Зримые черты коммунизма

1.

Время действия-=ровно ето лет назад.
Герцен-—в Париже.

Позади санный путь по почтовому трак-
ту, вереты, версты, расставание с Poccu-
ей на белом снегу, а пом немецкие
станции, дебаркадеры, угрюмый Шэльн с
готическими соборами,
обтесанного камня глядят столетия...

Ho сердце занято Росоией. Обидная
мысль кружит и кружит над оставленной
родиной ¢ ев «помещичьей грязью и Ka-
валерийской соломой, занесенной из к
нюшен во все жизненные отношения»,
над тяжелой сульбой родного народа и над
его великих будущим, в которое надо ве-
рить, потому что только эта вера спасает
от Hal apse

«ll BOT. Y меня в голове не Кечьн,
He ‘en собор, a лланпый ряд изб да xpy-.
стящий снег... Шековекой козстьянин _ ди-
wee подмосковных... События последних
полутора веков прошли над эг) Potosi,
не возбудивши даже любопытетва. ПШоко-
ления через два-три мужичек пероетраи-
вает свои бревенчатые избы, беселедну
тниющие, стареет в них, передает свой
луг в рувн сына, внука, пэлежит год,
два, три на теплой печи, потом незамет-

н0 переходит в мерзлую землю; иногда
вепомянут его дети пли внучатз гречне-
выми блинами в родительскую субботу;

при’ новой ревазии его имя исключат ‘из
числа живых, потом и ввуки поседеют, и
не буль рекрутекой повинности, они бы
так же, как предви их, ничего не знали
0 том, что делается в Нитере, в Pocenu»

Время действия-— ровно сто лет назад
Энгельс — в Брюсселе.

Впереди грозные революционные бури
величайнгие классовые битвы, и гдэ-то в
грядущем, может быть, в очень далеком
грядущем рождение коммупизма, торжество
человечества.

Надо провидеть это rpalymee, предуга-
дать его желанные черты. И Энгелье на-
брасывает их на бумагу,

«...Чтобы поднять промышленное и
земледельческое производство на указап-
ную прежде высоту, недостаточно одних
только механических и химических вепо-
могательных средств. Нужно также в 0-
ответственной мере развить способности
людей, применяющих эти средства... - 0б-
щее ведение производства силами . всего
общества и вытекающее отсюда новое pas-
витие произвэдства будет нуждаться вео-
вершенно новых людях и создаст их...»

0 ком это пашет соратник Маркса? Уж
не о пековеком ли мужике, который
Только что, В снежный Зимний денек, мельк-
нул перед взором Герцена на завалинке
своей покосизшейея избенки” Да- и.о
нем! И о псковском мужике, — если речь
идет о коммунизме.

«...промьшиленноеть, управляемая всем
обществом планомерно и в общественном
интересе, нуждается в людях во всеето-
ронне развитыми способностями, в людях,
способных ‘ориентироватьея” во” веей сл-
стеме производетва... Общеетво, ° организо-
Банное на коммунистических началах, даст
возможность. своим членам всесторонне при-
Менить a всесторонне: те aad
HOCTH.,

0 Ly же 210? Неужто все о том же
NCKOBCROM, BiM XoTa Obl 0 ero BHYyRaX,
правнуках? Не утопия ли это, как уже
бывало не раз в истории человечества...
Будет ли? Сбудется ли когда-нибудь?

cay

Изредка, хотя бы в новогоднюю ночь,
хороню взглянуть на напи’одни из’ глу-
бины пролдетевиших столетий.

Вот он весь ‘перед нами -— тысяча
девятьсот сорок восьмой. Вот она-—нама
страна, в электрических бозвездиях сел и
деревень, МТС, совхозов, в скоплениях мир-
ного городского света, в белых заводских
вепышках и дымах... Там и Украина, п
приволжекие земли, и тз` Поховщина, где
по новым дорогам и по старинному поч-
товому тракту бегут огоньки машин,
бегут под вековыми липами, еще помня-

ооо ва ооо бони река ра завеса чене ро пиву оны ерравини иво ЗМЕИ ООВ ОИ О ПО Е Оо Зи р ОО р ВЯ риоя

Pie иИЗ-3а КЗЕДоГО“

©

Николай АТАРОВ
>

щими тот, герценовский, санный возок...
Много бы дал тот путешественнах, что-
бы еслн не оглядеть все это, то хотя
бы перезистать комплект газет! Тут Bee
записано, лень за днем. Можно с уваже-
нием вычитать и запомнить самых про-
славленных сограждан, именинников это-
го года — Николая Российского (фами-
лня-то какая!), Марка Озерного, Генриха
Ворткезича. Можно задуматься над смыс-.
лом крупнейших, резко очерченных 69-
бытий эгого года.

