Замой, как и летом, крайне насыщен
разнообразными делами будничный день
офицеров, особенно специалистов подразделе-
ния. Помимо руководства боевой подготов-
кой офицеры подводят итоги прошедшей

кампании, стремясь извлечь из нее нужные

Урокл на будущее.

В эти дни немало работы у артиллериста
подразделения колтитан-лейтенанта Лукаше-
ева. Ночью в его каюте долго не гасится
свет. Склюнивлииеь над, столом, артиллериет
тщательно разбирает документы, постунив-
шие с кораблей. Тут же возле него лежит
тетрадь, в которую он по ходу дела вносит
свои замечания и выводы из отчетов”по лет-
ним стрельбам.

_Назнекоторых. кораблях считают, что если
задача выполнена, то письменный отчет о
ней уже не имеет особого значения. Его пол-

шивают к делу и предают забвению. Не так,
однако, относится к этому Лукашеев. Он с.
полным основанием считает, что такие OT- ,

четы могут весьма помочь дальнейшему
повышению боевой и политической подго-

товки. Тщательно анализируя описание и

выводы по каждой стрельбе, он доискивает-
ся причин неполного достижения успеха,
чтобы ‘устранить их в будущем. Опытный
артиллериют знает, что запис его не пропа-
дут даром, окажут пользу:

Много поучительных залисей содержится
в тетради Дукашеева. Целая страница по-
священа управляющему огнем старшему
лейтенанту Грабовичу, который имел в ис-
текшем году по стрельбам только отличные п
хорошие оценки. Олнако от артиллериста
подразделения не ускользнули некоторые
упущения в работе старшего лейтенанта с
подчиненными. В тетради записано: «В даль-
нейшем у Грабовича не допускать непра-
вильной тренировки артиллерийских элек-
триков». И затем по пунктам перечислено,
в чем именно заключается эта неправиль-
НОСТЬ. :

Целую страницу посвятил Лукашеев стар-
шине артиллерийской группы главного ка-
либра мичману Малунову, методы работы
которого он хочет применить на всех кораб-
лях в будущем году. Если мы станем ли-
стать тетрадь дальше, то ‘найдем в ней све-
ленные в особую таблицу данные о трени-
ровках дальномерщиков. Они могут нагляд-
но показать молодому артиллерийскому офи-
церу, еколько нужно затратить времени на
тренировки для того, чтобы добиться отлич-
ных показателей, и в какой последователь-
ности эти тренировки следует проводить.

Интересны записи артиллериста о штур-
манах кораблей. Здесь есть замечания о том,
как выходят на позицию для стрельбы штур-
мана Соколов и Кулаков, замечание о заго-
товке новых матов под боезапас, чтобы вес-
ной не тратить на это время.

`Весь‘опыт боевых стрельб за прошедшую
кампанию собран Лукащеевым по крупинке
и пзучен для того, чтобы успептнее выюл-
нить программу боевой подготовки текуще-
го года.

Такой тщательный учет и систематиче-
схое накопление опыта помогли артиллери-
сту подразделения успешно провести план
летних. стрельб 1947 г.

Е * >

Тетом у Лукашеева было очень много ра-
боты. Немало времени он уделял подготовке
управляющих огнем, воспитанию старшин.
Наряду с этим нужно было создать полно-
ценную организацию в боевых частях, на-
учить комендоров правильно готовить мате-
риальную часть к стрельбе. За все это ар-
тиллерист подразделения брался энергично,
настойчиво, и везде ему приходили на 10-
мощь сделанные им ранее записи в тетради.

Олнажды весною, когда от кораблей стали
наперебой поступать заявки на щиты и ру-
хава, комантир подразделения вызвал Лу-
кашеева к’ себе.

— Многие артиллеристы обижаются, что
вы не допускаете их к стрельбе.

— К чему такая опешка?— сказал ка-
питан-лейтенант.— В погоне за количеством
сданных задач на кораблях опять забывают
о качестве. Я не хочу, чтобы у нае повто-
рялиеь недочеты прошлой кампании.

