‚Ккели усиленно склонял

Спор, решенный жизнью

Заметки участника УП Международного конгресса ботаников

Ё

11 июля нынешнего года труппа совет-
ских ученых вылетела в Стокгольм для
участия в УП Международном конгрессе 69
таников.

В Хельсинки мы пересели из советского
в шведский самолет и вскоре  приземли-
лись на стоктольмском аэродроме. Уже в
первые часы пребывания в шведской
столице нам стало ясно: Швеция — страна
маршаллизованная.

Приняв «план Маршалла», шведское
правительство, в ущерб национальной эко-
номике, широко открыло ворота страны
для американских товаров, даже таких, как,
бритвенные принадлежности, ручки, ка-
тандалги.

Особо. щедро Уолл-стрит снабжает древ-
нюю страну викингов жевательной резин-
кой. Она есть и в бакалейных магазинах
и в газетных киосках.

— Вогла шведы успеют сжевать такую
уйму резины? — спросил я одного еток-
гольмца.

— Янки пракажут, —— наше правитель-
ство He только сжует, -— проглотит, —
горько сострил он в ответ...

И, пожалуй, этому можно
Янки господствуют в Швеции. Их флаги
развеваются на многих зданиях. Их флаж-
ки—в витринах: на мужских костюмах,
дамских платьях, шляпах. Часто даже сто-
лы в ресторанах украшены этой эмблемой.

Нам рассказали, что американцы pac-
поряжаются автомобильным транспортом
страны. Ее  бензозаправочные колонки
принадлежат американским и английским
фирмам. Несколько лет назад правитель-
ство Швеции намеревалось национализиро-
вать бензоколонки. В ответ на эту «дер-
зооть» оно получило предупреждение—от-
пуск горючего прекратится. Й правитель-
ство поспешило забыть о своем намерении.

В изобилии засылают в Швецию янки
и «духовную пищу» — книги-детективы и
кинофильмы вроде «Ребра Адама», смакую-
щие измены, убийства. Название одного
фильма ввело нас в заблуждение Мы от-
правились смотреть «Войну Севера с
Югом», которая, как известно, велась за
освобождение негров в 1861—1865 годах.
Но сценарист и постановщик, вернее, их
хозяин — Голливуд, намеренно исказили.
историческую правду. Фальм построен так,

>
И. ГЛУЩЕНКО,

дектор биологических наук

>

професор Скоттоберг crapanrca заверить
делегатов,  что-де. ботаника Соединенных
Штатов — «крепость,. которая не уступит
никому и ни в чем». «Бесцельно пытать-
ся отрицать, — сказал он, — что Новый
Свет взял первенство в области ботаники»,

Ч же замечательного показал Новый
Свет на конгрессе? Один из столиов мор-
танистской генетики, —упоминавшийся уже
проф. Блэкели, — сделал доклад о новых
гибридах дурмана. Теоретическое значение
работы проф. Блэксли весьма’ ограничено,
а о практическом и товорить не приходит-
ся. И делегаты выразили cBoe отноптение к
откровениям Блэкели тем, что во время его
доклада зал пустовалт.

Моральное поражение потернея и глав»
английских морганистов проф. Дарлингтон,
Его лекция ‘«Алетка в стамювлении жиз-
ни» была прочитана носле наших генети-
ческих докладов. Конгресс видел в Дар-

лингтоне главного оппонента советским де-
поверить. .

легатам. Все с интересом ждали: какие же
веские доводы он приведет против обще-
биологического мичуринского учения? Шо
Дарлингтон повторил устаревшие данные о
клеточном строении организмов. Ни словом
не упомянул он о новейших открытиях 9-
ветских цитологов и микробиологов
0. Лепешинской, Г. Бошьяна и дру-
гих, опровергающих идеалистическое вир-
ховианское представление о клетке, как о
единственном начале начал всего живого.

Докладчику не задали ни одного вопоо-
са, зато в кулуарах говорили о Том, что
выстунление. его было скучным, неинтере?-
ным, отсталым.

Некоторые зарубежные ботаники высту-
пили с докладами, настолько далекими от
жизни, да и от науки, что можно было
только удивляться, как их Могли включить
в повестку дня Международного конгребса.
Эти доклады демонстрировали лишь: жела-
ние некоторых авторов выслужиться пе-
ред представителями США. Так, напримет,
профессор Вальтер из Занадной Германии
сообщил о работах, проведенных им 18
лет тому Hasay по исследованию
режима . растений Аризонской пустыни.

