Корабли получат. хороших.
матросов-специалистов

Экзамены в школах учебного‘ отряда

В школах учебного отряда Черноморского
флота начались выпускные экзамены. Про-
водят их опытные специалисты. По устано-
вившейся злесь традиции в экзаменацион-
ные комиссии по родам оружия вошли
предетавители кораблей флота.

„Кабинет котельно-трюмного цикла.
Здесь установлены модели механизмов, на
стенах развешаны ‘чертежи, схемы. Дей-
ствующая модель парового котла, Как и
многие другие модели, изготовлена препода-
вателями и учениками.
° Экзаменующиеся разместились на бан-
вах. Преподаватель цикла инженер-капи-
тан 3 ранга Гаврилюк приглашает к столу
ученика Барсукова, который представляет-
ся комиссии и берет билет © вопросами.
Внимательно прочитав их, он докладывает,
что готов отвечать. Четко, е полным зна-
нием дела рассказывает он об устройстве па-
рового котла, о принципах его работы.

Затем к столу подходят ученики  Кала-
чев, Каменев и другие. Прелеедатель ко-
миссии инженер-капитан 3 ранга Чопика-
Швили задает дополнительные вопросы,
просит показать деталь, о которой расска-
зывает ученик, привести ее в действие,
ликвидировать «повреждение». Преподава-
тель цикла мичман Васильченко сидит в
стороне и не без волнения следит за дей-
ствиями и ответами своих учеников. Но
` большинство из них твердо знает пройден-
ную программу, и это радует мичмана.

Хорошо подготовились кв экзаменам в
электромеханической школе. Еще За. месяц
10 их начала в подразделениях состоялись
партийные собрания. В школе был прове-
ден комсомольский актив, на котором 00-
суждены задачи подготовки к экзаменам.
Преподаватели работали, не. считаясь со
временем, помогали ученикам. 0 том,
”” насколько серьезно готовились в электро-
° механической школе к  предстоя-
щим экзаменам, свидетельствует хотя

бы такой факт: во всех подразделениях
резко повысилась дисциплина; число: поощ-
рений увеличилось в три раза, а. количе-
ство нарушений в три раза’ уменьшилось.
В первый лень экзаменов ученики палоея-
лового цикла — Белков, Сучков, Иванов,
Миронов и многие другие—получили отлич-
ные оценки.

. PAIOM, в об’единенной школе, также
большое оживление. Здесь экзаменуются
сигнальщики, шхипера, прюдовольственни-
КИ.

В кабинете сигнального дела — огром-
ное, во-вею стену, панно. На нем изображе-
`° ны Северная бухта Севастополя и корабли,
стоящие на, якоре. Вдали — корабли в дви-
жении. Это замечательное наглядное посо-
бие соорудили лейтенант Татаринов, кото-
рый рисовал панно, и мичман Чебуркаев,
монтировавший огни кораблей и сигналь-
ных постов, а также пульты для управ-
ления. сигналами.

На столах у кажлого ученика — ключи.
По приказанию  экзаменующег ученик
устанавливает связь с нужным кораблем.

_ Научные работы

ЛЕНИНГРАД, 9 января. (По телефону от
корр. «Красного Флота»). Полтора года на-
зад в городе начала работать главная мор-
ская обсерватория Военно-Морских Сил.
3а это время коллектив обсерватории вы-
полнил немало научных работ. Сотрудни-
ками обсерватории написаны гидрометео-
рологические очерки для лоций морей
СССР. В работе по их соэланию приняли
активное участие инженер-подполковник
Филиппов и инженер-гидрометеоролог Да-
видан.

Работники обсерватории создали ряд

справочников по различным метеорологи-
ческим вопросам. Справочники составле-

=a

See

Под потолком на тонкой проволоке подве-
шены самолеты всех типов и на разных
куреовых углах. На сленах — силуэты
кораблей всех классов, сигнальные флаги,
пегормовые сигналы. В углу стоит полно-
стью оснащенная мачта. На столах — сиг-
нальные книги.

Преподаватель цикла капитан-лейтенант
Бондаренко приглашает к столу ученика
Вруглова, Задается первый вопрос:

— Кого вызывает корабль? ‹

В самом углу панно мигают белые. про-
блески.