И, раскрыв тетрадь, Лукашеев прочет
командиру подразделения некоторые записи:
Вот, смотрите, в прошлом тоду ко-
рабль Н. отлично стрелял, но я вынужден

Зима с присущими ей низкими темпера-
турами, снегопадами, обледенением в значи-
тельной степени усложняет эксплоатацию
самолетов в воздухе и их техническое 00-
служивание на, земле.

‘Опыт показал, что наиболее надежно ма-
териальная часть работала зимой, лишь ко-
гда наряду © доброкачественной подготовкой
планера, винтомоторной труппы, вооруже-
ния и оборудования самолета особенно хо-
ропю был подготовлен его экипаж, который
твердо знал все особенности, связанные ©
полетами и работой материальной части в
этот период года.

Готовясь к этой зиме, в наших авиацион-
ных частях учли накопленный опыт.
Командиры и штабы больше внимания уде-
лили подготовке личного состава. Инженеры
провели специальные занятия. © летчиками,
техниками, механиками и приняли от них
зачеты по зимней экеплоатации самолетов,
Во всех частях прошли технические конфе-
ренции, на которых бывалые летчики и тех-
ники рассказали о своем опыте работы зи-
мой, предупредили молодежь об’ о©обенно-
CTAX экоплоатации самолетов на земле и в
воздухе.

Все этй мероприятия позволили частям
встретить зиму во всеоружии. Однако из
этого не следует, что сейчас и в дальнейшем
пет надобности изучать экоплоатацию и тех-
ничеекое обслуживание самолетов в зимних
условиях. Практика показывает, что о мно-
тих важных вопросах люди забывают, а мно-
тие мололые летчики допускают ошибки по
неопытности.

Именно на эти ошибки я и хочу обра-
тить внимание наших летчиков, техников
й младших авиационных специалистов.

Фольше всего недоразумений в экеплоата-
ции и обслуживании самолетов зимой связа-
о © винтомоторной группой. При темпера-
турах воздуха 5——10 градусов ниже нуля
почти все типы моторов требуют подогрева
перед запуском. Как правило, для этого ис-
пользуется воздух, нагретый в специаль-

был срезать балл на «хорошо» из-за пло-
хой натренированности наводчика на одном
из орудий. То же самое произошло и на
  другом корабле...

Слушая Лукашеева и заглядывая в тет-
радь, командир подразделения сразу же
вепомнил, как прошлым летом потратил че-
тыре. часа. на, разбор неудачной стрельбы на
одном корабле и пришел к заключению, что
тогда, действительно, поторопились, не вое
учли... ,

— Хорошо, — сказал он, — я согласен
с вами. :

Во время летней кампании артиллерист
полразлеления практиковал хороший метод
натлящной учебы офицеров. Если Лукашеев
выходил на каком-нибудь корабле на вышюл-
нение огневой ‘задачи, то. обязательно брал
с. собой командиров. вторых боевых частей
других кораблей. Он давал им указание вни-
мательно наблюдать за тем, как выполняет
задачу управляющий огнем, и параллельно
‘тоже решать ее, используя фактическую 0б-
  становку на море.

- Такая практика, делала. разбор проведен-
ной стрельбы более полноценным, так как
присутетвовавиние на, ней офицеры могли на
месте „критически оценить действия артил-
лериста корабля и боевую организацию.

Как-то. раз.во время стоянки на отдален-
Ном. рейде поздно ночью к Лукашееву при-
был на шлюпке, молодой офицер.

—- Товарищ. капитан-лейтенант,—взвол-
нованно сказал он, — один из автоматиче-
ских приборов у меня на корабле дает боль-
шую погрешноеть.

— А что вы сделали для его исправле-
ния?— спросил Лукантеев.

Офицер подробно перечиелил все, что он
применил для устранения неисправности, и
по тону его доклада было видно, что ‘у него
не осталось никакой надежды исправить
прибор самостоятельно.

