Старое,

Богата и многообразна наша
pa. Отражая дела и дни
ний советского общества,
борьбы советских людей
Родины, она являет собой
нашего века. По ее произведениям не
трудно проследить, как развивалось и
крепло советское государство, как форми-
ровался характер советского человека. Но
не только верным зеркалом исторического
прошлого может служить наша литерату-
ра; лучшие книги советских писателей
веегда обращены в будущее — и в этом
залог их долгой жизни и современности.

Да, богата советская литература. И на-
ло не только глубоко ценить это богат
ство, & И умело, по-хозяйски, его истоль-
ЗОВАТЬ.

Если бы командир, выполняя боевое

задание, He сумел привести в лействие
приданные ему огневые средетва, это бы-
10 бы расценено как крупная ошибка.
‚ Почему же командиры театральных
боевых соединений — режиссеры — года-
ми оставляют в безлействии — перво-
классное, отлично пристрелянное оружие,
имеющееся в HX распоряжении? Мы
имеем в виду золотой фонд советекой xpa-
матургии, лучшие произведения советских
драматургов, которые появились на за-
ре становления нашей драматической лите-
ратуры и во многом предопределили ee
дальнеишее развитие,

На афишах московских театров нет ни
«Любови Яровой» В. Тренева, ни «Бро-
непоезда 14-69» Be. Иванова, ни
«ЛИюрма» В. Билль-Белоцерковского. ни
«Разлома» ЪБ. Лавренева, ни <«Гибели
эскадры» А. Корнейчука. Замечательные,
глубокие по своему идейному смыслу
пьесы из года в год вместо того, чтобы
участвовать в поступательном марше со-
вотского театра, мирно покоятея на
библиотечных полках, Забыты, помимо
названных пьес, и «Человек е ружьем»:
Н. Погодина, «Земля» И. Вирты, «0Оити-
мистическая трагедия» Ве. Вишневекого,
«20 лет спустя» М. Светлова и многие
другие; забыты пьесы, в которых Жи-
BYT мечты и мысли первых поколений
борцов за сопиализм, пьесы живые, дей-
ственные, нужные — и что всего важ-
нее — высокохудожественные пьесы.

А эти пьесы должны появиться вновь
на сцене театров; занять прочное и почет
ное место в репертуаре. Они нужны нам
сегодня не меньше, чем вчера.

Вспоминаются в этой связи слова, ска-
занные в 1937 году Вл. Немировичем-
Данченко в речи по поволу награждения
орденами работников Художественного
театра. Он сказал тогда: «Нельзя не
вспомнить, что из последних постановок,
34 которые театр  собетвенно и был
награжден, две крупнейнив постановки
были нам полсказаны товарищем
(талиным. Это были «Враги» и «Любовь
Яровая».

(беужлая с руководителями  Художе-
ственного театра его репертуарные планы,
товарищ Сталин указал на «Любовь Яро-
вую» наряду се олним из лучших произве-
Aen основоположника социалистическо-
To реализма. Факт этот должен подсказать
нашим театрам многое, научить их дей-
ственно и систематически использовать в
театральной практике все то, что в на-
шей драматургии — выдержало
временем, войдя в пятидесятые годы, как
«старое, но грозное оружие».
Небрежное отношение к золотому зала-

советской драматургии, нежелание
взглянуть на него с точки зрения инте-
ресов зрителей и всего советского тва-
трального  искусетва — скверный,  недо-
стойный предрассудок. Ero  корпи — в
буржуазно-эстетевих воззрениях тех анти-
патриотически настроенных театральных
RPUTHROB, которые видели свою залачу в
принижении достижений советской mpa-

литерату-
многих поколе-
огромный опыт
за процветание
живую летонись

cy

мМатургии, в стремлений созлатв. дымовую
завесу мещанского скепсиса и злобных
пререканий вокруг положительных явле-

кий в прошлом налието искусства. Очи
любили, эти критики, рассуждать о том,
что-де злободневность убила художествен-
ные достоинства даже в лучитих советских

PEABO OLD

Г. БОРЯН

грозное

Е. СУРКОВ
+

пьесах. и что поэтому они умерли вместе
с теми конкретными очертаниями жизни,
которые их породили. Рассуждения этих
злопыхателей-антипатриотов умерли, a
произведения, подвергавниеся их постоян-
ному критическому = обстрелу, — пьесы
серьезные, глубокие, сильные, — живы.

