лее приближенно

‘тех или иных ориентиров.
_зимой реки и озера, сливаясь с общим бе-
`яым -покровом, опознаютея только в непо-
`средственной близости, очертания водоема
` или реки видны лучше, только если. бере-
‘та’ покрыты растительностью. Шоссейные

_ Kora зимой отдельные

_ досадовал на свою самонадеянноеть;
‚ вместо знакомого ландшафта он увидел бе-
_ лую снежную равнину без рек м дорог, а

овик переводов № 1.

Некоторые.

особенности

ориентировки зимой

Молодые, ‘экипажи, ‘готовясь   к ‘полету,
иногда судят о навигационной обстановке
Только по картам, не думая о времени года,
И подчас не всегда основательно ‘считают
заданный маршрут в отношении ориенти-
ровки легким. В действительности же зи-
мой местность, которая наблюдается ¢ ca-

- молета, совершенно не похожа на изобра-
` Женную на карте. 0б’яоняется это просто.

Крупные ориентиры — реки, озера, зали-
вы — замерзают, их берега сливаются ео
льдом и под снежным покровом становят-
ся мало заметными. Теряют свой. отличи-

‚ Тельные признаки и другие характерные
; ориентиры, вроде шоссейных дорог.

Хотя существующие полетные карты .60-
жают местность
летне-осеннего времени, но при полетах
ранней весной и зимой они для ориентиров-
ки требуют дополнительной характеристики
Вах известно,

дороги также замётаются снегом и только
хорошо наезженные видны. удовлетвори-
тельно. Зимой сильно изменяется и вид бе-
реговой черты моря. Замерзание бухт. и не-
больших заливов, снежные заносы и ледя-
ные припаи в извилинах искажают до неуз-
наваемости привычный для глаза вид бере-
говой черты и усложняют. детальную ориен-
тировку.

Наряду © этим некоторые ориентиры зи-
мой становятся лучше различимы. Напри-
мер, населенные пункты, железнодорож-
ные узлы, лесные массивы на белом фоне
выделяются контраслными тёмными пятна-
ми; Летчики и штурманы определяют их в
полете с больших расстояний, нежели иетом.
Зимой железнодорожное полотно тоже хоро-
шо различимо по черным линиям рельсов
и темной полосе. между ними. Но`это бывает
не всегда. После снегопада и отсутетвия
движения этих признаков не будет видно:
Тогда можно определить железнодорожное
полотно по дополнительным признакам —
снегозадерживающим древесным  насажде-
ниям, которые особенно хорошо выделяют-
ея на белом фоне. Вак видим, зимние. усло-

_BHA значительно изменяют характер ориен-

тиров и заставляют по-иному. подходить к
изучению навигационной обстановки;

В связи < этим. уместно остановиться Ha
имеющихся недостатках. Некоторые штур-:
маны и летчики не могут преодолеть. привы-
чек, воспитанных полетами в простой нави-.

‚ тационной обстановке, — летать хотя.и по

компасу, но. без соответствующих расчетов,

основываясь главным образом Ha визуаль-

ной ориентировке. > А
Имеются факты, когда экипажи, попадая

в зону ограниченной видимости, теряются и

становятся беспомощными. Бывали елучаи,
летчики теряли
ориентировку и в хоропгую погоду. Так, на-
пример, командир звена Смолянинов полу-’
чил задание возглавить группу истребите-

лей в перелете с одного аэродрома на дру-

гой. Взглянув на карту, он сказал: «Ме-
ста знакомые, ориентиров много, долечу и
без расчетов». В полете офицер Смолянинов
ибо

через 20 минут полета берег озера принял
за береговую черту моря. Ориентировка
была потеряна. Почти полностью израсхо-
довав горючее, офицер Смолянинов е одним

_ ведомым случайно вышли на аэродром на-

значения и произвели посадку.
° Ветати, в этом полете летчики, кроме

-пренебрежительного отношения в навига-

ционным расчетам, допустили и другие
грубые ‘оптибки: не держали радиосвязи ни
с землей, ни между собой; не пользовались
средствами радионавигации.

