Е   зующейся  воена-
а новаторство! == [m=
; ® кой, наличие в
нашей стране но-
В нашей стране безраздельно господст-   вого  социалистического строя, наличие
вует социалистический строй. Социзлизм   великой партии большевиков — вот что
одержал победу над капитализмом потому,   реально обеспечивает осуществление вели-
что партия вызвала к жизни новую, выс-   ких планов строительства коммунизма в
шую по сравнению с капиталистической,   нашей стране. В годы сталинских пятиле-
производительность труда; потому, что в  ток мы научились лучше использовать на-
нашей стране сложилиеь новые пройзвод-   ити возможности. Но задачи, стоящие пе-
стенные отношения между людьми — от-  ред страной; все более и более усложня-
ношения товарищеском сотрудничества и   ются.
социалистической взаимопомощи  свобод-  Растет уровень нашей техники, Tpedyl0-
ных от экоплоатации работников. «Поэто- щей еще большего повышения культурного
MY производительные силы развиваются   уровня рабочего класса. На наших гла-
здесь ускоренным темпом, так как 009т-  зах зримо совершается процесс уничтоже-
ветствующие им производственные отно-   ния противоположности между трудом умет-
шения дают им полный простор для та-  венным и трудом физическим. Передовая
кого развития» (И. В. Оталин). наука пронизывает все поры жизни не
Партия большевиков, величайшие мыс-   только в городе, но и в деревне. Изо дня в
лители мира Ленин и Сталин, опираясь на   день растет технический п научный уро-
самую революционную, самую поредовуто вевь сельскохозяйственного производства,
теорию, руководили истерическим процес-  наглядно виден процесс вымывания, стира-
сом преобразования нашей страны, социа-   ния противоположноети между городом и
листическим творчеством народа. Наша   деревней. КБультурный и идейный © ypo-
партия всегда смотрела и смотрит вперед,   вень трудящихся нашей страны поднят на
всегла ‘умеет увидеть и поддержать все   невиданную высоту и подымаетея вее вы-
новое, передовое, прогрессивное, неодоли-  Ше и выше. Издавна присущие русскому и
мо растущее на базе новых производствен-  другим  евоветеким народам инициатива,
ных отношений, новых производительных   Творческий дух, изобретательноеть раскре-
сил. Партия веегда, на всех этапах социа-   пощены, освобождены от пут капиталиети-
листического строительства обеспечивала   ческого строя и Тюлинейско-чиновничьего
победное шествие вперед. И нет сомнения,   режима старой. царской России. Новатор-
что 1949 юд станет годом новых вели-  ство вошло в плоть и кровь советского че-
чественных побед нашего народа во всех   ловека, пронизывает всю его деятельность.

отраслях хозяйственно и культурного
отреительства. Но и эти победы самотеком
к нам не придут, их надо организовать.
Товарищ Сталин указывал, что для ус-
пешного выполнения наших планов тре-
буются два основных условия:  во-пер:
вых, реальные или «об’ективные» воз-
можности AIT
лание и умение претворить в жизнь эти
возможности.  Говоря 0 возможностях,
товарищ Сталин прежде всего имел в ви-
ху природные богатства, которых в нашей
стране «даже больше, чем нужно».
«Требуется, — говорил далее товарищ
Сталин, — наличие такой власти, кото:
рая имела бы желание и силу двинуть ис-
пользование этих огромных приролных бо-
татетв на пользу народа». Истекшие годы
воочию доказали, что советекая власть не
только желает и умеет использовать при-
родные богатства на пользу народа, но
уже овладела в этом деле новыми, неиз-
веданными высотами, Яркое тому доказа-
тельство — принятый в 1948 году пят-
надцатилетний план’ преобразования,  пе-

ределки природы на гигантекой террито-
рии европейской части Советекого Союза,
победа
новаторокого, материалистического направ-

план, опорой которого’ является

ления в естествознании.

Необходимо, указывал товарвшт Сталин,

чтобы власть
хой миллионных Mace
стьян. Наша власть, как ни

пользовалась подлерж-

этого и, во-вторых, же-

рабочих и Kpe-
одна  дру-

И нет такой задачи, которая оказалась бы
HO по плечу советекому человеку, руко-
водимому партией большевиков.

Истекний 1948 тод был годом небыва-
того расцвета новаторской мысли во всех
областях теоретической и практической
деятельности советских людей. Победа но-
ваторского мичуринско-лысенковского на-
правления в биологии вдохновила, акти-
визнровала новатеров всех других отрас-
лей науки и техники, а также литературы
и искусства. Под знаком неустанной борь-
бы за торжество нового, наиболее жизнен-
ного, прошли и пленумы правлений Cow3a
советеких писалелей и Союза советевих
композиторов.