А можно не жадначать: просто взять
какую-нибудь маленькую рубрику на га-
зетном листе... Допустим — «хронику
культурной жизни», TY, что можно про-
читать на шестой колонке, внизу, ту, что
идет «вподверсточку», как говорят метран-
пажи, и набирается мелким шрифтом, пе-
THTOM.

А ведь этот петит газетной хроники
1948 года —доведивь он в руки Марксу
и Энгельсу, —- не попал ли бы он в при-
ложение к «Коммунистическому Манифе-
сту», как живая, из жизни взятая, жиз-
нью проверенная иллюстрация  нарожде-
ния коммунизма на нашей земле, его по-
всеместных и дружных ростков.

3:

«КИЕВ. Министерство ‚ сельского x0-
зяйства УССР утвердило шесть колхозни-
ков и колхозниц членами ученого совета
Научно-исследовательского института жи
вотвоводства». :
«ИВАНОВО. /На-диях во Всесоюзном
институте кормов им, Вильямса была одоб-
рена конструкция. клеверотерки. Ее изо-
брел кузнец одного из колхозов Кинешем-
ского района И.. Гуров».
<УЛАН- УДЭ. Ветупила ‘в строй радно-
станция. колхоза им. Тельмана, Селенгин-
ского аймака, Бурят-Монгольской АССР.
Она связала 27 стойбиш, разбросанных на
сотни километров. Это уже. шестая кол-
хозная радиостанция в Бурят-Монголии». .
«РИГА. Академия наук Латвийской,
CCP провела 2. октября выездную сессию
в колхозе «Наколне». Свыше 250 чело-
век ученые, председатели колхозов,
бригады и звеньевые — приняли участие в
боте сессии Академии наук».
«ЖИТОМИР. В области проведена
када благоустройства культурных учреж-.
дений. Отремонтировано 1.055 и вновь по-
строено 174 здания домов культуры, клу-
бов, хат-читален, библиотек. В работах
участвозало около 34. 000 колхозников».

Умножьте каждую заметку в сотни ты-
яч раз, и вы получите картину сельской
жизни . нашей страны в 1948 году.
Соедините колхозный лекторий в глухом се-
ле Моллине, в Калининекой области, с ки-
нофестивалем в мордовских колхозах под
Саранеком. Сведите мысленно в. одну ау-
диторию шесть тысяч четыреста колхозни-
ков, получающих заочно выстиее образова-
ние в сельскохозяйственных институтах.
Вообразите три миллиона семьсот тысяч кре-
стьян и крестьянок, которые в зимние меся-
цы учатся передовой агротехнике в круж-
ках, на курсах и семинарах. Прибавьте к
ним десятки тысяч тех, кто обучается в
школах механизаторов, на курсах тракто-
ристов, селекционеров, лесометиораторов.
Представьте в евоем воображении 1.200
сельских  лекториев лишь на одной УЕ-
раине.

А ведь все это неё с неба евалилоесь.
Это—в сказочно быстрые сроки! — роди-
лось Ha плодородной почве нового общест-
венного строя. отменившего частную в0б-
ственность на средетва производства. Это
сделано волею партии большевиков, вели“
кими трудами лучших людей человечест-
ва — Ленина, Сталина, их верных сорат-
ников, сделано и етало жизнью из Uped-
начертаний научного коммунизма.

Враги человечества называли  дикостью
коммунистпческий — идеал уничтожения
противоположноети между городом и де-
ревней, межлу физическим и умственным

Siknauae ЮРЕЗАНСКИ A

Обитирная, расположенная амфитеагром
аудитория Московского энергетического
института... На стене за кафедрой висят
большие карты Советевого Союза и езе-
мы грандиозного проекта, над которым
уже несколько лет работает докладчик ин-
женер М. Давыдов. Он рассказывает о не-
обыкновенном, для большинства здесь со-
бравшихся совершенно небжиданном 3а-
мысле.

