ww

Г.

{

у

cy января 1948 г. пятница, № 7 (2801)

ть ВОЙНЫ

Хорошая выучк

——

Отличные деиствия гвардейцев в борьбе со штормом

Свой очередной похо pret
ход гва -
фожевик Н. совер а пы

итил в трудных условиях.

— Стихия зимнег
2 мнего моря доставила `
немало хлопот и неприят ie

ностей, — расска-
зывает гвардии капитан Казенный. — В
районе плавания

! на нас обрушилея што
мовой ветер, волна доходила до восьми к

-юв. Но экипаж выдержал эту суровую про-  6

верку. Теперь, когда все трудности похода
мюзади, можно смелю сказать, что летняя
Учеба велась у нас правильно. Она лала
экипажу прочные знания и твердые навыки,

дозволившие успешно преодоле
вать Л
XMM ытания. os

Korma корабль вышел из базы; погода
стояла морозная, но спокойная. Казалось,
что поход предстоит обычный, каких было
много в истекшем году. Однако с полуночи
зетер начал усиливаться, стал порывиетым.
И чем дальше мы уходили от берега, тем он
больше крепчал. Во второй половине ночи
появились крутые волны. Началась качка.
К утру вода стала заливать палубу и обла-
вать корабль до верхних надстроек. Но ©то-
рожевик, как и в начале плавания. о пел
полным ходом. Обледеневший, он то. взлетал
на гребни волн, то проваливалея между
ними. Бортовая качка’ достигала сорока гра-
пусов. В это время на мостик поступил
доклад:

ie В машинное отделение
да:

Голос вахтенного механика гвардии мич-
мана Алаева, сообщившего 0б этом, хотя и
был спокоен, но командир сразу осознал
вст серьезность опасности. А личный состав
БЧ-У действовал так, как на обычном уче-
нии: фрасторопно, без излишней суеты.
Это — результат систематических, хорошо
организованных тренировок по борьбе 3a
живучесть корабля.

В летние месяцы гвардии инженер-капи-
тан-лейтенант Бокшицкий часто проводил
аварийные учения B пятой боевой части.
Личный состав учился бороться с водой, с
отнем. Нередко ‘перед’ ‘началом занятий
инженер-механик ‘ присоединял неис-
правные трубы к пожарной магистрали, ‘а
потом без предупреждения открывал зен-

поступает

THAN. Вода под давлением в 5—6 атмосфер
стремительно врывалась в помещения, и

люди начинали © ней борьбу.
В первое время в машинной команде было

несколько матросов, боявшихся воды, но к

концу лета и они привыкли к ней, научи-
лись быстро и надежно заделывать «про-
оины» в любой части корпуса и магистра-
лей. А твардии мичиан
учениях в самой сложной обстановке ‘на-

училея правильно и деловито руководить

маптинной командой. ©

Вот и теперь, когда вода быстро прибы-
Вала в отсеки, угрожая затоплением очень
важных механизмов, мичман Алаев не рас-
терялся. Он сразу принял  кеобходимые
меры.

Сигнал боевой тревоги раздался одновре-
MCHHO © докладом о повреждении. К тому
времени, когда инженер-механик спустился
В машинное отделение (он замещал помощ-
ника командира корабля), матросы и стар-

шины. под руководством мичмана Алаева

уже приступили к борьбе за живучесть:
действовали средства осушения, в соседнем
отсеке Ha всякий.
переборки, все люки были задраены, место

повреждения определено, а старший матрос

Карпунин надевал легководолазный костюм.
‚ Оботановка © каждой минутой усложня-

лась. Повреждение оказалось в очень тес-
проб-
ралея один старший матрос Карпунин.

ном месте. К нему с трудом
Потрузившись в ледяную воду, он присту-

пил к заделке трещин,

Борьба с поступавшей водой была дли-

тельной и упорной. В условиях сильной
качки матросы и старшины действовали
четко, уверенно.

Около пяти часов личный состав стойко

боролся с водой. В базу корабль вернулоя

своим. ходом.

Во время. этого похода гвардейцы, еше
раз убедились, что трудная летняя. ‘учеба
не прошла даром. — ‘она подготовила их к
решению сложных задач в условиях зимнего
плавания. ‚
Капитан Н. ТРЕФИЛСВ.

‚(От корреспондента «Красного Флота»).