В пьесах этих звучат боевые мелодий
гражданской войны, слышатся взволнован-
ные голоса строителей первых Сталинских
пятилеток, гремит эхо незабываемых сра-
жений, выигранных  собветекими людьми
под водительством партии в дни борьбы в
интервенцией, на фронтах индустриализа-
ции, в памятные дни рождения нового
колхозного строя. В них -—— сгусток идей
и чувств, столь же волнующих и важных
сейчас, как пятнадцать или двадцать пять
лет тому назад.

Зрители ждут новых вотреч е Годуном,
Швандей, Вершининым;, профессором По-
лежаевым; Фролом Бабвым. 00 этом крас=
норечиво говорит успех Tex немногих по-
становок старых советских ньес; которые
все-таки время от времени появляются
то в том, то в другом театре.

Как радостно приветотвовали, например,
ивановские зрители спектакль своего
театра «Любовь Яровая». Да иначе и не
могло быть. Ведь это произведение, в ко-
торое, как в зеркало, смотрит целая эпо=
ха. Уливительная сила жизни в ето 09-
разах: каждый из них — тип, воплощение
различных проявлений русского  нацио-
нального характера революционных лет.
Вот на таких пьесах надо воспитывать
молодых актеров. ЛНраветвенная победа
Яровой; неистошимая энергия револтоцион-
ного действия, воплощенная в Шванде;
сила большевистского руководителя, кэ-
миссара Романа Кошкина: трагикомедия
отвлеченной «академической» науки, став-
мая уделом профессора Горностаева, —
сколько увлекательных для ‘актеров TeM
заключено в этом многокрасочном и много-
звучном произведении, тде смех и слёзы,
свёт и тени, поэзия и проза перепле-
таютея в узоре подвижном и сложном,
как сама жизнь. «Любовь Яровая» —
влохновенная поэма революционной борь-
бы, ждущая новых и новых сценических
воплощений.

В «Pasnome» ВБ. Лавренева действие
происходит в дни Октябрьской революции.
Но пьеса остро современна и сейчас. Она
волнует прежде всего  значительностью
мыслей, выраженных остро и точно, —
их ценность не уменьшилась от того. что
высказаны они были свыше лвалпати лет
тому назал. Правда не стареет. А именно
к правяе идет через победу над своими
сословными предрассудками капитан Г ран-
га Берсенев, о правде тоскует и его дочь
Татьяна. И оба они находят ее в револю-
ции. Только на этом нути их взыскатель-
ная и сильная любовь к Родине получает
истинную - опору. Так идея патриотизма
неизбежно ‘смыкается с идеей революции.

Одним  из’ первых в Нашем иекусетве
Лавренев показал в этой пьесе единетво

проверку   патриотических и революционных устрем-

лений в душах своих героев. Они прихо-
дят К мыели 06 этом единстве, движимые
справелливым убеждением, что только в
служении народу — смыел жизни каждо-
то честного интеллигента. Так oipexe-
ляется вторая сквозная Тёма пьесы: неру-
шимоев единство революционного народа й
трудовой интеллигенции. Тема, также не
старвющая ‘от времени. В «Разломе» же
она раскрывается 6 вще большей нагляд-
ностью и убедительностью благодаря то-
му, что в центре пьёееы стоит, словно
самим народом созданный, образ народно-
го героя Голуна. Это настолько живой и
сильный образ, воплошающий в себе
черты народного характера, что он на-
Beerka сохранит власть над умами п
сердцами зрителей. Почему же нет этой
пьесы в репертуаре наших театров?

Заметки

06 армянской драматургии

A.
Советская тема первенствует в армян-
ской драматургии —— вот главное, что

вужно отметить сейчас. Бурный рост по-
слевоенной экономики, науки и культуры
Советской Армении, всенародное  строи-
тельство и трудовые подвиги в Промыш-
ленности. сельском хозяйстве республики
открыли перед драматургами широчаиигие
горизонты. богатейший материал жизни.
Пришла пора новых творческих поисков,
новых дерзаний. Только тесная связь ©
жизнью, только отличное знание действи-
тельности и советских людей могут обеепе-
чить создание достойных произведений о
советском человеке.

