К расцвету

`. советской
музыки!

С ветичайтим вниманием, с тлубочай-
шей заинтересованностью следит наш на-
род за теми процессами, которые проис-
ходят в музыке после исторического поста-
новления ЦЕ ВКП(б) «0б опере «Великая
дружба» В. Мурадели».

С тех ‘пор прошел почти год. Услышан
ли налями композиторами взыскательный
и нредостерегающий голос партии? Про-
никлись ли они чувством высокой ответ-
ственносли за свое творчество? Вот вопро-
сы, на которые народ хочет слышать ответ
не в. декларациях и заверениях, a B Ca~-
MOM творчестве композиторов.

Пленум Союза советеких композиторов,
недавно закончивший свою работу, подвел
первые итоги. Более ста музыкальных
произведений было прослушано и обсуж-
дено на пленуме. Со всей ясностью обна-
ружилось огромное плодотворное значение
постановления ЦК ВВП) от 10 февраля
1948 тода для судеб советской музыки.
Партия разбила путы формализма, сковы-
вавшие творческие силы наших музыкан-
тов, — и результаты не замедлили ска-
заться. Создан ряд талантливых,  значи-
тельных симфонических, хоровых, камер-
ных ‘произведений, отличающихся  идей-
ностью, яеным и выразительным музы-
кальным языком, близостью к народному
музыкальному и ‘песенному творчеству,
верностью реалистическим традициям.

Окончательно развеян миф, согласно
которому будто бы именно композиторы
формалистического направления обладают

«секретами» высокого профессионального
мастерства. Нет, не в музыкальной зауми,
не в хаотическом нагромождении звуков,
не в изошренных формальных  выкрута-
сах подлинное мастерство, а во владении
законами гармонии и мелохии, в умения
передать слушателю глубокие думы и чув-
ства, в высоком искусстве затрагивать
лучшие струны человеческой души, в
идейной и эстетической близости к наро-
Ду. Только такая музыка может заслужить
народную любовь и признание.

Тучине произведения,  исполнявииеся
на пленуме; еще и еще раз продемонстри-
ровали расцвет многонациональной совет-
ской культуры. В столице прозвучали на-
певы м мелодии, навеянные и вдохновлен-
ные народами России и Украины, Белорус-
сии и Молдавии, народами, населяющими
Закавказье, Среднюю Азию, Прибалтику.
Среди намболее удачных произведений
следует отметить  «Канталу о Родине»
А. Арутюняна, «Кантату о Сталине»
9. Вырка,  «Оимфонические мугамы»
Ф. Амирова, скрипичные концерты Д. Ка-
балевского. и Б. Дварионаса (Литва), фор-
тепианный концерт Г. Гасанова (Дагестан).
Но все это лишь самые первые шаги на
пути осуществления исторического реше-
ния ЦЕ ВЕП(б) о музыке. Мы еще далеки
от того изобилия первоклассной музыки во

- всех разнообразных жанрах. и формах,
которого - захонно’ требует народ. Недбстат-
ком показанных на пленуме произведений
PYCCRHX композиторов является слабая
связь этих произведений © современным
русским народным’ творчеством. Композито-
ры наши пока не рептили задачи создания
советокой музыкальной ‘классики,  достой-
ной великой сталинской эпохи. “

Еще не изжито до конца одностороннее
увлечение сложными формами инетрумен-
тальной симфонической бестекстовой му-
зыки и пренебрежение к таким музыкаль-
ным жанрам, как опера, балет. Это круп-
нейший недостаток в развитии музыки.

ЦЕ ВКП(б) в постановлении от 10 фев-
раля 1948 года отметил, что «за последнее
время не создано ни одной советской оперы,
стоящей на уровне русской оперной клах-
cura». Положение с оперой и сейчас о<-
тается ‘соверщенно неблагополучным. Един-
ственная опера, натисанная за последнее
время и обсуждавшаяся Ha пленуме, —
«Повесть о настоящем человеке—С. По-
кофьева является типичным  рецидивом
формализма, Очевидно, композитор не сде-

‚ Лекции колхозников —Герое

КИЕВ. (Наш’ корр.). Президиум правле-
ния Украинского общества по распростра-
нению политических и научных. знаний
удовлетворил просьбу группы ‹ колхозни-
ков-практиков о принятии их в действи-
тельные члены общества.