— Обратите внимание, — говорит Да-
вылов, —= какое громадное несоответетвие
между географическим  размещедием реч-
ного стока и возможностями его хозяйет-
венного использования имеется В природе.
Всмотритесь в карту! В европейской части

Союза — довольно ограниченные запасы
воды. Юго-восток страны ‘чрезвычайно
безводен, — цод знойным еволнцем нее-

чаные пустыни, ‘а, между тем, при нали-
чии воды эти пустыни могли бы стать
цветущим раем; А Сибирь, где протекают
величайшие реки мира — 0бь; Ениеей,
Лена, исключительно мпоговодна. Но воды
Сибири идут Через ‚тайгу, через. болота,
через тундры, в край стужа, к Северному
Ледовитому океану. Воды Сибири в. зна-
чительной своей части ‘уходят без поль-
зы. Они почти нё елужат нам, Надо эту
твографяческую песообразность исправить!

Советский чедавек может переделывать
природу в завиеимости от нужд народного
хозяйства, и он смело вступил на путь
преобразования своей страны, ‘ Гигантекий
план полезащитных насаждений, внедре-
ния травопольных севооборотов, строитель-
ства прудов и водоемов для обеспечения
высоких И устойчивых урожаев в степных
и лесостепных районах CCCP — 970, с6-
тодня, реальность, поторая восхищает ‘нас
своим беспримерным размахом и вдохнов-
ляет к творческому труду.

Давыдов вскидывает указку вверх, к
Варскому морю...

— Шоверпуть водоносные реки с мерз-

вести садам в пустыне

лых тундр в жаркий Узбекистан, в cyb-

тропические райзны Средней Азии. — вот
задача, ROTOpy 10 надо ставить уже сейчас
будущем.
ее

п решать в вамом недалеком

Экономическая мощь. нашей страны,

техническая оснашенность, навонец, вы-
сокий уровень инженерных знаний й го-
рячая готовность народа к труду дают

полную к тому возможность.

Туранекая низменность, лежащая к во-
слоку от Каспийского моря, обладает бла-
гоприятнейнтими почвенными и темпера-
турными  уеловиями для выращивания
длинноволокниетого хлопка и целого
весьма нужных субтропических культур.
Если снабдить эту низменность водой,
жизив ‘раецветет здесь в небывалой: ярко-
сетью`и силой. На необозримых далях зашу-
мят фруктовые сады, подпимутся  тутовые
рошии, зазеленеют посевы и виноградники,
на общирных просторах ттаательно возде-
ланных плантапий булут получаться  та-
кие‘ урожай хлопка, о которых и пе мечта-
ли раньше.

В Средней Азии ив Казахстане водами
0би и Енисея можно было бы оросить
свыше тридцати миллионов гектаров  зем-
ли, что в еемь раз увеличило бы совре-

менную орошаемую площадь. Воды ве-
ликих ’ рек, повернутые на юг и ю10-
запад, на всем протяжении нового пути

могут быть использованы для выработки
колоссального количества дешевой эаек-
трической, энергии. Я предлагаю возвести
на (би пиже впадения в нее Иртьнша, в
районе села Белогорья, плотину, полди-
мающую горизонт реки’ на шестьдесят
метров. Плотина образует водохраналище
с плошалью зеркала, равной половине нло-
шади Каспийского. моря.

2.

Й вот карты перестают бытв географя- Честве заместителя управляющего Гидро»   Подкаменной Тунгуска,
(пр  `атергопроекта и заместителя главного ип

ческими начертаниями и знаками.

оживают. Небывалое сооружение преобра-  женера управления Большой Волги,
жает часть земпого шара. В голосе Давы-, победы пад гитлеровской Германией

‚час пришлем...

де-.

ряда.

трудом, они считали это отказом от сокро-
BHI науки и искусства, уничтожением
цультуры, На деле вышло не так: уничто-
жена только проклятая отчужденноеть от
культуры миллионов деревенского населе-
НИЯ,

‚Время действия — сегодня!

4.

Летом 1948 тода позвонили в’ редаж-
ЦИЮ из Всесоюзной экадемии сельскохо-
зяйственных наук имени ‘Лелина:

— Помогите колхозному ходоку. Третий
день воюет с железнодорожниками — HH-
ках не погрузят в вагоны его ящики ©
сортовой  рассадой... Мы его к вам сей-

Через полчаса появился в шумных ва-
бинетзах редакции новый человек. 9то был
бригалир одного. иа пековеких колхозов, —
легкий на ходу, быстроглазый, заряженный