—- Корабль вызывает рейдовый пост, —
отвечает т. Круглов. Sor я

— Чт пишет?

— Корабль просит разрешения войти в
базу.

— Отвечайте ему: «Разрешаю», и при-

кажите ошвартоваться у пятого причала.
Тов. Круглов нажимает ключ, и белая
лампочка рейлового поста посылает ответ.
— Поднимите’ сигнал:
шквал от норд-веста».
Экзаменуемый быстро отыскивает в кни-
ге нужный сигнал и поднимает его. Члены
комиссии  емотрят на часы. Ученик ‘четко,
как и подобает ситнальщику, ‘исполняет

приказание. Комиссия лает отличную оцен-

ку его действиям и знаниям...

Е столу подходит ученик Кудрин. Он
также четко отвечает на вопросы. Капи-
тан 2’ ранга Дринко приказывает поднять
ситнал: «Вижу плавающую мину». Экза-
менуемый в несколько секунд исполняет
приказание и немедля докладывает о его
исполнении.

Олин за другим подходят ученики к сто-

лу экзаминаторов. Они передают семафоры,
поднимают сигналы, определяют типы по-
явившихся самолетов, их курсовые углы.
Сигнальщики — тлаза и уши корабля. И
этому учили будущих специалистов в 6те-
нах школы. Много поработали ‘с ними капи-
тан-лейтенант Бондаренко и старшинский
состав. Сегодня смена старшины 2 статьи
Белова получила выюокую оценку.
‚ Так же успешно проходят экзамены в
школе оружия. Подполковник Беликов и
капитан 3 ранга Панов принимают экзаме-
ны У торпедистов смены старшины
1 статьи Завьялова. К столу подходят и
представлятотся по всем правилам курсан-
ты Коваленко, Сибилев, Галиевекий, Ми-
хеев и другие. На вопросы комиссии они
отвечают четко, уверенно. В их ответах
чувствуется знание торпедного оружия.
подрывного дела и организации третьей
боевой части. Преподаватель этой смены
мичман Красновекий хорошо подготовил
своих учеников.

Экзамены в школах учебного отряда про-
должаются. Вскоре корабли получат новый
отряд опытных специалистов,

Капитан 3 ранга Н. ДОБУШЕВ.

Черноморский флот. (Корр. «Красного
Флота»). :

гидрометеорологов

ны на основе изучения многолетних наб-
людений, производиватихея морскими 06-
серваториями флотов и флотилий, & также
кораблями Военно-Морских Сил.

Под руководством профессора Марютина
и старшего инженера Лазаренко собрано
много сведений об уровне Балтийского
моря.

В новом году коллектив обсерватории
продолжает научную работу’ по дальнейше-
му улучшению  гидрометеорологического
обеспечения кораблей. Научные сотрудни-
ки обсерватории примут участие в ряде

эвопедиций. = -

«Ожидается.

КРАСНЫЙ ФЛОТ и

Северный флот, Подводная лодка возвращается в базу, из учебного похода.

` Фото А. Межуева:

©

В минувшем, 1947 году namu apuaropst
немало поработали над устройством стадио-
нов, спортивных площадок, залов и обору-
дованием их необходимыми спортивными
снарядами и инвентарем. Намного улучиги-
лась и. организация физической подготовки
в авиачастях, Спортивные. коллективы по-
полнились новыми кадрами физкультурни-
ков,

Не случайно, что в прошлом тоду на’
флотских соревнованиях команды морских
летчиков завоевали ряд переходящих при-
зов. Летчики заняли немало личных пеу-
вых мест, явились обладателями’ приза
РОФОР по водному поло,

Физическая подготовка авизторов и их
спортивные достижения могля быть еще
выше. если бы в авиачастях е большей
настойчивостью велась борьба за массовость
спорта, если бы этому важнейшему виду
боевой подготовки уделялось больше внима-
ния, если бы физическая подготовка прово-
дилась систематически и на высоком уров-
He.

Большая роль в развитии спорта принад-
лежит командирам всех степеней, Практика
показывает, что там, где командир систе-
матически руководит спортом, физическая
подготовленность личного состава части—
на должной высоте. Командир подразделе-
ния майор Друздев много внимания уделяет
физической подготовке. Он хороший спорт-
смен. На летней спартакиаде соединения,
защищая спортивную честь подразделения,
он лично занял ряд первых мест. Большую
заботу о физическом воспитании летчиков

‚ проявляют офицеры Скугарь, Буркин, Cu-

тин и многие другие.