Новаторы колхозного производства —
Герои Социалистического Труда выступа-
ют в колхозах и совхозах с докладами о
своем опыте борьбы за высокие урожаи и
рекордные yOu, читают лекции  студен-
там средних и высших сельскохозяйствен-
ных учебных заведений.

Член общества — звеньевой колхоза
«Красный партизан» Днепропетровской об-
ласти, лауреат Сталинской премии, Герой
< Социалистического труда М. Озерный

Г

НН ОР

лал для себя
водов. из исторического
постановления партии и
попрежнему остается на
позициях модерниетской,
амелодичной музыки, не
способной выразить ду-
ховный мир советского
человека и лишь поро-
чащей большую патрио-
тическую тему.

Ряд произведений последнего времени
свидетельствует о том, что многие компо-
заторы, бывшие представителями  форма-
листического, антинародного направления
в музыке, поняли пагубность этого на-
правления и стремятся стать на путь реа-
листического творчества (музыка Д. Шо-
стаковича к фильму «Молодая гвардия» и
А. Хачатуряна к фильму о Ленине, сим-
фония на русские темы Н. Мяековекого,
седьмой квартет В. Шебалина в др.). Од-
нако творческая перестройка этих компо-
зиторов происходит медленно, еще дают
себя знать неизжитые элементы формализ-
ма. Как ни зажна музыка к фильмам,
народ ждет от композиторов более значи-
тельных доказательств их творческой пе-
рестройки, и прежде веего в том жанре, в
котором. они потерпели идлейно-творческий
крах, — в создании оперных и програму-
ных симфонических. произведений. -

Живое чувство современности — непре-
менное условие ‘успехов наших компози-
торов. Эстетское любование музыкальной
старяной, холодное стилизаторетво в духе
«Картинок старого Кремля» Ю. Бирюкова

не найдут отклика в душе современного со-
ветского слушателя. Это -—— тоже своего
рода формалистическое — извращение, ибо
формализм проявляется не только в ковер-
кании музыкального языка; HO HB paB-
нодушии в музыкальному. воплощению тем
нашей действительности, в отсутетвии жи-
вотворящего чувства нового.

Чувство нового, знание жизни и идео-
логическая вооруженноеть —= залог твор-
ческих успехов. Творческие срывы отдель-
ных композиторов во многом  об’ясняются
  их идейно-теоретической отсталостью.

Успехи нашего музыкального искусства
BO многом зависят от ‘творческого содру-
жества композиторов с писателями. Перед
поэтами, авторами песен, ораторий, опер-
ных либретто — большие и далеко еще

не решенные задачи. Советекие писатели
делят с комповиторами ответетвенноств за
то, что до сих пор не созданы значитель-
ные оперные произведения Ha современ-
ные темы.

Содружество музыкального искусства и
литературы, являющееся славной и пло-
дотворной традицией русской культуры,
должно стать законом жизни наших пи-
салелей и композиторов. Следует признать,
между тем, что писательская обществен-
ноеть проявляет доныне непонятное раз-
нодушие к судьбам музыкального фронта.
Олним из проявлений этого равнодушия
является совершенно неудовлетворительная
работа комиссии по драматургии Союза
советеких писателей в области драматурлии
музыкального театра. Нужно активизиро-
вать работу недавно созданной в (Союзе co-
ветских писателей секции драматургов му-
зыкального театра. Следует сказать, что
и Комитет по делам искуеств и Союз co-
  BETCKHX композиторов ‘не привлекают по-
настоящему писателей к участию в реше-
нии задач, стоящих перед музыкой.

Не слышит народ голоса музыкальной
критики. Она пасеивна, она не направ-
ляет музыкальный процесе, не пропаган-
дирует лучшие произведения советской му-
зыки, не воспитывает эстетические вкусы
Масс. До сих пор критические статьи по
вопросам музыки пишутся на заптифро-
ванном, непонятном широким кругам чи-
тателей заумном языке. Критика явно от-
стает от требований жизни и задерживает
рост нашего музыкального искусства. -

В нашей стране еозданы все условия
ДЛЯ подлинного расцвета музыкального
творчества. № новым успехам, ‘товарищи
композиторы! Положите на ноты музыку,
которая неумолчно звучит в душе еовет-
CKUX людей, окрыляя их мечты и BIOX-
HOBIAA их Ha подвиги, музыку борьбы,
великую музыку коммунистических свер-
шений! Пусть на весь мир прозвучит
й останется в веках тоожествующая пеень
@ героическом советском народе, несть о
Родине, о партии, о великом Сталине!

