Большевики

Семьдесят лет назад В своем знамени-
том философском труде «Анти-Дюрннг»
Фридрих Энгельс писал, что при социа-
лизме: «условия жизни, окружающие лю-
дей и до сих пор над ними тосподствовав-
шие, теперь попадают под власть и кон-
роль людей; которые впервые становят-
ся действительными и сознательными по-
велителями природы, потому что они ста-
новятся госнодами своей обобществленной
жизни»;

В наше время замечательные слова од:
ного из основоположников научного социа-
лизма облеклиеь в плоть и кровь, из тео-
ретического предвидения превратились в
реальную действительность,

Тридцать один год народы Союза Co-
ветских Социалистических Республик ра-
зумно управляют познанными законами
общественного развития, направляют ‘но-
вое советское общество к поставленной
цели — к коммунизму.

Руководимые мудрой партией. больше-
виков-Коммунистов, ее великими вождями
Лениных и Сталиным, они построили
бееклассовое социалистическое общество, в
котором нет эксплоататоров и экеплоати-
руемых, богатых и бедных, общество, ко-
торое обеспечивает всестороннее развитне
человеческой личности.

Вместо анархии производства, свойст-
венной капитализму, прочно и незыблемо
утвердилось плановое хозяйство, движимое
х прогрессу разумной волей человека.

Советекие люди стали господами своей
общественной жизни, Советский ‘с0-
цпалистический строй, созданный: их во-
лей и энергией, незыблем и прочен, как
гранитный утес, ему не грозят никакие
внутренние потрясения, он доказал свою
способность противостоять любым угрозам
извне, стал знаменем миллионов борцов за
прогрессе, за мир, за демократию, против
тшерпалиетичеекой реакции.

История советского социалистического
государства — это история ‘борьбы за пе-
ределку общественных отношений, за 10-
строение социализма, история борьбы с cu-
лами внутренней и внешней контрреволю-
пии, с силами мировой реакции. Очень
незначительный срок отвела ‘нам ‘история
для непосредственного  социалистического
строительства — ин как много сделано за
этот срок! Решена огромная; поистине ис-
торическая задача — наша Родина прев-
ращена в передовую ‘индустриальную дер-
жаву, которая’ гордитея своим крупным,
самьвг производительным о сониалястичес-
ким сельским хозяйством, своей переховей
наукой и культурой, литературой и ис-
кусетвом.

Сопнализм внервые сделал возможным
попользование производительных сил зем-
ли в нытересах всего общества. Советский
человек заново разведал огромные запавы
ископаемых недр, энергию Тек за:
ставил служнть своему хозяйству, культу-
ре и быту, по-новому разместил промыш-
ленные центры, выстроил города в тайте
и тундре, поднял в жизни  захолустные
уголки страны, ее далекие окраины.

Мы-—современвики великнх исторических
событий. Наше воображение привыкло к
огромным масштабам созидательного труда
человека сониалистического” общества. И
Ree же оно было потрясено, наше пред-
ставление о завтрашнем дне своей Родины
было неизмеримо расширено грандиозным
сталинским нланом преобразования приро-
ды на огромных пространствах страны.

Только общество, где человек подчиния
себе общественные силы и разумно руко-
водит ими в соответетвии с познанными
законами их развития, может поставить
такую задачу. Только общество, которое
не раздирается ‘внутренними клаесовыми
противоречиями, только общество, сцемен-
тированное морально-политическим ‘един-
ством и братской: дружбой всех наро-
дов, может сконцентрировать своп усилия
на осуществлении величественных планов
подчинения сил природы воле человека.

Большевики—новаторы по самой своей’

природе, новаторы в самом широком емы-
сле этого слова. Они-—пионеры _ переуст-
ройства общества на новых. сопиалисти-
ческих началах. Эту задачу они успешно
решили. Они успели много сделать по

На. московском заводе «Серп и молот»
создается новый технологический процесс
производства стального слитка. Ведутся и
опытные плавки новых марок стали, облз-
дающих повышенной ‘прочностью и улуч-
шенными химическими и технологическими
свойствами. Работами ‘этими руководит ди-
ректор Института металлургии им. Байко-
ва Академии наук СССР’ академик И.  Бар-
ДИН.

