agi

11 января 1948 г., воскресенье, №

9 (2803).

Корректура карт ‘и лоций

Необходимо тесное сотрудничество гидрографов
и штурманов

Карты и планы, которые были изданы’.

16 материалам двух последних десятилетий
в связи с бурным развитием новых насе-
Peete пунктов и 0б‘ектов на побережье
т не отражают действительной си-
are ии и поэтому устарели. Между. тем

ведение новых пирсов, причалов город-
ских или поселковых сооружений i навя-
coos ek ориентиров видоизменяет мест-
Horan сбивает мореплавателя,
van ro картой, планом или лоцией

арой обстановкой. Все это указывает

на то, что своевременная корректура карт и
лоций имеет огромное значение для Gego-
пасности плавания. ‘

Kak известно; этим важн
делом должны заниматься
ские районы отдельных военно-морских
баз. Для правильного распределения сил и
средств организация такой корректуры тре-
бует систематического учета предполагае-
мых работ. Нужно заблаговременно плани-
Товать на весь год, где и какую корректу-
ру производить, © тем чтобы ee сделать
наиболее полно и правильно. Однако ‘ неко-
торые гидрографические подразделения не
выполняют этого правила и не ведут уче-
та. В результате в силу незнания обстанов-
ки они нередко планируют не какой-либо
отдельный вид работ, а ни к чему не обя-
зывающие задания, вроде: «Корректура по
местности карты NG... >

При таком отношении к столь ответ-
©твенному делу производитель работ бы.
вает вынужден уже на месте решать,
что ему делать — например, топос’емку или
какие-либо частные геодезические ompeye-
ления. Инициативный гидрограф, конечно,
и в этих условиях сумеет правильно вы-
полнить нужную работу, & молодой и не-
опытный растеряется и в лучшем случае
сделает только часть работ или впустую за-
тратит дорогостоящее время и бесцельно
израсходует материальные средства.

В прошлом году перед началом кампании
гидрографы нашей базы получили ясные
указания о том, где и что нужно сделать
по корректировке лоции. С максимальной
точностью были определены размеры и
9б’ем всех пидрографических работ.

Вюрректуре по местности прежде всего
подлежали  крупномаепегабные карты по-
рядка 1: 50.000, так ках изменения, отме-
ченные на этих картах, имели существен-
ное значение для безопаености плавания.
Они должны были выявляться и онреде-
ляться путем  промеров глубин и с
помощью топографической или аэрофото-
семки на берегу.

Гидрографам было известно, что каждому
масштабу корректируемой карты соответ-
CTBYWT свои графические точности и свои
подробности, причем для более крупных
работ требовались большие подробности. Но
практически это по ряду причин не веегда
Удавалось сделать. j

Чтобы не затрачивать лишних средств и
сил, в этом случае надлежало;
масштаба карты; наметить необходимые: для
нее размеры работ, учитывая, что в даль-
нейшем при внесении изменений на карту
излишние работы все равно будут выбро-
шены, & графические неточности пропадут.
Но этого в прошлой кампании, к сожале-
нию, не было сделано, что, естественно,
весьма мешало практической работе гидро-
графов.

Для корректуры карт по местности, как
почти для любой другой гидрографической

ым и нужным
гидрографиче-

°

работы, требуются два специалиста-гидро-.

графа, особенно при камеральной обра-
ботке, где без «второй. руки» расчеты
могут оказаться неполноценными. Выделить
жедвух специалистов-гидрографов на выпол-
нение этих [Работ некоторые  гидрогра-

`фические районы не.могли, так как выпол-

няли другие работы.

иеходя из-

Тем не менее, несмотря на отмеченные

недочеты, при базах были созданы
гидрографические подразделения, 00ес-
печенные соответствующими силами и

средствами. Их работ» в течение летней’
кампании прошлого года позволила во мно-
гом воспотнить пробел в части корректуры
карт и domme. Так, группа во ‘главе
0 старшим лейтенантом — Молибог в
течение двух месяцев производила коррек-
туру одной из лоций. На катере группа
обошла весь восточный берег моря, почти
заново описав побережье.

Маневренные группы другого подразде-
ления, возглавляемые лейтенантом Семено-
вым и лейтенантом Шоляк, на небольших
катерах, без всякого дополнительного 96е-
спечения произвели корректуру по местно-
«ти книг лопий. Эти группы в суровых
условиях погоды обследовали и описали
сотни миль побережья. В то же время гид-
рографы подразделений капитана 3 ранга
Соловьева и капитан-лейтенанта  Ярового
также успепгно действовали в других райо-
нах моря. Необходимо, чтобы — до-
стигнутые нашими гидрографами успехи в
1947 году были закреплены ив 1948 году.

