Болнующий вопр

Дети в нашей стране окружены все0б-   тельно и срочно лродумать программы для   неоправданно. Обучать девочек, и мальчиков
щей любовью и вниманием. 0 них забо-  женских и мужских школ» и что у дево-   по. разным программам—недопустимо. Дру-
титея государство, их учит и воспитывает   чек имеются определенные, ясно вылажей- той же «специфики» нет и быть не может.
  Пьвола, о них, 00 их судьбах, о счастье и  ные склонности к гуманитарны

наукам,

радости наших детей постоянно думают   которые ‘и`надб! развивать, é

советские люди, Вот почему такой значи-
тельный ‘интеёрее вызвала опубликованная
  в «Литературной тазете» почти пять’ ме-
  сящев назад-—8 апреля 1950 года —
  статья проф. В. Колбановевого «Волную-
  щий вопрос».
  В этой статье говорилось о необходимю-
  сти пгироко обсудить достоинства’ и недо-
статки действующих в настоящее время
двух систем школьного
местного (для оболх полов) и раздельного.
  Автор статьи, высказываясь в пользу сов-
местного обучения, допускал возможность
  серьезных ‘аргументов у сторонников. раз-
дельного обучения и призывал. поэтему’
министерства просвещения, Академию пе-
дагогических наук и пгирокие круги совет-
ской общественности всесторонне обсудить
этот вопрос, волнующий педагогов, родите-
лей и’ учащихся. .

Статья проф. В. Колбановского вызвала   раздельного. обучения, горячо настаивая на`

множество откликов. До настоящего време-
  ни редакция получила в связи с этой ста-
  тьей свыше 800 писем, причем только в
  80 из них высказываются соображения в
’ пользу раздельного обучения. Было бы,
 вирочем, неправильным делать отсюда вы-
  вод, что за раздельное обучение высказа-
  лась одна десятая тех читателей газеты,
которые приняли участие в обсуждении
«Волнующего вопроса». Это не так. здезь
требуется внести существенную поправку.
’ Почти половина. писем сторонников совмест-
Horo обучения —— письма коллективные,
’ выражающие мнение либо нескольких чи-
тателей, либо больших коллективов, собра-
ний ит. п. Но приблизительному подсчету,
в 720 письмах в пользу сорместного обу=
чения высказано мнение, но’ меньшей мере,
A тысяч человек. 4.000 в пользу совмест-
ного и 80 —в пользу раздельного обучз-
’ ния ити, иными словами, — 98 процентов
 толосов в пользу совместного и 2 процента
голосов в пользу раздельного обучения.
Эта статистика, понятно, не претендует
на исчерпывающую характеристику мне-
ний. И дело не только в ртих цифрах и
этих процентах, а в том живейшем инте-
ресе, который вызвало обсуждение «Вол-
нующего вопроса», ив той аргументации,
которая была изложена одной и другой
стороной.
«Волнующий вопрос» горячо обсуждался
в ряде мест на общегородских собраниях
учителей, во многих школах — на педаго-

гических советах, на специальных собра- Взглядов на взаимоотношения

ниях родителей и учащихся — старше-

классников. Обсуждение проблемы совмест-. дельного обучения унас несравнимо мень-

ного и раздельного обучения. получило 9т-
ражение в художественной

(очерк Е. Натгаевой ‘«У нас в тиколе»,

лов и содействует насаждению чуждых нам

литературе   рый наносят школы раздельного обучения

Из неопубликованных писем сторонников
раздельного обучения отметим. письмо тов.
В. Г. Маренкова. Он пытается обосновать
«философию». раздельного обучения и 0пе-
реться при этом на учение И. Ц. Навлова.
Тов. Маренков утверждает, что при с0в-
местном обучений  ›«пруисходит   взаимодей-
ствие: некоторое загрудление чейт харак-

обучения — сов-   тера девочек и заметное смягчение харак мы» три ‘часа распекали их за

тера мальчиков, в нежелательным усиле-
нием пабсивно-оборонительного рефлекса в
них»,  развитие которого ‘мешаето «ине столь-
KO активному ‘проявлению ибсуедователь-
ского рефлекса, но и проявлению дисципли-
ны; требующей ‚сверхеильной  Выдержанно-
сти и стойкости». А
Вот три харавтерные точки
давляющее же большинство

