ik МАТУСОВСКИЙ Неиссякаемый родник

В олном из светлых залов Центрального
музея Ленина, среди тысяч экспонатов,
‚ портретов и документов. ваше внимание ос-
танавливает портрет скромно и просто оде-
Тото человека в темном пальто, застегну-
том у ворота, с болышим открытым лбом,
с пытливым и спокойным взглядом. ITO—
Иван Васильевич Бабушкин, человек, ко-
торого Ленин назвал гордостью партии, на-
родным героем русской революции. Береж-
но и. любовно выпестованный  Ильичем,
постигший в его маркоистеком рабочем
кружке «азы» революции, он был первой
ласточкой приближаюттейся  революцион-
ной весны в Россий. Класс людей, стоя-
щих у машин и пропахитих мазутом и мас-
лом, мир голодных и рабов, чьи жэсткие
руки. е дететва привыкли к огню и желе-
зу, только-только собирал свои силы и
осознавал свою булущую великую истори-
ческую роль. Можно было в то время,

в конце прошлого Beka, пересчитать
пе пальцам деятелей такого типа, ка-
ким ‘был Иван Вабушкин. Tem  боль-

ше ценил Владимир’ Ильич” этого выдаю-
шегося бойца партии, питерского рабо-
чего. Ленин любовался характером своего
ученика, его неистощимой энергией и во-
лей, ero беззаветной преданностью рево-

люции, его выдержкой, видя в нем прооб-.

раз будущего, разогнувшего спину и Cop-
вавшего с себя все цепи рабочего России.
Так агроном видит в одном хлебном зерне
йескрайние равнины завтрашних урожаев.
Это © людях. его поколения Владимир
Ильич. уверенно говорил: «С такими людь-
ми русский народ завоюет с6бе` ислное-
освобождение от всякой эксплуатации».

Уже становилось тесно весенним рекам
в берегах, скованных льдом, уже, как от-
мечал Ленин; народ ощутил дуновение сво-
боты; уже первый тлеющий огонек «Ис-
кры» начинал вопыхивать все ярче и CMe-
лее, озаряя сумрачное и предгрозовое небо
старой России.

Воснитаннику Владимира Ильича Ивану
Бабущкину не довелось увидеть результа-
тов евоей героической борьбы. Короткий

зали цареклх карателей оборвал его путь.

во вьюжной степи под Читою...

Среди множества ленинских
и чаяний, надежд и планов, вонлощенпых
сегодня в жизнь, стала явью и давняя, о6-
кровенная мысль Ильича о расцвете всех
творческих сил и способностей нашего на-
рода. Вакие волнующие дали, ясные гори-
зонты п просторные дороги раскрывал Ле-
HUH перед новыми людьми,  рожденными,
повитыми п вокормленными социалистиче-
ской революцией. Он отмечал и приветет-
вовал приход в историю этих смелых и

мечтаний

деятельных талантов, несущих с собою
«великие силы революции, возрождения и
обмовления». Не один Бабушкин, а тысячи
людей бабущкинского характера и склада,
вышедших из сокровенных народных глу-
бин, заседают сегодня в белостенном крем-
левеком дворце и управляют гигантскими,
не снившимися ни отному  капиталиети-
ческому тресту предприятиями, пишут но-
вые книги и склоняются по вечерам при
CReTé настольных ламп нал студенчески-
ми столами, команлуют славными ливизия-
ми и делают сообщения в Академии наук,
выступают Ha международных конгрессах
ий стлят в министерских кабинетах, Уп-
разляют сложными машинами и собирают
высокие урожаи на колхозных полях.
«...0ни могут проявить себя, развернуть
свои способности, обнаружить таланты, ко-
торых в народе-—непочатей родник», —На-
путетвовал их когда-то Владимир Ильич.

Люди широкого общественного размаха
й государственного ума, деятели  сталин-
ской эпохи, они—поветду, где требуется
смелое решение, новаторство, поиск, дер-
зание, творчество. Им ненавистна рутина
и отсталость, чувство нового живет у них

«В детстве мне казалось, что некоторые
: слова созданы исключительно поэзией, ле-
тендой или греко-римской историей: те-
рой, мученик, атлет. Мне ме приходило в
голову, что где-нибудь на улице можно
встретить человека в обыкновенном пид-
__жаке, который оказался бы героем наи
зтлетом. (С моей точки зрения, это были
определения ‚ чрезмерные, нежизненные,
своего рода гиперболы. И в первый же
раз, найдя в. какой-то спортивной газете
_ слово. «атлет» в приложении к живому
‚ человеку, я искренне удивился...

- И вот хорошо помню, что впоследствии
‚слово «коммуниет» заняло для меня такое
же место в ряду этих определений. Убеж-
ден, что такая же наивность свойственна
множеству других людей...»