В связи с этим мне хочется сказать, что
пидрографу, планирующему работу по кор-
ректуре, не всегда Tak ясны He-
досталки карт и  лоций, как штур-
ману корабля. Отдельные детали мест-
ности, которые, с 10чки зрения
гурмана, имеют существенное значение,
гидрографу могут показаться незначитель-
ными. Например, за очень малым исклюяче-
нием, гидрографы совершенно не изучают
такого вопроса, как створы естественных,
хорошо видимых с моря ‘предметов. Их нет
совсем на картах, и очень редко о них мож-
но прочесть в лоциях. Между тем. штурма-
на этому придают исключительно большое
значение. После двух—трех лет плавания в
том или лругом районе почти у каждого из
них имеются зарисовки таких естественных
створов. Из каждого похода в новые райо-
ны штурмана возвращаются с богатым ма-
териалом, обобщение которого могло бы
значительно улучшить наши карты и ло-
ЦИИ. . an

Не всегда гидрографу удается, еели на
это нет специального задания, проверить
глубины, нанесенные на карте. Штурмана
же, плавая на кораблях и имея в своем
распоряжении такие навигационные при-

боры, как эхолот, могут в любую минуту.

проконтролировать глубины, обозначенные
на картах. Фактически этим занимаются
все штурмана. Правда, они не веетда мо-
гут определить места, этих глубин е такой
точностью, которая нужна для картографов.
Но. этого от них и не требуется. Важно, что-
бы они © достаточной навигационной точ-
ностью определяли. и фиксировали обнару-
женные расхождения.

В заключение мне бы хотелось обратить-
.ся к штурманам как к заказчикам гихро-
графии, чтобы в текущем году они не были
простыми наблюдателями за нашей рабо-

той, а принимали ‘непосредственное Уча-’

стие в корректировке карт и лоций. Нам
нужна их практическая помошь. Она может
выразиться как в деловых советах с’ их
стороны, так и в выявлении и немедленном
сообщении гидрографам различных  мате-
риалов, которые после изучения могут быть
использованы для корректировки карт. н
лоций.

Совместные усилия гидрографов п штур-
манов в будущей летней кампании дадут
возможность‘ целиком освоить театр, и
нигудмана нангих кораблей сумеют. быстрее
получить полноценный картографический
и лоцийный материал, соответствующий
действительному состоянию. морекого дна
и береговой черты.

‚ Капитан 3 ранга В. БОЧИН.

ода tc plane ey
Участие комсомольских организаций

в подготовке и проведении 100-летнего юбилея
со дня смерти В. Г. Белинского

ЦЕ ВЛКСМ принял решение об участии
вомсомольских организаций в подготовке и
проведении 100-летнего юбилея co JHA
смерти В. Г. Белинекого. Рекомендовано
крайкомам, обкомам, ЦЕ комсомола союзных
республик провести собрания комсомольцев
и молодежи с докладами о жизни п творче-
втве великого русского критика, револю-
ционера-демократа В. Г. Белинского, ока-
зать помощь библиотекам в популяризации
© творчества, в устройстве литературно-
читательских конференций.

В юбилейные дни’ намечено‘ организовать
для молодежи в школах; высших учебных
заведениях, клубах, Домах культуры, биб-
лиотеках, избах-читальнях лекции, беседы,
литературные вечера на темы: «Жизнь и

деятельность В. Г. Белинекого», «В. Г. Бе-
линский — представитель великой русской
нации», «В. Г. Белинский — великий рус-
ский критик», «Философокие и социально-
политические взгляды В. Г. Белинского»,
«Педагогические взгляды В. Г. Белин-
ского». .

Центральный Комитет ВЛЕСМ одобрил
предложения Пензенского обкома комсомола
о проведении собрания ‘областного комсо-
‘мольекого актива, посвященного столетию
со дня смерти В. Г. Белинского, и привле-
чении широких слоев молодежи к работе по
благоустройству гор. Чембара — родины
В. Г. Белинского и Пензенского парка куль-
туры и отдыха: его имени.

(ТАСС).

\

Стенная газета корабля

0 стенной газете «Минер» можно сказать
словами русской пословицы: «Мал’ золот-
ник, да дорог». Небольшая эта газета, из-
лающаяся на тральщике Н., приносит
большую пользу в воспитании личного 0-
‹тава, Она откликается на важнейпгие BO-
просы корабельной жизни, умело пропаган-

дирует оным передовиков, критикует нера-

ДивВЬк.