Можно ли сказать то же. самое обо-всех
командирах? № сожалению, нет. Командир
авиатехнического подразделения майор’ Аб-
рамов даже не заботится о том, чтобы соз-
дать личному составу условия для занятий
спортом. По инициативе актива и с ш-
мощью физкультурников здесь оборудовали
спортивный зал, но заниматься в нем нель-
зя — холодно. 06 этом знает майор Абра

ЕН СЕК ЕЕ ЕЕ

р безопасности плавакия

О РОЛИ ВИЗУАЛЬНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Широкое развитие современных радиоло-
кационных и акустических средств наблю-
дения стало в последнее время поводом для
неправильных утверждений о том, что эпо-
ха визуального наблюдения закончилась.

Между тем визуальное наблюдение от-
Нюдь не потеряло своего значения в нале.
время. В этом легко убелитьея на KOH-
кретных фактах. ;

Несмотря на бесспорные преимущества
радиолокации при наблюдении в плохую
видимость (ночью, во время тумана ит. д.)
по сравнению < визуальным наблюдением,

. возможности радиолокации, как известно,
не беспредельны. Так, например, работа ра-
диолокационных установок на ультракорот-
ких волнах чрезвычайно затрудняется
снежными «зарядами», что, между прочим,
послужило причиной неудачного поиска
английскими кораблями на Севере герман-
ского линкора «Шарнгорст» в конце 1943
Года.

_ Далее, радиолокационные средства наблю-

дения оказываются - неэффективными при
изучении с корабля особенностей побережья
или при наблюдении е самолета подводных
об’ектов. Радиолокационные и  гидрозку-
стические установки не позволяют точно
опознавать наблюдаемый предмет, что, как
известно, иногда приводит к серьезным
олибкам. Кроме того, нельзя He oT-
метить еще один важный недостаток ралво-
локации и гидроакустики. Они не обеспе-
чивают скрытное наблюдение. Противник
всегда может зафиксировать работу радяо-
локационных и гидроакустических приборов
и использовать против них вое свои cpel-
ства противодействия.

Перечисленные отрицательные стороны
радиолокационного и’ гидроакустического
наблюдения приведены нами отнюдь не для
того, чтобы в какой-либо мере умалить
бесспорные достоинства этой новейшей тех-
ники. Мы только хотим показать, что у ви-
зуального наблюдения есть далеко еще не-
использованные возможности.

Действительно. визуальное наблюдение
` позволяет точно опознавать наблюдаемый
об’ект, в особенности при использовании

современных средств маскировки, а это
в ряде случаев бывает совершенно необхэ-
димо. Днем, в условиях хорошей видимо-
сти, визуальное наблюдение незаменимо для
обеспечения безопасности плавания, & тем-
ной ночью приобретает еше большее зна-
чение для успептной борьбы © навигацион-
ными опасностями.

Визуальное наблюдение является также
единственным ©10с0бом обнаружения  под-
водных лодок с самолетов. -

Наконец, визуальное наблюдение может
быть абсолютно скрытным, что создает
большие преимущества перед противником.

Положительные свойства визуального на-
блюдения достаточно хорошо  об’ясняют
вполне закономерное и правильное развитие
й совершенствование его средств. Можно ©
полным основанием утверждать, что визу-
зльное наблюдение еще долгое время будет
находить свое применение на флоте, пока
его характерные . качества не станут прису-
щи какому-либо новому вилу техники на-
блюдения.

Говоря о свойствах визуального наблюдё-
вия, надо всегда помнить о том, что преле-
лы его применения определяются непосред-
ственно видимостью нз море, которая зави-
сит от атмосферных условий и от условий
освещения. . f

ek * &

Вопросы точного определения видимости
давно уже занимают внимание многих мо-
ряков и ученых. Само собой разумеется,

что устаревшие способы определения видт-

мости «на-глазок» не должны применять-
ся в настоящее время, при наличии елож-
ных оптических наблюдательных приборов.