„Письмо Н. А. Российского

военным

морякам о

РАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 8 sunapa, (По те-  рованные рабочие. Таким образом’ мы обу-

лефону ст корр. «Красного Флота»). Моря-
ки Н-ской базы недавно обратились © пись-

чили третью часть рабочих участка BTO-
рой специальности. Это дает мне, мастеру,

MOM к знатному мастеру московекого завода   возможность маневрировать людьми. Броме

«Калибр» Н. А: Российскому © просьбой
рассказать о себе, о своей работе.

На-лнях от тов. Российского получен
ответ. В своем письме тов. Российский со-
общает: Py

«Я работаю ‘на заводе «Калибр» ‘уже

16 лет. Рос я вместе с заводом. Мо оконча-
нии школы‘ ФЗУ работал токарем, затем
бригадиром, а с 1938 года-мастером. За
это время учился без отрыва от производ-
ства на курсах мастеров социалистичеекого
труда, на вечернем отделении техникума.

1 июня 1946 года я был назначен ма-
стером механического участка цеха микро-
метров. Цех вто время был отстающим,
плана не выполнял. Мы начали с выпуска
1.500 микрометров в месяц и, к декабрю
того же года довели его до 4.000.

В честь 30-летия Октября мы взяли на
себя обязательство досрочно выполнить про-
трамму 1947 пода. Коллектив участка
успешно , справилея © обязательством:
15 октября годовой план был завершен.
Мы выпустили продукции в два раза боль-
ше, чем за весь предыдущий год. это уда-
‚лось ‘благодаря внедрению  стахановских
методов труда. Я организовал на участке
такое планирование, при котором рабочий
заранее знает, что будет делать завтра.
Наладил учебу рабочих на курсах и в
кружках техминимума. Преподавали мой
сменный мастер, я и наиболее квалифици-

Е И СНА В

того, были‘ произведены некоторые ‘усовер-
шенствования: токарные станки заменены
револьверными, изменен технологический
процесс, организованы комсомольско-моло-
дежные бригады, внедрено многостаночное
‘обслуживание. В течение августа — сен-
тября минувшего года начали производить
‘выпуск микрометров поточным методом.
Благодаря этим и многим другим мероприя-
THAM мы в сентябре довели выпуск микро-
метров до-10.000 комплектов, достигнув
уровня 1950 года. -

Таким образом, мы имеем возможность
выполнить пятилетку ‘в четыре года.

Лучшими людьми на моем участке явля-
ются сменные мастера Киселев и Филип-
пов, шлифовальщик Точилкин, Фрезеров-
щица и она же ‘токарь Никифорова, фрезе-
ровшица Измайлова,  демобилизованный
воин фрезеровщик Агапов, токари Шура
Антонова, Тоня Шашина..

Коллектив завода оказал мне большую
честь, выдвинув мою кандидатуру в Мо-
сковокий городской Совет. Я очень дорожу
доверием избирателей, избравших меня
депутатом городского Совета столицы. —

Свое ‘письмо мне хочется закончить
словами товарища Сталина: «Депутат дол-
жен знать, что он слуга народа». А oco-
бенно радостно быть слутой трудолюбивого
советокото’ народа. ^

С глубоким уважением —

Н.А.

о ЗЕ АЕ И

лее отчетливо вилно на балансе металла.   лась на эксплоатацию производительных

Борьба за металл явилась борьбой за победу
в Великой Отечественной войне.

Товарищ Сталин в годы войны придавал
исключительное. значение, увеличению   Pe-
(урсов металла и их правильному. распре-
делению. «В нзиболее критический момент
военной экономики, в ноябре 1941 года,
товарищем Сталиным была определена’ и со
всей настойчивостью . осуществляется 1ро-
грамма строительства новых мощностей
металлургии» (стр. 80). iy

Несмотря на временное выпадение из ба-
ланса военного хозяйства СССР южной ме-
таллургии, потребление черных металлов
для производства боеприпасов утроилось в
1943 году против 1940 года.

Советский парод своим героическим тру-
дом из года в год’ увеличивал ‘производетво
боеприпасов и вооружения, В, конце Вели-
кой Отечественной войны наши  Вооружен-
ные Силы имели ‘артиллерии в пять Pas,
танков. в пятнадцать раз, самолетов в пять
раз больше, чем в. мирное время.

