10 янв

аря 1948 г., суббота, № 8 (2802)

К

РАСНЫЙ ФЛОТ

= Е о

Отчеты и выборы

партийных органов

Либеральное отношение
« наруителям дисциплины

(От корреспондента «Красного Флота»)

Много раз за отчетны
сты подразделения гово
0б укреплении воинской
вышении качества
Однако в течение всей
подразделение было о
ле. Вполне понятно, ч
ном партийном собрании этот вопрос ока-
залея в центре внимания докладчика и 1п9-
чти всех выступавших в прениях.

— В чем дело, т
» Товарищи, почему мы
отстаем от других подразделений корабля? —
спрашивал в своем докладе секретарь пар-
тииной организации т. Кузнецов.

Пытаясь ответить Ha 9
‚перечислил большое количество всяких
мероприятий, проведенных. на корабле, осо-
бенно в осенний период, когда на практи-
‚ческих стрельбах проверялось качество. уче-
бы личного состава. По его словам выхо-
дило, что для успешного проведения стрельб
и укрепления дисциплины было сделано
решительно все, а стрельбы, однако про-
шли плохо. По мнению Кузнецова, случи-
106ь 970 потому, что на подготовку к
стрельбам было отведено мало времени,

Мнения участников собрания на этот
счет резко разошлись. Некоторые из них,
например Горбачев; сваливали все, как и
секретарь, на об’ективные причины. Вы-
ступление Горбачева было несамокритич-
ным и, конечно, не могло удовлетворить
коммунистов. ‘Большинетво . же ‘собрания
искало причин срывов в дисцинлине и т. д
и «в селе, а в себе».

й период коммуни-
рили на собраниях
дисциплины, 0 по-
боевой подготовки.
минувшей кампании
тетающим на кораб-
то на отчетно-выбор-

TOT вопрос, он

Многие с законной гордостью говорили,
99 самыми лучшими комендорами корабля
являются коммунисты старшины Харламов
и Рамаев. Их имена. известны всему соеди-
нению. Подлинными мастерами артиллерий-
ского огня они стали потому, что безупреч-
но выполняют требования и наставления
инструкций, настойчиво и кропотливо вос-
нпитывают своих подчиненных в духе же-
лезной воинской дисциплины,
2 статьи Рамаев занимается в MEKOTe Tap-
тииного актива. Он ведет среди матросов
большую политическую работу. Отаршина
2 статьи Харламов отличается высокой тре-
бовательностью к себе и подчиненным.
строго взыскивает с них за малейшие от-
ступления от уставов, инструкций и на-
ставлений. В этом состоят причины успеха
отделений, которыми командуют тт. Харла-
мов и Рамаев. В сожалению, опыт коммуни-

Старина.

тов Харламова и Рамаева не стал достоя-

нием остальных коммунистов-старшин,

На отчетно-выборном партийном cobpa-

нии векрылось, что. руководители парторга-
низации Кузнецов, Горбачев и др. не
добивались; чтобы члены и ° канди-
даты партии показывали пример в выпол-
нении наставлений и инструкций. Дело до-
Шло до того, что проступки коммунистов,
Из-за которых происходили различные
неувязки во время стрельб, просто не. счи-
тались нарушением дисциплины. Приведем
такой пример. В начале кампании, когда на
корабле заканчивалея ремонт, старигина

статьи коммунист Афанасьев принял oT
ремонтников неисправный механизм. Это
долгоевремя отражалось на качестве стрельб.
К. порученному делу Афанасьев отнесся

безответственно. И если бы его проступок
своевременно был обсужден на партийном

собрании с точки зрения требования Устава

BRIG), то, несомненно, это обсуждение
явилось бы поучительным и для остальных
коммунистов. Этом не было сделано ни в
отношении Афанасьева, ни в отношении

друтих товарищей, которые порой безответ-

ственно относятся к исполнению служеб-

ных обязанностей,
Брупнейшим недоетатком в работе руко-

водителей парторганизации было то, что они

не придавали серьезного значения проступ-
Кам коммунистов, отрицательно влиявиеим
Ha ход боевой подготовки. Руководители
партийной ортанизатии не возглавили борь-
бы за укрепление диециплины, либерально
относились к тем, кто ее нарушал. Как же
можно было говорить о: серьезной борьбе за
дисциплину, если’ один из’ руководителей
парторганизации — Горбачев сам допустил
довольно грубое нарушение воинской дис-
циплины! Горбачев был, правда, освобожден
от обязанностей секретаря, но к нарушите-
лям дисциплины попрежнему продолжали
относиться либерально,

Й правильно поступили коммунисты, на-
правив острие своей критики‘ на отчетио-
выборном партсобрании именно на эти не-
достатки.

