Первая летняя кампания
_ МОЛОДОГО

Лейтенант Михаил Ткачук пришел на
тральщик в тот момент, когда экипаж уси
ленно готовился к боевому тралению. М-
лодом офицера назначили  петурманом.
У него оставалось ‘мало. времени, чтобы
ознакомиться с новым делом, обстановкой,
людьми,

Лейтенант Ткачук всю свою энергию ©
первых же дней направил на учебу.
Он собрал все дополнения к лоциям.и до,
поздней ‘ночи сидел в каюте, изучая
каждую береговую извилину, островок и’
подводный камень. Командир корабля капи-
тан-лейтенант Павлов-—опытный, требова-
тельный т мололого штур-
мана, _

Ткачук усиленно готовижя к летней
кампании. Штурманские приборы он изу-
Чал непосредетвенно на мостике; Во. время
коротких учебных выходов в море он. вме-
сте во штурманским электриком матросом
Малышевым неотлучно находилея у гиро-
компаса и раднопеденгатора, внимательно.
наблюдая за их поведением на походе. Все
показания приборов он тщательно сверял
е собственными ‘вычиелениями по навига-
пионным знакам. которые встречались нз
‘пути корабля. Такая проверка дала ему
возможность узнать «капризы» приборов,
установить, насколько они точны.

Напряженная yueja дала свои  pe-
зультаты. Лейтенант Ткачук хоропю озна-
‚ комился с устройством приборов; детально
изучил театр плавания. Проверив полчи-
ненного, командир остался ‘доволен’ его
знаниями.

Через несколько дней после этого м0л0-.
‚дей штурман впервые вывел корабль в
море,

Лейтенант был уверен в своих подчи-
ненных, но за себя ‘немного волновался;
олно’ дело находиться у стенки’ и совеем
другое — в море. Он сомневался, хватит ли
У нем знаний и сноровки обеспечить ко-
раблю безопасноеть плавания, когда в море
обстановка усложнится.

А такой случай не заставил себя ждать.
Несколько лней подряд корабль тралил
Удачно. Штурман хорошо справлялея со
CBOHMH обязанностями. Но. вот поступило
приказание: выйти к южной кромке в райо-
не траления. Расстояние; которое прететоя-
ло пройти, было незначительным, и Ткачук
полагал, что этот переход не будет’ труд-
ным. Каково же было его удивление, когда
К назначенному времени корабль не вышел
в указанную точку. Штурман проверил
расчеты: они не вызвали у него сомнений.
Но через некоторое время выяснилось, что
произошла невязка на три мили.

Почему была допущена ошибка и можно
ли было ев избежать? Этот вопросе неот-
ступно преследовал молодого офицера. Он
терпеливо искал причину невязки: не-
сколько’ раз проверял все расчеты, следил
за прокладкой, и причина была обнаруже-
на. Невязка произошла из-за его невни-
мательности. Он не учел, ‘что работал на
карте малого размера, и по небрежности
прокладывал  галеы шире, чем требовалось.
Это и привело в ошибке.

Вскоре после этого корабль ушел” в 60-
лее трудный район траления, расположен.
ный далеко от основной базы. Перед похо-
дом Ткачук проверил приборы, рулевое‘ уп-
‘равление, штуртросы. Они были в полной
исправности.

- Поход длился несколько суток. Штурман
тщательно вел прокладку, но мало инте-
ресовалея тем, как работают на боевых
постах его подчиненные. На подходе ‘к ва-
мому опасному району вдруг лопнул штур-
трос. Случилось это при повороте, когла
тральщик пересекал куре другого’ кораб-
ля. Казалось, еще минута -— я произойдет
авария. Только умение командира корабля
спасло положение. Эти напряженные мину-
ты молодой штурман запомнил на всю
жизнь. Ткачук передоверилея командиру
отделения рулевых Гаврилюку и жестоко
за это поплатился.

Суровый урок не прошел для молодого
лейтенанта, даром. В следующих походах он
попрежнему вел прокладку, но теперь не
забывал и подчиненных, заглядывал Ha

офицера

боевые, поеты, вникал во ‘все их дела. Он
взыскивал за ‘упущения, хвалил за стара-
тельность и предусмотрительность. Прав-

да, такой контроль стоил ему больших уей-

Ini.