Вот другой пример, показывающий, что
может произойти, если не контролировать
маршрут полета. Летчик Иштокин на са-
молете «По-2» должен был пролететь вее-
го лишь около 200 километров. Маршрут
почти на всем протяжении проходил. вдоль

Е ТЕ СЕ =

_ Об американских Фальсификаторах

тельно, и горючего,

береговой черты. Потерять ориентировку в
Таких условиях, да еще днем, в яеную по-
году, казалось невозможным. Но офицер

кин заблудился. Начав полет по «Про-)

извольно выбранному куреу, он уклонился
в глубь территории, а.за временем полета не
следил. Вполне понятно, что ему. пришлось
восстанавливать ориентировку и для того,
чтобы притти в заданный пункт, потребова-
лось в два раза больше времени, а следова-

3 *

(10с0б  ‹амолетовождения 10 земным!
ориентирах как самостоятельный  приме-
ним только в исключительных случаях —
при полете влоль: крупных линейных ориен-
тиров и © обязательным контролем общего
направления по компасу. Во всех прочих
случаях визуальная ориентировка на мар-
шруте необходима лишь для уточнения
навигационного расчета полета путем пе-
риодического определения действительного
места’ — «ДМ»..

План работы экипажа в полете должен

предусматривать обязательный минимум
навигационных измерений и’ радиоопреде-

‘лений. Куда, например, лучше выйти к

ожидаемому опорному ориентиру уже с за-

фиксированным  уклонением и небольшой  .
 опибкой во времени, чем осуществить точ-
‚НЫЙ выход в этому пункту мелкими дово-
ротами. В первом случае штурман, точно  .

проверив свой расчет, получив необходимые
данные для дальнейшего следования, уве-

ренно ведет самолет, даже вне видимости

земли, до очередного контрольного пункта.
Во втором случае он вынужден сосредо-
точивать внимание ‘на большем числе
ориентиров, то-есть быть «прикованным к
земле», конечно, в ущерб другой, подчае
важной работе. о

Полеты зимой требуют систематического’

контроля пути, в котором точный. расчет
курса и времени полета между опорными
ориентирами приобретает. наиважнейшее
значение. я : }

He липгнё остановиться и на вопросах
радионавитации, В частности, при полетах
‘над морем, в облаках, над облаками и вооб-
ше в плохую видимость ориентировка © по-’
мощью радио порой служит единственным
средетвом навигации, ‘

‚ Вазалось, что этим исключительно эф-
фекливным средством должен в совернен-
стве владеть кажлый летчик, каждый
штурман. Олнакл практика показывает, что
есть еще отдельные экипажи, которые пре-
небрегают радионавигацией, не заботятся 00
исправности своего РИБ и не принимают по-
зывных наземных радиостанций.

У некоторых офицеров наблюдается тен-
денция односторонне использовать  радио-
маяки -— только на привод. Нозиционная
линия радиомаяка на, мартруте, безусловно,
является хорошим средством контроля pac-
чета полета, особенно при полетах над мо-
рем. Радиомаяк главным образом ‘призван
работать пеленгом, @ He заменять cobolt
приводную радиостанцию. Больыную помощь
в полете летчику может оказать широкое
использование наземных радиопелентаторов,
которые дают не только курсы для выхода
на аэродром, но и радиопеленти для конт-
роля пути. Совершенно неправы Te руково-
дители, которые заставляют летчика произ-
водить настройку РПЕ на аэродромную стан-
цию еще на земле и говорят ему: «Не еби-
вай настройку, а включи только РИВ и
лети по индикатору, — тогда ты точно вый-
день на аэродром». . у

Такая практика вредна, ибо она оне при-
Учает молодого летчика к самостоятельной
настройке на радиостанцию ‘по ее позыв-
НЫМ.

В статье затронуты только’ некоторые
вопросы штурманской практики, но и они
В  достаточной мере характеризуют особен-
ности полета зимой и ставят перед летным
составом задачу — наиболее тщательно го-
товиться к каждому полету, учитывать на-
вигационную обстановку и, главное, точно
соблюдать наставление.