Собрание прошло активно. Оно, несомнен-
но, помогло коммунистам не только разо-
браться в причинах отставания своего под-
разделения в боевой подготовке, н0 и
научило их; как устранить эти причины.

Капитан Н. ТРЕФИЛОВ.

Тихоокеанский флот.

О чем не сказал секретарь

(От специального корреспондента «Красного Флота»)
A т

Председатель собрания остановил доклад-
‚Чика:

— Товарищи, время, отведенное ‘для. до-
клада, истекло. Товарипе Максимов, ‘сколь-
ко вам. еще нужно?

— Минут десять...

—щ Какие будут предложения?—с просил
предселатель.

— Дать десять минут, — поступило
предложение. Оно было принято собранием.

Дополнительное время понадобилось се-
кретарю партийного бюро для того, чтобы
перечислить людей, которые мало помогали
ему в работе, высказать пожелания буду-
щим руководителям партийной организации
и в оставшиеся 3-—4 минуты сказать, ках
бюро руководило воспитанием комсомоль-
Tas.

Почему же т. Максимов в своем отчетном
докладе так мало внимания уделил вопро-
сам партийного руководства комсомольской
организацией? Может быть, с воспитанием
комсомольцев все обстоит хорошо, и нет
нужды говорить об этом? К сожалению, это

не так. Партийное бюро’ почти He
руководило’ комсомольской’ организаци-
ей, всю заботу о комсомольцах взял па

‹60я заместитель командира по политчасти
т. Пушков. Секретарь, видимо, считал такое
положение вполне нормальным, он даже
попыталея енять © бюро ответственность, за
воспитание комсомольцев: «Заместитель
командира по политической части, мол, ру-
ководил, его и критикуйте». Но’ коммуни-
ты не поддержали в этом секретаря. Вы-
ступавшие правильно указывали, что ру-
KOBOLCTRO комсомольской организацией —
первейшая обязанность партийного бюро.

Комсомольская организация этого › нод-
разделения — самая крупная в Части. Ка-
залось бы, партийное бюро должно было
уделить максимум внимания воспитанию м0-
лодых матросов и солдат, организации по-
литического просвещения молодежи, улуч-
шению  внутрисоюзной работы. Однако
партийное бюро этим не занималось. ‘За
весь год коммунисты ни разу не обсуждали
вопроса о том, как в подразделении осу-
ществляетея партийное руководство KOMCO-
мольской организацией.

Следует отметить, что с приходом нового
пополнения `^ комсомольская организация
увеличилась более. чем в три раза. Но и
этот факт не ‘заставил ‘партийных руково-
дителей усилить внимание комсомолу. Меж-
ду. тем подавляющее большинство вновь
пришедитих комеомольцев в союзную раб-
ту не вовлечено.

За недостатки в области воспитания ком-
сомольцев и несотзной молодежи коммуни-
CTH критиковали не только т. Максимова.
не только членов партийного бюро, но в
секретаря комсомольской организации ча-
сти младшего лейтенанта Никифорова, ко-
торый редко заглядывает в подразделение,
не считается с тем, что здесь проходит
службу основная масса молодых матросов
и солдат. Безответственность т. Никифорова
дошла до того, что, HecMOTPA Ha прямое
указание своих начальников, он не явился
даже на это отчетно-выборное собрание.

Следовало ожидать, ITO на собрании
коммунисты скажут о помющи и руковод-
стве со стороны политотдела, в частности о
том, как помогал им комсомольский работ-
ник т. Воблый. Этом не случилось лишь
потому, что никто из коммунистов не знал
его ни в лицо, ни по имени. Он посетил
часть лишь один раз. Посешение это носи-
ло формальный характер, С членами ВЛКСМ
комсомольский работник политотдела не
познакомился, с секретарем партийного бю-
ро не поговорил, и ‘о’ нем скоро забыли, как

и сам он, видимо, забыл о комсомольцах

подразделения.

Коммунисты всесторонне и деловито 0б-
судили деятельность своей партийной оргз-
низации за отчетный ‘период. Членам
партийного бюро нового состава тт. Балан,
Бессонову и Кузьменко коммунисты дали
наказ — репительно улучиить идейное
воспитание молодежи,  по-большевистоки
бороться за выполнение директивы Главного
политического управления Вооруженных
Сил ССОР о комсомольской работе.