1949 год должен стать годом  невидан-
ного размаха творческого созидания, еще
более упорной борьбы за повсеместное
внедрение самого совершенного, самого
лучшего, самого передового. В этом емыс-
ле серьезное значение приобретает нача-
Toe на страницах нашей газеты обеужде-
ние статьи члена-корреспондента Академии
наук СССР 3. Чуханова, остро поставивте-
го вопрос о насущной необходимости ус-
ворить и упростить пути внедрения новых
изобретений и открытий в промышленное
производстве. Сегодня мы предоставляем
слово по этому вопросу деятелям науки и
техники. ‘ j

Развивать, научно и идейно онлодотво-
рять народную инициативу, народное твор-
чество, направлять их по руслу социали-
стического плана, оберегать их oT посяга-
тельств имеющихся еще в разных звень-
ях нашего аппарата носителей старого,

тая власть в мире, пользуется поддержкой   косноети и бюрократизма — насущная зл-

всех слоёв народа. Это находит свое выра-
жение в растущем из года в год социали-

стическом соревновании, в росте стаханов-
ского движения, в невиданном морально-
политическом еплочении всех трудящихся
нашей Родины вокруг партии и советского
правительства.

Непременным условием успешного осу-
ществления наших планов является «на-
личие таного строя, который был бы свобо-
ден от неизлечимых болезней капитализма
и который давал бы серьезвые преимуще-
ства перед капитализмом» (И. В. Сталин).
Наша страна не знает кризисов, безрабо-
тицы, расточительства, нищеты широких
масс. Наше хозяйство ведется по плану.
У нас планомерно накапливаются ресурсы
и правильно распределяютея по отраслям
народного хозяйства. Советекий строй с0з-
дал самую концентрированную промыш-
ленность, которая развивается на основе
canal лучшей передовой техники и обес-
печивзет благодаря этому невиданную
производительность труда, невиданный
темп накопления. Товарищ Оталин указы-
вает, что «наш строй, советекай строй,
дает нам такие возможности быстрого про-
движения вперед, о которых не может
мечтать ни одна буржуазная страна».

Основой оенов всех наших побед являет-
ся «изличие партии, достаточно сплоченной
и единой для того, чтобы направить уси-
ия всех лучших людей рабочего класса в
одну точку, и достаточно опытной для то-
го, чтобы не сдрейфить перед трудностями
и систематически проводить в жизнь пра-.
виЛЬНУюЮ, революционную, большевистекую
политику». Мудрость партии большевиков,
правильность се руководства выдержали
суровые испытания Великой Отечествен-
HOH войны и трудности послевоенного со-
зидания. Опорой партии, проводником ее
предначертаний является ныне весь 00-
ветский народ, все труженики города и
деревни, все делтели культуры, науки и
искусства. .

Наличие достаточных природных 60-
татств, наличие советской власти,  поль-

дача передовой советской интеллигенции.

Вот почему партия и правительство
оказывали и оказывают самую широкую
поддержку тем деятелям науки, которые
на деле осуществилют связь науки ¢€
жизнью, которые помогают народу пере-
страивать, переделывать жизнь,  разви-
вать индустрию и сельское хозяйство на
основе передового научного начала. _

Вот ночему партия и правительство
оказывали и оказывают вамую широкую
поддержку тем деятелям литературы и ис-
кусетва, которые создают подлинно назод-
ные произведения, помогают кохмуниети-
ческому воспитанию, идейному  обогаще-
нию, осмысливанию простыми советскими
люльми современных, сегодняшних и зав-
трапгних задач их практической деятель-
ности. Вот почему современная тема —
тема созидательного‘ труда и новаторства,
борьбы с косностью и рутиной-—главная,
основная тема творчества советских писа-
телей и художников.

Велики, грандиозны задачи осуществле-
ния плана четвертого года послевоенной
сталинской пятилетки. План этот должен
быть и будет выполнен усилиями веех со-
ветеких людей, руководимых партией
Ленина-—Сталина. И тот деятель науки и
техники, тот рабочий и колхозник, TOT
писатель и работник искусства, кто на
деле, на практике лучше будет бороться
за поддержку всего нового, коммунистичес-
кого. кто непримиримее, успешнее будет
расчищать дорогу новому, тот сможет при
подведении итогов четвертого года пати-
летки с чистой совестью, с глубоким удов-
летворением отметить, что он внес свой
полноценный вклад в великое дело строи-
тельства коммунизма в нашей стране.