в Социалистического Труда

прочел для студентов ’Днепропетровского
сельскохозяйственного института лекции о
выращивании рекордных урожаев кукуру-
зы. Знатная доярка, Герой  Социалистиче-
ского Труда М. Савченко, надоившая
за одиннадцать месяцев прошлого года по
6.007 литров молока от каждой  коро-
вы, читает лекции в Мало-Истороп-
ском сельскохозяйственном техникуме. С
докладами и лекциями в институтах, тех-
никумах и колхозах выступают также Ге-
pou Социалистического Труда — звеньевая

колхоза имени ХУП  партс‘езда. Н. Ко-
шик и председатель колхоза «Згода»
Б. Хижняк.

Среди действительных членов общества

насчитывается сейчас 14 колхозников —
Героев Социалистического Труда. .

Памяти Христо Ботева

6 января в зале имени Чайковского со-
стоялось торжественное васедание, посвя-
щенное 100-летию со дня рождения бол-
гарского поэта и революционера Христо
Ботева. Организовали заседание Союз со-
ветских писателей СССР, Славянский ко-
митет СССР и Всесоюзное общество куль-
турной связи с заграницей,

Зал заполнили писатели, ученые, деяте-
ли культуры и искусства, стахановцы
московских заводов, воины Советской
Армии. Присутствуют главы и дилломати-
ческий состав посольств и миссий стран
народной демократии.

В президиуме — академик Н. Державин,
профессор Ф. Головенченко, заведующий
Балканским отделом стерства иност-
ранных дел СССР Е. Киселев, ответствен-
ный секретарь Славянского комитета
° СССР В. Мочалов, заместитель председа-
теля правления ВОКС В. Яковлев, чрез-
вычайный и полномочный посол Болгар-
ской народной республики в CCCP г-н
Н. Николов, писатели Н. Тихонов, Л. Лео-
нов, И. Эренбург, А. Софронов, М. Шаги-
нян и другие.

Открывая васедание, академик Н. Дер-
жавин охарактеризовал выдающегося бол-
гарского поэта-революционера, как истин-
ного друга великого русского народа,

С докладем «Болгарский поэт-револю-
ционер Христо Ботев» выступил писатель
А. Сурков.

— В ряду имен пламенных борцов за
лучшую жизнь трудящихся, — сказал
докладчик, — благодарная память челове-
ческая навсегда сохранит светлое имя ге-
роического сына Болгарии, борца за ее
национальное и социальное освобождение,
ее пламенного поэта-трибуна Христо Бо-
{ тева.

Склоняя головы перед светлой памятью
великого поэта-революнционера, мы шлем
братский привет трудовому народу Болгар-
ской народной республики и желаем ему
все новых и новых успехов в упорной ра-
боте по построению социализма.

Чрезвычайный и полномочный посол Бол-
гарокой народной республики в СССР г-н
Н. Николов поблагодарил от имени бол-
гарского народа организаторов чествова-
ния столетия со дня рождения Христо Бо-
тева.

Свою речь Н. Николов закончил здрави-
цей в честь советско-болгарской дружбы,
в честь Советского Союза и его армии, в
честь товарища И. В. Сталина.

Оркестр исполнил государственные гим-
ны Болгарии и СССР.

Затем состоялся концерт, в котором уча-
ствовали! болгарские, и. советские apTH-
сты.

BH

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

ПРОЛЕТАРИЙ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

TATRA T

УРА
ГАЗЕТА

№ 3 (2490)

С этим

Мне посчастливилось впервые попасть
на Матнитку в год ее рождения.

Первый поезд шел ‘со скоростью верб-
люда. В иных местах шпалы были `поло-
жены прямо на примятый ковыль, они
ходили Нод колесами, как клавиши. На-
последок поезд остановился у невзрачной
теплушки. В широких, почти квадратных
дверях теплушки была вырезана узенькая
дверца, туда вела стремянка. На фронто-
не вагона значилось: «Станция Магнито-
‘рорекая».

