14 января 1948 г.
——_— een ae

Отчеты и выборы партийных органов

Усилить воспитательную

„работу

На одном из sare i 6
Я даний партбюро офипе
Мохира спросили, как он работает mee
вышением = CBOeTO  идейно-политического
уровня. Мохир чистосердечно призналея:

— Очень мало, бессистемно, нехватает.

времени...

Эту фразу часто приходилось  слы-
шать членам бюро от коммуниетов. Офицер
Яшенко в течению нескольких месяцев из-за
«недосталка времени» не бывал на марк-
систско-ленинской учебе, офицер Максюта
той же причине по ещал занятия
нерегулярно, коммунисты Меньшиков, Сле-
панов учились плохо. Я

Разговоры об «отеутетвии! времени» —не
Что иное, как птирма, за которую пыталотся
спрятаться нокоторые коммунисты, Вель
не помешала большая служебная затружен-
ность таким коммунистам, как тт. Левуш,
Медведев, Сливинский; много читать, дови-
ваться определенных успехов в марксисты
ско-ленинекой подготовке.

Отчетно-выборное собрание показало, что
в работе партийного бюро воспитание ком-
муниетов не заняло центрального места,

Если обратиться в «етатистике», то по-
лучаются, что вое члены и кандидаты: пар-
тии охвачены теми или иными формами по-
литической учебы. Но «охват» этот в зна-
чительной мере формальный. Бюро и ето
секретарь т. Моисеенко не сумели наладить.
подлинный повеедневный контроль: 3& со-
держанием учебы. Из-за отеутотвия этого
контроля некоторые офицеры «готовилиеь»
к занятиям буквально за час до их начала,
наскоро просматривая ту или иную глазу
вниги или журнальную статью. Немало офи-
церов, пользуясь бесконтрольностью со сто-
роны бюро, вообще манкировало учебой. К
ним, например, относится т. Белокуров. .

Положение с ‘учебой коммуниетов в пати-
организации создалось явно тревожное; По-
нимая 910, бюро произвело соответетвую-
щий «нажим» -— участились вызовы ком-
мунистов на’ заседания  бюро, чаще ‘стали

у

среда, № 11 (2805)

*

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ЕН

разоблачить. буржуазную

«владения морем»

среди коммунистов.

>

От корреспондента
«Красного Флота»
>

ставиться вопросы идейного воспитания на
партийных собраниях. Но беда в том, что
‚руководители парторганизации, как, впро-
чем, и работники политотдела, . ограничи-
вались утовариванием коммуниетов, что да-
weno He на всех действовало. Репгительных
Жо партийных мер к тем, кто пренебрежи-
тельно OTHOCIMICH к политучебе, не при-
нималось.

— Рука не поднималась; — говорит т.
Моисеенко. : Rae
Критике на собраниях подвергались чаще
всего рядовые коммунисты, тогда как чле-
ны партий с более высоким служебных
положением критиковалиеь робко. Это сни-
жало активность коммунистов. В частных
беседах они мното толковали о недостатках
идейного воспитания; а на собраниях пред-
почитали отмалчиваться. Коммунисты тт.
Ященко и Калинин чрезвычайно редко бра-
ли слово, кандидат партии т. Сухиничев
вообще ни разу ке выступил на собрании.

Надо сказать, что ‘и сами члены партбю-
ро не показывали примера в овладении тео-
рией большевизма, особенно офицер Зень-
кович, упорно избетгавший политической
‘учебы. Е

Когда советекий офицер, к тому же ком-
мунист, перестает заботиться о своем идей-
ном росте, ему грозит опасность превратить-
ся в делягу. Если бы общий уровень илео-

‚выше, конечно, не могли бы иметь место
и серьезные оттибки, допущенные коммуни-
стами Белокуровым и Меньшиковым,

К чести большинства коммунистов пита-
ба и политотдела, следует отметить, что они
своевременно поняли, какими недостатвами

‘логической работы в парторганизации был  .