В апреле 1945 года, когда решалась
судьба фашистского Берлина, ‘ударная сила
Советской Армии проявилась во всем м0-
туществе. В этой грандиозной битве no
зотской Армией были‘пущены в’ ход 41.00
(тволов артиллерии и минометов, 8.400 са-
молетов, более 6.300. современных тан-
ков прорыва, «Эта лавина металла и огня
впитала в собя гнев советского народа и его
неукротимую силу в борьбе за победу над
гитлеровских  разбойничьим империализ-
Mom» (стр. 87):

Hobe м индустриализа-
ции обеслечила независимость военной эко-
номлкл СССР в самый тяжелый период ее
испытания. Военно-ркономические залачи
СССР осуществлялись почти полностью за
тет внутренних ресурсов. етраны. Доста-
точно сказать, что размеры поставок со8-
ников промышленных товаров В по
отношенлю к отечественному производству
ставили в период военной экономики все-
№ лить около 4 проп. “a

Экономическая победа социализма над

фатизмом тем значительнее, Что реет.

экопомика гиимеровской Г ермании ©

сил почти всей порабощенной! Европы, в то
время как две трети промышыенного про-
изволства  СССР в дни Отечественной войны
подверглись разрушению или остановке.
Ничего. общего ‘© лействительностью, как
указывает. т. Вознесенский, не’ имеет
утверждение о том, что ‘крах гитлеровской
Германию ‘является прежде всего’ результа-
том ее непрерывного. «экономического ието+
щения». «В действительности гитлеровекая
Германия оказалась разгромленной потому,
что она встретилаеь © более мошным про-
тивником, которым. оказалея Советский
Cows, причём более мощным в военном, по-
литическом и экономическом отношениях»
(стр. 172—173).

В главах, посвященных промыпеленно-
сти и транспорту, тов. Вознесенский пока-
зывает невиданную по своим масштабам
самоотверженную работу советских людей
по перестройке отраслей материального
производства в интересах обеспечения
нужд фронта и военного ‚хозяйства.

В тлаве «Сельское хозяйство и продо-
вольетвие» автор показывает, как социа-
листическое сельское хозяйство преодолело
трудности военного‘ времени, сколь успеш-
но разрешило оно ‘задачу бесперебойного
снабжения фронта и тыла продовольстви-
ем, & промышленности — сырьем,

«Заготовка и закупка хлеба дала в
1914—1917 тодах в дореволюционной
России ‘1399 млн. пудов, в 1918—1921
годах, в первый ‘период Советской ‹ Рос-
сии. — 920 млн. пудов. а в CCCP в
1941—1944 голах — 4264 млн. пудов,
несмотря на немецкую оккупацию богатей-
шей житницы Советского бока —— Украи-
ны и Северного ’Вавказа» (стр. 89—90).

Могучим источником роста производства
в порлол военной экономики явилось по-
следовательное проведение’ социалисти.
чеекой ° организации ^ труда. Успешно
была разрешена советским государством
труднейшая проблема военной Неа
воспроизводство труловых кадров: м .
привлечение в промьипленность новых Г
ров, необходимость быстрого освоения

Алаев на этих

случай укрепляли

В начале января; когда «Кахетия» стоя-
‚Ла на причале в Тузпее, сойдя как-№ в
салон, я увидель там высокого челове-
ка в морской форме с бледным лицом. Он
ходил (по салону, рассеянно  оглядывая
все’ вокруг. Возле дивана стоял чемодан.
Я сразу догадалась, что это и есть долго-
Жжданный профессор Четвериков, и решила
быть любезной хозяйкой, по примеру тех,
Кто в 6806 время ветречат меня по моем
прибытии ва корабль. Я быстро подошла Е
TOCTIO H, приветствуя его по-воеяному,
спросила: a

— Вы профессор Четвериков? В нам на
корабль?

Он остановился, протянул мне руку и ©
улыбкой сказал:

Прибыл к вам на корабль обынновенным
хирургом. ‘

— Пойдемте, посидим у меня в каюте,
пока не вернется Рогозин, — он на 0ере-
Ty,— прелложила я. sey :

Четвериков охотно принял мое; предло-
жение — он устал и продрог, пока искал
‚наш корабль. Мы уселись на диванчике в
моей каюте, и я осторожно стала расспра-
шивать его, откуда он, почему ето назы-
вают «профессором», как он попал на «Ка-
хетию» и: так далее. Четвериков рассказал
‚мне, что много лет назад, булучи еще
фельдшером, он служил довольно ‘долгое
время на корабле тийского флота; по-
том окончил Медицинский институт, рабо-
тал несколько лет в клинике професвора
Сперанекого, увлекся патологической фи-
зиологией, получил ‘звание приват-доцента
й уже пять лет ведает кафелрой патоло-
гической физиологии в Алма-Ате.

