м

3 января 1948 г., суббота, № 2 (2796)

ae

.
К отчетно- выборным

КРАСНЫЙ ФЛОТ

партийным собраниям . р]

Осужденная практика «средних» нифр.

Скоро на крейсере Ц. состоятся отчетно-
зыборные, партийные собрания. В докладах
секретарей парторганизаций и в выступле-
ниях коммунистов большое место должны бу-
дут занять вопросы идейного воспитания.
Как известно, политические занятия явля-
ются одним из осповных участков идеоло-
тической работы на корабле. Поэтому на от-
четных собраниях коммунисты, надо пола-
тать, спросят у секретарей, членов парт:
бюро, как они боролись за высокое качество
политических занятий, что они сделали, чо
бы подтянугь отстающих до уровня ‘иередо-
виков. № сожалению, на крейсере H. ne pee
руководители  парторганизаций ‘уделяли
должное внимание этому важнейшему делу.

Bor, например, группа политических за-
нятий, которой руководит молодой офицер
т, Никития. При подведении итогов yere-
BIOMUCTH за второе полугодие выяснилось,
что матросы лт. Осауленко ‘и Бритиков не
усвоили программу, а тт. Судаков, Гурчен-
ков и ряд других ответили посредственно,
Как это могло случиться? Почему в группе,
ще у всех приблизительно одинаковый уро-
вень общеобразовательной подготовки, не-
сколько человек, причем большинство из
них комсомольцы, получили столь низкие
оценки своих политических знаний?

Ответ на эти вопросы следует ‘искать в
том формальном отношении к политическо-
му воспитанию людей, которое все еще
имеется у некоторых пюлитработников  ко-

‘ рабля, а также руководителей партийной и

комсомольской организаций. Шо обратимся
№ фактам.

Три с половиной месяца назад молодому
офицеру т. Никитину поручили руководить
труппой политзанятий. Политическое вэспи-
тание матросов ему пришлось совмещать с
освоением своих обязанностей командира

башни. Получив в военно-морском учи-
лище основательные навыки в работе с
книгой, он показал вое ‘умение составлять
конспекты. Это-то и уснокоило пропаганди-
ста политотдела: что’‘же, человек, мол,
толковый, подготовленный, сумерт вести
группу. Но, будучи сам хорошо подготов-
ленным, т. Никитин еще не научилея пре-
подавать. 06 этом в политотделе не подума-
ли и, как говорится, дали молодому офице-
ру группу «на откуп». И руководитель по-
литзанятий` мовел дело старательно, добро-
совестно, но недостаточно умело. Приходив-
шие к нему на занятия корабельные полит-
работники и инструктора политотдела оста-
вались довольны: читает т. Никитин «пра-
Вильно», по. конспекту, без. запинки, че-
го ж еще надо? Остальное — его дело!

Между тем метод ведения занятий с само-
го начала был выбран ‘неправильный. Вме-.
сто того чтобы уяснить главное в каждой
томе, молодой офицер направлял основное
внимание матросов на... заучивание дат. В
результате матросы ударились в зубрежку,
забыв о необходимости уяснения существа,
изучаемых вопросов.

Некоторая часть матросов пропускает за-
HATHA, находясь Ha вахте, в отпуске и
т, д. С этими товарищами занимается до-
полнительно все тот же т. Никитин. Прав-
да, есть помощник руководителя политзаня-
тий — мичман Воронцов; Однако он забро-
сил не только работу с людьми, но и сам
перестал повышать свой идейный уровень.
А ведь т. Воронцов — секретарь партийной
организации подразделения, и кому, как не
ему. следовало обратить внимание на каче-
ство политзанятий, подсказать секретарю
комсомольской организации башни т. Дей-
кину‘ и секретарю комсомольского бюро под-
разделения т. Рубинскому, что повседнев-