Так начинает свою книгу 0 «коммуни-
стическом человеке» французский писа-
‚тель-коммуниет. Луи Арагон. Начинает
только затем, чтобы всем дальнейшим из-
‘ложением ‘показать несостоятельность сво-
- их детских представлений. Но Арагон прав
B TOM, что его былые заблуждения до сей
` поры характерны для многих людей Запа-

да, почитающих себя осведомленными, 0б-.

‚ человечества. —

_ Чет двадцать назад в парижском музее
восковых. фигур среди других фантастиче-
ских и портретных. изображений современ-

_ разованными. представителями мыеслящего

ников можно было полюбоваться на пояс-
ное изображение пол стеклом, вполне до-’

стоверное для  мешанекого любопытства
` посетителей ` музея: свирепый ‘бородатый
‘мужчина с физиономией кирпичного цвета.
в красной рубахе, в каракулевой  папахе
держал в зубах нож и пялил выпученные
тлаза на зрителей. Подпись гласила: «Рус-
ский большевик». и «добропорядочные»
парижане благодарили бога за то, что
Волга далека,
- За двадцать лет многое, очень многое
произошло в мире. В дни .Сталинградекой
битвы парижане могли только благодарить
судьбу за то, что Волга протекает на том
же материке, где Сена и Рона. Вроме того,

° они ‘увидели коммуниетов рядом с собою, и.
° при этом в такие дни и в таких. жизнен-

«Литературная газета»` выходит два раза

в нелелю: по средам и субботам.

в крови. Полной возвышенного значения и
смысла кажется: нам судьба мастера Ни-
колая Российского, открывателя новых пу-
тей и дорог, новых резервов и возможино-
стей в развитии социалестического хозяй-
ства, зачинателя борьбы за создание ста-
хановеких производотвенных учаетков, но
которым, как. строй по правофлантовым,
равняются цехи и заводы страны, Повест-
вуя о принцинах и методах своей работы
на участке, делая наметки на будущее и
оглядываяеь назад Ha BCIO свою жизнь,
Российский в раздумье говорит: «Что мог-
ле ожидать такого юношу в старое время?
В лучшем случае он мог бы поступить
учеником в какую-нибудь мастерекую или
«мальчиком» в торговый дом... He так
сложилась моя жизнь в советское время.
Я избрал работу по вкусу, по ваечению...
В цехах завода я постиг новую культуру
современной техники — культуру высо-
кой точности. Все эти годы я почти бес-
прерывно учусь. Если бы не война, я, ве-
роятно, был бы теперь техником или ин-
женером. Все это я не раз продумывал,
изучая историю нашей партии, историю
великой Советской страны». Вот она, вудь-
ба мастерового, человека из «низов», чье
‘имя стало теперь символом всего нового,
передового, илущего в разведку, прокла-
дывающего пути в будущее. —

He менее интересен и славен путь це-
лого ‹ ряда рабочих государственного
подиипникового завода имени Л. М. Кага-
новича, о котором нам рассказывает в ©80-
их заметках мастер этого завода Михаил

Вруглов. Буквально десятки людей, вчера’

еще стоявших у станка и державших в
руках напильник и клещи, стали молоды-
ми инженерами и партийными руководите-
лями, технологами и конструкторами, на-
ладчиками и мастерами. Токарь инструмен-
тальном цеха Анатолий Громов, человек,
хороню знающий твердый характер метал-
ла, занимает командирокий пост главного
инженера завода, а мастер кузнечного це-
ха Юсим, пройдя нелегкую школу жизни,
становится директором подплиннукового за-
вода в Куйбышеве. Золотой медалью Ста-
линских лауреатов отмечает правительство
труды контролера Андросова, ныне началь-
ника центрального конструкторского бюро
Главподшинника, и бывшего наладчика то-
карных автоматов Александра Ивановича
Соколова. На любом заводе старожилы мо-
гут назвать вам не одну такую фамилию.

Есть Такая старая американская ска-
зочка о чистильщике сапог, слелавшем ce-
бе’ головокружительную карьеру и ставшем
миллионером. Что значит эта жалкая вы-
думка перед правдивой и реальной бно-
графией рядового советекого человека!

Яркую картину povTa и процветания
людей труда, властителей огня и металуа,
советских металлургов с большим знанием
жизни рисует в своей книге «Оталь и
шлак» молодой писатель, донецкий инже-
пер В. Попов. Вы залюбуетесь фигурой ста-
левара Шатилова, его точными и размерен-
нымн движениями около печи, его литым
бронзовым лицом, с бровями, чуть. обгоре-
лыми от долгого соселетва е огнем. «Ста-
левар — это звучит гордо», —— заявляет
Шатилов © себе и своих товарищах. Й
мечтает Шатилов птироко; размашието, не
на день, —на голы вперед: «Вот мы с вами
заняли первое место. меня это мало успо-
каивает, надо повести всех остальных,
весь цех, вее пеха, весь завод». И ета-
рый уральский мастер Пермяков, давитий
стране за свою жизнь огненные реки ста-
ли, скупой и сдержанный на похвалы, ©
нежностью говорит ему: «Первым ты бу-
дешь — птицу видно по полету, а полет
у тебя соколиный».