Капитан М. ШИРЯМОВ,

Балтийский флот.

ce IR CLO

В БИБЛИОТЕКЕ У НАХИМОВЦЕВ

В практической деятельности каждой
библиотеки продвижение книг в массу чи-
Mele является очень важной и ответ-
отвенной задачей. С этой целью библиоте-
кари используют различные ‘формы работы.
Нам хочется отметить одну из них, приме-
няемую в Рижском нахимовском училище:
Chop письменных отзывов 0.’ прочитанных
внигах,

Характерно, что теперь почти каждый
воспитанник, прочитав ту или иную КНИГУ,
не дожидаясь просьбы библиотекаря, пишет
отзыв и сдает его заведующему библиоте-
кой. Значительная часть отзывов вывеши-
вастея на специальном щите для в щего,
обозрения.

Заведующая библиотекой Т. Степанова
рассказала, что большинство письменных
отзывов о прочитанных книгах п
и содержательно, и благодаря им спрос HE
Книги резко повысился. За первую четверть
текущего учебного года абонемент ene
го фонда выдал 2.708 книг, из. них 6
на военно-морскую тематику, В читальном
зале прочитано 4,048 книг.

Ло появления отзывов много книг, кото-
рые являются весыма интересными для На-
химовцев, не находили своето читателя.

Баранов
патриот,
кажлому воспитаннику».

Например, очень мало спрашивали книгу
Ивана Кратта «0етров Баранова». Но вот
однажды. «Остров Баранова» взял воепя-
танник 7 класса Буднев. Библиотекарь по-
просил по прочтении написать отзыв. Че-
рез несколько дней Буднев написал:

«Баранов —- неутомимый путешеетвен-

ник, мореплаватель, посвятивший всю свою
жизнь освоению дальневосточных земель.
Завоевать пустующие берега, вызвать их к
жизни, не хишничесни растратить приоб-
ретенные для России природные богатетва,
но разумно использовать и умножить их,—
вот государетвени
вет Баранов.

ый интерес, которым жи-

Сам он равнодушен к этим богатствам.
— прежде всего человек долга и
Рекомендую эту книгу прочитать

Как только, этот отзыв. был вывешен на

щите, спрос на книгу Ивана Вратта значи-
тельно усилился.

Подобных примеров можно привести мно-

книгах — удач-
го. Отзывы о прочитанных :
ная форма, умело используемая библиотека,
рями Рижского нахимовского училища.

Полковник В. ГОСТЕВ.

i

Шлтопочные зонки
каспийцев

В Н-ской части Краснознаменной Кас-
пийской флотилии состоялись гребно-парус-
ные гонки на шестивесельных ялах е Leper
садкой команд. Каждое подразделение вы-
ставило на соревнования по две комавды.
Несмотря на 10, что гонки проводились в
тяжелых  метеорологических условиях,
участники показали хорошую выучку и
натрениреванность.

Первенство завоевали моряки подразде-
ления офицера Борисова. Второе место за-

няли команды подразделения офицера Бук-

реева,

В гребных гонках особенно отличились
команды шлюпок старшего лейтенанта Че-
ботарева и капитана 3 ранга Лопатина. Они
поделили первое место. Парусные соревно-
‚вания принесли победу ялу офицера Чебо-

тарева.
Шлюпонным  команиам - подразделения,
офицера Борисова. вручен  перехолящий»

приз — модель парусного корабля.
Капитан-лейтенант Н. КИРПИЧЕВ.

Краснознаменная Каспийская флотилия. _

Итоги олимпиады
`художественной
самодеятельности

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 9 января. (По теле-
графу от корр. «Красного Флота»). Подведе-
ны итоги восемнадцатой. олимпиады матрос-
ской художественной самодеятельности Бал-
тийского флота. В олимпиаде приняли уча-
тие десятки хоров, доаматических коллек-
тивов, оркестров. народных инетрументов,
танцовальных групи, духовые  оркеетры,
джазоркестры, группы гимнастов и акроба-
тов, сотни чтецов, танцоров, певцов, музы-
кантов.

Итоги олимпиады показали, что идейное
содержание самодеятельных концертов зна-
чительно возросло, улучшилось и исполни-
тельское мастерство коллективов и <оли-
стов, увеличилось число самодеятельных
коллективов на кораблях и в частях,

Первую премию и перехолящий приз
командующего флотом завоевал коллектив
учебного отряда. Второе место: заняло соеди-
нение кораблей, гле начальником клуба
одного из кораблей лейтенант Лехциев.

Среди отдельных коллективов первые ме-
ста заняли хор под управлением т. Гильдя-
на, драматический коллектив под. руковод-
ством майора Ефимова и танцевальный кол-
лектив под руководством т. Ефремовой.
Этим коллективам присуждены кубки Поли-
тического управления Балтийского флота.