Полновник М. МОРОСАНОВ.

Е Е ЕТ

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Лейтенант Ховрин по праву считается лучшим штурманом в соеди-
нении. Его знания и высокая требовательность проверены в длительных
походах в кампанию прошлого года, Боевая: часть, которой командует
молодой офицер, успешно выполнила план боевой подготовки 1947 года,
Все задачи были сданы с отличными и хорошими оценками.

За короткий срок лейтенант Ховрин сумел подготовить многих маете-
‘ров своего дела. Его подчиненные изучили театр плавания и умеют рабо-
тать на боевых постах в любых сложных условиях.

- — Любит службу, решителен, инициативен, принятое решение всегда до-
водит до конца, умелый воспитатель подчиненных, -такую характеристи-
ку дает штурману Ховрину командир корабля. За отличное выполнение
Ховрин имеет несколько поощрений от коман-

ряда заданий лейтенант
дующего флотом.

На снимке: лейтенант Н. И. Ховрин,

‚ Беседы бывалых воинов.

— :..Было это в самый разгар’ войны.

Олин из советских кораблей, имея серьезные

повреждения, возвращалея © боевого за-
дания, Героический экипаж из последних
сил боролся за жизнь своего ‘корабля. Шторм
усиливался. Борабль потерял управление,
В эфир. полетел сигнал. Ha momoms боевъм
друзьям немедленно вышел наш тральщик.
Самоотверженно. трудились на своих боевых
постах люди экипажа. Болыную радоеть ис-
пытали все мы, когда, преодолев шторм и
опасность, об» корабля возвратились в со-
ветокий порт. Это была победа мужества,
отваги, большого умения советских моря-

Так начал свою беседу о родном кораб-

ле «Трал» мичман Синенко. Тема этой бе-

седы, проведенной с молодыми: матросами,
называлась: «Почему наш корабль. на-
гражден орденом Красного Знамени». Мич-
ман подробно рассказал о славных боевых
походах своего корабля, о его битвах с. вра-
том, о смелых огневых налетах на позиции
гитлеровцев.

“УНИЧТОЖЕНЫ ТЫСЯЧИ МИН

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 12 января. (По.
телеграфу от корр. «Красного Флота»). В
прошлом году саперы Н-ской части проде-
лали большую работу по раз

i ВАА НЫЕ

ий аполитичном редакторе

В 1947 году Ленинградская отраслевая
научно-техническая библиотека `Министер-,
ства судостроительной ° промьпиленноети
CCCP выпустила в свет сборник перевод-
ных этатей под названием «Иностранное
судостроение» *). Сборник разослан в биб-
лиотеки крупных заводов Министерства
судостроительной промышленноети © целью
ознакомления инженерно-технического <о-
става и венетрувторских бюро с опытом
иностравного судостроения и ‘существую-
щими в ивостранных флотах взглядами по
отдельням вопросам военного кораблестрое-
ния. В вборнике наряду е другими материа-
лами гомещен перевод статьи Е. Моргенрот
и Р. Весттейт «Живучесть корабля», на-
печатанной в 1946 году в журнале «Марин
Ньюс» **). Эта статья обращает на’ себя
внимание своей беззастенчивой ложью и
тенлантиозностью.

вторы статьи «Живучесть корабля»
дают краткий 0бзор совершенетвования
конструктивных методов обеспечения  ко-
раблей ‘защитой, связанного е развитием
артиллерии и брони. Далее, исходя из опыта

_ американского крейсера «Хаустон», они до-

вольно. обстоятельно рассматривают вопро-
сы обеспечения живучести кораблей начи-
ная от проектной стадии и кончая активной
борьбой за живучесть в боевых условиях.
Еели даже пройти мимо беззастенчивого ре-
кламирования американского военно-морско-
го флота, то обращает на себя внимание про-
таскивание авторами статьи насквозь лжи-
вых рассуждений и выводов, © которыми
советский читатель никак не может согла-
ситься.
`Так, в статье утверждается, что веду-

‚’щая ‘роль в развитии методов борьбы 3a

’ живучесть принадлежит... Германии. На

*) Отраслевая научно-техническая библи-
отека. «Иностранное судостроение». Сбор-
Ленинград. 1947 г.
Danaxtop — инженер А. С. Фишер.