Советский рабочий понимает, какая ог-
ромная- ответственность ложится на его
плечи —= будь это. в заметном государет-
венном деле или в повседневном скромном,

ных обстоятельствах, когда было не до
обывательских росказней. В тоды войны
и национального сопротивления во многях
странах Запада обнаружилиеь простые, за-
кономерные, естественные черты характе-
ра коммунистов. Коммунисты были первы-
ми среди партизан, лучшими среди воль-
ных стрелков, наиболее стойкими среди
подпольщиков. Среди коммунистов были и
зрелые мужи и подростки, только что CO-
шедшие ео школьной скамьи, но и тех и
других об’единяло чувство нераеторжимой
связи с огромным человеческим коллекти-
вом, с рабочим классом, ео всем народом.

Только что вышла в свет на русском
языке небольшая книжка, в которой 0-
раны письма расстрелянных французеких
коммунистов. Эт потрясающий документ,
рассказывающий о нашем поколении.
Здесь драгопенна каждая строка. Каждал
говорит об одном: 0 величии человека.

Из черных казематов гестаио, после чу-
довищных пыток, закованные в наручни-
ки и кандалы, уже точно зная чае рас-
стрела или казни на гильотине, обраша-

тлись эти герои и мученики к близким, к

партии, ко веему народу.
«Мои последние мысли принадлежат вам,

мой соратники, всем членам нашей великой

партни. всем франнузским патриотам, ге-
роическим бойцам Красной Армии и вели-
кому Сталину», — так в 1941 году пи-
сал расстрелянный немцами Пьер Семар,
член Политбюро Центрального Комитета
коммунистической партии Франции, гене-
ральный секретарь федерации железнодо-
рожников. — ;
«Спасибо тебе, партия, спасибо tebe,
комсомол, за то, что вы просветнли меня и
вооружили знаниями, которые позволили
мне стать полезным моему народу. Благо-
даря коммунистической партии жизнь моя
не прошда бесцельно». — это голос каз-
ненного в 1943 году комсомольца-горняка
Жюльена Апьо. Рабочий Пьер С., pacerpe-
[aa  в том же году, обращается к pv-
дителям: <Я жил и умру BO имя таких
идей, которые и вам, славные мои стари-
ки, принесут радость в последние годы
зашей жизни... Я пойду на казнь смело, с
высоко поднятой головой, сознавая, что я

фаботал лля дела коммунизма...»

дд —————_

ЗНА TU  gU

будничном труде. Там, где идет. великое
сражение, там нет дел больших или ма-
лых. В фундаменте коммунизма одинаково
важны все камни. И, меряет евои уснехи
советский человек высоким мерилом —
задачами и ‘нуждами завтрашнем = дня.
Ведь вот как’ рассуждает нынче шестиде-
сятилетний донецкий горняк Макар Дуб-
рава, герой пьесы А. Ворнейчука: «Ecan
трудно, посмотри из будущего на сегод-
няшний день, — тогда поймешь, почув-
ствуешь. Тогда трудности — не трудно-
ети». Как назёвешь иначе такой человече-
ский труд, ках не творчеством или вдох-
новением? о г:

«Соревнование есть. коммунистическяй
метод строительства социализма», — так
сказал товарищ Сталин. Хочешь увидеть
воочию ростки коммунизма, — спустись в
глубокую лаву или войди в кузницу, на-
полненную гулом металла, или ветань под
огромным, как небо, стеклянным кровом
механического цеха, Новые времена норож-
дают новые методы труда. Это хорошо но-
нимает мастер угля Иванович, с которым
знакомит нас писатель В. Игишев в своей
повести «Шахтеры». «Шахтер е ‘большим
понятием», — так окрестили соседи этого
смекалистого, — изобретательного человека,
каждый ‘день ломающего голову над уео-
вершенствованием шахтерского инструмен-
та, — то он по-своему закалит зубок, то
по-новому разведет пилу. «Захочешь pa-
ботать, станешь голову ломать», — учит
сн молодых‘ шахтеров. Это. правильно по-
нял и земляк. его Макар. Дубрава, который
по-своему, по-зшахтереки ставит вопрое о
культуре горнящкого труда. — Уголь надо
брать. грамотно, — не один раз говорит
он нерадивому ‘начальнику шахты.