Сейчае участники матросской художе-
‘ственной самодеятельности готовятся к вы-
ступлениям в день выборов в местные Сове-
ты. Эстонии. Большая концертная програм-
ма готовится также к 30-летию Советской
Армия.

Шефы детского дома

ЛЕНИНГРАД, 9 января. (По телефону от
корр. «Нрасного Флота»). В детском доме.
№ 30 Василеостровского района, в кото-
ром воспитываются дети воинов, погибших

в годы Великой Отечественной войны,

часто можно встретить курсантов и офице-

о. о с
В гости в ребятём регулярно приезжают
участники  курсанеекой, художественной

самодеятельности, оркестр училища. Часто!
проводятся с ребятами беселы о боевых де-.

лах советских воинов, о Военно-Морском
Флоте нашей Родины.

К 30-летию Советской Армии личный
состав училища готовит детям праздничные
подарки. ` 3

Спартакиада военно-морских.
учебных заведений

С 20 тю 30 января в Ленинграде будет
проведена зимняя спартакиада военно-мор-
ских учебных заведений. В программе —
соревнования по лыжам, конькам, гимна-
стике, плаванию и прыжкам в воду, по
борьбе, боксу, штанге, фехтовавию и слор-
тивным играм; хоккею, водному 1010 и
баскетболу.

В соревнованиях примут участие кур-

‘пансионистеким‹

санты и офицеры всех военно-морских учи-
лищ. К отдельным видам соревнований ло-
пущены воспитанники нахимовских и под-
готовительных училищ.

Следующий рейс был сравнительно опо-
воиным. В день нашего прихода в Севасто-
поль мы прочли в газете «Красный черно-
морец», что некоторые наши товарищи на-
граждены орденами и медалями. Ордена
Врасной Звезды получили Цыбулевский и
Тарлецкий. Медали «За боевые заслуги» —
Надя Мешкова, Валя Высоцкая, Бондарен-
кои Скирко. 910 были первые награды на
корабле, и у всех было такое чувство, точ-
но весь корабль и весь личный состав от-
мечены. правительством. Я расцеловала. Цы=
булевского, поздравила его, и за мной ки-
Нулась его обнимать чуть не BCH ROMANIA
(его очень любили), а он, краснея и сму-
щаясь, принимал наши поздравления.

награжденные пошли в штаб Черно-
морского флота, где им были вручены орде-
на и медали.

Двадцать второго января мы вышли в
‘очередной рейсе в Севастополь. Ночью под-
нялась пурга. Метель страшна и на суше,

30 на море это что-то необычайное. Наш

корабль превратился в снежную гору. Ёрае-
нофлотцы чистили палубы лопатами, вы-
брасывая снег за борт,/— так чистят тро-
туары на улицах города после метели, Моря
Из-за падающего снега не было видно.

Корабль шел медленнее, чем . обычно.
Снег большими белыми бабочками летал
‘вокруг нас. Куда ни глянешь, снежная, бе-
лая пелена-—-ни неба, ни горизонта. Мы
шли одни, без конвоя. В такую погоду He
Ждали вражеских самолетов.

Чером нае не предупреждали об опас-
Ности..Я лежала на койке, Софья Михай-
ловна писала дневник. Снаружи доносился
вой ветра. В каюте было тепло и светло.
Корабль мерно покачивался. Я лежала, не
шевеляеь, в забытье, как обычно, страдая

ловна ‘предложила мне встать; раздеться,
потушить свет, и взобралась на свою верх-
нюю койку. Наступила полная тишина,
раздавался только стук машин «чап-тук-
тук» и завывание ветра. Скоро придем в
Севастополь. Я в забытье, но с нетерпени-
ем жду, когда корабль начнет замедлять
ход, остановится у причала.

`Часа ночи, а мы всё идем и идем. Стук
мапгин тот же. Я бужу Масленникову.

— Который Час?— спрашиваю: я,

Софья Михайловна, ворча, зажигает свет
й с удивлением говорит:

—Уже пять часов утра. Почему мы идем?
Давно пора быть в Севастополе.

Она быстро спрыгивает вниз, торопливо
одевается. i

— Пойду на разведку.

Очень быетро вернувшись, говорит:

— Севастополь не принял нас. ^

Наступает утро. Метель’ продолжается.
‘Севастополь не принял нае, и мы гуляем
по морю. Возвращаться в тыловой порт
нельзя. Ждем ночи, чтобы снова подойти к
Севастополю. .