ный контроль за идейным ростом комсомоль-
цев, регулярная помощь им являются делом
первостепенной важности. . Этого не про-
изошло. И не случайно, что. комсомольцы
тт. Трифонов, Бритиков, Приходин и ряд
других слабо усваивают программу.
Чтобы помочь отстающим, многое можно
было сделать, Есть же в группе отличники,
например матрос С. Зайцев. Он  хоропю
ориентируется по карте, умеет использовать
для изучения каждой. очередной темы  10-
литзанятий не только политическую, но и
художественную литературу. Зайцева, да и
других передовиков, следовало привлечь для
помощи тем, кто тянет вею группу назад.
Мы уже говорили, кто конкретно пови-
HEH в том, что ни эта, ни другие необходи-
мые меры не были приняты, но тут важно
и другое. Дело в том, что есть на корабле
еще отстающие группы, что у некоторых

товарищей имеется несерьезное отношение K   6

вопросам идеологического воспитания стар-
шин и матросов.

Некоторых политработкиков, руководите-
лей партийных и комсомольских организа-
ций явно подводят средние цифры. Группы
политзанятий, где занимаются старшины
четвертой боевой части, получили отличную
‘оценку успеваемости, часть. груши — xopo-
шую. В результате «средняя» оценка на
крейсере получилась довольно высокой. И

‚это кое-кого успокоило, демобилизовало...

Задача коммунистов крейсера — исполь-

зовать отчетно-выборные партийные собра-.

ния для того, чтобы глубоко векрыть недо-
статки в идейном воспитании личного соста-
ва, наметить конкретные меры для их
устранения.

Капитан 3 ранга Е. КОВАЛЕРЧУНК.

Балтийский флот.

Второго января в партийных организа-
циях подразделений Черноморского флота
начались отчетно-выборные = собрания.
Велед за ними пройдут собрания и в пер-
вичных организациях.

Готовясь кэтим собраниям, партийные ор-
танизации значительно оживили внутринар-
тийную работу, больше внимания стали уде-
лять воспитанию молодых коммунистов.
‚Вак только на флоте была получена дирек-
тива Главного политического управления
Вооруженных Сил СССР о проведении вы-
боров партийных органов, Шолитуправле-
ние и политотделы флота стали раз’яснять
коммунистам значение предстоялтих отчет
но-выборных собраний. На кораблях и в
частях состоялись совещания секретарей
партийных организаций и активистов, где
была изучена Инструкция ЦЕ. ВКП(б)
«() проведении выборов руководящих нар-

тийных органов» и оказана помощь секре-.

тарям в подготовке к отчетным докладам,.
в составлении планов.

Большая подготовительная работа  про-
водится в об’единенной школе учебного
отряда. Здесь партийное бюро созвало се-
минар секретарей партийных организаций
подразделений, на котором были

изучены
руководящие документы по проведению от
четно-выборных собраний, Партийное бюро

Восемь собраний в день

проверило учетные карточки коммунистов,

составило ‹ график проведения собраний.
Члены бюро оказывают. помощь секретарям
партийных организаций подразделений в
подготовке к отчетным докладам. Организо-
вано изучение молодыми коммунистами

прав и обязанностей коммунистов, органи-.

зационных основ ВКП(б). Бюро готовит
схемы и диаграммы, иллюстрирующие дея-
тельность партийных организаций.

Секретарь партийной организации крей-
сера «Молотов» старший лейтенант Слад-
ков. и члены партийного бюро корабля в
эти дни помогают руководителям парторга-
низапий боевых частей готовиться к собра-
ниям. Среди коммунистов крейсера часто
проводятся беседы об Уставе, ВКП(б). о зна-
чении выборов руководящих партийных
органов. Первое отчетное собрание здесь
намечено провести 13. января. Собрания в
остальных организациях булут проводить-
ся на-три. дня. позже. Это делается. для того,
чтобы ‘партийное: бюро: смогло’ учесть опыт
подготовки и ‘проведения первого собрания
и, используя этот опыт; провести после-
дующие собрания на еще более высоком
уровне.

Следует, однако, сказать, что не везде
еще серьезно’ готовятся  к  отчетно-выбор-
ными партийным собраниям. В соединении,

Лекторий для генералов, адмиралов
и офицеров

Ленинградский Дом офицеров им. С. М.

