За мастерство
драматурга

¥

}

т

‚ Чень

Четыре года минуло с тех пор, как
Центральный Комитет нашей партии при-
Had Постановление «()
тических театров и мерах по его улучше-

нию». Это постановление явилось важ-
нейшей вехой на пути развития  совет-
ской драматургии и театра. В нем нре-

дельно кратко и исчерпывающе ясно ука-
заны задачи нашего театрального искус-
ства, начертана программа его хальней-
шего движения вперед. Вот почему деяте-
ли советском театра, драматургия и теат-
ральной критики постоянно обращаются к
постановлению ПА ВАП(б), как к
компасу, который указывает им пути
развития советского театрального искус-
ства.

За последние годы советский театр, py-
ководствуяеь постановлением ЦВ ВКИСб),

«Хлеб наш насущный»?
Вот как в ней излагает
свои мыели секретарь
райкома Рогов: «Да, не\
выслушав людей, не
войдя в их нужды, ни-
чего не рассмотрев как
следует, не увидя хо-
a рошее, да и по плохому
проидясь по верху, уезжаешь во-свояси».
Пять деепричастий в одной фразе! Если

ene aMa-   4
репертуаре драма- бы Н. Вирта более требовательно отнесся

К своему творчеству, он освободил бы
цьесу от словесных сорняков.

Советские драматурги призваны «всяче-
ски способствовать дальнейшему развитию
лучших сторон характера советского чело-
века, с особой силой выявившихся во вре-
мя Великой Отечественной войны». Понят-
но, что образ передового советского чело-
века занимает центральное положение в
наших пьесах, и драматурги достигли бес-

верном
РОМУ   спорных успехов в его вонлошении. Одна-

ко нередко еще, даже в лучших пьесах,
образ положительного героя обеднен, оха-
рактеризован односторонне. Особенно пе-
чально, котда это ощущается в образах пе-
редовых представителей народа — партий-

сделал пемало и занял видное место в ар-   ных руководителей. Телегин и Кремнев В

сенале средств коммунистического воспита-

пъесах А. Сурова «Обида» и «Зеленая ули-

ния народа, в борьбе за мир и демократию   ца». Полозова из «Московского характера»

во всем мире. Изгнание
пьес реакционных буржуазных драматур-

из репертуара А. Софронова, Каримов из «Закона чести»

ПШтейна — это слабые, схематичные

тов, пьес безидейных, искажающих совет- образы, совсем не похожие на тех живых,

скую жизнь, и появление новых  дра-
матических произведений, в которых с9-
циалистические идеи выражаются в обра-

своеобразных и ярких людей, © которых
они писались. В пьесе К. Симонова «Чу-
жая тень» парторг института Рыжов про-
сто выключен из действия; писатель лишь

зах большой художественной силы, — вот,   представил его зрителю, а затем изолиро-

B чем существо решительной перестройки
советского театра,

Рост коммунистичеекого сознания, сози-
дательный труд советских людей, в ре-

вал от острой борьбы, в которой, конечно,
парторг должен был сыграть важную роль.

Недавно в «Литературной газете» было

в напечатано. письмо читательницы тов.
зультате которого каждый день и час по-  3. Мелещенко, которая упрекала наших
дымается здание коммунизма, — Что мо-   драматургов, и, в частности, В. Ромашова,

жет быть важнее лля нашей эпохи! На за неумение показать советского человека

нашей сцене
этой теме пьесы

сейчас идут посвященные   в любви, в дружбе, в быту. Справедливый
А. Корнейчука «Макар   унрек! Нани хдраматурги еше не научи-

Дубрава» и «Калиновая роща»; А. Сурова   лись создавать образы, характеры, которые
«Зеленая улица» и «Обида»; А. Софроно-  раскрывались бы во всех гранях жизни,
ва «В одном городе» и «Московский харак-   Именно это ведет к тому, что хорошие ра-

тер» (в исправленном автором варианте);   ботники,

Н. Вирты «Хлеб наш

строители, производственники

насущный»;   подчас выглядят со сцены‘ неинтересными,

PAL других произведений. Борьба за миу  схематичными, лишь только они заговорят
против англо-американеких поджигателей   о дружбе, о любви. Даже в одной из луч-
войны — разве пе этим живут сейчас все   ших пьесе нынешнего года — , «Калиновой
советские граждане, все передовые люди   роще» А. Корнейчука — наиболее слабой
мира? Голос советской драматургии звучит   является линия отношений Карпа Ветрово-
в общем хоре борцов за мир достаточно  го и Надежды Романюк: в радостное, вер-
вспомнить «Затовор обреченных» М. Вир-   №08 жизни повествование врывается фаль-
ты и «Голос Америки» Bb. Лавренева, «Я   шивая, псевдоромантическая тема.