чтобы вызывать симпатии зрителя He К
угнетенным неграм и их освободителям, а
к свиреным плантаторам юга.

Здесь все американское и всюду амери-
канцы. Десятки тысяч американских «ту-
ристов» в небольшой стране. Й из года в
год их становится все больше.

Й вот «благодетельные» перемены, выз-
ванные в Швеции действием «плана Мар-
шалла». Шзедекая крона обесценивается. За
последние два года дороговизна жизни здесь
всё ‘время возрастает.

Выслуживаясь перед своими хозяевами,
проамериванская шведская печать старает-
ся оболгать ин очернить все советское:

Этим же «принципом» реакционные га-
зеты руководствовалиеь при освещении вы-  !
ступлений наших делегатов на конгрессе.

Конгресс открылся 12 июля. Несколь-
кими месяцами ранее в Стокгольме было
принято историческое Воззвание о мире.

Уже одно это географическое совпадение
обязывало. 1200 ученых Швеции, Амери-
ки, Англии Франции, Индий и других
стран, съехавшихся на конгресс, могли бы
тневно обудать американо-антлийских под-
жигателей вамны. Но этого не случилозь.
Шведский пнрофессор Скоттеберг, действуя
явно по указке американцев, открывая
конгресс, позволил себе наглую выходку
против нашей страны. От советской деле-
тации он получил достойную отповедь.

чести больнинства участвиков конг-
ресса  надо
всегда считались © его заправилами,

Посланцам Трумэна, Несмотря на все их

старания, не удалось повести за собой кон-

гресе. Глава американской делегации Блэ-
присутствующих
согласиться на созыв УШ Международного
съезда ботаников в Нью-Йорке. Но почти

сказать, что они далеко Te

Этот самый Вальтер во время гитлеровской
оккупации Укранны пытался насаждать
там фашистскую «науку»...

a :

Доклады советских ученых были в
центре внимания всего конгресса —
они показали  превосходетво советской
науки перед наукой капиталистических
стран. Глава советской делегации академик
В. Сукачев охарактеризовал огромный раз-
мах ботанических работ, проводившихея
в СССР за последние два десятилетия. Все
эти работы подчинены основной задаче —
переделке природы на блато трудящихся. Он
рассказал о работах по изучению растя-
тельного покрова, по картографии расти-
тельности в нашей стране. В этом отнош -
нии СССР идет впереди других страж.

Такая же тесная связь теории и практи-
ки, участие науки в выполнении великих
народнохозяйственных задач отразились и

B других докладах и выступлениях совет-

ских ученых. Они показали, какую ог-
ромную роль играют мичурниская биология
и ботаника в решении трандиозных задач
строительства коммунистического общества.

Из наших выступлений участники кон-
гресса узнали о том, как в широкой твор-
ческой дискуссии победило мичуринское
направление в биологии.

Не только секционные, но и пленарные
заседания обычно посещались немногими
делегатами и заканчивались в 6—8 часов
вечера. Лругая картана наблюдалась Bo
время выступлений советских ученых. За-
седания затягивались за полночь; и все же
нам не приходилось сетовать на недостаток
слушателей. Даже социал-хемократическая
тазета «Моргон тилнинген», которую уж

все страны света, представленные в Сток-
тольме, проголосовали против. Блэксли
вынужден был просить, чтобы его предло-
жение обсудили еше на одном заседании,
Просьбу уважили, но предложение снова
отклонили. Вопреки настоянию американ-
цев, слелующий конгресс решено созвать в
1954 году в Париже.

Zs

На УП Международном конгрессе ботани-
ков весьма наглядно отразились два на-
правления в науке-—реакционное, вейсмз-
нистско-морганистское и передовое, мичу-
ринское. Вниманию участников конгресса
было предложено свыше 500 докладов. Чо
лишь , немногие из них представляаи
научный интерес. На большинстве  док-.
ладов лежала печать идеализма, отрыва
от жизни.

Особенно наглядно кризис буржуазной
теоретической ботаники отразился в, том
факте, что большинство генетических док-
ладов было посвящено методам получения
растений-уродов, появляющихся на свет в

результате мутаций — внезапных измене-
ний наследственной основы, вызванных
холхицином. В последние голы этот яд
широко рекламируется морганиетами.

По Моргану — наследственность орга-
низма можно изменить экстраординарными,
необычными воздействиями, например,
сильно действующими ядами или высоки-
ми дозами рентгеновских лучей. Морганист-
скив мутации дают случайные формы —
это лотерея. №ели и удается отобрать сре-
ди них растения, представляющие интерее
для экопериментатора, то плодовитость их
обычно очень слаба.