Кирова организовал лекторий для генера-
лов, адмиралов и офицеров Советской Ар-
мии и Военно-Морских Сил. Задача лекто-
рия — систематически знакомить слушате-
лей с выдающимися достижениями во всех

областях советской науки.

К чтению лекций приглашены крупней-
ие ученые нашей страны — президент
Академии наук СССР академик Вавилов,
вице-президент Академии наук СССР ака-
демик Барлин, академики Берг, Иоффе, Ме-
В ближайшее

щанинюв, Тарле и другие.

время академию Вавилов прочтет лекцию
«Мировое значение советской науки», ака-
демик Тарле — «Международные ‘отноше-
ния на современном этапе». ›,

В декабре в лектории выступали акаде-
мик И. А. Орбели ¢ лекцией на тему «Бур-
жуазная культура и советская культура»
и академик А. А. Орбели — на тему «Новое
в изучении высшей нервной деятельности

человека». ,
Майор Я. ИОФФЕ.

г. Ленинград.

где заместителем начальника политотдела
капитан 3 ранга Слепов, решили, например,
провести отчетные собрания в шестнадцати
партийных организациях ‘в течение двух
дней. Здесь, очевидно, никого не волнует
то обстоятельство, что если в один лень
будет проводиться по восьми собраний, то
политотдел не сможет руководить ими, 5у-
дет лишен возможности своевременно по-
могать партийным организадиям. ‘во-время
замечать и исправлять недостатки.

Так же неудачно наметил сроки проведе-
ния отчетно-выборных собраний и политот-
дел тыла. Здесь, например, запланировали

провести в Н-ском соединении четыре со-

брания в один день.
`Деятельная подготовка к отчетно-выбор-
ным собраниям идет на Краснознаменном
линейном корабле «Севастополь». Здесь кл-
питан 2. ранга Смирнов провел совещание
политработников, посвященное предетоя-
щим выборам партийных органов. (Сейчас
коммунисты корабля слушают лекции 00
организационных принципах большевизма,
о росте и деятельности коммунистических
партий зарубежных стран, о значении
большевистской критики и самокритики.

Капитан 3 ранга. Н. ДОБУШЕВ. .

Черноморский флот.

Зимние каникулы _
‘нахимовцев.
РИГА, 2 января. (По телеграфу CT Hopp.

«Красного Флота»). В Рижском нахимов-.

ском училище начались зимние каникулы.
Большинство воспитанников добилось зна-
чительных успехов в учебе.

Лучшим в училище считается пятый
класс, где офицером- воспитателем старший
лейтенант Круглов. Более 70 проц. учени-
ков этого класса получили отличные и хо-
рошие отметки. Около 65 проц. пятеро и
четверок имеют воспитанники роты капи-
тан-лейтенанта Голубкова.

Это было десять лет назад. Отояла cypo-
вая дальневосточная зима. На №раснозна-
менной Амурской флотилии шла подготовка
к традиционному лыжному кроссу. В кроссе
принял участие и молодой матрос Попов,
незадолго до того пришедший на военную
службу пз таежной сибирокой деревни. И
BOT тогда произошло неожиданное событие:
никому неизвестный моряк Никифор Попов
первым пришел к финишу. Судья вручил
ему свитер победителя.

C ‘того момента Попов горячо, п9-
любил спорт. Он много и упорно трениро-

валея, присматривалея в более опыгным
лыжникам, перенимал их технику, приооре-
тал спортивное мастерство.

Уже через год Попов успенино выступил

на общефлотских лыжных соревнованиях.
Вскоре, защищая спортивную честь амур-
цев на краевых состязаниях,
первые места в беге
дцать километров, & зимой 1938 года’ за-
воевал первенство Дальневосточного
на пятикилометровой дистанции.

он занял
Ha десять и три-

края

С каждым новым годом росла спортивная

слава Никифора’ Попова.
Зима 1939 года. Под Ленинградом прово-

дятся гонки сильнейших лыжников СОСР;

4% В этих соревнованиях амурец
ел десятки опытных мастеров лыжного
спорта и занял третье место.
ши году, участвуя в 100-километровом
пробеге под Москвой, он вошел в десятку
сильнейших лыжников страны.