Ныне меня ветретил солидный вокзал,
работящий п суетливый вокзал большого
города; а в местном. музее нашел я фото-

графию паровоза «08-1801», который
первым пришел в Магнитогорск.
Мне довелось видеть рождение г-

рода, его детство, отрочеетво и юность, а
сейчас я ходил по улинам  совершенно-
летнего. города. - 3

Магнитогорсю называлея городом уже
тогда, когда архитектура ето была пред-
ставлена только бараками и полотняными
палатками, когда он н8 имел еще ни од-
ной добротной улицы и каменного дома.
А совершеннолетие свое Магнитогорск
встретил многоэтажными зданиями, широ-
кими проспектами, садами и бульварамиг

За последние годы город стал, в полном
смысле этого слова, неузнаваем. 3a. 970
время Магнитогорск, город-богатырь, ра-
ботник и воин, стал столицей нашей ме-
таллургии. Здесь — крупнейний в Евро-
пе комбинат имени Сталина. Магнитка
сыграла большую роль в трудные годы
войны,

в.

Первенцы города, чьими имечами от-
крылся список уроженцев Магнитки, уже
окончили в этом году средние школы, ре-
месленные училища.

Первые саженцы, хилые  прутики,
воткнутые когда-то детьми. в жесткую и,
как казалось, беснлодную почву при-
школьных садов, уже налились зеленой
силой. Шумят летом тустыми кронами
клены и топотя..

И сам Магнитогорск — обжитой сотня-
ми тысяч людей город, в котором ежеме-
сячно рождается тысяча маленьких граж-
дан, город, который уверенно смотрит в
будущее. Е

Целые барачные поселки уже снесеньь
CG лица земли. Их обитатели переселились в
добротные дома, подальше от заводекого
дыма, гари, копоти, куда-нибудь на пра-
вый берег реки Урал или в поселок име-
ни Максима Горького, где возлух процежен
сквозь зеленые сита, садов.

Спустя три недели после окончания
войны с Германией, 1 июня 1945 года,
поднялись стены первого индивидуально-
го дома на правом берегу. А сейчае там, в
поселке Ирылова, — свыше тысячи ло-
мов. Десятки многоэтажных домов возник-
ли на правом берегу. Город на правом
берегу существует всего несколько лет, &
в нем уже много тысяч жителей.

Весь правобережный город будет взят в
зеленое кольцо. Под опекой клена, карага-
ча, тополя, березы, акации, рябины, ирги,
лоха, ясеня будут цвести и плодоносить
фруктовые сады и ягодники. Уже разбит
сзд на пятьоот тектаров—мощный фрукто-
во-ягодный цех Магнитогорского металлур-
гического комбината.

`Олновременно ширится озеленение и в
старом, левобережном —тороде. — Горком
ВЕП(б) и горсовет возглавили минувшей
осенью энергичную деятельность жителей,
Десятки тысяч деревьез и кустарников
переселились из лесопитомников на ули-
цы, площади, бульвары, поближе к цехам,
в скверы и сады.

Магнитку ждет великоленное долголе-
тие. С каждым годом будет умножаться
слава столицы советской металлургии, бу-
дет расти число заводских труб, устрем-
ленных в дымное магнитогорекое небо.

Вот почему — Магнитогорск следует
строить «на вырост». Иначе город-бога-
тырь быстро обтонит архитекторов, работ-
ников коммунального хозяйства и торгов-
ли, садоводов, строителей; богатьтрь  выра-
стет из куцей вчерашней одежды.

Между тем находятся люди и учрежде-
ния, которые равняются в своей работе
He столько Ha завтрашний, СКОЛЬКО На
вчерашний день. Й мерки у них тоже вче-
рашние и позавчерашние,. и масштабы,
планы тоже безнадежно устарели. Нахс-
дятея люди и учреждения, которые до
сих пор смотрят на Магнитогорск, как на
город-времянку. Е

Речь идет 0 благоустройстве  города-
богатыря, о его удобетвах, о ето убран-
стве и чистоплотности.

ВЕ ВБ А В А БЕ ЕЕ ВЫ ДЕ ЕЕ ap TLS ee I ue

Новый музей А. С. Пушкина

На-днях Комитет по делам культурно-
просветительных учреждений при Совете
Министров РСФСР принял решение or-
крыть в селе Большое Болдино (Горьков-
ская область) музей Александра Сергееви-
ча Пушкина, :

В Болдино А. С. Пушкин работал над
окончанием «Евгения Онегина», написал‘
«Повести Белкива», «Историю села Горю-
хина», трагедии «Каменный гость», «Ску-
пой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир
во время чумы»  и несколько лирических
стихотворений.