энергией человек, ‘загорелый, в кбжаной
куртке, похожий больше на танкиста, чем
на садовника, е полевой сумкой на  боку.
Москва его, видимо, оглушила,  утомила.
Уж не пришел ли он Е нам пешком из
зкадемии — сапоги пыльные, будто десять
верет отызхал? Он немпожко  лукавил,
скрывая свое смушение. И ‘телефоны He
те — он не привык к таким. Он склонился
над аппаратом, и пам видиа была только
его загорелая, вся в морщинах, обвет-
ренная шея... Но когда его соединили
по телефону с министерством и он загово-
рил, — исчезли и смущение, и лукавство,
oH требовал от имени колхоза и от
ayer науки:

„Ла мне не «когда-нибудь» надоб-
HO, a нынче!.. Слышьте, товарищ генерал-
директор, высокий сорт гибнет... Я уже
там был... Неужели ж, думаете, не был...
Они велят в товарных грузах. А Mae их
надо поливать каждое утро... A ym этого
наука требует, не нам с вами толковать..,

Он очень хорошо знал свои права. С его
собственной помощью мы отправили ero
первым же екорым поездом во славу ми-
чуринекой науки!

Да, это был толковый, смышленый, епо-
собный человек. Задавленные нуждой, тем-
HOTOH, бесправием, его отец, и дед, и пра-
дед жили внеисторической жизнью, быст-
ро старели в переходили, поколение за по-
колением, с теплой печи в мерзлую землю.
А этот — он уже не свою бревенчатую
избу порестраивает, он перестраивает и
науку о земле и самую природу вокруг се-
бя. И не по рекрутекой повинности при-
везли его в Питер или Москву в простой
теплушке, откуда несется лихая и горькая
солдатекая песня. Нет, прибыл он в скором
106318 — в Академию наук, но ‘делам об-
щественного интереса.

В тесноте государетвенных
педосуг в_ Москве. Ему — «не
буль надобно, а «ейчае...»

забот @вму
когда-ни-

Он смог развить евом способности, этот.

человек, в стране без частной собетвенно-
сти, в етране, где каждому хорошо и дале-
ко видать, потому это нет высоких камен-
ных ограл, посыпанных битым
OH смог развить свои способности, этот
человек, в стране, где труд. стал творче-
 `ским самовыражением каждого. Ou ‘смог
развить свои способности, этот человек; в
стране, которая стала родиной тысяч ae
шин, тысяч разных — для каждого ра-
бочого движения сельского человека;
электродоилок, «механических птичников»,
крановых стогометателей,  электропожнин
для стрижки овечьей шерсти, половособи-
  рателей, электромолстилок. Теперь он уже
не только управляет этими машинами, он
их создает, Он уже не только понес © 03-
зара Белинского и Гоголя, он сам пишет
вниги. Он уже не просто ждет милоетей от
природы, он вам берег их у Hee.

Так сбываются предначертания Маркса
и Энтельса, _ Ленина и Сталина, — народ,
руковадиный партией большевиков, осуще-
ствляет их в сжатые сроки. И в повееднев-
пую ткань истории, в строки газетного
будничного «петита» входят светлые дни
коммунизма, о которых ллоди грезили дол-
гими глухими столетиями.

дова слышится восторг изобретателя, oT

хрывшего необыкновенное,
— Полнятая плотиной вода 056 wo ee
притокам Иртышу и Тоболу, по долине

реки Убоган, — продолжает. он, — нойдет

обратно на юг и подойдет к основанию
водораздела между Западной Сибирью п
Арало-Каспийской низменностью, к так
называемым Тургайсвим Воротам. Высшая
точка Тургайских Ворот окажетея расто-
ложенной на 50 метров выше уровня те-
кущей вепять Оби, хотя в ереднем высота
перевала над водой будет равпятьея толь-
ко 26 метрам:

— Это есть самое трудное меето в моей
схеме, — говорит инженер Давыдов. —
Трудное, сложное, но вполне’ посильное
для нашей техники. Через перевал надо
рыть канал, надо преодолеть преграду, по-
ставленную природой. Чтобы вода из 0би
вошла в канал и свободно потекла в
направлении к Аральскому морю, надо
прорыть канал на беспримерное в историй
гидротехнических рабог расстояние — 930
километров. Нанолненный водою канал
представит с0б0ю как бы новую реку глу-
биной в 20 метров, По этой реке и пойдут

‚морские суда.

Аудитория увлеченно слушает. И всех
интересует, — Кто же он, этот человек,
столь смело предлагающий переделать при-
полу необ’ятных пространетв?