Мало шахтеру Гавриле Братченко из
‘пьесы «Макар `Дубрава» того, что он сам
выполняет план, мало и того, что его хва-
лят на собраниях, награждают, а портре-
ты печатают в пазетах, он со своим горя-
чим ‘характером ‘должен помочь соседней
отстающей шахте, которая, по его мнению,
«портит всю картину Донбасса». Давно

прошло то время, когда шахтер не видел

ничего, кроме своего маленького закутка
е низкой кровлей. над головою. В наии
дни гражданский кругозор такого человека
не ограничиваетея только ето рабочим ме-
сто№ одним участком или’ цехом, его ин-
тересы  распространяюяся на весь Дон-
басс, на весь Урал, на всю страну, — 6e-
ри, пожалуй, еще шире, — ему ееть дело
до всего, что происходит сейчас на всей
земле. И.

..Вот почему, когда. проходишь из зала
в зал Ленинского музея, словно’ Wepexo-
qf wa века В век, словно шагая из
эпохи в эпоху, ты знажомишься. не толь-
ко с экспонатами и документами из жизни
Ильича, ты в неменьивим интересом раз-
глялываешь люхей, носетителей этого едия-
ственного в мире музея. Бьет и плещет
неиссякаемый и вечный родник сил и твор-
чества советекого народа. Под высокими
H торжественными сводами музея слышны
звонкие; молодые. голоса; В благоговейном
молчаний, по-двое в ряд: идуг пионеры —
юные ‘ленинцы, проходят бывалые афице-
ры с орденами, на которвгх вычеканен зна-
комый и любимый ленмнекий  префиль,
идут  рабочие завода имени Ильича, Boc-
питанники Академии имени Ленина, гости,
приехавшие из торода ‘Ленинграда, сту-
денты © конепектами и’ красными томика-
ми Ленина в руках. Если бы мог увидеть
Владимир Ильич этих мастеров и cougar,
строителей коммунизма, хозяев нашей зем-
ли, внуков и правнуков Ивана Бабушкина,
пред которыми открьклись двери всех. ин-
ститутов, высоты всех’ знаний, клады веех
книгохранилиш! С какой бы нежностью
вглядывалея он в их лица, узнавая в Них
свою надежду, свою цель, свою осущест-
вленную мечту .

Так прощались с жнанью эти люди. В
заждом из писем звучит‘ сходное призна-

ане, бьется одна могучая вера, вдвинутая.

з жизнь, как турбина, чтобы дать этой
Бороткой жизни свет и ток высокого на-
пряжения, a

«В последний раз я проверил себя. Моя
совесть спокойна. Я хочу, чтобы вы ска-.

зали всем: если бы мне приилось начать
жизнь снова, я пошел бы по тому же пу-
ти. Ночью я долго думал о таких верных
словах моего дорогого друга Поля Вайяна
Кутюрье: он говорил, что коммунизм —
это молодость мира...х — пишет перед
казнью редактор «Юманите», депутат пар-
ламента Габриэль Пери.

В застенке, разобщенные со всем доро-
гим, близким (и далеким), вплоть до по-
следнего часа они продолжали жить пол-
ной и напряженной зкизнью. Они пытались
действовать. бороться, не теряли надежды
на побег.

Горячие,
ца продолжали
но, несмотря
за плечами: :

«Я посмеюсь над смертью, потому что

полные любви и гнева серд-
биться молодо и CHIh-

на то, что смерть стояла

ведь я не умру, я буду жить вечно-—мое.
имя будет звучать не похоронным звоном, ‚

& колоколом надежды», — эти гордые сло-
ва Фелисьена Жоли мог бы сказать” каж-
api ws HEX, ee

И из всех этих горячих, прерывистых,

написанных ‚ огрызком. карандаша строк
вырастает. один высокий образ — образ
Партви-воспитательницы, Партии,  603-

‘дающей повый тип героя, вырастившей
поколение борцов за светлое будущее че-
ловечества. i

Большинство авторов писем очень моло-
10, многим едва минуло двадпать лет.
Большинство обращается к отцам и ма-
терям.

Эту небольшую книгу е волнением чи-
таешь подряд, как повесть об одном герое.
Олно письмо, продолжает другое; одно пред-
смертное признание раскрывает то, что не
досказано в. предыдущем.

Как -все это далеко от растерянности,
от уныния, от мрачного отчаяния, каза-
лось бы, неизбежных, когда` CMOTPHINB в

Адрес редакции и издательства: 2-й Обыденский йер.,

‚Глаза своему близкому физическому унич-

-14 (для телеграмм — Москва, Литгазета).
международной жизни — Г 6-43-62, науки и техники —Г 6-44-48, Г 6-39-20,

Запиви речей В. И. Ленина

В Центральном музее В. И. Ленина хра-
‘нятся матрицы” и пластинки — звукозаписи
олиннаднати речей Владимира Ильича
Ленина. Эти записи были сделаны в 1919
ив 1920 годах несовершенным о техниче-
ским методом. В связи с этим сохранив“
шився Матрицы, < которых  прессовались
пластинки, имели много технических из’я-
HOB.