страдает работа парторганизации. В прени-

ях по докладу т. Моисеенко на отчетно-вы-
борном партайном собрании коммунисты
резко критиковали елабую деятельность 0-
ро в области идейно-политического воспи-
тания членов и кандидатов нартии. Передо-
вые офицеры Левуш, Медведев, Бабенко г0-
ворили, что успехи в боевой и политиче-
ской подготовке личного состава кораблей
‘были бы значительно выше, если бы бюро
парторганизации более энергично и настой-
чиво боролось за организацию  воспитатель-
‘ной работы, они

Коммуниот т. Чернышев на собранил
заявил:

— Or ‘уровня  маркеистоко-ленинской
учебы зависит в конечном счете и состояние
политической подготовки личного состава
кораблей. Некоторые офицеры, не расширяь
`евоего идейного` кругозора, проходят мимо
`весъма существенных недостатков.

Содержательным было. выступление
т. Горшкова:

— Без глубокого марксистского понима-
ния законов развития общества, без тща-
тельного’ изучения. принцитюв сталинекой
военной науки нельзя разгромить противни-
ка на идеологическом фронте, рассеять ту-
ман ложных военных доктрин таких буржу-
азных теоретиков, как Влаузевиц, Мохен,
`Коломб. Только сочетая отличное знание
специальности © высокой идейностью, мы
сумеем поднять еще выше боевую выучку
личного еостава. Новому составу бюро
нужно будет ликвидировать «сезонность» в
„политическом воспитании, добиться четкой

оргализации учебы: ‘:
В прениях по-отчетному докладу выоту-
tuto 13 человек, Отчетно-выборное пар-
‚тийное собрание обязало партбюро резко
усилить заботу.об идейном воспитании чле-
нов и кандидатов партии,

Капитан Ю, КОНСВАЛОВ.
‚ Черноморский флот,

Надежная опора командира.

Офицер Васильев, внимательно слушая

выступление коммунистов на’ отчетно-вы-

борном партийном ©обрании, припомнил
первую свою встречу е экипажем корабля,
которая была год тому назах. Принимая тог-
да командование кораблем, т. Васильев’ 00-
наружил много нелостатков. В’ кубриках и

на боевых постах были непорядки, внетиний

ЗИД Матросов и старигин оставлял желать
лучшего, свои специальности они знали сла-
бо. Командир задумался: «В чем причина
всето этого?». И когда он поговорил с моря-
ками, то убедился, что многие из них, видя
низкую требовательность ‘CO стороны елу-
живших здесь раньше офицеров,. перестали
замечать свои недостатки. i a

Незавидной репутацией пользовался ко-
рабль на флоте. Командир решил навести
образцовый порядок. Для этого. требовалось
прежде всего всемерно повысить от-
ветотвенности экипажа’ за порученное ему
дело. Офицер Васильев обратился ва по-
мощью к коммунистам. На первом же пар-
тийном собрании он сказал им: _

— Надо поднять репутацию корабля. Ре-
шение этой задачи зависит в первую оче-
редь от нас. и

Горячо обсуждая причины отставания
корабля, коммунисты приняли в то время
решение, направленное на оказание“ дей-
ственной помощи командиру. в устранении
имевшихоя недостатков. с

После собрания вся деятельность партий-
ной ортанизажии была подчинена задачам
укрепления воинской дисциплины, повыше-
ния боевой выучки. Члены партии раз’ясни-
ли личному составу требования командира.
Коммунисты — офицеры и старшины —
усилили воспитательную работу в боевых
частях, улучшили. обучение . матросов. По-
стоянно общаясь с матросами, OHH ‘возбуж-
али у них стремление сделать свой корабль
передовым. в соединении.

>
От корреспондента
«Красного Флота»
-

‚ ‚.Вюрабль становился в док. Сроки окон-
чания ремонта были запланированы такие,
при которых боевая подготовка отолвигалась
ча глубокую осень. Командир поговорил ©
секретарем партийной организации мичма-
ном Рябченко: Было созвано партийное со-
брание. Обсуждая вопрос об. ускорении ре-
MOHTS, коммунисты предложили провести
главную часть заводских работ силами ко-

рабля. Эта инициатива встретила поддерж-.

KY 0 стороны всего экипажа. И вскоре пол-
ным ходом развернулся ремонт. Каждое ва-
дание моряки выполняли быстро и хоропю,
отдавая на его выполнение все свое время,
отказываясь от вечернего отдыха. Пример
всему личному составу показывал мичман
Рябченко. Возглавляя команду трюмных, он
умело организовал труд подчиненных. На
быстройшее завершение доковых работ бы-

ла мобилизована и комсомольская организа-.