Не имея славных тралиций;, армянская
драматургия не смогла бы, конечно, под-
Няться на новый этап своего развития.
середине прошлого века  Фформировалея
светлый талант основоположника  армян-
ской реалистической драматургии Габриэла
Сунлукяна. Именно он совершил подлин-
ный переворот в литературе армянского
театра. Он был непримиримейлтим врагом
тосполствующей на армянской сцене «дра-
матургии», насаждавшей феодально-клери-
кальную идеологию и оголтелый пви-
HIM, илеализировавшей прошлое, уводя-
щей зрителя от социальных противоречий.
Подлинный народный драматург, новатор
в самом широком смыслё этого слова-— вот
кем был для нас Сундукян.

Представители критического реализма —
Габриэл Сундукян, выдающийся  аруян-
ский — комедиограф Акоп Паронян,
Ширванзале, Вртанее Папазян,  Нар-Лос
вывели армянскую драматургию. На столбо-
вую дорогу рзалистичеекого развития. Дра-
матургические шедевры наших классиков-
реалистов были той жизнеутвержлающей
силой, которая охраняла армянский театр
от попыток буржуазных романтиков увести
драматургию На кладбища «старых богов»
ив «долины влез». в Мир мистики и разо-
чарований. В голы реакции и декаданса
буржуазия тщилась подсечь жизненные

корни театра, повернуть его спиной к с0-
циальной несправедливости. В борьбе за
реалистический, социально передовой театр
решающее значение имело постоянное
влияние русвкой демократической мысли,
влияние драматургии Островского, Гоголя,

Грибоедова, Чехова, Горького на выдаю-
щихся представителей армянской amie
eil0-

тургии и Театрального искусства.
средствениое влияние творчества М. Горь-
Кого легко проследить по пьесе «Забастов-
ка» первого армянского пролетарского дра-
матурга Анушавана Вартаняна,

Эти тралиции народности стали той поч-
вой, на которой было возведено здание ар-
манской советской драматургии.

2:

0собов место занимает в нашей драма-
тургии Такой выдающийся мастер, как
Лереник Демирчян, начавший свой путь
художника еше в дореволюционные годы:
Его пьесы «Храбрый Назар», «Капутан»,
и, наконец, историческая  иьеса «Страна
родная» являются яркими вехами в исто-
рии армянской советской драматургии.

После постановлений ЦК ВЁП(б) по
идеологическим вопросам армянская дра-
матургия обогатилась рядом хороших про-
изведений. Среди них назову «У родиика»
Наири Зарьяна и пьесу молодых  драма-
туров Л. Варатезяна и Г. Тер-Григоряяа
«Эти звезды паши» в тватре им. Сунлу-
кяна. Спектакль этот был удостоен Сталин-
ской премии.

В последние годы армянские драматур-
ги, изучая жизнь в колхозах, на ново-
стройках, в научных инетитутах, с боль-
ним уноретвом работают над новыми пье-
сами.

В процеесе творчества перед храматур-
той встают нерешенные задачи, тесно свя-
занные 690 спецификой драматургического

жанра.
Возьмем вопрос лраматургического ROH-

фликта в пьесах. В сожалению, еще быту-
ет поправильная мысль, будто конфликт

оружие

Нам очень близки и дороги сейчас те
идеи, которые вызвали к жизни такое ве-
личавое и мужественное произведение, как
«Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова.
Вот пьеса, тде мысль о советской стране,
  как отчизне трудящихся весх националь=
ностей, выражена страстно, глубоко, без
ложного пафоса. Разве прославленные
сцены с американским солдатом, раепро-
пагандированным партизанами, или е ки-
тайцем Син Бин-у, ложащимся под поезд
во имя революции, не зазвучат сегодня ©
новой силой,  удесятеренной событиями
последних лет и дней? Разве не захватит
сегодняшних зрителей мощная картина
огромного крестьянского движения, подня-
того партией во имя защиты Родины и
революции от интервентов, так широко и
сильно написанная Ве. Ивановым?

