‚ че, как рваческими, назвать нельзя. Я пре-

- соотечественников должны быть увековече-

`

‘для них задания по внедрению новой тех-

B N 99 <«Литературной газеты» от 11 декабря 1948 года была
помещена статья члена-корреспондента ‘Академии наук COOP
8. Чуханова «Шире дорогу новаторству в технике». Статья вызвала

многочисленные отклики деятелей советской науки, техники, Ди-  3. Чуханова,

_Акад. А. Е т. Путь К НОВОМУ   -

демии наук была разработана усовершен-
ствованная схема важного аппарата, KOTO-
рый имеет большое значение для’ многих
научных исследований в области физлии,
механики, электротехники и удостоен Ста-
линекой премии, Первый экземпляр н0во-
го аппарата был собран средствами нашей
лаборатории и успешно фупкдионифовал,
Я лично докладывал о значении и важно-
сти этой работы в правительственных ин-
станциях, после чего было издано специ-
альное распоряжение, тде указывалось,
что такой-то завод должен изготовить два
опытных образца прибора, а затем партию
в 100 или 200 таких приборов. Но прошел
уже целый год после описанных событий,
а дело не двигается. Почему?

Вначале наши неоднократные запросы
о ходе работ по изготовлению образцов во-
обще оставались без ответа. А месяца три
назад нами было получено письмо, крат-
кая сущность которого сводится к сле-
дующим требованиям: Энергетический ин-
ститут должен почему-то выдать заказ на
изготовление двух образцов, словно рас-
поряжение выбших инстанций He веть
поручение заводу. Отоимость двух прийо-
ров определена была в этом письме в 300
тысяч рублей, причем, очевядно, для боль-
пай убедительности, в эту сумму ввлю-
чены 20.000 рублей, которые должны
быть почему-то уплачены «за передачу
изготовленных ‘образцов» (7!). _

Я воздержусь от комментариев по этому
поводу. Укажу лишь, что по моему разно-
ряжению в. лаборатории Энергетического
инотитута рядовыми мастерами был по-
строен кустарным способом в неурочние
время вполне доброкачественный образец
прябора, который обошелся всего... в 20
тыеяч рублей, считая в том числе и пре-
мию в 5 тысяч рублей! Назначение нзны.
в полтораста тысяч рублей за каждый эк-
земпляр прибора является, по меньшей ме-
ре, недопустимым самоуправствем. со сто-
роны епециализированного предприятия п,
естественно,  затормозило внедрение нсв-
шества в практику, лишив многие язуч-
ные учреждения возможности  воспользо-
ваться плодами новой техники.

В истекшем голу был удостоен Сталин-
ской премии  ветродвигатель, имеющий
важное значение для  энерговооруже-
ния сельского хозяйства. Несмотря на То;
что существуют готовые рабочие чертежи
этой машины, сделаны все расчеты, нако-
нец, изготовлено даже несколько таких мае
шин, — никого к серийному производству
привлечь не удается.

В последнее время конструкторы ввели
некоторые улучшения в премированный
тин машины. Техническая экспертиза одоб-
рила эти изменения. Но когда мы на 0д-
ном из московских заводов попробовали
заказать образец нового ветродвигателя, то
ответ был получен такой: строить одну
машину невыгодно, завод, мол, согласен
принять заказ только на две однотипные
машины, причем оценивает их — не мно-
го, не мало — чуть ли не в миллион руб-
‚лей. :

Использованием энергии вегра Я зани-
маюсь уже много лет и вотречалея со мно-
гими крупными теоретиками и конструк-
торами этих машин, Всё наши подечеты
неизменно приводили к Тому, что их стон-
мость может быть во много-много раз
меньше. Почему же завод установил заве-
домо повышенную цену? Из каких раече-
тов исходил он?

Чден-корреспондент Академии наук 3. Чу-
ханов в статье «Шире дорогу новатор-

_ Товоря 0 новой технике, мы имеем в
виду научные и исследовательские рабо-
ты, внедрение которых приводит в интен-
сификации производственных процессов,
их автоматизации, к повышению коэфици-
ента полезного действия отдельных агрега-
тов, росту производительности труда рабо-
чих целого предприятия, отдельной отрас-
ли промышленности.

