Великий принцип
большевистской .
партийности

Историчеекие постановления ЦК ВКП(б)
® литературе и искусстве сыграли решаю-
щую роль в новом под`еме советской лите-
ратуры. Благодаря направляющему руко-
водству партии достигнуты успехи в раз-
личных жанрах нашего искусства и лите-
ратуры — в прозе, пбэзии, драматургии и
хинодраматургии. в

Постановление Центрального Комитета
партии о журналах «Звезда» и «Ленин-
град», четко определившее роль ‘и место
журналов в’ идеологической работе боль-
шевистекой партии и еоветекого госуда-
ства, оказало благотворное влияние на
наши литературно-художественные  жур-
налы. Их редакции улучщили свою работу,
стали строже’ относиться к печатаемому
материалу, больше заботиться 0  вы-
сокои  идейном качестве и  художест-
венных AOCTOMHCTBAX публикуемых про-
изведений. Это пювыенло роль журна-
зов в деле ‘воспитания мас в ком-
мунистичееком духе и ‘их авторитет у ши-
роких кругов читателей.

Однако не: все журналы извлекли над-
лежащие уроки из постановления о жур-
налах «Звезла» и «Лепинград». Централь-
ный Комитет ВЁШ(б) в порядке проверки
выполнения этого’ постановления  заслу-
шал отчетный доклад редколлегии журна-
ла «Знамя» и принял всвязи с ‘этим по-
становление, в котором отмечается, что pe-
дакпия журнала «Знамя» не справляется
с возложенными на нее задачами и в сво-
ей работе допустила ряд серьезных оши-
бок.

В 1948 году журнал «Знамя» снизил
ндейно-художественное качество’ публикуе-
мых материалов и напечатал ряд идейно
порочных и неполноценных в  художест-
вениом отношении произведений.

Вруцной ошибкой журнала явилось
опубликование повели Н. Мельникова
(Мельмана) «Редакция», искажеаощей  05-
лик работников нашей фронтовой печати,
возвеличивающей образ военного преступ-
пика. В повести «Двое в степи» 9. Каза-
кевич морально оправдывает  тягчайшее
преступление труса,  приведшее к гибели
«воинской части. Лишены жизненного прав-
доподобия, построены на вымученных пеи-
хологических домыслах. заимствованных из
образцов унадочной буржуазной литерату-.
ры, раесказы Ю. Яновекого «Сердце вра-
ча», «Слепое счастье». Редакция ие  на-
правляла внимание поэтов на ‘боевые темы
современности. в способствовала уходу He-
которых поэтов в узкий мирок своих
индивидуалистических переживаний.

ЦЕ ВКП(б) отметил, что опубликование
подобных. проязведений свидетельствует ©
неправильной линии, проводившейся в по-
следнее время редколлегией журнала «Зна-
мя». «Редакция отступила от принцица
большевистской партийности литературы,
забыла, чта литература является могучим
средстВом/ ндейного ‘воспитания советского
народа пренебрегла жизненной правдой и
предоставила страницы журнала произве-
дениям, авторы которых, изображая людей
отсталых и неполноценных, иревозносиля
и превращали их в героев».

Особо отмечено в постановлении  Цент-
рального Комитета партий неудовлетвори-
тельпое состояние в журнале литературно-
критического отдела. Уровень публивуе-
мых в журнале статей ‘низов, нередки
ошибочные оценки литературных ‘произве-
дений, что дезорнентирует писателей, еби-
вает их на пеправальный путь. В статье
B. Костелянца о романе В. Пановой «Кру-
жилиха» высмейраетея правильное и ебте
ственное желание советских читателей ви-
деть герояма нашей литературы полноцен-
пых, духовно злорбвых людей. Литератур-
ных героев, лашенных каких-либо черт
идейной ущербности, автор презрительно
именует «тлалко  выутюженными».
статье ВБ. Рунина о романе Г. Коновалова
«Университет» идеологическая выдержан-
ность героев романа, представителей  пе-
редовой советской науки, осуждается. как
признак их умственной ограниченности,

Журнал не ставил насущных вопросов
‘общественной и литературной жизни стра-
ны, елабо способствовал разоблачению бур:
эжуазного космополитизма, не вел активной
борьбы с формализмом и натурализмомо в
‘литературе.

