Киргизская ССР. `В сельскохозяйственном

кратова.

Группа
студентов на практических занятиях. Бывший колхозник студент А. Абосканов
(слева) получает консультацию у заведующего кафедрой микробиологии А. Я. Пан-

институте города ` Фрунзе,

Фото п. Рильчинской: (TACC).

Политический под’ем
и в Грузии.

С исключительным под’емом ‘встречает

Грузинская ССР выборы в местные Советы
депутатов трудящихея. Большим политиче-
СЕЙМ содержанием ( были насыщены дни, пред-
шествовавиеие выборам. Тысячи атитаторов ;
вели политическую работу среди избирате-
лей, раз’ясняли положения Сталинской
Конституции, рассказывали о замечатель-
ных достижениях нашей социалистической
Отчизны,  атитировали 34 кандидатов
сталинского блока коммунистов и беспар-
тиЙныЫх.
_ В.1947 году промышленность и  сель-
ское хозяйство республики добилиеь новых.
успехов. Годовой план по валовой продукции
выполнен на 110 процентов.

` Илан сдачи хлеба государству колхозами
и совхозами Грузии выполнен в прошлом
тоду на 108,6 проц. Успешно выполнен
также план сева озимых, яровых и техни-
ческих” KYIETYD.

Выполнив досрочно план второго го-
да сталинской пятилетки, заводы, фабри-
ки, шахты горячо откликнулись на призыв
ленинградцев. Многочисленные коллективы
трудящихся взяли на себя обязательства
выполнить пятилетку досрочно — в четыре
тода.

В пиоБме К великому вождю народов
товарищу Сталину угольщики комбината
«Грузутоль» писали:

«Мы, рабочие, инженерно-пехничеекие
работники п. служащие шахт комбината
«Грузутоль»; обсудив призыв  ленинград-
nes, берем на себя обязательство — дове-
сти в [У квартале 1949 года добычу угля
по комбинату до’ уровня, предусмотренного
пятилетним планом на 1950 тод, и чем
самым выполнить досрочно пятилетний план
добычи угля».

Канун нового года’ трудящиеся Грузии
ознаменовали . большой победой: пущен
первый агрегат крупнейшей в республике
Храмекой гидроэлектростанции. Значение ее
дляразвития промьииленности исключитель-
но велико. Рабочие, работницы и инженерно-
технические. работники строительетва етре-
мятся как можно быстрее ввести в строй
два остальных агрегата.

С досрочным выполнением  тодового
плана пришли к выборам работники «Вол-
хидетроя». Ими закончено осушение глав-
ного Чаладинекого массива площадью 18
тысяч гектаров и Патара-Потийского мас-
сива в 2 тыс. тектаров. Эти земли уже
‘освоены. Здесь растут цитрусы. кукуруза,
ами (китайская крапива, из которой

Озни нао

Деревня Данабали...

Это выражение, перешедшее в разговор-
ный язык из сатирической повести Джали-
ла Мамедкулизаде, стало в Азербайджане
нарицательным.
< Данабаш —^ вымышленное название,
Такого селения нет на карте. Это собира-
тельное имя множества азербайджанских
<елений, погрязавших до революции в ни-
щете и невежестве. Это символ ушедшей
ныне в прошлое торькой доли темных и
бесправных бедняков, робощааных

`князьками-феодалами.
` `Действие повести _Мамедкуливаде могло
развертываться в любом. из сотен. селений,
разбросанных между Вурой ип Араксом.
Известно, однако, что живым прообразом
Ланабаша, послужило писателю селение
‹Неграм, лежашее недалеко от Нахичевани.
Именно здесь автор «Событий в. деревне
Данабаш» наблюдал сорок-—пятьдесят лет
назад типичные тогда для всего этого края
„‘беспросветную нужду крестьян и батраков,
Зироизвол ханов и беков, подлинное раб-
CTBO женщины, паретво мракобесия и qu-
кости. Здесь, в Неграме, он ‘и создал свою
торестную повесть.

Много воды утекло © тех пф в
‘быстром Араксе, к которому отлого спуска-
ются от подножья зубчатых гор поля ‘не-
трамцев. Вах же выглядит теперь, на три-
лцать первом году Октября, это ееление,
чей литературный портрет, написанный
незадолго до революции, запечатлел чуло-
вищную отсталость и уродливый быт ста-
рой азербайджанокой деревни? Как живут,
чего достигли, к чему стремятея сегодня
бывитие обитатели деревни Данабаш и их
дети?