Первая попытка улучшить воспроизведе-
ние речей В. И. Ленина была сделана в
1936 году. Но тогда ве удалось добиться
значительных результатов.

Ныне Институт звукозаписи Комитета по
делам искусств провел исследования спект-
ра голоса В. И. Ленина и разработал спо-
собы устранения шумовых ‘помех.

Качество звукозаписи’ ‘было
благодаря применению ‘специально  скон-.
струированной аппаратуры. Институт  до-
стиг сейчас улучшения качества звучания
семи записей: «Памяти предселателя ВЦИК
тов. Я. М. Свердлова», «ИГ Коммунистиче-
ский Интернационал», «Обращение к Крас-
ной Армии» (две части), «Что такое Совет-
ская власть» и других. we

Восстанавливала записи речей Владимира
Ильича бригада научных сотрудников и
инженеров под руководством . профессора
И. Горон. Болыную помощь оказали ин-
ституту работники Центрального музея
В. И. Ленина.   ear see

улучшено,

НОВЫЕ КАРТИНЫ
СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Советские художники и скульнторы pa-
ботают над новыми произведениями, в кото-
рых запечатлен образ В. И. Ленина. Лау-
реат Сталинской премии А. Пластов закон-
чил картину «Ленин в Разливе», предна-
значенную для Ульяновского музея. На ту
же тему большую картину ‘написали ста-
рейший живописец В. Бялыницкий-Бируля
и хуложник Ф. Модоров. Народный xy-
дожник СССР Б. Иогансон ‘пишет картину
«Ленин в рабочем кружке в 90-х годах».

«Ленин на параде всевобуча», «Ленин
провожает молодежь на фронт», «Ленин
среди крестьян» — таковы новые работы,
художников Д. Шмаринова, Ф. Модорова
и В. Цыплакова. т:

«Клятва Сталина» — тема новой карти-
`ны художника Ф. Решетникова, Художник
С. Дудник и белорусский’ скульптор А.
Бембель также избрали ‘для своих работ.
историческое выступление товарища И. В.
Сталина на И Всесоюзном с‘езде Советов.

Портреты Ленина. готовят художники
Н. Ульянов, скульпторы 3. Азгур, И. Мен-
делевич, Л. Муравин, В. Пинчук и дру-
гие. т

Большинство произведений 0 Ленине
войдет в экспозицию Всесоюзной выставки
живописи, графики и скульптуры 1949 года.

В ИНСТИТУТЕ МИРОВОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ им. ГОРЬКОГО

Вчера. состоялось расширенное заседание
ученого ‘совета Института ‘мировой литера-
туры имени Горького Академии наук CCCP,
посвященное памяти В. И. Ленина. Доклад
на тему «В. И. Ленин и вопросы культу-
ры» сделал. директор’ института член-кор-
респондент Академии vayk CCCP A. Ero-
лин. .

Доклад кандидата филологических наук
И. Новича был посвящен историческому
значению ‘работы Ленина“ «Партийная орга-
низация и партийная литература».

п

СОВЕТСКАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕХАЛА
ДЛЯ УЧАСТИЯ В С ЕЗДЕ СОЮЗА
ПОЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Из Москвы. выехала в г. Щецин, на
с‘езд Союза польских писателей делегация
Союза советских писазелей СССР в составе:
А. В. Софронов — руководитель делега-
ции, А. Е. Корнейчук, П. Г. Тычина, А. Т.
Венцлова, И. И. Анисимов, С. П. Щипачев.

и И of М О ЛОД О СТВ - МИРА

тожению. Нет, это пишут полные жизни

ин вполне здоровые люди. Здоровые, не-
смотря на только что перенесенные пытки.
Они гибнут так же мужественно, как жи-
ли. Ибо они знают, что дело за которое’
они умирают, бесемертно.

Здесь господствуют вилы, свойственные
личности не подавленной, а раскрепощен-
ной, не пассивной, а творческой, не роб-
кой, а бесстрашной. Это результат расцве»
та всех способностей человека. Это приз-
нак той же внутренней силы, которая по-
зволяет людям сдвигать горы, менять рус-
ла рек, орошать’ пустыни, завоевывать
полюса, вступать в единоборство со’ всеми
стихиями природы.