Общеизвестный ©1060б определения види-
мости по земным ориентирам ночью. непри-
меним. Однако в это время суток измерения
видимости сплошь и рядом бывают необху-
димы, особенно в открытом море, где нет
видимых ориентиров.

В настоящее время хорошо разработаны
способы определения дальности видимости
или тесно связанной с нею физической ве-
личины-—Коэфициента прозрачности атмо-
сферы-—с помощью достаточно точных фи-

зических приборов. Среди них можно на-
звать нефелометр, который позволяет веети
измерения как днем, так и ночью и, что
очень важно, при полном отсутствии земных
ориентиров. Действие этото прибора осно-
вано на измерении рассеивания света в воз-
духе, некоторое количество которого в виде
своеобразной «пробы» находится внутри не-
фелометра. „. :

Советский нефелометр Государственного
оптического института устроен таким обра-
зом, что. с помощью его измеряют рассейва-
ние света в световом пучке, создаваемом
внутри прибора маленькой лампой накали-
вания инесложной оптикой. Иными словами,
внутри нефелометра создается нечто вроде
миниатюрного прожекторного луча, который
рассматривается на черном фоне. Яркость
луча определяют, засосав перед этим ручным
вентилятором внутрь прибора «пробу» ок-
ружающего воздуха.

Для этих же целей применяют многочис-
ленные разновидности так называемых
звездных фотометров, с помощью которых
сравнивают удаленный источнив света,
подобный звезде, со светом, создаваемым на
приборе светящейся точкой. Нетрудно по-
НЯТЬ, ЧТО такое определение сравнительного
блеска светящихся точек очень близко
сходно с астрономическим  сопоставлением
блеска эвезд. Расчет наблюдений дает воз-
можность получать достаточно точное зна-
чение прозрачности атмосферы или даль-
ности видимости, ©

Необходимо упомянуть еще 06 одном
типе приборов, показывающих сразу же
значение видимости наблюдаемых об’ектов.
Такие приборы — измерители видимости-—
особенно важны морякам для решения ‘ряда
специальных военных задач, например, для
оценки того; как далеко будет виден зама-
скированный корабль или насколько удал-
но замаскировано береговое оборонительное

>

мов, но мер к тому, чтобы создать нор-
‚мальные условия для физкультурных заня-
тий, не принял.

В прошлом году в авиачастях были с03-
даны спортивные комитеты; в сожалению,
многие из них работали плохо. Получилось
это потому, что в спортивных комитетах за-
частую были люди, мало компетентные в
спорте. В слабой работе ряда спортивных
комитетов повинны также штабы и полит-
отделы, которые не уделяли этим комите-
там должного внимания, не руководили ими.

Надо укрепить состав спортивных коми-
тетов, укомплектовать их активными това-
рищами, способными руководить спортив-
ной работой.

.
Физическая подготовка должна прово-
дитьея не только по общим планам боевой
учебы, но и в офицереких клубах, началь-
ники которых призваны руководить спор-
тивно-массовой работой, шире привлекать к
спорту летный и технический состав.

Большие задачи в этой области поставле-
ны и перед комсомольсвими организациями,
‚В минувшем году комсомольцы многих на-
их авиачастей добились немалых резуль-
татов в развертывании  спортивно-мас-
совой работы. Но далеко не все комсомоль-
ские организации по-настоящему взялись
за, дело. В Н-ской части, например, готови-
лись к проведению массовых спортивных
соревнований, но секретарь комсомольской
организации т. Катюхин даже не знал о
них, А вель накануне т. Батюхин провел
заседание бюро, на котором сам сделал ин-
формацию о задачах комсомольцев в развер-
тывании спортивной работы. Могли ли быть
эти задачи жизненными, конкретными? Ко-
нечно, нет. И не случайно здесь комсомоль-
цы не показывают должного примера в
спортивно-массовой работе.