...Ни в Баку, ни в Нахичевани я не на-
водил никаких предварительных справок о
том, что представляет собой сейчае селе-
ние Неграм. Хотелось сохранить новизну
первых впечатлений, самому сравнить на
месте сегодняшний Неграм 6 его изображе-
нием в книге Мамедкулизаде.

изготовляется шелковистая ткань), ново-
зетандекий лен, рис.

Там, где еще недавно были оплошные
болота, заросшие диким лесом, сейчас про-
‘ложены широкие, удобные дороги, стоят
аккуратные домики новых селений.

Плодородны поля колхозов, расположен-
ных на берегах Риона. Возьмем, к примеру,

колхоз имени Чарквиани. Он существует с

1936 года. Предеедатель колхоза Кирилл
Пирцхолава, рассказывает: «Артель 06’е-
диняет 284 хозяйства, у нее 380 гектаров
‘пахотной земли; Из года.в год растет хозяй-
‘ство, повышается благосостояние колхозни-
ков. Достаточно сказать, что в среднем на
трудодень каждый колхозник в 1947 году
получил по 10 килограммов кукурузы, по
`250 граммов лоби (фасоль) и 150 граммов
сыра. 0 доходе колхозников можно судить
по следующим данным. Вот семья Трифона
Рухая. Она выработала 680 трудодней,
Семья Лаврентия Лолуа имеет. 860. трудо-
дней, Нулая Тадиоза-—730 трудодней, Абес-
салома Хурцидзе — 944 трудодня».

С патриотическим под’емом проходила в
Советской Грузии подготовка к выборам в
местные Советы. И первым евоим кандида-
том трудящиеся Грузии выдвинули великого
Сталина, с именем которого связаны все
победы, все достижения советского’ народа.

Среди кандидатов в депутаты, за которых
будут сегодня голосовать трудящиеся Гру-
зии, — лучшие сыновья и дочери трузин-
ского народа: технолог станкостроитель-
ного завода имени Кирова т. Татришвили,
сержант‘ т. Бандуранвили, стахановка три-
котажного комбината т. Казаликашвили, oc-
мотрщик вагонов станции Навтлуги т. Ок-
рошидзе, народная артистка Грузинской
ССР т. Анджапаридзе, мичман т. Бабич и
многие. другие.

С хорошими итогами пришли к выборам
трудящиеся Грузии. Они добилиеь больших
успехов. во всех отраслях промышленности,
сельского хозяйства, в дальнейшем разви-
тии культуры национальной по форме,
социалиетической по содержанию. Beem
этим они обязаны великой большевистской
партии и любимому вождю товарищу
Сталину, лениноко-сталинской националь-
ной политике, осуществляемой в нашей
стране.

Идя сегодня на вн участки,
трудящиеся Грузии е тадостью отдадут
свои голоса за лучших людей респуб-
лики, за кандидатов
коммунистов и беспартийных.

Майор Е; ВОЛОДИН.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ССР

dS

От специального корреспондента
«Красного Флота»

>.

Но это не вполне ‘удалось. Перемены,
происшедшие в Неграме, дали знать о себе
уже издалека. Вечером с окраины Нахи-
чевани я увидел электрическое зарево над
горизонтом. И на вопрос, что это так ярко
освещено, получил неожиданный ответ:
Неграмекий колхоз «Кызыл Орлу».

Так вот он какой, нынешний Herpam!
Издали трудно было поверить, что это все-
то только один колхоз, оно селение —
казалось, будто светился целый город. Не-
вольно вопомнилось, что у людей, вырос-
ших здесь веего на одно поколение раньше,
когда Неграм и Данабаш были одно, вызы-
вала детекое восхищение трехлинейная
керосиновая лампа, которую зажигали в
доме бая./ О существовании электричества
данабашцы, конечно, не могли и подозре-
зать: его не знали тогда во всем Нахиче-
ванском крае. А леперь электрические огни
‘на ‘улицах Неграма видны на много
километров вокруг. Несомненно, их видят
и за Аракеом, тде поднимаются скрытые
сейчас сумраком холмы Ирана. Й кто
знает, сколько волнующих чувств пробу-
ждают там эти огни у обитателей современ-
ных Данабашей! -