Центральный Комитет партий указал на
т, что самая практика работы, редколле-

а МАИ

в жизнь, горячо поддерживая в ней  повое,

тии была Hempa-
вильной. Редакция
опиралась на y3-
кую группу кри-
тиБов,  ухудшияз
работу с asropa-
ми, неряшливо ре-
дактировала руко-
‚ писи. В редакции
отсутствовали кри-
` тика и самокри-
тика, царили  самоуспокоенность и бла-
годушие. Сигналы 0 серьезных  идео-
логических ошибках в публикуемых жур-
налом произведениях игиорировались.

Ошибки журнала «Знамя», — говорится
в постановлении, -—-= являются также
следствием слабого руководства рз-
дакцвей со стороны секретариата Союза со-
ветеких писателей CCCP.

Центральный Комитет партли признал
работу релколлегии журнала «Знамя» в
1948 roxy неуловлетворительной, ‘принял
решение о ве укреплении и предлежил ред-
коллегии и секретариату ССИ устранить
нелостатки и ошибки в журнале.

«ЦК ВКП(б) считает важнейшей зада-
чей редколлегии журнала «Знамя» 0б’еди-
нение вокруг журнала видных советских
писателей, литературных критиков и пуб-
лицистов, способных выправить линию
журнала, поднять его идейный и художеет:
венный уровень, активно отстаивать в
творческой работе принципы большевист-
ской партийности::

На страницах журнала должны публи-
коваться произведения, правдиво и ярко
отображающие жизнь в ее реролюционном
развитии, раскрывающие новые высокие
качества советских людей — строителей
коммунизма».

Цостановление о журнале «Знамя»
новое свидетельство  неустанной заботы
партии и товарища Сталина о судьбах и
благородном назначении советской ли-
тературы. Это постановление имеет прин-
цициальное значение для творческой ра-
боты всех советских литераторов. Hopog-
вая практика журнала «Знамя» - наглядно
показала, как забвение главного — боль-

—

шезистекой  партийности — неизбежно
приводит к беспранципности, к групнов-

шине, к активизации деятельности ‘явных
и екрытых апологетов реакционных ли-
тературных «школ», 3

В великом  принцине большевистской
партийности—основа творческой мощи co-
веткой нитерзеуры, Верность stony
ленинско-сталинекому принципу,  после-

довательное проведение в жизнь указаний
Центрального Комитета партии —- залог
успешного развития нашей литературы, на-.
шего искусства.

06 этом свилетельствуют также итоги
недавно закончившегося пленума  правле-
ния Союза советеких писателей, на кото-
ром обсуждалось состояние армянской, ла-
тышекой и казахекой литератур, а также
состояние драматургии и кинодраматургии.

Успехи, имеющиеся в этих областях, до-
етигнуты исключительно благодаря © TOMY,
что передовые драматургн, сиенаристы,
деятели театра и кино ‘в своей творческой
рабите  убежденно и сознательно сле-
довали указапнам партаи. Однако, как
правильна указывается в решениях  вле-
нума, положение в современной драматур-
гиц все еще неудовлетворательно, & успе-
хи советской кннолраматургии лалеко ве
достаточны. Их отставание сейчае—-главный
тормоз в дальнейшем  под’еме
театралькой кулётуры а виноискуества.

Важнейшей причиной отставания драма-
тургия и ‘кинодраматургия попрежнему’ яв-
ляется недостаточная связь писателей с
современной жизнью, с повеедневным тру-
дом рабочих. колхозников, интеллигенции.

Пленум призвал писателей страны
созданию идейного, высокохудожественного
репертуара наших тезтров и новых, нуж-
ных народу произведений  кинодраматур-
ГИ, Cae
`Неуклонно следуя принципу  больше-
впетской нартийности, емело вторгаясь `В

коммунистическое, пичуя- пережитки, - ме-
шающие иттн вперед, ведя’ решительную
борьбу с формалистической, эстететвующей
критикой, © низвопоклонетвом перед бур-
жуазным Западом, советские писатели, Apa-
матурги, деятели театра и кино создалут
новые произведения, правдиво и APKC OT-
ображающие жизнь в ез ревелюционном
качества советских людей, строящих пох
руководством партии Ленина— Сталина
коммунистическое общество.