Проверка, проведенная в частях, показа-
ла, что некоторые руководители физподго-
товкой не уделяли внимания планирова-
нию  спортивно-массовой работы, He
увязывали свои планы c  обще-

SS ne ee en ИЕ

поставить свой корабль в наиболее невы-

тодное для противника. положение.
Совершенно невозможно в краткой статье
перечислить, хотя бы приблизительно, все
те мноточисленные приборы и методы, ко-
‘торые существуют в настоящее время для
точного определения видимости. Системати-
чески обобщенные, эти методы предетав-
ляют теперь отлично разработанную и пи
роко развитую отрасль физической науки,
которая ушла далек от  устарев-
ших методов определения вилимости. 0
больших заслугах советокой нахлки в pas-
работке этих вопросов мы скажем ниже.
# 4

Борьба визуального наблюдения с маскя-
‚ровкой неизбежно заставляет искать пути
улучшения видимости. Наблюдение нево-
оруженным глазом в настоящее время не
может считатьея достаточно целесообразным,
хотя и 00 в ряде случаев полезно и даже
незаменимо (например, при воздушной раз-
ведке).

На помощь наблюдателю в данном случае
приходит целый арсенал оптических
средств, которые вооружают глаз наблюда-
теля.

Новейптие достижения теоретической и
прикладной оптики, как, например, приемы
просветления оптических стекол, сделали
современные оптические приборы более све-
тосильными, что расширило возможность их
использования не только днем, но и ночью.

Больнюй интерес в деле улучшения види-
мости об’ектов в море представляет приме-
нение различных пветных и поляризующих
светофильтров. Сделанные из цветного
стекла или пластмассы, со специально по-
добранными епектральными характериети-
ками пропускания света, они увеличивают
контраст наблюдаемых об’ектов с фоном и
потому улучшают видимость этих об’ектов.
В качестве примера приведем оранжевые
светофильтры, применяемые для уменьше-
ния влияния воздушной дымки. Действие
их основано на поглощении в оранжевом
стекле голубых лучей, которые и cocTaB-
ляют главную долю рассеянного в’ доетаточ-
но. прозрачной атмосфере света. При наблю-
дении удаленных предметов сквозь очки с

сооружение. Применение подобных прибз-  оранжевыми стеклами пелена воздушной

ров даст командиру корабля возможность

предугадать, с каких дистанций, с каких
направлений при различных Условиях
освещения сюжет противник обнаружить
его корабль и, стало быть, позволит ему

дымки заметно ослабляется и наблюдаемый
предмет более резко выступает на фоне.
= Днем при прямом солнечном свете по-
верхность моря под некоторыми углами ста-
новитея ослепительно яркой, особенно в по-

изическая подготовка летчика

флотекиии. В результате тренировочные за-
нятия проводились  несистематически, от
случая к случаю, спортивные соревнова-
ния нередко проходили без предварительной
подготовки. Такое положение нетерпимо.
Нужно коренным образом улучитить плани-
рование, добиться, чтобы тренировочные
занятия проводились систематически, неза-
висимо от времени года.

Заботливый командир всегда сумеет. сп-
лами своей части, подразделения 9борудо-
вать спортивную плошадку, физкультурный
зал. Это подтверждает практика, В Части,
где руководителем физической подготовки
офицер Погребняк, проделана большая рабо-
та по оборудованию спортивной базы. Авиа-
торы построили хороший стадион с беговой
дорожкой, тенниеным кортом, спортилощад-
ками для баскетбола, волейбола. Есть и свой
спортивный зал, снаряды для специальной
тренировки летного состава (лопинг, рен-
‚ское колесо), что позволяет регулярно, без
перебоев проводить физкультурные занятия.
Здесь зима не застала авизторов врасплох.

Совершенно лругое отношение к спорту
в части, где руководителем . физической
подготовки. капитан Ильюшин. За летний
период эта часть хотя и. добилась некоторых
успехов в спортивно-массовой работе, -060-
бенно в развитии парусного спорта и 10
массовым спортивным соревнованиям по
своей группе, но к зиме там не подгото-
вились. Только ¢ наступлением холодов
занялись ремонтом’ спортивного = зала,
а готовить лыжи стали, когда уже земля
основательно покрылась снегом, В этой ча-
сти ни командир, ни партийная и комсо-
мольская организации не проявляют ча-
стойчивости в подготовке спортивной базы,
Б сожалению, подобные факты наблюдают-
ся и в других частях.

Задача сейчае состоит в том, чтобы как
можно быстрее устранить недостатки, до-
биться такого положения, нтобы физическое
воспитание авизторов действительно стало
одним из основных видов боевой подготовки.

Майор Д. ВАСЬНОВСКИЙ.