— Bre 4am я вертедся, как белка в ко-
лесе, — рассказывал позднее лейтенант
Ткачук. — Как бы я ни планировал pado-
чий день, времени все равно нехватало.
Помог мне штурман подразделения офипер
Сударев.  Зашел. он как-то ко’ мне в рубку,
золго наблюдал за моей’ работой, потом
спросил: .

— Как вам хватает времени руково-
дить боевой частью?

— Вюе-как свожу концы с вонцами,—
откровенно признался я.

п мне кажется, что времени у
вас очень мало. Сколько вы делаете опре-
делений местонахождения ‚ корабля?

Я назвал цифру.

— Вот в этом вся причина. ое
те сократить Число’ определений наполови-
HY, но делайте их тщательнее, и у вас тогта
хватит времени.

Я послуталея этого. совета и а.

что Сударев был прав. Времени у меня,

действительно, стало хватать.

..Шаг за шагом двигался Ткачук впе-
ред в своем штурманеком деле, накалливал
практические навыки руководства ‘боевой
частью. Но Ткачук никогда He был пол-
ностью удовлетворен достигнутым, всегда
критически анализировал свою работу,
стремился ев улучшить.

И еше одна хорошая черта помогла №0-
лодому офицеру в его трудном деле: он
умел прислушиваться к голосу более опыт-
ных офицеров, перенимал их опыт и стиль
‚работы.

Подчас перел лейтенантом возникали
большие трудности. Одной из них, напри-
мер, было определение места корабля с. по-
мощью радиопеленгатора. Каждому штурма-
ну известно, что в таком случае берут-
ся три пеленга, по ним вычерчивается
треугольник и узнается место. корабля. Тка-
чук так и делал. Но всякий раз определе-
ние по пеленгам у него расходилось с дей-
ствительным местом корабля. И сколько он
НИ ‚анализировал свои определения, ни 0д-
ной ошибки обнаружить не мог.

Однажды в беседе со штуэманом обла,
ром Метелковым. Ткачук пожаловался на
‘пеленгатор, который его «замучил».

— Пойлемте посмотрим, что с ним слу-
чилось,— предложил офицер.

Они поднялись на мостик, и Метелков
взял три ‘нужные пеленга. Ткачук ду-
мал, что штурман сейчае же начнет отре-
делять место корабля, но ошибся. Метелков
быстро взял еще несколько показаний. По-
том вооружился карандашом и стал что-то
вычислять, а затем строить треугольник.
Через некоторое время он показал лейте-
нанту результат своей работы.

— Вот ваше место) Правильно?

Ткачук посмотрел и удивилея. Местона-
хождение корабля было определено точно.

— Rar вам это удалось?—заинтересо-
валея молодой офицер.

— Очень просто, — ответил Метелков.—

Я взял несколько показаний пеленгаторз,
вывел среднее арифметическое. Результа-
ты вы видели сами...

После этого разговора © `Метелковым
воманлир первой боевой части понял, как
надо работать © радиопеленгатором.

Чем. больше овладевал лейтенант своей
профессией, тем интереснее она ему каза-
лась.

Одновременно с совершенствованием зна-
ний по специальности лейтенант Ткачук
изучал технику и других боевых частей
корабля. Он хоропю понимал, что. корабель-
ному офицеру нельзя замыкаться в рам-
ках своей боевой части. Он должен быть в
курсе дел всего корабля и, главное, уметь
хорошо править ходовую ‘вахту.

Тетняе и осенние походы явились для
молодого офицера отличной школой практи-
ческой выучки. Они помогли ему получить
необходимые навыки, без которых ‘не-
мыслимо достигнуть воинской зрелости
и мастерства.

Капитан-тойтонант Г БУТИНОВ.

Северный флот. Спуск аварийной
шлюпки на эскадренном миноносце.

Фото Н. Веринчука.

Защита кандидатских
диссертаций.