За смелое новаторство, товарищи! Пар-
тия большевиков — партия новаторов. И
самый великий, самый смелый новатор
нашего времени — Иосиф Виссарионович
Сталин. Отечески, любовно поддерживает

он каждое проявление творчества, инициз-

тивы рядовых советских людей. За смелое
новаторство во имя коммунизма!

ЗНАНИЯ .

Сессия Академии наук CCCP

Истории отечественной науки посвящена
сессия Академии наук СССР, которая ©т-
кроется сегодня в Ленийграле,

Вступительное слово сделает президент
 Академии наук СССР академик С. Вави-
лов.

«Роль и значение работы товарища
И. В. Сталина «О диалектическом 4 HCTO-
рическом материализме» в развитии марк-
систско-ленинской философской мысли» —
такова тема первого доклада. Его сделает
акацемик М. Митин,

На том же заседании выступит академик
И. Мещанинов. Ов осветит роль Н, Я. Мар-
ра в отечественном языкознании,

На общем собрании Академии наук
СССР в последующие дни предстоят док-
лады: акалемика С. Вавилова — «Акаде-
мия наук СССР и развитие отечественной
науки». академика Т. Лысенко — «Вели-
кий преобразозатель природы И, В. Мичу-
рин», академика Полыьнова — «Роль
В. В. Докучаева и В. Р. Вильямса в есте-
ствознании и сельском хозяйстве». He-
сколько докладов посвящается развитию
отдельных отраслей знания — географии,
математики, астропомии, химии, техники,
разработке научного наследия М. В. Ло-
моносова и т. д.

Обширна программа заседаний всех вось-
ми отделений Академии наук СССР, От:
деления заслушают более сорока докла-
дов о вкладе русских ученых в сокро-

вишницу мировой культуры и путях раз-
вития’ различных научных дисциплин,

На собрании отделения истории и фило-
софии будут прочтевы доклады — «Ленин
и естествознание» и «Ленин как историк-
экономист»; на собрании отделения эко-
номики и права—«Работа В. И. Ленина-
«Развитие капитализма в России» и eo
место в истории русской экономической
мысли», d

В докладах, которые включены в. пове-
стку заседаний других отделений, будет
рассказано о жизни и деятельности вы-
дающихся математиков А. М. Ляпунова и
Н. И. Лобачевского, об академике Б. С.
Якоби, как пионере электромашиностроевия,
о геологических исследованиях В. О. Кова-
левского, о роли известного русского фло-
товодца и теоретика военно-морского дела
алмирала ©. О. Макарова в развитии рус-
ской океавологий, Е

`Специальные сообщения  посвящаются
200-летию первой ваучно-исследовательской
химической лаборатории Ломоносова, исто-
рии борьбы за облесение наших степей,
теории стадийного развития в свете общей
историк естествозвавия, путям развития
русской исторической науки, основным
вопросам изучения истории советской ли

тературы.

Сессия продлится до 11 января. Для уча-
стия в ней из Москвы в Ленинград вы-
ехало более трехсот научных работников.

ПРОЛЕТАРИИ ФСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ОРГАН ПРАРЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

№ 2 (2489).

Петр НИКИТИН

Опушенные снегом крыши хуторских
домов лежат далеко внизу. Над трубами
вьются курчавые дымки. Ветерок доносит
запах снеди, печеного хлеба, острый а0-
мат открытых силосных ям, преющей с0-
ломы. С крутого обрыва балки Мокрая
чКуравка хоропю видны и Муржеловка, и
Соповка, и Терновый, и Поповка, и Дутки,
и Кринички, и Тренев-хутор, где жил вы-
дающийся советский писатель Константин
Андреевич Тренев.

Ha каменистой, растрескавитейся, ‚обду-
той ветрами круче, широко расставив но-
ги, стоит селоборолый высокий человек.
OH окружен ватагой юношей, как кряжи-

поиски криницы

стый дуб молодой порослью. Федор Абра-
мович Ковалев, сверстник писателя Tpe-
нева, первый председатель  хуторского
ревкома, знакомит  хуторских ребят е
историей родных .мест. С этого вот кам-
ня, возможно, в те хавние времена бросл-
лась головой в омут хохотунья Полька,
жена Гараськи, задавленная нуждой и го-
рем, затравленная хуторскими суеверия-
ми. Может быть, на этом месте залетный
рабочий Чекалка говорил лунными ноча-
ми полюбившей его Ганне: «На Капказе,
друг, бедности нет!.. Уравнение земли
илет! Ни помещика, ни мужика! Всем по-
popry!»