Сравнивать Данабаш с сегодняшним Не-
грамом становилось уже просто невозмож-
Электрическое сияние над колхозом
«Вызыл @рду» определяло новое положение
вещей, для которого требовались уже с0-
всем иные сравнения. Этот светящийся на
горизонте Неграм решительно отвергал га-
мую мыель о каком-то родстве с мрачной
и унылой леревней из повести Мамедкули-
заде.
На. будучи уже в Herpane, я
окончательно убедилея, что сходство ори-
гинала со своей старой’ копией утрачено

‹ сталинского блока

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Советская:

Белоруссия

Ha под ‘еме

(Беседа с Секретарем Президиума Верховного Совета
Белорусской ССР тов. БОНДАРЬ)

В обстановке большого политического и
трудового под’ема ветречают трудящиеея (о-
ветской Белоруссии знаменательный день
выборов в местные Советы депутатов трудя-
шихея. Напг народ выдвинул кандидатами в
депутаты своих лучших сынов и дочерей,
людей; горячо ‘преданных делу партий
Ленина — Сталина, интересам нашего со-
циалистического государетва. .

В ознаменование ‘предстоящих выборов
трудящиеся Белоруссии немало сделали для
восстановления своего народного хозяйства.
Промышленность Минека выполнила план
второго года, послевоенной сталинской пяти-
летки уже к 5 ноября,

Восстановлено и ветупило в строй более
шести тысяч предприятий, в том чиеле стан-
костроительные заводы, завод сельско-
хозяйственного маптиностроения в Гомеле,
мощная электростанция Белгрэс имени.
(Сталина, Минский радиозавод, бумажные
фабрики и др.

Трудящиеся Белоруссии благодаря помо-
щи великого русского народа и братских на-
родов других союзных республик -не только:
успешно восстанавливают свою промышлен-
ность, но и строят новые гиганты инду-
стрии — тракторный, автомобильный, тру-.
болитейный, локомобильный и другие за-
воды.

Воодушевленные ‘историческими ани
ниями февральского Пленума ЦЕ ВЕН(б).
труженики колхозных полей республики до-
бились значительных успехов в восстанов-
лении пострадавшего от гитлеровского наше-
ствия сельского хозяйства.

Значительно увеличено поголовье скота.
Все важнейшие сельскохозяйственные ра-.
боты проведены в 1947 году по сравнению
е 1946 годом в более сжатые ероки и на
более высоком агротехническом уровне. 3HA-.
чительно расширены посевные площади.

ь

я

ские хозяйства получили более высокий уро-  !

жай. Валовой’ бор зерна“ по сравнению с
1946 годом увеличилея в’ республике на

`62 процента. Государственный план хлебо-

поставок выполнен на два с половиной ме-
сяца раньше, чем в 1946 году.

За время, прошедшее после освобождения
Белоруссии от немецких захватчиков, в рес-
публике построено свыше 300 тысяч до-
мов. В новые дома переселено свыше нолу-
тора миллионов человек.

Большая работа проведена по восстанов-
лению социально-культурных и просвети-
тельных учреждений, Восстановлены и ра-

ботают Академия наук, вее высшие учеб-

ные заведения, 11.676, школ. Только. в сель-
ской местности ‘открыто 3.216 клубов, рай-
онных Домов культуры, изб-читален и. биб-
лиотек. Восстановлено около 4 тысяч боль-
ниц; амбулаторий, поликлиник, врачебных
пунктов и других медицинских учреждений.

Патриотический призыв ленинградцев =
выполнить послевоенную пятилетку в четы-

pe гола — нашел горячий отклик на пред-  .

приятиях Советской Белоруссии. На заво-
дах и фабриках, в колхозах и совхозах, МТС
развернулось социалистическое соревнова-
ние за выполнение пятилетки в. четыре

Toma.’

Выборы: в местные ‚ Советы депутатов тру-
дхящихея Белорусской ССР. совпадают с 29-й:
годовщиной образования Белорусской Совет-

cro Социалистической Республики.

В день выборов, голосуя за кандидатов
нерушимого блока коммунистов и беспар-
тийных, трудящиеся Советской Белоруссии
еще раз’ продемонстрируют свою сплочен-
ность вокруг партии и советского правитель-
ства, свою преданность социалистической
Родине,  гениальному вождю народов, вдох-
новителю и организатору ‘наших побед
товарищу Сталину.