Попов. 060-

А в следую-

В лни войны с белофиннами в 1939 ro-

лу Никифор Попов принимал участие в боях
в качестве лыжника-разведчика, ходил по
тылам врага и приносил командованию цен-
ные разведывательные сведения.

Однажды Попов © группой разведчиков

отправился в очередной рейд в тыл против-
ника. Вечерело. Разведчики шли по откры-
той местности. Неожиданно над ними 1п9-
явился самолет. Укрыться было негде: ни
леса, низоврага поблизости. Лыжники легли
нА снег и укрылись маскировочными халз-
тами, Однако вражеский летчик заметил их
и, снизившись, открыл по

вый огонь. Одна из очеред

ним  пулемет-

сей ударила по тотметил двой

2;

ИЯ

Лейтенант Н. Попов.

лыжам Попова и обрезала их. Но это ие
вывело Попова из строя. Он сумел присю-
собить перебитые лыжи и ни на шаг не
отстал от своих товарищей.

После войны Никифор Попов возвратился
на родной Амур. В начале 1940 года Вее-
союзный комитет по делам физкультуры и
спорта присвоил ему звание мастера спорта
по лыжам. В следующем году Попов завое-
вал первенство в Военно-Морском Флоте по
этому виду спорта. _

а, Великой Отечественной войны
Никифор Попов был назначен sage Ad
ром физической подготовки олной ‘из часте
Амурской флотилии. Он вложил немало тру-
да в подготовку физически закаленных, вЫ-
носливых = бойцов-лыжников. Ha . peex
соревнованиях ‚И ‘спартакиалах флотилии
ого воспитанники занимали первые места.

В конце пролтлого года лейтенант Попов
Иной тобилей: досятилетие сво-

икифор Попов

ей службы на флоте и десятилетие спор-
тивной деятельности. Ему было вторично
присвоено звание мастера спорта, но» на
этот раз уже по легкой атлетике. .

Лето 1947 года принесло Попову новую
спортивную славу. Он завоевал звание чем-
пиона РСФСР и чемпиона Вооруженных
Сил в беге на длинные дистанций и вошел
в состав сборной команды СССР по легкой
атлетике.

Выступая на московском стадионе «Ди-

намо» в День физкультурника, Попов уста-”
‚ новил новый рекорд для Военно-Морокого

Флот» в беге стипль-Чез, ‚показав время
9 минут 34,6 секунхы. А в День Военно-
Морского Флота он внес существенную по-
правку в таблицы ‘флотоких рекордов, про-
бежав 5.000 метров за 15 минут 6,8 ce-
кунды.

Леткюю спартакиаду PCOCP Никифор
Попов встретил в отличной. спортивной
форме. Он занял вторые места в беге на
три, пять и десять тысяч метров. Впереди
шел мастер спорта капитан . Но на
следующих соревнованиях по легкой атле-
тике на первенство Вооруженных Сил По-
пов взял реваниг в беге на пять тысяч мет-
ров. Он обошел более сорока. мастеров спор-
та, в том числе и капитана Ванина, и за-
воевал первенство Вооруженных Сил. При
этом он установил новый рекорд по Военно-
Морскому ФЯоту. Это самая серьезная спор-
тивная победа Никифора Попова в летнем
сезоне 1947 года.

В настоящее время лейтенант Попов про-
должает повышать свое спортивное мастер-
ство. Одновременно он руководит спортив-
ной работой Н-ской чаети, которая в про-

‘  шлом значительно отставала. За короткий

срок т. Попов сумел сколотить вокруг себя
физкультурный актив, хорошо наладить
массовую спортивную работу в’ подразделе-
ниях. Сейчаю физкультурники Части, где
служит мастер спорта СССР Никифор По-
пов, по различным видам спорта держат
ряд первых мест на флотилии,

Лейтенант Б. ИРТЫШСКИЙ.