_ Мы обязаны приложить все силы науч-
ных и конструкторских коллективов, что-
бы рационально использовать силы при-
роды. Я считаю, что буду весьма далек от
преувеличения, если выскажу следующее
мнение: большинство  научно-иселедова-
тельских институтов Академии наук СССР,
а также большинство  научно-исследова-
тельских  инетитутов — промышленности
весьма плодотворно и достаточно успешно
работают над созданием новых, более со-
вершенных схем и конструкций.

Но как же внедряются эти работы В
ЖИЗНЬ?

Чтобы необыть голословным и He .CCHI-
латься на бесчисленные жалобы по поводу
сложности внедрения нового, я ограничусь.
только практикой, мне лично доподлинно
известной и касающейся академических
научно-исследовательских институтов.

В системе академических учреждений
нет специального завода для изготовления
опытных промышленных образцов. Мастер-
ские институтов обычно оборудованы да-
леко не совершенно. Они с трудом справ-
ляются с ремонтом лабораторного ‘оборудо-
вания и, конечно, не в состоянии вышол-
нять более сложные и трудоемкие работы.
Еелественно, что при таких условиях ин
ституты Академии наук вынуждены обра-
шаться за помощью и содействием в [83-
личные министерства, отдельные научно-
исследовательские промьииленные институ-
ты ит. д. у
` Там им приходится выетупать в качест--
вв просителей, даже в тех случаях; ‘когда
имбется спе-пальное” решение вышеетоя-
щих организаний 06 изготовлении машины,
прибора, технологической схемы, а подчае
даже и тогда, когда та или иная работа
признана важной и удостоена Сталинской
премии. г

Незавилное положение  «просителей»
усутубляется тем, что у них сплошь и ря-
дом пот необходимых материальных.
средств: сырья, специальных сталей и
тругих материалов.  Совокупноеть всех
этих факторов приводит к длительной ие-
репискё и взаимным придиркам. В резуль-
Tate To, что можно было бы сделать за
несколько месяцев, затягивается на годы.

Полностью винить в этом, однако, ми-
нистерства и заводы, видимо, нельзя, ибо

ники, пред’являемые академическими HH-
ститутами, являются почти всегда неожи-
данными, непредусмотренными производет-
венными планами. Вот почему работы эти
ий откладываются на последнюю очередь, &
зачастую и не выполняются вовее.
Наибольшее зло ‘заключается в том, что
исполнители, стремясь отхелаться от. «Иа:
зойливых» заказчиков,  пред’являют ин-
отитутам такие требования, которые ина-

красно понимаю всю свою ответственность
за те тяжелые обвинения, которые мною:
высказаны, и потому не могу ограначиться
одним лишь упоминанием о том, что та-
кие факты возмивны. Я приведу п с4-
мые факты.

Около двух лет тому назад одним из 69-
трудников Энергетического института АЕз-

ректоров предприятий,
ститутов, заводеких лабораторий, конструкторов и др.

Отальями академика А. Винтера и директора московского кре
кинг-завода ©. Лисичкина мы открываем обсуждение. предложений

‘денные учеными советами институтов ли-

‚стерств, осушествляюлгих первую-промым-

работников научно-исследоваФТельских ин-

Не ‚сами
а в союзе

В наших научно-исследовательских ин-
ститутах успешно разрабатывается много
‘ству в технике» («Литературная газета»   интересных новшеств, изобретений, усовер-
№ 99) предлагает итти. по пути создания   шенствойаний, но путь их от лаборатории
мощной производственной базы для а5а-  до производства, как правильно указывает
демических институтов. Сейчае едва ли 3. Чуханов в 0806й статье в «Литера-
уместно видеть в этом выход из положе-   турной газете», чрезвычайно еложен. В
ния; такая база может разрастись в огром-   чем тут причина?
ное, громоздкое, многообразное  машияно- Исслеловательские институты Академии
строительное и’ прибороетроительное пред-  наук СССР, институты крупных промыш-
приятие. По мозму мнению, необходимо для   ленных милистерств еплошь и рядом не
начала базироватья на существующих   имеют своей экспериментальной базы. В
предприятиях, создав, однако, там наибо-   таких условиях вопрос о полупромышлен-
лее благоприятные условия для внедрения   ных испытаниях новых конструкций и 1о-
новой техники. т вых технологических процессов вырастает

Что для этого нужно сделать? в сложную проблему. Институты, лишен-.