Выше знамя большевистской партийно-
сти в советской литературе!

Выдвижение кандидатов на Сталинские премин

Сегодня заканчивается прием работ на’
соискание Сталинских. премий за 1948 гол.
Более месяца Комитет по Сталинским
премиям в областв науки и изобретатель-

ства при Совете Министров CCCP приви-
мал для рассмотрения научные труды,
опубликованные в конце 1947 года и в

1948 году, а также описания изобретений
и коренных усовершенствований методов
производственной ‘работы, реализованных в
народном хозяйстве в минувшем году.

Десятки научных учреждений, высших
учебных ‘завелений, министерств и общест.
венных организаций выдвинули кандидатов
ва Сталинские премии. В комитет уже
поступило. более 300, работ. Ови получены
из Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси,
Баку, Ташкента, Петрозаводска, ‘Львова,
Грозного, Сталино, Харькова, Томска и
многих других горолов страны,

Работы представили. Академия наук
СССР, Академия мелицинских наук СССР,
Академия архитектуры СССР, Акалемии
наук союзных республик, Московский, Jle-
нингралский, Саратовский, Карело-Финский,
Тбилисский и Одесский университеты, ми-
нистеретва’ сельского хозяйства, здраво-

охранения; пищевой промышленности, рыб-
ной промышленности, ВЦСПС, многие” на-
учно-исслеловательские институты. :

Большой приток трудов, прелставленных
на соискание Сталинских, премий, свиде-
тельствует о том, что в прошлом году со-`
ветские ученые, инженеры, новаторы про-
изводства и сельского хозяйства  выполни-
ли большое число работ  первостепенного
значения.

На будущей неделе созывается пленум
Комитета по Сталинским премиям в обла-
сти ‘науки и изобретательства. Пленум
утвердит состав 16 секций, которые пред-
варительно рассмотрят поступившие прел-
ставления. В заселаниях секций примут
участие виднейщие деятели науки и тех-
HUKH. :

#

Сегодня заканчивается также прием
представлений на Сталинские премии за
произвеления искусства ‘и литературы,
опубликованные ‘или исполненные в коние
1947 года`и в 1948 rony.

Пленум Комитета по’ Сталинским пре-
мням в области искусства и литературы
откроется 17 января.

Сборник о заводе

Летом. нынешнего года исполняется сто
лет старейшему русскому заводу «Красное
Сормово» имени А Жданова.

В связи ©. этой датой секретариат Сою-
писателей принял рещение
о созданий  лигературно-хуложественного
сборника, ‘посвященного = революнионному
прошлому ‘завода в его славным сегодняш-
ним делам. История завода связана с име-
нами выдающихся пеятелей партии больше-
виков А. А. Жданова и А. С. Щербакова.

за советских

„Красное Сормово“

Сборник составят очерки и рассказы о лю-
дях завода, передовых методах. производ-
ства, применяемый на «Красном Сормове».

К созланию оборника привлечены ниса-
тели Б. Галин, М. Златогоров, Э. Каза-
кевич, Т Леонтьева, А. Марьямов, Л. Ни-
кулин, Ло Славинои другие,

В редколлегию сборника вошли М.  Зя-

мина, Вс, Иванов, В. Костылев, Л. Кулре-

ватых, Г. Николаева, А. Чаковский, (глав-
ный редактор), А, Шестериков, А. Яковлев.

‚занимает

советской

в.