100е солнечной дорожки. Умелый против-
ник  стараетея приблизиться и атаковать
всегда именно © этой стороны.

Большую помощь наблюдателю, следяще-

му за морем, в данном случае могут прине-.

CTH поляризационные светофильтры (поля-
роды). Они изготовляются из особого ве-
щества, которое пропускает только поляри-
зованный свет.

Поляроихы ‘вставляют в особые очки.
Когда наблюдатель их наденет, то он полу-
чает возможность свободно видеть предме-
TH, ранее ‘не замечавшиеся из-за осленн-
тельного: блеска моря, например, поднятый
НЗ мгновение перископ вражеской подвод-
ной лодки:

Применение таких очков помогает видеть
гораздо лучше поверхность моря, а также
разглядеть самолет в пелене воздушной
дымки. Поляроиды устанавливаютея также
в секстанах, что значительно облегчает
Условия наблюдений, резко очерчивая ли-
нию горизонта.

Общеизвестно, что в темноте глаза совер-
шенно теряют способность различать цвета
предметов (если только эти цвета нз очень
яркие, как, например, свет маяка с цветны-
ми стеклами). Русская пословица «Ночью
вое кошки серы» имеет, по существу, глу-
бокий научный смысл. Так, например, в
поздние сумерки и ночью сигнальщик со-
вершенно не способен различить цвета cur.
нальных флагов. Хотя чувствительность
ночного зрения гораздо выше, чем дневная,
ночью приходится специально применятьея
5 условиям наблюдения, чтобы увидеть сла-
б0 различающиеся ‘от фона предметы. По
этой причине вести е самолета ночью ви-
зуальное наблюдение кораблей очень труд-
но или почти невозможно.

Наблюдатель на корабле или на самоле-
Те, ‘если он хочет хорошю видеть в темноте,
должен сначала в ней приспособиться или,
Rak говорят научным языком, адоптировать-
ся к темноте.  Процес приспособления к
темноте происходит не сразу, а постепенно,
и если наблюдатель попадает в темноту из
ярко освещенного пространства, то для то-
го, чтобы его глаза приобрели наибольшую
чувствительность, требуется затратить не-
мало времени.

Многочисленные исследования ученых-
физиологов показали, что на чувствитель-
ность. ночного зрения оказывают влияние
многие, на первый взгляд, побочные фак-

10 января 1948 г., суббота,

оправдало.

№ 8 (2802)

По морской цели

Зимняя стрельба
Н-ской береговой батареи

Эта батарея еще осенью прошлого года,
задолго до зимы, успешно выполнила плак
боевой подготовки. Благодаря отличной на-
тренированноети орудииных расчетов, даль
номерщиков и наблюдателей всо огне-
вые задачи были сданы с высокой оцен-
кой. Командир взвода старший лейтенант
Воронин не покладая рук тренировал сволх
подчиненных. В результате комендоры Bo
время боевых стрельб действовали у ору-
jul так же слаженно, ловко и точно, как и
на частных учениях.

Хорошо проведя  зачетные = осенние
стрельбы, батарейцы не почили на лаврах,
Тренировки продолжались повседневно, с
большим упоретвом и. настойчивостью,
Старший лейтенант Воронин добивался вы-
сокого мастерства в работе каждого номера
орудийных расчетов, полной взаимоюзаме-
няемости, автоматичности в действиях.

Стремление опытного офицера повседнев-
+0 поддерживать высокую боевую rores-
ность подчиненных векоре целиком  еебя
Однажды во холодный зиуний
день проходили стрельбы по морской цели,
Личный состав начал немедленно готовить
& стрельбе материальную часть и приборы,

Условия для этой стрельбы были доволь-
но сложные. Не было старшего лейтенанта
Воронина, который незадолго до этого вы-
ехал на учебу. Его заменял молодой офицер
лейтенант Иванов, не обладающий богатых
опытом евоето предшественника. Отсутетво-
вали также некоторые опытные специали-
сты, ушедшие в отпуск. Вроме того, холод-

Has зимняя погода затрудняла оболужива-

ние отдельных приборов. Однако у личного
состава батареи не проявилось ни мален-
шей растерянности.