Снег валит попрежнему. Все, кто при-
ходит с палубы, похожи на снежных баб—
красными носами и руками.

Эфир’ полон’ тревожных
«Вахетия»; rie ты? ‘«
тия»! «Кахетия»! ee

Заикин, боясь открыть врагу наши коор-
динаты, не велит радисту отвечать.

Запралтивают Севастополь, — Новорос-
сийск, Туаисе.

«Вахетия», где ты? Отзовись! «Raxe-
тия»... «Кахетия»... «Кахетия»...

Мы молчим и снежной глыбой ходим по
морю. Па se

Перед вечером к нам в каюту тихонь-
во постучал Заикин. =

— Добрый вечер, — сказал он привет-
ливо,— заллел проведать, как вы себя чув-
ствуете. Лежите, лежите!-—торопливо оста-
новил он меня, видя, что я приполнимаюсь
с койки ему навстречу — Лежите же, а TO
я уйду. Такая буря.

Он посидел у нас недолго.

— Я решил всех обойти-—чнало людей
успокоить, — сказал он нам.— Волнуются,
наверное, почему по морю гуляем, Неделю
буду гулять, а корабль‘в Севастополь при-
‘веду. Вы не хворайте. Может, вам рыбы
заливной  прислать?—вдруг неожиданно

* Продолжение. Начало’ см.
Флот» от 9 января 1948 г.

радиограмм:
Кахетия»! «Кахе-

КРИТИКА И  БИБЛИОГРАФИЯ
На позиции политического.
‚ безразличия

Пережитки раболепия перед иностран-
шиной зачастую проявляются в некритиче-
ском отношении к тем или иным деятелям
буржуазной науки и культуры, авторитет
которых непомерно раздувается буржуазной
пропагандой и рекламой.

`В борьбе ‹ чуждой советским людям иде-
ологией большую роль’ призваны сыграть
наши издательства. Они обязаны с 0собым
вниманием ‘относиться к переводам  ино-
‘странных авторов и, котда необходимо, да-
вать в предисловиях и соответствующих
примечаниях правильную оценку или всей
книги ‘или отдельных положений и утвер-
ждений этих авторов.

В этой связи нам хочется остановиться
наз книге, выпущенной  Воениздатом в
1947 году. Она носит претенциозное назва-
ние: «Судьбы военно-морского флота, и его
влияние на сухопутные и воздушные си-
лы»*. Впервые эжа работа увидела exer B
Англии в 1942 году. Ее автор — амери-
кавский журналист Д. Ф. Вронуэлл — по-
борник доктрины американского  военно-
морского теоретика контр-адмирала Мэхэна.

Предисловие к книге нашисано капита-
ном 1 ранга Р. Н. Морлвиновым. Автор пре-
дисловия не дал политической оценки экс-
империалистическим в03-
зрениям Д. Ф. Кронуэлла, не подверг кри-
тике политическую сущность его работы,
a ограничился бесстрастным пересказом по-
ложений, выдвигавшихея в свое время бур-
жуазными теоретиками морской войны
Мэхэном и Коломбом.

Не влаваясь в детальный разбор взгля-
дов и выводов по отдельным специальным

* Джон Филипс Кронуэлл. «Судьбы воен-
но-морского флота и его влияние на сухо-
путные и воздушные силы». Воениздат,
1947 г. : :

вопросам, излагаемых Д. ®. Еронуэллом,
остановимея лишь на некоторых положе-
ниях книги, в которых отчетливо видна ее
идейная направленность.

Л. Ф. Кронуэля пишет: «Конечной целью
войны может быть доступ к сырью, продо-
вольственным запасам или’ рынкам для
экспорта или контроль над ними; целью
войны может быть также установление но-
вой династии, контроль над налоговой еи-
стемой, приобретение новых территорий...
война может преследовать, и обычно пресле-
дует, одновременно две или три подобные
цели» (стр. 13). _

Исходя из такого империалистичесвого
определения целей всякой ‘войны, Д. Ф.
Крюнуэлл, волед за Мэхэном, трактует «Bo-
енно-морскую мощь» как решающий фав-
тор развития мировой истории. Он пытается
доказать, что судьбы человечества опреде-
ляли войны, в которых главную роль играл
военно-морокой флот. Отсюда логический
вывод, что мировую историю двигали госу-
дарства, обладающие наибольшей военно-
Морской мощью, то-есть в первую очередь
США и Англия.