Краснознаменная Амурская флотилия,

Росси

0 приоритете русского корабельного инженера
в изобретении системы противоминной защиты

На современных военных кораблях боль-
юго водоизмещения с целью. защиты их
жизненных частей со стороны борта от
действия взрыва мин заграждения и торпед
применяется специальная бортовая проти-
воминная защита. Практикой кораблестрое-
ния выработано немало систем такой защи-
ты, из которых одна в ряде произведений
специальной и популярной литературы,
выпущенной ‘нашими издательствами“, на-
зывается «американской».

Сущность устройства этой системы сво-
дДится к тому, что в районе борта устанав-
ливается. пять продольных переборок, рас-
положенных по длине цитадели и отетоя-
щих друг от друга примерно на один метр.
Первая продольная переборка, считая от
Орта, и последняя делаются, как обычные

корабельные переборки, а три средних, как

правило, изготоваяюлся более толстыми.
Между собой все они связываются попереч-

смежных продольных отсеках в шахматном
порядке. Общая ширина пояса защиты в
этой системе достигает 5—6 м.

Имеются ли какие-либо основания, чтобы
указанную выше систему называть «амери-
канской»? Не только оснований, но даже
намека, на такие основания пет. Эта система
по праву является русской. Для доказатель-
ства этого нашего утверждения проследим
ее применение на линейных кораблях Соеди-
ненных Штатов Америки, для чего восполь-
зуемся иностранными, в подавляющем боль-
птинстве американскими, источниками. В
качестве примера возьмем линейные. кораб-
ли США типа «Пенсильвания». «Калифор-
ния» и «Мэриленд». Согласно данным енра-
вочника «Шипе энд эйркрафт оф Юнайтед
Стейтс флит», эти корабли были заложены,
спускались на воду и вступали в строй в

ными переборками, которые ставятбя в
ae сроки:

Название корабля: Закладка

Спуск Ha Bony Вступление в, строй

„Пенсильвания“, ‚  27 остября 1913 г.
„Калифорния“. ..  25 октября 1916 г.
„Мэриленд“ ....  24 апреля 1917 г.

В журнале «Верф Редерей Хафен» за
1935 г. на erp. 355—356, 369—370
Н. Эвере, говоря © бронировании и подвод-
ной защите больших кораблей, указывает:
«...следует отметить бортовую  защи-
ту. линейно корабля  «Пенеильва-
ния» до его модернизации. Она co-
стояла из пирокого свободного отсека для
расширения газов и толстой (76 мм в два
слоя) противоторпедной переборки, за кото-
рой в небольшом от нее расетоянии шла
продольная переборка для задержки филь-
трации воды. Такая система признана эме-
риканекими ‘авторитетами ‘неудовлетвори-
тельной, они считают, что пространетво для
расширения газов. слишком широко; & тол-
щина броневой ‘переборки недостаточна для
поглощения энергии взрыва».

Несколько ранее в этом журнале тот же
автор. писал: «..на ‘линейных кораблях
типа «Уэст-Виргиния» (однотипный «Мэри-
ленд».— В. Г. и В. К.) наружная обшивка
имеет ‘чрезвычайно’ легкую конструкцию
(6,3 мм), равно как продольная переборка,
отраничивающая изнутри камеру растире-

‚ния и переборки фильтрационного отсека.

Промежуточные противоторпедные перебор-
ки имеют толщину 19 мм и сделаны из
легкой стали, имеющей сравнительно низ-
кую прочность и соответственную с1п059б-
ность к деформации. Отделения А и Е пус-
тые; В, Си Д служат систернами для хра-
нения нефти. Вся система бортовой защиты,
имеющая назначением поглощение энергии
таза, состоит из четырех продольных пере-
борок... с расположенными между ними в

шахматном порядке на расстоянии 7,3 м .

поперечными переборками, ‹ перевязанными
между собой дополнительными бракетами».
Й далее Эвере ‘отмечает: «...старые линей-

‚ные. корабли, предшествующие «Теннесси»,

при модернизации получили, в основном, по-
добную же бортовую защиту, причем в каче-
стве свободного пространства для расшире-
ния газов к бортам приделаны наделки

(були)».