**) «Марин Ныюс» № 10. Т. ХХХИ. Ап-
рель, 1946 год. Нью-Йорк. ,

странице 6-й сборника «Иностранное судо-
строение» можно прочесть следующее:
‹...Йстория приписывает германскому во-
енно-морекому флоту ведущую роль в раз-
витии методов борьбы за живучесть в пе-
риод, предшествовавший первой мировой
войне. В Германии давно было понято’ зна-
чение запаса пловучести и устранения
чрезмерного диферента...». И далее совер-
шенно голословно утверждается, что «...не-
обходимость борьбы за живучесть корабля
впервые была осознана в Германии...»
(стр. 8). Никаких фактов для доказатель-
ства этого авторы не’приводят, и несве-
дущему читателю предлагается верить им
на слово. ; :

Между тем подобные «научные» аргу-
менты искажают историческую истину,
изврашают исторические факты. Господа
Е. Моргенрот и Р..Вестгейт намеренно пы-
таются приписать немцам идеи, выдвину-
тые и частично осуществленные талантли-
вым русским флотоводцем адмиралом С. 0.
Макаровым, первым в истории кораблестрое-
ния поднявшим и разработавшим вопросы
живучести и непотопляемости кораблей.
Макарову же принадлежат и самые терми-
ны «живучесть» и «непотопляемость», при-
нятые для употребления сначала в русском
флоте, а впоследствии — во. всех флотах
мира.

Известно, что еще при жизни адмирала
Макарава, развивая ето идею увеличения
живучести кораблей, русские ученые ака-
демик А. Н. Крылов и профессор И. Г. Буб-
нов внесли чрезвычайно много нового в
науку о кораблестроении: первый-—в обла-
сти теории корабля и непотопляемости,
предложив свои знаменитые «Таблицы не-
потопляемости», второй-—в облаети строн-
тельной механики корабля; на основания
исследований Бубнова возникла известная
русская сиетема набора корпуса.

Попробуем проследить подробнее, ках
развивались идеи Макарова по вопросам жи-
вучести и непотопляемости.

В 1870. г. в «Морском сборнике», в
№№ 3, 5 и 6, была напечатана статья
мичмана C. 0. Макарова с обстоятельным
разбором аварии двухбашенной броненосной
лодки «Русалка», которая получила про-
боину. Эта статья была написана в то время,
когда не только у Германии с ее малочислен-
ным флотом, но и у Англии не было. сло-
жившихеся взглядов по вопросам живучести
и непотопляемости. Мичман русского флота
С. 0. Макаров предложил применить некото-
рые средства борьбы с водой, в том числе
прокладку осушительных и отливных маги-
стралей, дал чертежи этих систем и пла-
стыря. За эту статью по представлению
адмирала Бутакова молодому моряку был
присвоен чин лейтенанта. \

‚Изучая вопросы техники и тактики, кри-
тически анализируя опыт подготовки экипа-
жей кораблей, Макаров в 1871 году при-
шел к. выводу о необходимости наглядного
обучения экипажей управлению креном’ и
диферентом на модели корабля, имеющей
специальные ящики для кренования. Позд-
нее в «Рассуждениях по вопросам морской
Тактики» он писал: «Я предлагаю, чтебы

для обучения как офицеров, так и нижних.

чинов. всему необходимому по части непо-
топляемости был приспособлен специальный
водяной корабль, у которого в дол-
Жжно быть сделано несколько пробоин». И
далее: «Упражнения на этом корабле могут
выработать наилучший тип пластыря; так-
же они покажут, какие средства должны
быть запасены на кораблях для заделыва-
ния пробоин от неприятельских снарядов в
переборках и наружном борте. В настоящее
время по этой части на кораблях не имеет-
ся никаких запасов, и все подобные вопро-
вы остаютея неразретенными в ожидании
действительного боя между современными
будами».