Стараясь обосновать эти. свои положе-
ния, Д. Ф. Кронуэлл идет на прямую фаль-
сификацию истории. Он утверждает, на-
пример, что исход войны решалея до сих
пор и ныше решается блокадой, что войну
может выиграть тот, кто сумеет добитьея
гооподства на море и тем самым заблоки-
ровать противника. Блокадой  об’яеняет
Кронуолл поражение Наполеона, блокада,
по его мнению, решила исход и других кам-
паний,

Известно, однако, что Наполеона погуби-
ла не блокада, а почти полное уничтоже-
ние ето полчищ русским народом в 1812
тоду. Разгром белогвардейцев. и ‘интервен-
тов в 1918—1920 гг. произошел, несмотря

от качки, Смутно помню, что Софья Михай.

По моим подсчетам, уже’ три—четьте.

«Красный  .

предложил мне Заикин. Он очень любил хо-
зодное из свежей рыбы, и ему, видимо, за-
хотелось побаловать меня, больную, своим
любимым блюдом. 8

Я была тронута его вниманием, но от
рыбы отказалась: уж’ очень плохо я себя
чувотвовала.

После ухода Заикина на душе стало <ов-
‚сем спокойно, несмотря на то, ч№ ничего
нового OH нам не сказал: мы и до ето
прихода знали, что Севастополь не принял
Нас.

_ Шульгин и Заикин, по очереди уходя
с мостика, обошли каюты, спокойно 00’sc-
нили людям причину нашей «прогулки» и
предупредили, что она может продолжаться
еще нееколько дней.

Трое суток.мы бродили по морю. Каж-
  дую ночь мы подходили к Севастополю, в
условленном месте давали позывные, не по-
лучали ответных и уходили в море. Трое
суток нас разыскивали, волновались за нас
й наполняли эфир тревожными вонроеами:
«Кахетия», me ты?» ° Новороссийск,
Tyance... считали нас погибшими:
думали, что «Кахетию» потопила подвод-
ная лодка, а в действительности мы ушли
в безопасный. район. Снежная буря скры-
вала нас. Снег падал такой густой, что с
носа корабля не было видно кормы. Это
было необыкновенное зрелише -— снежная
буря в открытом море: ни неба, ни гори-
зонта и наш корабль, как большая снежная
плавающая гора на белых волнах. На’ верх-
ней палубе краснофлотцы играли в енеж-
ки. Я не могла долго оставаться на палу-
бе и с сожалением возвратилась к себе в
каюту. Ворабль спокойно плывет, люди на
нем весело перебрасываются. снежками,
Вругом тишина.

`Севастотюль принял нас только’ на
четвертую ночь. Несмотря на поздний чае, к
нам пришло много гостей, радостно. взволно-
ванных. Еще бы! Все думали; что. «Кахе-
тия» погибла на пути из Новороссийска, a
«Кахетия», живая и невредимая, вся засы-
панная снегом, бодрая и деятельная, яви-
лась, как ни в чем не бывало, Люди при-
бежали, чтобы убедиться в этом собетвен-
ными глазами. т 3

ts * & & Raat

В конце января к нам. на «Бахетию»

пришел начальник кадров санитарного от-
дела военврач третьего ранга Силин. Ему
сказали, что я подвержена морской болез-
Ни и очень страдаю во время хода корабля.
Силин предложил мне перейти в какую-то
группу усиления в Севастополе; Я промол-
‚чала. Мне были Jamel cyte Ha размыш-
‘ление.
_ До разговора с Силиным, каюсь, в тяже-
лые минуты во время птормов я иногда
думала: «Неужели нельзя списать меня на
берег? » :

Берег осажденного Севастополя представ-
лялся мне раем по сравнению с качкой на
корабле. Когда же Силин предложил поки-
нуть корабль, я почувствовала, что не могу
расстаться е ним. Мне вдруг все показа-
лось бесконечно дорогим на корабле: и мои
товарищи, и мой отсек, и мои санитары,
моя каюта, аптека, десантники, раненые,
вся наша «Вахетия», весе, ве... о

Вогла Силин на другой день спросил
меня о моем решении, я ответила:

_— Если бы на корабле не было так
страптно, если бы мы не рисковали своей
жизнью во время каждого рейса, я бы сама
вас просила списать меня на берег. Но
ведь мои товарищи остаются здесь. Я ни о
чем не прошу. Решайте сами.

Силин` посмотрел на меня пристально.

— Оставайтесь на «Кахетии», — поду-
мав, сказал OH,— здесь вы нужнее.

# # я

В конце января пошли слухи, что еле-
дующий наш рейс будет в Камыш-Бурун.