зрения: ›По=
сторонников

дальнейшем существовании мужских и
женских школ; накаких, однако, аргумен-
тов в ПОЛЬЗУ этих школ не приводят. Они
неясно намекают на какую-то опасность
совместного пребывания в классе мальчи-.
гов и девочек, очевидно, опасность возник-
новения ранней ‚любви, не называя, впро-
чем, этого слова. se te

Наконец, несколько сторонников раздель-
ного обучения высказываются. в TOM
смысле, что при организации мужских и
женских школ. «дело не было доведено до’
конца». А что и как надо было “«ховеети
до конца» —— онй не определяют. Месрав-
ненно шире, продуманнее и убедительное,
чем в начале обсуждения, сложилась сей-
час точка зрения сторонников совместного
обучения. Совместное обучение — это сей-
час совершенно. очевидно — отвечает и
идеалам. нашего: ‹ социалистического строя;
и положению женщины в нашем обществе,
и соображениям‘ организационно-практиче-
ского порядка.

До Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции в нашей стране не могло
быть и речи 9- совместном обучении, детей
обоего пола. В нати век, когда’ все- дороги
ведут к коммунизму, раздельное ’обуйение
детей впадает в`кричащее противоречие с
социалистическим принципом равенотва,по-

людей в

социалистическом обществе. Школ раз-

ие, чем школ совместных. Но вред, кото-

остнадо решить

В то же время, за вемь прошедших дет в
мужских тиколах резко обозначилось ухуд-
шение дисциплины, а в женских — про-
никновение обывательских настроений. Де-
вочки из одной новосибирской школы со-
Гобитили в. редакцию о следующем . факте,
Вак-то они задумали организовать драмати-
ческий кружок и для исполнения мужских
ролей пригласить мальчиков. Ч10 тут бы-
ло! На школьном собрании «классные да-

щенность» и «вольнодумство». Разве не
ясно, что подобное ханжество ничего 0об-
‘щего с’боветским воспитанием ‘не имеет?
Существование раздельных школ вызва-
ло немало трудностей и организационного
порядка. Оно затрудняет планирование
икольной сети; наряду с острой нехват-
кой школьных зданий слабо наполняются
классы, их приходится сливать, переводить’
учащихся из одной школы в другую ит. д.
Мы уже не говорим о том, что часто. из
той же семьи мальчик ходит в школу ря-
дом с ломом, а девочка вынуждена путе-
шествовать в свою женскую школу 32
несколько километров. Наконец, искусет-
венное разделение школ на «мужевие» и
«женские» вызывает непроизводительную
затрату излишних десятков миллионов
рублей государственных средетв.
Некоторые сторонники раздельного обу-
чения считают, что только женская шко-
та, & не «омешанная», может правильно
подготовить девушку к счастливому мате-
ринству. Откуда такая непонятная узость

очевидно, что материнство = стано-
вится счастливым не только тогда, когд
мать и ребенок здоровы и любят друг дру-
та, но и тогда, когда женщина счастлива

в браке. А ‘последнее обстоятельство BO

но, что участие школы в разрешении
проблемы счастливого материнства должно
сводиться к изысканию наиболее правиль-
ных и эффективных методов воспитания
коммунистической морали будущих  мате-
рей и отцов? i

Стало быть; именно в разработке пра-
вильных и эффективных средств и мето-
‘дов коммунистического воспитания заклю-
чается смысл решения тех «трудных» BO-
просов, которые до сих пор пытались pe-
шать искусственным разделением школ на

уже самым фактом своего существова-

«Новый мир». № 5, 1950 г.). Упорное ния, — очень велик.

молчание по этому поводу хранили лишь
пелагогические журналы и, что особенно
непостижимо, «Учительская газета».

Своим мнением по «Волнующему вопро-
су» поделились с «Литературной газетой»
_ не только педатоги и учащиеся, но и люди