1 научной нысли. Руководствуясь

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ

ыы

é

_ Наука и люди науки старой Расеин
большей частью были отделены глухой
стеной равнодушия лаже от так называе-
мого интеллигентного слоя общества. Ни-
кто в огромной стране не знал и не хотал
знать, что творится в академических сфе-
pax. Да и сами ученые между собой были
разделены кастовыми перегородками узких
специальностей: филолог не интересовался
работой биолога, историк подчас даже не
подозревал о’ существования крупнего фи-
зика, если только они не были знакомы

‚ домами или не разговорились в вагоне

поезла, как это произошло
героями чеховского рассказа
первого класса»,

«Все эти русские мореплаватели, хими-
ки, физики, механики, сельские  х03я-
ва — популярны ли они?» — с гневной
горечью восклицает герой рассказа талант-
ливый инженер, узнав. что вагонный спут-
HUG Никогда He елышал его фамилии. А
тот, в свою очередь, конфузляво спралги-
вает, слыхал ли он 0 некоем Пушкове:
«Это мол фамилия. Стало’ быть, не знае-
те?! А я уже тридцать пять лет состою
профессором одного из русских универеи-
тетов... Член Академии наук-с... Неодна-
кратно печатался...»

Этот расслаз веномнил в 6в0ем выступ-
лении один из участников сессии Акаде-
мии наук СССР, состоявшейся на-днях в
Ленинграде. Сессия эта была посвящена
истории отечественной науки и, как все
научные с’езлы в нашей стране, прошла
при большом и всеобщем внимании к ee
повседневной работе. Советские люди
любят и ценят свою науку. Они хоро
знают своих выдающихся ученых, следят
за их успехами. То, что в течение сми
дней происходило в академических залах,
где собрались виднейшие деятели нашей
науки, живо интересует советских людей.
За эти вемь дней на общих собраниях п
заседаниях отделений было прочитано
более 50 докладов. Физики, химики,
философы; биологи, математики, филологи,
представители других областей науки
сообща обсуждали насущнейшие вопросы
изучения истории отечественной науки,
расемотрели и’приняли план работы на
ближайнгие голы,

Невозможно в одной статье дать подроб-
ный 0630р этой научной недели — одво
простое перечисление названий  допладов
несколько. страниц печатного
текста. Но было бы неправильно“ ограни-
читься отдельными случайными зарисов-
ками. В этом крупнейшем события нашей
культурной жизни интересе прежде всего
представляют содержание и значение про-
деланной работы:

Важнейшей Задачей изучения развития
знаний должно, быть воспроизведение того
диалектического пропесса, который в
сложных перипетиях, в борьбе и сменах
мировоззрении п взглядов; приближая че-
ловечество к истине. Другая важнейнтая
сторона изучения истории отечественной
науки заключается в том, чтобы правиль-
но и по достоинству оценить многие ce
великие открытия. Навсегда должна быть
нскоренена вредная недооценка достиже-

однажды 6
«Пассажир

ний наших ученых и восстановлена HeTO-

рическая правда, показано истинное месту
русской и советской науки в мировой
культуре. Знание истории отечественной

`науки необходимо для нашего настоящего

и для нашего будущего.

Начатая в последние годы
изучению отечественной науки еще дале-
во не раскрыла всего богатства человече-
ских знаний. накопленных в нашей стра-
не. Пока удалось о только приоткрыть
завесу, созданную нерадивыми, пристраст-
вым  люльми, — нерадивыми к своему
национальному духовному богатству и с
усердием  поклонявшимися  зужестранно-
му, иногда мнимому. И чем больше мы у3-
наем о богатстве нашего научного. наелед-
ства, тем больше овладевает нами чуветво
глубокой гордости за наш великий народ,
за наше отечество, вылающиеея сыны ко-
торого вложили’ огромный вклад в дело об
щечеловеческого прогресса и создали свою
великую отечественную науку,

Что примечательно в работе’ нынешней
сессии?