— Кола началась война, — рассказы
вал мне Четвериков, — я.не мог оставаться
в тылу. Предетавлялось соверненно невоз-
можным в такое время спокойно работать
в. институте и читать лекции. меня
жена — хирург, я стал ходить в ней в
клинику, изучать военно-полевую хирур-
гию, научилея оперировать и в военкома-
те стал добиваться направления на Черно-
морокий флот. Пять месяцев. обивал пороги
военкомата, пока, наконец, не получил на-
значение сюда, на ваш корабль. У г вае
здесь, наверное, есть хирург, не правда
ли? А то я ведь хирург слабый;— с застен-
чивой улыбкой признался он. 3

— Вы знаете Ротозина; он =— xopommil
хирург, но одновременно он является и на-
чальником санитарной чаети, ему нужен
помощник, — об’яснила я Четверикову,— a
остальные врачи у нас, правду говоря, име-
ют слабое: представление о хирургии.

— Ну, с Ефимом мы сработаемся. Я его
десять лет знаю,— ответил Четвериков.

Держалея он с достоинством, но просто.
Мне понравилось его’ чистосердечное при-
знание в том, что. он «слабый хирург».

Четвериков оказался очень полезным. че-
ловеком в нашем коллекливе. Он. прекрасно
переносил качку, был работоспособен, де-
лал довольно хорошо: несложные операции
первичной обработки ран, принимал уча-
етие в перевязках, не боялся обстрелов,
держал себя ровно, спокойно. Был малораз-
говорчив, иногда даже угрюм, но, несмотря
на это, уже в первые недели своего пребы-
вания на корабле сумел завоевать общие
симпатии. С

за

У меня со всеми товарищами установи-
лись дружеские, ровные отношения. Я как-
То всех полюбила, хотя ни © кем в отдель-
ности близка не была: Я прекрасно видела

недостатки окружавших меня людей (кто

из нас евоболен от них’), знала совершен-
ные ими, порой мелкие, проступки, но мне
казались маловажными все эти маленькие
человеческие слабости в обетановке по-
стоянной опасности, окружавшней нае. Всех
нас связывало сознание огромности дела, к
которому мы были призваны, сознание от-
ветственности за чего, и мы все относи-
лись друг к другу с уважением.

В тлубине души мы все были увере-

ны, что «Кахетия»— счастливая и что если: Мешкова страшно вскрикнула:

eee

увеличения выпуека военной продукция
потребовали улучшений организации труда.
Эти улучшения, как показывает т. Воз-
несенский, проводились в следующем на-
правлении: 1) в последовательном прове-
дении сдельно-прогрессивной и повремён-
в0-прёмиальной оплаты труда рабочих 3a
проделанную работу; 2) в развитии пре-
миальной системы оплаты труда инженер-
но-технических кадров за. выполнение и
перевыполнение производственных планов;
3) в дополнительном материальном поощре-
ний рабочих, отличавигихся в выполнении
и производственных зада-

В период военной экономики СССР cyme-
ственно: изменились формы товарооборота и
организация снабжения населения. `Исхо-
дя из существа советской торговтихи цены
товара в социалистическом обществе, т. Воз-
несенский характеризует роль нормиро-
ванной торговли и политики цен в 06у-
ществлении военно-хозяйственных задач,
«Нормирование ‘продовольственного  снаб-
жения подчинило потребление интересам
производства и обеспечило более высокий
уровень потребления рабочих в решающих
для войны отраслях промышленности...»
(стр. 123). Опираясь на социалистическую
собственность, плановое распределение т9-
варных фондов, монополию внепгней тор-
TOBIN, советское государство смогло сохра-
нить устойчивость государственных р08-
ничных цен, установленных до войны, а
также тарифов на бытовые ‘услути. Этим
был обеспечен в период’ военной экономики
необходимый жизненный уровень ‘ трудя-
щихея города и деревни.

Рост и укрепление. военного хозяйства
СССР обусловили относительную  устойчи-
вость советской финансовой системы и’ хе-
нежного обращения. Финансовая система
Советского. Союза в период военной эконо-
мики разрешила задачи’ перерастределения
народного дохода страны для финанеирова-
ния военных затрат; перераспрелеления ма-
териальных запасов и резервов в пользу
тяжелой промышленности и прежде всем
военного производства; денежного контроля
з& производством й распределением обще-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

— Я — Четвериков, но я не профессор:

Это отрывок из записок подполков-
ника медицинской службы Ольги
Петроввы Джигурда. Автору записок
довелось быть участником reponye-
ской обороны Севастополя ‘с ноября
1941 года до июня 1942 года, Сани-
тарный транспорт, на котором служи-
ла военным врачом О. П. Джигурда,
в течение всего периода’ обороны
совершал регулярные рейсы между

`` Севастополем и кавказскими гаванями,
вывозя раненых. из главной. базы: Чер-
номорского флота в тыловые госпи-\
тали и доставляя в Севастополь про-
виант, медикаменты и пр.