— Так, — сказал артиллерист подраз-
деления, внимательно выслушав офицера —
идите сейчас к себе, проверьте прибор в’ра-
боте по секундомеру и сделайте из этого вы-
вод, что нужно в чем отремонтировать. По-
TOM донесете мне семафором, что у вас
‚получилось... —

Утром Лукалееву принесли семафор, в
котором приходивиий ночью офицер с00б-
щил, что с прибором вое в порядке. -

Артиллерист подразделения не оставил
без внимания этот случай. Он тут же вызвал
к себе всех старшин артиллерийских элек-
триков и разобрал © ними на месте причины,
вызвавшие неисправность прибора, чтобы
иоключить возможность повторения их на.
других кораблях. 7

i же

Ватитан-лейтенант Лукалиеев пользуется
заслуженный авторитетом у офицеров под-
разделения не только каж знаток, корабель-
ной артиллерии, но и как моряк. Можно ча-
сто видеть, как ‘на палубе тото ити. иного
корабля вокруг него собираетея группа, мо-
лодых офицеров. Они внимательно прислу-
пгиваются в его словам. Лукашеев охотно
помогает им разбираться в сложных вопро-
сах маневрирования, приводя попутно инте-
ресные примеры из евоей практики. Наряду
с этих в решении текущих задач боевой
подготовки он успешно использует опыт
Отечественной войны, разбирая на занятиях
методы и приемы боевых стрельб, которыми
  ему приходилось руководить в боевой обета-
новке.

Так работает артиллерист Н-екого подраз-
деления.

Огневая подготовка кораблей подразделе-
ния в прошедшую кампанию была выполне-
на только © хорошими и отличными пока-
зателями. Это, однако, не вызвало у Лука-
шеева самоуспокоенности, и он усиленно го-
TOBUTCH к новому учебному году. Как и

прошлой зимой, он до позднего вечера за-
сиживается в каюте © артиллеристами: ко-
раблей за разбором проведенных стрельб и
учений или в поисках лучитих способов и
методов в решении поставленных задач.

А котла офицеры разойдутся mo кораб-
лям, капитан-лейтенант Лукантеев еще дол=
го сидит за столом. В это время его тетрадь
заполняется самыми разнообразными замет-
ками и вычиелениями..,

Капитан 2 ранга Г. ГОДЛЕВСКИЙ.

`Эксплоатация самолетов зимой

ных подогревателях до температуры 160—
180 градусов. При более выкокой темпера-
туре воздуха, выходящего из подогревателя,
на моторе возможны усыхание и пережог
прокладок, дюритов; изоляции электропро-
водов и т. п. Аналогичные дефекты могут
образоваться и при нормальной температуре
горячего воздуха, если механики будут под-
водить его в те места, в которых находятся
детали, ‘подверженные порче при этой тем-
пературе, и не защитят их асбестом или
отражательными щитками. В олной из ча-
стей был случай, когда механик самолета
сержант Рева при подотреве неправильно
выбрал место для подвода горячего воздуха
® мотору. Это’ привело к пережогу  дюрита
на; маслотрубопроводе. Дефект на земле не
обнаружили, самолет ушел в воздух. В по-
лете [PHT лопнул, стало выбивать маело,
и летчик вынужден был произвести по-
садку.

Но это: не все. Ошибка механика при по-
дотреве моторов горячим воздухом. может
привести и к пожару. Прошлой зимой при
подготовке двухмоторного самолета к полету
заторелея чехол на одном из моторов. Прои-
зошел этот случай потому, что бортмеханик
т. Коляденко, не убрав лампы подотрева из-
под левого мотора, стал запускать правый
мотор. В бензомагистралях создалось давле-
ние. бензин начал  подтекать из сливной
трубки карбюратора левого мотора и сте-
кать через чехол на лампу. Пламя от лампы
перекинулось на чехол, и только благодаря
наличию достаточных противопожарных
средств удалось предотвратить пожар само-
лета. № пожару может привести и негра-
мотная эксплоатация подогревателей.