Газета, хорошо осведомлена 0бо всем, что
происходит в боевых частях корабля.
этом ef помогают многочиеленные коррес-
понденты. Почти все офицеры, старшины и
матросы пишут в свою стенную газету.
Vuexoe привлечение актива к участию в
газете — одно из главных достоинетв ‚ре-
дактора старшины 1 статьи Белоусова.

Работа в. газете считается здесь почет-
пой, Пример такого отношения к печати
показывают прежде всего офицеры во гла-
ве с командиром корабля. т

Чаще всех других выступает в стенной
тазеле секретарь партийной организации
т. Кынкурогов. Он постоянный  Учает-
ник заседаний редколлегии и организатор
актива газеты.

сятельные копреопонденты —
EN pled net 0 стенной газете говорят
почти на КАЖДОМ КОМООМОЛЬСКОМ собрании.
Йлет ли речь о борьбе за экономию горт-

чего, о подготовке к проверке политзаня-
тий, подготовке к выборам в Советы —
стенная газета всегда рассматривается как
верный помощник.

Язык газеты простой, понятный матро-
сам. Заметки короткие, деловые.

Надо отметить, что хотя корабль на х9-
рошем счету, «Минер» поступает правиль-
но, по-большевистоки, неустанно призывая
личный состав не довольствоваться достиг-
HYTHIM.

Какую бы  общественно-политическую
кампанию или знаменательное событие в
стране ни отмечала стенная газета, она
стремится увязывать их с жизнью корабля.
В Лень артиллерии большинетво заметок
было посвящено артиллеристам тральщика,
рассказано о’ том, кто как стреляет, как
заботится о материальной части. B День
Конституции статьи о великих правах и
обязанностях советских граждан подкрен-
лялись примерами из жизни матросов и
старшин корабля.

Около 30 номеров стенной
нер» вышло за прошлый год. Она по праву
считается лучшей в соединении. У редкол-
легии «Минера» есть чему поучиться.

С. НАУМОВ.

газеты «Ми-

Черноморский флот.

КРАСН

ЫЙ ФЛОТ

„ ’ Ольга ДЖИГУРДА.

Ha санитарном транспорте“

Берег Камын-Буруна казалея пустын-
ным, лишь возле причала сохранились в0е-
какие развалины построек. Недалеко от
нас сиротливо выглядывала из’ воды тру-
ба потопленного корабля. Наискось от кор-
мы нашей «Кахетии» стояла груженая
баржа, которая ожидала очереди итти на
разгрузку к единственному деревянному при-
чалу; поодаль на рейде стоял небольшой
военный корабль. Дул северный ветер, море.
шумело льдинами и зелеными волнами. Не-
спокойно ‘было на душе.

Церед вечером загорелась груженая бар-
жа, поднялись столбы дыма и копоти, и
огонь окрасил море в желтый цвет. Сумер-
ки быстро сгущались, и эта горящая бар-
жа, как свеча, выделялась на темном фоне.
Немного позднее загорелся военный корабль
рядом с баржей. :

Мы продолжали заниматься своим
делом. Нина Махаладзе спокойно 1200-
тала в аптеке, лицо у нее было чуть бледнее
обыкновенного. Рогозин, усталый, распре-
Делял раненых. Четвериков распоряжалея во
второй перевязочной. Пламя Горевших судов
заовеще освещало порт и наш корабль.

Наконец, Заикин, отстреливаясь, увел
«Вахетию». Немецкие самолеты преследо-
вали нас недолго; неудачно сбросив вло-
гонку нам несколько бомб, они оставили
корабль в покое. Задевая дно, шурша и
вздрагивая, «Кахетия» набирала скорость
и наконец вышла в открытое море. Мы не
спали вторую ночь и от нервного напря-.
жения чувствовали себя совсем разбитыми.
На рассвете пришли в Новороссийск. Нас
ожидали там с нетерпением и тревогой,—
знали, что рейс был опасный. Раненых у
нас приняли быстро, и я собиралась уже
итти отдыхать к себе в каюту, но меня
вызвали к Анисимову.