Так адмирал С. 0. Макаров предложил
конкретные методы обучения борьбе за жи-
вучесть, которые применяются и по сей
день на многих флотах мира. Не его вина,

минированию

‚ ПЕРЕДОВИКИ-
БОЕВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ!

` истории Краснознаменного корабля выету-

Фото Л. Стефаненко.

_ — Многие десятки вражеских бомбар-
диревщиков пикировали на наш корабль.
Из всех этих сражений мы вышли победи-
телями. От метких выстрелов наших 3e-
нитчиков четыре немецких ‘самолета на-
шли свой бесславный конен в водах Чер-
ного моря. i

В другой беседе мичман Синенко расска-
зал молодым матросам о том, как строилея
тральшик «Трал». *

— Наш корабль, — говорил мичман, —
в тяжелых штормовых походах, в неодно-
кратных битвах с врагом показал свои
исключительно высокие мореходные каче-
ства. Наши отечественные `судостроители
делают корабли хорошо и прочно...

С беселами на тему о славной боевой

пает и другой старейший член экипажа
«Трала», радист старшина 1 статьи Бон-
даренко.

Старший лейтенант А; ОРЕХОВ.
Черноморский флот,

черноморского побережья. Личный состав
части уничтожил ‘и обезвредил много тысяч
противотанковых и противопехотных мин,
артиллерийских снарядов, авиабомб и

ВАА СЖ О ЗЕ ЕЕ ИВИЙОТАЕЕ: РЯ

что выдвинутая им идея, имеющая боль-
° шое практическое значение, не была пол-

ностью осуществлена при его жизни на руе-
ском ‘флоте; В этом целиком повинны реак-
ционные царские сановники и чиновники
Морского ведомства, которые пресмыкались
еред всем заграничным и игнорировали
передовые, прогрессивные идеи талантли-
вых русских ученых и изобретателей.

В 1876 году, будучи по служебным де-
лам в Англии, Макаров. выеказал антлий-
ским морякам свое мнение о недостатках
их кораблей, которые имели низкого каче-
ства набор и плохие водоненооницаемые
переборки и двери, малое количество и
неудобное расположение отливных помп. Он
указал также, что английские команды He
знают, что надо делать для спасения своих
кораблей при ‘авариях. Эти выводы он еде-
лал на основе изучения обстоятельств
гибели английского. фрегата «Вангард».

Макаров доказал англичанам, что если
«Вангард» затонул от малой пробонны в
течение 1 часа 10 минут в мирной обета-
новке днем, в штилевую погоду, находясь
под парами, то следует ожидать, что в бою,
при качке, ночью такие корабли будут по-
гибать еще быстрее. Причина этого, по мне-
нию Макарова, заключалась в том, что
английские конструкторы и адмиралтейство
стремились при постройке этих кораблей к
усилению наступательных средств-—артил-
лерии, брони, быстрого хода—и не заботи-
лись 06 их непотопляемости. Поэтому мало
‘чего стоили эти наступательные качества
кораблей, если понадание одного снаряда
в паропроводную трубу могло лишить лю-
бой корабль управления и превратить его
в неподвижную мишень.

0 Макарове в Англии: уже знали в то
время по его работам над водоотливными
системами на «Князе Пожареком» и «Адми-
рале СОпиридове», по опытам. испытания
непроницаемых переборок, по новой систе-
ме залраивания люков и  горловин © по-
мощью «макаровекого пластыря». На самом
большюм флоте того времени его считали
бесспорным авторитетом в области живу-
чести.