В одном из номеров «Арми энл Нейви
Джоркал» указывается: «У самых co-
временных линейных кораблей подводная
защита состоит из нескольких внутренних

‘продольных переборок и ряда простираю-

щихся от ватерлинии 10 днища отсеков.
Типичной является подводная защита ли-
нейных кораблей «Уэст-Виргиния», «Мэри-
ленд», «Колорадо», «Калифорния» и «Тен-
Несси». Она состоит из бортовых отсеков,
разделенных пятью продольными перебор-
ками». Далее в этой статье следует подроб-
ное описание указанной выше системы б00-
товой противоминной защиты.
Американские специалисты Ван Анкен и
Чарльтон в журнале «Америкен Сосейши 06
Нейвл Энджинирс» за 1923 год, февраль,
на стр. 1—17 писали: «Постройка кораб-
лей типа «Мэриленд» была утверждена
актом конгресса США 23 августа 1916 го-
za. Лругими кораблями этого класса
были «Уэст-Виргиния». «Колорадо», «Ва-

шингтон». Эти корабли, так же как «Теннес-

си» и «Калифорния», были спроектированы
с учетом опыта. войны, особенно в отноше-
нии подразделения на водонепроницаемые
отсеки, размещения и конструкции артил-
лерийских установок, кроме того, эти ко-
рабли были уеовершенствованы в Части
электродвижения». i
Таким образом, из приведенных. материа-
Тов. со всей очевидностью. следует, что, во-
первых, система бортовой противоминной
защиты, которую по совершенно непонят-
ным причинам называют американской, нз
венных кораблях США, построенных перед
первой мировой империалистической  вой-
ной, не применялась (заложенные в 1913
тоду линейные корабли типа «Пенсильва-
ния» этой защиты не имели), во-вторых,
бортовая противоминная защита с пятью
продольными переборками впервые была

* Например: ‘А. Цукеривердт «Корабель-
ная архитектура», Военмориздат, 1943 г.
 А. Травиничев «Мина и средства’ борьбы с
нею», «Морской транспорт», 1942 г.; В. А.
Саткевич «Кораблеустройство», Boexmop-
издат, 1939 г.

2 июня 1916 г:
10 августа 1921 г,
21 июля 1921 г.

16 марта 1915 г. .
20. ноября. 1919 г.
20 марта 1920 г.

применена на линейных кораблях, начатых
ностройкой в 1916—1917 гг. («Калифор-
ния» и «Теннесси»), и, в-третьих, на линей-
ных кораблях более поздней ностройки эта
система получила широкое применение.

Tak в наивозможно кратком изложении
выглядит в отношении дат появление и
дальнейшее развитие системы бортовой
противоминной защиты на американских
кораблях. Между тем, если обратиться в
историческим документам, например, к
журналу «Морской сборник» № 7 за 1900
год, и ознакомиться © напечатанной в нем
статьей 9. Е. Гуляева «Защита подводных
частей сулов от ^ самодвижущихея мини
таранов и возможное изменение opm и
пропорций военных судов для обеспечения
такой защиты», то нетрудно установить,
что идея защиты бортов системой продоль-
ных отсеков появилась в России гораздо
раньше, чем она была применена на кораб-
лях американского флота, а именно: еще в
последние годы прошлого века.

уе В .

Осенью 1880 года паровая яхта русеко-
то флота «Ливадия» при переходе из Анг-
лии в Черное море Bo время бури в Би-.
скайском заливе получила нодводную про-
боину. Благодаря тому, что бортовые и дру-
гие отсеки были разделены большим ко-
личеством водонепроницаемых  переборок,
яхта осталась на плаву, сохранив свои мо-
реходные качества. Пробоина даже не бы-
ла замечена до прихода в порт Ферроль.

В этом переходе принимал учаетие ко-
рабельный инженер 9. Е. Гуляев. На ос-
новании тщательного анализа итогов пере-
хола и своих выводов он написал доклад
«0 некоторых спепиальных идеях о систе-
ме постройки военных судов, которая обес-
печила бы им защиту от мин и таранов

более действительную, чем это достигается”

при современном судостроении». Этот до-
клад он отправил в июле 1900 года на
Международный конгрессе корабельных ин-
женеров в Париже.