Советские зрители жадно ищут вопло-
щения в искубстве образов т6х великих
корифеев русской научной мысли, кото-
рые составили славу и гордость нашей
Родины. Обобщенный образ такого учено-

го дан в «Беспокойной старости» Л. Рах-

манова. В центральном персонаже этой
ньееы действительно воплотились лучшие
черты перелового русского ученого; де-
мократизм, дерзновенная смелость мысли,
стремление поставить науку на службу
народу. Чарующий, с редким драматиче-
ским мастерством вынисанный характер.
Трудно поверить, йо это так: московские
зрители не вихели достойного спенического
воплощения пьёсы. Сыграйте же ев сей-
час: нам нужны спёктакли, прославляющие
русскую науку, утверждающие неразрыв-
ную связь научного творчества с жизнью,
с народом, воспевающие великую партию
большевиков, открывающую  необозримые
простоды перех научной мыслью. 0б0 всём
Этом и говорит пьеса Рахманова.

И «Любовь Яровая», и «Разлом», и «Бро-
нецоезх 14-69», и «Беспокойная старость»
так действенны сегодня потому, что вели-
чественные; значитёльные идеи этих пьес
воплощены B совершенную форму:
К раскрытию своих идей драматурги при-
водят зрителя сложным, интересным, пол-
ным драматических столкновений путем.
Многогранные, богатые характеры героев,
выленленные отчетливо и сильно, раскры-
ваются именно в этих серьезнейших
столкновениях.

И не только зрителя привлекают высо-
кие художественные качества этих пьес.
Мастерство, с которым они написаны,
служат прекрасным примером, уроком для
многих наших бовременных драматургов;
это мастерство дает актерам возможность
€ предельной силой и выразительностью
передать внутренний смысл образов
героев.

Так почему же тватральные режиссеры
проходят мимо лучших советских пьес,
составляющих боевой арсенал нашей дра-
матургии, почтительно снимая шляпы, но
не останавливаясь? Похоже, что они спу-
тали арсенал... с пантеоном. Комитет по
делам искусств должен исправить AX
ошибку, должен научить театральных ру-
ководителей инициативно и смело лользо-

] ВаТЬСЯ богатствами,   накопленными социа-

листической драматургией в процессе ee
развития.

На сцене театра им. Сундукяна

горяна «Эти звезды наши» в постановке народного
Сталинской премии А. Гулакяна. На снимке: сцена из 2-й картины.

лауреата.

может существовать лишь между подчерк-
нуто положительными и подчеркнуто отри-
цательными персонажами. Не так давно
иные театральные критики, заблудившиеся
в дебрях эстетизма и формализма, разгла-
гольствовали о «бесконфликтности» совет-
ских льес. А некоторые наши драматурги,
глубоко не вникнув в действительность,
проходили мимо подлинных конфликтов,
заложенных в повседневной жизни: Пра-
Вильно и емело, на мой взгляд, разрешил
конфликт М; Чаманян в своей пьесе «Из-
шй дорогие гости». Ее гврои — два това-
рища: главный инженер строительства гид-
ростанции Джанян и главный инженер
строящегося завода Инджикян. Инджикян=—
новатор, беспокойная натура, он добивает-
ея досрочного нуска завода, воторый дол-
жен питаться электроэнергией станций,
строящейся Джаняном. Но Джанян готов
удовлетвориться только выполнением ила-
на и не стремится повысить темпы строи-
тельства. Инджикян идёт в Наступление:
смело, открыто, честно разоблачает он
консерватизм, раннюю самоуснокоенноеть
Джаняна, его зазнайство. Начальник етроя-
тельства  гидростанции Галумян, парторе
строительства Дурынян, начальник строй-
тельства Чилингарян — все они помогают
Джаняну вырваться из круга ошибок и
заблуждений и пойти в ногу в Инджикя-
HOM.

С этой точки зрения интересна также
пьеса <«Нирокий горизонт» русекого дра-
матурга М. Овчинникова. уже долгие годы
работающего в Армении. Темой ее послу-
жила деятельность ученых и колхозников
Армении в области животноводства. Глубо-
кое знание материала, свежесть языка,
стройность композиции делают пьесу Ов-
чинникова интересной д нужной. Принц

ское поведение

Пьеса — первооснова спектакля. Она во
многом решает и определяет его судьбу.
И для того чтобы спектакли были полно-
ценными, мы, актеры, в содружестве е
драматургами, стремясь к высокой пели,
поставленной перед нами партией, долж-
ны непрерывно искать новые  эстетиче-
ские средства, которые дали бы возмож-
ность совершенствовать драматургию, как
особый, сложнейший вид искусства. И я
хотел бы высказать свой мывли в
надежде, что и они принесут пользу
общему делу.