Государственная организация по внедре-   НЫ@ необходимой экспериментальной базы,
нию новой техники в народное хозяйство ЯВЛЯЮТСЯ по сути дела лишь большими лз-
должна стать в полной мере руковолявтим, бераториями. Своего же названия они не
оперативным ответственным ‘органом B оправдывают. В ro же время некоторые
борьбе за высокие темпы внедрения этой Промышленные министерства, проявляя по-
новой техники. При ‘этой организации не-
обходимо создать ученый или техниче-
ский совет в секциями по отдельным спе-
циальностям. Членами такого совета дол-
жны быть квалифицированные и компе-
тентные ученые, профессора, инженеры
ИТ. д. ‘

Предложения, рассмотренные и утверж-

‘зенным об’ектам, мало заботятся или, вер-
нее сказать, совсем не заботятся о разви-
тии опытных баз, исследовательских  ин-
ститутов. eae.

Опыт показал, что особенно  уснеш
решают вопросы внедрения новой техник
те научно-иселедовательские

бо техническими советами министерств,
поступают на окончательное  рассмот-
рение в эти секции. во всей докумен-
тацией. Hu одно предложение по внедре-
нию новой техники не может быть пере
дано промышленности без прямого фоо-
мального предписания государственной ор-
танизации по внедрению новой. техники. В   Там медленно. Попа поставить вопрос о TOM,
ве же распоряжении находятся Bee де- чтобы каждое министерство имело несколь-
нежные средства, необходимые для покры-
тия расходов по внедрению новой техни-
BU, B том числе и расходы по командиров-
кам авторов изобретений, конструкторов,
консультантов на предприятия, освзиваю-
щие. новую технику.

Государственная организация по внед-.
рению новой техники должна осуществлять
фактический контроль за реализацией дан-
ных ею предприятиям заданий, а также
по использованию отпущенных ею средетв.
Авторы открытяй и изобретений, научные
работники, участвовавшие в его разработ-
ке, должны неносредетвенно наблюдать за
ходом работы, не вмешиваясь, конечно, в
административные распоряжения заводехо-
го руководетва. Е

Темпы внедрения новой. техники зави-
сят во многом от предприятий и  миня-

‚дела новую комбинированную форму заво-
да-—научно-иееледовательского
№ сожалению, некоторые

исследовательская работа — начиная
лабораторных опытов и вилоть ло

шества.

рение новых технологических процессов,
уже апробированных и вышедших из ета-
дии  полупромышленных

основе которых оценивается работа пред-
приятий в целом, следует добавить ‘и но-
казатели внедрения технических = нов-
шеств.

Выполнение и перевыполнение  произ-
водственных планов каким-либо главным
управлением министерства — несомненно
большое достижение, но если этим главком
одновременио ничего не сделано в области
МЫ   реализации. технических новшеств, ебли лю-
ленную конструкцию. Поэтому следует 60-   и не проявили заботы о завтрашнем дне

лее четко определить их ответотвенноеть   своей отрасли, то это следует считать серь-
3a это дело и всемерно поощрять 3а-.

воды и министерства за внедрепие новой
техники. В производетвенных годовых пла-
нах предприятий и отраслей промышаен-
ности необходимо предусматривать особый
план внедрения новой техники. Невышол-
нение этого плана должно расцениваться,
Rak срыв государственного задания. При
любых высоких ноказателях работы пред-

тлавку’ в минус.

Сейчас, к сожалению; всякал «мелочь»,
необходимая для исеследовательских инсти-
тутов, изготовляется заводами вне плана

и лишь при особых указаниях со стороны

Ох Ть

С. ЛИСИЧКИН, ‘

директор московского крекияг-завода

вседневное внимание к своим производет-  806 мы

институты,   ТУТа И В
которые базируются на деятельности род-   Почтительнее
ственных заводов и представляют по сути   ИХ сегодня от завода.

института.   Наук должны иметь связь с соответствую-
министерства   шими промьниленными предприятиями.
_  до сего времени почему-то не имеют таких   соетав ученых советов отраслевых научно-
заводов-институтов, а потому и неудиви-  Иеследовательеских институтов и институ-
тельно, что внедрение новшеств происходит   Т0в Академии наук необходимо вводить ра-

ко заводов-институтов, чтобы и там велаеь   СССР 3.