Ивана Павловича Бардина можно встре-
тить н у доменных печей и у мартенов ме-
таллургических заводов о многих городов
страны, Ценные указавия академика помо-
тают металлургам.

Институт металлургии уже много лет
тесно связан с заводами. Произволствеч-
ники получают от него разнообразную

научно-техническую помощь, 3
Академик Н. Гудцов поддерживает по-
стоянную связь с Московским автомобиль-
ным заводом имени Сталина. Ученый пе-
риодически дает консультации и читает
инженерно-техническим работникам завода
лекции о прочности металла и способах
оценки его качества, › о новых сплавах
ит. д, fi)
Научно-техническую помощь. различным
предприятиям оказывают и другие

RTE

преобразованию природы
своей страны — обуз-
дали стремительные по-
токи рек, заковали их
в OeTOH и гранит, об-
ратили их энергию ‚на
службу человеку. Они
построили  Беломореко-
Балтийский канал имени

ПРА.

Роды в
алина, канал имени
Москвы, — оросительные

каналы в песках Средней Азип, широко
раздвинули на север границы произраста-
ния полезных растений и злаков.

Грандиозные работы по сооружению лес-
ных полезащитных полос на юге и юм-
востоке СССР, сотни и тысячи прудов и
водоемов, которые будут по сталинекому
плану созданы в этих районах, превра-
щение болот Полесья в плодородные земли.
продвижение субтропических и  другах
южных культур на север-—это новый этай
в творческом созидании людей социализма,
это новое в развитии нашего общества,
это заклалка фундамента экономики ком-
мунистического общества.

«Мы не можем ждать милостей ог при-
роды, взять их у нее—налиа задача»—этн
замечательные слова великого преобразова-
теля природы, тениального руеекото уче-
ного И. В. Мичурина стали девизом веего
советского общества. Под этим девизом на
огромных просторах нашей земли развер-
тываетея наступление на засуху. Нод этим
девизом трудятся наши ученые, тысячи
последователей Мичурина из народа, из
среды нашей колхозной интеллигенции,
обогащая социалистическое земледелие но-
выми видами культурных растений и пло-
Дов:

Нод этим девизом вее шире разрастается
движение миллионов тружеников села за
высокую агротехнику, за внедрение ком-
плекса Докучаева-—Костычева-—Вильямса,
за невиданные в мире урожаи.

Единение науки и труда — замечатель-
ное явление наших дней, всё отчетливее,
все зримее проступающее во всех областях
пашей советской жизни, свидетельство си-
лы. и непобедимости наших нлей, устозв
нашей жизни, ‘провозвестник прекрасных
побед в близком будущем!

Великий сталинский план пасажления
полезащитных лесных полос, строитель-
ства прудов и водоемов, план внедрения
научного агрокомилекса Докучаева-—осты-
чева-—Вильямеа глубоко вошел в сознание
маес. Его великие благородные идеи вдох-
‘Новляют миллионы на труд, на подвиг, на
творчество. Они стали  всепобеждающей
материальной силой. Выполнение этого
плана стало. как писали колхозники Под-
тавекой области товарищу Сталину, «ио-
четной и благородной задачей, высшим
моральным удовлетворением».

Предпринимая генеральное наступление  .

на засуху, советские люди онираютея н
незыблемые преимущества созданного им
сопиалистического строя, на мощь и силу
колхозного  производетва и всей нашей
экономики, на свою непоколебимую уве-
ренность в торжество дела, во тлаве кото-
рого  столт коммунистическая
товарищ Сталин. Й они знают, убежде-
ны,-—-пятнадцатилетний сталинский план
будет выполнен досрочно и в превыше-
нием.