Драматург должен приходить в театр ©
ясным представлением 0 том, что он с
нашей помощью хочет сказать зрителям.
Право на такую уверенноеть дает только
точное знание жизни. Оно обязательно и
для театра — для актеров и режиссеров:
без него нет и не может быть современ-
ного советского театра. Вогда мы начали
работать е драматургом A, Юроном над
пьесой «Глубокая разведка», мы еше
не знали жизни, которой была по-
священа пьеса. Вак я мог с темпера-
ментом произносить — слова Мориса:
«Я требую — слышите, требую —= оста-
новить на «Саре» вое работы и сделать
точный замер по Шлюмберже»?! Для меня
это были мертвые и пустые слова. И лра-
матург, точно знавший жизнь, потребовал
от актеров такого же знания. У нас не
было, к сожалению; возможности отпра-
виться в Баку, и мы смотрели фильмы,
посвященные нефтедобыче, читали книги,
руководства, инструкции. Но самое яркое
и влохновляющее впечатление произвели
на нас, конечно, люди—специалиеты, ин-
женеры, геологи, которые приходили в
театр для тото, чтобы горячо рассказать о
всех тайнах своей профессии. Только с их
живого голоса мы ощутили, что человек,
влюбленный в свое дело, действительно
может сказать: «Я не поеду в этот город,
там скучно, нефти нет». Только зная все
это, я мог вносить на сцену бутылку е
нефтью с таким чувством, как будто у
меня в руках. дхрагоценнейший сосуд.

Я вепомнил этот пример и потому, что,
как мне кажется. давно пора нрекратить
разговор о том, что драматург должен при-
ходить в театр только учиться. Его 0бя-
занность — и учить и твердо отстаивать
принесенную им правду жизни от посяга-
тельств той самой приблизительности, по
пути которой нередко еще идут наши
актеры.

Я помню ошущение внутренней пустоты,
которое я испытывал в начале своей рабо-
ты над ролью Беребта, в пьесе Корнейчука
«Платон Кречет», и ту помощь, которую
оказал мне автор в поисках главного зерна
роли. Он сказал, что Берест — это прежде
всего человек хозяйственный. Все, что он
делает, говорит, все его поступки и побуж-
дения направлены в одной цели — горо-
ду нужны люди. Он внимательно в них
всматриваетея, непрестанно ищет те силы,
на которые может опереться в своей огром-
ной преобразовательной работе. И вдруг
слова одного персонажа пьесы, что Бе-
рест — это хозяин города, приобрели для
меня новый, огромный смысл. Все сценича-
моего героя обрело новое
содержание. В каждом случае я спрашивал

идет пьеса Л. Карагезяна и Г. Тер-Гри-

артиста Армянской ССР

пиальная борьба молодого ученого Варамя-

на со скептиком Галумяном составляет ос-
нову драматического действия пъесы. Но
некоторая оглядка, боязнь оетрых углов В
конфликте между Галумяном и Карамяном
характерны, в сожалению, для этой хоро-
шей нвесы. Оваинников шадит своего Га-
лумяна, он будто стесняется открыто пой-
ти на него в атаку. Нужно смело, остро,
резкими приемами разоблачать  отряда-
тельных героев! Охними положительными
или «полуотрицательными» героями в дра-
матургическом произведений не обойлешь-
ся. Пьеса «Широкий горизонт» включена
в репертуар театра имени Сундукяна, и
совместная работа театра и. драматурга,
несомненно, исправит этот недостаток.

Я взял только две пьесы, написанные в
1950 году. Но этим, конечно, не ограничи-
ваютея убавхи армянской драматургии 1950
года. Тематически очень интересна пьеса
Я. Акопяна:и Я. Волчека «Водчие» — из
жизни архитекторов, строителей агрогоро-
дов в Армении. Упомянем комедию «Мил-
лион» 3. Ацагорцяна и В. Худаверляна 0
строителях гидробтанции, «Свётлую лоро-
гу» М. Шатиряна 06 инженерах и 1або-
yt Иоментного завода,  «Завядную судь-
бу» Г. Яглжяна о технической интелли-
генции, «Старую болезнь» М. Кочаряна о
люлях швейной фабрики,

Вее эти и некоторые  хругие  пъесы
включены в репертуар театров Армении.
Появление в 1950 году этих новых пьее—
HeCOMHeHHOe свидетельство роста армянской
драматургии.