Стремясь распространить правильные
тактические взгляды в русском флоте, Ма-
каров в 1894 году написал статью «Раз-
бор элементов, составляющих боевую силу

т. д;   градцев пользуется выставка, ортанизован-

ИЕ ЕЕ СПИ Sa ee EE ES

13 января 1948 г., вторник, № 10

,

В результате имевлгих ` место в Москве
переговоров между представителями Пра-
вительств Союза ССР и Народной Республи-
ви Болгарии, 10: января 1948 года были
подписаны два Протокола об урегулирова-
нии некоторых вопросов, связанных © пе-
реходом в соботвенность Советекото Союза

но разбивались о берег. темные, крутые вол-
ны. Но ни холод, ни ветер-не’могли поме-
‘шать нормальному ходу боевой учебы лич-
ного` состава береговой батареи. С утра офи-
церы, сержанты и матроеы были на боевых
постах. в

Только что прозвучал сигнал, призываю-
‘щий к учениям. В боевой рубке -—— помощ-
ник командира капитан Власенко. В нему
поступил приказ командира батареи ‘капи-
тана Султанова: «Начать подготовку к
стрельбе по морским целям». Быетро подго-
товлены исходные данные.

Поступила вводная: ==

— Упала «зажигательная бомба».

Командир орудия младший сержант Вляц-
кий приказал матросу Бубнову выбросить
бомбу за дворик.   , ,
` — «Ранен» второй патронный Жиров!

Его заменил матрос Бурло.

Bee части батареи действовали слаженно.
Каждый человек старался выполнить свой
обязанности как можно: лучше.

Не обошлось и без недочетов. Допуетил
ошибку ‘выполняющий обязанности коман-
дира орудия матрос  Данин. Вместо команды
«Меньше два» он приказал «Меньше. четы-
ре». Эти недостатки были’ своевременно за-
мечены капитаном Султановым, который
принял меры в их устранению, eye

В целом учение показало, что. личный ©о-
став батареи бдительно несет вахту.

Все стрельбы, в том чиеле весьма слож-
ные, выполнены этой батареей © оценками
«отлично» и «хорошо». Офицерам и личному
составу пришлось немало поработать Hay
тем, чтобы добиться таких результатов.

В начале года молодые командиры орудий
столкнулись со многими трудностями, с не-
ясными для них вопросами. Султанов тер-
пеливо раббтал с каждым, тщательно инет-
руктировал, учил их. — о

Недостаточно требовательным Е подчи-
ненным оказался младший сержант Мароч-
кин. Это отразилось на подготовке расчета.
Командир. батареи вызвал к ‘себе Марочкина.

— Вы знаете, почему ваш расчет отета-.
ет? — спросил он.

— Потому, — продолжал Султанов, —
что вы все еще считаете себя матросом, а не
командиром, не требуете; А матросы на вас
обязательно обидятся, но не за требователь-

ность, а за отсутетвие?ее. В ближайшее

время я проведу у зас занятия. Покажу, как
надо к ним готовиться и‘ проводить их.

Через несколько дней’ после этого разго-

вора капитан Султанов  собрал расчет Ма-

рочкина у-орудия. Ответив на заданные ему

вопровы, Султанов стал спрашивать матро-

сов, добиваясь, чтобы каждый отвечал об-

стоятельно, с полным знанием дела. Мароч-
кин внимательно наблюдал,
учился.

запоминал,

бывших германских активов в’. Болгарии. ›

‚ На береговой” батарее

На море в этот день бушевал шторм. Шум

(2804)

———
=

К советеко-болгареким переговорам 06 урегулирования
некоторых: вопросов, связанных с переходом в codeTBeHtnn
Corsa ССР бывших германских активов в Болгарии

Протоколы подписали: с Советекой (ло.
роны Заместитель Начальника Главного
Управления Советским имуществом за три.
ницей при Совете Министров Союза (cp
В. А. Сергеев. с. Болгарской Стороны —
Торговый   м Болгарии в (0(р
S uc A. APHCROB.
sige aceon ie (TA00),

Таких занятий было несколько;

Велед. за этим, хорошо подготовивииеь x
очередному занятию, Марочкин провел ег)
вам, ‘и притом хорошо.’ Чуветвоваловь, что
он многое. перенял ‘у’ своего командира, Каз
питан Султанов присутствовал на запятии:
Вечером, разговаривая © Марочкиным, он,
похвалив ‘его за. первые. успехи, указал на
отдельные. недостатки, посоветовал, на чт
обратить внимание.