В южных п’ юго-восточных районах
европейской части страны ‘уже разверну-
лись большие работы, 06 этом говорят
публикуемые в печати письма колхозников
великому другу и вождю народов товарищу
Сталину. 06 этом говорит сообщение Cone-
та Министров СССР и Центрального Комп-
тета ВЁШ(б), опубликованное в конце де-
кабря проллого года. Be

Великое историческое дело copepmaerca
на наших глазах. Й не может быть в на-
шей стране человека, который стоял бы в
стороне от этого лела. Каждый  лолжен
внести свою лепту в осуществление Сталин-
ского плана преобразования степных п ле-
состепных районов СССР.

Труд писателя состоит Ha вооружения
народа. Своим проникновенным словом,
прочувствованными образами, впечатляю-
щими картинами ‘труда советский писатель
служит своему отечеству, помогает народу
в его исторических свершениях. Народ
ждет, что наши писатели и поэты, деяте-
ли искусства скажут евое слово. и здесь,
что они создадут яркие высокохуложествен-
ные произведення, вхохновляющие на те-
шение великой сталинской программы тод-
чннения сил природы разумной. воле чело-
вега в интересах всего человечества. °

вые ° работники института — академик
 А. Бочвар, член-корресповлент Академии
наук СССР Д. Чижиков, действительный

Белорусской ССР
доктор технических

член Академии наук
профессор С. Губкин,
ваук С. Кишкин.

Металлургическим заводам, имеющим
доменные ‘пени, институт’ разошлет в бли-
жайшее время’ научный сборник под  на-
званием «Унифицированные методы  хими-
ческого анализа колошниковой пыли». Ра-
бота эта выполнена по просьбе Ново-Та-
гильского металлургическо!о завода.

Для центральной лаборатории Магнито-
горского металлургического- комбината `ин-
ститут экспериментально разработал в ми-
нувшем году методы химического анализа
заводских
рас-
пред-
методов
академик

агломерата. После проверки в
условиях эти методы также будут
пространены ‘на металлургические
приятия ‘страны.  Унификацией
химического анализа руководит
Э. Брицке. sce et ae

Ранее были выпущены сборники по хи-
мическому анализу чугуна, стали, ферро-
сплавов, кокса, огнеупорных материалов,
известняков, железных и Марганцевых руд.

КИЕВ. (Наш «орр.). Серия книг «Кол-

Они используются в повседневной дея-
науч-   тельности заводских лабораторий.
«КОЛХОЗНАЯ БИБЛИОТЕКА»
А. Фадеева — «Разгром», П. Павленко —
«Счастье» и Д. Фурманова — «Чапаев»,

хозная библиотека», выпускаемая Украин-
ским издательством художественной лите-
ратуры, пользуется большой популярностью
среди колхозников.

За 1948 год вышли из печати десять
книг этой серии, общим тиражом 900 ты-
сяз экземпляров. Среди них — избранные
произведения Н. Гоголя, Л. Толстого, М.
Горького, И. Котляревского, М. Коцюбин-
ского, И. Франко, Леси Украинки, книги

Более   миллиона 250 тысяч книг на
украинском языке получат колхозные биб-
лиотеки в 1949 году. Будут выпушены из-
бранные произведения A. Пушкина, Т.
Шевченко, Н. Некрасова, В. Маяковского,
‚«Поднятая ‘пелина» М. Шолохова, «Белая
береза» М. Бубеннова, «Дорога свободы»
Г. Фаста и другие.

семикаракорсвой средней

Партия, района. Ростовской областа — самый жи-

№ 4 (2491) °

Заметки. -
о сельской
школе

у

Из окон двухэтажного ‘здания  сальской
средней школы видна степь. На пологих
стенных холмах ‘тускло светятся дальние
стерни, чернеют чуть тронутые инеем поля
зяби. На склонах холмов, на гребнях 0в-
рагов, на магово-свинновых, как’ небо,
прудах медленно. плывут лиловые Тени
НИЗЕНХ ЗИМНИХ облаков... =

Сальекая степь-нескудеющая житнина
страны, гордость советского Дона, один из
его богатейших зерновых районов, Огром-

ным городом раскинулея тут знаменитый

зерносовхоз «Гигант», ежегодно ‘сдающий
государству миллионы пудов хлеба; сотни
работников совхоза и сальских . колхозни-
Ков, опытных мастеров урожая, награ-
ждены орденами и медалями, многие уло-
стены звания Героя Социалистического
Трула.