ция. Многие комсомольцы показали ©ебя
неутомимыми тружениками. Вся партийно-
политическая работа ‘на сулоремонте прово-
дилась под лозунтом: «Мы любим свой ко-
рабль. Не пожалеем сил, чтобы скорее под-
нять вымлпел!».

В результате экипаж добился замечатель-
ных успехов — корабль вышел из ремонта
на месяц раньше срока. Началась боевая
учеба, За короткий период была отработана
организация службы, сданы задачи по 606-
вой подтотовке. В результате общих усилий
корабль завоевал на флоте добрую славу.

Но коммунисты не успокаиваются на до-
стигнутом. Обоуждая на отчетно-выборном
партийном собрании доклад секретаря парт-
бюро, они вскрывали имеющиеся недочеты,

— На корабле много молодежи, — гово-
‘рил етаритина, Васильев. — Однако ‘нале ру-

ководетво комсомольской организацией недо-

статочно. Нельзя ограничиватьея только по-
‘сещениеле комсомольских собраний. Надо изо
дня в день прививать молодым морякам лю-
бовь в своей Родине, воспитывать из них
умелых специалистов своего дела, доби-
ваться соблюдения ими требований воин-
ских уставов. ;
— ‘Большую пользу принесло бы коман-

дирам отделений ознакомление © работой.

‘старшин других кораблей, — заявил мичман
Иванов.—= Но такого обмена опытом, в ©0-
‘ калениш, нет. Отарикинежолгу составу’ пар-

тийная организация До сих пор уделяет.

еще мало внимания.
Старшина Wissen, касаясь идейно-поли-
тической работы, отметил:

ae

— Для самостоятельной учебы у нае.
не создано условий. Например, библиотека

не имеет необходимой литературы. 0’ само-

стоятельно изучающих маркоистеко-ленин-.

скую теорию  политотдел не проявляет

—- Я занимаюсь в кружке по изучению

потории партии,-— добавил, к этому вы-

ступлению кандидат партии т. Байбаков—
Но часто в часы занятий кружка назначалют-

ся дополнительные ‘занятия, по епециально-
сти. Из-за этого я пропустил несколько

лекций и семинаров. А наверстать потерян-.

ное мне очень трудно.
Активно, по-деловому” прошло отчетно-

выборное собрание партийной организации.
этого корабля. В прениях выютущили, вое
коммунисты, Признав работу  сокретаря
уловлетворительной, они’вновь избрали мич-
мана. Рябченко секретарем корабельной па-

тийной организации. о‘
Капитан М. ЖОХОВ.

Балтийский флот.

Старейший военно-морской. госпиталь.

Более 230 ‘лет существует! оспованный
еще Петром Г старейший в России Жрон-
штадтский военно-морской госпиталь. За 0с0-
бые заслуги перед Родиной госпиталь натра-
жден орденом Ленина,

При Кроншиадтеком госпитале находится
военно-морская медицинская библиотека —
одна из лучших в мире. Более 300 тысяч
книг, монографий и диссертаций морских
врачей имеется в этом старейшем госпиталь-
HOM книгохранилище,

Госпиталь имеет хорошую,   по-современ-
ному оборудованную санитарно-эпидемиоло-
гическую лабораторию. В период Великой
(течественной войны, в дни тяжелой бло-
кады, в лаборатории было произведено
большое количество различных медицинских
и тигиенических анализов. Работники
лаборатории следили за состоянием здо-
ровья личного состава кораблей и войск,
действовавтих на берегу. Вюгда во время
блокады появились первые признаки пын-
ти, лаборатория развернула широкое про-
пзродетво настоя хвои, бывшего в тех усло-
Виях единственно доступным витаминоноси-
телем. А когда из-за недостатка топлива
перестали работать бани, здесь, в. стенах
госпиталя, был организован мощный сани-
тарный протуокник ¢ дезинфекционными
камерами большой пропускной способности.

Спутники войн —— тифы и дизентерия, Co-
рудники лаборатории во время войны вели
внимательнейшее наблюдение за всеми по-
дозрительными случаями, произвели очень
больпое число исследований. И не случайно
в Врониталте во время Отечественной вой-
ны не было массовых заболеваний инфек-
циониыми болезнями, в частности тифами.