вод нового миделя, внизу — соответетвен-
How кривою BCD, a вверху — соединим
точку А с точкою 0; обвод выше линии
ОА остается прежний и направляется по
линии 0Е; таким 9бразом, полный обвод
нового миделя будет ЕОАВСО.

Расстояние ОА взято от: 5 доб м прибли-
зительно, с целью иметь достаточно места
внутри нового дополнения для устройства,
по крайней мере, двух продольных перебо-
рок, образующих, по меньшей мере, два
ряда клетчатых отделений вдоль всей дли-
ны бортов судна. Е

Ширина таких добавлений постепенно
уменьшается на-нет к оконечноетям суд-
на или в местам, где обыкновенно поме-
щаютея носовой и кормовой броневые тра-
верзы, или же к форштевню и ахтерштев-
ню, как показано на рис. 2».

Говоря дальше о ‘значении предлагаемых
им конструктивных изменений в корпусе
броненосца, Гуляев ‘указывал, что боко-
вые дополнения (були) позволят обеспечить
кораблю действительную защиту от мин и
таранов и предохранить его от затопления.
Они ‘помогут также значительно повысить
живучесть механизмов, потому что ряды
клетчатых продольных отделений. удалят на
большое расстояние от бортов жизненно
важные части корабля. Некоторые из этих
отделений можно будет использовать как
погреба для различных запасов (угля; жид-
кого топлива), что даст возможность вну-
три средней части корабля оставить боль-
ше места для боевых погребов.

Из приведенных выше предложений рус-
ского корабельного инженера видно, что на
идею создания противоминной защиты с
системой продольных и поперечных пере-
борок его натолкнул поход на яхте «Лива-
дия», на которой была применена по кон- -
структивным соображениям клетчатая сие
стема набора.

Таким образом, можно со всей определен-
ностью утверждать, что 9. Е. Гуляев пер-
вым пришел к заключению о необходимости
для военных кораблей большого водоизме-
щения системы бортовой противоминной за-
щиты, основанной на принципе разделения
бортового пространства на легкие водоне-
проницаемые отделения. Он первым пред-
усмотрел ширину и длину этого защитного
пояса и высказался за размещение в OT-
секах жидкого топлива и угля, которые на
современных кораблях применяются-в`каче--
стве заполнителя. ; peepee

В силу коености и рутины царских чи-
новников идея Гуляева, как и`многие другие
изобретения передовых русских ученых, не
была практически реализована. Раболеп-
ствуя перед всем иностранным, не веря в
творческие силы русского народа, чиновяи-
ки морского ведомства постарались сделать
вое для того, чтобы похоронить русекую си-

етему противоминной защиты. Больне. то-

то. После первой мировой войны идея’ Гу-

ляева была практически реализована на

кораблях флота США и ее стали называть,
«американской». Некоторые наши специа-
листы и авторы учебников, некритически

относясь к сообщениям о достижениях бур-`
жуазной науки и техники, стали слено пов-

торять, что в современном военном корабле-

строёнии якобы существует американская

система противоминной защиты.

Ни в одном из трудов А. П. Шершова,
А. Пукершвердта, А. Травиничева и др. не
упоминается о русской системе противомин-
ной защиты Гуляева, зато всячески распи-
сывается так называемая американская си-
стема, являющаяся по существу воплощени-
ем идеи русского корабельного инженера.
Так, профессор А. И. Шерпюв в своей книге
«История военного кораблестроения»
(1940 г., Военмориздат) на странице 282.
пишет об английской и американской систе-
`мах, как о вполне самостоятельных изобре-
тениях военных инженеров Англии и СПА.

Рис. 2.

Для того чтобы иметь надежную защиту
от мин и тарана, Гуляев в своем докладе
предложил создавать у бортов корабля спе-
циальные наделки (в современном понима-
ний — були) шириною 5—6 метров, ста-
вить в них продольные и расположенные в
шахматном порядке поперечные перебор-
ки, а также иметь в этих отсеках заполни-
тель.