Но... попытайтесь спросить у снующих
вокруг вас школьников 0 сложной и пре-
красной жизни шиеничного или ржаного
зерна, о работах Лысенко, о целях отда-
ленной гибридизации, о том, например, как
очистять рожь от спорынви. Увы!=—в луч-
шем случае сальский школьник ответит
вам нечто примитивное, невнятное, скуч-
ное, как невыученный урок.

«Этого в программе нет», «атого нет в
учебнике», —скажет вам учитель.

В словах учителя будет известная доля
правды, потому что ни в школьных про
граммах, ни в учебниках «этого» действи-
тельно нет. По ‘своему содержанию учеб-
ники не могут привить ученику сельской
школы горячую любовь К колхозной земле,
К труду на нолях, к саду, к пасеке.

Именно поэтому сальская средняя шко-
ла, насчитывающая шеетьест учеников, в
течение шести последних лет не подготови-
ла ни одного человека, который постунил
бы в сельскохозяйственный вуз.

_ То же самое вы вотретите и в станице
Развильной, где рядом со школой располо-
жен один из самых передовых колхозов
Дона—«Первое мая». Такая же картина в
школе, которзя
никак не могла развернуть работу на
пришкольном участке из-за того; что этот

участок не быт огорожен. Школе помогает
1 ее шеф-—Семикаракорский

плодоовощный
с08х03: он вопахал и засеял кукурузой и
арбузами школьную землю, а пололи эти
поля... уборщицы школы.

(танипа Кочетовская, Семикаракорского

Бописный уголок Дона. Окруженная лесами
и реками, она утопает в зелени. ваноград-
ников, фруктовых садов. В бескрайной
речной пойме, распростертые до голубых
холмов Донца, красуются тут заливные
луга с сеноугодьями, поздними огородами,
десятками кишащих рыбой озер.

В станице Кочетовекой есть  нонолная
средняя школа, в которой учителя рабо-
тают по двадцать-триднать лет. Вокруг

каждого из станичных домов зеленеет ви-

ноградник, благоухают цветы. светлеют
выбеленными стволами яблони, груши.

Взгляните, однако, на школьный BoD!
Он представляет собою унылый, истоптан-
ный козами истелятами пустырь.

Сейчас в школе учатся 243 ученика.
Все они — дети колхозников и рыбаков.
Это их отны и матери боролись весной с
яростным ‘донским паволком, заливающим

‚посевы озимой ншенины. Это их братья и

сестры получили в 1948 году на колхоз-
ном участке около сорока тонн. выеокосорт-
юго винограда, получили премию за кон-
ское поголовье, дали району чистейшие се-
мена сладкого лука, огурцов, помилоров.

Поговорите е учениками  кочетовской
школы. Спросите их, что такое казарка?

Е : я
Двое-трое, пожалуи, ответят вам. что ка-

зарка-—дикий гусь (есть такой!). но ни
один не скажет. как много вреда колхоз-
ным садам принее жук-казарка,  истачн-
вающий плоды ‘яблони, славы. терна.

„Я много раз беседовал с кочетовскиуи
учителями. Это хорошие советские люди,
опытные методисты, но они: оторваны от
жизни своего. района и не ‘понимают. в
чем может заключаться живая связь ко:
лы, 6 Колх9зом. Вочетовекий колхоз, не имея
своей’ хаты-лаборатории, за восемь кило-
метров возит семена; чтобы проверить их
на вохожесть. А директору школы Федору

NNN ILL NN RIL Lt AAA A ALAA ALAA NASAL SS, IN Nap, SPP PAP APRIL LOL RPP SPP PPP PAP APP PP Ц Ц

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА. Т
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР _*

ПРОЛЕТАРИИ. ВСЕХ` СТРАН; СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Среда, 12 января’ 1949г.

>!
° Виталий ЗАКРУТКИН

* -

Ивановичу Давылову невдомек, ‘что эту
простую, полезную и увлекательную рабо-
ту могли бы выполнить школьники.

