\

be

=

1 января 1948 г. Чётверг, № 1 (2795) >

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Фотоэтюд А. Бродского.

)

В новогоднюю ночь, когда так много ду-
мают и говорят о будущем, поднимают бока-
лы за свершение лучших надежд и 3a-
мыслов, в эту ночь трудно избежать воспо-
минаний. Много есть у нас семей, в жизни
которых найдутся страницы, достойные гор-
дости целых поколений. Тенлые и благо-
дарные тосты, рожденные воспоминаниями
старших, звучат за праздничным столом, как
клятва на верность драгоценным традициям
отцов, матерей, старших братьев, кому так
обязано нате сегодня и от кого. неотделимо
наше. будущее. j

Быть может, такой тост’ произнес нынеш-
ней ночью Семен Петрович Xyara, ‘отар-
ший помощник командира  твардейского
крейсера «Красный Крым», ‘или гвардии
инженер-кашитан 2 ранга Георгий Альфре-
дович Вуцкий, или один из самых молодых
представителей воинской семьи эт020 кораб-
ля — Гвардии инженер-лейтенант Вячеслав
Авзахумов. Быть может, кто-нибудь из них,
полистав об’емистый исторический журнал
«Красного Крыма» и обнаружив текст одной
радиотраммы, процитировал его в новогод-
HOM тосте—в той самой кают-компании и
TY самую ралиограмму, которая была зачи-
тана здесь в такой же час новогодней ночи
ровно восемнадцать лет назад и передана в
Москву.

Корабль находился тотда далеко от Po-
дияы, в чужих водах. 22 ноября 1929 года
в 14.50 крейсер вместе с линейным Kopad-
лем покинул большой Кронштадтский рейд

и отправилея в дальнее плавание из Бая-

тики в Черное ‘море. 9 декабря 1929 года
советские люди с удовлетворением прочли
напечатанную в «Правде» заметку;
«Плавание кораблей Балтийского фло-

та»: «Как нам сообщают, плавание отряда
в океане проходит в тяжелых условиях,
требуя от личного состава напряженной
работы и выносливости.

4 декабря корабли после перехода,
сделанного при свежем ветре и волне,
‚ зашли во французский порт Брест..:
  Ветер силой. до 10 баллов при стоянке
` на брестском рейде заставил держать

машины прогретыми. Произведя’ необхо-

димый мелкий ремонт, корабли 7 декабря

покинули Брест». Е
  Маши корабли распростилиеь © родной
страной в знаменательные дни 1929 года.
Трудящиеся Советского Союза подводили то-
ла итоги грандиозных успехов первого года
первого сталинского пятилетнего плана. Год
великого перелома — так назвал товарищ
Сталин это незабываемое время в своей
статье, опубликованной в день двенадцатой
тодовщины Октября.

(татья товарища Сталина заверщалась
следующим выводом;

«Мы идем па всех парах по пути инлу-
стриализации — к ‘социализму, оставляя

позади нашу вековую «рассейскую» отета-.

лость. Мы становимся. страной металличе-
ской, страной автомобилизации, страной
траклоризации, И когда посадим -OCCP на
автомобиль, а мужика на трактор, — пусть
попробуют догонять нас почтенные капита-
листы, кичалциеся своей «цивилизацией».
Мы еще посмотрим, какие из стран можно
будет тогда «определить» в отсталые и ка-
кие в передовые».

Советский (0103 жил вдохновенным твор-
ческим трудом.

А что происходило в те дни
страчах, кичащихся своей «цивилизаци-
ей»? Что увидели и ‘услышали тотда наши
вовнные моряки, находясь в Не водах,
захоля в чужие портовые города:

: равлялись.
лийские империалисты ртасправлялись.
= На Крите

‚ индийскими. уеволюционерами.
нь крестьянское восстание: Баето-
вали алжирские докеры. Французская м
жуазия пыталась задушить [оны
блокадой боевой оргам коммунистическо:
партии — «Юманите». Советские моряки

«Вопреки оптимиетиче-

слушали по фадио:
ским заявлениям. президента Гувера» кризис

БОЛЬШИМИ УСПЕХА
Г. Виноградов, выполнив
за досрочное освоение Hop
тодовых ‘нормы; капитан

1929 года в.