Записки О. П. Джигурда полностью
печатаются в январской и февральской
книгах журнала «Знамя» за 1948 год.

© нами и случится несчастье, то не такое
страшное, как с другими. При бомбарди-

ровках и боевых тревогах все сохраняли
спокойствие, паники у нас никогда не бы-
вало,

В тыловых портах, главным. образом в
Новороссийске, ночные тревоги были не-
редки, но и они не выводили людей из
всегдалинето ровного ‘состояния духа. Эти
тревоги часто заставали меня в ванной, и
Ниночка Махаладзе даже как-то, смеясь,
сказала, встретив меня в коридоре © поло-
тенцем и бельем:

— Иде в ванную, Ольга Петровна?
Значит, будет ночная тревога.

За январь мы Фделали четыре рейса в
Севастополь и один — в Камыш-Бурун;

Девятого января 1942 тода мы пришли
в Севастополь, каж всегда, ночью. Сразу
ке начали разгрузку. В этот раз мы при-
везли так много груза, что нам дали боль-
шую баржу, которая ошвартовалась в лез
вому борту корабля, и наши люди спуска-
ли груз с палубы краном. С утра обета-
новка в осажденном городе была нвастоль-
ко тревожной, что погрузку раненых ре-
шили отложить на несколько часов в наз
дежде, что наступит хотя бы короткое за-
тишье.

Дальнобойные неменкие орудия пристре-

лялись по дороге, ведущей от госпиталя в

перт, и возникла опасность, что машины 6
раненьшки погибнут в пути. В порту было
более или менее спокойно.

Стоял морозный солнечный ‘лень. В воз-
духе раздавался непрерывный. гул самоле-
тов, и наших и вражеских, разрывы снаря-
дов и 60мб. ,

Hamm орудия почти не стреляли, ‘так
Rak воздушные бой шли над городом, да-
1еко от порта: й

Я шла по корилору первом класса.
Влруг раздались один за другим два етрат-
ных удара. Корабль качнуло в сторону.
Я схватилась рукой за поручни, чтобы не
упасть. Немедленно вслед за ударами по-

слышалаеь оглушительная стрельба напгих-

орудий. Корабль качалея. Послышалея жен-

ский крик. Я выбежала на прогулочную

палубу.

Баржа стояла у кормы; кран, опустив
груз, поднималея наверх, на палубе баржи
копошились люди. Вдруг опять два страш-
ных удара, бешеная стрельба зениток, и
два огромных смерча воды за кормой, на
том месте, гле етояла баржа. Масез холод-

Ной зеленой воды взвилась выше корабля,

превратилась в, пену и, обдав палубу, ©

‚  ТРОХотом низверглаеь обратно в море.

Я на мгновенье закрыла. глаза и за-
мерла. Сердце застучало так, что мне каза-
лось, будто оно. бъетея громче, чем бьют
орудия. epee

«Баржа!» — молнией  промелькнула
мысль. Я бросилась к борту корабля. Смерч
воды упал и рабсеялея. Море бурлило, вру-
том расходились волны © белыми бараш-
ками... Баржи как не бывало— она затону-
да мгновенно вмесле с людьми, находив-
зпимися на ней, но несколько человек все
же вынырнули и плавали в холодной ян-
варекой воде. Произошло это в течение не-
скольких секунд. Мы вое остолбенели.

Стоявшая возле меня на палубе Надя
-——- Fi een ee a ee >.

ственного продукта в соответствии © по-
требностями от A хозяйства,

Особенный интересе представляет тлава
книги, посвященная планированию произ-
водства. «Движущей силой под’ёма военно-
0 хозяйства СССР’ является социалистиче-
ское государство и героический трух наро-
ios Советокого Союза, руководимого пар-
‘me большевиков, партией Ленина—
Сталина. В советекой экономике активность
народа мобилизуетея на выполнение госу-
дарственного плана, а труд каждого труже-
ника в конечном счёте подчинён единой
цели» (стр. 144). Целью же военно-хозяй-
слвенных планов в период Отечественной
войны было сосредоточение всех материаль-
ных ресуреов для полного’ разгрома немец-
ких захватчиков. .