самых различных слоев нашего обще-

неры, солдаты, матросы, офицеры, рабочие,

служащие, старые пенсионеры, просто ро- одного юноши. В то же время на истори-

дители без указания профессии.
Вот, к примеру, краткое, но выразитель-
ное письмо: «Мы, родители, просим, чтобы
  ученики и ученицы — все учились вместе.
’Мы с радостью сделали. бы все, чтобы
  мальчики и девочки учились в одной итко-
‹ ле, в одном классе. Ролители с улицы Тру-
  ховой, дома №№ 74 ,75, 77, 78, 80, S4»
  (следуют десятки подписей).
‚ Грузчика Мурманского рыбного порта
Александра Нестерова; приславшего
  письмо в редакцию, волнуют два вопроса.
  Он негодует, что сторонники раздельного
обучения ратуют за особую подготовку де-
 вочек «к выполнению ответственного долга
  материнства». Он считает, что «в самой
` формуле раздельного обучения есть нёчто
оскорбительное для женщины». И он про-
  сит редакцию напомнить. «бифуркаторам»
следующие слова В. Г. Белинского: «...мир
` знания, искусства, словом, мир Общего
должен быть столько же открыт женщине,
как и мужчине, на том’ основании, что и
‘она, каки он, прежде. всего. — человек,
 а потом ужё любовница, жена, мать, хо-
  зяйка и проч.». р
  Семен  Калабалин — бывший воспитан-
` ник А. С. Макаренко и один из героев его
  «Педагогической поэмы», — ныне воспита-
  тель, — с возмущением парирует попытки
` некоторых сторонников раздельного обуче-
 ния опереться в своих требованиях на пе-

тельно опровергают «теорию» о якобы осо-
бой склонности девушек к гуманитарным
наукам. Вот, например, данные о выпуск-
никах этого года в Ярославеком педагоги-
чееком институте. 1
’ ства студенты, научные работники, пар-   факультет, где половина.- выпускников —
‚ тийные и комсомольские работники, инже-   юноши, с отличием и оставлением в аепи-

дагогические взгляды `А. С. Макаренко:
  <Со всей убежденностью двадцати с лиш-
ним лет опыта,— пишет С. Калабалин,—
 я скажу: самым лучшим, самым свобод-
ным от пордков, самым жазненным и спра-
‚ велливым всегда был коллектив мальчиков
’и девочек. Я, как воспитанник Антона Сз-
’ меновича, как очевиден и «объект» его ве-
ликолепной. умной работы, хочу засвиде-
тельствовать: Макаренко всегда был убеж-
` денным сторонником совместного воспита-
‘ния и обучения. Он часто нам говорил:
` «Мон самые лучшие помошники но воспи-
’® танию из вас настоящих людей — вы са-
‘Mu. И самое хорошее, что вы — это хлоп-
  ЦЫ и дивчата вместе».
’ Мы привели эти несколько примеров
  лишь для того, чтобы показать, как совет-
’ ские люди — кто бы они ни были — взы-
  скательно, ревниво относятся к судьбам
наших детей.
 ^ Часть писем, поступивших в редакцию,
была опубликована в №№ 36 и 52 «Лн-
’ тературной газеты». Из писем сторонников
раздельного обучения были опубликованы
„ наиболее ‘характёрные, наиболев четко фоу-
 мулирующие точку зрения. Таковы письма
‹ директора одной из ростовских школ тов.
 В. Тяпкина’ и преподавателя Ялтинского
педагогического училиша тов. С. Назарова.
1 Тов. Тяпкин считает, что в мужских пко-
\ лах нало воспитывать особую дисциплину,
{ субординацию, полтянутость. выносливость,
‘а в женских — нало воспитывать будущих
матерей, ибо это «нужно ради правильного
  семейного воспитания детей, ради хорошей
старости самих родителей». Тов, Назаров
идет дальше, утверждая, что нужно «тша-

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГА

ЗЕТА
№ 73

os

Сторонники совместного обучения убеди-

Физико-математический

рантуре окончили четыре девушки и ни

ческом факультете, прихтаком же соотно-
шении юношей и девушек, большинство
кандидатов в аспирантуру — юноши.
Впрочем, такими и им подобными дан-
ными надо пользоваться с учетом перспек-
тивы, в развитии. В капиталистическом
обществе, где женщина служит объектом
купли-продажи, где на нее смотрят, как
на существо «второго сорта», она в масёе
своей не может проявить себя низ какой“
из наук—ни вгуманитарных, ни в точных..

непонятной недооценкой министерством за-

«мужские» и «женские».

В сожалению, не прислушиваясь к го-
лосу широкой советской общественности и
считая поэтому раздельное обучение «па-
нацеей от всех зол», министерства про-
свещения чрезвычайно мало и плохо за-
нимаются проблемами  коммунистического
воспитания.