Моторы жилкостного охлаждения зимой,
как правило, эксплоатируются на антифри-
зе. Однако приходится применять и воду. В
этом случае от механика требуются особая
осторожность, внимание. В морозные дни
недопустимо, например, заливать в систему
‘охлаждения мотора очень горячую воду
(свыше 60 градусов), ибо первые порции
слишком горячей воды вызовут резкое

— ПЕРЕДОВИКИ
БОЕВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Корабли Н-ского подразделения летом прошлого. года не раз участво-
вали в дальних походах‘ и учениях. В этот напряженный период боевой
учебы механизмы кораблей работали безотказно. Благодаря умелой экс-
плоатации `материальной части-в подразделении было сэкономлено
несколько десятков тонн высококачественного горючего. В достижении
всех этих успехов — немалая заслуга опытного специалиста, требова-
тельного и заботливого офицера инженер-капитана 2 ранга П, Дедова.

В кампанию 1947 года за отличную работу инженер-механик подраз-
деления т. Дедов дважды отмечался в приказах по флоту. Он умело
организовал ремонт корабельных механизмов. Все работы личный со-
став выполняет своими силами в ерок и с высоким качеством.

На снимке: инженер-капитан 2 ранга Петр

Семенович Дедов.
Фото мичмана Гузь.

Письма боевых друзей

``Вывший моторист «большого охотника»
матрос Лазаренко после демюбилизации вер-
нулся в Донецкий бассейн. Векоре он стал

прославленным стахановцем, мастером” до-

бычи угля. В своем письме экипажу ка-
тера Лазаренко нишет из города Сталино;

«На нашей шахте с каждым днем увели-
чивается добыча угля. Я, как и на кораб-
ле, стараюсь быть в числе первых. В
октябре я выполнил норму на 280 -процен-
тов, в ноябре — на 300 процентов. Й_в
декабре трудилея не хуже. Мой напарник
Якимчук, тоже демобилизовавшийся моряк,
систематически выполняет норму более
чем в два раза. Он занесен на Доску
почета...

..У нас на шахте, =— сообщает далее
Лазаренко, — совершенствуются техника и
технология производства, механизируетея
труд, повышаются квалификация рабочих и
общая культура производетва. Вое это. даст
нам возможность выполнить послевоеннуто

сталинскую пятилетку досрочно, в четыре

года». 4
Бывший боцман катера старшина 1 ста-

400 лекций офицера _ Ющенко

Бапитан-лейтенант Николай Петрович
Ющенко известен матросам и офидерам ко-
Табля как хороший лектор. Его лекции и
доклады о’ русекой истории, революцион-
HOM движении, политической географии
всегда с интересом слушаютея личным со-

хтавом. Тов. Ющенко тщалельно готовится
‘K своим выступлениям. Язык его левций—

изменение _ температуры деталей мотора, а
следовательно, и термические деформации
их. Весьма опасно применять и холодную

волу для заправки системы охлаждения мо-

тора. Обычно такая небрежность приводит
к разрушению рубашки блока цилиндров.
Проныюй зимой был такой случай. Меха-
пик самолета сержант Мараев заправил мо-
тор холодной водой. Всю эту операцию он
‘производил при 20-градусном морозе, да к
TOMY Ke © закрытыми кранами водослива.
До запуска мотора вода, находящаяся в ру-
башках блока, успела замерзнуть. В блоке
появились трещины. Мотор вышел из строя.
` Для. предотврашения подобных ‘случаев

‚заправка системы охлаждения водой долж-

на производиться при открытых сливных
кранах. закрывать краны можно только
после того, как из них пойдет горячая вода.
Если мотор после нескольких попыток. не
запустился, в дальнейшем запуск его ©ле-
дует прекратить, а воду немедленно слить.

Зимой больнюго внимания к себе требует
маслосистема самолета и мотора. Отметим
несколько особенностей ухода за ней, кото-
рые подчас упускаются из виду. Незави-
CHMO от ©1060ба — разжижено ли масло
бензином в маслосистеме или заливается
перед запуском в маслобак горячим — ме-
ханик ‘обязан. слить отстой воды из масло-
баков, труботроводов, фильтров. Сливать
отстой лучше всего спустя некоторое время
после затравки системы горячим маслом.
Если масло в системе разжижено и He CANTO
после полета, то отстой надо слить после
остановки` мотора, когда температура масла
понизится до 20—25 градусов. Пренебре-
жение этой операцией может вызвать в по-
лете образование ледяной пробки в маело-
фильтрах, трубопроволах и отказ в работе
мотора, что и произошло в подразделении, где
инженером т. Филимонов. В полете летчик
обнаружил резкое падение давления‘ масла.
После посадки было установлено, что масля-
ная магистраль закупорена, льдом.