Ветер разорвал серую пелену облаков.
Выглянуло солнце, и зажглись нестерпи-
мым блеском снега, повеселели хлохматые
от инея лесные полосы, ‘вербы в балке,
садки у хат.

Ковалеву немного грустно, даже сердие
щемит. Ему семьдесят лет, а только три
дать второй гол живет он по-человечески.
Украли у него юность, похитили полжиз-
ни. У молодых =— просторная дорога в
знаниям, к совершенству. Никто не 3A-
кроет им пути к наукам, и тупая безыс-
ходноеть не опалит горячих сердец, He
‘высосет души, как у крестьянского сы-
‘Ha — батрака Левки, о котором  пчеал
Константин Тренев. «В груди у Левки бы-
‚ ли такая же печаль и такой простор, Kas
й кругом, Tak же пустынно и отинеко...
Вогда на людях — этого не замечаешь,
только скучно... Только станешь думать—
уже и думки нет: утонуло в степи 0ез
слела, как крик сплюшки, и ухватиться
не за чо. И нету слов, чтобы обозначить
ee... Только сосёт в. груди. Эта пустая
степь душу высасывает!»

Нет, не степь высасывала человече-

ские души, а. звериные капиталистучеснуие.

порядки губили людей. Человек трула це-
нилея не дороже скотины,  прозябал в
нужде,  нишете, голоде. Было так: «Й
хоть столбовая дорога из города к саду
проходит через слободу, но. в сад евора-
чивают, 0б’езжая слободу вереты на две.
Это потому, что трудно проехать экиня-
жем через слоболу; навстречу бегут почти
из каждого двора голые, голодные, завои-
телые дети и оборванные, бородатые мужи-
ви. ели из экипажа ничего не Oposaor,
дети и мужики ложатся поперек дорогч,
под ноги лошадям. Не ложатся только под
начальство, да фон-Гебундена: земский за
это порет, а фон-Гебунден затонтал лошга-
дями бабу и троих. детей». :
Это — не выдумка автора. Это страни-
цы из летописи хуторов и слобод. раено-
ложенных по берегам балки Мокрая Жу-

‘равка, что близ города Миллерово, на Се-

верном Дону. Слобола Голодаевка, rie лю-
ди бросались под экипаж, называется сей-
чае селом Вуйбышево, колхозы которого из
года в год славятся высокими урожалми.
В нынешнем голу звено Евдокии Иванев-
ны Федоненко на площади в сорок пять

тектаров собрало по 220 пудов пшеницы.

с гектара. На опытном гектаре, где веле-
вая, упорная женщина применила «все,
что советовал агроном», снято 330’ пудов
озимой пшеницы. т

В рассказе «Затерянная криница» пи-
сатель нарисовал страшную картину засу-

хи на хуторах Мокрой Журавки. «Tame-.

лое было время! — пишет Тренев.—Ная
хутор пережил олин голодный год, и на-
двигался. другой, в таким же сухим, 6е2-
плодным летом, но е более страшной голод-
ной зимой. Была уже половина мая, а
чахлые нивы и сожженная трава еше
не видала нал с2бой ни одной дождевой
тучки... Уж ев половины зимы все крыши
в хуторе были ведены, и оттого е горы,

`под которой раскинулся хутор, он был по-

хож на огромную кучу оглоданных  ске-
летов. А © весны пришел голод. Малень-
кие дети умирали, как мотылькя, и ред-
кий день на кладбище не вырастала по-
вая могилка. Недоимка по земельным пла-
тежам наросла за много лет и главное —
за арендуемый хутором клочок панской
земли второй год не заплачено ни копей-
ки. Дело давно уже решено было в суде.

РАЗВЕЛЧИКИ ВЕЛИКОГО НАСТУПЛЕНИЯ

В середине января из Москвы ва Дон,
Каспий, Урал, в районы Сталинграда,
Астрахани, Белгорода отправятся шесть
экспедиций Министерства сельского хо-
зяйства СССР. Это — первый отряд раз-
ведчиков великого наступления на засуху.
120 землеустроителей почвоведов, инже-
неров по лесокультурам, агрономов, вхо-
дящих в состав экспедиций, будут отво-
дить земли под государственные защитные
лесные полосы.

Участники экспедиций нанесут. Ha .топо-.
графические планы точные очертания бу-
дущих лесов в прелелах каждого района,
каждого колхоза, .