В лице коммуниетов вырастает новое
человечество — такое, каким оно должно
быть. Человечество со светлой головой и
горячо бьющимея сердцем, человечество,
созданное для труда и. для верного снут-
ника труда—счастья. Коммунисты сегодня
живут, действуют, ‹ борются, побеждают.
Они молоды даже тогда, когда их партий-
ный стаж восходит к временам русского
подполья и сибирских ссылок.

В эти священные для нашего ‘народа’
дни, когда все трудовое человечество, за-
таив дыхание, прислушивается к шагам
караула у мавзолея Ленина, мы огляды-
ваёмея на двадцатипятилетие, протекшее
со дня кончины великого учителя, и мы
говорим сегодня только об одной жизни,
побеждающей смерть, о жизни бессмертной
и вечно юной. }

советский писатель-

Умер выдающийся
: Серафимович Серафи-

большевик Александр
МОВИЧ,

А. С. (Серафимович родился 19 января
1863 года на Лону, в казачьей семье. Дет-
ские и отроческие ‘тоды писателя пронати
в обстановке «непроходимой; незамирающей
бедности». В. гимназии, тайком от настав-
ников, он читал произведения великих рус-
еких мыслителей-революционеров — Бе-
линекого, Герцена, Чернышевекого, Добро-
любова, проникаясь идеями борьбы 3a OCBO-
бождение народа от гнета экеплоататорских
классов. В университетские годы за напи-
сание . прокламации, в связи © арестом
царским правительством революционера
А. И. Ульянова, — брата В; И. Ленпиа, —
Серафимович был соелан на север в город
Мезень.

В ссылке мачал Серафимович евою
ратурную  делтельность рассказом
льдине». i

В начале 900-х годов имя Серафимови-
ча-писателя получило литературную изве-
‘стноеть. OH стал писателем революции, от-
дав свой талант делу освобождения трудя-
щихся нашей Родины от капиталистиче-
ского тнета, делу победы пролетарской со-

лите-
«Ha

циалистической революции; делу - постров-,

ния коммунизма. - а :
` Имя и произведения А. С. Серафимовича
‘бесконечно дороги миллионным массам чи-
Тателей, всему нашему народу.

Эпохой героической борьбы русского ре-
волюционного рабочего класса во тлаве с
большевистской партией. Ленина— Сталина
порождено творчество Серафимовича, этой
борьбой оно насыщено, ей оно служило, по-

могая пробуждать массы. Простой трудя-.

щийся человек стал главным действующим
лицом ‘произведений Серафимовича. Co
страниц его произведений встают живые
картины прошлого русских рабочих и кре-
етьян.

Его рассказы и повести ‘из жизни тру-.

длящихся, популярные в народе, всегда вы-
зывали гонения и преследования со сторо-
ны  царско-полицейской цензуры, злобные
нападки со стороны представителей буржу-
азно-декалентекой, упалочной литературы.
Вго. произведепия высоко оценили Лев  Рол-
стой, Глеб Успенскяй, Короленко, Горький.
Такие произвеления Серафимовича, как «На
льдине», «На плотах», «Стрелочник», «Чи-
бис», «Пески», «Город в стели» и другие,
приобрели еще до революции огромную по-
пулярность. средн. демократических читате-

Первой русской революции Серафимович
посвятил произведения «На Пресне», «По-
хоронный марш» и др.

Полного фасивета творчество Серафимо-
вича достигло” после Великой Октябрьской
социалистической революции, являя coool
зркий пример самого благотворного воздей-
ствия пролетарской революции на литера-
туру. и искусетво,

В мае 1918 года Серафимович вотупил в
ряды большевистской партия.

А. С. Серафимович

‹@ записной книжкой военного корреся
пондента «Правды» и «Известий» он 0б’ез-
жаст фронты гражданской войны и Пишет
для  газег влохновенные статьи о геройче-
ской борьбе трудящихся за свое отечество,

Весной 1920 тода великий вождь и 69-
здатель Советского сопиалистического тосу-
дарства В. И. Ленин писал в письме к д
Серафимовичу: «...Ваши произведения” и
рассказы сестры внушили мне глубокую
симпатию к Вам, и мне очень хочется ска-
зать Вам, как нужна рабочим и всем нам
Ваша работа...»

В начале 20-х тодов Серафимович создал
свой знаменитый роман «Железный поток»,

В развитии советской литературы. «Же-
лезный поток» сыграл. поистине исключи-
тельную роль, явившиеь одним из первых
ведущих произведений советекой литерату-
ры. В нем запечатлен в замечательно яр-

‚ких художественных образах подвиг паро-

ла в граждачекой войне, воспета, борьба
народа за свою новую, свободную, социали-
стическую Родину. Г

В годы Великой Отечественной войны
А. С. Серафимовит написал ряд рассказов
и очерков — «В ролных местах», «Творче-
ство», «На хуторе», «Лекция» и др. в
которых со всей страстью писателя-боль-
шевика обличал зверетва немецко-фашист-
оких захватчиков. В годы войны восъьмидо-
гятилетний. писатель выезжал на фронт, в
части Советской Армии.