Тов. Вознесенский отмечает ряд особен-
Ностей государственного содиалистического
плана, являющегося законом развития на-
ромного хозяйства СССР. Это, во-первых, —

активная творческая деятельность’ народов

Советского Союза, партии Ленина Сталина
и советского правительства, Государствен-
ный план обладает силой закона  хозяй-
ственного развития, так ках он опирается
на авторитет и практику всего советекого
народа, организованното в государство. Это,
‘во-вторых, — концентрация всех мате-
риальных ресурсов страны на решение re-
перальных задач, поставленных Всесоюзной
коумунистической партией (большевиков)
и советским государством. Это, в-треть-
их, — правильное распределение рабочей
вилы и материальных фондов, наличие’ ре-
зервов для ликвидащии возможных проры-
вов в выполнении плана, правильное с00т-
ношение отраслей материального пройзвод-
ства и распределения, производства и пере-
BOGOR.

В советской экономике источником раз-
вития народного хозяйства является плани-
рующее социалистическое: государство. (-
циалистическое планирование предполагает
Знание экономических законов  производ-
ва и распределения, умелое их использо-
вание в интересах социализма.  Государ-
венный план использует для ооущест-

и. Ольга ДЖИГУРДА.

На санитарном транспорте.

— Ши! Люди тонут! Смотрите!
сательные круги!

Забегали, зашумели, бросились за спа-
салельными кругами и пробковыми матра-
цами и стали бросать их за борт. В уто-
пающим на помощь устремился катер; ма-
ленький, юркий, он летел стрелой, обдавае-
мый холодной бурлящей водой. Он очень
быстро подобрал трех тонувших людей, но
четвертый, последний, которому удалось
удержаться на поверхноети моря, еще ба-
рахталея недалеко от нашего корабля. Он
держался за какое-то бревно; то. исчезая
под водой, то появляясь на поверхности.
На катере не видели его и стали’ отходить.
На нашей палубе заметалиеь, забегаля.

— Человек за бортом! Человек тонет у
левого борта!

Я стояла, оперись руками о борт, и
дрожала мелкой дрожью, но не от страха,
нет, а от охватившего меня ужака при виде
гибели людей, за мгновенье до того тру-
дивииихея на глазах у всех нае.

Бегу на корму. Волковинский в это время
был на палубе, куда сбежалиеь все наши.
Он выбежал сюда без шинели, только в
фуражке, ежилея от холода, прыгал на
одной ноге. и размахивал руками.

Налет продолжался. Бомбы падали за
кормой и о правого борта. Море бурлило.
Человек < бревном исчез под водой и вновь
появилея. Голова его лежала на бревне.

Несколько краснофлотцев бросилось вме-

сте с Волковинским к висевшей на. талях
шлюнке. Я с замиранием сердца следила,
как шлюпка стала спускаться на воду.
Волковинский стоял на корме и что-то
кричахл.
_ Когда люка очутилась на воде, чет-
веро’ краснофлотцев: схватились за весла и,
напрягая все силы, стали грести но, на-
правлению ‘к ( потибающему человеку.
Шлюпку качало, вода заливала ее; но она
упорно двигалась вперед: затаив дыхание,
следили мы за шлюпкой и за. человеком.
видимо, терявшим последние силы. в, борь-
бе с морем, Евтений Никитович еле выта-
щил его из воды,

Я с восхищением смотрела ‘на этото ма-
ленького человека, которого у нас на ко-

Сла-

рабле некоторые считали трусом, и крепко’

пожала ему руку.

У веёх вырвалея вздох облегчения, кот-
да утопающего вытащили на’ палубу.
У него оказалось небольнюе ранение гозо-
вы, он был оглушен, окоченел в. ледяной
воде. Его согрели и сделали первичную
обработку ран. Он быстро пришел в себя,
и все с ним обошлось благополучно.

Я. никак не могла ‘успокоиться, переси-
лить нервную дрожь... Из двадцали чело-
век команды баржи остались в живых
только шесть. :

Я пошла к себе в каюту. На пути мне
вотретилея Ухов. У него дрожали губы и
трубка: прыгала в зубах. Налет продолжал-
ся. Бомбы попрежнему падали за кормой;

`Отрапино захотелось вернуться домой.
Вот сейчас взять м уйти, убежать на не-
сколько дней от ужасов войны Е себе, ‘в
свою уютную комнату. Я присела на ди».
ванчик, закрыв глаза, и ясно-ясно пред-
ставила cede мою квартиру в Запорожье, в
‹оциалистическом городе, на новостройке,
0 всеми мельчайшими подробностями,
вплоть до ручки, чернильницы и стопки
книг на письменном столе, мою старенькую
мать и мою младшую дочурку Валю, в го-
лубом платьице в клеточку и. с голубым
бантиком в темных волосах.  .