’ Как можно больше наглядности в учебе—
к этому стремился капитан Султанов. (fy
чая артиллерийских разведчиков, он в каче:
стве полигона использовал небольшое озеро,
расположенное рядом с батареей. На эму
«море» показывалась цель, производились

‚  всплески. К началу практических стрельй

‘разведчики научились быстро определять
отклонения падения ‘снаряда, делать от
счеты, правильно передавать данные наблю-
дения на командный пункт.

Для дальномерщиков также устраивались
частые тренировки. Были на батарее матро-
‘сы, которые не понимали, зачем требует
столько тренировок: ведь приемы не меня:
Wicd, в чему же заниматься вее одним п
тем же делом? Командиру пришлось раз’яс-
нить, что без твердых навыков У дальномер
шика не будет устойчивых показаний, 8 510
достигается систематической тренировкой,
 Правтика показала, что’ достаточно неделю
не потренироваться, как появятся ошибки,
которые могут привести к` неточной стрельбе,

Наконец настал день калибровой етрель-
бы. Управлял огнем помощник ‘командира
батареи капитан Власенко. Была тщательно
проверена согласованность орудий, произвез
дена выверка приборов. Работали. все сред
‚ства наблюдения и связи. Началась стрель-
ба по щиту. Первый же прицельный залп
дал накрытие. После команды «Поражение»
снова загремели орудия. 6 буксира по радио
передали, что есть прямые попадания,

`За отличную стрельбу командир части по:
благодарил личный состав батареи.

Второй стрельбой руководил командир
батареи. Оценка опять, была отличной,

Партийная организация помогает Roman:
диру военитывать матросов и сержантов в
духе патриотизма, преданности своей согиаз
листической Родине.

‚ Перед каждой стрельбой партийная орг:
низация . проводит массово-раз’яснительную
работу, выпускает стенгазеты, боевые, лист
ки. На постах вывентиваются лозунги, образ
щенные непосредственно к, енециалистам.

Итоги стрельбы подводились на партий
ном активе батареи.

Заслуженный авторитет завоевали на ба:
тарее коммунисты-отличники — стариий
труппы комендоров Кольбедюк, прожект-
рист. Ягафаров, дальномерщик Тюрин, ко
мендор-наводчик Шелдунов.

Майор И. ЖАРКОВСКИЙ.

Экскурсии и выставки

ЛЕНИНГРАХ, 12 января. (По телефону

1от корр. «Красного Флота»). Центральный
военно-морской

музей  пфоводит  тема-
тические экскурсии на тему «Советекие
Военно-Морекие Силы за 30 лет», Органи-
зуются встречи экскурсантов с моряками —
участниками Великой Отечественной войны,

демонстрируются хроникальные фильмы. о
советском флоте, оформляются фотовы-

ставки.
Большой популярностью среди ленин-

судоБ», в которой рассмотрел морские ка-
чества военных кораблей, их наступатель-
ные и оборонительные средства. В этой рз-
боте он впервые сформулировал понятие
«живучести» корабля в том смысле, как

`мы понимаем ее сейчае:- В разделе: первом

статьи говорилось: «Способность судна
продолжать бой, имея. повреждения. в раз-
личных боевых частях, — есть... очень
важный элемент оборонительной вилы су-
дов, который не имеет еще своего названия,
HO который иногда называют живучестью.
Название это очень меткое; и я его охотно
принимаю для обозначения весьма драто-
ценного боевого качества судов».
Значительную часть этой работы зани-
мают вопросы, связанные е борьбой за жи-
вучесть, ненотопляемость, ° остойчивость.
Кстати сказать, свои выводы Макаров’ сде-
лал на. основе детального ‘разбора причин
гибели английского броненосца «Виктория»,
протараненного 22 июня 1893 года броне-
носцем «Кемнердаун». Собирая материал для
дальнейшей разработки вопроса о непото-
пляемости судов, он провел много экспери-
ментов в опытовом бассейне с деревянной
моделью этого корабля, неоднократно. повто-
ряя их на специальных занятиях с морски_.
ми офицерами,   ;
Известен приказ, налисанный адмиралом

Макаровым в 1895 году, включающий на-

ставление для боя. Значительная часть это-
го наставления посвящена задачам по борь-
бе за живучесть корабля‘ в бою.