‚военных моряков,

ший в 1947 году пят
м 1950 года А. Куз
ранга Б. Петров, д

в США все более усиливается...» «В pec-
публике Гаити (Антильские острова, на-
ходящиеся под протекторатом США) нача-
лось вооруженное восстание крестьян. Mop-
ская пехота стреляла по демонстрантам. На
Таити отправлен американский крейсер.
Американские самолеты бомбарлировали го-
род Порт-Окейс». «Забастовка железнодо-

рожников в Мексико»...

Иные вести доносились по эфиру из род-
Еой страны. В кают-компании, в кубриках,
слушая голос любимой Москвы, моряки ап-
лодировали экипажу самолета «Страна Co-
ветов», совершившему перелет Москва —
Нью-Йорх. Искали на карте мыс Северный,
в район которого вылетели советские лет-
чики на поиски пропавших без вести аме-
риканоких авиаторов Эльеона и Борланда.
В столице происхолила вторая сессия ЦИК

СССР, обсуждавшая и принявшая контроль-
ные цифры на 1929—1930 гг. В Колонном.

зале Дома союзов открылея 1 Веесоюзный
‹‘езд ударных бригад — гвардии рабочего
класса. Сезжались делегаты Всесоюзного
с’езда колхозников...

В первом же иностранном порту работ-

ники советского полпредства принесли на

корабль пачку московских газет. Уже одни
лишь заголовки «Правды» рисовали моря-
кам знакомую картину тигантеких созида-
тельных работ в родной отране, приобщали
их к чудесной творческой жизни своего на-
рода. 9 декабря, в тот день,

ветских военных кораблей, передовая статья
тазеты была озаглавлена: «Пятилетку — в
четыре года». й : .

31 декабря 1929 тода’ крейсер находил-

ся вблизи прибрежной полосы острова бар-!

линия. Наши моряки впервые ветречали
Новый год на чужбине, влали от родных.
В полночь, когда часы на Спасской башне
Времля пробили двенадцать раз и их звуки
услышали на советеком корабле, который
являлся для экинажа частицей великого
сопиалистическото Отечества, в. кают-ком-

пании и в кубриках был зачитан только. что’

составленный текст новогоднего приветствия

личного состава крейсера боевому штабу

большевиетекой партии. Торжественно и
клятвенно звучали слова праздничного по-
здравления,
жавиими свою любовь дорогой Отчизне, без-
граничную свою преданность родному на-

роду; коммунистической партии, великому’

Сталину. ‘ :

«Москва. Центральному Комитету Bee-
союзной Коммунистической партии (боль-
шевиков). :

Находяев влали от страны Советов; мы,
сыны рабочих и крестьян Советекого Сою-
за, заверяем Центральный Комитет Вее2о-
озной Коммунистической партии (большеви-
ков) и в его лице рабочий класс пролетар-

ской страны в том, что мы твердо несем зна-

мя Ленина, знамя Пролетарской революции
на нашем боевом корабле в бурных водах
морей и океанов..;

Да злравствует Центральный Комитет
Всесоюзной Коммунистической — партии
{больневиков) и его Генеральный секретарь
товарищ Оталин!»:

Это была клятва сынов рабочих и кре-
стьян Советского Сотоза, клятва воинов Ha
верность бессмертных идеям Ленина —
Оталина, клятва защитников социалиетиче-
ской Отчизны, стоявших на страже великих

завоеваний Октябрьской революции, охра-:

нявших мирный возидательный труд своих
соотечественников. Это была клятва, про-
диктованная разумом и сердцем пламенных
патриотов советской Родины, живущих еди-
ными интересами, едиными помыслами со
своим народом, Это была клятва’ не одного
лишь экинажа крейсера, бороздившего в тот
полночный чае воды чужото моря, но всех
провозглашавших в те
минуты новогоднюю здравицу в чееть лю-
бимой Отчизны, в честь коммунистической

ТРЕТИЛИ СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ НАСТУПИВШИЙ
ми ь годовых норм; Л. Белявская, вырастившая богатый урожай,
ненова; токарь Харьковского тракторного завода К. Скульский, выполнивший шесть годовых норм;
обившийся высоких показателей в боевой и политической подготовке личисго состава корабля; токарь

когда,
«Правда» сообщала © дальнем плавании co~

написанного моряками, выра-’

вогодняя клятва.