Это длилось несколько мтновений.

Привезли раненых. Надо было итти при-
нимать их; Я встала и пошла в себе в от-
сек.

Налет продолжался около двух часов,
потом бой стал затихать. .

Гибель баржи всех взволновала. Ясно
было, что бомба предназначалась нам, и
упала она совсем рядом с нашим кораблем.
И вот мы остались живы и невредимы и
снова идем благополучно обратным рейсом
в тыловой порт.

‚ (Продолжение. следует). .

вления необходимех пропорций в производ-
стве и распределении общественного труда
‚Закон стоимости, действующий в советской
экономике в преобразованном виде и пред-
`ставляющий собой наиболее элементарный

LKOH издержек производства и. распределе-
ния продуктов,

Важнейшим ‘признаком планирования
и организации производства ‘являет-
ся создание резервов в’ производетве и 90-
рашении, в мощностях и готовых товарах,
в рабочей силе и машинах. Решению этой
задачи советское правительство и прежде
‘всего товарищ Сталин придают величай-
шее значение. «Без резервов развязывает
свои стихийные начала Закон стоимости.
Наличие резервов даёт социалистическому
государству силу управлять этим законом
`в интересах распиренного социалистиче-
ского воспроизводства» (стр. 154)..

+ # +

Разгром гитлеровской Германии поставил
перед нашим народом задачу восстановле-
ния и послевоенного развития народного
хозяйства. Враг нанес Советской ‘стране в
годы войны огромный ущерб. Прямые по-
‘тери национального имущества СССР  co-
ставили 679 млрд. 0уб. в государственных
довоенных ценах, или 128 млрд. американ-
ских долларов. В этой цифре следует доба-
вить военные и другие расходы, вызван-
ные войной, а также потери народного до-
хода веледетвие прекращения производства
в оккупированных районах. ‘Этот ущерб
определяется в размере 1.890 млрд. pyd.,
или 357 млрд. американских долларов. Гро-
малные материальные потери, понесенные

теким Союзом, покрываются лишь’ в
ничтожной мере репарационными’ поставка-
ми оборудования из Германии в СССР.
«Стоймость этого оборудования ‘составляет
всего 0,6%/0 от размера «прямых ‘потерь
имущества» СОСР в период Отечественной
войны» (стр. 163—164).

Опираясь на внутренние возможности и
ресурсы ‹оциалистического хозяйства, Te-
роическими усилиями залечивае? руково-
димый партией Ленина—Сталина Фоветекий

ee net nS LR te —-+
“

народ раны, нанесенные `немецко-фашист-

Английские газеты
_ © «плане Маршалла»

ЛОНДОН, 8 января. (ТАСС). Ряд антлийч
ских газет выстунает против «плана’ Мар=
шалла», настаивая на его отклонений..

` «Английский народ, — пишет газета
«Ивнинг стандард», — должен отклонить
это предложение (т. е. «naan Маршал-
ла». — Рец.), если он ценит свою незавиеи=
мость и хочет стоять на собственных но=
гах». Газета пишет, что, «если стране вне-
запно будет предложен новый долларовый
заем, наряду е предоставлением. некоторых
товаров, в то время как кампания за, раз-
витие знглийского производства пойдет на
спад и экономика страны будет прочно
прикована к американским интересам», эте
будет означать, что «экономический суве-
ренитет будет обменен на омлет из яичноге
порока». : ;
«Ивнинг стандард» заявляет, что отказ.
от помощи по «плану Маршалла» приведет
Англию Е суровым лишениям, но вместе ©
тем добавляет: «Насколько лучше, чтобы
народ жил на урезанном рационе и видел в
конце пути перспективу своей  незавией-
мости, нежели продал бы свое право Ha
экономическую свободу». _

. Тазета «Дейли  уоркер»
больше мы слышим, © «плане Мар-
шалла», тем менее привлекательным он
кажется. В самом деле, теперь ясно, что
Соединенные Штаты намереваются выбро-
сить в Европу ряд товаров, для которых
они ищут рынок ебыта, и ограничить про=
изводство товаров в Европе, которое‘ соста-
вило бы конкуренцию для промышленности
Соединенных Штатов». Hist
 Указывая, что программа английскоге
судостроения будет сокращена, газета пи-
шет далее: «Результат явно должен заклю+
чатьея в том, чтобы сделать Еврону более
зависимой от американского  судоходетва
Англия наиболее явно пострадает от: этого»
Упоминая 0 том, что пе «плану Мар-
шалла» Англия должна получить на 123
мли. фунтов стерлингов табака, газета иро-
нически замечает: «Это великодулие в от
ношении снабжения табаком представляет
cohol контраст скаредным предложениям
отправить Англии шахтное ‹ оборудование
стоимостью в 1.875 тыс. фунтов стерлинч
тов».