Недавно на одном ‘из ответственных
учительских совещаний министру просве-
щения РОФСР тов. И. А. Каирову был 34:
дан вопрос. об отношении министерства к
волнующей общественность проблеме со-
вместного и раздельного обучения. Министр
ответил, что, во-первых, министерство
этим не занималось, поскольку перед ним
этого вопроса не’ ставили (7); во-вторых;
никто ‘Не сказал, что совместное’ или раз-
дельное обучение повышает успеваемоеть.

Странная позиция! Оставляя в стороне
то обстоятельство, что министерство игно-
рирует выраженный на страницах печати
толос широких кругов советских людей,
мы никак не можем. согласиться с такой

Октябрьская революция в корне изменила.
положение и сделала доступными для ‘жен-
щин все отрасли знания и мнотив` отразли
трула. Женщина — ученый, врач, инке-
нер’—занимаеёт ввое место натавне с муж-
чиной. В годину Великой Отечественной
войны десятки тысяч наших женщин ста-
ли не тоаяько токарями, фрезеровщиками,
трактористами и комбайнерами, но и на-
равне ¢ мужчинами защищали свою роди-
Ну с оружием в руках.
отличными бойцами зенитной артиллерии,
связистами, летчиками, командирами раз-
личных боевых частей и соединений. ‚Уже
в послевоенные годы замечательный почин
Галины Сергиенко, выдвинувший мастеров
производства из тысяч женщин, прежде
работавших в канцеляриях, также опро-
верг «теорию» ограниченности применения
знаний и труда’ женщины. Совершенно оче-
видно, что в дальнейшем, в. перспективе,
по мере развития техники, вносяней, под-

линную революцию в условия труда, —

у нас исчезнут почти все профессии, в
какой-либо мере недоступные пока нашим
женщинам. :

Поскольку это так; какой же смысл
в 060бой, отдельной для девочев, системе
школьного обучения? Ведь она будет толь-
ко сдерживать процессе окончательного
уравнения советской о женщины с
мужчиной во всех отраслах труда
и знания.   tine

чения, вопреки. тов. Назарову, категориче
ски заявляют, что никакой разницы в про-
грамме по общеобразовательным предметам
для мальчиков и девочек не должно быть.
Зачем тотла нужно разделение?

Кое-гле вошколах раздельного обуче-
ния наблюдаются кустарные попытки
ввести какие-то «особенности» пренохава-
ния. Плач Ярославны из Путивля: в иных
женских школах раздается еильнее; чем. в

мужских. В той же Саратовской женской

школе у тов. Развиновой, которая упомя-
нута в статье проф. В. Колбановекого, на
уроках ‘литературы и истории учителя
«подробно останавливаются на светлых 0об-
разах женщин». Но разве в этом суть?
И разве такая «специфика» женской шко-
лы заиметвована не из пропахнувитего на-
талином сундука буржуазной  <эманеййа-
ции»? — :

Ясно, что деление школ на мужские и
женские в наших условиях искусственно и

дач и вопросов воспитания.

Известно, что если наша школа имеет   И. В. Сталина

«paciy-

в постановке вопроса? Ведь совершенно   русского литературного языка -—— одна

д   ния.

тапию дом, говорят: A

— Квартиры готовы к приему жиль-
цов, $.

В Караганде.
сказать:

> Район `гофов К /заселеник!

было бы правильнее

бдновременно отстраиваются и  заселя-
ются в Караганде.

Город этот — один из тех, которые
созданы в стране за последние десяти-
летия. Он. кажется гигантской  строи-
тельной  ПЛощадкой. Всюду, куда ни
глянешь; — етроительные” леса. Растут
кварталы с многоэтажными жилыми до-
_мами, школьными и лечебными здания-
ми, клубами, скверами, парками.

Недаром карагандинцЫы `’ называют
свой город городом новоселов: Ко Дню
нгахтера здесь сдается в эксплоатацию
сто тысяч квадратных метров жилой
площади,

Возникает новый городской район —
Ленинский, на месте маленького посел-
ка Федоровки. Кварталы района со-
стоят из двух-, трех-, четырех и частич-
но восьмиквартирных домов. Одна’ ули-
ца застроена’ пятикомнатными домами: с
мезонинами. Возле каждого такого до-
ма — палисадник, ‹ газоны, цветочные
клумбы. Строители проявили заботу о
всех бытовых нуждах горняков, даже о
личном шахтерском автомобиле: возле
каждого дома будет гараж.