ЛЕНИНГРАД, 8 чнваря. (По и oT
корр. «Красного Флота»). На. заседании
Ученого совета Военно-морского училища
им. Дзержинского преподаватель инженер-
подполковник Еремеев защитил ‘диссерта-
цию на соискание ученой степени канди-
дата технических наук. Тема диссертации—
«Исследование работы теплоподающих си-
стем корабельных двигателей». Официаль-
ными оппонентами выступали профессор,
доктор технических наук Патрашов и до-
пент кандидат технических наук Хандов.
Они дали высокую оценку работе диесер-
танта. Ученый совет единодушно присудил
инженер-подполковнику Еремееву ученую
степень каниидата технических наук.

Успешно защитили диссертации на с9-
искание ученой степени кандидата техни-
ческих наук старший преподазатель инже-
нер-подполковник Шваб и т. Вамышко, за-
кончивиий заочно ад’юнктуру по кафедре
строительной механики корабля. °

Е защите диссертаций тотовятся сейчас
и другие преподаватели училища,

Под’ем судна произведен
досрочно.

Группе водолазов во главе со старшиной
2 статьи Ивановым было поручено поднять
затонувший рыболовный бот.

Не покладая рук трудилиеь моряки.
Несмотря на непогоду и полярную ночь, ра-
бота была выполнена ‚ досрочно. Бот был

‚поднят и отбуксирован в берегу.

Пря выполнении задания особенно’ отли-
чились старшины Глебов и Казаков, стар-

шие матросы Аристов и Чирков.

Капитан Н. логинов,
Северный флот.

Забота о здоровье
  моряков

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 8 знваря. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»).
В 1947 году многие офицеры и старшины
сверхсрочной службы и члены их семей
провели свои очередные отпуска в сана-
ториях и домах отдыха. Моряки отдыхали
и лечились на местных балтийских курор-
тах, а также в здравницах союзного значе-
ния —в Крыму и на Кавказе: В истек»
шем году количество использованных
путевок на 20 процентов больше, чем
в 1946 году.

Большое внимание летом было’ уделено
пионерским лагерям и детским оздорови-
тельным площадкам, где побывало более
трех е половиной тысяч детей тих
моряков.

Сейчас флотские санатории. и дома от-

дыха продолжают работать c полной Ha-
грузкой.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Его выступление

‚ Передовая роль коммуни

9 января 1948 г., пятница, №7 (2801)

Отчеты и выборы партийных органов
oy

TOB

B укреплении воинской ны

кладу секретаря партийной  органрзации
старшины 1 статьи Вругликовь команхир
тральщика начал © краткого перечисления
итогов боевой и политической подготовки
минувшего года. Экипаж корабля досрочно
выполнил основные задачи летней кампа-
нии — траление. засоренных минами ‘раз-
личных участков моря, на «отлично» сдал
экзамен по боевой и политической подготов-
ке и вышел на отно из первых мест не толь-
KO в полразделении, но и в соединении тра-
ляших кораблей.

— В достижении этих yerexos,— под-
черкнул командир, — велика роль коммуни-
стов корабля, парторганизации в целом.

Командир подробно остановился на зада-
чах, ‘поставленных сейчас перед партийной
организацией, указал на ряд причин, кото-
рые порождают еще недостатки в области
BOHHOROTO воспитания военных моряков.
значительно  дополнило
доклад секретаря партийной организации.

Небольшая партийная организация этого
корабля сумела правильно расетавить свои
силы. В хни зимнего ремонта и развернутой
подготовки к летней кампании прошлого го-
да партийная организация ’мобилизовала
внимание всех коммуниетов на выполнение
задач послевоенного траления. Требовалось
добиться безаварийного плавания в любое
время суток, при любой погоде, высоко под-
`нять лисциилину и организованность эки-
пака.

Началась напряженная работа. Офицеры,
старшины и матросы старались быстрее и
лучше освоить технику своето дела; выйти
в море на траление хорошо ПРОТОН
специалиетами.

