Зимняя подготовка

дальномерщиков

Зимою У нае на театре свирепствуют
пурга и сильные морозы. Это, ‘однако,
в мешает нормальной боевой подготовке
корабельных специалистов, в частности —
дальномерщиков. Их занятия и тренировки
на кораблях подразделения ироходят систе-
матически, так же как и летом. Под руко-
BOICTBOM старшины дальномерщики трени-
руются в измерений расстояний до непод-
вижных и подвижных целей, причем дела-
ют это в любое время суток и при любой
погоде, если, конечно, позволяет. видимость.

В начале зимы такие занятия у нас про-
ходили в самых простейших условиях. Сей-
час мы добились TOTO, что все наши даль-
номерщики умеют работать у приборов, не-
смотря на мороз и ветер. Во время трениро-
вок все определенные расстояния заносятся
в специально завеленную на каждото даль-
номерщика тетрадь. эти тетражи системати-
чески проверяются артиллеристами кораб-
лей, которые вносят в них свои замечания
00 обнаруженных ‘во время учебы недостат-
ках в работе того или иного матроса.

Как правило, дальномершщики нашего под-
разделения занимаются` непосредстренно у
материальной части, Такие занятия прово-
дятея по плану-конспекту или плану-часо-
BURY, которые составляются старшинами под
руководством артиллериста подразделения.
Он предварительно инструктирует старшин
и не реже одного раза в Месяц лично прово-
дит показательные занятия на боевых по-
стах;

Особенно много внимания уделяют полго- р

товке дальномерщиков капитан 3 ранга Па-.
леха и капитан-лейтенант Гусев. Эти ар-
тиллеристы сумели так поставить дело обу-
чения дальномерптиков, что никакие у6310-
вия погоды не отражаются на босвой подго-
товке матросов и старикин, i
Как известно, для тот чтобы стать
подлинным «хозяином меткости», дально-
мершику необходимо хоропто знать прибор и
обладать острым, натренированным зрением.
Вее эти качества приобретаются не сразу, &
`в процессе длительных занятий и трениро-.
вок. Молодые матросы прежде всего должны
научиться производить выверку дальномера
по своим глазам. С этого обычно и начинает
старшина, или проводящий занятия офицет.
Затем оп’ наводит прибор на цель и прика-
зывает молодому специалисту взять рас-
стояние. После этого руководятель махович-
ком сбивает ромбик ¢ цели и вновь похводит
ето от себя на избранный предмет. Дально-
мерщик смотрит в дальномер и докладывает
руководителю «момент начала совмещения
ромбика с целью» и «момент сползания
ромбика с цели». В это время старшина

Основной метод—самостоятельная учеба”

Офицерская подготовка

С началом зимнего периода офицерская
учеба в штабе Н-ского подразделения при-
Hala широкий размах. Основной метод
учебы-—самостоятельная подготовка. Каж-
дый офицер получает индивидуальное за-
дание с учетом времени, необходимого для
освоёния той или друтой темы. Выполняе-
мая работа проверяется непосредственным
начальником или начальником штаба. Если
офицер добросовестно исполнил задание, ему
предоставляется возможность сделать док-
лад для офицеров штаба или на кораблях.

Недавно капитан 3 ранга Никитин pas-
работал такую тему — «Развитие гидро-
акустических средств в Военно-Мороком
Флоте». 0 качестве его работы товорит хотя
бы тот факт, чю при подготовке ее Ники-
Тин тщательно изучил имеющуюся литера-
туру по этому вопросу. На лекции, которую
ему поручили провести, он обстоятельно из-
дожил развитие гидроакустических средств.
на флоте, подверг критике недостатки гидро-
акустической техники в иностранных фло-
тах, убедительно показал преимущества на-
шей техники и успехи советских ученых в
этой области.

Из примера видно, ‘что работа, которую
выполнил капитан 3 ранга Никитин, при-
несла пользу не ‘TouM. ему, но и другим
eee:

ИЛИ офицер отмечает в двух параллельных
графиках отечеты расстояний. Так повто-
ряется несколько раз, после чего в обоих
зафикоированных ‘столбцах. руководитель
нахолит среднее из расотояний, разность
между которыми дает так называемую «по-
лосу неуверенности».