Уютно, заботливо обставлены комна-
ты нового детского сада и детских яс-
лей. С началом учебного года учащие-
ся заполнят просторные классы новой

О

по...

они ово оное н чи нанань

И И ИИ бани вяна ния a cneaasssavercnucnnecnercspseneheesenwbnecnaderrpeonucntensteunsntnccosseuannenssvusnonenshbavsressesanunsnedsananansan

Словарь современного.
русского
литературно языка.

Создание полного словаря. современного
His
первоочередных задач советекого языкозна-
Директор  Института ‘языкознания
Академии наук СССбР академик В.  В. Ви-
ноградов в беседе с корреспондентом «Ли-
тературной газеты» сообщил, что недавно
сдан в печать второй том словаря, выпу-

многом зависит от мужчины, от 6Г0 МО-   суземого Издательством Академии наук в
рального” облика. Не ясно. ли, следователь- пятнадцати томах. Bee издание намечено

завершить в течение семи-восьми лет.

— На основе исторических указаний
товарища И. В. Сталина по. вопросам язы-
кознания. в настоящее время пересматри-
ваются материалы третьего и четвертого
томов, которые будут сданы в печать в
1951 ‘году, — сказал академик Виногра-
дов. — При составлении словарей часто до-
пускались ошибки, которые вызывалигь
тем, что составители обращали главное
внимание на текучие, изменчивые явления
в словарном составе языка, на новые оттен-
ки слов, подчае относя к ним и случаи
индивидуального словбупотребления, не за-
крепленные общественной практикой. Уче-
ние товарища И. В. Сталина об основном
словарном фонде и соотношении его с 0б-
щим словарным составом языка имеет
исключительное значение для теорий и
практики составления словарей. Это уче-
ние представляет собою яркий образец при-
менения метода материалистической  диа-
лектики & ‘анализу лексики языка.

В основу 15-томного словаря, вышускаа-
Moro Издательством. Академии ‚наук СССР,
положена  общеупотребительная лексика,
содержащаяся в наиболее важных литера-
турных и научно-нопулярных источниках.
В нем приводится филологическое толко-
вание слов, отмечаются устойчивые соче-
тания, речевые обороты. и выражения, ил-
люстрируется их значение. В словаре
дается грамматическая. характеристика сло-
ва, сопровождаемая указаниями на особен-
ности его написания`и произношения, Он
содержит также нормативные указания 0
словах ограниченного употребления.

-В словаре” имеется” справочный. отдел,
содержащий сведения по истории слова, а
также о правописании, произношении, уда-
рении и другие. .

В свете исторических указаний товарища
сейчас пёрврабатывают-

‘заметные успехи в области, ‘обучения, то   СЯ Также материалы словаря древне-рус-

воспитательная работа в ней не находится
еще на высоте. «У нас среди педагогиче-
ских мыслителей нашего времени и CT-
дельных` организаторов нашей педагогиче-
ской работы, — писая`А. С. Макаренко, —
есть убеждения, что никакой особенной,

Женщины были   ОТдельной методики воспитательной работы Фрижераторного флота

ского языка в семи томах. Первый том на-
мечено сдать в печать в будущем году.

ЗЕ
РАССКАЗЫ ОЧЕВИДЦЕВ

ВЛАДИВОСТОК. (Наш корр.). Моряк, ре-
Георгий Никитин

*

не нужно...». Такая точка зрения бытует и   ПРИНес в местное издательство объемистую

сейчас. Только этим можно объяснить, что,
при наличии ясного,  целеустремленного,
высокопринциииального творческого метода

папку — записки 0 кругосветном плава-
нии. Тысячи миль через моря и окваны
прошли, борясь со штормами, маленькие
промысловые суда к берегам совётекого

коммунистической воспитания, у нас В   Дальнего Востока. Многое довеловь пёре-
иколах до сих пор нет ни методики, ни жить и увидеть нашим морякам во. время
программы ‘воспитательной работы. Чет, в  этого трудного рейса.

частности, методики и программы деятель-

Внига Никитина — страстный рассказ

ности школьных пионерских организаций.   ОЧевидца о толпах безработных, избивае-

Обучение не исчернывает вопросов вос-
питания. И неудачный опыт раздельного
обучения — наглядное тому  доказатель-
ство, .