партии, в честь дорогого вождя и отца
Иосифа Виссарионовича Сталина.

И это была клятва не одного лишь’ ноко-

ления. В тот год, год великого перелома,

многие будущие офицезы и матросы Kpeli-
вера «Врасный Крым»— активные участви-
ки Отечественной войны-—были еще школь-
никами, пионерами. Многие будущие артил-
леристы, механики, минеры этото корабля
годилиеь тотда в сыновья авторам новотод-
ней клятвы. Но на заре тысяча девятьсот
тридцатого года в чужих водах; вдали от
Родины отцы клялись и за себя и за под-
растающих младших братьев и за своих
мальчугенов... Rey

И дети доказали свою верность клятве
отцов. Экипаж того же крейсера. «Красный
Крым», в чьем составе были и отцы и де-
ти, в последние дни ‘декабря 1941 тода
участвовал в одной из ответственных мор-
ских операций Отечественной войны. В с0-
ставе отряда кораблей Черноморского фло-
та «Врасный Крым» высаживал десантные
части Советской Армии в захваченную нем-
цами Феодосию. Рядом плечом к плечу дра-
лись с врагом, делили опасность и пожилой
впытный моряк, командир корабля Алек-
сандр Илларионович Зубков, ‘и только рас-
правлявший крылья капитан-лейтенант За-
дорожный, и совершенные юнцы, лишь
недавно начавшие службу, грузин. Кукалия,

Вот как рассказывал об этом бое артил-
лерист Кукалия: «...Я стоял у пушки, наб-
людал за воздухом. Я думал: внерди Крым,
Феодосия... Там мы будем бить немца, ‘на-
щего врага. защиту Крыма я понимал, как
защиту прекрасной солнечной Грузии. Мне
дорога Грузия и дорог Крым, Украинцу Be-
ловому дорога Украина и дорог Ерым. Рус-
екому Морозову дорога Россия и xovor
Врым. А воем нам дорога вея советская Ро-
Дина. Re ii

...Нашу дружбу в этом бою скрепила кровь,
пролитая за дорогую всем нам Родину». -

Товарипе Оталин благодарил доблестные
войска и экипажи кораблей, мастерски ocy-
ществившие эту операцию. Позже экипаж
крейсера «Ёрасный Ёрым» за проявленную
отвагу в боях за Отечество с немецкими за-

русский Морозов, украинец Воловой...

хватчиками, за стойкость, мужество, те-

роизм, за дисциплину и организованность
был удостоен почетного гвардейского зва-
ния. На военно-морском флаге крейсера и
на бескозырках ето. матросов появилась
оранжево-черная ленточка — свидетельство
высокой награды правительства за ссобые

стя двенадцать лет, в канун’ Нового воен»
ного года, молодое поколение моряков бое-
выми делами, храбростью, отвагой, мужеок-
вом и ортанизованностью доказало свою
непоколебимую верность клятве отцов, вер-
ность Родине... : Ss
Прошло еще шесть лет. И новое поколе-
ние гвардейцев «Враеного Крыма» — на-
следники боевой славы своих товарищей
встречают Новый год, третий год поеле-
военной сталинской пятилетки, на том же
корабле, в той же кают-компании и в тех
же кубриках, тле восемнадцать лет назад
коллективно составлялась клятва моряков
товарищу Сталину, тде шесть лет назал
рвались вражеские снарялы и лилась кровь
старших братьев. И снова прозвучала тут
эта радиограмма, найленная Ha пожелтев-
ших страницах исторического журнала:
Прозвучала не как воспоминание, a как
торжественная клятва нынешнего поколе-
ния военных моряков, как клятва советских
воинов на верность Родине, народу, пар-
тии Ленина — Сталина, клятва защитников
социалистической Отчизны,

И это клятва не одного лишь нашего по-
коления. Мы уверенно произносим ев ‘свя-
‘ценные слова и з4 себя, и за подрастающих
‘братьев, и за наших сыновей

А. ПОНЕВЕЖСКИЙ.