хочу домой» 0. Михалкова и «Мисеурий-
ский вальс» Н. Погодина. Борьба против   драматических произведений,

Из года в год растет количество новых
повышается

пережитков капитализма в сознании лю- общий профессиональный уровень писате-
дей, против реакционной идеологии космо-   Лей для театра, в драматургию приходит

политизма-—вот непременное ‘условие на-
шего развития, и к этой борьбе зовут  НЫ. Но совершенно недопустимо,
Ромашова,
«Закон чести» А. Шлейна, «Два лагеря»

зрителя «Великая сила» ВБ.

молодежь — все эти факты очень отрад-
когда
драматурги, теряя чувство ответственности
перед народом, пользуясь тем, что нашим

А. Якобсона, «Илья Головин» C. Михал-   Театрам нужен большой репертуар. пре-

кова.
Каждый год наша драматургия
щается хорошими произведениями,
ве несомненны. Но несомненно
10, ЧТо она
предъявляемых

обога-
успех

к ней партией, народом.
Это отставание сказывается прежде всего
3 том, что многие наши драматические
произведения стоят на недостаточно высо-
ком уровне художественного мастерства.

ЦВ ВКН(б) в своем репении о реперту-
8 поставил «перех драматургами и ра-
ботниками театров залачу -— созлать яр-
кие, полноценные в художественном oT-
ношении произведения о жизни советеко-
TO общества, о советеком челозеке». Ap-
кие и полноценные в художественном от-
ношении! Так партия подчеркнула нораз-
рывноеть идейности и художественности в
творчестве драматурга.

Борьбе за высокое мастерство  совет-
ских драматургов нанесли большой вред
хритики-космонолиты. Эти эстететвующие
обыватели поносили лучшие произведения

советской драматургии. Партия и co-
зетская общественность разоблачили
лицемерную антипатриотическую  груп-

пу театральных критиков
тем самым поле для идейного и художе-
ственного роста натей лоаматургии. для
принципиальной, хозяйской, товарищеской
критики, заинтересованной в том, чтобы
советская драматургия была значительной
по своим идеям и прекрасной по форме.
В прошлом году партийная печать под-
вергла серьезной критике идейные и ху-
хожественные недостатки «Варьеры’ Бека-
това» А. Софронова и «Огненной реки»
В. Кожевникова. Эти глубокие критические
выступления показали, Что сулить о со-
держании пьесы, минуя ee форму, невоз-
можно.
Охнако

и расчистили

наша критика сделала еще
й очень мало для повьшиения худо-
жественного мастерства советских  драма-
тургов, как мололых, так п снискавиях уже
заслуженное признание народа. Наши кри-
тики слабо владеют мастерством художе-
ственного анализа — неларом большинетво
статей о пьесах и спектаклях  предетав-
ляет с0бою пересказ содержания и крат-
кие замечания о Форме. Некоторые крити-
ки до сих пор еше испытывают нелостой-
ную бсязнь перед авторитетами, стратшат-
вя, как бы их не обвинили (кто?!) в «на-
падках» на ведущих советских драматур-
тов. Нало хорошо понять, ‘что если кри-
тик лвижим любовью к советской драма-
тургии, если он кровно заинтересован В
ве дальнейшем совершенствовании, то Ca-
мое резкое его суждение о тех или ичых
пелостатках произведения будет на  поль-
зу нашей драматургия. И; наоборот,
трусливое молчание, позиция выжидания
приносят вред нашему общему делу.

Единственно правильный подход к оцен-
ке драматических, как и всяких других,
произведений — это высокая  требова-
тельность и принципиальность, это смелая
критика невзирая на липа. Вогда мы так
Подходим к драматургии, то видим, что ла-
же лучиим, переловым нашим драматургам
необхолимо настойчиво совершенствовать
свое мастерство, — в этом залог WX ye-
пешной деятельности, повышения  деи-
ственной CHIBI AX Whec.