По Мичурину — наследственность из-
меняется условиями жизни. Направленным
воспитанием организмов, в Том числе и
организмов гибридного нроисхождения, мы
созлаем сорта © желательными качествами.
Благодаря этому методу советские pacTe-
ниеводы, селекиионеры перекраивают reo-
трафию растительных форм страны.

Хотя этот спор двух. наяравлений в
науке давно решен жизнью, буржуазные
тесретики все же пытаются игнорировазь
мичуринское учение. Президент Konrpecea

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 № 72

—-

никак нельзя заподозрить в добрых чув-
ствах ® советской науке, сообщила в номе-
ре от 18 июля о том, что во время вы-
ступлений советских делегатов «помещение
было заполнено до последнего места и не-
которым пришлось сидеть на полу...»

Следует добавить: наши четыре доклада,
посвященные проблемам мичуринской гене-
тики, прочитанные профессорами В. Сто-
летовым,   Турбиным, №. Суховым
и мной, были поставлены в генетической
секции. Но слушали их сотни людей, и не
только генетики, HO и представители дру-
гих отраслей ботаники. ‘Нам было задано
много вопросов.

Проф. Дарлингтон своими  звопросами-
замечаниями пытался создать у слушателей
впечатление, будто советские селекционеры
присваивают себе чужие заслуги. Эта бес-
церемонная ложь нас ничуть не удивила;
Еще в ‘феврале. 1947 года в журнале
«Дисковери» Дарлингтон  заверял мир,
будто вся заслуга Мичурина cocront в
акклиматизации канадских и североамери-
канских сортов плодовых деревьев. И эт
Дарлинттон отваживалея заявлять в TO
время, когла еще живы тё самые амери-
ханцы и канадцы, которые вывозили из
Возлова мичуринекие сорта, превознося их,
kak лучшие в мире. Ларлингтону нет дела
й 20 Тото, ч% 52 года назал воеканадский
съезд фермеров обметил: в суровые зиуы
все американские и европейские сорта ви-
шни звымеёрзли, и только  мичуринекая
«Наодородная» выжила.

Это и’ многое другое мы изложили В
своих ответах на заданные нам вопросы.
Стой  заметить, что перед этим произошел
любопытный инцидент. Поддерживая Jlap-
лингтона, председательствовавий датчанян
Винге объявил; русские, мол, не желают от-
ветить на заданные им вопросы сразу —onit
сделают это, может быть, в другой раз. Это
был явный антисоветский трюк. Шо залу
прошел слух: советские ботаники должны
согласовать свой ответы с Москвой. Ho мы,
разумеется, сразу Re ответили на ве
вопросы.

«Это заседание, — нисала газета «Ию
даг», — явилось. блестящим кульминаци-
онным пунктом конгресса, Русские про-
фессора осветили крупные успехи совет-
ской науки. и ве делающие эпоху откры-
THA». я

С какими бы замечаниями ни высту-
пан Дарлингтон и, Винге, всем было

водного

очевидно жадное внимание собравшихся к
TOMY новому, что прозвучало в выстунле-
ниях советских делегатов,

Многие слушатели впервые узнали из
наших докладов о Мичурине, Лысенко, об
их учении, о грандиозных работах по пе-
ределке природы в СССР.

Прислужники Уолл-стрита и Сити вея-
чески пытаются помешать проникновению
правды о мичуринской науке в среду уче-
ных капиталистических стран. А когда
замолчать. ‘учение Мичурина и работы
академика Лысенко и других советских
ученых становится невозможно, их ста-
раются извратить. Морганиеты, опошляя
взгляды ’Т. Лысенко, внушили многим
ученым, что мы не признаем существова-
ния хромосом — видимых под микроско-
пом частиц клетки, число которых раз-
лично для Каждого вида животных и pac-
тений. Но и эта ложь была разоблачена.

Необходимо заметить, что © большим
интересом  выслушивалея каждый доклад
советского делегата. Так, например,
активно прошел доклад на секции эксие-
риментальной экологии, прочитанный
членом-корреспондентом АН СССР П. Ва-
рановым, о разведении культурных —pacre-
ний в условиях Памира. Не менее успем-
но прочитал свой доклад профессор
П. Генкель о приспособительной роли co-
стояния покоя у растений.

В дии конгресса мы убедились, какой
живой интерес к советской науке прояв-
ляют ученые многих зарубежных стран.
Стоит упомянуть, что ряд ученых при-
слал нам письма © благодарностью за ин-
тересные доклады.