Волхозы, совхозы и единоличные крестьян-

В городах и аулах Казахстана

Большой праздник сегодня в Советском
Базахотане: трудящиеся республики при-
хут к избирательным урнам, чтобы послать
лучших из лучших своих людей, кандида-
тов сталинекого блока коммунистов ‘и
беспартийных, депутатами в местные (о-
веты, В беседе. с корреспондентом «Врасно-
го Флота» ‘постоянный представитель Co-
вета Министров Казахской. ССР при Совете
Министров СССР лов. У. Атамбаев раеска-.
зал:

— Ha предвыборных. собраниях. первым
своим кандидатом казахский народ назвал
великого Сталина. Безгранична была ра-

‘дость трудящихся, когда они узнали, что’

Иосиф Виссарионович дал осогласие балло-
тироваться в депутаты Алма-Атинекого 0б-
лаетного и городекого Советов. Ему, нашему
любимому вождю и другу, обязаны мы
‘наступлением новой эры в жизни казах-
ского народа, избавленного oT BeKOBOTO
THeTa, от тьмы, отсталости, невежества:

В дружной семье советских республик

Таецвел Казахстан. Неузнаваемо. преобразил-

ся его облик. За годы советекой власти на-
ша республика под руководством больше-.
вистекой партии, с помощью великого рус-
ското народа и других народов Совет-
ского Союза превратилась из отсталой ок-
раины царской России в цветущий край пе-
редловой индустрии, культуры, высокоразви-
того сельского хозяйства.
‚ Вместе с Казахстаном изменилиеь, иными
стали его люди. Биография каждого из кан-
дидатов в депутаты — это яркое свидетель-
ство того. как вырос казахекий нарол под.
солнцем Сталинской, Конституции.

В Казахстане живут представители одной
из небольших народностей нашей страны —
уйгуры. До революции среди уйгуров почти

еграмом

навеегда. В pines, облик. ой осталея
в моей памяти после ‘прочитанной книги,
просто не с чем было сравнивать.

Там, в Данабаше, только баи и беки, да
И 10 не все, кое-как умели читать. А здесь
не было ребенка школьного возраста, ко-
торый бы не учился. В неграмекой полной
средней николе оказалось 18 педагогов ¢
высшим образованием — больше, чем было
до революции во всем Нахичеванском крае!
И как отрадно было уельштать, 910 и исто
рик Гусейнов, и математик Багиров, и Mo-
лоденькая учительница Сакине Гаджиева—
уроженцы Неграма, первое sual ero
собственной коренной интеллигенции!

А с чем в Данабаше было сравнить
строящийся против школы новый крас-
нокаменный клуб? Зрательный зал его
рассчитан на 600 мест, и колхозники уже
называют свой будущий клуб театром.

Старый клуб, построенный перед вой-
ной, теперь кажется негрампам некраси-
вым и недостаточно вместительным, хотя
его и дополняют восемь колхозных чайных,
разбросанных по селению и ‘превративших-
ся в маленькие уютные клубики, где. за
пиалой ароматного чая. можно носле трудо-
вого дня послушать радио и почитать ©ве-
жие газеты, Давно ли о таких культурных
чайных здесь только мечтали!“ А теперь
уже хочется большего; — и` колхоз фореи-
рует стройку нового клубного здания.
Проект и прораба прислали из Нахичева-
ни, всё остальное колхозники взяли на,
себя. Так строят сейчае десятки клубов в
азербайджанских селениях.

Показав мне расписанный узорами зал
заседаний ‚колхозного. правления, электро-
станцию, больницу, библиотеку, книжный
матазин, предеедатель колхоза Каграман
Каграманов промолвил нето всерьез, нето
в шутку:  .

— Вот музея пока еще нет в Неграме...

Но председатель ошибался. Первый же
двор, в который мы затем зашли, оказалгя
подлинным музеем ‘перехода от старого к

не было ни одного грамотного человека. В
советекое время уйгуры пользуются благами
культуры наравне со вееми гражданами на-
шей страны. Из ереды этой народности вы-
шло немало представителей новой, совет-
ской интеллигенции. Айша Шамиева—пер-
вый ученый среди женщин-уйгурок. Недав-
но она защитила диссертацию на тему
«История развития уйгурекой письменно-
сти» и получила ученую степень кандидата
филологических наук. Тов. Шамиева — ав-
тор: нового ‘учебника уйгурского языка; ак-
тивная общественница, замечательный педа-
тог. Сейчас она заканчивает работу чад
докторской ‘диссертацией. Правительство
наградило ев`‘орленом ` Трудового’ Краеногв:
Знамени. Шамиева баллотируется сегодня в
одном из округов по выборам в Алма-Атин-
ский областной Совет.