Однако Кронштадтский военно-морской
тослиталь известен не только своим герои-
ческих прошлым, но еще более славным

настоящим. Огромные богатетва его библио-
теки и лаборатории сейчас значительно по-
полнены материалами, подробно и всесто-
ронне: освещающими богатый опыт Великой

Отечественной войны. Врачи базы стала-

тельно изучают и обобщают ‘боевой опыт,
которым непосредственно руководствуются
в своей повседневной’ деятельности и
вой подготовке.

В госпитале два раза в месяц проводятся

клинические врачебные конференции. На.

них присутетвуют не только известные все-
‘му Кронштадту госпитальные врачи, но и
врачи корабельной службы, начальники ©а-
нитарных служб береговых частей, специа-
листы гражданской поликлиники. На кон-
ференциях‘ заслушиваются доклады, разби-
раютея интересные и поучительные исто-
рии болезней,

Здесь же обсуждаются все проводимые В ба-

зе ‘санитарно-гигиенические мероприятия,
результаты изучения усло-

докладываются :
вий работы корабельных спепиалистов, де-
лаются обзорные
дико-санитарного обеспечения отдельных
боевых операций кораблей.

В госпитале регулярно ‘ проводятся. заня-
тия ‘с фармацевтами. На зачятиях раоотви-
ки медицинского снабжения и аптек изуча-
ют вопросы своей специальности и делятся
своими наблюдениями и опытом. Периодиче-
ской учебой охвачен и фельдшерский состав
кораблей, частей и госпиталя. Kpome того,
при санитарно-впидемиологической лабора-
тории организована специальная учеба вра-
чей-эпидемиологов и гигиевистов, .

Такая игирокая система плановой учебы
п подготовки медицинекого состава, безус-
ловно, не может итти ни в какое Sauer sir
с работой существовавшего когда-то в Врон-
штадте «Общества морских врачей», охва-

бое-

лемонотрируютея больные.

‘сообщения по опыту ме-.

риальные возмажноети, которые предостав-

нейшее развитие медицинской науки. .

учреждения. В госпитале; оснащенном луч-

операционные, ревлтен, физиотерацевтиче-
ское отделение, кабинет лечебной физкуль-
‚туры и клиническая лаборатория, .

В. настоящее время отмечается большая

довательской работе на своем флотеком ма-

тересовался ‘идеей усовершенетвования епа-
салельного капкового бушлата, второй изу-
чает. вопросы. профессиональных заболева-
ний, третий разрабатывает виды рациональ-
ной укладки медико-санитарного имущества
для кораблей различных типов, этот твор-
ческий порыв флотских врачей должен быть
подхвачен нашими центральными научно-
исследовательскими учреждениями, и в пер-
вую очередь Научно-исследовательским ме-
хицинским институтом ВМС. _

CRUX военно-морских врачей большое вни-
мание уделяется вопросам общетактической
подготовки.
° Бипучей творческой жизнью живет Ерон-
питадтокий военно-морской госпиталь,
Кандидат медицинских наук
подполновник медицинской службы
А. КРУПИН,

тывавшего лишь избранный круг флотских
  медиков. Методы учебы наших советеких
врачей, ттирота задач, которые они ставят
перед собой в процессе этой учебы, и мате-

лены правительством, обеспечивают даль-

„Плоды всесторонней в систематической
  учебы ощущаются в повседневной работе
этого образцового на флоте медицинского

ими образцами медицинской техники, к
услугам врачей имеются первоклассные

тяга кронштадтских врачей к научно-иесле-

теризле. Один из корабельных врачей заин-.

В проводимой сейчас учебе кронштадт-

«Нельзя двигаться вперел и двигать впе-
ред науку, —— писал И. В. Сталин в своем
ответе на письмо тов. Разина, — без. того,
чтобы не подвергнуть критическому разбо-
ру устаревигие положения и высказывания
известных авторитетов». и

Одним из таких авторитетов, положения и
высказывания которого’ должны  подверг-

нуться критическому разбору, ибо они и но

сие ‘время находят свое отражение в воённо-
морской‘ литературе, ‘является британский
адмирал Колоуб. :

Но, прежде чем приступить к критичёско-
му разбору трудов Коломба,— несколько слов
9 самом авторе и той социально-экономиче-
ской и политической обстановке, ° которая

‚определяла круг его интересов и характер.
выдвинутых им ‘идей.

op

Коломб родижя в 1831 году, умер в.