В качестве вещественного доказательства
огромного развития теоретической мысли в
СССР мы преподнесли конгрессу 15-томный
труд «Флора СССР», равного которому нет
в мире. Он был с благодарностью принят.

Слово советских ботаников прозвучало в
Швеции не только с трибуны конгресса.
Мы выступили на собраниях членов
Шведско-советского общества в Cror-
тольме, Гетеборге, Чулео.

4,

Хорошее впечатление. осталось у нас от
ряда дружеских ветреч со шведскими уче-
ными и более широкими кругами общест-
венности, труппирующимися вокруг Швед-
ско-советского общества.

Участники конгресса посетили институт
тенетики университета в городе Лунде и
известные опытные станции в Сфалефе и
в Ландекроне. Сперва нам показали до-
стижения морганизма в действии: тощую
низкорослую и высокую  малоозерненнуо
рожь. Это — результат применения, недо-
пустимого с точки зрения мичуринской
биологии длительного близкокровного раз-
ведения в первом случае и действия кол-
хицина — во втором. Выли продемонстри-
рованы также ренттенизированные тфасте-
ния ячменя. Их вид был далеко не луч-

те исходных форм этих расфений.

Затем, чтобы рассеять тяжелое внечатле-
ние от этой коллекции биолотических уро-
дов, нас повезли на прекрасные поля пиге-
ницы, сорта которой выведены обычным
методом скрещивания между собой лучиих
сортов и последующего отбора.
Знаменательный контраст! Применяя

свои теории, формальные генетики, ках
правило, ничего, кроме уродов, не получа-
ют. Когла же нужно решить какую-нибудь
жизненн\1о задачу, о морганизме не вепо-

минают.

После осмотра опытных станций между
нами и шведскими учеными Арно Мюнтнин-.
том ий Альбертом Леваном завязалась хи-
скуссия об основных вопросах мичуринской
биологии. На многочисленных примерах не-
состоятельности хромосомной теории на-
следственности и на успехах практического
применения мичуринской биологии мы по-
Казали всю жизненность этой последней.
0ба ученые чистосердечно признали, что
дать морганистское объяснение мичурин-
ским экспериментам невозможно. Не приг-
длилась им формальная генетика, в частно-
сти, и для Теоретического анализа одного из
наших опытов: высеяв весной зерно озимой
ржи, Мы получаем пышный Куст, делим
корни с листвой на много частей и pac-
саживаем их 10 отдельным вазонам. Так
получаем ло двухсот растений изо одного
зерна! Каждую труппу растений удобрям
по-разному. Разные условия существования
превращают двести потомков одного орга-
низма как бы в различные ортанизмы. Л9-
казательством этого является нормальное
завязывание семян этих растений во время
цветения. Все они дают здоровое  потом-
ство. Шведы очень заинтересовались этим
опытом, обещали повторить У себя и...

] снова вынуждены были признать, что мор-

танизм этот опыт не может объяснить.

Неслучайно после многолетних попыток
выведения новых ртов ржи методами
морганистекой генетики (близкокровного
разведения) коллега и соотечественник
наших собеседников профессор Герберт

ияьсон отрекся от этих методов.

«Мон воесторонние попытки встунить
на этот путь селекции потерпели полный
крах», —= писал Нильсон,

В среде зарубежных формальных генети-
ков намечается расслоение. Между резк-
ционными учеными, которые верой и прав-
дой служат империализму,  опорочивают
советскую науку, и массой ботаников Запа-
да нельзя поставить знака равенства,

Основное значение конгресса в том, что
он рассеял в значительной степени туман,
которым морганисты окутывают мичурин-
ское учение. И несмотря на то, что капи-
талистические государства старались по-
слать на конгресе напболее благонадежных
© их точки зрения людей, многие из них
проявили искренний интерес к советским
сообщениям. ,

Многие биолоти Запада начинают 060-
знавать крах вейсманизма-моргатизиа. Они
вилят силу, действенность общебиологи-
ческого мичуринского учения.

Вот чем объясняется исключительный
интерес этих ученых в докладам COBCTCRUXe
лелегатов на’ конгрессе,

Несомпетато: что УП Международный 60-
танический конгресс войдет в историю bo-

танической мыели, как конгресе, продемон-
стрировавший убожество морганизма и жиз-
ненную силу советской науки, помогающей
советскому государству под руководством
коммунистической партии BTTH & высотам
коммунизма. }

За спортивное

общество,
которого еще нет

Геннадия Васильевича Букина я нашел
в роще неподалеку от деревни — он руко-
водил корчеванием иней и раечисткой
плошадки под Колхозный парк-стадион.