Митрофан Михайлович Давыхов — сын
рабочего, строившего до революции Таш-
кентскую железную дорогу. Вырос он на’

станпии  Вазалинск и Там же окончил
свою первую школу — двухклаееную
железнодорожную. Затем держал  экетер-

ном экзамен за шесть классов гимназии,
училея в гидротехническом училяще, в
военно-инженерном техникуме, получил
звание инженера-гидротехника в Ташкент-
ском институте инженеров водного хозяй-
ства. Красным комапдиром был он три
года Ha фронтах гражданской войны, В
1922 году его, как специалиста, напра-
вили на восстановление

систем Средней Азии, и он проработал там   ширных илошадей

одиниадиать лет.
Затем началаеь работа в Москве в кл:

После

еликий

Kaace B женской школе. Девочки сидят
з& партами, все чисто, аккуратно одетые,
вее старательно выводят в своих Terpa-
дях Te же слова, которые их подруга пи-
шет мелом на черной доске. А на доске
написано слева: «ВиЧарез{, 19 ~szeptem-
Бег». И справа: «Будапешт, 19 сентября
1948 года». А внизу очень четко, краси-
выми круглыми буквами, ‹ по-русски:
«Денин сказал: учиться, учатьея и
учиться».

Венгерские девочки учатся
языку. Учатся и венгерские
Так в Будапение и в других
Венгрии.
И так в Румынии, в Чехословажия, в
других странах новой демократии. : Нынеш-
нее поколение в этих странах He знает
В своем большинстве русского языка. Но
уже немало взрослых изучают его. А под-
растающие” поколения будут знать pyc-
ский язык и читать в оригинале произве-
дения русской художественной и научной
литературы. Интерее к русскому языку
очень велик. Он. соответствует ‘великому
интересу к Советскому Сотозу. И дело не
только в соответствии. Интерес к нашей
стране рожден высокими чувствами друж-
бы, сознанием той исторической роли, ка-
кую советский народ сыграл в освобожде-
нии стран новой демократии от угнетате-
лей, чужеземных и своих. Имена Ленина
и Сталина ¢ любовью приняты В
народные словари всех наций. Чув-
ством привязанности, дружбы и любви
проникнут и интерес к русскому языку.
Распространение ‹ русского ‘языка за
рубежами нашего отечества — это явле-
ние чрезвычайной исторической важности.
Оно свидетельствует о растущей мировой
enae Советекого Союза, о том месте, какое
он занимает в передовой международной
культуре. Миллионы наших друзей oxor-
но и добровольно изучают русский язык.
Ем поневоле изучают и наши враги.
«Голос США» врет и по-русски. Он даже,
кажется, веето больше врет по-русски. Он
выдает себя нерусским акцентом и нерус-
ской тупостью. Некогда, до 1917 года,
русские рабочие узнавали  переодетых
жандармов по форменным штанам, запря-
танным в стоптанные сапоги. Полицей-
ский маскарад не удавалея. «Русские»
голоса на американской и английской ра-
диостанциях произносят английские ело-
ва, написанные русскими буквами. Это не
русский язык нашего . времени,
Демократические народы изучают под-
линный русский, советский русский язык.
Он не кажется трудным языком. Чужую
речь легко понять, когда в ней есть’ род-
ственные понятия и родственные чувства.
Это знает каждый, кто побывал на боль-
ших собраниях в странах новой демокра-

русскому
мальчики.
городах

стеклом. _

тии, на демократических международных
  козтрессах, В Чехословакии, в Болгарии,
в других” славявеких странах сплошь и
рядом не возникает необходимости в пе-
реводе с русского языка. Советеких деле-
гатов часто понимают, когла они говорят
по-русски.

Русский язык стал мировым язы-
ком, Не только потому, что он признан
таковым на международных официальных
собраниях, но прежде всего потому, что он
  завоевывает признание народов. Его изу-
чают, ибо хотят знать больше о. советской
страме, о строительстве сопиализма, 06
источниках моши нашей державы,
большее число коммунистов. хочет читать
в оригинале произведения Ленина и
(талина, хочет следить за советской ли-
тературой.

Последовательная смена мировых язы
ков проходит через всю тысячелетнюю ис-
торию ‘человечества. Латынь была языком
античного мира и раннего средневековья.

некоторое время начальником сотроитель-

ства Молотовской гидростанции на реке

Каме. Затем всецело отдался проблеме си-
биреких рек. Вопросы гидроэнергетики и
орошения © юности занимают его ум ий
творческое воображение.