Территория бывшей усадьбы Пушкиных
и роща «Лучинник» были об’явлены в
1945 году государственным заповедником.”
Сейчас здесь приводится в порядок парк,
разбиваются новые аллеи, расчищаются
пруды, реставрируются ‘дома, связанные с
историческим прошлым усадьбы. В одном
из них и будет помещаться музей.

‘связи СССР, очевидно,

Новый музей будет открыт к 150-летию
со дня рождения великого поэта.

Суббота, 8 января 1949 г.

мириться

Евгений ВОРОБЬЕВ,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»

>

В Магнитогорске пятнадцать почтовых
отделений, но так называемый главный
почтамт ютится в Убогом бараке. Для 10-

00, Чтобы войти в контору‘ связи, нужно

пригнуть голову, — иначе ударитесь о
притолоку. Почтамт находится далеко от
центра города, на отшибе. Министерство
считает ‘подобное
положение нормальным. Во всяком случае,
строить здание почты никто не собирает-

Ся.

Руководитель горкомхоза Василий Несте-
рович Кулешов — предприимчивый и уме-

ляемое, не имеет ни автомашин, ни катка
для ремонта дорог, ни самосвалов, ни
грейдеров. Не’ поэтому ли заводские jopo-
ги лучше городских улиц? Многие мосто-
вые в таком виде, что, действительно,
дальше ехать некуда. Поневоле возникает
сомнение, знает ли Министерство  комму-
нального хозяйства РОФСР о нуждах Маг-
нитогорска, и озабочен ли там кто-нибудь
положением дел?

В новом городе, на правом берегу, есть
отличные дома, отличные квартиры. . Но
при этом роль кинотеатра играет барак с
простыней вместо экрана. Точно так же
вместо бани есть саниропускник, вместо
ресторана — дрянной «павильон». {

В Магнитогорске пока мало ‘магазинов.
Вы не найдете здесь фирменных, специа-
лизированных магазинов табачных изде-
лий, консервов, музыкальных инструмен-
тов, канцелярских товаров, рыбных това-
ров, игрушек. Врайне нужны матазины
семян, стройматериалов, цветов. В книж-
ном матазине нет новинок, в местном ма-

`тазине «Динамо» ничего не найдет для

себя охотник, в аптеке нет сосок и ваты.
Неужели со всем этим можно мириться?

3.

Жаль, что наименование новых посел-
вов и улиц проходит у нас без ведома и
участия общественности, в закрытых ка-
бинетах. А у канцелярских затворников,
вотественно, не всегда’ хватает фантазии,
художественного: вкуса, а главное =— чув-
ства ответственности перед современника-
ми и потомками за то большое дело, кото-
poe им поручено.

Хорошо, что в Магнитогорске есть
проспект Маяковското — и это не быв-
шая Дворянская, Соборная или Николаев-
ская улица, переименованная в связи с
какой-нибудь датой или вне даты. Нет,
эта улица со дня. своего рождения назва-
на именем великого поэта, — он предска-
зывал сияющее будущее городам, которые
родятся на наших глазах «из воли Урала,
труда и энергии». На одном из поселков
пересекаются улипа Александра Фадеева
и улица Олега Кошевого — так зветре-
чается на перекрестке писатель со своим
герсем.

Но вот стоило ли вводить в названия
промоздкие производственные термины —
Рудопромывочная улица, Смолоперегонная
улица, Газопроводный переулок и т. д?
Эти названия никак не помогут человеку
отдохнуть, не создадут ощущения уюта.

А`к чему называть именем` Кутузова
три проезда и два переулка, или, именем
Пугачева — два Ироезда, улицу и два
переулка? Все это в равной степени отно-
сится и к названиям поселков ‘— Ново-
коммунальный, Старокоммунальный и др.

Иные улицы так и не дождались своих
«врестин» и именуются Широтная, Диа-
гональная и т, д.

