-
ловатое. И все же каждый хвалил. Старик
Филиии Поликарпов сказал:

— Так вкусно, что даже во. рту. тает.

Постепенно фруктовый сад разроеся на
48 гектарах. В нем сейчас около ста сор-
тов яблонь, 14 разновидностей вишни,
около сотни сортов слив, 9 сортов вино-
града, 15 сортов малины, 13 сортов зем-
ляники, около тридцати сортов смородины.

1949 год был неурожайный, и сад дал
колхозу только 223.152 рубля дохода. В
более благоприятные годы он приносит до-
ход до миллиона рублей.

Однако значение колхозного сада не
только в его высокой доходности:

Молотовцы создали свой колхоз на су-
ровых землях и заставили их давать
устойчивые урожаи. Они приносили в
артель из своих единоличных хозяйств
малоурожайные сорта зерновых культур
и в течение нескольких лет вырастили на
колхозных полях новые сорта ячменя и
ттшеницы. Они обобществили низкорослых
мохнатых «буренушек» и грубошерстных
овец. Сейчас в их колхозных фермах —
симментальские и костромские коровы,
русские рысаки, тонкорунные овцы.

В тот день, когда десять лет тому на-
зад на их земле было снято в деревца
первое яблоко, молотовцы впервые по-
чувствовали себя преобразователями при-
роды, полновластными хозяевами земли:
И, очевидно, поэтому первый еще кисло-
ватый плод показался им невероятно
вкусным. Они ‘увидели в нем свой за-
втрашний день. :

В заключение приведем несколько ста-
тистических строк 0 людях колхоза.
Вслед за указанием общего числа трудо-
слособных людей в колхозе в отчете от-
мечено, что в артели имени Молотова
имеется:

бригадиров-растениеводов s 3 6 =
зав. МТФ, бригадиров-животнаводов
агрономов . и Е
зоотехников в з
инженеров ; +
механиков ; aa
TOXHAKOB? tb A sobre ee oe
комбайнеров, трактористов
экономистов ое
учителей о-в
медицинских работников
культработников . чз
пропагандистов; . +

яя

=

ое
м шо

.
a
a

to
And pon hnNvew mann

oom

“Ns

эм мое “2 ©«

shpat ys oem rm
дтп пою
ona wt a oe wm a n

2 в г № 9; я д он

шо

Это — сельская интеллигенция. Про-
цент ее к общему числу трудоспособного
населения приближается к двадцати. Но
это, конечно, условное определение. Кого
из молотовцев отнести к интеллигенции—
это не простое дело.

Здесь вся Колхозная молодежь имест
семилетнее образование, многие окончили
десятилетку, 20 мололых колхозников
Учатся в вузах.

В колхозе создана агрономическая шко-
ла. Она готовит агротехников, звеньевых,
садоводов, лесомелиораторов. В двух пар-
тийных и одной комсомольской школах
коммунисты, комсомольцы и сельский ак-
тив” изучают историю ‘партии, труды
Ленина и Сталина. Вечерняя общеобразо-
вательная кола повышает грамотность
колхозников, которые не смогли в свое
время получить законченное образование.

110 колхозников регулярно читают
марксистско-ленинскую литературу. Клуб-
Had н школьная библиотеки выдали за
1949 rox 20 тысяч книг. 50 семей кол-
и 150
семей выписытают тазеты и журналы.

„Нет, не легко определить, кто из мо-
лотовцев может и кто на может быть

записан в графу сельской интеллигенции.
Такова деревенская статистика.
Алтайский край

Молодые деревца 4