Не впервые произносятея полным голо-
com имена гениев русской науки —
Томоносова, Лобачевского, Чебышева,
Менделеева, Ковалевеких, Попова, Тими-
рязева и многих других. Но сейчас е 060-
бенной острой ощутилаеь  преемствен-
ность в развитии русской научной мысля.
Имена этих люлей — не архивные, не
музейные реликвии, Они Наши вечные
спутники, мы A CeMAHA пользуемея пло-
дами их бессмертных трудов си ‘ будем
пользоваться имя завтра. & советские уче-
ные осуществяяют 10, что эти лучшие
люди прошлого н® успели ‘и нё могли за-
вершить. ‘

Сознание того, каким действенным, ка-
кии живым богатством мы обладаем и ках
важно его обнародовать, сделать всеобщим
достоянием, просто и ясно выражено в
словах приветствия, посланного участни-
ками сессии товарищу И; В. Сталину:

«Советский строй впервые в история
слелал доступными ‘народу все духовные
ценности. накопленные человечеством, все
постижения культуры, науки и искусства.
Вам, Иосиф Виссарионович, принадлежит
ипиниатива нирокой разработки петории
Вашими
указаниями, Академия наук СССР ставит
перед собой задачу возможно нолиее осве-
тить историю науки и техники с един-
ственно правильных научных позицай —
е позиций матерналистической дналекти-
ки, возможно шире раскрыть для народа
научные богатства, созланрые прогрессив-
ными деятелями науки и культуры прош-
лого, разоблачить фальсификаторов, иска-
жающах и принижающих роль нзуви и

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
 СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

работа по

>
Л. РАХМАНОВ
>

техники нашей страны в маровой куль-
туре».

Советские ученые, освещая прожекто-
ром материалистической дмалектики ието-
рическое дали, должны = восстановить
истинный путь раззития научной мысли,
отбросить живучие ее взгляды на знаме-
нНиТых деятелей науки только как на вы-
дающиеея личности, парящие над’ толпой.

Эта мысль звучала в большинстве
докладов и сообщений. Сеесия вся пропила
под победным флагом диалектико-материа-
листического учения. Уже первый доклад
академика М. Б. Митина «Роль и значе-
ние рёботы товарища Сталина «0’диалек-
тическом и историческом материализме» в
развитии марксистеко-ленинской филосо-
фии» показал великое значение этого ге-
ниального ‘ труда товарища Сталина,
значение  тиалектико-материалистического
метода для науки — творческой, пре-
образовывающей природу и мир. 0605-
щив все то, что внесли Марке, Энгельс и
Ленин в учение о диалектическом методе
И материалистической теорий, товарищ
Сталин развил это учение на основе но-
вейших данных науки и революционной
практики. Этот труд является подлинной
вершиной — маркоистеко-ленинской  фило-
софской мысли. Каждый новый доклад ©
отчетливой ясностью подтверждал, что по-
ложения товариша Сталина © марксистеком
диалектическом методе и материалистиче-
ской теории послужили могучим оружием
для наших исследователей в их научных
исканиях. Биологи и физики, химики п
лингвисты, геогтрафы и историки, вы-
ступавшие на сессии, одинаково убежден-
но говорили 0 плодотворном влиянии Ha
науку марксистеко-ленинского материали-
стического метода, рождоющего новый под-
ход к привычным явлениям.

Рассказывая о творческом пути выда-
ющегося русского ученого, резко порвав-
шего с установившимиея традициями в
области  языковедческих исследований,
акздемик И. И. Мещанинов в своем
докладе «Роль Н. Я. Марра в отечествен-
HOM языкознании» подчеркнул, Что св06
ученне o языке Марр мог ‘создать только
благодаря диалектико-материалистическому
методу. Он сам назвал свое новое учение
уатерналистическим  языкознанием.

В докладе академика Б. Б. Полынова
«Роль В. В. Докучаева и В. Р. Вильямса
в остествознании и сельском хозяйстве»
было ярко раскрыто творческое примене-
ние Вильямбом маркеиетско-ленинской ме-
‘тодологии к почвоведению и атрономни.
‘Сочетая свод многолетние наблюдения и
пзучение почв с основательным знанпем
власслков маркеизма, Вильяме сумел пра-
Вильно об’яснить явления, порождающие
естественное плодородие почв. Он считает
развитие почвы — сочетанием ирямо про-
тивоположных яваений: синтеза и расна-
да органических соединений, окяелитель-
ного и восстановительного разложения
органического вещества, поглощения 0
испарения влаги и т. д. Босприняв в
усвеив учение великого русского почвове-
да Докучаева, советский ученый
Вильяме развил его на основе марксиет-
ской диалектики н тем совершил большой
шаг вперед в нашем познаний природы.