от тературной газете» № 99) не прав, пред-
про-   лагая подчинить исследовательские инстя-
мышленного освоения того или иного нов- туты Академии наук СССР. Это привело

езным недостатком в работе и поставить   6808 Р

/

“i
по себе,
с ЖИЗНЬЮ

срок техника продвинулаеь далеко вперед,
& проектировщики топтались на месте, Не-
обходимо созлать при каждом министерстве
солидные проектные организатия, ‘работа
которых лолжна тесно увязываться © па-
учно-исследовательскими институтами и
заволекими лабораториями.

Мие кажется, что у некоторых институ*
тбв Академии наув СССР нет связи в иро-
изродетвом. Они оторваны от жизни про-
мышленных предириятий и существуют
«сами mo cede», Московский  кревинг-за-
вод — крупное иредириятие — в течение
многих лет упорно работает над одной‘ про-
блемой. Мы добились некоторых успехов В
ее разрешении. Разрабатывая вовую идею,
мы, однако, узнали, что отраслевой научно-
исследовательский институт также работа-
ет над решением этой задачи. Мало это-
го, -—— оказалось, что ею же занимается
Институт нефти Академии наук СССР. И
ы работаем «сами по себе». Институт
Академии наук нам ни в чем не помога-
ет, с нашим заводом связи не имеет. Й су-
дя по тому, что ученый совет института
при обсуждении тематических планов He

но   приглалнает наших заводеких работников,
п  можно предположить, что работники инети-

предь не собираются сократить то
расстояние, которое отделяет

Ham думается, что институты Академии

В

ботников предприятий,
Член-корреспондент Академии наук
Чуханов (см. ‘его статью в «Ли-

бы к снижению ответственности  мини-

Пора министерствам планировать внед-  етеретвь за внедрение новой техники в

производство.
В заключение мне хочется остановиться

экспериментов,   на одном практическом вопросе, имеющем
наравне с производством основной продук-  важное
ЦИИ, К тем качественным показателям, на meets. Речь плег of освоении новых тех-

значение для внедрения HOB-
нологлческих процессов на предприятий.
Практически трудно предположить, чтобы
сланная новая установка сразу зарабо-
тала по новой технологической схеме с
первых же дней безукоризненно.  Веегда
требуется некоторое время на наладку. А
планирующие организации сплошь и рядом
не считаются с этим и с первых же дней
планируют получение товарной продукции
в полном об’еме. :

При такой системе мы не получаем в
зепоряжение времени, необходимого
для подыекания оптимального варианта но-
вого технологического режима. Подобный
случай произошел в минувшем году на мо-
CKOBCKOM крехинг-заводе. Организации,
стоящие над нами, не хотели учесть новиз-
ну еще не освоенного процесса и настаива-

руководетва того или иного министерства,   ти па том. чобы сразу же от новой уста-
Выполнение таких заказов подчае недопу-   новки была получена максимальная поль-

приятий по выпуску основной продукции   СТИмо задерживается, Пора изменить ЭТУ  за. Завод настойчиво проводил испытания
невыполнение задания по. освоению новой   Ппорочную практику! Заводы должны нести   сданной в эксплоатацию новой установки,
техники должное лишать предприятие пра- полную меру ответственности за выполне- и в результате пришлоеь внести свыше

ва быть премированным. Труд инженеров,   ние заказов научных инетитутов,

мастеров, техников и рабочих, участвую-   же, как за выпуск основной продукции,
щих в реализации нового предложения, под-

такую   дваднати пяти поправок и изменений. Этз

работа окупила себя, и установка, благо-

Не менее остро стоит вопрос © проектиро-   даря внесенным изменениям, работает те-

лежит, по моему мнению, повышенной 0П-   вании технических новшеств. Во многих   перь выше проектной мощности.

лэте, а в случае досрочного и успешного
выполнения задания — 060б0му премиро-
ванию. t Е

Таковы мои предложения в Связи

отраслях проектные организации чудовищ-

Минимальный срок пускового периода,

но распылены, они растягивают заданную ‘особенно для новых технологических про-
с   Им работу на длительные ореки. Небольитах   цессов,

внедряющихея в жизнь, должен

опублякованием в «Татературной газете»   размеров тенлоэлектронентраль для москов-   планироваться заранее, Завод должен иметь
стальй «Шире дорогу новаторству в тех-   ского крекинг-завода проектировалаеь, на- и время и возможности, чтобы добиться

нике».