«Возьмем, — писал он в № 7 «Морского
сборника» за 1900 тод, — какой-нибудь
из современных броненосцев, миделевое се-
чение которого ноказане на рис. 1; изме-
ним формы его прибавкою на каждом бор-
ту следующего дополнения: отодвинем
пояс брони его по ватерлинии 0В* наружу,
на расстояние от 5 до 6 метров, в линию
АВ, и, начиная с этого предела местного
утширения нашего корабля, докончим 00-

Передовики.` социалистическою

С оревнования

Завод нефтяного матииностроения имени
(ктябрьской реводюции производит 0бору-
дование и металлоконструкции специально
для морокого бурения скважин. Этот завод
в последние месяцы дважды завоевывал
второе место ‘во Всесоюзном социалистиче-
ском соревновании нефтяников и является
одним из передовых в Азербайджане по эко-
номии электроэнергии. Боллектив15 декабря
досрочно завершил годовой план и дал
сверх него дополнительной продукции на
миллион рублей.

Матиностроители энергично борются 34
выполнение пятилетки в четыре года, до-
биваются новых производственных. побед. В

‚котельно-сварочном цехе, который. держит

переходящее красное знамя завода, рабочие
трудятся над выполнением пятилетки в три
¢ половиной года. Один из передовиков это-

го цеха лемобилизованный воин, воевавший
в составе’ черноморекой группы войск, газо-
сварщик коммунист Иван Афанасьевич Гол-
дырев выполнил свое пятилетнее задание к
30-й годовщине Октябрьской революции. В
этом месяце он выполняет ежехневно свы-
ше четырех норм. Электросварщики т. Не-
стеров — инвалид. Отечественной войны,
раненный под Керчью, и демобилизованный
офицер т. Сапрыкин, также выполнивикие
свой пятилетние планы, дают сейчаю в день
не меньше трех-—четырех норм.

В числе других стахановцев завода
образцы самоотверженного труда показы-
вает кузнец коммунист Кемал Якубов, вы-
двинутый кандидатом в депутаты районно-
го Совета. дн выполняет изо дня в день до
пяти норм.

То же самое говорят в своих книгах
А.  Пукершвердт «Корабельная` архитекту-
ра» (Военмориздат, 1943 г., стр. 254—
263), `А.. Травиничев «Мина и средства
борьбы с нею» («Морекой транспорт»,
1942 г.) и В. А. Саткевич.

Мы считаем, что давно пора покончить ©
таким недопустимым низкопоклонством в
нашей военно-морской литературе, испра-
вить несправедливость и называть эту си-
стему противоминной защиты не американ-.
ской, а русской, так как автором ее был та-
лантливый руеский корабельный инженер
9. Е. Гуляев.

Инженер-капитан 2 ранга
В. ГОРОДНИЧЕВ.
Инженер-капитан 3 ранга
В. КУЗЬМИН.

НАГРАЖДЕНИЕ АЛЬПИНИСТОВ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

‚ В 1947 году Всесоюзным. комитетом па
делам физкультуры и спорта впервые в исто
рии советского альпинизма был проведен
траверс главного Кавказского хребта от.
Эльбруса до Казбека. В. траверсе приняли
участие шесть команд сильнейших альнени-
стов Советской Армии и Флота.

Главнокомандующий сухопутными вой-
сками Маршал Советского Союза тов. Конев
в своем приказе отметил высокие’ спортив-
ные достижения альпинистов Вооруженных
Сил. Маршал Конев об’явил.30 участникам

‘благодарность за. проявленные мужество

и выдержеу, наградив их грамотами, а на-
чальников команд — ценными подарками.

Среди’ награжденных участников. траверч
са — заслуженные мастера спорта П. С:
Рототаев, И. В. Юхин, а также тт. Б. А:
Корндоро, Г. Н. Ступин, J. В. Даниленко,
Н. Г. Резанцев и другие. oe

©

To