1899. году. Начав ево морекую службу в
1846 году, он много плавал, участвовал в
ряде кампаний, а также и в той войне, ко-
торую Англия вместе с другими державами
вела’ против. России в 1853—1856 rr. Ko-

‚.ломб находилея тогда на Балтике

Научно-иселедовательская и литератур-
ная деятельность Коломба началась в семи-
десятых годах. Он выступил в специальных
журналах с рядом статей преимущественно

по вопросам тактики. Приобрел же вн из-

вестность главным: образом. благодаря cBo-
ему капитальному” труду, опубликованному
В 1891 ду под заглавием «Морская
война, ве руководящие принципы и прак-
тика, трактованные исторически». В 1894.
тоду появился его первый русокий перевод.
В 1940 году Военмориздат выпустил в свет
его сокращенное издание.

Попытавшиеь обобщить ‘многовековый
опыт войны на’ море (начиная е ХУГ века

и по семидесятые годы Х[Х века) и утвер-

див в обращении преслозутый термин «гос-
подетво на море» или «владение морем»
(«Сотлазиа о{ Ше зва>), Коломб выступил в

ма, создателя английской военно-морской

доктрины того времени.

Теоретические положения. Коломба про-
истекали из конкретной содиально-экономи-

делялись потребностями тосподствовавших
классов Англии. Исследуя эту обстановку,
надо исходить из ленинской оценки: «Две
крупные отличительные черты империализ-

ва: громадные колониальные владения и мо-
нопольное положение на всемирном рынке».
Англия теряла в те годы свою былую роль
«индустриальной мастерской мира», «ми-
ровой фабрики»; но одновременногвее в боль-
‘шей мере развертывала экспорт капитала и
‘усиливала свою колониальную экспансию.
В стране рос милитаризм,

Отмеченные экономические явления на-
литической жизни отраны. 060б0е внима-
ние английская буржуазия уделяет пробле-
мам внепгненолитическим ‘и имперским.
Широко пропагандируются ‘идеи дальней-

‚шего расширения колониальной империи. В

1883 тоду появляется книга Дж. Р. Силли
под весьма характерным `затоловком —
«Антаийская экспансия»: Эта книга етано-
витея настольной у многих ведущих бур-
жуазных политиков. Англии.

В последней четверти ХЛХ века Англия
‘осуществляет ‘ряд крупных колониальных
захватов. В ленинских «Тетрадях по им-

`берет Траневааль,
Жнир, 1882 г. Англия, берет Египет, 1884 г.
Англия берет Бечуана . (Южная Африка),
1885 г. Англия берет Бирму, 1889 г. 0е-
еиль Родс основал «Нривилегированную ком-
панию Южной Африки», 1891 г.—ультима-
тух Англии португальцам (грабят Африку).
Колониальный грабеж приобрел нтирочайший

нии занимали площадь в 2,5 МЛН. КВ. МИЛЬ
и насчитывали 145,1 млн. человек` нахе-
ления, то в 1899 году площадь’ колоний со-

‘достигало 309 млн. человек,

Неуклонно растет в связи с этим и мор-
ской торговый флот Великобритании. В
1870 году его суммарный тоннаж (считая
лишь суда более 100 тонн). достигал
7.149.000. тоне, в 1890 г.—10.242.000
тонн, составляя около половины всего ми-
ровото тоннажа. Обслуживая внешнюю
торговлю не только Великобритании, но и

щие доходы. Яено, что серьезное нарушение
морских коммуникаций грозило Англии под-
‘линной катастрофой, крахом. политических
и экономических замыслов ‘ее. господетвую-

лоний была важнейшим источником обога-
щения, oe tN he
В 1889 году в Англии принимается ва-
кон о значительном увеличении британеко-

танский военный флот должен превосходить
‘0б’единенный флот двух других наиболее

читаннойдля офицеров

центральных управ-
лений ВМС. у ыы

НАХОДЧИВОСТЬ
ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, -13 января. (По

телеграфу: от корр: «Красного’ Флота»). На
корабле Н. шла погрузка. Когда ящик © тя-

желым грузом был подтянут под’емным кра-

ном кзерху; Матрос, работавший на лебед-
ке, неожиданно поскользнулея и выпустил
из рук рукоятку. Груз камнем устремилея
вниз, на палубу, где находились люди.
Старшина 1 статьл Дубровскай мгновен-
TO подскочил к лебедке и схватил рукоятку,
Груз повис в воздухе.
За проявленную находчивость командир
корабля об’явил старшине благодарность.