‘1 прамер, в продолжение... трех лет, За этот   макоимальной пользы от нового в технике!

ВОО ЗВЕНЕ ЕЕ ВИО БОЕ ОО ЗО ВЕ ОВ ЫЕ ЕО НЕБЕ ЗЕЕ ВЕ ОВЕН О РОБ ОВ ОВО ОВО ЗИ В РЕБЕ БА О Я ВОН Е ВИНО БИО ОИ Нав ИБ ВЕ ОИ БЕ ОВЫВЕУ БО БОЕ О НОНО ВО ЕО НЫ ВОИ СЕ ВЫ ВИ О ВОО ОВОС ОБОИ BNE SORT EORE SENSE teouUE PRES Ana ЗИ ИОНОВ АЗ НИЗ ааа ав Ось Нани ниве а ооо воооинь вая

Николай ВИРТА

Монументы и постаментьы:

Древнейший и вечно юный город нан—
Москва — породил, воспитал ‘и прославил
многих великих людей нашего отечества,
чьи труды являютея горлостыю всего че-
ловочества, чья деятельноеть озаряет путь
многим тысячам борцов за правлу, за про-
rpece, за евоболу, за социализм, чья вмена
живут в сознании нашего народа и наро-
дов веего мира ‘сотни лет и будут жить
вечно. - ; ->
` Правительство вынесло ряд постановле-
ний о сооружении памятников великим
людям нашей страны. Более. пятидесяти
дорогих советскому человеку имен наших

2 сентября 1938 года было вынесен
решение о сооружении памятника  основа-
 телю МХАТ К. Станиелавекому. Проект,
предетаваяенный скульптором ^ Гавриловым,
отвергнут, & о продолжении проектирова-
ния пока еше пет и разговоров.

В прошаом году должны были-быть 600-
ружены памятники А. П. Чехову и А. Н.
Толетому. О памятнике A. IJ, Чехову пра-
вятельственное решение было вынесено в
начале 1944 гола, в памятнике А. Н. Тол-
стому—год спустя, Фягура Чехова, ска-
зали мне, будет. отляваться из бронзы.
Проект памятника А. Толстому, сказали
мне, уже выполнен скульптором Мотови-
ловым. Но монумент ждет постамента!

ны в мраморе, в бронзе, в граните, Ha-

мятники им установлены на площадях   Восемь лет тянется проектирование па-
столицы. мятника Маяковекому, семь лет — Лер-
4 февраля 1936 тода  Советекое  монтову, четыре года—Репину, три года—

Правительство вынесло решение 0б, уета-
новлении в Москве памятников  Лобро-
любову и. Чернышевекому. Уже двенад-
цать лет ведетея. проектирование па-
мятников; оно должно было закончитьея
в 1947 году и не закончено, насколько
мне известно, до сего дня. Тогла же. пра-
вительство CCCP решиле воздвигнуть в
Москве памятник Белинскому. Лить в
1946 году (через десять лет!) был об’яв-
лен закрытый конкурс. (Срок конкурса
был установлен годичный. Началея 1949
год, & принятой модели памятника Белин-

Грибоедову. ^

Работа над памятником В. Чкалову проз.
должается десять лет.  Скульнтор- И. А.
Менделевич сделал проект. Отлили фигу-
ру... Й не поставили до сих пор. Почему?

Потому что, отвечают мне, произошла
задержка в постройке постамента. Ho
почему произошла эт задержка?