В небольшом. врачебном кабинете ожида-
ли Анисимов и’ Четвериков. В углу етоял
высокий рыжеватый детина ‘со светлыми
бровями и ресницами, ¢ серо-голубыми гла-
зами, устремленными в одну точку. На нем
была шинель, застегнутая на весе путови-
цы, в руках он держал теплую серую шап-
ку, руки были спокойны, только один‘ ми-
зинец нервно подергивался, выражение лица
бесстрастное, точно каменное. Я сразу
обратила внимание на «каменное» выра-
жение лица и подергивающийся мизинец
левой руки. т ]

— Помогите разобраться, — обратился
ко мне Анисимов. — По-моему, этот тип
притворяетея глухонемым, но я чувствую,
что он все слышит, а поймать его не могу.

Четвериков заметно злился и нервничал.
Оказалось, что уже больше часа он © Ани-
симовым возился с этим молчаливо стояв-
шим перед. ними человеком, но не мог опре-
делить-—симулирует он или нет. На столе

лежал бланк передового  медсанбата, где.

-против фамилии и имени лаконически было
написано «глухонемой».

Значит, глухонемым он стал на фронте. Нк
6 Toro, HU ¢ cero? Этого не бывает. Надо
искать контузию и контузию свежую».

— Вы смютрели его, Дмитрий Саввич?

Искали травму головы? Какие-нибудь нерв-

ные расстройства?— спрашиваю я.

Говоря это, я незаметно следила за мол-
чавшим человеком: лицо ето оставалось
«каменным», & мизинец левой руки не-
сколько. раз дернулся.

— Нет, не искал, — удивленно прогово-

рил. Четвериков:-— Я. не, подумал 0 конту-
зии и травуе, $

— Давайте поищем,— предложила. я—
Вы осмотрите его, а я буду наблюдать из-
дали. Вы большой сопеп по травмам.

Четвериков стал осматривать человека в.

зеленоватой шинели; носле многих настоя-
ний и об’яснений при помощи жестов тот
молча проделывал все, что ему приказы-
вали. Дмитрий Саввич долго возился © ним;

* Окончание, Начало см. «Красный Флот»
от 9 и 10 января 1948 г.

Е ЕВЕ ee ТЕИЕБВЕЬНИЕЯ

Осматривал его голову, тело, пробовал су-
хожильные рефлексы. Никаких ссадин, ра-
нений, синяков мы не обнаружили; сухо-

жильные рефлексы были немного повыше-

ны; зрачковая реакция на свет нормальна.
Лицо человека. оставалось бесстрастным,
«каменным», глаза его ничего не выража-
ли, и только иногда подергивалоея мизинец
левой руки. И это «каменное». выражение
лица и подергивающийся мизинец больше
всего убеждали меня в том, что он все слы-
шит и все понимает. Подозрительным пока-
залось мне и то, что он не проявил ника-
вой стыдливости, когла Четвериков раздел
его. Дмитрий Саввич злилея, кричал ему на
ухо или неожиданно хлопал ладонями под
самым носом. Никакого впечатления, лицо
человека оставалось «каменным», немигаю-
щие серо-голубые глаза есметрели в одну
точку без всякого выражения. Он медлен-
но выполнял все требования Четверикова,
продиктованные ему жестами, и иногда во-
прошаюше поглядывал на него.

Я написала Анисимову записку: «Убеж-
дена, что он все слышит и понимает»,

(указала на подергивание левого мизинца,

и «каменное» выражение лица). Прочтя
записку, он кивнул головой и. коротко ска-
зал: «Надо поймать».

Но поймать оказалось невозможным.
Сколько мы ни бились, человек этот ничем
не выдавал себя.

— Ну, чорт с ним! — выругалея Чет-
вериков и махнул рукой. Испытуемый стал
одеваться и, одевшись, принял опять ту же
позу, в какой я его застала, когда пришла.
Мы писали ему записки, он смотрел на
них бесстрастными глазами и никак не
реагировал. Это было ‘совсем странно! Чет-
вериков рассвирепел, от бешенства у него
подергивались губы и дрожали руки.
Я чувствовала свое бессилие и тоже зли-
лась. Одного внутреннего убеждения, Ko-

`нечно, мало для обвинения человека в си-

муляции, а подерпивающийся мизинец и
«каменное» выражение лица-—не доказа-
тельство! Мало ли какое выражение лица
бывает у людей.

— Пуств.он идет в госпиталь, Дмитрий
Саввич!-—в конце концов предложила я.—
Мы с ним ничего здесь не сделаем. Вдруг
он, действительно, глухонемой, & мы му-
чаем ео? ^^

— Сволочь ‘он, а не глухонемой,— со
злобой ответил Четвериков и полезов Rap-
ман за металлическим портеигаром.