На занятиях дальномерщиков у нае прах-
тикуются также определения постоянной
ошибки измерения дистанции © неподвиж-
вого корабля до неподвижного предмета.
Делается это следующим порядком: pyRO-
водитель избирает ярко освешенный с рез-
кими очертаниями граней предмет, до ко-.
торого у штурманокой части есть расетоя-
ние, определенное по карте. Это расстояние
переводится в кабельтовы и записывается.
Затем руководитель сажает подчиненных 10.
очереди за дальномер и требует. произвести
несколько измерений расстояний до пред-
мета. По ним находится среднее расстояние,
воторое сравниваются с расстоянием по кар-
те. Полученная разность дает постоянную
ошибку. ‘

Молодые дальномершиви приучаются таЕ-
же брать расстояние до цели способом так
называемого половинения. Назначенный ма-
трос наводит дальномер, на цель и «гонит»
ромбик от себя через изображение цели до.
тех пор, пока ве. будет замечено. расхожде-
ние. ромбика ¢ целью. Потом дальномертиик
«гонит» ромбк обратно вебе, через изобра-
жение цели до момента, пока опять COBME-
отит его ‘с целью по другую сторону. Далее,
ромбик возвращается на середину n300pa-
жения цели, и в тот же момент отмечается.
измеренное расстояние.

Отдельной темой занятий является», при-.
тотовление дальномера в работе. Затем
молодые
вильным приемам выверки, которая и
дится по выюоте и дальности.

Только после TOTO, Kak Ha занятиях my.
чены все эти темы, руководитель позволяет
дальномерттикамх ‘проделать несколько ©е-.
рий самостоятельных измерений. По ним он
сулит о том, насколько хорото молодые‘ мат-
росы усвоили правильные приемы обелужи-
вания и экоплоатации и В ЗУНих
условиях.

В заключение мне хочется еще раз под-

черкнуть, что такая учеба дальномерщиков.

только, тотда может дать желаемые фрезуль-
таты, когда командир второй боевой части
систематически 66 контролирует и сам про-
ВОДИТ 1 показательные занятия, как это ‘у Bae
делают офицеры Палеха, Гусев и другие
артиллеристы.

Капитан 2 ранга п. сопко.

штабных специалистов

Индивидуальные задания, которые пору-
чаются офицерам © последующей проверкой
выполнения и постановкой по разработан-.
ным вопросам докладов и лекций, являются,
как нам кажется, одним из лучших методов

подготовки офицеров штаба. Конечно, этим

нельзя ограничиваться. Нужно применять
также оправдавшие себя формы ‘учебы:

трупшповое упражнение, командно-штабные  .

учения. Они развивают навыки, онособы и.
методы боевого управления, вырабатываюг.
оперативное чутье у офицера.

В изучении своей специальности офипе-
рам этого штаба оказало хорошую услугу
также составление методических пособий.
для подготовки старшин и матросов в новом
учебном году. Каждый офицер, разрабатывая
то или иное пособие, тщательно изучал по.
этому вопросу соответствующую литературу,
и наставления, а также использовал свой
боевой опыт. В результате методические по-
собия были выполнены хорошо. .

Броме указанных форм учебы, в urate,
часто проводятся совещания, на KOTOPHX 00-
суждается состояние. боевой подготовки: в
подразделении, намечаются меры по оказа-
нию помощи отлельным кораблям в органи-
зации боевой учебы.

_Напитан и, котов

дальномерщики обучахтся‘ пра-

К

Делегация московских

комсомольцев
на Северном флоте

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 13 января. (По теле-
графу). Вчера на флот прибыла, делегация
московских комсомольцев, .
секретарем Сталинского райкома ВЛКСМ
т. Харазовым. С делегацией приехала бригз-
да артистов Московокой государственной
филармонии и эстрады. В соетаве делега-
ции — представители предприятий и орга-
низаций города Москвы и Московокой 06-

ласти: о Егорьевекого райкома ком-
‘сомола Герой ` Советского Союза’ Радугин,

колхозница Из. Кюммунистического района

`Долинина, секретарь комсомольской ортани-
защии Министерства путей сообщения Пет:  .

ров, секретарь комсомольской организалии
сельокохозяйственной академии имени Тя-
мирязева Устименко, отудент литературного
института имени Торького Кобзев, член
Международной федерации молодежи Ольга
Чечеткина, лауреат Е KOH-
курсов ‘музыкантов-исполнителей  Bopuc

мать прославленного североморца дважды
Тероя Советского Союза Бориса Сафонова —
Фекла Терентьевиа.

мптета комоомола и подарки для моряков
Северного флота.