Первыми прибежали на свои боевые по-
CTH артиллерийские старшины ` старише
сержанты Бобров и Жданов. В считанные
секунды расчеты орудий были на местах,
Олин за другим командиры орудий старшие
матросы Вакуленко и Горовой и младшие
сержанты Колпатчиков и Перхалев доложл-
ли о готовности орудий к бою.

«Бой» начался. Прогремел ревун, вздрог-
нули стволы орудий в оглупгительном зал.
пе, и векоре наблюдатели доложили 0 pe-
зультатах первого залпа — накрытие!

Еше залп — опять накрытие. Третий
зали -— нова тот me yorex.

Осмотр’ пели показал, что артиллеристы
батареи добились на предельной дистанции
нескольких прямых попаданий.

Старший лейтенант А. ОРЕХОВ,

Черноморский флот. (От корреспондента

«Красного Флота»).

es Передовая бригада
судорементников

`ЧЕРНОМОРСВИЙ ФЛОТ, 9 января. (Mo
телеграфу ot норр. «Красного Флота»),
Среди стахановцев Н-ских судоремонтных
мастерских славится бригада.т. Андрющен-
ко. Bee задания бригада’ вышолняет досроч-
Но.

Нетавно бригада подвела итоги работы
за 1947 rea. Тодовое задание выполнено
на 192 процента. ^ ‘  м

Так же успелено трудятся судоремонтни-
ки т. Андрющенко и в первые дни нового
года. Подсчитав свои возможности, брига-
да рептила выполнить пятилетнюю норму
к концу 1948 года.

В гостях у портартурцев

Экипаж корабля Н. побывал в гостях
У портартурцев. Моряки совершили не-
сколько экскурсий по историческим местам
города, посетили форт № 1, батарею Орли-
ное гнездо, русское кладбище, гору Пере-
пелиную, Музей обороны, ознакомились
с достопримечательностями старом и н9-
вого городов.

На русском кладбище моряки посетили
братские могилы защитников  крендети
Порт-Артур в 1904—1905 гг.

Старший лейтенант Б. ЕРШОВ,

Тихоокеанский флот,

Торы — сильные звуки, недостаток кисло:
рода при высотных полетах и т. д. Для над
представляет особый интерес тот факт, 410
если наблюдателя перед выходом на ноч-
ную вахту заставить побыть некоторое вте-
мя в помещении, освещенном красным еве-
TOM, 10, выйдя ночью на вахту,
он начинает сразу и хорошо видеть
окружающие предметы, как еели бы глаза
у него перед. этим были завязанн,
Следует отметить, что при слабом красном
освещении человек может хорошо ориенти-
роваться в помешении и даже выполнять
несложную зрительную работу, не потеряв

затем при выходе на палубу времени, не-.

обходимого для приспособления к темнот,

Я той же цели применяются очки с крас:
ными светофильтрами, которые носят в нор-
мально освещенных помещениях перед вы-
ходом в темноту, Наконец, приборы Ha ap-
тиллерийских системах, на шите кабины
самолета или в рубке катера ит, д., ше

меняемые в темноте, нринято освещать ела

бым красным светом; это дает возможность
хорошо видеть показания приборов, не м-
шая наблюдению за окружающим простран-
ством.

Нетрудно понять, какое большое эначе-
ние имеют все эти Меры улучшения види-
мости ночью.

+ & $

Мы уже упоминали о том, какое огромное
значение в совершенствовании визуального
наблюдения имеет современное развитие фи-
зики. Роль советеких ученых во этом важ-
ном деле очень велика. Научный уТовень
наших, исследований в области улучшения
видимости превосходит зарубежный.

Советским ученым принадлежит честь
создания первых образцов аппаратуры для
измерения и улучшения видимости, глубо-
вая и всесторонняя теоретическая разработ-
кз вопросов видения вообще и видимости Ез
море, в частности. Очень много в этой 0об-
ласти сделали академик В. В. Шулейкии,
профессора’ В. А. Березкин, Н. Г. Болдырев,
А. А. Гершун, М. М. Гуревич. С. В. Бравков,
Б. Х. Кекчесв, В. В. Шаронов и другие.

Но многое еще можно и нужно‘ сделать,
чтобы морское визуальное наблюдение ¢cTa-
ло еще более совершенным.

Лауреат Сталинской премии
кандидат технических наук
инженер-майор И. ЛЕВИТИН.