Подошел председатель колхоза Иван
Абрамович Емельянов, Впервые я увидел
его со значком депутата Верховного Совета
‘в петлице, золотой звездой Героя Социалн-
стического Труда и колодкой  орденских
Аенточек,.

— Опять по физкультуре? — спросил
меня Иван Абрамович. —Небось снова про’
Полину Гостинцеву писать? Не слишком
ли много о ней пишут? У нас и другие не
хуже. Хотя, но правде сказать, нам хва-
стать нечем, — уже серьезнее продолжал
Иван Абрамович, —— насчет массовости мы
поотстали.

Котда товорят о том, как глубоко в де-
ревню проникла у нае физкультура, всегда
вспоминают прежде всего 0б этом колхозе.
Имя колхозницы Полины Тостинцевой, по-
бедительницы 30 многих лыжных соревно-
ваниях сельской молодежи, служит при
этом как бы паспортом всей колхозной
физкультуры вообще. Полина Гостинцева—
мастер спорта. 0 ней, этой незауряжной
девушке, любят рассказывать в Москве,
во Веесоюзном комитете по делам физиче-
ской культуры, всякий раз © удовольствием
обобщая успехи этой физкультурницы и
распространяя их на весь колхоз в целом.

В колхозе имени Тимирязева полтораста
молодых людей. У восьмидесяти из них В
карманах аккуратные книжечки «Билет
физкультурника». ‘ Однако лишь этими
книжечками, пербнлетенными в темноко-
ричневый картон, и ограничивается их
связь © физической культурой.

Правда, у тимирязевцев дело обстоит
лучине, чем в других местах. Тут есть Ген-
налий Васильевич Ryka, m0 должности
колхозный счетовод, по призванию-орга-
низатор молодежи. Снециального физвуль-
турного образования, хотя бы и среднего,
у него нет. Это любитель, преданный идее
продвижения спорта в массы, урывающий
из своего отдыха часы для тренерской ра-
боты,

— Я, конечно, не универсал-физ-
культурник, — говорит Геннадий Василье-
вич. == Допустим, я знаю легкую атлетику,
сам нехудо бегаю. Но как мне трениро-
вать футбольную команду, если я не умею
даже принять на ногу мяч?

Но в колхозе им. Тимирязева нет не
только футбольной команды, нет Там и
тира. Молодежь не умеет стрелять, He со-
ревнуется в меткости. —

Неподалеку от колхоза протекает Волга.
А стильного плавания здесь никто не знает.
В колхозе мало спортивного инвентаря, не-
хватает футбольных мячей, почти нет гим-
настических снарядов, мало лыж, а те, что
есть, He гочятея, потому что горьков-
ская мебельная фабрика ухитрилась сде-
лать их из сырой березы...

Как мы видим на примере «показатель-
ного» по физкультуре колхоза им. Тимиря-
зева, спорт на селе до сих пор суще-
ствует на «птичьих правах». Комсомолъ-
ские › организации не считают его своим
вровным делом, не вовлекают в физкуль-,
турное движение колхозное  юношество.
И поэтому только о Поляне Гостинцевой и
ве прошлых успехах может рассказать Ген-
налий Васильевич.

Мало обращают внимания на физкуль-
туру комитеты 10 делам  культурночтю-
светительных учреждений, комсомольские
организации. Физкультурная работа при
колхозных клубах, избах-читальнях, район-
ных домах культуры не налажена. Даже
такое массовое но своему характеру дело,
как сдача норм на значок ПТО, не привя-
ло в сельской местности должного разма-
ха. Редко н далеко не везде можно встре-
THTBCH с фактом межколхозных или меж-
районных спортивных соревнований,

Казалось бы, Всесоюзному комитету по
делам физкультуры и спорта и Министер-
ству сельского хозяйства СССР давно пора
ввести сельское физкультурное движение в
должное русло, поддержать инициативу
колхозной молодежи по организации всв-
союзного колхозного спортивного общества.

Речь идет именно о всесоюзном
спортивном › колхозном обществе. Вчера
в эмо еще может быть и He было
необходимости. Вчера можно было тадо-
ватьея и удивляться успехам одной Поли-
ны Тостинцевой. Сегодня таких Гостинце-
вых должны быть тысячи.