мых перед зданием биржи труда в Порто
Гранте, о цветнокожих, умирающих от го-
лода на островах Зеленого Мыса, о фа-
пгиствующих  молодчиках,  орудующих в
Португалии, о рабочих, восторженно при-

Вдумчивые педагоги и деятели народно-   ветствующих во всех уголках мира крас-

то. образования на местах поняли это
кое-где на свой страх и риск уже начи-
нают отказываться от практики раздельно-
го обучения. В Краснозаводеком районе
Харькова — одного ‘из крупнейших нантих
городов — сама жизнь заставила преврз-

тить четыре из восьми школ в школы с0в-  ском издательстве вышла

местного. обучения. В первые
школ некоторых городов СССР по решению
местных ’ организаций

принимали вместе детей обоего пола.

и Ные флаги на советских судах.

Записками заинтересовались и в изда-
тельстве и в отделении . Сотоза советских
писателей, автору была оказана творческая
помощь, и сейчас книга Георгия Никитиз
на «В дальнем рейсе» выходит из печати,
` Некоторое время тому назад в примор-
книга очерков

классы   Моряка Дальневосточного государственного

морского пароходства Василия Кучерявен-
Ко -— «В Америке». Циклы правдивых

нынешним Летом   очерков об увиденном за океаном опубли-

ковали в печати моряки Яков Энкур, Иван

Жизнь толкает на единственно правиль-   Олифиренко и другие.

ный путь решения «волнующего  вопро-

са» — путь слияния мужских и женских писателей репгило

школ. Даже Академия педагогических
наук, Пл’ давлением высказанного газе-
той общественного мнения,

совместного и раздельного обучения.
 На-днях начинается учебный
школах. Это обстоятельство облегчает ми-
нистеротвам просвещения задачу расемот-
рения вопроса. Надо только пожелать, что-
бы рассмотрение это не затягивалось даль-

ния следующего учебного года
щий войрос» должен быть решен:
практическое слияние мужеких и женских
школ потребует времени ий немалых орга-
низационных усилий,

ВЕЛЮЧИЛа В  матросов
‚илан ближайших работ изучение проблемы   принять участие в составлении сборника.

тод в  Путевые заметки

ше первого полугодия, Совершенно Ясно,   копись книги «Под чужим небом».
чо заблаговременно, задолго до наступле-   сказывающей правду об Англии. Владиво-.
«волную-  стокский журпалист М. Торчинский’ запи-
Ведь   сал и подготовил к печати рассказ матроса

Приморское отделение Союза советевих
подготовить докумен-
тально-очерковый сборник «Глазами совет-
ских людей». Десятки капитанов дальнего
плавания, штурманов, механиков, рядовых
откликнулись на нредложение:
Моряк Александр Костенко принес свои
«Путь проходит через
Аден». Капитан дальнего плавания П. Вик-
торов написал цикл очерков об увиленном
им на Ямайке, в Коста-Рика, Гонолулу,
Сингапуре, Алжире. Марселе. ‚ Капитан
дальнего плавания Л. Борцов приелал ру-
‹рас-

0. Сорокина — участника кругосветного
перехода советской баркентины «Юнга».

Г. ХАЛИЛЕЦКИЙ

nme  Kapartanda—10po

Обычно строители, сдавая в эксплоа-”

Не дома, не улицы, а целые районы

школы-десятилетки. Строятся поликли-
ника, библиотека,. столовые.

Болышним подарком для шахтеров бу-
дет клуб в Ленинском районе, его фа-
сад украшен портиком с высокой KO-
лоннадой. Фойе клуба ведет к ротонде,
откуда открывается вид на живописный
бассейн с фонтанами.

На шахте им. Кирова мы посети-
ли прекрасный клуб, в котором рабо-
тают многочисленные коллективы худо-
жественной самодеятельности. Особенно

д шахтерский

изобразительного
На фото: навало-
отбойщик шахты № 18 треста «Сталин-

популярна студия
искусства этого клуба.
уголь» В. Шадрин, занимающийся в
изостудии.

Так строится Караганда, в которой
сочетается все, что украшает быт и
служит растущим культурным потреб-
HOCTAM советского шахтера,

Л. ЛИХОДЕЕВ
КАРАГАНДА

оникс повинен нон оно с ов они низа чи инаночиния пнчолоноо оон ко чение на ни пути ояио сони ито нот ивент нон ими иное чение

Почему не светятся
светящиеся краски?