3.

Неимоверно вырос советсклй зритель,
й напги драматурги не могут успокаивать-
CH на достигнутом; несмотря на увазан-

С.

$®*

В. ТОПОРКОВ
>

себя, а как бы он, хозяин, тут сказал?
Что бы он тут бделал?

Актеру только мёптает драматург, кото-
рый говорит: «Дайте я вам  сыграю».
Драматург, подобно Бересту, должен только
разбудить в человеке нужные чувства и
мысля, должен только
нужном направлении, а отнюдь не действо-
вать за него сам.
присущие его индивидуальности средства
для того, чтобы выразить

него этот смысл.

И очень хочется, чтобы он всегда был;
этот внутренний смысл, чтобы он раскры-
валея в действиях, в побтунках ий столкно-
вениях. Идея спектакля — это итог, к ко-
торому приводит пьеса зрителя, и очень
важно, чтобы путь к нему был увлекатель-
ным, интересным и захватывающим дб
конца.

Действие —= непрерывное, напряженное
действие — вот главный секрет увлека-
тельности пьесы. В ней, как в часовом ме-
ханизме, не должно быть ничего лишнего и
должна быть очень четкая взаимосвязь
всех неустанно работающих частей. Вее
они должны вместиться в ясную форму, и
только тогда может действовать без отказа
главная пружина — то, что мы называем
идеей пьесы. И чем величественнее, слож=
нее и значительнее идея, тем совершеннее
должна быть форма.

Театр есть театр — он имеет свои зако-
ны и он требует, чтобы все самое важное
и значительное в событии, о котором по-
вествует драматург, произошло или ярко
отразилось на сцене. Этим и определяется
главное достоинство пьесы — ев строгая ий
ясная, четкая и экономная  тватральная
форма. Образцы такой формы можно найти
у классиков и в произведениях наших
наиболее опытных и зрелых драматических

писателей, таких, как Ворнейчук, Ерон,
Теонов и другие.

Как лостигаетея такое достоинство’
пьесы, как увлекательность,  способноеть

волновать зрителя? Мне думается, добивает
ся этого автор только в том случае, если
он понимает, что зритель’ в тватре —— это
участник спектакля и что его обязательно
надо заставить жить тем, что происходит
на сцене, Театр и, прежде всето, драма
тург должны дать ему возможность  ду-
мать, угадывать, сопоставлять, искать,
открывать. Я товорю не о суетливом
внешнем действий, присущем детектявным
пвесам невысокого пошиба, & о действии
внутреннем, котда зритель вовлечен во
внутреннюю, психологическую жизнь ге-
роев. Только в этом случае его внимание
всецело захвачено спектаклем.

Й главным недостатком многих наших
пьес, как мне кажется, является то, что их
терои не в действии, неё в борьбе, а сразу
в первых же словах, при первом появле-
нии обнаруживают все свои качества. ли-
шая зрителя возможности самостоятельно
определить: что это за человек, в чем его
духовная сущность, честен ли он или двое-
душен, правду он говорит или таит в
тлубине злые, враждебные нам мысли?

Црупнейший недостаток пьесы С. Михал-
кова «Илья Головин» в Том, что ее герои
настолько сразу обнаруживают себя, что
снектакль оканчивается во втором акте.

Наши драматурги не умеют или боятся
постепенно раскрыть в герое — мягко,
слержанно, тонко — не только 0, чем
хочет казаться человек, но и то, чем он
является на самом деле. А ведь зрителя
всегда увлекает возможность угадать,
распутница ли, вкажем, Гурмыжекая или
добродетельная дама, святой человек Тат-
тюф или он лицемер и развратник? Заме-
THM, TO Bech первый акт в `<Лесе»
Островского Гурмыжекая — воплощение
добродетели, а с Тартюфа Мольер только
в третьем действии срывает маску.

В пьесе все важно и все существенно.