заслуги экипажа перед Родиной. Так.

ее звено собрало по 30 центнеров ржи’ с. гектара;

Под Северным. сия!

— Встати о романтике, поскольку -за-
шла речь на эту тему, — проговорил пер-
вый штурман. — Был такой случай на
моей памяти. Давно. Суть помню, но мно-
гое стерлось или будто в тумане. Смутно,
вижу общий фон ледовых просторов, голу-
бые ‘оросы, черные прогалины моря, серые
граниты скалистых террас Чукотки, рыжие
мысы колымюкого побережья, радужные
сполохи северного сияния, играющие в воч-.
ном небе над заснеженной пустыней, до’
багровые отеветы пламени камелька, дро-
жащие на бородатых лицах людей...

В годы экопедиционных плаваний на
крайний Северо-Восток я служил на крас-
нознаменном ледорезе «Федор Литке». Ледо-
рез был флатманским кораблем экемелиции,
в которую входил караван грузовых судов.
Осенние штормы не дали нам полностью
разгрузиться в устье Кольмы до окончания‘
полярной навигации. Приитлоеь зазиморать.
Самым безопасным меетом в тех широтах,
по свидетельству лоции, считалась Чаун-
ская губа на Северной Чукотке. Туда мы и
увели караван. ‘Экопедиционные корабли
благополучно достигли места зимевии, нос
грузовым пафохоном «Тамань» получилось
неладно.

По дороге к Чаунокой губе, соблазняеь
морской проталиной, капитан «Тамани»
приказал евернуть © курса, проложенного
через льды влоль берега, и завел пароход в
ловушку. Сначала встретилась неприступ-
ная перемычка, потом переменилея ветер.
Когда на «Тамани» догадались повернуть
обратно, чтобы найти канал, пробитый ле-

‘ред всеми и, приглатающе ‘кявнув мне,

фа стопу листков: шифрованные лонесения

дорезом, время было упущено. Там, где Be-
давно темнели трещины’ развольев, уже’
тромоздилиеь валы из глыб наторошенного
льда. Попытки флагманокого корабля выру-
чить‘ пароход не увенчалиеь успехом. «Та-‘
мань» оказалась в опасном одиночестве
срели торосов Чукотокого моря и всецело
зависела от капризов дрейфа. Правда, пока
ничего страшного ие стряелось. Дрейф про-
текал благополучно. Однако мы знали ието-
рию плаваний во льдах за Беринговым mpo-
ливом и не обольшались. Арктика была
коварна. Вот почему каждый из нас так
волновался, когда мерное рокотанье динамо
пронизывало тоскливый вой ветра, & из
радиорубки слышалось, нервное постукива-
ние ключа. Раз в сутки радист блуждавтие-
го по воле стихии парохода сообщал нам
координаты «Таманих.

Миповало около двух месяцев полярной
Ночи. Шоявились проблески дня. Опять
занялись короткие сумерки, напоминающие
густой туман. В серой морозной мгле pac-
плывчато чернели скалы островов и мыса
Певек у выхода в мертвое море.