И. РАХТАНОВ

ГОРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Болыше хороших открыток

ОБЗОР ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ

Вопрос о качестве художественной от-
врытки заинтересовал многих читателей
«Литературной газеты». 06 этом интересе
свидетельствуют полученные редакцией
писъьма-отклики на фельетон «Смотрите на
обороте!», напечатанный в нашей тазете
8 июля 1950 года.

Среди авторов писем —— учителя и ху-
дожники, работники издательств и музеев,
домашние хозяйки и служащие. Все они
единодушны в своем мнений: пора прекра-
тить халтуру в издании открыток и ире-

градить дорогу пошлоети; необходимо нала-.

дить массовый выпуск печатных и фото-
трафических открыток, высоких по своим
идейным и художественным качествам.

Отеутствие контроля со стороны государ-
ственных организаций привело в тому, что
всевозможные халтурщики и предприимчи-
вые дельцы сделали из производства от-
крыток доходную статью. Это особенно за-
метно на примере фотооткрыток. Их изда-
нием, ках правило, занимаются всякого
рода артели и маетерские, не имеютние от-
ношения в идеологической работе, к искус-
ству. Потрафляя плохим вкусам, они Ha-
водняют рынок всевозможными «конфет-
ными» красавицами, пронзенными сердца-
ми и прочей дребеденью,

Как с этим бороться?

Тов. Л. Самарцев (Ростоз-на-Дону) пред-
латает восстановить государственные фабри-
ки массовой фотопродукции, существовав-
шие до войны во многих республиканских
и областных центрах. Такие фабрики, вхо-
дившие в состав местных фототрестов или
специальных издательств, располагали ква-
лифицированными кадрами и выпускали
неплохую продукцию. Во всяком случае,
открытки, производимые этими фабриками,
были неизмеримо лучше по качеству и
намного дешевле по цене, чем то, что ныие
выпускается артелями.

Тов. Самарцев приходит к выводу: «Не-
обходимо восстановить деятельность фото-
издательств». Это, по ето мнению, дело
важное, полезное, рентабельное,

Читатель П. Ненаев со станции Шахунья
Торьковской железной дороги сетует на то,
что нет открыток с видами наших городов.
Нынешним летом он побывал в Харькове,
Днепропетровске и Кривом Роге, знакомил-
ся с их достопримечательностями, a, ye3-
жая, хотел приобрести на память открытки.
Но тщетно — открыток с видами этих мест
тов. Некаев найти не смог. Он предлагает,
чтобы «в каждом городе был организован
выпуск открыток, изображающих лучшие
площади и улицы, дома и памятники».

0) красоте, нашей природы, которую надо
запечатлеть на открытке, пишет в редак-
цию И. Букин (Москва). «Почему, —
спрашивает он, — нет серии открыток, на-
пример, с видами Волги?» И делает вывод:
«Очевидно, потому, что наши художники
не проявляют интербса к такой работе».

Тов. Букин ошибается. Корень зла от-
нюдь не в инертности художников, а в от-
сутствии инициативы и заинтересованности
у тех издательств, которые должны от
крытки выпускать.

Чт это именно Так,  свидетель-
ствует, например, письмо художника
А. Михраняна из города Куйбышева. По
собственной инициативе тов. `Михраняи еще
в 1947 тоду поехал в село Михайловское,
чтобы запечатлеть дорогие ‘сердцу совет-
ского человека пушкинские места. Худож-
ник сделал там серию рисунков и направил
их в издательство «Советский художник»,
предлагая выпустить открытки. Однако

рисунки, получивигие ряд хороптих отзывов,
не увидели света.

С горечью заключает тов. Михраняи ©в0е
письмо ‘в редакцию: «Насколько мине #з-
вестно, ни к 150-летию со дня рождения
великого натиего поэта, ни после юбилея
ни одно издательство не выпустило откры-
ток, на которых массовый зритель мог бы
видеть места, где жил и работал Пупкин...»

( неправильном отношении издательств
к выпуску открыток  питет и старигий
научный сотрудник музея коневодства
0. Желиговский (Москва).

Учительница М. Шахнеса из поселка
Кабардинка, Краснодарского края, ставит
важный вопрос. «Необходимо, — пишет
она, — выпускать серии открыток © pe-
продукциями лучших произведений на-
шего изобразительного искусства, экепони-
руемых на всесоюзных и республиканских
выставках. Такие открытки заинтересуют
школьников и помогут нам, учителям, в06-
питывать хороший вкус. Сейчас такие от-
крытки достать очень трудно, а чаще —
невозможно».