`Делетаты побывают на и и в ча-
ersx флота. Они расскажут североморцам о

`самоотверженном труде москвичей, усотешию

выиюлняющих план сталинской пятилетки,
ознакомятся с жизнью и бытом меряков.

Бригада артистов Московской gezap yor
и эстрады выступит с концертами. ›

ны ‘подразделения.
катеров

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 13 января. (По те-
леграфу). Прошедший учебный Toy для
Н-екого ‘подразделения был полон. напря-
женной работы по. совершенствованию бое-
вого мастерства. Участник замечательных
боевых. операций. североморских катерни-
ков в годы Отечественной войны, старший
лейтенант Быков передавал морякам свой
богатый боевой опыт. В результате на-
стойчивой работы подразделение вышло’
на первое место в соединении по боевой a

политической ‘подтотовке.

Замечательных успехов в “учеба хобился
экипаж катера лейтенанта Смолева., Моло-
дой офицер сумел сплотить коллектив He-
большого корабля, направить все его уси-
лия на’ решение задач боевой и политиче-
ской подготовки. Лейтенант Смолев лич-
ным примером воодушевяял подчиневных.
Непрерывная  пелеустремленная учеба 1поз-
волила экипажу занять в передовом под-.
разделении первое место. Отмечая в при-
Kase успехи молодого офицера  Смолева,
командир соединения премировал ero. На-
траждены и получили благодарность многие
матросы и старшины катера. _

ие,

‚  20беда

ОДЕССА, 13 января. (По телеграфу), Хо-
рошей славой пользуется” на Черном море
Одесский судоремонтный завод. Здесь нанили
широкое применение новаторские методы в
одном из труднейших видов производетва —
оперативном ремонте судов.

В 1947 тоду впервые в системе Мини-

IM скоростные методы ремонта кораблей. ,

Сроки стоянок ремонтирующихся вораб-
лей уменьшилиеь в несколько раз.

Б январю 1948 года. переловики за-
вода пришли с огромной трудовой ‘побе-

Ou: 39 стахановцев завершили свой пяти-

летние seo

возглавляемая

Гольдштейн, С делегацией приехала ‘также.

Шефы привезли знамя Моетовокого Ко-

CTEPCTBA MODCHOTO флота на заводе примени-.

‚время eee ae

Тихоокеанский флот. Celene! выполняют задания на ремонте кораблей комму-

14 января 1948 г., среда, №

нисты -ских мастерских главный старшина М. Алимов, старшины А. Иванов
и И. Вахмистров. ‘Через их руки проходят механизмы, требующие особой точности

в работе. Командование части не раз отмечало их.

На снимке: инженер-капитан-

лейтенант Н. Коваленко ‘проверяет, работу бригадира механического цеха. главного
‘старшины’ М. Алимова, и: 2 статьи А. Иванов и старшина 1 статьи

MM. Hanae rors

Wits ; - Фото А. Лубенко.

В. одном ‘соединении

ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН

В Н-ском соединении кораблей под-

готовлен к открытию первый на, Черно-
морском флоте зимний плавалельный бас-
сейн.

„Мы заходим B небольшое. двухэтажное
здание. Справа —— раздевалка, слева —
душевые комнаты; лестница’ ведет ил, вто-
рой этаж, ‘Здесь установлены скамьи для
зрителей. Прямо перед нами бассейн. Его
длина — семнадцать метров, ширина —
восемь, глубина -— два метра. Любители
водного ‘спорта получат“ возможность   10о-
водить здесь тренировки по плаванию в
любое время гола. Кубатура бассейна, поз-
воляет также организовать игры в водное
поло м прыжкл © трамплина.

Ковш бассейна изготовлен из железа,
листы которого: сварены между собой. Кови
залюлнится морской водой. На его дно про-
ведены ‘трубы и патрубки. С. их помощью,
в короткое время воды ‘будет нагреваться
до нужной темпералуры, Бассейн. сооружен
силами личного состава соединения, Руко-
водил строительством, Герой Советского.
Союза ‘капитан-лейтенант Рогачевский,

Через несколько дней в новом бассейне
состоятся первые заплывы черноморцев.

... ВОССТАНОВЛЕН
МАТРОССКИЙ КЛУБ

Много лет тому назад в соединении был
построен прекрасный клуб. Во время вой-
ны немецко-фатистские захватчики ‘фаз-
рупии ‘ето.