На мой вопрос, почему ученики не
работают на пришкольном участке, Фе-
дор Иванович резонно ответил:

— У нас нет ни лопат, ни
бюджетом оци не предусмотрены.

Ссылаясь на. отсутетвие лопат, Федор
Ивановну прав только отчасти. Для того;
‘чтобы привить швольнику любовь к родно-
му колхозу, воспитать в нем поэтическое
отношение к труду на свободной земле,
нужна не только лопата. Прежде всего
нужно горячее, ’беспокойное, благородное
желание педагога. А уж лоната как-нибудь
найдется! Ее можно «предусмотреть бюд-
етом». :

В связи с этим мне припомнилея один
пемаловажный разговор.

Бак-то летом мы с председателем коче-
товского колхоза Андреем Петровичем Не-
Лидиным после работы на участке воз-
вращалиеь в станицу. Добрые кони напря-
мик бежали по разнотравью лугов.

Широко вздохнув, Андрей Петрович ска-
Snes” : ine

—— Нривольные у нас меета, п жалкую
я, что дело одно никак мы не можем одо-
леть...

— Ranoe дело? — спросил я.

—— Жалко мне, что наша школа смену
нам не готовит. этак мы, чего доброго, без
кадров скоро останемся. Дело ведь идет к
тому, что у нас каждый звеньевой должен
образованным человеком быть: химию
знать для разных удобрений, в машинах
разбираться, в этой самой  травопольной
системе хозяином быть,

— Правильно, — согласился я.

— Ну вот. А наш станичный мален ках
в школу пошел, так, считай, его будто но-

тяпок, а

езого хозяйства, о будущих

жом от колхоза отрезало — за семь тодов
забывает в школе даже и To,
батька да мать в поле учили.

Очевидно, нам всем стоит веерьез по-
думать о том, что означают эти. торькие

слова председателя колхоза: He pee юноши:

довушеьн, окончив семилетнюю школу,
@ухут учиться дальше. Но подготовила ле
их школа для работы в колхозе? Речь идет
о большом завтрашнем дне нашего сель-
тружениках
новой коммунистической эпохи, о широком
воспитании советских людей. Речь идет о
выполнении заветов великого. Ленина.

В. И. Ленин много раз указывал на то,
что наша школа должна быть неразрывно
связана с жизнью: «Мы не верили бы уче-
нию, васпитанию и образованию, говорил
он,—если бы оно было загнано только в
школу и оторвано от бурной жизни».

Больше того, Фенин прямо говорил:
«...нельзя себе представить идеала булу-
шего общеетва без созлинения обучения с
производительным трудом молодого поко-
ления: ни обучение и образование без про-
изводительного труда, ни производительный
труд без параллельного обучения и образо-
‘вания не могли бы быть поставлены на ту
высоту, которая требуется ° современным

уровнем техники и‘ состояния научного
знания». - . ee ees
Hspecrusie’ pemenua Ih BRII(6) o moze
‚много раз подчеркивали залачу итти впе-
ред «по пути соединения школьного ‘обу-
‘чения в производительным трудом и обще-
ственной работой».
Ищущий, думающий,  самоотверженяо
работающий советский   учитель

С eae ae ee aon

е к колхозной жизни!

чему его

хороший колхозный бригадир,

к.

которых. были и: нервокласеники, учитель

`Баклыков в процессе ведения школьных

занятий обработал десять гектаров. колхоз-
ной земли и получил исключительный уро-
жай—36,18 центнера с гектара.

Такая работа ведется н в козычевекой
школе Курской области, где ученики вы-
ращивают на школьных делянках прекрас-
ный картофель, и в петрэвекой школе Яро-
славской области, где маленькие‘ огород-
ники уже получили со своих учаетков це-
лые коллекции фасоли и помидоров: в на-
зарихинской школе Владимирекой области
издавна, например, укрепилаеь хорошая
традиция: каждый поступающий в школу
должен посадить дерево и ухаживать зА
HUM на протяжении всех лет’ своей учебы.