Ранней весной, вслед за первыми раз-
ведчиками, на поля придет второй, более
многочислевный отряд — 29 экспедиций
Министерства лесного хозяйства’ СССР. В
составе этих экспелиций более тысячи
специалистов. Они пройдут по намеченным
трассам государственных лесных полос.

НА

Среда, 5 января 1949 г.

Теперь за долги и недоимки сносились в
сарай при сельском правлении крестьян-
ские подушки, горшки, кочерги, юбки...»

Мокрожуравские крестьяне, как у10-
пающий за соломинку, схватились 3a
смутные воспоминания восьмидесятилетней
Гончарихи,  рассказывавшей, что была
здесь когда-то чудодейственная криница,
найдя которую, люди на веки вечные спа-
сутся от нужды и голодной смерти. На
крестьян ведет слепая
Гончариха. Ищут упорно, долго, и, не най-
дя, замечают, что кринина уже не нуж-
на: примитивно обработанные поля, лес-
куты истощенной земли стоят выжженны-
ми, и дождь уже бесполезен.

Исчезли се ‘лица земли русской Голо-
даевки, Недоедаловки, Нищевки, Гололу-
зивки, Бесталановки. Советское крестьян-
ство, познав силу большевистского дерза-
ния, преобразует природу, подчиняет сво-
ей воле стихийные силы ве.

Треневские хутора еще не оправилиеь
от военных разрушений, от фашистевого
хозяйничанья, как нагрянула большая
беда — засуха тысяча девятьсот сорок
шестого и седьмого годов. Два года подряд
не было дождей. Нешално палило солнце,
и земля трескалась вглубь на метр и
больше. Лютовая суховей. Eme осенью
земля была такая сухая, чо, когда пл-
хали зябь, — ломались нлуги, выворачи-
вая огромные земляные глыбы,

Сухая зима, пыльная весна,  знойное,
без дождей лето. Посевы колхозов «15
лет Октября» и «Красный маяк» изныва-
ли от жажды, никли, преждевременно ста-
рели. Даже непряхотливый степной полы-
нок прекращал рост, стлалея по горячей
‘земле, истачая пьянящий запах.

Вепоминали засуху, о которой

нисал

: Тренев. В те дни вымерла от голода эта

степь, опустела балка Мокрая Журавка.
«А та засуха полегше этой начиналась», —
добавляли очевидцы. Казалось, что мот
поделать человек против полыхавшего во-
круг пожара!

Но светились в ночи огоньки трактор
ных фар. Лвеналцать мощных машин в
бригадах Ивана Андоеевича’ Востюнюкова,
Алекевя Петровича Шумая в Василия Фо-
мича Колесникова «закрывали влагу» па
пропашных, поднимали землю под пар.
Похудевший, 6 осунувшимея лицом Bacn-
Imi Фомич и на час не оставлял машин.
На тракторах женщины и девушки: Иа-
талья  Бажорина, Мария. Коломийцева,
Елена Шербакова, Мария ЕКриНцева. Вг-
тер ревет в поле, пыль ест глаза, веки
воспалены, на губах корка  спекшейгя
крови. Стиснув зубы, ведут девчата ма-
шины. Выстроит женскую смену Bacnanit
Фомич, долго вглядывается в запыленных,
уставших трактористок, пожалеет их в
душе, сдернет с бритой головы кепку, по-
клонитея девчатам и осипшим  голосоу
нежно и проникновенно скажет: «Спаси-

т

Цена 40 к.

риница счастья

превьштавший урожаи самых благоприят-
ных лет,

«Засуха научила владеть агротехни-
кой», =— улыбается председатель колхоза
«15 лет Октября» Георгий Тихонович
Стрельников. Насего грудн рядом © б0е-
выми медалями — орден Ленина, которым
правительетво наградило его за высокие
урожаи. Шестнадцать правительственных
наград получили колхозники Троновских
хуторов. Среди
дать женщин,

Константин Андреевич Тренев писал 0
судьбе хуторекой женщины Ганны, кото-
рая вышла замуж sa кулака без любви,

награжденных — двена-

Сто лет сб дня рождения
Христо Ботева.

7 января исполняется сто лет со. дня
рождения выдающегося болгарского поэта
и революционера Христо Ботева. Совет-
ская общественность широко отмечает эту
дату.