Пошли тревожные слухи: Ham корабль
имел большую осадку, и главная опасность,
Которая нам: предстояла, заключалась в
том, что мы могли сесть на. мель. На. Кер-
‚ченоком полуострове. в то время было очень
неспокойно. Фронт накапливал силы, что-
бы начать наступление. Немцы тоже стя-
гивали сюда войска, чтобы сорвать” наше
наступление, и без конца бомбили Верчь и
Камыи-Бурун.

ех офицеров.

BC
er Foi ka ee nen es

брал

на то, чт Советская Робеия была блоки-
рована империалистическими государетва-
ми, среди которых ведущую роль’ играли
«морокие державы»а— США и Англия.
«Теорию» Д. Ф. Кронуэлла полностью
опровергает и опыт второй мировой войны..
В этой войне фашистекая Германия не бы-
ла блокирована. Тем не менее она потер-.
пела поражение от Советской Армии, В
этой же войне. империалистическая Япония
некоторое время вела на море довольно
успешную борьбу с флотами США и Анг-
лии. Тем не менее и она оказалась. повер-
женной в результате. совсем иных причин,
нежели утеря`ею господства на море. Не
преуменьшая значения морских операций
в борьбе против Японии, нужно сказать,
что поражение ее было предрешено ветуп-
лением в войну Советских Вооруженных
Сил. .
° История начисто разоблачает фальшивые
рассуждения Д. Ф. Кронуэлла. -.
` Почему же 0б этом умолчал автор пре-
диеловия капитан 1 ранга Мордвинов?

Еще до второй мировой войны, а особен-
HO B ходе ее, военная доктрина англо-аме-
риканских империалистов претерпела неко-
торые изменения. В основе ее остались,
правда, все те же агрессивные, империали-
стические воззрения Мэхэна, Коломба и
других. Однако нынешние буржуазные во-
енные идеологи вынуждены пересмотреть
ряд стратегических и тактических положе-
ний своих предшественников. И Кронуэлл
пытается приспособить теорию Мэхэна к
современным условиям. Утверждая, что
«.,.военно-воздушные силы в дальнейшем
займут место военно-морских сил как ре-
шающий фактор в войне» (стр. 100), он
заявляет: «Все, что Мэхэн писал относи-
тельно моря и его ценности для страны, 05-
ладающей военно-морскими силами, мож-
Но с одинаковым правом сказать о той стра-
не, которая господетвует в воздухе»
(стр. 101). /

В своем стремлении доказать решаю-
щую роль авиации в современной. и бу-
дущей войне Вронуэлл пускается на новую
фальсификацию. Он говорит: «Так как Гер-

Двадцать восьмого января Шульгин 00-

— ии

Ольга ДЖИГУРДА

На санитарном транспорте“

— Товарищи, —сказал он.—Я вас собрал
сюда, чтобы предупредить, что нам предето-
ит более опасный рейс, чем когда-либо. Из
вестно, что на пути нас подстерегают четы.
ре торпедоноеца. Обстановка. в Камыш-Вуру-
не очень тяжелая. Бомбят беспрерывно. Вро-
‘Ме’ того, есть угроза сееть на мель. Помни
те: что бы ни случилось-—никакой пани-
КИ. Я в вае уверен, товарищи.

До Камыш-Буруна было всего восемь —
десять часов ходу. Вышли мы ночью.
Софья Михайловна ушла к кому-то в. каю-
TY, а я спустилась в аптеку, где собрались
постоянные посетители «клуба». На людях
легче бороться со сном. Я могла болретвое
вать двое—трое суток подряд, когда на
борту имелись раненые, Ho это бездея-
тельное пребывание в каюте без сна; в ожи-
дании встречи с врагом, было для меня
сущим мученьем, -

В эту ночь всех нас томило беспокой-
ство. Мы шутили, емеялиеь, но тревожное
настроение не. исчезало. Мы. старались
<врыть друг от друга невольный страх пе-
ред опасностью и даже виду не показые
вать, что на луше неспокойно. Меня поче-
Му-то больше всего путала утроза сеств
на мель. Что касается торпедоноспев, то
они уже много раз подстерегали нас в пути,
HO до сих пор мы счастливо ускользали
от них.

Дошли до Камыш-Буруна благополучно,

в этот раз торпелоноецы нае прозевали,
но вблизи порта днише корабля стало за-
девать за дно моря, и этот противный па-
рапающий звук отзывалея в нас мелкой
дрожью. Казалось, что вот-вот парапнет
еще раз, и наша «Кахетия» станет. А поте-
рять свой хол в боевой обстановке-——это ги-
бель для корабля.