° «Можно утверждать, — пишет в заклю-
чение «Дейли уоркер», — что главный ре-
зультат «плана Маршалла», поскольку
речь идет об’ Англии, заключается в следу
‘ющем: известные гарантии в отношении
поставок продовольствия и табака, ограни-
ченные. поставки оборудования, стали и го=
рючего и сокращение судостроения. Ето
осмелится утверждать, что эта долларовая
помошь ABUTCH подлинным вкладом в` дело
ликвидации нашего экономического’ кризи-
са? Эта помощь прилет в тот момент, когда
золотые запасы Англии будут исчерпаны и
когда Англия по отношению к Соединенным
Штатам будет экономически слабее, чем. се-
годня, и будет иметь меныше возможности
сопротивляться политическому давлению
0 стороны американцев. «План Маршал<
ла» не может способствовать существенна
облегчению кризиса в. Англии».

пишет: «Чем

Заявление Уоллеса
представителям о _
печати

НЬЮ-ЙОРК, 8 января. (ТАСС). В беседа
с представителями печати Генри Уоллее
сделал ‘следующее заявление по поводу вы-
ступления Трумэна: «Президент ставит тв
же цели, которые он ставил в 1946’ году:
Если бы он стал дрезидентом и в 1948 ro-
ду; он ставил бы те же цели, так как нич=
то не было бы сделано для их осуществле-
ния. Он не призывает к отмене ‘закона
Тафта-=Хартли. Единетвенное  законода-
тельство, проведения ‘которого он. ‘требует
и в отношении которого существует опас-
ность, что оно будет одобрено, — это обя-
зательная военная подготовка, прогив ко-
торой я решительно выступаю». Обсуждая
проблемы национальной обороны и ‘внешней
политики,
водетво демократической партии стоит 3a
поддержку реакционных правительств во
всем мире за ечет американского народа и
© риском вызвать новую войну.

ЗЕ eee

скими захватчиками, в невиданно короткие
сроки восстанавливая‘ социалистическое хоч
зяйство. } гы c=

В заключительной главе книги т. Воз-
несенокий останавливается Ha основных
задачах плана послевоенной пятилетки, ха-
рактеризуя пути перехода от военной в
мирной экономике в СССР.

Тов. Вознесенский подвергает в, своей
работе уничтожающей критике рассужде-
ния некоторых торе-теоретиков о фешаю-
щей роде государства в военном хозяйстве
капиталистических стран, рассматривает
попытки «планирования» в зарубежных
капиталистических странах. «Планирова-
ние» в капиталистических странах остав=
ляет незыблемым господство частной 600=
ственности на средства птроизводетва, пред
полатает кризисы, депрессию, безработицу
и является пожеланием, не опирающимея
на какие-либо. действительные: экономиче-
ские силы. В. то же время СССР смело идет
по пути дальнейшего. планового развития
производительных сил, не опасаяеь Gespa<
ботины и кризисов ° перепроизводетва;
осуществляя в союзе е другими демократи“
ческими странами политику, тасочитанную
Ha подрыв империализма, укрепление, и
развитие демократических порядков и лик+
видацию остатков фашизма. 5

нига т. Вознесенского ‘имеет большое

ших кадров, особенно теперь, когда, .атрес=
сивные империалистические силы. пыта“
ются втянуть мир в новую кровавую бойз
HW.

«Учитывая такую опасность, народы Co-
ветского Союза должны проявлять неослаб-
ную блительность, воспитывать советекую
молодежь в духе тероических трапиций Ore-
чественной войны, изучать опыт военной
экономики и обеспечивать мобилизацион<
ную готовность народного хозяйства CCCP»
(стр. 176). Обобщение опыта военной экоч
номики имеет вместе с тем огромное значе“
ние и для разрешения задач мирного Bpe~
мени, задач постепенного перехода от с0=
циализма к коммунизму.

А. КУРСКИЙ,

Уоллес указывает, что - руко-

значение в идеологическом воспитании Ha-

]
i