Наконец, в канун Нового тода, уклад
однообразной зимовочной жизни был прият-
но нарушен. Мы давно мечтали 06 этом
дне, ибо стосковались по чистоте. Впервые
после седьмого ноября начальник экопеди-
ции позволил кочетарам развести огонь в
ходовых котлах, нагреть воду для бани и
пустить пар в батареи жилых помещений.
Используя редкую на зимовке розможность
‘навести идеальный порядок ва корабле при
электрическом свете, боцман и матросы
валеяли генеральную уборку ледореза. Ди-
намомашина была пущена не на полчаса,
как обычно, пока работала рация, & Ha
двое суток. В тот же день к вечеру «Лит-
ке». выглядел только ‘что выпущенным из
халтитального ремонта. Вее блестело. Весело
шипели трубы парового отопления. Уста-
‘wah буфетчик Григорий Васильевия свя-
еннодейственно заканчивал  сервировку
стола к встрече Нового года. Искрилось в
бокалах вино, вкусно пахло пирогами,
веяло теплом и уютом, не верилось, что
вокруг, на тысячи миль, раскинулась ле-
дяная пустыня... :

Сидя на ливанах вдоль стен кают-компа-
нии, мы ожидали, когда войдет начальник
экспедиции и пригласит mac к столу.
Стрелки массивных часов, привинченных к
переборке под портретом седовласого поляр-
ника и крутосветного путешественника,
имя которого носил наш корабль, подполза-
ли в Зениту. Be i .

В дверях вырохла чуть сутулая фигура
Алексея Петровича. Даже издали было вид-
Но, что начальник экспедиции взволнован.
=— Прошу, = отрывисто произнес он и,
елва стрелки на часах слились, поднял
руку с бокалом.

Встав, мы тревожно глядели на Алексея.

Петровича. Ето пальцы заметно вздратива-
ли. Что-то случилось... .

Юрий ЯКОВЛЕВ

С моря м
; навстречу ветру

(На полном ходу вперед!) ей

Подходит к ночному рейду з
Торжествённо:

Новый год.

Умолкли вве звуки в мире,
Стоят корабли во фронт,
Кажется,

сделался шире
И стал светлей горизонт,

И. тдт, затаив дыханье,
Матросы страны моей
Увидели очертанья
Чудесных, радостных дней.

Хабаровского судоремонтного завода А. Семенов, выполнивший пятилетний план.

<
Рассказ-быль
..

— Прежде веето за тех, кто в море, —
многозначительно предложил они, выждав
мгновение, четко продолжал: —— За благо-
получие наших товаритщей, которые дрей-
фуют во льдах. и не могут разлелить с ‘нами
радость ‘ветречи Нового года’в спокойной
обстановке.

Мы дружно осушили бокалы, но празлие-
ство’ не получалось, Вино. не: сумело развя-
зать язык никому. Сосрелоточенно’ хмурое:
лицо начальника экопедиции словно преду-
преждало нас о беде.

Посилев за столом несколько минут, для
приличия, Алексей Петрович извинилея 0е-

направился в св010 каюту.
`-- Ирэдется вам прогуляться к «Тама-
ни», — © места в карьер проговорил он,
как только мы оказались наедине. — Хотел
для этой операции дождаться дней подлин-
нее. К сожалению, время не ‘терпит. Озна-
ROMBTECH... F

Алексой Петрович достал из ручного ©ей-

капитана «Тамани», присланные ‘помимо
ежесуточных официальных сводок.

Через четверть часа я знал вое, что про-
изоло на злосчаетном пароходе с момента
начала дрейфа вплоть ло последних минут
перед встречей Нового года.

_3

‘гений ЮНГА

шем

Путешествие было ве из приятных.
Трудно не думать, что жизнь держится на
волоске, если под ногами ледяной настил, а
под ним морская бездна. И что тиок воз-
растает © каждым шатом от берега. И что
помощи ждать неоткуда. И что надо, нелре-
менно надо, итти вперед и внеред сквозь
потемки, озаряемые  сполохами северного
сияния, через ропаки, торосы, трещины и
прочие препятствия, каких в л10бое время
достаточно на просторах Чукотокого моря!..
Важдый барьер пришлось брать нриступом.
На спусках варты опрокидывалиеь, кренле-
ция ослабевали, олень. туши вывалива-
лись. Прожорливые. неы; запутывая copy,
забыв 00 исолранных в кровь лапах, норо-
вили внепиться зубами в мясо... В конце
концов мы потеряли счет рабшелинам, тре-
шинам и вынужденным кунаниям в обжи-
тавшей воде. Собаки изнемогали от 6ес-
гонечных лазаний Ha торосы и тяжести са-
ней. Их лапы, исколотые и раз’еденные
соленым льдом, превратилиеь в снлошные
раны, Мон ноги ныли, будто я совершил
тысячекилометровый переход. На самом
деле караван проник в замерэшее море вее-
го на пятьдесят миль. Пароход был разли-.
чим узке без помощи бинохля. За дальними
торосами чуть проступали мачты и наклон-
ная труба.