Союз советских писателей СССР, ‘Сла-
зянский комитет СССР и Всесоюзное об-
щество культурной связи с заграницей
устраивают 6 января большюй вечер в кон-
цертном зале имени П. И. Чайковского в
Москве. После ‘вступительного слоза ака-
демика Н. Державина доклад «Выдаю-
щийся болгарский о эт и революционер
Христо Ботев» сделает поэт А, Сурков.
На заседании выступит с речью чрез-
вычайный и полномочный посол народ-
ной республики, Болгарии в СССР
т-н Н. Николов. Затем состоится большой
концерт с участием лучших артистических
сил Москвы и болгарских артистов.

10 января на научном заседании Инсти-
тута славяноведения Академии наук СССР
будут заслушаны доклады  докторанта
Дмитра Маркова «Творческий путь Христо
Ботева» и научного сотрудника Любомира
Валева «Социально-политические воззрения
Христо Ботева».

Научное заседание, ‘посвященное’ жизни
и творчеству классика’ болгарской. литера-
туры, устраивают также Государственная
библиотека иностранной литературы сов-
местно с Всесоюзным обществом по. рас-
пространению политических о и научпых
знаний. В библиотеке открозтся выставка.
Будут представлены собрания сочинений
Ботева, изданные в Софии, монографии,
научные работы и статьи о нем на болгар-

60, женщины!» И вновь гудят тракторы,
бросают дерзкий вызов ветру, зною, за-
cyxe.

Пол силу ли было единоличнику делать
шесть и семь культиваций на парах? А
озхать зябъ в этакую сущь? Сталь леме-
хов не выдерживала. А многократная ма-
шинная культивания пропашных? А тра-
вопольный севооборог академика Вильямеа
й степные лесозащитные полосы? Вее, при-
званное партией, служило народу в его
борьбе с засухой.

В эти дни собирались коммунисты ий
комсомольцы, Усталые и разгоряченные,
слушали они Фелора Лукича Короленко;
секретаря партийной организации. «Пар-
тия учит, — говорил Короленко, — итти
навстречу трудностям. Сила на нашей ето-
роне: техника, агрономия, люди. Подни-
майте людей по хуторам на борьбу за
влагу!»

На другом конце Мокрой Журавки голу-
боглазый украинец с нависшими пшенич-
ными усами, председатель колхоза «Крас-
ный Маяк» Василий Степанович Тихий
обходил колхозные дворы и звал наро:
«Отобьем хлеб у суховея». Полнимались’
ий старые и малые, выходили ва поля.
Жгло солние, тянуло влагу, а ее в земле
й vax мало. Нало уничтожать ворняки.
Они — растратчики влаги.’ Пололи, пол-
зали на коленях, выпекивали притаив-
шегося врага.

Победил человек. Стеной, как вызов бу-
шевавшей стихии, стояла пшеница кол-
хоза «Брасный маяк», Она дала плано-
вый урожай, а на отдельных участках—
и того выше. Не сожгли суховви и пэл-
солнуха в колхозе «15 лет Октября», —
полсотни пудов получили с гектара. Про-
славилось звено тихой и скромной Анто-
вины Короленко, дочери секретаря партий-
ной организации. Это звено сняло урожай,

NN Ag ET TE

Задачи этого «второго эшелона» — де.
тальные исслелования почвы, изыскатель-
ные работы, составление технических про-

‚ектов, по которым армия лесоводов будет

насаждать новые леса, бороться с песка-
ми, укреплять овраги.

В работе всех этих экспедиций примут
участие  Акалемия наук СССР, Всесоюз-
ный  научно-исследовательский институт
лесного хозяйства, Московский универси-
тет и другие научные учреждения и учеб-
ные заведения страны, Недавно, например,
коллектив Воронежского лесохозяйствен-
ного института взял шефство над развел-
кой и проектированием Донской лесной
Полосы в пределах Воронежской области.
Вороножцы вызвали на боревнование кол-
лектив Новочеркасского  мелиоративного
института, который должен помочь созда-
нию Довской полосы в пределах Ростов-
ской области.

ском, русском и польском языках, сборники`
избранных произведений, выпущенные Гос-
литиздатом в переводах русских поэтов,
периодическая печать, в которой публико-
вались стихи Х. Ботева.

Большую литературную выставку; посвя“
щенную юбилею, устраивает и Государст-
венная библиотека СССР им. В.И. Левина.