Затем Четвериков написал ‘несколько
слов карандапюм на бланке медсанбата и,
ставя точку, сломал карандаш. Он кивнул
головой <глухонемому», чтобы тот шел в
трапу. Человек повернулжя Е выходу; в
эт момент Четвериков схватил металли-
ческий портсигар и ©0 злостью швырнул
ero. Портсигар ударилея о стену и со зво-

HOM упал на пол. От неожиданности чело-.

_«Вав глухонемой мог попасть в 40-  век Я
мию,—удивилаеь я Ясно, что кома его.
мобилизовали, он разговаривал и’ слышала

‘век в зеленоватой шинели вздрогнул всем
телом и`бъыстро обернулея конам; в глазах
его был испуг, левый мизинец быстро ва-
дергалея. Все это произошло в течение
двух-трех секунд.

— Ага, попалея!-— вскрикнул Четвери-
ков и, схватив симулянта за ворот рубахи,
СИЛЬНО тряхнул ‘его.— Я же говорил, что
он все слышит и все понимает.

Как потом. выяснилось, человек, в зелено-

ватой шинели оказалея немецким питионюм..
A

ee ee

Через день мы ‘опять получили приказ
итти в Вамыш-Бурун.

Пришли туда на расевете и сразу же
попали в переделку. Вражеские самолеты
непрерывно бомбили порт, причал и стояв-
шие на рейле корабли. Неспокойное море
было покрыто льдинами. «Вахетию» ожидал
неприятный сюририз—комендант порта не
разрешил нам ошвартоваться у причала.
Единственный, более или менее блато-
устроенный, деревянный причал был за-
нят; накануне пришли суда, привезли очень
ценный груз—танки. Их сгружаля. Подае
причала стояли мелкие военные корабли и
баржи, в некоторых местах — в три ряда.

p32 BS a

(NAGI о велиноли ресном хирурге

На экраны вышел фильм ‘о великом. хи-
pypre Николае‘ Ивановиче Пирогове *).

Появление такого фильма не может не по-
радовать советского зрителя. Картина под-
купает своей дохолчивостью, яркой, выра-
зительной игрой актеров, трогательными и
волнующими: сценами. Ее воспитательное
значение трудно переоденить: :

Н. И. Пирогов стоит в ряду талантливей-
ших представителей руеского народа и из-
вестен ‹ всему культурному человечеству

своими блестящими научными открытиями

в области анатомии и хирургии.

Жизнь этого выдающегося человека на-
‘выщена неутомимой борьбой за научные
истины, против мистицизма и мракобесия,
полна примеров стойкости ий мужества в
выполнении своего врачебного долга.

Новый кинофильм освещает лишь неболь-
шую часть жизненного пути Пирогова — с
1848 года, по 1856 год.

Первые кадры посвящены деятельности
Николая Ивановича во время большого на-
родного бедетвия в Петербурге. Разразив-
шаяся в 1848 году холерная эпидемия уно-
сит сотни человеческих жизней. Медицин-
ские работники столицы не в ‘силах. спра-
виться с бедствием. Многие «еветила» меди-
цины, в том числе лейб-медик император-
ского двора Мандт,—в паническом страхе за
свою ЖИЗНЬ. :

Й вот в этой `обетановке Пирогов’ выету-
пает как неутомимый борец и смелый но-
ватор. Он организует специальные больни-.
цы, привлекает самоотверженных молодых
медиков к уходу 3a больными, предприни-
мает научные изыскания. Этот этап в жиз-
ни Пирогова, его самоотверженное служе-
ние народу и науке показаны в. фильме ‘убе-
дительно.

*) Выпуск киностудии «Ленфильм». Ав-
тор. сценария—Ю. Герман. Постановщик—
Г. Козинщев. Режиссер—И, Шапиро. Компо-
зитор — Д. Шостакович,

Кинокартина рассказывает о привержен-
ности тогдашних петербургеких медиков к
лженаучной ‹ «атомистической» < теории
холерного заболевания и их. яростном. про-
тиводействии новаторству Пирогова,

Николаю Ивановичу принадлежит ‘честь
внедрения в медицинскую практику’ эфир-
Hero наркоза. Чтобы помешать ‘работе но-
ватора, очернить его, враги коварно’ ‘подме-
няют доброкачественный эфир ядовитым пре-
паратом. Они злорадетвуют при’ неудавшей-
ся публичной демонстрации общей анесте-
зии. Несмотря на все препятствия, Пирогов
самоотверженно боретея © консерваторами
от науки. Сцены, рисующие:эту борьбу, 0с0-
бенно волнующи.