Два месяца назад по инициативе коман-
дира соединения моряки начали своими
силами восстанавливать разрушенное зла-
ние. Начальником строительства был наз-
начен капитан-лейтенант Костырко. Боц-
ман катера Шипилевич выполнял плотниц-
кие работы, главный старшина Шивороков
возглавил бригаду штукатуров. Berope
здание было полностью восстановлено. Ин-
женер-капитан 3 ранта Папажин вместе со
своими  специалиетами электрифицировал
зрительный зал, ецену и другие помеще-
Инженер-катитан 3. ранга Еремин a--
рисовал для клуба картины, отображаю-
щие моменты боев кораблей соелинения во
Старшина

1. статьи Волков nanuead лозунги и плакал.
ты, старшина 1 статьи. Апреляков и матрос
Макаренко смонтировали радиоузел и кино-

аппаратуру. Жены офицеров сшили зана-

весви и портьеры. .

Теперь клуб восстановлен, Ето зритель-
ный зал вмещает четыреста человек. 050-
рулованы читальный вал’ и библиотека.
Есть помещение для работы кружков само-
деятельноети, комнаты для актеров, пре-
красная сцена. На сцене. клуба уже высту-
пал ансамбль песни и пляски. Черномор-
ского флота, флотский театр показывал
свои спектакли.

Сейчас при клубе, Hayat работать драма-
тический кружок, хоровой и танцовальный

воллективы, кружок текущей политики.

Каждый день здесь можно видеть много
матросов, старттин и офицеров. Они прихо-
дят сюда за книгами, ‘посмотреть новую
картину, послушать лекцию,

ДОКЛАДЫ И ЛЕКЦИЙ

ичный состав соединения проявляет
большой интерес. к международному: поло-
жению и внутренней жизни страны, к, но-
востям техники, искусства, литературы,

‘  Лолитотдел соединения ортанизовал цикл

лекций и докладов на’ эти темы. В частях
и соединениях прочитаны лекции:
тия  ФЛенина-—Сталина — организалор и
вдохновитель наших побед», «0. нацио-
нальной гордости советского нарола», «Ок-
тябрьская революция и тактака  русеких
коммунистов». Герой. Советского Союза ка-
питан 3 ранта Вудерский сделал для моло-
дых матросов доклад о ‘боевом пути. соедиз
нения во время Отечественной войны. Лек-
цию 0 советской литературе прочла, лектор.
т. Шульпина. Шючитан ряд лекций и док-
ладов по ‘международному положению.

Жтда проходили собрания и беседы на
тему «За что мы любим свою Родину», в
соетинении был организован просмотр до-
кументальных фильмов, показывающих
успехи промышленности, транспорта и
сельского хозяйства страны.

К лекциям. готовятоя специальные © BEI

ставки и витрины.

Черноморский флот, 13 января. (По’теле-
графу от корр. «Красного Флота»).

«Цар:

11 (2805)

Литературные вечера

КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ $10.
ТИЛИЯ, 13 января; (По телеграфу). По
инициативе комсомольских ортанизадий на

многих кораблях и в частях флотилии 1ре-`
тулярно проводятся литературные вечера. В’

части, где секретарем! бюро’ ВЛЕСМ матрос
Гримашевич, на-днях был проведен лите-
ратурный вечер, посвященный жизни и
творчеству. великого. русского писателя
Максима Горького. С докладом о жизни п
творчестве писателя выступил  матрю
Скворцов.

Часто организуются литературные. вече-
pa в Н-ском гвардейском подразделении
бронекатеров. Активную проиатанду книг

ведут гвардии старитий матрос Люцедар-.

ский и гвардии главный старшина Наточ
вицын. В подразделении катерных трайь-
щиков, где секретарем комсомольской opra-
низации младитий лейтенант Вуров, комсо-
MOIBUBI TOTOBAT два литературных вечера.
Первый из них посвящен творчеству, В. Ма-
яковекото, второй — В, Г. Белинекому. В
вечеру, посвященному В. Маяковокому, биб-
лиотека подразделения организует специ“
альную выставку книг 0 жизни и творче-
стве поэта.