Разве не проиграла нужная советскому
зрителю пьеса С. Михалкова «Илья Голо-
ВИН» Оттого, что она композиционно пло-
хо построена, что сюжет ее исчернывается
BO втором действии. а третий акт пови-
сает в возтухе—в нем герои aah подво-
дят итоги минувиих событий? Разве не
режет слух то напочито огрубленный, TO
просто неряшливый язык пьесы Н. Вирты

вращаются в торопливых ремесленников,
поставщиков макулатуры. Так появляют-

и ся антихудожественные поделки, где ис-
также и   Пользуются готовые схемы и шаблоны из
еще отстает от требований,   абхива буржуазного драмодельства. Именно

к этой категории пьес следует отнести
«Ночной sop» И. Финка и В. Медведева,
«Мадлен Годар» А. Спешнева, «Счастлив-
чик» Н. Никитина и другие. Разве не чуз-
ствуетея в них, как протестует сам ма-
териал, заключенный искусственно виро-
тивоноказанные ему рамки низкопробной
буржуазной драмы, разве можно обличать
буржуазную культуру, пользуясь плохими
приемами буржуазного искусства!

На нелостойный путь ремесленничества
подчае становятся даже и те драматурги,
которые немало сделали для развития с0-
ветекого театра. Только снижением требэ-
вательности к драматургическому творче-
ству можно объяснить появление прими-
тивной и совсем He смешной комедии
А. Файко и Ц. Солодаря «Пять подруг» и
постановку ее на сцене Театра им. Ермо-
ловой. Недавно Главрепертком разрешил, а
отдел распространения Управления 10
охране авторских прав издал на стеклогра-
фе и разослал в ряд городов новую пьесу
бр. Тур и И. Пырьева «Семья Лутониных».
Терои этой пьесы, если судить по списку
действующих лиц,— советские рабочие, ма-
стера, инженеры, летчики. Но при более
близком знакомстве © ними становится
яено, что они лишь условные  сцениче-
ские персонажи, участвующие в неза-
мысловатой истории: старшую дочь —
Лутонину Ольгу бросает муж,  влю-
бившийся в вертлявую девицу: млалшая
дочь Варвара влюбляется в пошляка и
карьериста; помошник мастера Гребенкин
безуспешно любит Варвару, а летчик
Бобров — Ольгу. Вот и все. А кроме того, в
пьесе — изрядное количество  выпи-
вок, Ha сцене происходит бракоразвод-
ный процесс, есть в ней заместитель ми-
нистра, вся роль которого состоит в том,
что он каждого хочет подвезти на своей
машине. есть здесь и традиционный на-
переник героя, который слегка заикается и
всякий раз выходит на сцену «с неизмен-
ной гитарой».

Bo всем этом наборе дурных  дра-
матургических штампов теряется тема
творческого труда, искажаются характеры
советских людей, и пьеса, посвященная
советскому рабочему классу, превращается
в фальивую мелодраму.

Подобные  антихудожественные пьесы
получают право ‘на существование лишь
потому. что Комитет по делам искусств и
Главрепертком. разрешая новое драматиче-
ское произведение к постановке, часто за-
бывают о том, что сама по себе тема еще
не определяет качества ‘пьесы, что успех
зависит от того. насколько художественно
воплощена эта тема.

Советская драматургия богата самыми
передовыми идеями, в её золотом Фонде
есть высокохудожественные произведения,
она наследует замечательные традиции
русской: реалистической драмы и неуклон-
но растет, потому что в нее приходят но-
вые силы. Так ей ли бояться критики!
Залача драматургов, работников театров,
критиков состоит в том, чтобы требова-
тельно совершенствовать художественные
достоинства драматических произведений,
развивать и двигать вперед теорию совет-
ской драмы, смело и нелицеприятно кри-
тиковать недостатки пьес, решительно бо-
роться с ремесленничеством й халтурой.
В этом -—— залог  идейно-хуложественного
роста советской драматической литературы,

советского театра.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ОРГАН ПРАРЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

Le

Весною перед поездкой в Донбасс я по-
бывал в Гипроуглемаше-—-институте, кото-
рый ведет в широких масштабах экспери-
ментальные работы, проектирует конструк-
ции машин для угольной промышленности.
Каждый раз, когда входишь в просторный
проектный зал, Tye за чертежными Joc-
ками трудятся конструктора, и когда ви-
дишь эскизные наброски будущих торных
машин или зрелые проекты конструкций,
перед тобою как будто возникает облих,
шахты завтрашнего дня.

Помню, испытания первого угольного?
комбайна я видел на шахте «3-бис». Он
родился в Донецком бассейне, и торные
конструктора его так и назвали — просто
и тепло — «Донбасс».