Необходимо отметить и еше одну важ-
ную мысль, красной нитью прошедшую

через всю работу сессии, Мы уже говори-
между учеными

ли о преемственности
прошлого и нашими современниками. Это
особая, глубоко творческая, активная
преемственность. Наука в нашей стране
совершила качественный скачок, обуслов-
ленный в равной мере и нашим передо-
вым мировоззрением, и особенностями со-
ветского строя. Очень многие научные
открытия и идеи были просто неосущест-
вичы в дореволюнионное время. Тому есть
сотви примеров. Скажем, недостижимость
в те годы гениальной мечты Менделеева о
подземной газификации углей, мечты, уже
neper Отечестренной войной осуше-
ствлявшейсяя в Донбассе советскими
инженерами. Или идея переделки климата

Be

с помощью полезашитных лесных полое,
которую выдвигал Докучаев. Можно при-

‚ вести пример и из облаети наукл, казалось

бы, меньше веего зависимой от социаль
ных условий, — из области математики.

Еели в истории математики дореволюци-
онной Россин мы встречаемся е небольшим
количеством имен, правда, в высшей сте-
пени ‘выдающихся (Лобачевский, Ляпунов,
Чебьинев), то в советекий период перед
нами He одиночки, а целая плеяда талант-
ливых ученых, создавших новые, совер-
шенные методы математического иселедо-
вания, поставивших математическую нау-
ку нашей страны на перзое место в мире.
Это. об’ясняется тем, что впервые в HCTO-
рии человечества двери университетов и
научных учрежлений открылись перед
всей нашей‘ одаренной молодежью. С
другой стороны, научное творчество было
поставлено на фундамент передового фи-
лософского мировоззрения. Математика
испытала Ha cede решающее влияние
марксистеко-ленинской диалектики. Матс-
MOTHER стали смотреть на свою науку,
как на часть общего дела всех советеких
ученых, дела познания материального ми-
ра и его покорения человеком. Эта точка
зрения совершенно. противоположна pac-
пространенному в современной буржуазной
науке формализму и схематилму, стре-
мящемуся оторвать математику от задач
познания действительности, образовать
какой-то соботвенный мир, существующий
лишь в математике и для математики...
«В органическом слиянии чистой и при-
кладной математики, — сказал  член-
корреспондент Академии наук П. С. Алек-
ванхров в своем докладе «0 советской ма-
тематической школе», — я вижу наибо-
лее яркую и философеки значительную,
наиболее принципиальную особенность
советской математики». Нам кажется, что
на этом примере из истории математики
можно видеть преимущества и отличия
советской науки вообще.

Новые черты нашей науки, осббенно яр-
ко проявившиеся в п9беде материалисти-
ческой мичуринской биологии над реак-
ционным учением вейсманизма, каки
каждый шаг нашего пеступательного дви-
жения в области хозяйственного и вуль-
турного прогресса, вызывают у зарубеж-
ной реакции и ее вольных или невольных
слуг от науки ненависть и потоки клеве-
ты. Отдельные зарубежные ученые, пре-
дав интересы подлинной науки и демокра-
тии, клевешут на советскую науку, Ha
нашу страну. На основании пункта 24
устава, за деятельность, направленную
против Союза ССР, сессия единодушно ли-
шила звания членов советской. Академии
английского физполога Генри Дэйла, аме-
риканекого генетика Германа Дж. Меллера
и норвежского филолога Олафа Брока.