В Москве, за самой дальней  аллеей
Центрального парка культуры
им. Горького, в ветхом деревянном домике
работает единственная в Советском Союзе
и единственная в мире художественная
мастерская-лаборатория, разрабатывающая
основы  люминесцентно-декоративной жи-
вопиеи, технологию живописного письма
светящимися красками. Приоритет в 05-
здании этого замечательного искусства при-
надлежит нашей стране.

За несколько лет работы лаборатория
под руководством Е. Мандельберга достигла
серьезных успехов. Особенно интересно по-
следнее ce — достижение — совмещение
обычной и люминесцентной живописи нА
одном полотне. Силами мастерской создана
шкала люминесцентных красок — они да-
OT художнику обширную палитру тончай-
ших цветовых нюансов.

В мастерской светящейся живописи по-
бывали  виднейшие деятели советской
культуры и искусства. В альбоме отзывов
они писали 00° интересном будущем, о
богатых возможностях нового вида декора-
тивного искусства, которое можно широко
использовать в оформлении городов, вести-
бюлей метро, в кино и театре.

Светящаяся живопись была успешно
применена в нескольких постановках теат-
ров Москвы, Ташкента, Риги, Новосибир-
ска, в оформлении народных празднеств, в

создании образцов художественно-промыти-.
гленной. рекламы. Так почему же ценное
‚изобретение советских ученых и художни-

ков до сих пор спрятано от г788` миллио-
нов советских людей? Почему же все-таки
не светятся в полную силу светящиеся
краски?

Летом 1948 тода после четырехлетней

работы экспериментальная лаборатория лю-
минесцентной живописи была реорганизо-
вана в производственную мастерскую. В
Комитете по делам искусств при Совете
Министров СССР, отнеслись к ней, как к
некоей  обузе. Председатель ° комитета
тов. П. Лебедев заявил, что сие—область
науки, а не искусства. Так спокойнее.
‚ У нового’ искусства нашлись и. враги.
Заведующий. отделом внешнего оформлёния
Москвы Л. Талалай отказался предоставить
подходящее место на улице для демонстра-
ции светящихся реклам: «Мы еще не зна-
ем, как это все получится... Дело новое, как
бы чего не вышло!». В самом парке куль-
туры и отдыха, на территории которого
живет мастерская, светящаяся живопись до
сих пор не используется в художественном
оформлении народных праздников и гуля-
ний. Видимо, и дирекпия парка опасается,
как бы чего не вышло!

Немало оказалось и таких «защитни“
ков» нового искусства, которые горячо

и отдых

приветствовали светящуюся живопись, & нА
деле всячески удерживали/ ее развитие. В
зльбоме отзывов мастерской главный ху-
дожник строительства Всесоюзной сельскоз
хозяйственной выставки В. Яковлев таки“
ми словами закончил похвальный отзыв 0
светящихся красках: «Хочется только от
души пожелать, чтобы из области чистого
экспериментаторства эта работа вышла на
широкую арену всенародного показа...»

Больше года проиьло с тех пор, как на-
писаны эти слова, а В. Яковлев в ответ
на обращение коллектива мастерской, пред-
лагающего свой услуги в оформлении па-
вильонов „Сельскохозяйственной выставки,
хранит молчание, и выставка сооружается
без всякого ‘участия светящейся живо-
писи. a

«Это очень красиво, но нужно еще 0б-
думать...», — неопределенно заявили 13-
чальник Метропроскта Н. Кабанов и егэ
тлавный архитектор В. Рыжков в ответ на
предложение коллектива архитекторов из-
пользовать светящиеся краски в оформле=
ний подземных вестибюлей Метрополитена
на’ новой станции «Комсомольская», хотя
НА ЭТО есть прямые указания автора про-
екта, покойного академика А. Щусева.

Не обнаруживает никакого интереса Е
новому искусству и Институт декоративн-
го искусства. Между тем, именно этот ин-
CTHTYT мог бы учить кадры художников

новому делу, в котором есть немало своих
«евкретов». ‘ : .

Любопытно, что даже директор проектно
хуюжественных мастерских Управления пэ
делам искусств при Мосгориснолкоме Г. По-
пов, в ведении которого находится мастер-
ская, ни разу не посетил подведометвенного
ему цеха...