_Указка Давыдова снова скользит по
верховьям рек, по желтым еклонам, мно-
гозначительно останавливаясь на во0бра-
аемых, еще не обозначенных на карте
линиях.

— Изучение местности приводит к ре-
шению-— прокладывать канал по древчим
руслам 0би и Иртыша. В отдаленных ты-
сячелетиях минувшего,  когла в районе
нынешнего Казахстана еще не закончи-
лась  горообразовательная деятельность
земной коры, 0бь и Иртыш текли не на
север, а на юг, в Арало-Васпий. Тектони-
ческие силы подняли земную кору, обра-
зовав Тургайский перевал, и опрокинули
реки к поясу вечной мерзлоты, в студе-
ный Ледовитый океан. Вог по этим-то вы-
сохшим руслам мощных древних рек в
должна проходить трасса будущего кана-
ла. Выйдя на южный склон Тургайских
Ворот, хлынув по своему первозданному
пути, воды Оби из прорытого. канала во-
льются в реку Тургай, затем в озеро Чед-
кар-Тенгиз o по высохшему руслу Иргиз-
Тургай поступят в Аральское море, которое
поднимется на один метр выше теперетт-
него уровня и из горько-соленого станет
прееным. На всем пути по низменности
новая река оросит прилежащие к ней ете-
пи и пустыни, создаст по обе стороны от
вебя благоприятные условия для процвета-
ния сельского хозяйства.

Из Аральского моря могучий поток си-
бирских вод вступит в сухое русло древ-
ней реки Дарьялык, затем по соединитель-
ному каналу в Сары-Вамышекую котло-
вину, а из нее по высохшему руслу Узбоя
остатки не разобранной на орошение воды
впадут в Каспийское море.

Водохранилище, созданное подпором Оби

ирригапионтых   У Белогорья, в целях орошения более об-

Средней Азии, может
быть усилено водами Енисея. Для этого
на Енисее, у Осиновеких порогов, в устье

надо Построить
илигипу, поднимающую уровень реки ва
70—80 метров. 0 направить сток воды
через Большую hac и 9е0ез водораздел

ней эпохи“

ского или английского ученого считалоеь

язык Ной

Ik. ЗАСЛ АВСКИЙ совершенно излишним знать  руесвий
: ‘ j язык. От этой глупой спеси, рожденной
2 невежеством, ° всего больше’ пострадала

иностранная наука. Она очень поздно и
весьма неполно узнавала о великих от-
крытиях и достижениях русской науки, ©
неоценимых сокровищах русекой литера»
туры, русского искусства. т

Это время отходит в прошлое. Ныне
никто не может почитать ‘себя ученым в
полном и действительном смысле  этото
слова, если’ он ‘не знает русского языка,
если не читает в оригинале произведений
русской мысли. В общественных науках
русские люди занимают неоспоримо первое
место. Все будущее движение этих наук
определено гениальными трудами. Ленина
й Сталина.

Подлинные ученые на Западе давно по-
няли, признали и оценили великое зна--
чение русекого языка. Марке и Энгелье
овладели им, чтобы в подлинниках чи-
тать статьи Чернышевского и Добролюбо-
ва, следить за экономическим развитием:
России. Они предвидели вв будущую uc-
торическую роль. :

Bo всех областях науки и техники со-
ветские исследователи идут впереди. №0-.
нечно, они, далекие от националистиче-
ской спеси, изучалот важнейшие иностран-
ные языки. Но приближается то. время, -
котда иностранный ученый, не знающий
русского языка, рискует. поставить себя
в неудобное и жалкое положение.

Не столь давно принглось оказатьея на
обеде международного характера соседом
известного и уважаемого ученого. Он ска-
зал ворчливо, что нет возможности  еле-
дить за интереснейшей и важнейшей дие-
куссией в СОСР по вопросам биологии,
так как она проходит на. руеском языке.—
Что же, сказали мы;— пора иностранным
ученым изучить русский язык. ^ ;

Сосед  покосилея недоверчиво,
всерьез ли это сказано?

Beeppes — и очень всерьез! Без рус-
ского языка уже сейчас нельзя быть под-

Французекай язык был языком  господ-
ствующего класса феодальной эпохи. би
долго сохранялся вместе с феблальными
традициями и навыками в среде междуна-
родной дипломатии. Английский язык стал
мировым языком капитализма.

Заглядывая в день Нового года в бу-
дущее, мы видим русский язык, как ми-
ровой язык социализма.