чтобы спасти семью от голода. «Но стоит
Ганна недвижно, стройная, да беспомощ-
ная, как вот рядом сожженная солнцем
былинка, и даже воображение не прихо-
дит ей на помощь; Только скучное стано-
витея серая, глухая жизнь». Сколько
счастливых свадеб сыграно теперь на ху-

торах. А сколько т предетоит! Одному, я

может, агроному Петру Матвеевичу Кра-

сюкову все подлинно известно. Это он на- Всесоюзное совещание
стораживается при слухах о свадьбе, Он es
ревностно следит, кто из звеньевых при- физиков

готовилея к замужеству. «Да что же это
такое? Весной с хутора самых лучших
звенъевых увезли».

Вечерами шумят веселые улицы. Све-
тятся огнями  хуторские клубы. Тути
спектакли, и кино, и кружки, лекторы
читают лекции. Исчезла одурь хуторекой
жизни, о которой писал Константин Анд-
реевич Тренев. В его рассказе «На ху-
торе» учительница Марфа Сергеевна не
знает, куда себя девать. С колокольни ей
открызаются широкие просторы, — лететь
хочется, а луша связана. Вернулаеь до-
мой, расплакалась. Хуторская тоска за-
давила. А теперь шести хуторским учите-
лям скучать некогда. По горло заняты,
То в школе, то в колхозе, тб к вачетам
по заочному курсу педагогического инсти-
тута готовятся. Депутат сельского совета
молодая учительница Полина Ковалева
удивляется: «Скучать? 0го! Некогла! Дел
Много! >

На. Треневеких хуторах два колхоза:
«15 лет Октября», — правление в хуторе
Терневом, гле прежде жили «вешняки»,
то-есть купившие землю, и колхоз «Врас-
ный маяк», —- правление в хуторе Тре-
невеком, где жили арендаторы, завидовав-
шие «вепнякам». Их разделяла не етоль-
KO балочка, сколько собетвенность, раз’-
едавшая человеческую душу. Вепыхивали
кровавые драки: из-за толоки, из-за того,
ROMY первому причашаться в церкви,
Дрались по поводу и без повода. Сейчае
иное соперничество владеет людьми. Ху-
торяне соревнуются за высокий урожай,
за чееть и славу колхоза, как на веенз-
родном смотре талантов, инициативы и
трудовой доблести. В засуху сорок шесто-
то года победили колхозники  «Враеного
маяка». Они собрали самый высокий уро-
жай. В засуху сорок седьмого года победа
пасталась колхозникам «15 лет Октября».
По сто восемьдесят пудов яровой пшени-
цы сняли се каждого гектара! А в этом го-
ду отличилиеь оба колхоза: Урожай co-
бран богатый, поставили государству мно-
го хлеба сверх плана, выхали на трудодни
в два и три раза больше прошлых лет.

Не заботы о куске хлеба, не боязнь зав-
трашнего дня, не страх перед стихией тре-
вожат колхозников, — это вее в далеком
прошлом. Иное волнует крестьян Тренев-
ских хуторов. ;

Сталинекий план преобразования при-
роды. глубоко вЗволновал колхозников.
Колхозы Треневеких хуторов определили
свое место в борьбе с вековечным врагом
крестьянина -—— засухой. Они так и 06-
суждали вопрос: «Сталинский план преоб-
разования природы и место нашего хутора
в нем», Советские планы тем и сильны,
что OHM говорят о великих задачах в мас-
штабе всей страны, & виден в них про-
стой ‘советский человек, самый малень-
кий хутор пеоб’ятной Родины.

Как-то вечером я прочел колхозникам
отрывки из рассказов Константина Анд-
реевича Тренева 0б этих хуторах. Одни
переживали пережитое, другие удивлялись
наивной вере своих дедов, полагавших,
что если «месяц зайчиком» — это в уро-
жаю. Им казалось странным, как это слё-
пая Гончариха водила зрячих людей на
поиски затерянной криницы. Люди вепо-
минали, как была найдена и отвоевана в
боях иная кринида — животворящая кри-
ница счастья. Вели народ искать эту кри-
нипу испытанные в боях коммунисты и
коммунистки, верные сыны и дочери пар-
тии Ленина’— Сталина.

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

24—30 января Министерство = выс-
шего’ образования и Академия наук СССР
проводят в Москве всесоюзное совещание
заведующих кафедрами физики и работни-
ков физических  научно-исследовательских
институтов.

В беседе © вашим корреспондентом пред-
седатель оргкомитета по подготовке к с©о-
вещанию — заместитель министра высше-
го образования СССР проф. А, Топчиев
сообщил:

— Как показала проверка работы кафедр
физики ряда высших учебных заведений,
преподавание физики заметно отстает от
требований и уровня современной техники.
Совещание обсудит основные вопросы со-
временного состояния физики, а также-меро-
приятия, направленные к улучшению науч-
ной работы кафедр физики и преподавания
этой дисциплины в высших учебных ваве-
дениях.