— На этот корабль я пришел год назад,
несколько дней спустя после отчетно-вье
борного партийного собрания, — заявил в
прениях коммунист Кобыляцкий.— Дежу-
рил в это время секретарь партийной орга-
низации Кругликов. Познакомились. Я ска-
зал Кругликову, что мне предстоит освоить
совершенно новую технику. Кругликов под-
бодрил: «Ничего, поможем». Действительно,
на второй же лень меня познакомили с боп-
маном тральщика коммуниетом Ермилиным,
который долго и настойчиво обучал меня
‘технике постановки трала и правилам его
экоплоатации. Так помогали не только мне,
о и всем остальным товарищам,

Учеба шла на всех боевых постах. Ее
возглавляли командиры отделений комму-
нисты Ермилин, Кобыляцкий, Лысенко, офи-

Экзаменационная

корр. «Красного Флота»). В высших воен-
но-морских учебных заведениях началась
экзаменанионная сессия;

Необычайно выглядит в эти дни зал Ре-
:  вВолюции училиша им. Фрунзе, От сцены и
  до выходных дверей в несколько рядов вы-
тянулись столы с навигационными инстру-
ментами, картами Балтийского морского
театра.

В зале сосредоточенная тишина. Над сто-
ликами оклонились курсанты старших
курсов. Они получили задачи по прокладке.

Среди преподавателей-экзаминаторов по
‘штурманскому ery боевые офицеры —
участники Великой Отечественной войны.
Подводник капитан 3 ранга Семенов, изве-
стный североморекий штурман, участник
17 боевых походов, Ha экзаменах яв-
ляется ассистентом начальника кафедры
навигации. Он обходит стоды и вниматель-
но наблюдает за прокладкой. В классе мор-
ской практики экзамены принимает началь-
ник кафедры капитан 1 ранга Подвысоц-
кий и старший преподаватель капитан
1 ранта Кононов.

‚ Вуранты © исчерпывающей полнотой
отвечают на вопросы о правилах плавания,
судовых огнях, об’ясняют устройство и наз-
начение рангоута, такелажа и парусев, вя-
‘жут морские узлы. Во время экзаменов
серьезное внимание обращается на точ-
ную морскую терминологию, на командный
языЕ и культуру ии г

Выютупление в прениях по отчетному до-  7

ЛЕНИНГРАД, 8 января. (По телефону от  .

ek:

От’ корреспондента

«Красного Флота»
<

цер Барышев и другие. Она приняла еще
больший размах после окончания ремонтных
работ. Эти работы были закончены. из двад-
цать суток раньше срока. Вскоре на, партий-
HOM собрании был заслушан доклад коман-
дира корабля о плане траления и. задачах
личного состава. Вомандир требовал от ком-
мунистов усиления работы по. воспитанию
своих подчиненных, повышения диеципли-
ны и организованности. Тогда еще на траль-
щике было немало дисциплинарных про-
ступков. Правда, среди коммунистов не было
нарушителей дисциплины, но это не давало
права партийной ортанизации успокоиться,
Весь экипаж должен работать четко и орга-
низованно.,

ие усилили пропаганду воин-
ских уставов, чаще стали проводить бесе-
ды 06 укреплении воинской дисциплины,
старшины повысили требовательность ®
своим подчиненным. И это дало свои резуль-
таты. Лучше стали правиться вахты, мень-
ше стало нарушений дисциплины. Коммуни-
CTH непримиримо относились к тем, кто
хоть в чем-либо нарушал войнокий по-
рядок на корабле. Когда тт. Аровевко и Лы-
венко допустили однажды нарушение. кора-
бельного  раепорядка, они подверглись ©у-
ровой критике на партийном собрании;

— Мне, право, непонятно, — вопомвих
сейчас в прениях по отчетному докладу сек-
ретаря коммуниет Лысенко, — чего тогда
Кругликов шум поднял. Лейтенант Барышев
сделал мне замечание, я попросил извине-
ния, и больше опозданий при утреннем
под еме у меня не было.

Отвако коммуниеты не поддержали Лы-
сенко. В своих. выступлениях они заявили,
что партийная организация правильно’ по-
ступала, когда строго’ спраптивала с комму-
нистов-старшин, ‘ибо последние должны
показывать пример Bo всем. На собрании

‚отмечалось, что, поступая так, партийная

организация предупреждала проступки.