Каждый из исторических мировых язы-
ков Нес © собой не только новые лингви-
отические формы, но и новое  социально-
политическое содержание. . Изысканные
выражения придворной Франции уступили
место торговому жаргону лондонской бир-

Французский язык распространяли ло
всему миру дворяне, английский — куп-
цы. Правда, мир был еще ограничен в
своих пределах. Для французекого языка
он вмещалея почти целиком в Европе.
Английский распространилея «по  вол-
нам» за пределы Европы.

Вее прежние мировые языки были язы-
ками-коемополитами. Они создавали меж-
дународную общноеть правящих классов,
но неизменно в ущерб языкам народным,
национальным. Языки феодального и ка-
питалистического космополитизма отрыва-
ли интеллигенцию 0т народа, ставили се-
бя над национальными языками, OTHOCH-
лись к этим языкам пренебрежительно,
как аристократы или колонизаторы. Pyc-
ское дворянство начала прошлого века бы-
ло в своих верхах офранцужено.

Капитализм англизировал буржуазную
верхушку колониальных стран, развращая.
тех индийцев, китайцев, арабов, которые
вместе с космополитическим языком усва-
ивали презрение к «туземцам». Англий-
ский язык развращал людей в Азии и Аф-
pure. Он создал. отвратительную профес-
сию компрадоров, — в} этом изименова-
нии купцов, торговавших своим народом,
есть созвучие е  компрачикосами,  уро-

довавшими . детей. линно образованным человеком, и вели
Русский язык — первый мировой язык   9 еще непонятно снекоторым  уче-_
ным Запада, To это стало понятно  0б-

интернационализма, враждебного космопо-
литическому обезличиванию. наций. Язык
социализма создает новую международную
общность путем развития самостоятельных
национальных. культур, разнообразных по
форме, социалистических по содержанию.
В советской стране распространение рус-
ского языка ереди всех народов идет ру-
ка 0б руку с богатейшим развитием на-
циональных литератур, Русский язык 000-
тащает эти литературы, не посягая на их
самостоятельность. Это — исторический
факт чрезвычайного значения. Это—пря-
мой, ощутительный резуйвтат  лениноко-
сталинской национальной политики, пря-
мов слодетвие победы и торжества социа-
ЛИЗА.

Мировые языки прошлых эпох были
монополией образованных и «образован-
ных» людей. Без латыни не могло быть
образования в средние века, без француз-
ского — в новое время, без анслийекого—
в новейшее. Но этими языками владели и
те социальные группы, которые болтовней
на французском и английском языках
прикрывали свое полное невежество. 06-
разование — двусмыеленное слово в ка-
питалиетичееком мире, Вве же мировая
наука, которая была наукой госнодствую-
щих классов, развивалась преимуществен-
но на английском, французском языках, а
также на немецком, который претендовал
в свою очередь на положение мирового
языка. Русский язык был тогда в’ загоне,
На него смотрели пренебрежительно в ми-
ре буржуазных ученых. Для русского дея-
теля науки считалось обязательным знать
иностранные языки. Для любого француз-

разованным людям из рабочего класса, из.
передовой пнтеллигенции. Образование в
советской стране потеряло прежнай дву-
смысленный ‘характер. Коммунистическая
партия, по слову Сталина, ‘хочет сделать
образованными всех советских людей,
весь воветский народ. И это будет, точно
так же будет, как и то, что образование.
станет достоянием народа и во всех стра-
нах, где оно поныне остается монополией
богатых. Поллинное образование  распро-
страняется по миру вместе с социализмом,
вместе с настоящей, народной  демокраз
тией. И неот’емлемой частью этого obpa-
зования является ий Язык, язык ©0-
циализма.

Мы с радостью. встречаем каждый
Новый год, потому что каждый Новый год
знаменует движение вперед, отмечает зна-
менательной вехой- достигнутые уснехи и
победы и указывает на те трудноети, ко-_
торые еще надо преодолеть B борьбе ив
труде.

Нас порадовала и гордостью исполнила”
та венгерская школа, где девочки 663
грамматичееких ‘ошибок старательно и
любовно русскими словама выписывают в
тетрадях ленинские заветы. Мы заглянули
в будущее, наблюдая современность. И в
особой силой мы осознали ту великую от-.
ветственность, которую приняла на себя.
русская литература, русская наука перед
всеми народами мира, заняв столь почет-
ный пост в общем движении к высокой.
исторической цели — к коммунизму.