Комбайн я увилел в работе в пологой
лаве — то была картина захватывающей
силы. Мощная маптина с мягким,  посте-
пенно нарастающим гулом двигалась ени-
зу вверх по лаве, кольцевым баром отре-
зала пачку угля от почвы, кровли и гру-
дя забоя, сильными клеваками  дробила
уголь и в едином темпе движения захва-
тывала куски угля на грузчик... Первые
шаги комбайна «Донбасс».

В нартийном комитете шахты висела во
всю стену карта Европы — вся истыкан-
ная флажками, испешренная синими Ka-
рандашными пометками. Варта эта
будто дышала еще только что завершен-
ной великой битвой народов.

Парторг рассказывал: когда коммунисты-
шахтеры приходили из армии и станови-
лись на партийный учет, они, по какому-
то неписанному правилу, подходили к кар-
те и, рассказывая свою жизнь, наносили
па карту наиболее памятные места, где они
воевали, проливая свою кровь за счастье
нашей Ролины. Й эти же люди, словно ви-
дя перед собою не только свою шахту, но
всю страну, весь мир, давали оценку э8с-
периментальному комбайну.

Конструкторская мысль не стоит на ме-
сте. В этом году я увидел в Гипроуглемаше
фотографии и чертежи экспериментальной
конструкции угольного комбайна для тон-
ких пластов. Машина уже испытывается
на одной из шахт Донбасса. Й это еще
один, шаг к всемерному улучшению уело-
вий торняцкого труда. Я ветретнл старого
знакомого — главного конструктора про-
ехта комбайна «Донбасс» лауреата
Сталинской премии А. Д. Сукача. Спросил
его: как он живет, чт у него новото.

— Как живем? Что у нас нового? —
сказал он, ‘сразу же применив мой вопрос
ко всему своему коллективу, и тихо, дове-
рительно. проговорил: — Должен вам ска-
зать — хоропю живем.

Конструктор поднял палец:

— Сотни комбайнов, — торжествующе
сказал он.-—уже работают в лавах... Сот-
ни комбайнов на подходе... Здорово?

Его широкое, заторелюе лицо дышало
счастьем. Солнечный день так хоропю дей-
ствовал на него или добрые вести о внед-
рений комбайнов, — что-то молодое, 3a-
дорное играло в нем.

— Что нового?

Он сейчас приехал из Мосбасса — там
тоже хоропю пошел комбайн «Донбасс».
Инженер по внедрению Задавиевечка внес
свои усовершенствования в конструкцию
машины. Создание и внедрение новой кон-
струкции A. Jl. Сукач и его товарищи
Горитков, Хорин, Арутюнян, Башков вос-
принимают не узко технически, ‘а как
творческую задачу, в решении которой
принимают участие массы горняков.

— Народ критикует, — говорил он, —
дополняет, улучшает... А это, знаете ли,
очень стимулирует.

Что нового? Он собирается полететь в
Караганду. затем в Кузбассе — пробовать
комбайн в тамошних условиях. Что нового?
Он работает вместе с Хориным над ©0зла-
нием учебника для мапгиниста комбайна.
Что нового? Вместе со своими товаришами
по донецкому бюро горных конструкций он
работает нал комбайном AXA тонких пла-
стов. Вот, кажется, и все.

— Ла, вот еще, — сказал он оживлен-
но. — Ё вопросу о стимулах!

И протянул мне газетную вырезку —
письмо его друга конструктора  Хорина,
опубликованное в газете  «Сопиалистиче-
ский Лонбасс». Оказывается, английское
«Ви-Би-Си» вдруг заговорило о нашем с0-
ветском комбайне. Шотландские горняки
видели эту машину в работе. Весть о ней
докатилась до ‘английских шахт, где царит
ручной труд. Й хозяева дали команду «Би-
Би-Си»: погасить восторг шотландских гор-
няков перед комбайном. создать видимость,
что речь идет о каком-то единственном эк-
земпляре, изобразить всяческие трудности
и мучения на творческом пути советского
изобретателя. «Би-Би-Си»  разразилось
кратким, но, как всегда, подлым сообще-
нием, что, видите ли, автор комбайна
«Лонбаес» мистер Сукач. не имея средств
довести свое изобретение до конца, продал
скопструировзнный им комбайн за 1 мил-
лион 700 тысяч долларов владельцу штах-
ты № 3-бис в Чистяково...