Нередко неполадки возникают из-за не-
правильных действий летчиков или меха-

thr Бонцаренко работает председателем
колхоза «Червоный шлях» на Киевщине.
‘Отличавшийся еще на корабле. бережливо-
стью, боцман Бондаренко и в колхозе с ус-

пехом проявляет это хорошее качество...

«Наш колхоз по урожайности и выполнению
тосударственных обязательств вышел Ha
одно из первых мест в районе», — ‘сообщает
Бондаренко боевым друзьям. :

Из Полтавы командиру части пишет
бывший секретарь партийной оргавизадии
матрое ’Вобелякокий, который таботает
инструктором Полтавекого обкома партии.
„Тов. Вобелякский подробно рассказывает о

жизни, о работе, о победах трудящихся в.

восстановлении и развитии хозяйства
области. `

Теплые; сердечные письма шлют воепи-
‘танники флота своим друзьям. Ни одно
письмо не остается без ответа. С кораблей
им сообщают об успехах в боевой и полити-
ческой подготовке, об укреплении воинской
дисцитлины.

Старший лейтенант А. ОРЕХОВ.
Черноморский флот:

<

образный, лоходчивый, темы .— актуаль-
ны. Перед каждой лекцией т. Ющенко кон-
сультируетея в лектороком бюро горкома
ВЕП(6б) и у лекторов Политуправления.

За пять лет т. Ющенко прочитал 400

лекций и докладов.
Ю.. МИХАЙЛОВ.

Балтийский флот.

ников непосредственно во время запуска и
‘прогрева мотора на газу. Эти товаритци за-
бывают, что еели масло в масляной системе
не разкижено бензином, то следует очень
внимательно следить не только за давле-
нием, но и за температурой масла и пере-
водить мотор на средние обороты и выше
Только тогда, когда температура входящего
масла будет не ниже плюс 25 градусов. Дз-
вать резко газ или большие обороты ранее
этого времени не следует, так, как, на, непро-
 гретом моторе эти действия могут привести
к разрыву масло-петрофлексов, сот или
обичайки маслорадиатора, & в некоторых
случаях и к разрушению вкладышей корен-
ных или шатунных подшинников- коленча-
того вала, к поломке валиков привода агре-
татов мотора. Так, например, в прошлую
зиму на самолете механика старшины ЁВи-
селева при резкой даче газа непрогретому
мотору произошла поломка валика привода
нагнетателя.

При эквилоатации самолета зимой в в0з-
духе отказы в работе мотора обычно связаны
с тем, что летчики не выдерживают темпе-
ратурных режимов. Прежде всего хочется
указать на взлет с непрогретым мотором и
переохлаждением ето при снижении само-
лета — планировании на посадку.

Особенно опасны взлет © непрогретым и
посадка с переохлажденным мотором. Дело
В ТОМ, ЧТо Мотор при недостаточной темпе-
ратуре головок пилиниров (охлаждающей
жидкости) при даче газа «не забирает» —
не дает нужных оборотов, и, следовательно,
при плохом расчете на посадку исключается
возможность уйти па второй круг. На взлете
непрогретый мотор. может вообще обуре-
зать — резко снизить обороты, и летчик вы-
нужден будет производить немедленную по-
садку.

1 Попытка эксплоатировать мотор ‘па недо-
1 статочно прогретом масле привохит к, выходу
ето из строя, так как холодное масло не
‚обеспечивает нормального режима смазки
трущихся деталей мотора. Достаточно весъ-
ма кратковременного «масляного голода-
ния», как на трущихся деталях, особенно
на наиболее натруженных, появятся незна-
чительные повреждения — задиры, кото-

_  BH

15 января 1948 г., четверг, № 12 (2806)

Так накапливается опыт

Метод артиллериста подразделения Лукашеева

Не жертвы —. терои

лежат под этой могилой.