ик

Шахматно-шашечные
турниры

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 13 января. (По
телеграфу от норр. «Нрасного Флота»). За
последние месяцы в Н-ской части проведе-

но пять шахматно-шадпечных турниров. 0

каждым разом. чиело их ‘участников в03-
растает. В последнем турнире приняли
участие 19 человек. Победителем вышел
майор Розенфельд. .
` По: следам выступлений
«Красного Флота»

«Общая лоция внутренних
водных путей»

В газете. «Красный Флот» № 304 от
27 декабря 1947 г. была опубликована pe-
цензия капитан-лейтенанта Н. Горшкова, на
мою книгу «Общая лоция внутренних воды
ных путей». В евоей рецензии автор вы-
сказал ценные замечания и пожелания,
имеющие целью повысить качество. учеб-
Ника.

В настоящее время я Занят срочной под
готовкой второго издания книги этого же
названия, Все замечания тов. Н. Горшкова
наряду ев пожеланиями других рецензентов
принимаю с благодарностью и сделаю все
возможное, чтобы отразить в учебнике опыт
военных моряков речных флотилий.

Инженер И. ПОПКОВ.

0б илейном уровне политических ‘занятий

В Н-ском соединении за истекший год
проделана значительная работа по. наведе-
нию порядка в организации политических
занятий с матросами и старшинами. Поли-
тические занятия проводятся строго в уста-
новленные дни и часы, им больше стали
уделять внимания командиры кораблей и
частей. В соединении нашли возможным
отвести дополнительные часы для повторных
занятий по темам, которые слабо усвоили
матросы и старшины,

На кораблях подобраны кадры руководи-
телей политзанятий, в большинстве способ-
ных выполнять эту ответственную и важ-
ную обязанность. =

Заслуживает внимания опыт проведения
однодневных сборов руководителей полит-:
занятий. Такие сборы устраиваются один
раз в месяц. На них читаются лекции,
доклады, обсуждаются вопросы методики,
организуетея обмен опытом руководителей
политзанятий.

Например, в соединении, тде политра-
ботником т, Вишневекий, обсудили, как про-
водить политические занятия, ознакомилиеь
с опытом лучших руководителей политзаня-
тий, прослушали лекции на темы: «Вели-
кое содружество Ленина. и Сталина», «Раз-
витие демократии в странах Юго-Восточной
Европы», «Доклад товарища Молотова
«Тридцатилетие Великой Октябрьской социа-
листической революции». Участники сбора
ознакомились е международным положени-
ем. В дальнейшем на этих сборах намечено
прослушать лекции по каждой главе «Врат-
кого курса истории ВЕП(б)».

Имеется уже немало руководителей по-
литзачятий, которые блатодаря системати-
ческой работе над повышением своего
пдейно-политического уровня и овладению
метоликой проведения занятий стали вва-
лифицированными пропатандиетами. Заня-
тия в группах, которыми они руководят,
проводятся на высоком идейном уровне,
отличаются активностью матросов и стар-
шин. В числу таких можно отнести группу,
которой руководит капитан-лейтенант Симо-
ненко,

Олнако следует со всей резкостью под-
черкнуть, что на ряде кораблей воединения,
тде политработником т, Воспитанный,
плохо обстоит дело с идейным. содержанием
политических занятий. Возьмем, к примеру.

политическое занятие в одной из групи ко-\

рабля, где ло недавнего времени заместите-
лем командира по политчаети был стариыий
лейтенант Петранюк. Занятием руководил
старшина 2 статьи Едовин. Ему предетояло
провести итоговую беседу по разделу «Вели-
кая Отечественная война Советского Союза».
Вазалось бы, на руках у руководителя дол-
жен быть перечень вопросов, которые он со-
бирается поставить перед слушателями, об-
сужденный на занятии семинара и утверж-
денный заместителем командира корабля. по
политической части. Но у т. Едовина ничего
подобного не было. Приступая к занятию, он
даже не наметил для себя плана, по; которо-
му будет веети беседу, не наметил, в какой
последовательности будет ставить вопросы,

В результате беседа проводилась «без ру-
ля и без ветрил». Руководитель открывал
одну из страниц лежавшей перед. ним книги
и спрашивал 0 том, что сказано, на этой
странице. Вопросы часто ставились непра-
Вильно, односложно и неясно. Естественно,
что многие слушатели затруднялись на. них
отвечать. Нередко ответы давались неполно,
неправильно, а руководитель занятий не
дополняя слушателей; не поправлял их.

Политическое занятие, ‘о котором. идет
речь, пропию на низком идейном уровне, Без
преувеличения Можно сказать: напрасно
было потрачено дорогое время.