% комавдира корабля и большинотва
коммунистов 0 повседневном ‘укреплении
дисциплины, о повышении организованности
приносила CRON плодотворные результаты:
траление шлю успешно, тральный расчет
коммуниста, Кобыляцкого перевылюлнял нор-
мы постановки и выборки трала, мотористы

сессия началась

На экзаменах ‘по торпедной стрельбе. ка-
ждый курсант отвечает на вопровы у дос-
ки, а затем идет в кабинет для производства
«стрельб».

Миниатюрный полигон. Панорама, моря.
Далеко на горизонте движется транспорт
«противника». — - ope ke east

— Условия стрельбы: плохая BEIT
мость, скорость транспорта ... узлов, — го-
ворит преподаватель канитан 2 ранга Co-
  рокин.

Руководитель экзамена дает опенку ка-
Ждой «стрельбе».

На экзаменах присутствуют, кроме пре-
нодавателей, корабельные офицеры, флаг-
манские сиециалиеты — ПИТ, ми-
неры, электрики, связисты.

Подводя итоги первых дней экзаменов,
представитель флота. капитан 3 ранга
Вальский говорит:

— Очень хорошее: впечатление произво-
дят курсанты-—дисциллинированные, pas-
витые, культурные люди. У каждого из
них наконилея багаж фундаментальных
теоретических знаний. Однако’ практиче-
ские навыки все еше. оставляют - желать
ного лучитего. Недостаточны навыки pa-
боты на приборах, нет еще уверенности,
Боторая необходима офицеру— командиру во-
рабля или катера при выходе в атаку, при
внезацном изменении обстановки ит. п, И
это. неудивительно, —— на практику обра-
щается еще недостаточно внимания.

Капитан и. МИХАЙЛОВСКИЙ.

и электрики, руководимые коммунист
главным  старигиной Смирновым, сумели
обеспечить  безаварийную работу механиз,
мов. Кроме того, Смирнов вместе о Дави.
денко обучал молодых матросов флотехиу
специальностям. В результате многие из
них к концу кампании сдали экзамены на
штатных специалистов,

Состоялись артиллерийские стрельбы:
вторая боевая часть провела их отлично,
Успешно был слан’и ряд других задач по
боевой: подготовке. За кампанию пятая бе.
вая часть не имела окисаний механизмов,
сокономила 17 тонн горючего.

В чем 6 секрет этих достижений экипа-
жа тральщика?‘ Секрет не только в 10м, чу
коммунисты сами хорошо’ ‘работали, эт,
безусловно, очень важно, но и в том, чо
благодаря их кропотливой воспитательной
работе матросы и старшины добивались зы
сових результатов в боевой учебе. Особенно
много улелялось внимания вопросам” поля-
тического  просвещения личного состава:
Не случайно, что во время очередной. пу-
верки политичееких занятий личный состав
корабля получил хорошую’ оценку.

Но это не удовлетворило партийную op-
ганизацию. Коммунисты не только не усло»
коились, а, обсудив результаты проверки,
пришли к выводу, что эти результаты могут
быть значительно выше. Коммунисты cram
оказывать помощь. матросам, отетающим
в политической учебе. Такими были коки
Узунов и Кравченко. Но условиям работы
они не всегда могли присутствовать Ha 3a-
нятиях: Для них были организованы допол
нительные занятия в. вечернее время,

Когда на корабле проходила mposepra
политзанятий, личный состав на этот ра
уже получил отличную оценку.

Охнако. и в докладе и в выступлениях
много было приведено примеров, характери-
зующих недостатки в илеологической работе
партийной организации. Выступавшие товз-
рипив вылвинули немало хороших предложе
ний для дальнейшего улучшения всей р
тико-воспитательной работы нз корабле. В
прениях по докладу сектетаря выступили
почти все коммунисты. В принятом реше
нии ставится как одна изоглавных 34
дач парторганизации — задача дальнейшего
усиления идейно-политического воспитания
личного состава тральщика.

Майор В. АНАНЬИН.
Черноморский флот.

——=щ==————

Стахановцы
картографической
фабрики

ЛЕНИНГРАД, 8 января. (По телефону oT
корр. «Нрасного Флота»). На картографи-
ческой фабрике Военно-Морских Сил сей-
чае нет ни одного рабочего, не выполняю“
щего норм. Программу 1947 года коллек-
тив фабрики выполнил на 119,2 процента:
Сверх плана выпущено много тысяч мор
ских карт и различных навигационных
пособий.