Значение хуложественных открыток для
детей посвящает свое письмо И. Комарова
(Зеленогорск, Ленинградской области). 0
необходимости популяризовать на открытке
лучшие произведения народного творчества
пишет М. Заславский (Киев). Важное зна-
чение открыток © портретами нисателей,
ученых, передовиков труда подчеркивает
А. Вильямс (Белебей, Башкирская АССР).
По ее мнению, открытки помогут редкол-
легиям красочно оформлять стенные газеты,

Среди полученных нами откликов
имеются два официальных письма руково-
дителей организаций, ответственных з& йз-
дание открыток,

Директор издательства «Советский ху-
дожник» Е. Меликадзе сообттает, что фелье-
тон «Смотрите на обороте!» обсужден на
редакционном совещании в издательстве.
Совершенно правильны выводы 0 необхо-
димости бороться е кустарщиной и халту-
рой при выпуске открыток. Чтобы корен-
ным образом исправить положение, надо
решительно увеличить выпуск BbICOKORA-
чественных открыток и удешевить их стоя-
мость. <«Отчетливо сознавая первостепенную
важность популяризации лучших произве-
дений советского изобразительного искус-
ства, — пишет тов. Меликадзе,—издатель-
ство «Советский художник» берет обяза-
тельство в 1951 году повысить тираж ху-
дожественных открыток до 10 миллионов,
против 6 миллионов, выпускаемых в Теку-
щем году».

Управляющий трестом «Укрфото» В. Но-
виков пишет: «Фельетон «Смотрите на 060-
роте!» послужил для нас’ мобилизующим
фактором в деле издания высокохудоже-
ственной и политически целеустремленной
массовой фотопечати. Пересмотрен  порт-
фель Киевской и Харьковской фотофабрик
и приостановлен выпуск отдельных сюже-
тов, не воспитывающих хороший вкус.

Тов. Новиков подтверждает далее, что
Комитет по делам искусств не осуществля-
ет контроля за выпуском фотооткрыток, и
вносит предложение: создать единый центр;
руководящий  фотографическим делом в
стране. Полезное предложение! Письма чи-
тателей убеждают в том, что издание от-
крыток должно быть сосредоточено в одних
руках. Единое издательство художествея-
ных открыток, единый трест фотооткры-

— ИАА ААА

ток, — вот что . позволит быстро и пра-
вильно решить задачу. А задача ясна:
больше хороших открыток!

‘

По следам выступлений «Литературной газеты»
«НОВАТОР И РАБЫ ТРАДИЦИИ»

Под тажим затоловком в № 50 «Лите-
ратурной газеты» от 21 июня была опуб-
ликована корреснонденция №, Сатыбалди-
на, рассказывавшая о недопустимом отно-

пении руководетвь Казахского филиала
Всесоюзной ордена Ленина Академии
свльскохозяйственных наук имени

В. И. Ленина к новатору кандидату сель-
скохозяйственных наук ©. Н. Куксенке,
разработавшему новый метод омоложения
посевов люцёрны,

Исполняющий обязанности предеелателя
президиума Казахского филиала ВАСХНИЛ
тов. В. Бальмонт сообщил, что прези-
диум обсудил корреспонденцию и признал
критику правильной. Члену президиума
доктору сельскохозяйственных наук po
фессору Г. Бияшеву увазано на неспра-

ведливое игнорирование ‘научных лоет-
жений тов. Ф. Куксенко. Дирекция Ино
тута земледелия имени В. Р. Вильяма
предложено обсудить вопрос о возможномя
дальнейшего пребывания на руководящей
работе заведующей отделом трав тов. Волу-
шевой, тормозившей внедрение B Itpon-
BOACTBO метода т. Куксенко:

С целью широкого внедрения в производ
ство омоложения посевов люцерны, пре
зидиум предложил руководителям научных
учреждений включить в тематические
планы 1951 года этот вопрос, а руково-
дителям экспериментальной базы — пол-
ностью обеспечить выполнение плана пз-
Уучно-исследовательских работ лаборатории
тенетики и селекции  сельскохозяйотвен-
ных растений, руководимой тов. Куксенко.

Архитектура колхозного села

По нашим  подечетам, надо в короткий
срок составить около 50 тысяч проектов
планировки сел укрупненных колхозов
Российской Федерации. Это невиданная еще
в нашей практике заявка, Чтобы вынойнить
ее, нужен большой, Но-настоящему творче-
ский труд всех республиканских, област“
ных, краевых и районных проектных орга»
низаций.

В основу просктов повых сел положена
идея строящихся на Украине колхоеных
городов = компактных накеленных пувк»
тов, органически связанных с окружаю-
IGM их фермами, хозяйственно-произвэд-
ственными постройками и в то же время
отлеленных от них в соответствии © сани»
тарными и шруотивопожарными требова*
НИЯМИ.