— Слова-то какие: «продал... не имея
средств»... Доисторические, — с презре-
нием проговорил Сукач.

Его словно удивляло, как могут
существовать эти слова.

Хорин писал в газете: ‹«,..буржуазным
писакам невдомек наши советские поряд-

еще

Kak

Б. ГАЛИН
®

ки. Они меряют, как говорится, на св
аршин и не понимают или прикилываются,
что не понимают разницы между хозяином
английской шахты и хозяином советской.
Хозяином шахты № 3-бис, как и всех
других несметных богатств нашей Роди-
ны, является весь народ. Ему мы и отда-
ли наше изобретение».

м:

Две недели спустя, в Донбассе я встом-
Нил 06 этой встрече с конструктором и
егс слова о стимулах.

Я побывал в тех местах, где пятнадцать
лет назал в недрах одной шахты, словно
живой родник, хлынуло и разгорелось по
всей нашей земле новое в социалистиче-
ском соревновании. Осенью тридцать пято-
го года я поехал в качестве корреспонден-
Ta с участниками Первого Всесоюзного
совещания  стахановцев из Москвы в
Донбасс. Вот на этой шахте Центральная-
Ирмино ноябрьской ночью был митинг.
Шахтеры встречали своих посланцев в
Кремль забойщиков Стаханова и Дюкано-
ва и парторга шахты Петрова. Все ‘ax
хороню запомнилось — осенняя ночь,
свет шахтерских ламп, прорезавших TeM-
ноту, приземистый, с обнаженной головой
партгруппорг участка Мирон Дюканов и
его тихая, взволнованная речь о том, как
они, стахановцы, слушали Сталина, 0 том,
как, слушая Сталина, они увидели’ близкие
черты грядущего — коммунизм.

С тех пор прошло пятнадцать лет. Rar
самое дорогое. радостное и счастливое, что
котха-либо выпадало на мою долю, я
вспомнил, снова побывав в Донбассе, ста-
хановское совещание в Кремле и течь
Сталина. Люди, которые съехались тогда
co всей страны в Москву и чьи высту-

пления с кремлевской трибуны слушал
Сталин, за эти годы сломали суще-
ствующие нормы в металлургии, в гор-

ном деле, в лесной промышленности, в
текстильной; Ha транспорте и теперь идут
смело вперед по дороге жизни.

Недавно в тости в этим людям приеха-
ли шотланхекие горняки, Главное. что ‘их
тлубоко интересовало. был вопрос о сти-
мулах жизни. Они всюду пасспранивали,
что двигает нашими горняками. Они хоте-
ли, и в этом им была предоставлена пол-
ная возможность, «своими собственными
тлазами» увидеть советские стимулы. Они
собирали факты. Только факты — и ни-
какой агитации, как они говорили. Но, как
нало было ожидать, величайшим  аги-
татором оказалась сама наша советская
ЖИЗНЬ.

Ла, вопрос о стимулах волнует все тру-
довое человечество. Вспомните, с какой
настойчивостью много лет тому назад аме-
риканская пабочая делегация задавала
  товарищу Сталину вопрос о том, что яв-

` ляется в СССР основным двигателем в
  RUBE.
Сталин ответил: «Сознание того, что ра-

бочие работают не на капиталиста, а Ha
свое” собственное государство, на свой соб-
ственный класс, — это сознание являетея
громадной двигательной силой в деле раз-
вития и усовершенствования нашей  про-
мышленноети».

Тости спускались в шахты — они ви-
дели комбайн в работе; заходили в под-
земные амбулаторные пункты, изучали ус-
ловия труда, условия жизни, в столовых
ели шахтерские обеды и особенно интере-
совались, можно ли одному человеку за-
казать два мясных блюда, заходили в ма-
тазины. смотрели товары, записывали це-
ны, записывали меню в столовых, побы-
вали у наших шахтеров дома...

Обрашал на себя внимание в делегации
шотландцев старик Роберт Маккатчеон.
Старый грузный человек, он молча, изу-
чающе, вематривалея в жизнь советских
торняков. На одной шахте под Макеевкой
наш почетный шахтер, общественный ин-
спектор охраны труда, обрисовал шотланд-
цам картину жизни профсоюзной организа-
ции. Бюджет шахткома перевалил 3a
200 тысяч. Коллективный договор. Актив
профсоюза. Когда почетный шахтер стал
рассказывать, на какой актив опирает-
ся шахтный комитет, шотландцы притли
в волнение. Свыше двухсот горняков
активно работают в комиссиях.