В списках кандидатов в депутаты меет-
ных Советов-—металлург-прокатчик Сулей-
ман Кадырбаев, один из крупнейших ученых
Halle республики, вице-президент Акаде-
мии наук Казахстана М. И. Горяев, учитель-
ница Галия Мирахимова, директор Институ-
тё энертетики кандидат технических наук
Шафик Чокинович Чокин, врач Габбае Ша-
Maes, артистка Жамал Шаймерденова, знат-
ный бурильщик Текелийского евинцово-цин-
кового комбината Садык Рустамбеков.

Тыеячи лучших представителей казах-
ского народа являются кандидатами неру-
шимого сталинского блока коммунистов и
беспартийных. С мыелью о великом друге
казахского народа, о любимом Сталине пой-
дут сегодня к избирательным урнам трудя-
щиеся Казахстана, чтобы отдать голоса 38
представителей нерупимого блока коммуни-
сетов’ и беспартийных.

новому — от деревни elitr & колхозу
«Кызыл Орду». «Экопонатами» служили
здесь два дома нынешнего звеньевого, a в
“нрошлом батрака Абелькасана  Килиева:
дом, где он родился, вырос и прожил боль-
шую часть жизни, и дом, который он по-

‘строил. cee ^ через несколько лет после

ветупления в- колхоз.

Первое сооружение ыы. всего напо-
мина древний дольмен, только: не камен-
ный, а глинобитный. то был прилепив-
шийся в такому же глинобитному забору   в
ящикообразный сарайчик чуть повыше
человеческого роста, без окон, с узкой
дверью ‘и отверстием посредине плоской
крыши, одновременно елужившим для вы-
хода дыма из очата и для проникновения
дневного света.

Так жили в Данабаше... В этой конуре
родился старший сын  Абелькасана, ко-
торый  учитея  сейчае в . Нахичевани
в техникуме. Но ua языке двух. его
младших сестренок эта темная лачуга уже
никогда не называлась домом. Счастливые
девочки! Для них э10 — лишь склад
овечьей шерсти, где удобно’ прятаться во

время игр в обществе дворового пса, облю-

бовазшего себе покинутое людьми жи-
лище...

В десяти шагах — новый дом Абелька-
сана Килиева. Над дверью высечена дата
новоселья: 17.Х.1938. Это далеко не луч-
ший из новых домов, выросших в селения
еще‘ до войны, не говоря уже о тех, кото-
рые строятся сейчас на совеем новой —
Азербайджанской улице .Неграма: № и в
этом ломе две просторные комнаты, и в
каждой — электрическая лампочка и по
два больших, как в городе, окна. Ими 060-
бенно гордится хозяин. Чтобы понять это
чуветво, надо вепомнить, что’ в старом Не-
граме-Данабаше застекленнюе окно было
неослюримюй привилегией бая. Поэтому
‘окно, появившееся в доме бывшего байеко-
To батрака, етало эдесь одним из символов
происшедших в селении великих перемен,

Мы снова идем по извилистым нетрам-
еким улицам. Катраман Ваграманов здоро-
вается с ветречными колхозниками и ©
каждом сообщает что-нибудь интересное:

— Багир Абдулаев, наш кузнец. У него
сын-—заместитель министра‘ в Нахичевани.

Ad января 1948 г., воскресенье, Ne 9 (2803)

Казахская ССР. Действительный член Казахской академии наук профессор химии

Абикен `Бектуров консультирует ‘студентов

тории неорганической химии.

Казахского ‘университета в ‘лабора+

‘Фото К. Невзорова. (ТАСО);

Счастье трудящихся
Киргизии

. (Беседа с заместителем Председателя Совета Министров
Киргизской ССР тов. ТАЯНОВЫМ)

До Великой Октябрьской социалиетиче-
ской революции Киргизия была одной из
наиболее отеталых в экономическом и кулБ-
турном отношении колоний царекой России.
Советская власть, братекая. помощь .вели-
кого русского народа и других народов на-
шей Родины возродили киргизский на-

род, вывели его на путь ОНО социа- ;

‚листического развития.

За годы сталинских. пятилеток наи. на-
род создал социалистическую. промышлен-
ность, перестроил сельское хозяйство, под-
нял на небывалую высоту свою культуру,
национальную по форме и ee EE
скую по содержанию.