Не горе, а зависть

рождает судьба вала в сердцах
всех благодарных потомков.
..Юлавно вы жили

и умирали прекрасно.

Чудесные

воины.

Дуванкоя, на кладбище Коммунаров,

лиски из светлого инкерманского
или из гранита, или просто деревянные па-

Великой Отечественной войне
1945 гг.», увенчаны пятиконечными алы-

якорь с якорьценью, или крылья самолета,
или окульштуры воинов. На некоторых па-
мятниках запечатлены стихотворные стро-
эпитафии. И на всех так хорошо

знакомые › советским людям слова из

бессмертных сталинских приказов военных

годов: «Вечная слава героям, павшим в
` боях. за свободу и независимость нашей
Родины!»

На Черноморском флоте вскоре после’ то-
то, как Советские Вооруженные Силы 06-
вободили Севастополь, взялись за ©00ру-
жение памятников. Вот даты их открытия:
1944, 1945, 1946 годы. На могиле восем-
надцати моряков с эскадренного миноносца
«Бодрый», погибших 16 июля 1942 года
‘и похороненных в городе Поти, был воз-
двигнут памятник в октябре того же года:
Памятник. на могиле политическото работ-
ника Арсения Львовича Раскина, погиб-
шего при исполнении служебных обязан-
ностей 26 октября 1942 года, открыт
1 мая 1943 тода в городе Поти.

Политическое управление Черноморского
флота задалось чрезвычайно важной и бла-
тородной целью: рассказать в небольшой

чьи имена окаймлены на обелисках траур-
ными рамками. Й вот получилась не очень
об’емистая: HO очень ценная книжка о
страстных латриотах. социалистической Ру-
‚Дины, беззаветно преданных своему наро-
Ay, большевистской ‘партий, великому
Сталину: © >? ;
0 ком рассказывает эта книга?

Читатель найдет-на ее страницах изло-
жение коллективных нодвигов политрука
Фильченкова, краснофлотцев о Цибулько,
Красносельского, «Паршина и ‘Олинцова и
героев знаменитого дзота № 11 на север-
ных склонах высоты 192,0, где стояли на-
смерть, защищая родной Севастополь, чер-
номорцы Валюжный, Раенко, Мудрик, Рад-
ченко, Погорелов, Четвертаков u Доля.
Здесь была обнаружена клятва, написан-
‚ная Калюжным перед смертью: «Родина.
Moa! Земля русская! Любимый товарищ
Сталин! Я, сын Ленинско-Сталинекого ком-
сомола, его воспитанник, дрался так, как
подсказывало мне мое сердце. Я умираю,
но знаю, что мы победим. Влятву воина я
сдержал». На бефоснежном обелиске, что
  стоит на высоте 192,0, увековечены эти
слова. патриотической клятвы Алексея Ка-
южного.

24 ноября 1946 года в Севастополе на
кладбище Коммунаров состоялось открытие
памятника Герою Советского Союза rene-

рые при дальнейшей работе мотора, приведут
5 полному разрушению деталей, к аварии
мотора. f

В одну из прошедииих зим летчик лейте-
нант Цикун получил задание произвести
маршрутный полет. Нарушив’ инструкцию
по эксплоатации мотора, он вылетел, когда
температура масла на выходе из мотора была
всето лишь 25 градусов вместо 50) градусов.
В полете мотор работал на полных оборотах,
& Через двенадцать минут отказал.

Друтой случай в полете произошел ©
мотором, которым управлял борттехник
т. Шокшин. Температура головок цилиндра
одпото из моторов не поднималась выше
150 градусов. У борттехника и у летчика
создалось впечатление, что мотор неиспра-
вен. Полет был прерван. Когда поеле посад-
ки стали доиокиваться причины, то оказа-
лось, что борттехникю неумело управлял
«юбками» охлаждения мотора. Этот случай
говорит о том, что некоторым летчикам п
бортмеханикам  из-за недостаточного опыта
не удается поддерживать нормальный тем-
пературный режим, хотя материальная часть
совершенно исправна..