С большим под’емом трудится коллектия
и в первые дни нового года. Десятки ста-
хановцев добились высоких производотвен-
ных показателей. Отлично работают ком-
мунисты — литограф Коп, печатник Ми-
хайлов, токарь Иванов и другие. Более чем
в полтора раза перевыполняют нормы мо-
лодые работницы Рожинова, Гордеева,  Се-
рова и другие.

На фабрике установлены новые, болеб
производительные машины для печатания
морских карт. бтахановцы успешно оевал-
вают новое оборулование,

Офицеры изучают
иностранные ‘языки
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 8 января. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»). При
офиперском клубе, где начальником. т. (9с-
ницкий, ортанизовано два кружка по изу
чению английското языка. Кружки 10се-
щают офицеры кораблей и частей Н-екой
базы. Иностранный язык изучают также
члены семей ee.

Kura ванной экономике‘ СССР.
= пермол; Отечественной. войны

Война советского народа против gamacr-
ской Германии и империалистической Япо-
нии была наиболее тяжелой из
всех войн, когда-либо имевших место в

истории нашей Родины. В жестоких и кро-

завых боях происходило испытание жизне-
способности социализма и гитлеровского
империализма, закончившееся политической,
. военной и экономической победой социали-
отического государства.

Период военной экономики ОССР явился
` особым периодом в развитии социалистиче-
ской экономики. Ему соответствует и oce-
бая глава политической экономии’ сопиа-
лизма. Военной экономике CCCP в перпол
‘Отечественной войны посвящена ‘недавно
вышедшая книга т. Н. Вознесенского *).

Глубоко обобщая огромный научно про-
веренный фактический материал, давая ряд
интересных сопоставлений © экономикой
капиталистических стран и экономикой
дореволюционной Росоии, тов. Вознесенский
анализирует своеобразные закономерности
советокой экономики в условиях ‘военного

‘времени. Енига т. Вознесенского  являет-
ся ценным вкладом в политическую эконо-
мию социализма.

Теория военной экономики — социализма,
как указывает в введении” к своей книге
тов. Бознесенекий, созлана трулами нашего
вожля — великого Сталина. Основываясь
Ha трудах   товарлща Сталина, автор ярко
показывает‘ гигантокую  организаторскуо
работу большевистской партии во главе с
товарищем Сталиным и напряженный само-
отверженный труд советских лютей в ©-
зланин слаженно и быстро растущего

*) Н. Вознесенский. Военная экономика
CCCP pe период Отечественной войны. Гос-
политиздат, 1947 г., стр. 192, ц. 5 р.

военного хозяйства, в достижении. всемир-
и победы ‘чад врагом.

ss

Вало нобеда, олержанная’ ‘Совет-
еким Союзом во’ время Отечественной вой-
ны, ковалась в. годы довоенных сталинских
пятилеток. Тов. Вознесенский. в своей рабо-
те показывает, как успехи социалистиче-
ской индустриализации. страны и кол-
лективизации = сельского хозяйства в

СССР, завершившиеся построением сопи-‹

алистического общества, создали  мате-
риальные и морально-политические предто-
сылки успешной обороны и независимости
социалистического Отечества.

Назовем несколько цифр. большого
фактического материала, приводимого авто-

ром для характеристики уровня развития.

произволительных ena CCCP, достигнутого
накануне Отечественной войны. Народный
доход. СССР ‘возрос (в неизменных ценах)
с 25 млрд. руб, в 1928 году. ю 128 mapa.
руб. в 1940 году, то-есть более чем в пять
раз. Основные фонды социалистических
предприятий СССР увеличилиеь. (в ценах
1945 года) со 140 млрд. руб. в 1928 году
до 709 о 2уб. в 1940 голу. то-ееть в
ПЯТЬ Расхолы государственного бюд-
mena: POOR возросли © 7,3 млра. руб. в
1928 году 10.174 mapa. py6. в 1940 году.
«Только теперь во всей силе можно опе-
нить историческое значение для судеб со-
циалистической революции. сталянских  пя-
тилеток. Гений Сталина воплощён в. пяти-
летних. планах. Народы Советекого. Союза
своим трудом превратили сталинские пла-
НЫ в грозную материальную силу, Которая
взорвала разбойничий германокий имцериа-
лизм» (стр. 15).