Путаница с адресами и почтовая не-
разбериха не устранены до сих пор. Ты-
вячи писем не попадают в руки адресатов
из-за неряшливости в наименовании по-
селков, улиц и нумерации домов. До сих
пор в городе не только товорят, но и
рисуют адреса. До сих пор в городе имеют
хождение такие адреса: «Квартал Та, дом
4» или «2-й квартал, 1-й северный
дом». Вы блуждаете между домов этого
вамого второго квартала, как по темному
лабиринту, и цифровая неразбериха птагает
вместе с вами бок о бок. Даже точный
адрес здесь — понятие весьма приблизи-
тельное. Почему дом скрывается. под псев-
донимом? Прямо не носелок, & уравнение
© четырехетажными неизвестными!

Недавно этот 1-й северный дом полу-
чил нормальный человеческий адресе —
Пушкинский проспект, №12. Житель это-

ЗОО ООО

Научные грамматики

Первые экземпляры научной грамматики
башкирского языка получены на-днях из
типографии в Московском отделении `Ин-
ститута языка и мышления им. Н. Я. Мар-
ра Академии наук СССР. Грамматику со-
ставил член-корреспондент Академии наук
Н. Дмитриев. Это — первое научное опи-
сание литературного языка башкирского
народа.

Создание научных грамматнк языков на-
родов СССР — одна из основных задаз
Института языка и мышления. Работа эта
имеет большое значение для дальнейшего
развития культуры народов нашей страны,

Вскоре выйдет в свет грамматика кабар-
динского языка, составленная доктором
филологических наук Н. Яковлевым. В пе-

Пе ‘рода
лый работник, но учреждение, им возглав-   !

Цена 40 к.

нельзя!

го дома Д. Ф. Фальковский сам
отправил открытку но новому адресу —
не дошла!

4.

Главный архитектор  Матнитоторска
Михаил Николзевич Дудин энергично
воюет со строителями, которые едают до-
ма в таком виде, что к ним нельзя по-
дойти по тротуару. Есть еще у нас строй-
управления-неряхи, которые питают отвра-
щение к отделочным работам и страетно
любят BCAKOTO рода недоделки. Бараков
давно не строят, но повадки и привычки
строителей этих бараков оказались весь-
ма живучими. Идет война и с «само-
стийными» застройщиками — заводами и
частными лицами, которые хотят строить-
ся, не считаясь с генеральным планом го-
rye им  заблагорассудится, так,
Как это было в голой степи, в первые
годы существования Магнитки.

Есть один ‘большой участок работы, до
которото у архитектора руки еще не ло-
шли. Впрочем, один, без помощи городских
организаций, архитектор здесь. сделать ни-
чего не сумеет. Речь идет о «мебели» го-
рода, о фонтанах, оградах, решетках, ки-
осках, фонарях, павильонах, рекламах,
витринах, наконец о памятниках и мемо-
риальных досках. Все они играют весьма
существенную роль в убранстве города,
оказывают большое влияние на его архи-
тектурно-хуложественный облик. В Магни-
тогорске всей этой «мебели» не уделяется
пока должного внимания, она находится

себе

BHS BCAROTO художественного контроля.

Е ЗЕМ ООО АВВ

Здесь уместно сказать прежде всего о
художественном литье. Чугун совершенно
не участвует в архитектурно-художествен-
ном оформлении столицы металлургии.
Почему бы на металлургическом © KOM-
бинате не наладить, хотя бы на пра-
вах цеха ширпотреба, художественное
литье? Огралы нужны скверам и бульва-
рам, оград и решеток ждут деревья.

Виоски для продажи вол, табачных из-
делий и веякой галантерейной мелочи не
стольБо украшают улицы и площади Маг-
нитогорска, сколько их безобразят. Стре-
лочницу трамвая перевели осенью на дру-

той пост, и будка ее у рельсов осталась.

пустовать. Не успели будку сломать, как
на ней появилась вывеска: «Часовая
мастерская при собесе Кировского райсо-
вета», в будке уже сидел часовщик.

Киоски, заборы, ворота, дома до сих
пор окрашиваются «по усмотречию», в за-
BUCHMOCTH OT вкуса управдома или нали-
WHA той или иной краски. Бульвары и
скверы торода бедны скамьями, урнами,
вазами. На весь город =— три фонтана.
B городе нет общественных уборных, в го-
роде всего двое уличных часов, в городе
очень мало почтовых ящиков. Даже на
почтамте, на междугородной телефонной
станций, в вестибюле’ гостиницы нет те-
лефона-автомата. В торме не найти
чистильщика сапог, очень мало мастер-
ских бытового обслуживания, почти нет
Дворников.