Нередко летчики, эксплоатирующие мо-
торы воздушного охлаждения, спрашивают,
что следует делать, если мотор в полете пе-
реохлаждается, › несмотря на закрытие
«юбок» и жалюзи: увеличить ли обороты,
облегчая винт, или ‘увеличить наддув,
оставляя обороты неизменными? Что рыгод-
нее с точки зрения расхода торючего и что
быстрее приведет к восстановлению  ноо-
мальных температур? Этот вопрос  стано-
витея более-острым при полетах строем,
когда летчик вынужден поддерживать неиз-
менной скорость полета, а также, когда при
низкой температуре головок  цалиндров
(охлаждающей жидкости) наблюдается вы-
сокая температура масла, и наоборот. По-
следний случай особенно опасен, так как от
неправильных действий летчика выход нз
строя мотора наиболее зероятем.

Вообще же ответить на поставленный
вопрое ‘нетрудно, конечно, предварительно
проанализировав и установив, от чего же за-
висит и чем, прежде всего, определяется на-
грев масла и головок цилиндров (охлазждаю-

Волнующие страницы

: эти слова, высеченные Ha
одном мз гранитных памятников, установ-
ленных на Марсовом поле в Ленинграде,
вепоминаются при чтении небольшой,
скромно изданной книги о памятниках чер-
номорцам — героям Великой Отечественной

На Корабельной стороне Севастополя,
вблизи деревни Камышлы, что в 18 кило-
метрах от города, на высоте 103,4 около’

В
Стрелецкой бухте, среди развалин Вюнстан-
тиновского равелина, в Новороссийске, Ни-
колаеве, Поти стоят. простые, строгие `0%е-
камня,

мятники на могилах военных моряков —
тероев Отечественной войны. Памятники
украшены изображениями ордена Отечест-
венной войны, медалей «За оборону CeBa-
стополя» и «За победу над а: в

ми звездами. На всех обелисках есть или

брошюре сжато м’ красочно о тех героях,

`КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
и

-%

Книга о памятниках черноморцам — героям
Великой Отечественной войны

Коробкову, Герою Советского Союза rene
`рал-майору авиации Николаю Алексеевичу
Острякову и бригадному‘ комиссару Михан-
лу Гавриловичу Степаненко. Инига paceka-
зывает о выдающихея советских морских
летчиках. Их имена хоропю знали на Черно.
морском флоте, и память ю них будет вечно
храниться в сердцах благодарных потомков,

Иван Голубец. Весь советский народ гор-
дится замечательным сыном таганрогекото
рабочего, Героем Советского Союза старшим
краснофлотцем Иваном Варповичем Голу-
Gell, отдавшим свою жизнь ради сласония
своих товаришей. Его подвигу посвящены
страницы книги о памятниках.

«Когла машина минует Инкерман и п
узкой ленте шоссе поднимется на гору в
Севастополю, взору проезжающих отЕры-
вается широкая равнина, простирающаяся до
прославленной Сапун-горы. Справа отудо-
роги, метрах в 50, — братекие МОтИЛЫ
воинов бригады морской пехоты, которой
команловал верный сын советокого народа
полковник Горпищенко. В центре — выео+
кий паматник воинам-черноморцам, погиб-
шим в боях за Родину» (стр. 45). Tax na.
чинается один ‘из очерков книги, побвя“
щенный морским пехотинцам Владимиру Во
ловик, Василию Федько, Афанасию Месяц п
другим, павшим при обороне торода-героя,
погребенным в братской мотиле.