‘важное обстоятельство, связанное с суще-

‘ние. Капиталистические матнаты, подви-

сильных ‘морских держав мира.’ Этот прин-.
ции был порожден обострившейся к тому
‘времени борьбой за раздел (а затем и пере-
дел) мира. Развертываетея гонка. вооруже-
ний. Численность личного состава военного
флота Великобритании (без морской пехоты)
‘за двадцать лет (с 1878 г. по 1898г.)
ючти удваивается:

Товоря 06 общественно-политической ат-
мосфере, в которой №оломб ‘создавал свой.
‘труд, следует отметить еще одно’ немало-.

отвованием такой важнейшей отрасли анг-
тийекой промьшиленности, ках судоетрое-’

завитиеся в этой отрасли промышленности,
естественно, всячески поддерживали тео-

рии, в которых обосновывалась” необходи-
мость осуществления грандиозных ворабле-
строительных программ и тем самым обеспе-
‘чивались колоссальные прибыли. Г
И...
Теоретические положения Коломба выра-
жали классовые интересы правящих кругов
Avram. Он исходил из наличия в распоря-
жении господствующих классов Англии са-
‚мого многочисленного тогда в мире военно-
морского флота, который воспитывалея в
духе своего якобы незыблемого превосход-
ства, в духе, выраженном словами англий-
ского тимна: «Нравь, Британия, царствуй
над морями!» 2 ; ;

Что’ касается сухопутных Войск в Ан-
тлии, то они были сравнительно невелики.
и предназначались тлавным ‘образом для.
участая в заморских. колониальных экене-
дитиях. Флот смотрел на армейцев свысока.

качестве теоретика британского империализ-.

ческой обстановки Великобритании и опре-

ма имели место в Англии е половины ХГХ ве-.

ходят соответствующее выражение и в п0-

периализму» отмечается: 1877 г. Англия
1878 г. Англия берет.

; ss eb id Ss eee si a а
: (BT нглийские коло-
размах. Вели в 1860 тоду английские к дал он, He может быть всегда, и, одина-

ставляла уже 9,3 млн. кв. миль, а население

ряда других стран, коммерческий флот при-
носил английским капиталистам огромней-

щих классов, для которых экеплоатация: ко-

го военно-морского флота. В. основу’ этого.
закона. кладется принции, по которому бря-.

Сокращенная стенограмма лекции, про-

Коломб’ резко разделял (и противопоета-
влял) «морскую» ‘и «еухопутную»‘ войны,
«морекую» и «сухопутную» стратегии и
даже ‘«вухопутные» и «морские» нации,
опять-таки выражая положение и интересы
‘английской буржуазии. ‘ }

‚Война на море всегда была частью войны
‚в целом. Разделение единой стратегии на
‚морскую, сухопутную, воздушную несов-
местимо со строго научным определением
‘стратегии, Стратегия едина. Она определяет
общий путь, общее направление военных
действий на суше, ‘на море и в воздухе, на-
мечает общую схему расположения всех
родов вооруженных сил на всех фронтах и
театрах войны,

Воломб. же не только отвергал ‘единство
стратегии и единотво различных родов
войск. Он переоценивал значение военно-
морского флота даже для современной ему

‚Англии, Так; Коломб ставил под сомнение.

целесообразность затрат на создание берего-
вой обороны, Ha содержание гарнизонов и
укреплений, расположенных на территории,
которая доступна нападению 6 моря. По
его мнению, единственно надежной залци-

той такой территории является ‘мощный,

тосподствующий на море, военный флот.
По Коломбу, действия флота, «морская
война» не могут быть подчинены. «еухо-.
путным целям», «сухопутной войне»,

С присущей некоторым его соотечеетвен-.