И тем не менее повседневная  органи-
ческая связь сельской школы с колхозным
производством еще не стала у нас важней-
щим учебным принципом школьной работы.

В 1941 году М. И. Калинин говорил по
этому поводу следующее:

«Мне кажется, что в наших школах
слишком, если можно так выразиться,
обинтеллигенчивают людей. Обинтеллиген-
чивают не в интеллектуальном смысле, а
В том смысле, что изнеживают ребят и не
приучают их ценить физический труд».

В сожалению, с тех пор как были произ-
несены Эти слова, положение мало изме-
нилось. И в Министерстве просвещения, н
в Академии педагогических наук, ив
местных органах народного образования

товарищи, очевидно, попрежнему полагают..

что связь сельской школы с колхозом мож-
но рассматривать как некое необязательное
«дополнение» к учебным занятиям,
«<внешкольную работу», которая может вы-
разиться, например, в форме экекуреион-
ного посещения колхозной конюшни с па-
раллельным чтением рассказа «Гнедко»!
Сельская школа, воспитывающая десят-
ви миллионов детей, готовяшая, по выра-
жению А. С. Макаренко, кадры для наших
‘исторических нятилеток, не может доволь-
ствоваться проведением отдельных разроз-
ненных «опытов» на пришкольных yua-
стках. Она должна в пронесее учебно-про-
изводетвенной работы вооружить учащихся

системей прантичесних знаний, необходи-.

мых для выполнения тех задач, которые
поставлены партией перел сецналистиче-
ским земледелием.

Замечательный ученый нашей эпоха
Н. В. Мичурин прямо и резко нисал о том,
что «великое будущее всего нашего есте-
ствознания—в колхозах и совхозах».

Соратник и последователь Мичурина
Т. Д. Лысенко в письме к нкольнивам
точно определил задачи сельской школы:

«В своей работе, писал он, —евяжи-
тесь с хатами-лабораторнями. Вместе с
ними ведите  исследовательскую работу.

Школьная земля должна стать опытным
участком. Овладевая. наукой, усердно ра-
ботая, боритесь по-большевистеки за вы-
сокие, сталинские урожаи...»

Экскурсией в конюшню или изучением
дятла этой задачи не выполнишь. Тут
нужна серьезная, строго продуманная,
ясно очерченная школьной программой ра-
бота, и она не может быть «дополнением»
к учебному процессу, а должна органи-
чески слиться с ним.

В том, что наши сельские иколы еще
по-настоящему не связаны с колхозным
производством, в одинаковой мере повинны
п органы народного образования и органы
управления сельского хозяйства. Районный
и Колхозный агрономы ‘еще. не стали у
нас активными участниками учебно-произ-
водственного процесса в сельской школе, а
звеньевой
или вомбайнер не приходят в школу как

Находит   мастера-практики и не учат ребят своему

пути для того, чтобы ‘претворить в жизнь   замечательному мастерству.

великий ленинский завет и воспитать ис-
тинных строителей коммунистического #б-
шества. В тысячах наших школ совер-
тается работа; замечательные результаты
которой видны уже сегодня. —

Весною этого года молодой учитель-ком-
сомолец Василий Баклыков. работающий в
деревне уринке, Нодунского района, Ве-
меровекой области, был удостоен высокого
звания Героя Социалиетического Труда. С
двадцатью тремя евоими учениками, среди

`МИЧУРИНЦЫ-СТУДЕНТЫ

М. И. Валинин говорил:

«Государство, народ доверяют. учителям
детей, т. е. людей в таком возрасте, когда
на них легче всего оказывать влияние, до-
веряют им выращивание, развитие, фор-
мирование молотого поколения, т. е. свою
надежду и свое будущее. Это — огромное
доверие, которое возлагает на учителей ве-
ликую ответственность».

Великую ответственность возлагает это и,
на всех нас.