— Ветер — вот наш главный двор-
ник, — говорят здесь с горькой иронией.

А как украсили. бы площади, скверы и
улицы Магнитогорска монументальные
скульптуры, доски почета и’ мемориаль-
ные доски, которые увековечили бы` исто-
рические события и имена великих людей.
Хочется увидеть мемориальную доску на
здании клуба трудовых резервов (бывший
Дом инженерно-технических работников).
В этом доме выступал Орджоникидзе.
Гражданин Магнитогорска хочет увидеть
памятники доблестному рыцарю  больше-
вистокой индустриализации Григорию Вон:

стантиновичу Орджоникидзе; Ивану Вла-:

димировичу Мичурину, оказавшему своп-
ми советами неоценимую помощь в озелене-
нии города; Владимиру Владимировичу
Маяковскому, который верил в то, что го-
род будет, м знал, что саду  цвесть;
Василию Ивановичу Чапаеву, утонулшему
в реке Урал; Емельяну Ивановичу Пуга-
чеву, который когда-то взял штурмом
стоявшую на месте нынешнего пруда’ Маг-
ницкую крепость,

Мы не берем на себя задачу перечис-
лить подряд все из’яны и пробелы город-
ского благоустройства, которое подчас
превращается в неблагоустройство. Но мы
хотим полным голосом сказать о нуждах и
требованиях столицы советской металлур-
гии, растущего города-богатыря.

Речь идет 06 ответственности за настоя-
mee и будущее города. Новоселы и ста-
рожилы Магнитогорска стремятся увидеть
его благоустроенным, опрятным,  наряд-
ным, красивым. И нужно. отать на уро
вень растущих требований граждан моло-
Дого города.

МАГНИТОГОРСК,

языков народов СССР.

чать сдана научная грамматика современ-
ного армянского литературного языка,

Сотрудники московского отделёния ин-
ститута закончили также составление °пер-
вых грамматических описаний абазинского,
табассаранского, талышского и современ-
ного монгольского языков. В 1949 году
будет продолжена работа над сравнитель-
ной грамматикой тюркских языков, в кото-
рой будет изложено. их последовательно-
историческое развитие. Подобное исследо-
вание предпринято впервые.

Создается сравнительная грамматика кав-
казских яфетических языков. Первый труд
в этой области «Материалы по  сравни-
тельной грамматике яфетических языков
Дагестана» будет закончен в 1949 году.

° Почин
сормовских инженеров-—
всем предприятиям `

Недавно инженеры Сормовского завода
им. А. А, Жданова тт. А. Кузнецов и А. Ча-
дулин взяли шефство над рабочими, кото-
рым они помогают. повысить технические зна-
ния и быстрее освоить новейшую технику.
Об этом почине рассказано в «Литератур-
ной газете» (см. № 98 от 1948 г.). Патрио-
тическое начинание тт. Кузнецова и Ча-
дулина быстро’ распространилось по всему
заводу. Ныне, через три месяца, уже более
300 инженеров и техников завода шефст-
вует над 600 рабочими.

Ценный опыт уже дал свои результаты.
Так, бригада формовщиков Камаева, над
которой шефствует технолог Якунин,  за-
метно подняла свою выработку. На участке
Колосова, где занятия с бригадой проводит
инженер Чуркин, сейчас нет ни одного, не
выполняющего норм выработки. В судоме-
ханическом цехе № 2 технологи Киселев и
Скребков взяли шефство над не выполняю-
щими нормы выработки молодыми рабочи-
ми. Ныне эти рабочие выполняют нормы на
130 процентов.

Таких фактов на заводе сотни.

Министр транспортного” мантиностроения

тов. Носенко направил
письмо всем директорам и главным инже-
нерам заводов. В письме отмечается боль-
шая помощь, оказанная специалистами за-
вода «Красное Сормово» рабочим; инже-
нерно-технические работники этого завода
уже переходят от шефства над отдельными
рабочими к шефетву над бригадами.
° Далее в письме указывается; что. опыт
инженеров завода «Красное Сормово» на-
шел распространение на ряде других пред-
приятий министерства. Так, на Коломен-
ском заводе 170 технологов и конструкто-
ров взяли шефство над 312 рабочими. Ин-
женеры и техники Лианозовского  вагоно-
строительного завода обязались обучить
без отрыва от производства 500 рабочих.
Нодобные же обязательства взяли на себя
инженеры Московского тормозного завода,
завода им. Орджоникидзе и других пред-
приятий.