Непреодолимые псторические сллы 0бее-
печивали, разгром и уничтожение блока фа-
шистеких стран. В таким историческим си-

лам в первую очередь относится социали-
стическое госуларетво СССР, затем 0свобо-
дительное движение европейских народов,
вверпнутых в рабство гитлеровеким импе-
риализмом, наконец, выросшие силы
коалиции демократических государств.
Однако это были только возможности. Их
следовало превратить в победу.
«Советский патриотизм и воля народов
СССР к уничтожению немецкого фапеизиз,
иоключительный боевой опыт, приобретен-
ный Советекой Армией, её полководцами,
командирами и бойцами, мудрая военная
стратегия и тактика’ Верховного Вомандо-
вания Советской Армии превратили воз-
можность победы в действительную победу
нап гитлеровской Германией» (стр. 20).
Отечественная война потребовала быст-
‘рог перевода ° советской экономики
на военные рельсы. Эта труднейшая за-
дача была успешно разрешена в короткие
роки благодаря господству в нашей стране
социалистической собственности на сред-
ства производетва. Программа военной пс-
рестройки народного хозяйства СССР была
исчернывающе дана в выступлениях
товарища Оталина, прежде’ всего в его’ рез
чи-призыве к народу 3 июля ro-
да по радио и в докладе 6 ноября 1941 го-
да о ХУ годовщине Великой Октябрьской
социалистической революции:

«Создание Государственном Комитета
Обороны, об’единившего советокую исполь
нительную п законодательную влаеть и
партийное руководство в стране, обеспечило
планомерность и единство действий в деле
мобилизации всех ресурсов народного хо-
зайства на нужды Великой Отечественний
войны» (стр. 21). Тов. Вознесенокий оста-
навливается на следующих мероприятиях,
проведенных в лелях перестройки натоцно-.
го хозайства СССР Государственным  Воми-

тетом Обороны BO главе с товарищем
ным —

”1) мобилизация производетвенных мош-
ностей социалистической промышленностн,
рабочих и инженерно-технических кадров;
2) мобилизация материальных ресурсов
сельском хозяйства и труда колхозного
крестьянства; 3) мобилизация и военная
перестройка транспорта; 4) мобилизация
строительных кадров и механизмов па
строительство военных заводов и коопери-
рованных е ними предприятий; 5) мобили-
зация рабочей силы, переквалификация ра-
бочих в промытшленноети и подготовка но-
вых кадров взамен призванных в Совет-
скую Армию; 6) мобилизация продоволь-
отвенных резервов страны для бесперебой-
ного снабжения городов; 7) мобилизация
средетв населения и ресуреов народного хо-
зяйства на финансирование Отечественной
войны; 8) перестройка государетвенного
аппарата для обеспечения всех сил на
нужды Отечественной войны.

Первое полугодие (вторая половина
1941 года) Отечественной войны было вре-
менем великого перемещения  производи-
тельных сил СССР на восток, которым ру-
ководил сталинский Государственный В-
митет 0бороны. В течение каких-либо трех
месяцев 1941 года было эвакуировано в
восточные районы СССР более 1.360 крул-
ных, преимущественно военных, предприя-

Последние лва месяца 1941 гола были
самыми тяжелыми и критическими в ието-
рии военной экономики. «Величайним уеи-
зием ВКП(б), советского правительства и
рабочего класса, благодаря исключительно-
му мастерству Великого Сталина военная
промышленность уже в первой половине
1942 года не только восстановила потерян-
ные мощности, но и значительно перекры-
14 их» (стр. 43); Начиная с декабря
1941 года падение промышленного произ-
водства прекратилось, & с марта 1942, года
производство вновь быстро пошлю вверх.

«Перестройка народного хозяйства на
перемешение
ых сил и воестановление их

рельсы военной знономики,
произзолитель;

B восточных районах. подготовили зсеобщий
под’ём военного хозяйства СССР» (стр. 32).