„Вараван достиг цели на пятые суткт
после от’езда с мыса Певек. Едва сумерки
SHBAPCKITO дня серым просветом возникли
между тучами и линией горизонта, мы ра3-
тлядени место дрейфа. Чудовищный ледя-

Единственной нитью, которая связывала   Ной вал. застыл над кормой «Тамани», го-

«Тамань» 6 нами и остальным миром, был
радист. И вот он сдал таньыше других.
него отекли ноги’ и  кровоточили десны:
безопибочный признак цынги. дн почти He
Мог есть и ¢ трудом, и то при помои двух
человек, одолевал расстояние от своей каю-
ты до радиорубки, чтобы в установленный.
срок сообщить нам координаты парохода и
направление дрейфа.

Последняя шифровка, переданная цын-
тотным радиетом, была ответом на поздрав-
ление с Новым тодом, посланное Алексеем
Петровичем экипажу «Тамани». Радиограм-
ма, под которой значилась подпись ками-
тава, лаконично извелхала, о трагедии в Чу-
KoTckom море. Текст пифровки настолько
врезался в память, что я наизусть знаю его
де сих пор:

«В ‘течение суток оботановка вокруг
«Тамани» резко ухудшилась. Дважды испы-,
тали мощное сжатие, вторичное и самое
сильное двадцать минут назад. Напор льдов”
прорвал наторошенную перемычку высотой’
в шесть метров. Сжатие прекратилось, но
бортовой крен достиг тридцати трех праду-
сов. Пароход лежит, склонясь правым бор-
том. В двадцать три часа тридцать минут,
сняв документы, аварийный передатчик,
залтае продовольствия и палатки, сошли на
лел. Радиста перенесли на руках...».

Таков был новотодний сюрприз, препод-
несенный Арктикой,

— Считать положение безнадежным
преждевременно, — сказал Алексей Петро-
вич, когда я возвратил ему шифровки, —
Самое главное, чтобы люди не отчаялись,
Цусть убелятея, что мы не забываем о них,
и пусть на примере вашего ‘вояжа поймут,
что нет положения 663 выхода; То-есть
что в крайнем случае ‘они всегда’ сумеют
выбраться на материк. Расстояние. от бере-
га до парохода ни фазу не превымало ста
двадцати миль. Сейчас оно наполовину ко-
роче. Его можно пройти пешком за полторы
недели, избрав курсе на Певек.

Алексей Петрович ‘развернул карту,
испещренную ломаными линиями дрейфа
«Тамани», и точно измерил расстояние от
мыса Певек у входа в Чаунекую губу до
кружка с последними координатами:

— Ровно шестьдесят две мили.

Он вырвал из блокнота исписанный
IMCTOR, сложил его вчетверо и, надписав
фамилию капитана «Тамани», отдал мне.

— Вручите Александру Ильичу. Теперь.
конкретно. Доставите на «Тамонь» смену
радисту и груз свежего мяса. Аакупите у
чукчей Певека. Там же найдете четыре =—

пять ‘упряжек. Обратитесь от моего имени

в Высотегину и Гемауте, Это лучшие
каюры между Чауном и Колымой. Когда

`покинете мыс, предупредите рёкетой, а я

извещу Александра Ильича. Всех блат...

Мы расцеловались, в я отправился в
непроторенный утв’ по дрейфующим льдам,
предварительно выполнив указания” Алек-
сея Петровича: закупил две тонны оленьего
‘мяса, нанял каюров и пять упряжек.

Увидели,
как, мелькая
„Вдали острием. луча, .