*

Ценность и политическая важность
предпринятой огромной работы по созла-
нию истории отечественной науки состоит
B том, ‘Что. давая правдивую и последо-
вательную картину развития знаний в На-
шей стране, любой очерк этой истории ©
железной логикой приводит нас к единет-
венно правильной и вдохновляющей мыс-
ли: сегодняшний день нашей науки ечает-
ливее п духовяо выше вчерашнего, & зав-
трашний булеф еще выше,

Труд по история науки и техники, как
и всякий труд в нашей стране. —коллек-
тивный, подчеркнул B 6806м  заклю-
чительном слове академик С. И. Вавилов.
Широкая ‘и интересная проблема истории
науки, сказал он,  об’единила Ha на-
ших заседаниях представителей  разно-
образных спепиальностей, Оказалось, что
на этом поприше совместная работа физи-
вов, философов. историков, биологов и
других специалистов особенно продуктив-
на и в немалой степени помогает выяене-
нию тех сторон работы, которые затрудни-
тельны для каждого ‘специалиста в от-
дельности:

Хочется думать, что в этот коллектив-
ный труд по истории отечественного зна-
ния включатся и литераторы. Уже мате-
-риалы одной этой сессни, при вниматель-
ном их изучении, дают очень многое для
писателя. В ряду работ о раззватии науч-
ной мысли, 0 великих людях науки, о
творпах ее, прошлого и настоящего, нв-
COMHCHHO, должны найти свое место и

` художественные произведения.

КНИГИ ДЛЯ КОЛХОЗА

К Т0.лети
со дня рождения А. С. Пушкийа

ПУШКИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
СЕГОДНЯ

На территории  Пушкиногорского района
Псковской области, у стен Святогорского
монастыря находится могила А, С. Пушки-
на. В районе расположены села Михайлов»
ское и Тригорское, тесно связанные ¢
жизнью и творчесявом великого ‘поэта.

Эти места оберегаются советским прави-
тельством, как вамечательные памятники
русской культуры. Здесь создан Пушинн-
ский заповедник Академии наук СССР.

В период Великой Отечественной войны
заповедник был варварски разрушен немец-
ко-фашистскими оккупантами. Мотилу по-
эта они густо заминировали и подготовили
к полному уничтожению. Святогорский мо-
настырь, у стен которого расположена мо-
гила, был взорван. В Михайловском разгра-
блены и уничтожены дом-музей Пушкина,
домик. няни поэта и все усадебные строе-
НИЯ.

После изгнания фашистских захватчиков
поднимаются из руин и пепла города и
села Псковской области. Быстрыми темпа-
ми восстанавливается и Пушкинский запо>
ведник:

Еще в 1947 году в Михайловском отстроз
ен домик няни Пушкина Арины Родионов-
ны; недавно возвелезо на старом ‘фувда-
менте здание музея, воспроизводящее  фа-
мильный дом семьи Пушкиных. Здесь ‘в
период ссылки жил и создавал свои
бессмертные произведения Александр Cep-
геевич. Заканчиваются восстановительные ра»
боты в парках Михайловского, Тригорского
и Петровского, а также в Савкино, где на.
месте сожженной деревни вырос о поселок
научных сотрудников и рабочих ваповед-
ника, Укреплен и приведен в порядок мо-
гильный холм. Восстанавливается Святогор-
ский монастырь.

После Великой Отечественной войны. тру-
дящиеся Исковской области возродили тра-
диционное празднование дня рождения по*
эта. б июня 1948 года, в 149-ю годовщияу
со дня рождения Александра Сергеевича,
в селе Михайловском собралось более пя-
тидесяти тысяч челозек. У могилы Пуш-
кина и в парке состоялись митинги. В
Цскове заселала выездная сессия Инети-
тута литературы Академии наук СССР. ©

Ныне идот деятельная подготовка’ К
150-й годозиеине со дня его рождения. Об-
ком ВКП(б) утвердил плен провздечия
празднования.

Как нам сообщил секретарь Исковского
обкома ВКП(б) тов. С. Перминов, в
день 150-летня со пня рождения поэта
в областном драматическом театре имена
А. С. Пушкина состоится торжественное
заседание. В селе Михайловском будет ус-
троено традиционное народное гулянье  #
митинг у могилы поэта. Институт. литера-
туры Академии наук СССР. проведет вы-
ездную сессию в Пскове, К юбилею наме-
чено закончить строительные работы во
всех музейных сб’ектах Пушкинского запо-
ведника, восставовить сады и парки в Ми-
хайловском и Тригорском, оборудовать и
открыть в селе Михайловском вновь пост*
роенный дом-музей Пушкина. Готовится из-
данне серии брошюр о пребывании велико-
го поэта в Псковской области. B библио-
теках и клубах области. организуются пуш-
кинские чтения, беседы, лекции и вечера,
Намечаются массовые экскурсии в Пушкин-
скии заповедник. %

В Пушкинских горах полным ходом. илег
строительство дома культуры; ‘он будет
выстроен к юбилейным диям.