Научное наследство, оставленное великим
хирургом, грандиозно. Многие его откры-
тия ныне используются в мировой медицин-
ской науке. Гипеовая повязка, Пирогова пки-
р0ко применялась в наших госпиталях во
время Отечественной войны и в иностран-
ных армиях.

Николай Иванович известен в научном
мире как основоположник военно-полевой
хирургии. Основные законы этой хирургии
он сформулировал, опираясь на свой личный
опыт участника войны на Кавказе в 1847
году и Севастопольской обороны в 1854—
55 гг., а также на опыт, почерцнутый во
время’ франко-прусской ‘войны 1870 —
71 гг., когда он наблюдал работу полевых
медицинских учреждений обоих противни-
ков.

По в фильме, к сожалению, слатшком ску-
по отображена роль Пирогова в создании и
развитии военно-полевой хирурпии. Слова,
брошенные вскользь возницей Пирогова Лу-
Kiem, о «хипое» и «COTTHPOBRE» , ROHCTHO,
не раскрывают перед зрителем. всей глуби-
ны и значения величайших открытий хи-
рурга.

Фильм не лишен и ряда других недостат-
ков. Примитивно показана сцена у мясной

ee Е

Мы остановились на.рейде, чуть ли не на
середине бухты, и наш корабль отчетливо
выделялюя среди белых, громоздящихся
одна на другую льдин. В сторону «Кахе-
тии» немедленно устремились немецкие
бомбардировщики, и уже не давали нам ни
минуты покоя до самого вонца стоянки,
Орудия стреляли непрерывно и так оглу-
шительно, что разговаривать было. невоз-
можно. _ .

Выгрузка заняла больше двух часов. Мы
начали готовиться к приему раненых. Ё де-
сяти часам уже был сооружен деревянный
‘помост, по которому их стали доставлять
на корабль. : ute

В это время начался один из самых же-
сточайших налетов на порт. Бомбы рвались
‘рядом, грохот зениток усилился. Воздупеной
волной вырвало дверь в моей перевязочной.

На этот раз мы взяли на корабль только
тяжело раненных, нуждавшихся в немедлен-
ной помощи, Нельзя было терять ни
минуты. j

Я работала очень напряженно, очень
устала от шума, от грохота, от постоянно-
го ожидания мотущей наступить катаетро-
фы. Однако нельзя было позволить про-
явиться страху. По-моему, нет человека,
который бы его не испытывал, когда он
знает, что каждую минуту может насту-
пить емерть; все дело в том, чтобы на-
учиться владеть собой.

Вот Муся Комлева, моя няня, работает
непрерывно, при особенно сильных взры-
вах и грохоте она лишь вздрагивает. и
немного приподнимает плечи. Цымбалюк
вздыхает, а Бондаренко принимается ору-
довать еше с большим рвением. Надя Меш-
кова начинает говорить ‘еще медленнее и
становитея еще более вежливой: «Как при-
кажете!», «Чего изволите?..» Антонов при-
седает и смеется. Ниночка Махалалзе блед-
неет. Белоконь крутит головой. Волковин-
ский бегает, пригнувшиеь, и повторяет:
«Вот дает! Bor дает!». Я начинаю го-
ворить немного ‘медленнее, лвижения мои
тоже замедляются, я становлюсь, как натя-
вутая струна, но непрерывно работаю. Один
Цыбулевский действует как ни в чем не
бывало, словно не слышит ни взрывов, ни
шума, ни грохота боя.

Шульгин и Заикин на мостике: Они
выглядят такими же спокойными, как веет-
да:

Около дврнадцати часов Цымбалюк пря-
носит еду из: камбуза. Мы стоим с ним в
крохотной буфетной и соображаем, чем нам
покормить двух тяжело раненных.

— Дайте киселя, моло... Я не кончаю
фразы... Один за другим несколько оглуши-
тельных взрывов, шум ‘падающей воды.

Стою, заложив руки за спину, и щурю
глаза. Цымбалюк вздыхают. Вдруг по радио
сигнал отхода. Как, среди бела дня?

«Чап-тук-тук! Чап-тук-тук!»

„«Вахетия», царапаясь лном, начинает
отходить, ое:

— Пошли, — вздыхает Цымбалюк; хва-
тает кисель и бежит кормить раненых.