Александр Серафимович отличался высо-
кой большевистской идейностью, принципи-
альностью, скромностью. Он был ‘человеком
исключительного обаянйя, радовалея каж-
дому успеху советской литературы:

Верный сын. великой большевистской
партии Ленина-—Сталина, — выдающийся
леятель боветекой культуры, Серафимовит
беззаветно служил воемирно-историческому

делу борьбы за победу” коммунизма,

Советское правительство высоко оценило
литературные заслуги старейшего русского
писателя. А. С. Серафимович — лауреат
Сталинской премии, был награжден орде-
ном Ленина, орденом Трудового Краеного
Знамени, орденом «Знак почета» и медаля-
ми «За доблестный трул’в Великой (rex:
ственной Войне» и «В память 800-тетия
Москвы».

Серафимович говорил: «Истинное твор»
чество тогда не мертво, когда оно глядит
на жизнь Ha борьбу революционными
глазами восставшего класса, а не, померк-
шим взглядом уходящего в забвение». Гла-
зами писателя-революционера,  бориа за
победу коммунизма смотрел на жизнь
А. С. Серафимович.

(Советские писатели будут. учиться на
ярком примере жизни и литературной дёя-

тельнобти А. С. Серафимовича служению
оружием  хуложественного слова BEIT
кому советскому наролу, идеалам партии

Ленина-—Оталлна, борьбе за победу п тор-
жество: коммунизма,

А. Фадеев, Д. Шепилов, Ф. Головенченко, М. Шолохов, К. Симонов, Н. Тихонов,
Н. Маслин, А. Корнейчук, В. Вишневский, Б. Горбатов, И. Эренбург, А: Софронов,

Л. Леонов,

И. Сергиевский, Я. Колас, К. Федин,

А, Прокофьев, С. Чиковани,

Ф. Панферов, А. Еголин, А. Исаакян, В, Катаев, Ф, Гладков, В, Кожевников,

М. Ибрагимов, П. Павленко,

А. Сурков,

В. Ильенков, Айбек, Н. Грибачев,

`В: Бахметьсв, А. Упит, М. Исаковский, И. Семпер, А. Первенцев, А. Караваева,
Л. Сейфуллина, А. Твардовский, Вс. Иванов, А. Котов.

ПОХОРОНЫ A. 3 с.

В трауре Центральный дом литераторов.

епрерывной вереницей идут сюда писате-
ли и рабочие, учителя и аргисты, инжене-
ры и офицеры. Трудяшинеся ‚столицы отда-
ют последний долг старейшему и любимо-
му советскому писателю Александру Сера-
фимовичу. Серафимовичу.

В обвитом крепом болыном зале множе-
ство венков — от ЦК ВКП(б) и Совета
Министров. СССР, от Союза советских писа-
телей СССР, от трудящихся Сталинграда й
Сталинградской ‘области, от партийных, об-
щественных, литературных организаций, от
‘коллективов фабрик, ‘заводов, учебных 3a-
ведений,

На высоком постаменте среди цветов. и
венков — гроб с телом выдающегося Ma-
стера ‘слова, писателя-большевика А С. Се-
рафимовича. В первый почетный караул У
гроба становятся А. Фадеев, Н. Тихонов,
Ф. Гладков, В. Вишневский. Их. сменяют
К. Федин, И. Эренбург, А. Караваева,
А. Довженко, И; Новиков,  А. Твардовский,
В. Костылев; С; Маршак, . В. Ильенков,

СЕРАФИМОВИЧА.
численные представители партийных, 05“
щественных и литературных организаций,
министерств, заводов и фабрик, издательств,
редакций газет.

13 часов Начинается гражданская пани“
хида. К. Симонов предоставляет слово от
Союза советских писателей CCCP тов,
А. Еголину, который говорит о тяжелой
утрате, понесенной нашей литературой.

Выступают заслуженный учитель РСФСР
тов. И. Зеленцов, председатель Сталин
градского облисполкома тов. Я. Ларин, се-
кретарь Краснопресненского райкома ВКП(б}
тов. Т. Жукова,

Под звуки траурного марша К. Симонов,
Л. Леонов, В; Вишневский, В. Ильенков и
другие выносят гроб с телом А, С. Сера:
фимовича. Траурная процессия направляет“
ся на Новодевичье кладбище,

Здесь,  у открытой ‘могилы  А; С. Серафн-
мовича, состоялся краткий митинг. С реча-
ми выступили В. Вишневский и А. Котов

Под звуки траурного марша гроб с Te
лом Александра Серафимовича был предан
земле,

А. Сурков, Н. Грибачев, А.. Жаров, много-

Соболезнования по поводу

Правление * Союза. советских
CCCP и редакция «Литературной газеты»
получили. многочисленные телеграммы, `вы-
ражающие ‚глубокое  прискорбие по поводу
смерти выдающегося писателя-большевика
А. С. Серафимовича и соболезнование семье

‘покойного.