Из всего сказанного нельзя`не притти к
выводу, Что чивые фальсификато-
ры Моргенрот и Вестгейт в своей статье
умышленно попытались затушевать. роль
русского флота‘ в частности адмирала
С. 0. Макарова в развитии методов борьбы
за живучесть и непотопляемость и замол-
чать, что. самые эти ‘понятия впервые. воз-
никли в русском флоте. ;

Работы адмирала Макарова в вопросе по-
вышения живучести кораблей продолжил
извветный фусский ученый академик
А. Н. Крылов. На основе анализа причин
тибели «Виктории» и затопления броненос-
ца «Гангут» он разработал известные таб-
лицы непотопляемости, применявшиеся за-
тем не только в русеком флоте, но и во
многих иностранных Флотах. Англичане,
например, стали пользоваться этими табли-

ная музеем в кинотеатре «Гитант». За fo-
роткий грок. ее посетило около 70 тысяч
трудящихся.

Подготовка. к’ славной годовщине нача-
лась в военно-морских училищах и ‘акаде-
миях. В училищах имени Фрунзе и имени
Дзержинского состоятся встречи курса:
тов с Героями Советского Сотоза. Перед моз
лодыми моряками выступят с воспомина-
ниями ‘также’ офицеры,  прослуживиие
30 лет в Военно-Морском Флоте.

ЕЕ ИИ a Е

цами с 1926 года, хотя А. НП. Крылов пре1-
ложил их еще в 1903 году. Эти таблицы
были составлены для предупреждения воз
можных ошибок при выравнивании кораб-
лей на-глазок и при авариях. Они представ-
ляли` с0б0й заранее заготовленные данные
расчетов. Принимая решение произвести ма-
невр, командир с помощью этих таблиц мог
заранее определить его результаты,

; Н. Врылов. в. 1903 году в записке,
поданной Макарову,
значение запаса пловучести:

«Чаето говорят:  «непотопляеместь ко-
рабля обеспечивается подразделением трю-
Ма Ha отсеки». Это выражение неточно,
Непотопляемость обеспечивается запасом
пловучести корабля. Запас же пловучееи
есть об’ем надводной части корабля, огра-
ниченный верхнею из водонепроницаемых
палуб. Подразделение трюма на отсекл есть
одно из средств для использования 324468
пловучести».

Работы академика А. Н. Крылова по тео
рии корабля, по вопросам обеспечения
непотопляемости и остойчивости ныне при-
знаны во всем мире. Утверждение же авт-
ров статьи, что в Германии давно было по-
нято значение запаса’ пловучести и устра-

‘нения чрезмерного диферента и что необхо.

димость борьбы за живучесть впервые была
осознана там, — голословно и противор-
чит общеизвестным фактам.
риходится только удивляться, как смог
советский инженер А. С. Фишер, помещая
в редактировавшемся им сборнике статью
американских авторов «Живучесть кораб-
ля», ни еловом He оговориться о ев явной
тенденциозности, о злонамеренном  стремле-
нии авторов исказить действительноеть,
извратить. исторические факты. Только
недопустимой беспечностью и потерей чув-
ства ответственности А. (: Фишера и 1-
ководства. научно-отраслевой библиотеки
инистерства судостроительной промышлен-
ности можно об’яснить появление сборника
переводных статей без соответствующего
редакционного предиеловия, об’явняющег
читателям цель помещения в нем стаей
иностранных авторов и разоблачающего на-
глую ложь американских фальсификаторов.

Инженер-капитан 2. ранга
‚ А. ГЕНКИН,

так  оформулирвал

>

—

-
bey