— Заметьте, — с гордой радостью cKa-
зал почетный шахтер, — это же только
профсоюзный актив... у

И он подмигнул напгим советским шах-
терам, слушавшим его беседу с шотланд-
цами: дескать, неплохо было бы расска-
зать им о партийном, о Комсомольском ак-
тиве. Но, может быть, это они сочтут за
агитацию...

Почетный шахтер пригласил пютланлцев
К с6бе ломой на обед. Когла Роберт Мак-
катчеон. который 55 лет работает в шах-
те в графстве Файф, стал осматривать со-
держимое платяного тикафа налиего шахте-
ра, — а вещей там оказалось много, —
почетный шахтер с достоинством ска-
зал:

— Это дело наживное,
риш, — и, обняв шахтера-шотландца

дорогой  това-
за

плечи, повернул его лицом к нашим:

— Лушу свою распахните, — сказал
почетный шахтер шотландпу,— глазами по-
шире  вбирайте... Bor она,  советекля
ЖИЗНЬ...

(© Робертом Маккатчеоном по возвраще-
нии домой. произошла любопытная  исто-
рия. 06 этом мне рассказывал глава нашей
тахтерской телегании, нанесшей ответный

визит в Шотландию, председатель ЦЕ

профсоюза рабочих угольной промышитен-
ности С. И. Зайцев. Наши горняки ветро-
тились CO стариком из графства Файф на
митинге в Глазго. Оказывается, местный
лейбористекий 0066 дал старику Маккат-

ой, чеону перед отъездом в СССР подробную

чем интересоваться, 0 чем
спрашивать. Разумеется, главный вопрос
был в принудительном труде. Когда
Маккатчеон  вернулея в Шотландию на
шахту, его вызвал этот 0006, врач по
профессии, и спросил:

— Hy, что, как там?

Старик кратко ответил:

— Там, в России, народ веселый.

Й выложил перед боссом свои записи о
том, что он видел в СССР. Даже меню из
шахтерской столовой он положил перед
боссом. Вот что они там кушают! И рас-
сказал о том, что представляло для него,
старика, наибольший интерес. Это — 0
системе пенсий, льгот и надбавок за вы-
слугу лет. Все с большими подробностями.

1. Шахтеры, проработавигие более охно-
то гола, получают дополнительно к своей
зарплате 10 процентов годового оклада.

2. Шахтеры, проработавшие от 3 до 5
лет, получают 15 процентов годового
оклада.

3. Шахтеры, проработавшие от 5 до 10
лет, — 20 процентов.

4. Шахтеры, проработавшие от 10 до
15 лет, получают 25 процентов, и свыше
15 лет—30 процентов годового оклада.

Рабочий в возрасте 50 лет, проработав-
пий в шахте 20 лет, получает пенсию в
размере половины заработной платы.

— Очень хорошая система, — сказал
старик и добавил: — Ничего подобного нет
ни в Англии, ни, насколько мне известно,
в какой-нибудь другой стране.

Что же касается «принудительного тру-
да», то о нем не может быть и речи. В Со-
ветеком Союзе заслуги рабочих перед про-
мышленностью очень ценятся. ‘

Лейбористекий «вождик»  рассвирепел:
пробыл человек всего лишь три недели в
СССР и уже успел набраться московского
духа. Он потребовал, чтобы старик «под-
готовилея» выступить перед шахтерами.
Старый шахтер стветил руководителю лей-
бористекой организации:

—Я буду рассказывать факты, то, чт
я ‘видел своими собственными ‘глазами.

И он стал рассказывать — сперва сво-
им соседям и товарищам по шахте, потом
на районном митинге, потом Ha больном

инструкцию,

митинге, на котором присутствовала хделе-
тация наших горняков. Рассказывая 0
том, что он видел в СССР. Факты. Только
факты. Живые наблюдения и размышае-
ния по поводу виденного. Очень тихий, да-
же несколько замкнутый старик, он в спо-
 койных тонах набрасывал перед своими
  слушателями картину жизни советских
шахтеров. 06 условиях труда на наших
шахтах, о льготах и пенсиях шахтерам, об
уважении к человеку в советской стране,
о вззимоотношениях администрации с ра-
бочими. 0 советском образе жизни. Свое
выступление он неизменно заканчивал од-

ной и той же фразой: «Народ там Bece-

лый, неунывающий...»

Там же, на собраниях в Глазго и Эдин-.