Деятельность наших издательств, выпуз-
‚кающих литературу по вопросам физики,
также имеет много недостатков. Книги и
статьи буржуазных ученых, пытающихся
идеалистически  истолковывать новейшие
достижения современной физики, нередко
издаются без критических замечаний. Это
‘особенно относится к литературе по кван-
товой механике и теории относительности.
Совершенно недостаточно показывается в
монографиях и’ учебниках по физике роль
русских и советских ученых в развитии
этой науки. Ha совещании будут обсуж-
дены также учебники физики для вузов.

На совещании будут заслушаны’ и o6-
суждены доклад академика С. Вави-
лова «О состоянии современной физики и
задачах советских физиков» и другие ло-
клады.

Широкое творческое обсуждение этих
вопросов, несомненно, поможет правильно
осветить на’ основе маркоистско-ленинской
методологии важнейшие вопросы физиче-.
ской теории, а также будет способствовать
улучшению полтотовки кадров советских
физиков.

КОЛХОЗНИЦА —_
ЧЛЕН УЧЕНОГО СОВЕТА
ИНСТИТУТА

ПОЛТАВА. (Наш корр.) Знатная свинар-
ка колхоза «Политотдел», Велико-Багачан-
ского района, Ульяна Максимовна Баган за
высокие показатели в развитии  животно-
водства недавно была награждена орденом
Ленина. Она добилась в 1948 году боль-
ших успехов в быстром восстановлении по-
головья свиней, получив от 8 маток по 95
поросят.

У. М. Баган выступила с докладом о
своем опыте на заседании Ученого совета
Всесоюзного научно-исследовательского ин-
ститута свиноводства. Доклад вызвал боль-
шой интерес научных работников. В об-
суждения приняли участие профессор Ле-
витский, доктор биологических наук про-
фессор Квасницкий, директор Всесоюзного
института свиноводства: Балашов, кандидат
сельскохозяйственных наук Гончаренко и
другие,

Знатная колхознина Ульяна Баган едино-
душно избрана членом Ученого совета Все-
союзного института свиноводства,

По Советскому
Consy

ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

$ Алма-Ата. Болев 1.100.000 томов на-
считывает республиканская библиотека
имени Пушкина — крупнейшее книгохра-
нилище Казахстана, За последнее время
фонд библиотеки пополнился 60 тысячами
томов, среди них книги и журналы, при-
сланные в дар из Албании и Болгарии.

„Нриобретена поэма Фирдоуси «Шах-намэ»,
‘  изданная в 1908 году на узбекском языке,

Ф Тбилиси. Нроизвеления В. Маяков-
ского, С. Михалкова, С. Маршака, К. Чу-
ковского, А. Гайдара в переводе на гру-
зинский язык выпустило ‘республиканское
государственное издательство детокой ли-
тературы.

Закончены переводы рассказов М. Горь-
кого, романа А. Фадеева. «Молодая гвар-
дия», повести В. Катаева «Сын полка».

® Райккюла (Эстонская ССР), Первый
в республике сельский лекторий открылся
в колхозе «Новая жизнь». Лекторий обо-
рудован стационарной киноустановкой, ра-
ботает библиотека.

$ Ижевск. Удмуртское государствен“
ное издательство выпустило в свет из-
бранные произведения Т. Г. Шевченко и
М. Ю. Лермонтова ва удмуртском языке,

$ Калининград. Здесь открылась пере-

Большой труд закончен несколько лвей
назад в институтах Академии наук СССР.
Начальникам экспедиций вручены уже
«Очерки по лесорастительным условиям»
для каждой из государственных полос,
составленные Институтом леса, Институ-
том географии, Почвенным институтом им,
Докучаева и Ботаническим институтом
им. Комарова. В этой работе принимали
участие академик В. Сукачев, члены-
корреспонденты, Академии наук CCCP
И. Герасимов ‘и Е. Лавренко, профессора
и научные сотрудники.

В конце марта на трассы. государствен-
ных лесных полос отправятся специальные
группы ученых. Оказывая научную no-
О Tima, FF оо, ом движная выстазка советской живописи и

одновременно будут решать целый ком- графики, организованная Хулдожественным
плекс теоретических проблем, связанных с фондом Союза CEP. Ha выставке экспони-
величайшим в истории человечества на- руется более 80 работ вилнейших худож-
ступлением на засуху. ников страны, ;