История эта длинная, она полна возму-
тительной медлительности, равнодушия, &
подчас прямого бюрократизма и междуве-
дометвенных склок. :

`Вомитет по делам искусств при Совете

скому нет. M $ С j с :
19 пюля 1936 гола Советское Прави-   Маниетров СССР, на ‘который возложены
тельст вынесло решение ©  памят:  188 задачи — проектирование и утверж-

дение проектов  паМЯТНиков, — Никогда
не проявлял склонноети торотитьея © этим
важным и общенародным делом, Скажем,
решения правительства 06 установке ‘па-
иятников Дзержинскому и Куйбышеву бы:
ли опубликованы в 1935 и 1956 годах.
Й только в 1941 году Комитет по делам
искусств дал указание начать проевтиро-

нике Феликсу Дзержинскому. Проектирова-
ние тянулоеь двенадцать лет, Теперь pe-
meno... B 1949 году об’явить закрытый

конкурс! -
a
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№2

9 ae ees

вание. Конкурсы, как правило, об’явля-

В Художественный совет Вомитета по   со строительными организациями. В каком

лись закрытыми, вернее, заказными, в. Ко-   делам искусств, когда там рассматривзется   же положения находигея лело с памятни-

тарых участвуют веего лишь 5—10 ма-   проект, обычно являются два члена Архи-   ками в Моссовете?. Начальняв
стеров-ехкульнтеров. В результате у каждо- чектурного совета — Чернышев и Гэльф-   мостового

го скульптора накапливается по 3—5 за- рейх. Они уполномочены главным  архи-

казов. Яено, что над тремя проектами одно-   тектором Москвы т. Чечулиным определить   происходит

временно работать невозможно, а если и   отношение Моссовета к тому или

дорожно
управленая Моссовета отка-
информировать нас 0 TOM, IPO
вокруг открытия  памятни-

зался

иному   ка А. Толстому. Мы выяснили это сами.

приходитея работзть, то за счет качества, проекту с точки зрения общего плана ре-   Вот` что мы узнали: фигура А. Толетого,

за счет идеи памятника, который воздви-   конструкиии столицы. Но,
гаетея на столетия.

Комитет по делам искусств

Rak

почему-то   первоначальным решением Хуложествен-

избегает открытых творческих конкурсов, Пого совета Бомитета по делам искусств.   ручил сооружение постамента- отделу
Более того, т. Чечулин с большой неохотой   охране памятников.
хорошие результаты. Так было, например,   знакомит авторов проектов с генеральным   совета пролежало без веякого

хотя открытые конкурсы иногда дают

с проектом памятника С. М,

правила,   отлитая в бронзе, давно прибыла с завода
т. Чечулин никогда не соглашается даже   и ждет своего места на тородекой площади.

В 1947 году Московекай совет по-
no
Постановаение Мос-

ДВИЖЕНИЯ

Raposy в  Планом реконструкции Москвы, не указы:   три месяца. Затем оно перекочевало в уп-
Ленинграде, когда получил первую премаю   вает места, где будет поставлен тот или   равление строптельства театров,

которое

и был утвержден проект молодого, дотоле   другой памятник, и, естественно, связыва-   заключило договор на установку памятни-

малоизвестного. автода. А недавно нолучи-  ет творческую мысль скульптора, пра-

ли первые премии: молодые скульнторы в   Нужденпого работать без представления @ Советов. Строительство

вонкурсе на тему — «Ленин и Сталин -—— (Том ансамбле. зданий, на фоне
вожди‘ советского государства».
Комитет по делам искусств обязан ис-   седаниях Художественного. совета
пользовать все возможности, практиковать т. Чечулин упорно отказывается...
и открытые и закрытые конкурсы. при-
влекая и воспитывая наиболее способные   вет утвердил проект памятника
молодые силы. a

...Но вот проект памятника,

И вот результаты. Художественный со-   1947 года
Чказову.   Пользованные.
Председатель Комитета по делам искусств   ПРошлом
* рештилея и тоже утвердил проект. Правн-   Ассигнование
наконец,   тельство также одобрило его, предложило   Памятника

ка с управлением строительства  Дворпа
Дворпа — Советов
которых   приступило кв заготовке материалов, к

должен стоять памятник. От участия в 34-   шлифовке плит и блоков... Но деньги, ас-
сам   сигнованные на строительство памятника,

не были во-время переведены и в конпе
были списаны Rak неис-
Работы прекратились. В

потребовалось вторичное
средетв, строительство же
было поручено Управлению

готу

изготовлен. Начинается второй тур воло-   закончить отливку фагуры в яюне 194$   дорожно-мостового строительства.

киты и бюрократизма.