Неотъемлемой частью нового села долж=
ны быть электричество, радио, телефон,
водопровод (по возможности канализация),
куавтурно- бытовые учреждения, парк куаь-
туры и отдыха, спортивные площадки.
Каждое село будет иметь четко выявлен-
ный центр в вияе плошади или бульвара
е красивыми, архитектурно оформленными
зданиями WIROABL, клуба, правления колхо-
за, магазина и *. д. От пемтра вачнуся
баатоустюенные жилые кварталы, очерчен-
ные убзными линиями осолененных улиц я
хнутренних пробзлов. Индивидуальные 0\0-
роды частично выносятся за пределы ce-
ла-—эту мысль выдвигают колхозники.

Новые села расположатся в наиболее вы-
годной дли жителей местности = у рек я
других водоемов, на возвыиюнвостях, око-
ло лесных массивов. Надо аи по старой
традиции создавать новые бела вдоль 1ноб-
сейных дорог — по 066 их стороны? Мы
считаем, что это нецелесообразно, Дорога

нь». нь, +54

Объединяя свои мелкие артельные
{ хозяйства и создавая условия для но-
‘вого подъема культуры земледелия,
колхозники одновременно ставят вопрос
:и о создании крупных благоустроен-
: ных поселков. Как решается эта про-
{ блема? С таким вопросом корреспон-
{ дент «Литературной газеты» обратился
: к начальнику Главного управления по

: делам сельского и колхозного строи- }
} тельства при Совете Министров РСФСР
В. Иванову, Ниже печатаем его ответ,

leeebesb een senesenee

>
:
:
:
:

:
vb beesesseceweneet
обычно искуоственню делит свло, запыляет
жилища. Место седла в стороне от дороги,
в километре или двух, —© главной магя-
стралью ее свяжут подъездные пути;
Одновременно с проектами планировки
необхолимо разработать и новые типы жи-
лых домов, зданий культурно-бытового на-
значения. Таповые проекты, выпущенные
наитими проектными организациями три-
четыре года назад, уже не отвечают замро=
сам колхозного куестьинетва. Многие про-
екты повторяли типы старых изб или были
просто неудачны (глухие фронтоны, боль-
шие сони в примкнутой хозяйственной по-
стойкой м т. л.). Что же касается проек-
Тов зданий клубов, правлений колхозов,
бань, детбких яслей, магазинов, TO их
почти нет или же они имеются в очень ©г-

раичентюм выборе.

Жилой дом колхозника должен быть но
тольво просторным, иметь удобно раенолдо-
женные комнаты, высокие потоаки, боль-
mae, светлые окна. Надо учесть и требова-
ния. гигиенической науки. Отечественная
техника создала ряд новых систем  воло-
проведа и канализации, которые применя-

ю7ея для оборудования городских здавий.
Теперь в сёлах укрупненных колхозов этл
системы могут быть использованы и в J0-
мах колхозников.

Государственный  инетитут по проекти»
рованию сельских населенных мест раз-
рабатывает двадцать новых типовых про
ектов жилых домов колхозников для раз-
личных районов Российской Федерация,
проекты зданий правлений колхозов, сель»
ских советов, гостиниц (домов приезжих),
клубов и др. Задача состоит в том, чтобы
использовать весь накопленный нашими
архитекторами и планировщиками опыт в
области сельского строительства и дать
колхознику такой проект, который полно-
стью удовлетворял бы ешо.

ланяровка и’ проектирование — Только
часть работы по созданию новых сел. Важ*
неинее значение приобретают подготовка
кадров строилелей, индустриализация и №
ханизация работ, изыскание и произвол
ство местных строительных материалов, 8
частности кириича. Котествеанно, что нал0
HOTMOCTHIO использовать имеющиеся 19-
стройки, которые легко перевезти c mectd
на №1, реконструировать,  обновать,
улучшить. Но все же постепенно, даже №
районах, богатых лесом, дерево пи Ш-
стройке демев должно быть заменено огве-
тонким материалом. Только одного вирии-
ча ежегодно поналобийея несколько милан-
apios mTyr.

sEuaMMHOe = хозяйственное етроитель-
ство в новых укрупненных колхозах — 910
еще один шаг к коммунизму. И тем по-
четнее задача архитекторов, планирозши-
KOB, инженеров, специалистов сельском
хозяйства, принимающих ажтивное участие
в переустройстве колхозных села.