В. письме говорится, что Министерство
транспортного машиностроения придает ис-
ключительное значение инициативе сормов-
ских инженеров. Всем предприятиям пред-
ложено созвать широкие собрания инже-
неров и техников, на которых обсудить
опыт завода «Красное Сормово»,

а
По следам выступлений
ok EE En eel
«Литературной газетых
SEL Ga

«И ЗДЕСЬ НУЖНО
ВДОХНОВЕНИЕ»

ПИСЬМО МИНИСТРА ВКУСОВОЙ
’ ПРОМЫНТЛЕННОСТИ СССР

13 ноября 1948 г. в «Литературной га-

зете» была напечатана статья писателя
П. Павленко «И здесь нужно. влохнове-
ние».

В пиеьме во редакцию «Литературной

газеты» министр вкусовой промышленно-
cm CCCP тов. Н. Пронин отмечает, что
в. статье правильно и своевременно указа-
но на отставание и недостатки в работах
но механизации труда на винотрадниках.

Названные в статье тов. Павленко ма-
шины и орудия, разработанные отделом
‚механизации института «Магарач», —ви-
ноградный плуг «ПВ-1, 7», горный плуг-
культиватор «ПЕГ-1,0», навесная лебед-
ка «НЛ» и электробур для пробивки шур-
фов при взрывном плантаже — решением
секции по механизации многолетних _куль-
тур при техническом совете Министерства
сельского хозяйства СОСР от 4 декабря
1948 года рекомендованы Е массовому и
серийному производству.

По Министерству вкусовой промышлен-
ности издан приказ об оказании помощи
институту «Магарач» и улучшении pate-
TE отдела механизации института.

«ИНСТИТУТ, ПРЕДПРИЯТИЕ,
МИНИСТЕРСТВО»

20 ноября 1948 т. в «Литературной га-
зете» была опубликована статья бригады
Союза советских писателей и «Литератур-
ной газеты» о работе Центрального науч-
но-исследовательского института бумаги
(ЦНИИБ). .

‹ Заместитель министра лесной и бумаж-
ной промышленности А. Извеков  6006-
щил редакции, что в министерстве было
созвано специальное совещание, на’ кото-
рем обсуждалась деятельность института.

Совещание отметило, что на основе
работ ‘института промышленность освоила
производство специальных сортов бумаги
и картона дая нужд народного хозяйства.

Наряду с этим ряд’ работ института
медленно используется промыитленностью.
В значительной мере это об’яеняетея, как
правильно отмечено в статье, недооценкой
значения внедрения новой техники в
жизнь со стороны части работников про-
мышленности, в том числе и работников
аппарата министерства; недостаточной на-
стойчивостью работников института в
борьбе за внедрение своих работ; отсут-
ствием у института своей производствен-
ной базы.

Для устранения этих недостатков издан
по министерству приказ, координирующий
деятельность института, технического уп-
равления министерства и главных про-
изводетвенных управлений в деле внедре-
ния работ института в промышленность.
Составлен перспективный план внедрения
на предприятиях  целлюлозно-бумажной
промышленности новой техники. В 1949
году выделяется 4 миллиона рублей для
создания на одной из бумажных фабрик

опытно-производственной базы института. -

Одновременно министерство наметило
ряд мер по улучшению информации работ-
ников промышленности о работах ЦНИЙБ.

a
*

Директор института С. Пузырев, севре-
тарь партбюро В. Наумов и председатель
месткома А. Петров в своем письме с006-
щают редакции, что статья была обеужде-
на на заседании партийного бюро, на пар
тийном собрании и общем собрании сотруд-
ников института. Было отмечено, что выз
ступление «Литературной газеты» пра-
Вильно указало на недостатки в работе
института.

Для более широкой информации о рабо-
тах института решено в первом квартале
1949 года провести два семинара с глав-
ными инженерами крупных предприятий,
ознакомить их с новостями техники и
работами института.

Разработан план работы инетитута на.

1949 тол, который предусматривает акту-
альную тематику и оказание помощи.
предприятиям. :

специальное.