бурге, наши делегаты, обычно  поеле
выступления, по требованию шотландеких
горняков сходили в зал, чтобы каждый
имел возможность пожать руку советоким
горнякам. И каждый, кто пожимал руку
советскому шахтеру, этим жестом подчер-
кивал свою любовь к Советскому Союзу.
Й всегла на этих собраниях шапка
шла по кругу: шотландекие горняки от-
давали свои скоомные леньги в фонд обще-
ства друзей «Шотландия-— СССР».

Наши торняки спускались в шотланд-

ские шахты, бывали в домах горняков. Ес-
  тественно, что их поразили условия труха
нютланлеких горняков. Попали в эпоху
обушка! Сперва буржуазные тазеты пы-
тались замолчать пребывание наших гор-
няков в Шотландии. Потом появились ску-
пые заметки. «Русские критикуют...» Да,
русские, советские горняки критиковали
условия труда и жизни, в какие постав-
лены шотландские горняки. За все плати!
Даже за стирку спеповки. Понятно, что все
это и многое другое показалось нашим гор-
някам диким, и на пресс-конференциях, и
при встречах с шотландекими шахтерами
они вежливо высказывали свое мнение о
таких порядках.

..Вавтра — День шахтера,
праздник, когда по установленной в на-
шей стране традиции мы чествуем людей,
добывающих «черный хлеб» для промыш-
ленности. Самый этот обычай чествовать
людей труда, отмечать заслуги и дости-
жения горняков, рабочих — еще одно пре-
красное свидетельство счастливой жизни
нашего «веселого, неунывающего» наро-
да. Вепоминаются слова старого потланд-
ского шахтера, который, как об огромном
счастье, говорил о системе труда советских
горняков. «él не сомневаюсь, — говорил
Р. Маккатчеон, вот уже пятьдесят пять лет
работающий в шахте в графстве Файф и
не получающий никакой пенсии или над-
бавки за выслугу лет и не знающий ра-
дости свободного творческого труда, — я
не сомневаюсь, что мои товарищи в Англии
так же заинтересуются этой системой, как
И Я».

Та система горняцкого труда, которая
Tak поразила старого рабочего  капитали-
стической Англии, является только звеном
в общей системе жизни, которую правиль-

но было бы назвать
Жизни.
Счастливой дорогой — дорогой к ком-

мунизму —— идут советские шахтеры, как
и весь наш народ.

Доброго пути, дорогие товарищи шахтеры!

Международные
отклики
НА ВОРАХ ШАПКИ ГОРЯТ -

«Фальсификаторы истории и клеветни-
ки потому и называются фальсификатора-
ми и клеветниками, что они не питают
уважения к фактам. Они предпочитают
иметь дело с0 сплетней ип клеветой».
Справедливость этого заключения веемир-
но известной Исторической справки Сов-
информбюро еще раз подтверждена офици-
альными представителями госденартамента
и английского министерства иностранных
дел: 21 августа они, как по команде, вы-
ступили с «опровержением» фактов, ра-
зоблачаемых в новом советеком фильме
«Секретная миссия». Не было сообщено,
удосужилиеь ли эти представители, преж-
де чем выступать, заглянуть в свои собет-
венные архивы. Если бы это сделал, ска-
жем, г-н Макдермотт из  госдепартамента
США, он, нало полагать; не прошел бы
мимо инструкций, дававигихся известному
Аллену Даллесу. Из документов, захвачен-
ных советскими войсками в Германии,
явствует, что Аллен Даллес в феврале
1943 года назывался «Балл». Он вел в
Швейцарии секретные переговоры с гер-
манским представителем князем М: Готен-
л0э. имея «непосредственные поручения
и полномочия из Белого Дома», и поруче-
ния его как две капли воды схожи с по-
ручением американского сенатора, пока-
занного в советском фильме.

Таковы факты. Но Макдермотт не при-
знает фактов. Вместо этого он бормочет
что-то невразумительное 0б американской
свиной тушонке, якобы обеспечившей раз-
гром Германии.