Е БИО ВЕНЕ ЕЕ НИХ НЕЕ СИЕ СНЕ сори сяч отр юн СОЧИ Е ИО ОЕ ИО CSE 0 БОБОВ Илии ини ини в неа о нинаи БЕН ЕВЕ ОН В ЕО Е БЕН ини Ен Е ООО а ин ЗЕ Во ная вона рии нони ва ников ови звоониненнсныь

междуречья в приток Оби -— Веть. Общее
протяжение проектируемой магистрали от
Белогоръевекой плотины до Каспийского
моря — четыре тысячи километров. Еже-
годное количество электрической энергии,
какое сможет вырабатывать Енисей-0бь-
Арало-Каспийское водное соединение, до-
стигнет 82 миллиардов киловатт-часов.

ны думать о разумном использовании на-
ших богатств. Белогорьевекая гидроетан
ция По своему расположению оказалась
бы вблизи металлургичеекого Урала. Туз-
тайская гидростанция могла бы снабдить.
энергией весь Южный Урал. Кетьекую
гидростанцию можно было бы построить в
сравнительно небольшом расстоянии от
Новосибирска, от Кузнецкого металлурги-

5. ческого комбината и Кузнецкого каменно-
Давыдов тов, с увлекательной про-  угольного бассейна. Столь счастливое е0-
стотой. селетво сыграло бы крупнейшую роль в.
— Таковы технические и цифровые добыче угля, в произволетве кокса, чугу-

на, высококачественных специальных ста-_
лей, в машиностроении п вагониетроении.
Словом, трудно даже перечислить Bee те
блага, какие дала бы переброска стока
Оби и Енисея в Средпою Азию. :

Давыдов останавливается у краз под-
мостков. Он напоминает иселедователя, го-
тового сейчас же выйти в далекий трудный
ПУТЬ. : :

Шумные, восторженные  ‘рукоплескания
награждают докладчика. Аудитория прихо-
дит в движение; Залаютея десятки   вопро-
сов.

Декан Ан факультета
профессор Т. Золотарев” заключает инте-
респый ветер призывом:

— Мечта ects первая стадия проекти
рования. Нужно увлечь новой мечтой со-
ветских писателей: о мечте, когорой по-
делилея е пами Митрофан Михайлович Да-
выдов, необходимо создать увлекательные
книги для самых шировях кругов чита-
телей пашей великой страны. И, может
быть, в первую очередь такие книги нуж-
ны для юного поколения, чтобы ученики
средних школ уже сейчае видели, что они
будут делать, когда’ вырастут большими, —

Новая буря рукоплесканий переполняет.
аудиторию.

С группой профессоров М. Давыдов вы-
ходит из многоэтажного злания энергети-
ческого института. Свежий ветер летит им
навстречу, Необ ятная Москва, как звезд-

очертания разрабатываемой мною пробле-
мы, Переброска с1ока сибирских per s
Среднюю Азию создаст возможность про-
извести обводнение и облесение выжжен-
ных еолнцем пустынь и весьма ощутя-
тельно улучшит климат края. Возникно-
вение суховеев, губительных для вель-
ского хозяйства приволжеких и придон-
ских районов, обусловливается в значи-
тельной степели существованием раскален-
ных просторов Арало-Васпийской  низ-
менности, Если эти просторы в изобилии
получат воду и превратятся в цветущее
зеленое царство садов и полезных расте-
ний, то количество влаги в. воздухе уве-
личится, обжигающая сушь ветров угас:
нет, действие их существенным образом
изменится. Вместе с тем увеличелие ио-
парения, какое начнется с. поступлением
больших масс новой воды, —_встественно
обогатит водоносность рек Средней Азии,
Казахстана и Урала, Васпийское море бу-
дет поддерживаться на желаемом уровне,
& это даст возможность использовать сток
рек всего бассейна, главным образом,
Волги, в нужном плане. . :
Повернутая на tor O65 coelanar для
прохода морсдих судов Парское море с
Васпийским, позволит доставлять сплавом
за одну навигацию в безлесные южные
районы 700—800 миллионов кубометров
деловой превесины.
— Просто сказочно. —= щеляет сидя.
щий слева от меня русоволосый студент,
и я вижу восторженный блеск его юных

ный мир, горит россыпью непечиелимых
глаз. огней.
4. анна at
— Нам очень много дано, —- горячо

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
продолжает Давыдов. — Страна пдет к a Vins Meee

RUMMYHUCTHICCKOMY будущему, и мы долж-

= м