1943 год явилея годом коренного. пере-
лома в’ истории военной экономики СССР;
Валовая продуклия промышленности’ уве-
личилась в 1943 толу против 1942 года
на 17 проц., в то время как 33 три мирных
года третьей пятилетки ‘среднегодовые тем-
пы роста производства составили 13 поон.

За 1942—1944 годы капитальные ра-
боты выразились в 06’еме 79 млрд. руЗлей,
что позволило построить и ввести в дей-
ствие в восточных ‘районах страны
2.250 крунных промБипленных предприя-
тий и восстановить в освобожденных райо-
нах свыше 6 тысяч предприятий.

‚В 1944 году, когда Советская Армия
полностью освободила нашгу землю от гит-
леровской нечисти, продолжалея непрерыв-
ный рост производства. Валовая продукция
промьниленноети в восточных районах
СССР в 1944 году увеличилась но сравне-
нию с 1940 годом в 2,8-раза, а продукция
предприятий военной. промышленности. —
в 6,6 раза. Капитальные вложения в. на-
родное хозяйство СССР за четыре гола, во-
енной экономики составили 113 млрд. руб.

«Непрерывный рост. производства п ка-
питальных вложений в военные годы евя-
дотельствует о высоких темпах расширен:
ного воепроизводства периода военной. эко-
НоМики CCCP». (стр. 45). Таким образом; в
пернол войны законы расптиренного вос-
проязводства в СССР продолжали  лейство-
вать в полной мере, хотя и на ограничен-
ной террятории.

Отечественная а внесла изменения
в размещение производительных сил СССР.
Основной базой снабжения фронта и воен-
ного хозяйства стали восточные экономи-
ческие районы страны. В книге тов. Bo3-
несенского рассматриваются итоги раеши-
ренного социалиетического воспроизводетва
в период военной экономики СССР по от-
дельным экономическим ‘районам По-
волжью, Уралу, Запалной Сибири, Средней
Aoun a Казахстану, Закавказью. Невилан-
но быстрый рост восточных районов СССР
в ходе войны opm подготовхен мудрой

сталинской политикой социалистического
размещения производительных сил в годы
довоенных пятилеток.

Если в восточных районах СССР. проис-
ходил процесс расширенного сопиалястиче-
ского воспроизводства военного времени, то
в северо-западных,  запалных,  централь-
ных, юго-восточных и южных экономиче-
ских районах СССР героическим трухом м-
бочих и крестьян восстанаваивалось ‹0-
циалистическое хозяйство, < разрущенное
гитлеровскими захватчиками.

`Если в` 1943’ году освобожденные рай
ны дали промышленной продукции. (в не-
изменных ценах) на 2,7 Mapa. pyd., ™ 8B
1944 году они дали продукции уже Ha
8,3 mapa. py6., или в 3,1 раза больше. Тов.

знесенский показывает. невиданно бы-
строе восстановление Подмосковного уголь
ного бассейна, Донбасса,  промыш-
ленности. города Москвы, cpepxrepon-
ческую. работу. промышленности Ленингра-
‘да, успешное восстановление железных до*
рог, сельского. хозяйства в ходе войны,

++

Процесс расширенного `социалистическо-
го воспроизводства получает“ свое’ выраже-
ние в баланое народного хозяйства CCCP,
планирование которого является наиболее
сложной задачей планирования compas.
стического хозяйства, невозможной в у6ло-
виях капиталистических стран.  Отличи-
тельной особенностью баланса народного
хозяйства СССР в период. военной экономи“
ки является плановое распределение народ-
HOMO дохода, общественного продукта, мате-
рнальных фондов и рабочей силы.

Рост военных расходов в 1942 году и:
кратил по сравнению с уровнем 1940 тожа
холю общественного продукта, илущую #3
накопление и личное потребление трул-
щихся. Но уже в 1943 ду — на он
быстрого увеличения общественного  1)0-
AYETA возросли, наряду < военными pat-

ходазги, абсолютные разм
ы потребления
и накопления: a “

Перераспределение материальных фовхя
3а период военной экономики СССР наиб

on