_ Телеграммы получены от Сталинградско-
го обкома ВКП(б) и облисполкома, от пар-
тийных, советских и общественных органи-

смерти А. С. Серафимовича,

писателей   заций города Серафимович, Союзов совёт»

ских писателей Украины,
Башкирии, Бурят-Монголии,  писательских
организаций Воронежа, Ростова-на-Дону,
Горького, Сталинири, преподавателей и сту-
‘дентов  Сталинградского педагогического
института им. А. С. Серафимовича, писате-
лей В. Иванова, М. Пришвина, Н. Ляшко,
Самеда Вургуна, Мирзы Ибрагимова, Мехти
Гусейна и многих других:

Азербайджана,

Умер ‚ваш дорогой друг — поэт Михаил
Г олодный. Один из зачинателей` комсомоль-
ской поэзии, автор популярных песен:
«Партизан Железняк», «Песня о Шорсе»
п других, Михаил, Голодный выступил как
певец  героики гражданской войны и до
конца дней пронес в своих стихах пафос

борьбы против врагов демократии и воциа-
лизма.

В 1919 году шестнадцатилетний Миханл

Здесь можно было бы поставить точку.   Голодный ветупил в комсомол, и с тех пор

Но пускай в заключение прозаического   Комсомольская тема прошла

через все его

очерка прозвучит голое нашего младшего творчество, через всю жизнь. В` 1922 го-
современника, советского поэта Межирова.   ЛУ Вышла его первая книга стихов «Сваи»,

Пускай его строфа еще и еще раз воз-
даст хвалу передовому отряду человече-
ства, в Которому и он, и мы с вами, чита-
тель, имеем счастье принадлежать:

Под февральскими тучами—ветер и снег,
Но железом нестынущим пахнет -земля.
Приближается день. Продолжается век.
Индевеют штыки часовых у Кремля.
Повсеместно, где скрещены трассы
‘ свинца;
Где труда бескорыстного невпроворот —
Сквозь века, на’века. навсегда, до конца,
Коммунисты, вперед! Коммунисты, впе-
х : peal

Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5,

Телефоны: секретариат — Г 6-47-41;
информации — Г. 6-44-82, отдел

А. Фадеев, А. Софронов,
ues, А. Жаров, Н. Асеев,

С. Кирсанов, М.

А. Котов, Л. Шапиро, И. Френкель,

Михаил Голодный

ВЕЗЕТ ЕНиР

Б. Горбатов, Н. Тихонов,

А. Безыменский

С. Михалков, cn Ulunayes, M. Hossoberuk: а ный
уконин, П. Антокольский. A

В. Казин, М. Шехтер, 3. Эпштейн, М. Зенкевич,

KO циклов стихов о гражданской войне, 33-
тем сборник «Слово пристрастных», за-
крепивших популярность молодого поэта
среди советских читателей,

В ‘последние годы, когда особенно 0б0-
стрилась борьба, между демократией и ре-
акцией, с новой силой зазвучал гневный
толос поэта.

До ‚последнего дня: своей жизни. М. Го-
лодный был  поэтом-патриотом,, ‘страстным
борцом за дело Коммунизма;

Crappie комеомольцы - обнажат_ головы
при  известии о смерти. своего поэта. —

которая сразу завоевала любовь и призна-  спутника.

завоевала } Ут) и певца их молодости; Читатели
вяе украинского комсомола: Следом за ней   с0 скорбью ; aay
вышли сборник стихов «Земное», несколь-

провожают в последний путь
поэта-большевика.

И. Эренбург, `Н, Гриба-

В. Луговской, Е. Долматовский,
Сурков. С. Васильев, Л. Ошаним,
П. Чагин, Г. Коренев, Г. Ярцев,
И. Бауков, В. Лебедев-Кумач.

Л. Длигач,

° Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.

, Редакционная коллегия:
‚А. КОРНЕЙЧУК О.К

‚М. МИТИН, Н. ПОГОДИН,

5 nate

отделы: литературы и искусства — Г 6-43-
писем — Г 6-88-60, издательство — Г ак

Н. АТАРОВ, А. БАУ
УРГАНОВ, Л” ПВО, В: ГОРБАТОВ,

1. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ
А. ТВАРДОВСКИЙ, Л. WAY MAH.

утренней жизни = -47-2
‚К 0-36-84, Г 6-47-20,

——ыы—ы——Ыы—ыы—ы———

Б — 00163