Корабль качает, льдины трутся о борт,
дно корабля царапает камни морского дна.
Мы идем, Стая бомбардировщиков устрем-
ляется за нами, но мы неудержимо наби-
раем’ скорость. «Кахетия» идет зигзагами.
В движущуюся цель ‘трудней попасть.
Бомбы рвутся рядом, впереди нас, озади нае.
Но, кажется, мы ускользаем от этой етрапг-
ной облавы, Вот уже дно не царапается,
корабль набрал скорость, уходит из Ва-
мыш-Буруна,

Боевое задание выполнено. ^)

Ворабль качал. Мы шли полным ходом
и, как никогда, ждали наступления темно-
ты. Вражеские самолеты недолго ‘преследо-
вали нах. «Кахетии» везет... Her, просто
У нас замечательный, опытный командир,
дружная команиа. Мы всё восхищались
и гордились ими. Днем, на, виду у врага, под
обстрелом они сумели вывести корабль,
спасти раненых советских воинов.

лавки. Из этого эпизода выпало самое глав-
ное — причины интереса Пирогова к замо-
роженным тушам животных. В дейетвитель-
ности история у мясной лавки связана с
открытием нового метода анатомического
исследования. Николай Иванович. заметил;
Что замороженные туши животных, рассе-
каемые топором, весьма: точно сохраняют
свою анатомическую структуру. У него воз
никла мыель провести ‘анатомические иселе-
дования: на ‘замороженных трупах. Вскоре
родился новый методи новый раздел в ана-
томии, названный, Пироговым «екульттур=
ным». у

В фильме даны’ эпизоды тигантекой  ра-
боты Пирогова’ во время Севастопольской
обороны, но’ недостаточно показана борьба. с
царскими чиновниками, которую‘ вел в то
время великий хирург. Сам Пирогов писал
тега: «Страмтит‘не ‘работа, не труд — тады
стараться, & эти укоренившиеся преграды...
которые растут, как толовы тгидры: одну
срубишь, другая. выставится». т
_ Невзирая ‘на кобность и бюрократизм чи-
новников, Пирогов сумел все-таки добиться
совершенно реальных улучшений  пита-
ния и обеспечения раненых, & также облет-
чения для них эвакуационного пути, лежав-
шего через Симферополь. За свою настойчи-
вость и непримиримость к кооности и бюро-
кратизму Пирогов пользовался  болыним
уважением прославленного адмирала Нахи-
мова. ee

Николай Иванович первым из военных
врачей всех стран понял ту благодетельную
роль, которую могут сыграть для раненых
воинов —— защитников своего отечества‘ —
женокая забота, ласковый уход и внимание.
Он впервые в истории организовал в Петер-
бурге дружину женшин-патриоток, которых
назвал «сестрами милосердия», и привез их
6 собой в Севастополь, положив начало Op-
ганизации в Россий общин «сестер мило-
сердия».

Кинофильм «Пирогов», как уже’было ска-
зано выше, охватывает лишь короткий, из-
меряемый 7—8 годами, этап в жизни вели-
кого хирурга. Постановщики поэтому не

eS ee

От’езд  Трюгве Ли
в Европу

НЬЮ-ЙОРК, 10 января. (ТАСС). Как с0+
общает корреспондент агентства Ассошиэй-

ед Пресс при организации Об’единенных

наций. генеральный секретарь ООН Трюгве
Ли выехал в Европу для обмотра помеще-
ний в различных городах с целью подыска-
ния места для следующей сессии. Генераль-
ной Ассамблеи.

Требования английских
судостроителей

‹ ЛОНДОН, 10 января. (ТАСС). В евязи с
предусматриваемым «планом Маршалла»
сокращением английского судостроения по-
литический обозреватель «Дейли  уоркер»
пишет; «Рабочие-судоетроители принимают
меры к тому, чтобы помешать возможной
капитуляции правительства перел угрозои,
которую создает «план Маршалла» оенов-
ному источнику получения иностранной
валюты для Англии. Члены союза паяльщи-
ков в Глазго и другие организации рабочих
верфей настаивают перед своими руководи-
телями на том, чтобы они ознакомили пра-
вительство с их точкой зрения. :

В Лондоне представитель правительства,
энергично отрицавиеий, что «план Маршал-
ла» предусматривает сокращение програм-
мы английского судостроения, согласился,

что кабинету придется пойти на это, как.

на условие получения долларовой помощи».