За годы первой сталинской пятилетки
Виргизекая республика стала на путь ин-
дустриального развития. Быстрыми тем-
пами. развивалась промышленность респу-
блики в последующие годы. Новой тех-
никой оснаетились угольные’ шахты Кы-
зыл-Вия, Сулюкты, ветупили в етрой но-
вые каменноугольные рудники на wre pec-
публики Вюк-Янтак и Таш-Вумыр, началось
освоение Чангырташекого месторождения
нефти, появилиеь рудники по добыче рел-
ких и цветных металлов. Столица респу5-
лики — город Фрунзе — превратилась в
крупный промышленный центр. :

Е началу 1935 года большая часть кре-
стьяноких: хозяйетв Киргизии -0б’единилаеь
в колхозы. За годы сталаянских пятилеток
колхозам и. совхозам было передано 99,97
проц. всех посевных площадей: республики.
  Волхозы из года в год. развивались, превра-

посевные площади сельскохозяйственных
культур, многие из которых, Kak,~ напри-
  мер, сахарная свекла, лубяные ‚культуры,
маж, внедрялись в производство, впервые.
  Значительно увеличилась урожайность.
i Bee ato способствовало завершению процес-
Ca перехода. крестьянства на оседлость, ро-.
ery благосостояния колхозников... В. реетуб-
лике имеется сейчас 44. совхоза, еыграв-
ших большую роль в социалистической пе-
рестройке сельского хозяйства.
`Неузнаваемо- изменилась жизнь сельского
населения. Вместо юрт появились ‘благо-
устроенные дома, клубы, различные дет-
ские учреждения, кино, театры, поколы.
Неизмеримо вырос. культурный ‘уровень
населения. Только се 1932 г. по 1940 г.
один педагогический институт ‘выпустил
около 800 квалифицированных  учите-
лей. В республике издаются 63. газе-

— Ахмедалиев Гасанкули — лучший
звеньевой хлопководческой бригады. Собрал
по 85,1 центнера с гектара.

— Hara Гасанов, старший поливаль-
щик. Сын Ибратим служит на Балтике —
первый моряк из Неграма!

— Рубаба Наврузова — матьчрероиня. ok

Даже эти мимолетные встречи и скуные
характеристики председателя показывают,
какое славное место принадлежит. неграм-
цам в рядах советских людей, строящих но-

вый мир. Бывший батрак, а ныне уважае-
мый бригадир и отец заслуженного врача
Нахичеванской республики... `Чабан, по-
славший дочь в университет... Рядовой
колхозник, выступивший Ha собрании с
предложением (принятым и уже частично
осуществленным) разбить вокруг селения
лесопарк... Какие яркие биографии, какие
замечательные дела у этих людей из быв-
шей деревни Данабат!

И еще: одна встреча, к стыду моему —
неожиданная (в эту минуту я раскаиваюсь
В св0ем решении ничего не разузнавать
заранее про новый Неграм). № нам прибли-
жается женщина в черном городском ко-
стюме. На отвороте жакетки у нее значок
депутата Верховного Совета, СССР.

— Минавер Мамедкулизале,
рица, — здоровается она.

— Родотвенница Джалила Мамедкули-
заде? — невольно вырывается y меня,

— Родная дочь!

Оказывается, она уже 15 лет жи
вет в Неграме. Минавер пошла по’ ето-
пам отца, который He только обличал
здесь дикость и мракобесне своими сатира-
ми, но и сам был прооветителем бедняков.
To собственному почину он стал в свое
время первым в истории Неграма народным
учителем, борясь, чем мог, е темными си-
лами своего Данабаша. Не в его возможно-
стях было одолеть эти силы, но благодар-
ную память сохранили о нем неграмцы.

Дочь, продолжающая дело отца, живет в
друтие дни. ЕЙ довелось участвовать в
полном очищении Неграма от мрачных
данабашеких` теней. Облеченная великим
доверием односельчан, их посланница, в Вер-
ховном Совете налней державы, она, целиком
посвятила себя великому делу дальнейшего
под’ема азербайджанекой деревни.