ные успехи, армянская драматургия еще
отстает от бурного роста республики. =
Много сказано и написано 06 отета-

вании литературы от жизни, и сказано He
ради крабного словца. Да, драматурги (и
не только драматургия) не сяишвом глубо-
ко проникают в процессы нашей действи-
тельности: Конечно, они бывают на кол-
хозных полях, у станка рабочего. Ho их
творческий плуг берет неглубоко. Жизнь
богаче, интереснее, люди наши  прекрас-
ней, чем в иных пьесах. Вак часто горя-
чий материал жизни тускнеет, становится
скучным! Вспоминаю очень поучительную
историю. В прошлом году в среде рабочих
и инженеров, строителей Севанской гидро-
электростанции, мы обсуждали пьёеу дра-
матурга А. Тер-Овнаняна «Дремлющие Bo-
ды». Живые прообразы героев произведения
были очень недовольны пьесой, а началь-
ник строительства Севангэса тов. Mocecot
сказал так: «Еели бы на строительстве бы-
ли те прорабы, инженеры и рабочие, ко-

`торых описал драматург, то вряд ли они

гидро-

смогли бы постройть Севансвую
И

электростанцию!» Это очень суровое
справедливое осуждение.
_ Или возьмем другой пример. Сегодня в
Армении происходит укрупнение  колхо-
зов, уже близко строительство  агрогорэ-
208. Это большое событие в жизни рес-
публики. В армянском селении проявляют-
ся новые черты коммунизма. На эту тему
apamatypr А. Барсегян написал  пье-
cy «Асмик». Но как нанисал? Он взял
внешнюю сторону вопроса. В основе пееы
лежит ложный конфликт: за мелкими ин-
тригами, за вылуманными дрязгами трех
председателей объединяемых колхозов ав-
тор не увидел ни сегодняшней армянской
деревни, ни ее замечательных людей. Я
уверен, что если бы собрать председате-
лей колхозов  Арталтатекото района, где
Hier укрупнение колхозов и намечается
строительство атрогорода, ‘то они едино-
тласно высказали бы примерно то, что
сказал начальник строительства Севангэса.
А причина одна: жизнь опередила драма-
турга,:

чЖизпь пеустанно выдвигает все новые
проблемы. Сегодня в Армении  птенива,
благодаря дерзаниям ученых и агрономов;
поднимаетея в горные районы. Вырос но-
вый рабочий классе в республике. Нах
большими проблемами работают ученые,
обогащая отечественную науку своими но-

направить его в.
И актер всегда найдет

внутренний   tae
смысл образа, если только автор вложил в   8 38 10, 170 в роли мало слов, а, на000-

T AKT

Вогла Несчастливцев и Аркашка только
Ветретилиев. и  рагик,  перечисляя свой
багаж, называет пистолет, то можно быть
уверенным, что он вступит в дейетвив.
И в самом деле, c ero помощью Ho-
счастливцев в пятом акте побуждает Е
«10брым» делам Гурмыскую. А сколько
в экснозиций наших ньес просто расбка-
зов, биографий, сообщений, воспоминаний,
которые совсем не нужны для Дальней-
шего действия пьесы. Я и до сих пор не
могу понять, зачем Лиза, дочь Ильи Го-
ловина, в пьесе Михалкова, рассказывает
о м, как ев отец был счастлив се первой
женой,

Мы часто осуждаем драматургов вовее

рот, 3а 010, WTO их слинком много.
У авторов часто нет опгущения конкоет-
ной ‘жизни, биографии героев. На сцене,
скажем, мать, отец, муж, жена, дочь
все это люди, отношения которых склады-
вались годами. Они с полуслова понимают
друг друга. И тут не нужны лишние сло-
ва. Но, к сожалению, в наших  пъесах
часто муж разговаривает с женой, как 6
человеком, которого он впервые увидел, —
подробно, обстоятельно, мотивируя каждую
мысль, хотя всякому ясно, что разговор ©
женой может быть и более коротким и
менее обстоятельным = они давно научи-
лись понимать друг друга. И зрителю
всегла интересно по скупым еловам само-
стоятельно разгадать характер отношений
героев. :

Пьесу украшают внезапные повороты
судьбы, невольные  саморазоблачения. Но
нельзя, чтобы поступок или слово, при-
открывающие душу, были неоправданны-
ми, не вызванными обстоятельствами: Мне
кажется совсем неестественным, котла
жена генерал-длиревтора Софья Романовна.
из пьесы Сурва «Зеленая улица», стоя
одна у зеркала, рассуждает о своих поро-
ках и мгновенно решает жить по-новому.