В Московском университете проходит зимняя

Rak  -

экзаменационная сессия На эвзамевы в числе
других студентов пришли 50 молодых мичу-
ринцев — студенты-нервокуреники биологиче-
кото факультета. Этн юноши и девушки были
привяты в университет 31 августа 1948 rona
в порядке дополнительного набора. Вее они ра-
нее были участникамв школьных мизуринеких
кружков, юными натуралистами, опытниками,

Вот молодой колхозник Нетр Заплатин. Его
отец погиб на Фронте в голы Великой Отече-
ствегной войны. Мать по сей день работает
в колхозе «Пролетарий», Варнавинского района,

‚ Горьковской области.

В своем заявлении на ймя ректора универси-
тета Петр Заплатин писал: «Благодаря помощи
колхоза я в 1948 году окончил среднюю школу,
Колхоз послал меня учиться в Москву, зная,

‚ что я мечтаю стать ботаником».

Сейчас студент 1 курея Алексей Сивюхин —

председатель униврёрситетекого  дарвиновско-
мичуринского кружка, 4
На одном из заседапий кружка Синюхин

выступил ©’ докладом «Советекий творческий
дарвинизм — новый этап в биологической нау-
ке». Доклады, посвященные работам Ларвина,
Тимирязева. Мичурина. Лысенко,
другие члены кружка. «Теория стадийного
развития Т. Д. Лысенко» — тема реферата сту-
дентки К. Данович; о жизни и деятельности
великого преобразователя природы И. В. Мичу-
рина ‘сообщил студент В; Кошевой: ‘© продол-
жателях дела Мичурина в области плодовол-
ства доложила студентка К, Патикрестовская.
Петр Заплатин избрал для` своей первой квур-
совой работы сложную тему: «Учение И. В.
Мичурина о воспитании сеянцев»,

На снимке: декан биологического факультета
Московского университета академик И. Пре-
зент (в центре) ‘беседует. со студентами мичу-
ринекого пополнения. Слева направо: 0, Сапож-
никова, М, Пушкарева, М. Карпинская. А, Си-
нюхин, И. Заплатин. ` ;

Фото Е, Тиханова.

сделали -и`-

Музей-усальба
Н. А. Некрасова

В селе Карабиха Ярославской области
9 января открыт мемориальный музей Н. А;
Некрасова: Музей, находится в усадьбе позэ-
та, восстановленной по решению Совета
Министров ОСЕР:

Село Карабиха имело болышное значение
в жизни и творчестве Некрасова. Он при-
езжал в Карабиху из Петербурга и напиз
сал здесь стихотворения «Дедушка», «Рус-
ские женщины», «Современвики», работал
над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».

В Карабихе сохранились все постройки
усадьбы, сад, личные вещи Некрасова —
‚мебель, ружья, книги. Постройки сейчас
восстановлены, территория усадьбы’ приве-
дена в порядок. В десяти залах второго
этажа главного здания разместилея лите-
ратурный отдел музея. В нем собран ма-
териал, показывающий жизнь и творчество
великого поэта. \

1700 экспонатов музей получил из других
городов страны. Инетитут литературы: Ака-
демни наук СССР прислал лва бюста Не-
красова, серию его портретов, ряд картин.
Из Ростова’ получен почти полный комп-
лект журналов «Современник» и «Отече-
ственные записки» за все тоды издатель-
ской деятельности Некрасова,

`В советском отделе музея показано, как
живет сейчас колхозная деревня, Особое
внимание уделяется показу богатого кол-
хозного села Рыбницы, в котором много
раз бывал поэт:

На открытин музея, которое прошло в
торжественной обстановке, присутствовали
многочисленные гости из окрестных колхо-
зов.

Ее

Оливковые рощи
Средней Азии.

На лесятки километров раскинулось В
Ашхабадской области Месарианское плато.
Оно’ всегда залито палящими лучами
солнца. Это, пожалуй, единственное в на-
шей стране место, где бывает самая боль-
maa сумма активных (теплых) температур.
Земли с таким климатом прелставляют
большую ценность. К сожалению, почва
Месарианского плато обильно  засолена,
поблизости нет запасов и для орошения.

Перен Научно-исследовательским инсти-
тутом сухих субтропиков была поставлена
задача — полобрать культуру, которая бы
могла успешно развиваться в этих клима-
тических условиях. М ученые ‘нашли ее.
Это — маслина. ‹ Небольшое дерево, ©
вечнозеленой листвой, нетребовательное К
почвенным условиям.