Какую «помощь» получит Англия
По «плану Маршалла»

ЛОНДОН, 10 января. (ТАСС). Выступая
против принятия «помощи» по плану
Маршалла, газета «Дейли экепреее» пишет:
«Из утверждений правительства, что 10-
мошь должна быть принята для того, чтобы
Англия могла выжить, следует еделать вы-
вод: Англия не будет брать ничего другого,
кроме того, что необходимо импортировать
для того, чтобы выжить. Но это явно не
так». Указав, что общая стоимость товаров,
которые будут получены в боответотвии 6
планом в течение 4 с четвертью лет, с0-
ставляет около 900 млн. фунтов стерлин-
гов, автор статьи заявляет, что более по-
ловины этой суммы приходится на такие
товары, которые вовсе не являются необх1-
димыми, К ним относятся: табак, нефть,
яичный порошок, сушеные и свежие фрук-
ты. «Общая сумма по этим четырем стать-
iM,— timer rasera,— приближается к 600
млн. фунтов стерлингов. Однако ни один из
этих товаров не является абсолютно необ-
ходимым, таким, который нельзя заменить.
Как можно после‘этого доказывать, что
Англия должна принять план’ Маршалла
длЯ того, чтобы зыжить?», —

Английские войска
остаются в Греции
АФИНЫ, 10 января. (ТАСС). По офици-

альным сведениям, английский посол WH-
формировал министра иностранных дел.

Цалдариеа о том, что штаб английских
войск в Греции в скором времени переста-
нет существовать, добавив. что это чисто
административная мера, которая не, отра-
зитея на численности английских войск
в Греции.

‚В специальном коммюнике, изданном гре-
ческим министерством печати, подчерки-
вается, что ликвилация английского штаба
в Афинах не означает намерения отозвать
из Греции войска. ae

Повышение цен во Франции

ПАРИЖ, 10 января. (ТАСС). Газета
«Юманите», ссылаясь на офипиальные дан-
ные о новом повьинении цен, пишет: «Цена
Ha пиво повышается в среднем на 28 про-
центов. Цены на растительное масло, уксус
‘и ром также повышены. Цена на варенье,
которая месяц тому назад была уже увез
личена на 13 процентов, повышается еше
на 14 процентов. Вилограмм импортного
сухого молока вместо 180 франков будет
теперь стоить 237 франков. Цены на удо-
брения увеличиваются of 8 до 60 проден-
тов. Цены на’ лее, горючее и многие про
мышленные продукты также значительно
увеличиваются». у

могли показать процесе формирования лич=
Бости Пирогова. А этот процессе представ-
ляет огромный ‘интерес. ТЕ
Нельзя забывать, что в период деятель
ности Пирогова медицинская наука в Р0с*
сий находилась почти целиком на откуне
У иностранцев, которым всячески протежи-
ровали парсвие сановники. В те’ времена
иностранные врачи, . р
России, ‘распространяли ° клеветническое
утверждение якобы русский мозг не
способен к восприятию ‘медицинской
науки. Естественен и закономерен поэтому
вопрос: & что позволило Пирогову полнятьея
до нелостягаемых вершин науки, что соста-
вило ему абсолютный авторитет не только
внутри, но и за пределами нашей страны?
Вакие факторы повлияли на фофиирование
его глубоко патриотических взглядов?
Несомненно, что. личные индивидуальные
свойства Пирогова играли громадную. роль:
Однако, как сам‘ он указывает в своих авто-
биографических записках, на него очень
сильно повлияли и некоторые внешние 0б-
стоятельства. Прежде всего, его © детства
воспитывали в духе любви к Родине. Еще
будучи ребенком, он’ знал ‘о нашествии На-
полеона, о его сумасбродных замыслах поко=
рения Росейи, восхищался славными дела“
ми русской. армии и ее полковохца Куту-
зова, народных партизан 1812 года ==
Давыдова, Василисы и других. id
Поступив в Московекий университет, он
попал в водоворот прогрессивных течений
‘roro времени. Идеи Шестеля, Рылеева, upo-
тивоправительственные произведения Нуш-
кина, нелегальная литература, горячие’ де-
баты студентов на политические темы вос-
питали в нем любовь’ к простому. русскому
человеку, служенив которому он и поставил

своей жизненной целью.

06 игре актеров можно сказать, что они
хорошо справились со’ своей задачей. 0со-

‘бенно талантлива игра арлистов К. Oxopo-

ботатова (Пирогов), Черкасовг. (купец Ля-
дов), Гумилевокого: (кучер: Лукич).

Профессор генерал-лейтенант
медицинской службы Ф. АНДРЕЕВ.