Назидательность, прямолинейность He-
которых наших пьес сказывается и на
творчестве актеров, которые подчае забы-
вают о внутреннем действии даже в тех
случаях, когда оно есть в пьесе:

Недавно, включив радио, я услышал
передачу спектакля «Тайная война».
В нем следователь,  тенерал, беседует е
матерью человека, покончившего жизнь
самоубийством. Лраматурги, как мне ка-
жется, дали хороший материал для того,
чтобы беседа‘ матери и генерала стала
настоящим моральным поединком пред-
ставителей двух миров. Генерал не обли-
чает, он во всеоружии своего морального
й идейного превосходства неотразимо лока-
зывает матери всю гибельность ее эгои-
стической любви в выпу. Но актер, вместо
того чтобы дать зрителям возможность
проследить за всеми перипетиями этой
сложнейшей психологической борьбы и
слелать их участниками этого процесса,
выступает как плохой прокурор и адре-
сует гее свои слова не партнеру, а публи-
ке. Это явный просчет актера. И та-
кая прямолинейность игры так же недо-
пустима, как дилактическая  назидатель-
ность в произведениях драматургии.

—

++
Е

Драматургия— литература 060бого рода,
ее отличает не только то, что она напи-
сана диалогом, но и то, чт диалог дол-
жен быть действенных; в нем, в диалоге;
раскрывается характер действующего лица,
выявляется стремление тероя к той или
иной пели. Даже объяснение в любви
Ромео и Джульетты — это спор 0 TOM,
кто больше и сильнее любит. А диалог, в
вотором автор только рассказывает, с00б-
шает, информирует зрителей, совершен=
но нетерпим на сцене.

Русский театр всегла был живым OT
ражением жизни. В наши дни, когда зри-
тель илет в тватр учиться, узнавать,
открывать для себя новые сферы жизни,
драматург не может писать пьесы 6e3
строгой взыскательности, точного знания
действительности, без упорных поиеков
совершенной формы.

PF eel IL Lr

выми открытиями. Нет пьее о них. Нет
пвес о жизни наптих детей, юношей и
молодежи. Нет пьес о великом просвети-
теле Хачатуре Абовяне, о крупнейшем ре-
волюнионере-демократе Микаэле Налбандя-
не, 06 учениках и соратниках великого
Сталина — Сурене Спандаряне и Стена-
не Шаумяне. Her msec,  разоблачающих
захватнические планы англо-американских
империалистов в Турции, в Иране, гнус-
ную деятельность за рубежом лакеев импе-
риализма, врагов армянского народа —
дашнаков. Армянекие драматургия должны
создать пьесу на такую тему, кав дискри-
минация армян в капиталистических стра-
нах; в частности в Америке.

Мы предъявляем большие требования в
драматургам Армении потому, что верим в
их потенциальные возможности и силы.

4.

Огромное значение для дальнейшего
роста армянской драматургии имеет выход
лучших пьёе на вевсоюзную  сщену. 9510
насущное дело для армянских драматур-
тов, так же как и для драматургов других
братских республик. Но ни Комитет по де-
лам искусств при Совете Министров СОСР,
ни Союз советских  пибалелей OCCP ne
проявляют достаточной заинтересованноети
в этом важном деле. Ни одна, иъеса армян-
ских драматургов на советскую TevaTHRy
He поставлена московскими театрами, ни
олна пьеса не напечатана издательством
«Искусство», в московских журналах и He
обсуждалась в комиссии по драматургии
Союза писателей CCCP.

Нам могут сказать: дай хорошие
пьесы. Такие пьесы есть, только нужён
государственный подход в этому вопросу,
чуткость и внимательность к драматургия
национальных республик. Далеко не все
пьесы Московских авторов выходят на сце-
ну в готовом виде. Постановке пьесы пред-
шествует длительная творческая работа
театра с автором. Проводилась ли такая
работа в Москве хоть е одним армянских
драматургом? Нет, не проводилась. Необх0-
димо, чтобы русский зритель увидел пьесы
о народах национальных республик, актив-
HO, плечом к плечу с руссени народом
строящих наше коммунистическое будущее.
Это настоятельное требование жизни,
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

№ 74 3