В знакомом селе, сверкая,
Зажелась мечта Ильича,

Увидели руд открытых
Холодный
сталистый блеск.
Каналов, в песках отритых,
Волшебный, прохладный всплеск...

Бьет ветер

крылом по рибке,
По тросам — по струнам бьет.
Страна поднимает кубки f
За Новый ‘сталинский год.

товый рухнуть и раздавить ее. Это был по-
слелний рывок. сжатия. Оно прекратилось в
двух саженях от. кормы.

` Шожинутый людьми, пароход лежал на
боку. В стороне виднелись треутольные
 шятна палаток.

‚ Возле. них. и состоялось незабываемое со-
брание экипажа «Тамани».

Всякая из палаток была слишком мала,
чтобы вместить сорок человех, в их чиеле’
нового радиста, уменя и любопытетвующих
каюров-чукчей. Поэтому капитан, прочтя
доставленное мной письмо начальника,
экепехиции, приказал вахтенному матросу
созвать людей у палатки, в которой ложал
цынготный радест.

`— Начальник экспедиции, — сказал
капитан, — советует He подвергать лиш-
нему риску весь личный состав нашего
парохола и отправить каждого, кло из’явит
желание, на материк, в Чаунскую губу. У
кого есть вопросы?

Наступила долгая пауза. Люди вокруг
‚меня хранили молчание,

Балтитан пристально оглядел их.

— Значит, вопросов нет? Прекрасно.
Предупреждаю, что не могу отпустить сле-
дующих лиц; первого штурмана, старшего
механика, боцмана, одного машиниста, двух
кочегаров и двух рулевых. Остальные воль-
ны укладывать веши и уйти вместе с кара-
ваном, который урезет больного радиста.
Смена ему прибыла, так что связью мы
обеспечены. В общем уточним: кто из лич-
HOTO состава намерен перебраться в Чаун-
скую губу?

В тишине прозвучал чей-то простужен-
ный голос: ее

— Зря ищете таких, Александр Ильич.
Вы сами дали им расчет во Влаливостоко.

На закопченных, бородатых, упрюмых
лицах солнечным лучом засияла улыбка.

Желающих  присосдиниться к нашему
каравану не налилось. Ни один человек из
экипажа дрейфующей «Тамани» не согла-
сился покинуть пароход и товарищей.

Обратное путешествие я предпринял ©
каюрами и цынтотным радистом. Особых
приключений не было, Разгруженные на?-
‘ТЫ легко скользили мимо торосов, залитых
неверным светом северного сияния. Погода
баловала нае. Понутный ветер подтонял
упряжки. Распуетив пупеистые хвосты, со-
баки без оглядки бежали через ледовое мо-
ре к гранитным Террасам мыса Цезек.

Возвратясь на флагманский корабль; я
доложил пачальнику экопедиции о том, что
увидел и услышал на дрейфующем льду.

Влексей Петрович молча гротянул мне
радиотрамму, подписанную капитаном «Та-
мани» от имени экипажа в ответ на письмо,
доставленное мной. В ней была фраза, ко-
торая звучала девизом:

«Долг моряка — защищать свой корабль
до последней минуты».

Да, на «Тамани» были настоящие совет-
ские люди, Они не сомневались, что спасут
пароход. И спасли.

За тех, р
кто стоит в дозоре,
Кто в тундре,
‘ 6 neckax,
6 Tailae.

За тех,
кто сегодня в море;
От Родины вдалеке.

За флотский,
рабочий,
лётный,
Идущий на штурм высот,
За трудный и за рекордный,
За Сталинский Новый год,

1948 ГОД, ТРЕТИЙ ГОД ПОСЛЕВОЕННОЙ СТАЛИНСКОЙ ПЯТИЛЕТКИ. Слева направо: лучший стахановещ Мариупольского завода имени Мльича слесарь
< о капитан-лейтенант Г. Шестак — один из передовых морских офицеров; инициатор движения
отличник, слушатель академии имени Фрунзе, майор. Д. Проэктор; шахтер. И. Крупеня, выполнивший три
Ново-Краматорского завода имени Сталина И, Мирошниченко, выполнивший пять годовых норм; токарь