Старшина 2 статьи Едовин числится по-
мощником руководителя политзанятий, но,
так как руководителя нет, занятие поручи-
ли проводить ему, хотя он к этому явно не
был подготовлен.

А вот друтая группа, где руководителем
опытный и вполне подготовленный офи-

цер — капитан 3 ранга Резнихов. Но и в

этой групие слушатели, как показала про-
верка, не имеют твердых знаний по темам,
уже изученным на политзанятиях. В чем

же причина столь неприглялной Ratu Bl?

Оказывается, из 14 политических занятий,

состоявшихея за последние 4 месяца, br mp0
водил He сам руководитель, а его помощ-
ник -— старшина 2, статьи Кириченко. 38-
HATHA на протяжении длительного времени.
‘велись на невысоком уровне, а выправить

положение т, Резникову за последние шесть.

занятий, кав видно, не удалось,

Можно привести еще один пример несерь- .

езнопо отношения к политзанятиям. В мар-

те 1947 года на корабль Н. прибыл матрос’

Таздецкий. Векоре ето’ назначили. помощни-
KOM руководителя полатзанятий, но ввиду
того, что руководитель выбыл, в. течение
пяти последних месяцев Газдецкий факти-

чески‘ является руководителем политзаня-/

тий. Таким образом, здесь грубо: нарушена
директива Главного политического управле-
ния, в которой указывается, что помощни-
ками руководителей политических занятий
могут быть сержанты и старшины,

—-

один из‹ярких примеров беспечного отноше

ния к воспитанию старшин и матросов.

Вак видим, первой причиной низкого
идейного содержания политзанятий на ряде
кораблей яваяются; слабый состав руково-
дителей занятий и перекладывание фувк-
ций руководителей из их помощников, кото-
рые не обладают еще необходимыми полити-
т знаниями, Me HOALOTOB-
кой.

В ряде мест вое еше. нет лолажной заботы
о повышении теоретической и методической
подготовки руководителей политических 38-
нятий, Семинарские занятия. чает превра-
щаются в поверхностный инструктаж и не
оказывают необходимой помощи руководи-
телям, политзанятий, Нередко ‘товарищи,

проводящие политические занятия,   неудов-.

летворительно. готовятся к ним, 8 полит-
работники ве осуществляют контроля за
самостоятельной подготовкой руководителей,
0 том, как готовятся. к. политзанятиям не-
которые руководители, можно судить по
рассказу: того же. Газдецкого.

— У нас нет, — говорит он, — отдель-
ного помещения для самостоятельной рабо-
ты над материалами. Приходится готовиться
в кубрике ночью, когла спят матросы, По

:] опубликована большая статья капитана Му-

теме «Флоты и флотилии в Великой Отече-
ственной войне» учебными пособиями меня
‘не обеспечили, на семинаре я не был,
пришлось занятие проводить по’ конспекту
товарища. С июля в моей групие изучено
12 тем, а на семинареких занятиях я при-
сутетвовал линь потрем из них, по друтим
трем темам получил некоторую консульта-
цию заместителя командира по политчасти,
а! остальные шесть проводил самостоятельно,
без чьей-либо помои.

В этим словам т. Газдецкого нужно доба-
ВИТЬ, что он не только не читал, но даже и
в глаза не видел брошюры «Как проводить
политические занятия» -— этого основного
пособия по методике, не имеет он ‘и про-
‘граммы политзанятий.

После вебго этого шетрудно представить
себе, каково содержание политических за-
нятий, проводимых т, Газдецким.

Известно, ‘что тлавной формой подготовки
руководителей к проведению политических
занятий является их самостоятельная работа,
над. собой; Вместе‘ с тем основной формой
организованной помощи руководителям. по-
литических занятий являются. семинары.
Юни призваны помогать руководителям в их
подготовке к очередной теме как по содер-
жанию, так и по методике. Но, к сожале-
нию, семинарские занятия зачастую не вы-
полняют этой своей роли.

— На нашем корабле, — рассказывает
руководитель политзанятий капитан 3 ран-
та Резников,— семинарские занятия скорее
походят на инструктивные совещания, про-
водящиеея «на-коротке». Иногда’ руководи-
не семинара берет газетную статью и вею

ве «цитирует». Бывает, что докладчики Ha
семинарах, например, лейтенант Maxapues,
Из-за плохой подготовки допускают тов
ошибки.

Плохую помощь руководителям политиче-
ских занятий оказывает и флотекая газета.

Ha. ee страницах материалы о политзанятиях.