Проект надо утвердить, И снова начи-
нается печальная история. Проект про-   памятник поставать.
сматривается  Художественным советом   Но тут` вмешался т, Чечулин. Юму se
Вомитета по делам искусств. Председа-   понравился постамент, проект
тель Художественного
председатель Комитета по делам ибкусств),   Он запретил установку памятника, а Ми-
выслушав замечания и мнения членов: со-   нистерство авиационной
вета, хлжен произнести свое решающее   сочло возможным
слово... Легко свазать,— произнести ре-   правительства
шаютнее слово! Зачем рисковать? Зачем   архитектора
опережать время? Подождем — увидим... Так обстоит дело е монументами.

И ждали годами, боясь сказать свое    Займемся вопросом о постаментах. Коми»
ея опредезять свое отношенае К. про-   тет по делам искусств утвержиает проек-

TY.

Олнако я был бы неправ, возлагая всю   вет сооружает постаменты и
ответственность за возмутительное отноше- памятники (он непоередетвенно
ние к установлению памятников Только   за это,
на Комитет по делам искусств:

года и обязало Миниетеретво авиационной

Москвы...

открывает

: отвечает   памятпики тем,
му же ассигнуютея на это оцре-   ственпых решениях
деленные средетва). Он ведет переговоры   столицы?! :

Казалось бы, чего проще — продол-

промышленности 1 ‘октября этого же года   жать начатую строительством Дворца Co-

ветов работу и довести. ве до конца!
тут  вавязывается

Но
междувелометвенный

т которого в   торг, и‹ дорожно-мостовов управление Мос-
совета (он же и  свое время он не пожелал рассматривать,   совета начинает Reo ИХ

Не пора ли ликвидировать тот раз-

промышленности   рыв, который образовался между проекта
подчиниться не ‘решению   рующами организациями я
CCCP, а решению главного   ми! Не пора ли подумать о

строятельны-
том, чтобы
дело по сооружению памятииков от на-
Чала хо конца передать в одни руки — в
руки Комитета шо делам искусств при бо-
sete Министров или в рука Московского

ты и изготовляет фигуры. Московекий ©0*   совета?

Не пора ли позаботиться о том, чтобы
кто назван в правитель-
украснли площади

Акад. В. ОБРУЧЕВ

Мысли _
в новом году

Редко кто может, как я, оглянуться на
более чем 60 лет деятельной жизни,
вспомнить старые события и впечатления
и сопоставить mx ¢ современностью. На
моих глазах менялся облик городов, стран,
менялась жизнь целых народов.

Я начал свою геологическую работу в
1886 г., по окончании Горного инетитута.
Mena прикомандировали тогда в качестве
аепиранта к строительству Закаспийской
железной дороги,

Изучая местность вдоль нее, я видел в
маленьких оазисах у подножия Копет-дата
и в дельте р. Мургаб старые глинобитные
дома туземцев.

За Аму-Дарьей железная дорога перв-
секала земли Бухары; но бухарский эмир
не разрешил провести шайтан-арбу, т, е.
чортову колесницу, к своей столице, поэ-
тому станция была построена в 12 вер-
стах от города.

Улины Бухары поразили меня. Немо-
щеные, заваленные мусором, они были
так узки, что дая того, чтобы пропустить
нашу арбу, пешеходам приходилось при-
жиматься к стенам домов. Невероятная
грязь, отсутегвае самых примитивных
удобств и культурных навыков приводили
к развитию страшных, повальных 60ле3-
ней. Грамотность была редким явлением.

Еще раз посетить Среднюю Азию
прииитось уже через 42’ гола, в 1928 году,
Я приехал на третий Всесоюзный с’езд
теологов, который состоялся в Ташкенте,
и вторично увидел Среднюю Азию — or
Самарканда до Каспия. Но увидел ев уже
совершенно иной.

За сутки до Ташкента поезд шел по
сплошным оазисам. За окном мелькали
пашни, баштаны, фруктовые сады, вино-
градники. Из окна своего номера B гости-
нице я видел тирокую, обсаженную топо-
лями, асфальтированную улицу, ‘открытые
трамваи. Воеь город утопал в зелени, Ме-
ня поразило количество красивых; боль-
ших зданий.

На реке Чирчик строилась  электро-
станция. В школах и выспих учебных
заведениях училась узбекская молодежь.