никам англо-саксонской спесью  Коломб’ пи-
Cal 0 «ложном понимании принципов мор-
ской войны континентальными нациями»,
Он утверждал, что нации «преимуществен-
Но военно-сухопутные»  воббще’ имеют
«ошибочные взгляды наморскую политику».
Несостоятельность этих. рассуждений оче-
видна. Великий русский народ, населяющий
отромные континентальные‘ пространетва,
дал миру многих прославленных флотовод-
пев и теоретиков войны на море.

HIT.

Каковы же те основные законы «морской

войны» и «морской политики», которые
выдвигались и пропагандировались Колом-
бое и

Море не может быть «ничьим», рассуж-
50во для всех открытым путем сообщения.

А отсюда вывод: целью морской войны дол-
HHO являться «господство на море»: Это,

по Боломбу, — главная и по сути един-.

ственно оправданная, единственно  ра-
циональная цель морской — войны.
Под господством же’на море Коломб’ пони-
мал положение, при котором ‘море’ было бы
полностью освобождено от военного. флота
противника (или противников),
имела бы за собой свободное море и, следо-
вательно, могла бы вести мирно свою еоб-

ственную торговлю и уничтожить торговлю.

неприятеля».

`. Жоломб упорно  етремилея доказать не-
обходимость (и возможность) “для флота од-
ной из борющихся стран полного’ облада-

ния морем на всем театре войны и притом

‘на длительное время.
Если господство на море есть единствен-

ная цель «морекой войны», то’ идеальная’
  форма этого тосподетва -— абсолютное гос-

подетво, Вне вто в «морской войне» нельзя
достигнуть более или менее серьезных ре-
зультатов. В этих положениях Коломба —
тлавный смысл его равеуждений о господ-
стве на море. Что же касается путей дости-
жения этого господства, то такими, по его
мнению, были и будут. генеральные сраже-

ния линейных сил борющихся флотов или.

же организация тесной блокады, котда враж-

‚ Моряки, выиграли

ХАБАРОВСК, 13 января. (По толегрз-
фу). В Хабаровске закончилиеь хоревно-
вания лыжников на первенство города. В
них приняли участие сильнейшие физ-
культурники спортивных обществ, частей
Советской Армии ‘и Краснознаменной
Амурской флотилий.

В первый день лыжники соревновались
в гонке на 18 километров. Победителем ее
оказался амурец старшина 1 статьи Липо-
венко. Вторым финишировал один из моло-
дых спортсменов флотилии сержант Макси-\
мов. Общее командное первенство на эту
дистанцию присуждено военным морякам.

«Англия.

дебный флот заперт в портах и не в состояа
нии оттуда выбраться. .

Коломб — типичный представитель заз
хватнических кругов Англии. Его идеал —
абсолютное господство на’морских просто-
рах — может быть осуществлен линть тогда,
котда данная держава установила свое ми-
ровое тосподетво. Да и сам Коломб’ говорит
не только о водных пространствах, но и о
некоторых прибрежных тёрриториях, о том,
«как близко завоевание идет за развитием
морских операций и как всякая друтая дерз
жава поглощается морекой державой». Таз
ким образом, абсолютное господетво на море
достигается путем порабощения других гоеу-
даретв мощной морской державой -—— влады-
чицей мира. Меньшее «не устраивает» тео-
ретика мирового британского владычества и
его современных последователей.

В этом пункте мы находим смычку ан
тлийской военной доктрины 6 доктриной
прусоко-немецкой. и гитлеровоко-фапиисте
ской. Здесь проявляется. «родства душ»
английских и прусеко-немецких идеологов,

Весьма характерно, что один из учеников
п последователей Коломба-—Ю. 0. Корбетт,
отстаивая (хотя и е некоторыми отоворка-
ми) теорию Коломба о господстве на море,
видит в ней сходетво (еели не тождество}
с учением Клаузевица об «абсолютной вой-

сне», которое, как известно, составляет стер-

Жень всей военной теории. реакционного
прусского генигтабиета. т

‚ Под «абсолютной войной» Клаузевиц поз
нимал ничем не ограниченное проявление
насилия, разгул военной стихии. Таков из-
вечный прусский идеал. Не требуется особых
доказательетв, чтобы увидеть, что титлеров-
ская «тотальная война» имеет первоисточ<
ником «абсолютную войну» Клаузевица. 5