появляются крайне редко. Допускаются и
ошибки. Так, на страницах газеты была

кусева «По поводу одного семинара руково-
дителей  политичееких занятий». В этой
статье неправильно трактуется методика
проведения семинара,

Судя по, статье капитана Мукусева,
доклад и обсуждение его как по, содержа-
нию, тах. и по методике проясходят на од-
Ном и том же семинарском занятии. Такая

TOMY, что руководители политзанятий без
самостоятельной подготовки по теме «об-
суждают» содержание и методику занятия,
что ведет к снижению его идейного уровня
‚и непродуманности методики занятия,

На самом же деле работа. семинара лолж-
на состоять из двух частей:

1. Обсуждение содержания и методики
предстоящего политического занятия.

2. Доклад руководителя семинара по
последующей теме.

В первой части семинара целесообразно
заслущать сообщение одного—двух руково-
дителей политических занятий о том, как
они намерены освещать ‘узловые вопросы
предстоящего занятия, и затем коллективно
обсудить эти сообщения.

Вторая часть работы семинара посвя-

шается докладу руководителя семинара по
‘последующей теме политических занятий.
‚” Следовательно, на семинаре обсуждаются
содержание и методика по. одной теме, а до-
клад делается по другой, по поеледующей
теме.

В газете читали, в отделе пропаганды и аги-
тации (начальник — подполковник Крылов)
Политуправления флота, но содержащиеся в
ней неверные положения устранены не
были.

В слабой подготовке многих руководитв-
пей политзанятий к очередным темам за-
ключаетея вторая причина недостатков в
содержании и методике политических заня-
THH.

Руководитель политзанятий — пентраль-
ная фигура в деле политического воепита-
ния матросов и старшин. Подбору и работе
с рувоводителями политзанятий надо уде-
лить главное внимание. К сожалению, не-
которые руководители юлиторганов забыли
указание В: И. Ленина о том, что никакой
вонтроль, никакие программы абсолютно не
B состоянии изменить того. направления 3a-
нятий, которое определяется составом лек-
торов;

Руковолитель  политзанятий, чтобы вы-
полнить возложенную на’’него’ ответствен“
ную задачу, должен неустанно работать над
повышением евоих политических и военных

практика проведения семинаров приводит к  знаний, над расширением своего юбщекуль-

турного кругозора и быть хорошо подтотов«
ленным в проведению каждого политическо=
го. занятия. Важнейшая задача политорга“
нов --— всемерно помогать в.этом руководитея
лям политических занятий,

Наконец, одной из серьезных причин низя
кого идейного уровня политических заня-
тий является то, что политорганы мало уде-
ляют внимания самостоятельной подготов-
ке к политзанятиям самих матросов и стар
Шин. Далеко не везде помощники руково-.
дителей политзанятий проводят в чаеы мас-
совой работы беседы и читки с матросами
по предстоящей теме занятий, не оказы-
вают достаточной помощи отетающим по поз
литической подготовке, а также не веегда
проводят занятия с пропустившими очеред

ное политическое ‘занятие, Нередко Osu

тические занятия проводятся отвлеченно,
в отрыве от жизни корабля, части. Вмебто
раз’яснения существа вопроса происходит
зазубривание отдельных формулировок, поч
ложений, что ведеток, формальному и казен=
Юму заучиванию,

Нетериимое положение обнаружено е ис+

Указанную статью до опубликования еб   ПолЬзованием пособий в помощь руководи-

телю политических занятий, ‘издаваемых
Главным политуправлением Вооруженных
Сил СССР. Так, aa: корабле, где заместите-
лем командира по политчасти капитан 3 ран
та Матвеев, большинство ‘учебных пособий
утеряно, учет их отсутствует. Например,
брошюру Трайнина «СССР — страна вели-
кого содружества народов» злевь получили
в количестве 25 экземпляров; а в наличия
оказалось лишь 5 экземпляров, остальные—
неизвестно’ где; Брошюру Михайлова «Про-
оторы и богатства нашей Родины» получи
ли в количестве 50 экземпляров; а в нали-
чии осталось только 5 экземпляров.
Задача политорганов, партийных и ком
сомольских организаций флота состоие в
том, чтобы ренгительно взяться за искоре-
нение недостатков в содержании потитза-
HATUM HW главное внимание сосредоточить 13
повышении их идейного уровня.

Подполновник П. БАЧЕРИКОВ.