0 прежнем напоминал только Старый
тород, т; е. та часть Ташкента, которая
столетия существовала‘ до революции, Там
все было мне знакомо: узкие  немощеные
переулки, редкие женские фигуры в па-
ранджах, темные торговые ‘ряды. Все это
как бы говорило о прежнем, как будто бы
специально существовало для сопоставае-
aa.

Железная дорога шла за Аму-Дарьей че-
рез больцие пески. Вее города вдоль нее
имели европейский вид, и только нацио-
нальные костюмы части жителей -— цвет-
ные халаты, тюбетейки напоминали о TOM,
что мы в Средней Азии;

Прошло еше 13 лет. В 1941 году мне
пришлось побывать в’ столице Казахстана,

Еще в первые годы после начала кол-
лективизации Алма-Ата была городом од-
ноэтажных глинобитных и деревянных до-
мМИкКоВ, до. такой. стенени похожих. друг.- на
друга, что один трудно было отличить от
другого. Во всем городе был только  одан
фонарь — на базарной площади, Моще-
ных улиц не было вовсе. В жаркую пого-
ду пентральные улицы’ тонули в облаках
пыли. После дождя глинистая почва размо-
кала, и люди с трудом вытягивали ноги
из. глубокой, почти до колен, вязкой грязи,
Среди основного. населения-—казахов-—ма-
ло было более или менее образованных лю-
дей. Сейчас большой, европейский город,
весь залитый солнцем, высится па склонах

Тянь-Шаня, как сказочный дворец; Много-.

этажные дома, широкие асфальтированные
улицы, театры, трамваи, вереницы машин.
Город изменилея не только внешне, Люди
не просто оделись в. европейские . платья.
Ония изменились внутренне. Создалась своя
национальная интеллигенция, выросли своп
ученые, артисты. Изменился быт семьи, от-
ношение в женщине.

Невольно напрашивается еще одно со-
поставление. В 1888 году я. поехал в Си-
бирь в качестве только что назначенлого
первого ‘иматното геолога, единственного
на вю огромную. территорию, Зея горная
промышленность этой общирной области
состояла из трех небольших железодела-
тельных заводов, четырех солеваренных и
нескольких групи золотых приисков,

Теперь Иркутск — больпюй универси-
тетский город. ‘Здесь работают десятки
промьтилелных ‘предприятий, театры, клу-
бы, многочисленные медицинские и куль-
Турво-бытовые ‘утреждения.

Наблюдая на ппотяжения более чем по-
лувека жизнь отдаленных районов нашей
страны, особенно ясно чуветвуешь, как
много изменилось именно 3a  последиие
тридцать лет, как стремительно идет стра-
на вперед, как стираются у нае грани меж
ду Азией и Нвропой. Особенно поражает
то, что все это произотло, по сути дела, в
очень короткий для истории народа срок,

4 Й твердо верится, что новый, 1949 год
будет дом новых великих свершений,

новых’ изменений на пути  К великой куль-
туре коммунизма.
rte ea ee
ПЕРЕД ЮБИЛЕЕМ
«КАЛЕВАЛЫ»
ПЕТРОЗАВОДСК. (По телефону). В

Карело-Финской ССР началась подготовка
к юбилею «Калевалы». В феврале нынеш-
него года будет отмечаться 100 лэт со дня
выхода в свет. полного издания ‘сениаль-
ного эпоса карело-финского парода.

В дни юбилея состоится сессия Карело-
Финской  научно-исследовательской базы
Академии наук СССР. В ней примут так-
же участие учевые-фольклористы Москвы,
Ленинграда, Эстонии. Сессия  заслушает
несколько докладов о «Калевале»,

Республиканский национальчый тбатр го-
товит. постановку пьесы финского классика
Киви «Кулерво»; сюжет пьесы взят из
«Калевалы», Со специальной программой
выступит карело-фивский ансамбль песни и
пляскн «Кантеле», ‹

Готовятся к юбилею композиторы, музы-
канты, художники республики. Композитор
Р. Пергамент написал одноактную оперу
«Сампо» на текст поэта В. Гудкова, компо-
зиторы К. Раутио, Г, Синисбало, Л. Виш.
карев — песни на тексты карельския рун

К юбилею выйдет в свет иллюстрирован-
ное издание «Калевалы» на финском и
русском языках,

мно