Единство взглядов военных теоретяков
прусско-немецкой и  англо-американской
школ идет не только «по линии» Влаузеч
вин--Коломб-—Корбетт. Известно, что аме=
риканец адмирал Мэхэн. был не толь-
ко современником, но и полным единомын-
ленником англичанина  Коломба. 06 этом
свидетельствовал сам Коломб в предисловии
& своей работе «Морская война». Он писал:
«в сущности наши книги (речь шла о «Мора
ской войне» Коломба.и о труде Мэхэна «Вли-
яние военно-морской силы на историю») до
полняют одна другую»,

Современные американские милитари
сеты, в том числе и адмиралы военно-мор=
ского флота США, снова выдвигая лозун=
ти полного господства на мировых морских
просторах, идут по стопам не только Колом-
ба—Мэхэна, но и немецких фашистских во-
енных идеологов. Мечта, видеть земной пар
завернутым в полотнище американского
флага «со звездами и полосами» ничем не
отличается от гитлеровских ‘устремлений.

Однако, ни тогда, когда писал свой труд
Коломб, ни после его выхода в свет ни
Годин флот в мире (в том числе и английз
ский) не достиг господетва Ha море в
том именно смысле, в каком это понимал
Коломб, Достаточно вспомнить Англию в го-
ды, предшествовавшие первой мировой вой-
не, или фашистскую Италию, которая еще
до. второй мировой войны ‘намеревалась
превратить Средиземное море (не говоря
уже об Адриатическом) в так называемое
«свое Море» — «штате пофтши». То же
пыталась проделать и Япония в водах Ти-
хого океана. Но ни рззу не было полностью
реализовано такое: «владение морем», кото=
рое’ отвечало бы теоретическим построени=
ям. Коломба.

В самом деле. Вепомним; к примеру, поло-
жение «владычицы хорей» — Великобрита-
нии в мировой войне 1914—1918 гг. Из-
вестно, каким тяжелым испытаниям. под-
верглиеь тогда основные британские мТ-
‘ские коммуникации, как велики были поте-
ри английского ‘торгового флота в. резуль-
тате действий немецких подводных лодок,
как долго не могли англичане ликвидиро-
вать немецких пиратов-рейдеров, действо
завших на океанских просторах:

Никто не сможет отрицать. многократное
превосходство английского флота (его ли-
нейных сил в частности) над гитлеровеклы
флотом и в минувшую войну. Однако это
превосходство не помелало немцам развер-
нуть весьма активные действия на аитлий-
ских коммуникациях, высадить десант на
побережье Норвегии, Конец германского фло-
та также наступил не по той схеме, которую
‚наметил в свое время Коломб. Лостаточно
сказать; что судьба этого флота (как и са-
мой гитлеровской Германии) была решена,
на суше и прежде всего победами Советской
Армии. На Балтике германский флот поте-
рял свои базы в ‘условиях, ‘когда они все
брались с суши. Остатки ‘флота и все его
базы в так называемом «мокром треуголь-
нике», включая расположенные на Восточ-
ных и Северных Фризоких островах (Нор-
дерней, Вантерог, Сильт), на  Гельголандо
и на берегу (Вильгельмсгафен, Вуксгафен и
др.), также капитулировали перел армией.
Полезно напомнить и о том, как дорого за-
платила Англия за недооценку обороны
CBOHX  военно-морских баз с суши. Всем
памятно падение Сингапура, Гонконга и до.

Капитан 2. ранга
Н. МИЛЬГРАМ.

(Окончание. следует).

первенство города

В этот же день состоялись забеги юно-
шей на 10 километров. Первым пришел к
финишу лыжник-амурец Сушков.

Второй день снова принес победу воен-
ным морякам. Тридцатикилометровую гон-
ку выиграл сержант Максимов, последую-
щие шесть мест также заняли спортсмены
флотилии: В гонках юношей на 18  кило-
метров лучших `езультатов добилея  во-
енный. моряк Сушков. т

Вее ‘призовые места, как командные,
так и личные, завоевали лыжники флоти-
mun. о