Размножение маслины в новых районах
нужно было проводить семенами, чтобы
создать свой, новые. формы, приспособлен-
ные к условиям Средней Азии. Научные
работники В. Чихлалзе, Г. Озеров; Н. Чи-
реватенко и С; Каменкович встретились с
серьезными трудностями. :

Маслинё принадлежит ‘к числу лолго-
летних растений. Посеянные семена всхо-
дят на второй год, дерево энергично пло-
доносит только в возрасте 25—200 лет, а
живет оно LO тысячи лет. Чтобы вывести‘
путем селекции новые ‘фастения, потребо-
вались. бы десятилетия, На помошь
пришла мичуринская ваука. Ускоренным
методом были вывелены болев совершен-
ные сорта маслины. Каждое дерево на де.
сятом году роста стало давать по 809—100
килограммов. плодов, в три-четыре раза
больше, чем у себя на родине. Среднеёазиат-
ские. сорта маслины содержат ло 40 про-
центов цезного оливкового масла. ;

На Месарианском плато возникли ныне.
оливковые рощи колхозов Кизыл-Атрек-
ского и Гасан-Кулаяйского районов, opra-
низовав совхоз оливковых деревьев.

Советские ученые в кратчайший срок pe-
шили проблему выращивания масливы на.
землях Средней Азви. i

_——_ _.__

По Советскому Союзу
ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

$ Москва. 500 театров страны ведут
‘подготовку к Всесоюзному смотру спектак-
лей на современные советские темы. Смотр
будет проходить с 15 апреля по 15 мая и‘
завершится большой всесоюзной творческой
конференцией.

Ф Киев. Большим ’ литературно-музы-
кальным вечером отметила общественность
столицы Украины 150-летие со ‘дня выхода
в свет классического произведения укра-
инской литературы — ‘поэмы «Вергилиева
Эненда» И. Котляревского. На вечере в
докладом выступил ‘лауреат Сталинской
премии поэт Андрей Малышко,

`Ф Ленинград. Свыше 25.000’ лёкций ва

политические, сельскохозяйственные и
культурные темы было прочтено в сель-
ских лекториях Ленинградской ‘области. в
1948 году. В работе лекториев принимают
участие виднейшие ученые Ленинграда и
более 1.500 лекторэв-общественников

% Николаев. Тысячи колхозников Нико-
лаевской области подписались в этом году
на периодические издания. B колхозах

-«Красный партизан», имени ХУТ парткэн-.

ференции и других сельхозартелях Ново-
Бугского района на каждую  колхозную
семью в среднем выписано по две газеты.

$ Тбилиси. Выездная научная сессия
Института виноградарства и виноделия
Академин наук Грузинской ССР состоялась
в колхозе «Моцинаве» Телавского района.
В работе сессий активное участие приняли
‘опытники-мичуринцы.

Ф Таллин. Закончился первый в Совет-‘
ской Эстонии смотр народных домов. биб-
лиотек и музеев. Сейчас в селах и дерев-
нях республики работают более  650’народ-
ных домов, 780 библиотек, десятки музеев.

Ф Ашхабад. Областные совещания моло-
дых писателей и поэтов’ состоялись” в го-
родах Мары и Чарджоу. На совещании в
Мары с докладом о развитии туркменской
советской литературы выступил поэт.Дур-
ды Халдурды.

$ Грозный. Около ста стахановцев и ру-
ководящих работников  нефтепромыслов
Грозного являются заочниками Азербай-
джанского индустриального института име-

ни Азизбекова, Среди заочников — рабочий

треста «Ташкаланефть» Рябис,. начальник
установки „Ляпина, работник отдела геоло-
гии треста «Старогрознефть» Заболотный и
другие.

$ Орехово-Зуево. Более 32 окрестных

колхозов будет обслуживать вступивший в

строй радиоузел деревни Савино. С вводом
в действие этого радиоузла завершена ра-
диофикация Орехово-Зуевского района
Московской области.