Для дома-музея в Михайловское прибы-
вают экспонаты—мебель, картины, портре-
ты, скульптура, личные веши ` Пушкина.
Большинство экспонатов передают заповед-
нику Институт литературы Академии наук
СССР и Государственный Эрмитаж. В доме-
музее предполагается впервые воссоздать
кабинет Пушкина. В домике’няни готовит-
ся экспозиция «Пушкин и Арина Роднонов-
на». Будут открыты выставки: «История
края» и «Дуэль и смерть Пушкина».

`Рабочие, колхозники и интеллигенция
Псковской области, как национальную ‘свя-
тыню, восстанавливают и оберегают. зано-
велные пушкинские места.

ПСКОВ. (По телефону)

—-—<-——

о Советскому Союзу

ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

+$- Красноярск. Бюро Красноярского край-
кома партин обсулило вопрос в ‘работе с
молодыми‘ писателями. Отметив рост” лите-
ратурных об’единений в Красноярске, Аба-
кане, Минусинске, Канске и Ачинске, бю-
ро. крайкома ВКП(б) рекомендовало соз-
дать такие об’единения в райоках. В. фев-
рале намечено провести краевую конферен-
цию молодых писателей. Редакции ‘альма-
ваха «Енисей» предложено печатать боль-
ше произведений. начинающих авторов, .

-$- Киев. 4.238 киноустановок“ насчиты-
вается сейчас на Украине. За прошлый. гол
введено в действие 1.193 новых звуковых
киноустановки, на 409 больше, чем намеча-
лось по плану.

4 Минск. Здесь открылась болышая ‘ху
дожественная выставка ‘в честь 30-летия
Белорусской ССР. Темы выставки: «Ленив
и Сталин — создатели белорусской. госу-
дарственности», «Побелоносная Советская
Армия», «Партизанское движение и борьба
всего белорусского нарола’ против ‘немец-
ко-фашистских захватчиков», «Достижения
белорусского ‘нарола в хозяйственном и
культурном › строительстве. в. послевоенной
сталинской пятилетке».

=

Во дворе Постоянного предетавитель-
ства Узбекской ССР. в Москве стоят два
эвтомобиля «Москвич». Их только что
приобрел председатель колхоза имени
Ворошилова, Ферганской области. Герой
Советского Союза. депутат Верховного
Совета Узбекистана Мамадали Топвал-
дыев,

Одну машину он купил на личные
средства для себя, другую-—для колхоза.

У Топвалдыева на руках длинный син-
сок того, что надо приобрести в столице
для колхоза и для отдельных колхозни-
ков. У членов сельскокозяйственной ар-
тели’имени Ворошилова большие. куль-
турные запросы. Колхозники располага»
ют всеми материальными возможноетя»
ми, чтобы эти запросы ‘удовлетворить.

Неудивительно, что столь велик список
вакунок. Не малое место в -нем отведе-
но книгам. Колхозной ттколе-семилеткеа
дополнительно требуются учебники,
Бригадир Хадыев заказал книги по
сельскому хозяйству; Хадыев проводит
в колхозном клубе лекции-беселы по
агротехнике. Учитель Садыков хочет
получить новинки, советской художе-
ственной литературы. ;

Приобрести политическую и художест-
зенную литературу просили тов. Топвал-
дыева библиотекари колхозного клуба и
многие колхозники для евоих домашних
фиблиотечек.

На снимке: В 1-м образновом книжном
магазине Мотиза М. Топвалдыев й про-
давотипа Н. Кучеренко подбирают ли»
тературу для колхоза имени Ворошилова,

Фото Е, ТИХАНОВА,