Близ Вамыш-Буруна было много льдин,
они плавали вокруг нас белые, холодные,
наскакивали одна на другую, бились о
борт корабля, ныряли и снова появлялись
на поверхности. Глядя на них, я хорошо
поняла, что значит, когда говорят: «Корабль
заперт льдами».

Приптвартовывалиеь мы на рассвете.
Едва успели подойти в причалу, начался
налет. Немецкие бомбардировшики налета-
ли непрерывно по пять —— семь — десять
штук. Кораблей у причала было много, но
мелких, и только наша «Вахетня» выде-
лялась громадиной среди них.

Береговые зенитки, зенитки близ.
стоящих кораблей и наши орудия
не прекращали стрельбы ни Ha ми-

нуту. Бомбы рвались рядом и поодаль. На
берегу то и дело вздымалиеь вверх груды
земли, камня и шебня. Мы стояли у како-
го-то узенького, деревянного причала. Раз=
грузка шла медленно, так как никаких спе-
циальных приспособлений на берегу не
было. Шосадку раненых задержали, чтобы
не мешать разгрузке. Я наблюдала за убор-
ROH y себя в отсеке, и когда уборка кончи-
лась, вернулась в нашу каюту; Софья Ми-
хайловна стирала воротничок у ‘умываль-
ника, ‘

— Курсовой 105 — семь самолетов, —
известило радио. : JS

Мы ждем. Семь самолетов летят на нае.
Каждый несет несколько foo. Их будут
бросать сейчас в нас.

— Курсовой 110— десять самолетов, —
снова сообщает радио.

— Her, это уже слишком, — векрикие
вает Софъя Михайловна и`приседает.—Сраз
зу семнадцать. Ольга Петровна! Вот сейчав
стой и жди: попадут или нет?

— Пряжю по носу пять самолетов, —
опять говорит радио.

Вее утро, вееь день мы непрерывно слыч
шим по радио; «Курсовой 110 — три са-
молета!», «Курсовой 105==длвеналцать са-
молетов!» Целый день грохот орудий, раз-
рывы  б60мб. Вокруг корабля поднимаются
смерчи, они обдают корабль потоками ле-
дяной воды. Люди приходят с палубы мок-
рые и замерзшие. И все-таки, несмотря на
этот ад, мы ходим в кают-комнанию завт-
ражать, обедать, мы разговариваем, шутим.
Несмотря на непрекрашающийся бой, Пы-
булевский днем начал посадку раненых, и
они потянулиеь по трапу длинной верени-
цей. и

= a

мания, повидимому, раньше других  госу-
даретв, поняла потенциальную роль авиа-
ции’ в войне и применила ее, она была в
состоянии весьма успешно провести в
Жизнь свою теорию о молниеносной войне»
(стр. 74). Her нужды напоминать, сколь
«усюнешно» осуществила фашистская Гер-
мания свою «молниеносную войну». Ежели
американский журналист мог написать это
в 1942 году (хотя уже и тогла определился
провал гитлеровского «блицерига»); то со-
`вершенно уже непонятно, как в 1947 roxy
в советском издании книги такие утверж-
ления автора не получили соответствующей
оценки автора предисловия.

Характерно, что.Д, Ф. Кронуэлл, подроб-
но рассматривая действия военно-морских
и военно-воздушных сил, очень мало вни-
мания уделил наземным войскам, 0б’яс-
няется это тем, что он, исходя из своих
экопансионистских социально-политических
позиций, всемерно ратует за развитие фло-
та и авиации, 10-есть именно тех’ ротов
оружия, которые больше «устраивают»
американский империализм в силу геогра-
фичесвих и исторических условий ero pa3-
ВИТИЯ. о

Д. Ф. Кронузлл полностью игнорирует
такие важнейшие элементы военной науки,
Kak моральный фактор и военное искус-
ство. Он заявляет: «..как только машина
фактически заменила человека, упорная
храбрость и боевой дух оказались бессиль-
ными» (стр, 166). Доказывать вздорноеть
подобных утверждений американского жур-
налиста излишне. Они достаточно убеди-
тельно опровергнуты в.ходе Великой Отече-
ственной войны,

В-книге Д. Ф. Еронуэлла содержится от-
кровенная пропаганда империалистических
теорий чуждой нам военной идеологии.
Автор же предисловия капитан 1 ранга
Р. Н. Мордвинов, находясь на позициях
политического безразличия, не разглядел
враждебной нашему народу идейной на-
правленности выпущенной книги, не дал
ей правильной политической оценки. Его
ложный ‹об’ективизм» оказал  мелвежью
услугу советским читателям.

Майор С. ХЕСИН,