Мастерекая продолжает работать. С от-
ромным трудом преодолевает она ROCHOCTS

равнодушных людей изорганизаций и по
мере сил все более широко внедряет в
ЖИЗНЬ светящуюся Живопись, которая

пользуется неизменным успехом у тысяч
советских людей,

Но на-днях в мастерскую явился судеб
ный исполнитель, чтобы начать высёле-
ние художников из обветшалого домика. А
куда?

— Ищите сами. У нас помещений
нот, — отвечает А. Каменева, председатель
Управления по делам искусств при Мосгор=
исполкоме.

Мы согласны с тем, что мастерскую на?
до выселить из домика, предназначенного
на слом. Но мы не можем согласиться ©
тем, что мастерокая окажется на улице,
что до сих пор не созданы необходимый
условля для ее нормальной и плодотворной

работы.
Э. СВЕТЛАНОВА

По следам выступлений

«Литературной газеты»

«ЗА БОЕВОЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ»

Редакция ‘ «Журнала экспериментальной
и теоретической физики» обсудила передо-
вую статью «За боевой научный журнал»,
помещенную B вашей газете от 27 мая
1950 года, и признала, что критика, содер-
жащаяся в этой статье, вполне правильна.

Редакция   «Журнала оэкспериментальной
и теоретической физики» вполне согласна,
что на страницах научного журнала долж-
ны публиковаться не только статьи, содер-
жащие результаты научных исследований,
но также критические заметки и письма,
По вопросам общего характера желатель-
но также проведение развернутых дискус-
сий. Материал такого рода печатался в

%*
Ed

В передовой статье «Литературной газе-
ты» от 27 мая 1950 г. под заглавием «3a
боевой научный журнал» справедливо от-
мечаются недостатки работы редакций ряда
научных журналов, в том числе и «Журнз-
ла технической физики», редакция которого

„не давала своих заключений по разногла-

сиям, возникающим между авторами ста-
тей, и не проводила на страницах журнала
обсуждения принципиальных вопросов.

«Журнал. технической физики» представ-
лял’ собою „тщательно отобранную сводку
наиболее ценных советских работ по всем
разделам технической физики, но не давал
объединяющих выводов по основным про-
блемам своей тематики.

Редакционный совет «Журнала техниче-

ИВАНА ТОНИ

«Журнале экспериментальной и теоретиче-
ской физики» до настоящего времени весьз
ма редко,

На основании проведенного обсуждения
передовой статьи «Литературной газеты»
«За боевой научный журнал», редакция
«Журнала экспериментальной и теоретиче-
ской физики» постановила организовать
отдел «Дискуссии», предполагая опублико-
вать в нем в ближайшее время имеющие“
ся в портфеле редакции статьи дискус
сионного содержания.

Редактор «Журнала эксперимен-
тальной и теоретической физики»
академик С. ВАВИЛОВ

ской физики», обсудив статью «Литератур:
ной газеты», признал недостаточность ука-
занной практики работы редакции.

Редакционный совет считает, как и рань?
ше, задачей редакции-—тщательный отбори
предварительную критику  научно-техниче-
ских работ. Сверх того, редакционный совет
считает важной задачей редакции организа-
цию дискуссии по принципиальным  спор-
ным вопросам, Такая дискуссия должна за-
вершаться обоснованным заключением ре-
дакции.

Редакционный совет обязал редакцию
учесть в своей деятельности высказанные
«Литературной газетой» соображения.

Редактор «Журнала технической Физики»
академик А. ИОФФЕ

ШКОЛЬНИКИ-КНИГОНОШиИ

СТАРЫЙ ОСКОЛ, Курская область. Мно-
гие. сельские и городские школьники Старо-
Оскольского района участвуют в распро-
странении на селе лучших произведений
советских. писателей, книг на политические,
сельскохозяйственные и другие темы. Уча-
шиеся › держат. тесную связь с местным
магазином Книготорга — одним из лучших
в области. ’

Только в течение одного месяца комсо-
мольцы и пионеры долго-полянской шко-

лы продали колхозникам около двух тысяч
книг, а учащиеся железнодорожной школы
№ 15— три тысячи. Среди книг, приобре-
тенных колхозниками: биографии Ленина н
Сталина, сочинения И. Мичурина, Т. Лы-
сенко, П. Костычева, «Основы земледелия»
В. Вильямса, «Буря» И. Эренбурга, «Сча-
стье» П. Павленко, - «Далеко or Моск-
вы» В. Ажаева, «Война и мир» Льва
Толстого, и многие другие.