фельлише-

щаясь в могучую силу. Стали возрастать’

ты, несколько журналов.  Киргизокяй
народ получил возможность читать на
своем родном языке произведения Горь-
кого и Толетого, Руставели и Шекепи-
ра, дстровекого, Гоголя, Шевченко... В свою
очередь лучшие произведения акына Токто-
‘гула, писателей Аалы Токомбаева, Джоомар-
та Бокомбаева и других переведены на рус-
ский язык и получили известноеть во всей
стране:

Активно участвуя во Всесоюзном социа-
листическом соревновании, работники про-
мыпыенности Виргизокой ССР 10 декабря
досрочно выполнили план 1947 тода wo
валовой продукции, дав стране продукции
Ha 15,7 проц. больше, чем за тот же период
1946 года.

Колхозное крестьянство и специалисты
сельското хозяйства, борясь за выполнение
обязательств, данных в. письме товарищу
Сталину, добилиеь высокого урожая сель-
скохозяйственных культур. Так, урожай сз-
харной свеклы, полученный с каждого
гектара, в. среднем превысил прошлогод-
ний на 129 центнеров. Это позволило к
25 декабря сдать . государству. еахарной
свеклы на 2,5 миллиона центнеров больше,
чем в. 1946 году.

Большую. победу одержали хлеборобы, до-
срочно выполнившие свое обязательство.
Страна получила. зерна на 700 тысяч. пу-
дов больше, чем в 1946 роду:: fs

Животноводы республики весной 1947
года в писБме к. товарищу Сталину: даль
обещание увеличить общественное пото-
ловье скота на 500 тыс. голов. К 1 декаб-
ря прошлого года эта цифра возросла де
630 тысяч.

Быстрое развитие отеталой B пропыох
страны стало возможным только’ в’ услови-
ях советского социалистического строя.

С небывалым политическим пох’емом

пришли трудящиеся Киргизии к радостному
дню выборов в местные Советы депутатов
трудящихся. И первое имя, которое едино-
душно назвал киргизский народ, выдви-
гая кандидатов в депутаты местных opra-
нов государственной власти, было’ имя
великого Сталина.
Сегодня, вдень выборов депутатов в мест-
ные Советы, трудящиеся солнечной Кирги-
зии снова продемонстрируют свое единство,
сплоченность вокруг большевистской пар-
тии и советекого правительства, свою глу-
бокую любовь и безграничную преданность
великому Сталину,

Вечером, когда мы ветретилиеь еще раз
в доме Катраманова, Минавер Мамедкулизаде
заговорила о будущем Неграма. Она `гово-
рила о невиданных еще урожзаях пшеницы
и хлопка, о новых улицах и садах, о пар-
ке культуры, об асфальтовых мостовых, 9
театре, говорила. страетно и“. убежден-
но, будто видя все это перед собой; И, увле-
ченные ее порывом,  колхозные акли-
висты, собравшиеся у председателя, стали
вместе со своим депутатом волух мечтать
© том, каким булет Неграм через три, через
пять, через десять лет...

Из шестерых колхозников, сидевших за
столом; четверо были в пропылом потом-
ственными батраками, обездоленными  го-
ремыками, Из года в год не знавшими, бу-
дет ли у них завтра кусок хлеба. Теперь
они говорили о будущем е твердой ‘уверен-
ностью. в ТОМ, Что оно зависит от них са-
мих. А если кто-нибудь вдруг начинал
сомневаться в ‘осуществимости только чт
высказанной идеи насчет колхозного парка
Или нового виноградника, другие тотчас же
разбивали эти сомнения. Если захотим —
значит сделаем! — говорили они. Горит же
электрическая лампочка в каждом доме
Неграма. Проложен же через. безводную
целину новый канал, превративигий веко-
вечную пустошь в цветущее поле. И вы-
дается же в «Кызыл Орду» по пяти кило-
граммов зерна на трудодень, хотя колхоз
па еще не имеет изобилия поливной. во-
пы! Ведь кое-кому тоже казалось, что это

будет нам не пю силам. А что ‚ показала
жизнь?!

Жизнь убеждает неграмцев, что теперь
для них нет неосуществямого. Уж ‘если
TO, что было традцать лет. назад де-
февней Данабаш, смогло стать нынешним
колхозом «Кызыл Орду», значит, сможет
стать Неграм всем, чем захотят его. слелать
колхозники... Сможет! Ибо есть на нашей

земле партия большевиков, есть власть
ветов. ‘

За эту партию, за эту власть, за великого
Сталина, за исполнение свойх чаяний го-
лосует. сегодня колхозный Неграм. И кажет-
ся людям, что по-особенному светят им в
этот день сияющие над селением огни,
Н. ЛАНИН.

Неграм — Москва.