Представитель английского МИД, в 0т-
личие от своего коллеги, все же посте-
снялся вовсе не упоминать фактов дипло-
матической истории. По английской тра-
диции он попытался и с фактами, так
сказать, пойти на компромисс. Конечно,
это не были факты из истории секретной
миссии сына лорда Бивербрука Эйткена в
Лиссабоне, который уже в сентябре 1941
года интересовался у германского пред-
ставителя, «нельзя ли было бы исполь-

радостный

зовать наступающую зиму и весну для
того, чтобы за кулисами обсудить воз-
можность мнра?». Нет, английский пред-
ставитель линь наномнил, что в октябре
1943 года на Московской конференции
представители Советского Союза; Англии
и США обязались немедленно консульти-
роваться в случае любого мирного пред-
ложения кому-либо из союзников с0 сто-
роны Германии. Напомнил и тотчас; не
сморгнув глазом, соврал: «Английское
правительство скрупулезно придержива-
лось этого соглашения».

Олнако факты не любят жульнических
компромиссов. Факты мстят за себя. До-
кументально подтвержденные факты пере-
говоров «Балла» и Эйткена, о которых
Советскому Союзу ничего не было coobmte-
но, выбивают почву из-под ног английеко-
го опровергателя.

Факты говорят, кроме того, что англий-
ское правительство, следуя за США, столь
` же «скрупулезно» не выполнило и других
обязательетв, взятых на Московской кон-
ференции 1943 года. Из них достаточно
напомнить зипть одно, особенно актуаль-
ное в связи с событияин в Корее. В$ 6
Декларации о всеобщей безопаености‘ ео-
юзники заявили: «..щю окончании войны
они не будут применять своих вооружен=
ных сил на территории других государств,
кроме как после совместной консульта-
ЦИИ...»

Лучше бы английскому представителю
не упоминать о Московской конференции!

Поспешность с опровержением линь вы-
дала беспокойство поджигателей войны:
Она подтвердила тем самым справедли-
BOCTh разоблачений советского фильма.
«На воре шапка горит!» — говорят в та-
ких случаях у наб в народе.

oo 8

ПРЕСТУПНИКИ
И ИХ ПОКРОВИТЕЛИ

Наместник Боннской колонии Уолл-стри-
та Джон Макклой освободил, как известно,
из тюрьмы Флика, Тер Меера, Раше, Дит-
риха, Дарре и еше троих гитлеровеких
военных преступников.

Их судили американские военные три-
буналы в Нюрнберте, и суд был очень
милостивым, но отнюдь не скорым (про-
цессы продолжались пю году и больше) ‘п
совсем не правым.

Виеелицпы ий только виселицы заслужи-
вал и Тер Меер, ведавший в «ИГ Фар-
бениндустри» производетвом ядовитых .га-
зов и ответственный за умершвление эти-
ми газами «в опытном порядке» сотен ты-
сяч и миллионов люлей. Плакала верезка

по Флику: наравне ¢ заправилами
«ИГ Фаурбениндустри» он создавал в Гер-
мании гитлеровскую диктатуру, вобружал
фашистскую военную машину и с ее по-
мощью грабил и разорял нашу страну;
обращал в рабство наших людей.

Раше, руководитель крупнейшего Дуез-
денского банка, вместе с Фликом принал-
лежал в «кружку друзей Гиммлера»: они
финансировали уничтожение миллионов
«неполноненных представителей низших
рас», ежегодно собирая лля фашистского
обер-палача миллионы марок,

«Рейхспрессенеф» при Гитлере Дитрих,
начавший карьеру продажей своего пера
Стальному тресту, разлеляет с Геббельзом
ответственность. «за пеихолотическую под-
готовку агресени».

Гитлеровский министр земледелия ип
«фюрер» крестьянства Дарре в книжон-
ке «Ёровь и земля» учил заливать чужую
землю кровью ее обитателей, превращая ее
в «жизненное пространство для расы гос-
под».

Макклой, как юридический советник
банков Вун. Леб и Е”. привык сотрудни-
чать с фликами и круппами еще в 20-х го-
дах, когда он помотал финансировать
стальных магнатов Германии, в том числе
и Флика. Тер Меер бывал гостем в вангинт-
тонской вилле Даммота Дюпона, партнера
«ИГ Фарбениндустри», и много лет co-
трудничал с ним в черном деле организа-
ции агрессии, Вруговая порука соединяет
Гарримана, Флика, Рокфеллера, Тер Meepa,
Макклоя.

Американекие ‘монополисты, перейля
Корее от подготовки агрессии

В
Е самой

советским 00разом агрессии, зовут на помошь

титлеровеких
знатоков этого кровавого дела. Но вели гар-
риманы спасли фликов от справеллирого
возмездия в прошлом, то и тарриманы и
флики не уйдут от петли в будущем...

ЛИТЕРАТОР

i
i
]

]

{
i