Читатель перелистывает страницу 34
страницей этой книги. Участник всех оли-
сываемых событий ‘восстановит в памяти,
& молодой моряк сможет нарисовать в -©воем
воображении картины многих дней герои
ческой обороны Севастополя и других ста-
жений Отечественной войны. Июнь 194%
года. Константиновский  равелин. Здесь
размещалась охрана севастопольского рей-
да. Семьдесят краснофлотцев во главе с 64-
тальонным комиссаром Кулиничем  odopo-
няли свою небольшую: крепость. Они истре,
били сотни врагов. Взорвали склад с 00.
припасами. До последнего патрона сражал-
ся комиссар. На том месте; где пролилась
благородная кровь героев, стоит обелиск.
Медаль «За оборону Севастополя» горит на
белом камне. Чугунные якоря лежат у под-
ножия памятника.

Февраль 1943 года. Отряд морских пе-
хотинцев под командованием майора Цеза-
ря Вуникова высаживается на «Малую
землю» — крохотный плацдарм, на кото-
ром развернулись бои за’ освобождение Но-
вороссийска. Вто у нас в стране не помнит
06 этой блистательной операции? И кто не
помнит о главном герое этой операции
Цезаре Львовиче Вуникове? Волнующие
страницы книги посвящены Героям Совет
ского Союза Ц. Л. Куникову и Н. И. Сипя-
гину, памятники которым стоят в Новорос.
сийске на Площади героев Отечественной
войны, Герою. Советского, Союза Д. А. Глухо-
ву, похороне

му в Поти, Герою Советского
Союза Н. А. Токареву, погребенному в г)*
родском парке Евпатории, 59 Героям (9-
ветекого Союза — участникам десанта в
город Николаев...

Составитель книги Я. Русаков проделал
большую и нелегкую работу. Не вее очерки
о героях, отобранные для брошюры, равно-
ценны и далеко не представляют лучшее
из того, что уже есть в нашей периодиче»
ской печати. Хотелось бы также, чтобы
подобные книги издавались на хорошей бу-
Маге, были бы более любовно оформлены п
заключены в Твердый переплет. Они долж-
ны стать настольными книгами военных
моряков, советских людей. Они будут
жить и служить долгие, долгие годы. Иб
эти книги посвящены тем, о ком верно 10-
ворит эпитафия на одном из памятников:

...Ихоимена Отчизна вознесет,
Их подвиги запомнят поколенья,

Черноморцы сделали прекрасный почин;
Этот пример достоин подражания.

А. ПОНЕВЕЖСКИЙ.

Черноморский флот.

щей жидкости). Для увеличения темпера
туры головок цилиндров нужно увеличить
газ (прибавить наддув). Если требуется
сохранять режим полета, то соответственно
в первом случае нужно уменьшить наддуъ,
убавляя газ, а во втором — снизить 060-
роты, затяжелив ‘винт: При этом нельзя
чрезмерно затяжелять винт ‘во избежание
детонации, ]

. Большое влияние на работу мотора ока-
зывает правильное пользование подогревом
воздуха, поступающего в карбюратор. Есля
воздух нагрет недостаточно, ‘мотор’ дает пе-
ребдои и может заглохнуть; если температура
воздуха слишком высока, мощность м0
тора снижается, появляется «тряска».

Иногда неопытные летчики в полете пы
таются повысить температуру мотора путем
обеднения смеси высотным корректором,
зная, что работа на’бедной смеси в нормаль”.
ных условиях приводит к перегреву мотора.

совершенно неправильный и крайне
опасный путь. Применение высотного ко?-
ректора уменьшает количество подаваемого
топлива. В результате мотор может заглох-
нуть, и летчик окажется перед необходимо“
стью производить вынужденную посадку.
Так, например, в одной из частей получи-
лось с летчиком лейтенантом Марковым. В
полете он случайно вместо сектора: подогрева
воздуха дал вперед сектор высотного коррек-
тора. Мотор стал давать перебои, и летчик
вынужден был произвести‘ посадку.

В ваключение можно сделать вывод, что
отказы и происнествия, связанные. с 060-
оенностями экеплоатации и ‘технического
обслуживания самолетов зимой, бывают там,
где летчики, механики отступают от дей-
ствующих инструкций и наставления инже-
нерно-авиационной службы, там, где недо-
статочно изучают опыт, накопленный на-
шей авиацией.

сюда ясно, что для елуттреждения
происшествий зимой от она
требуется тщательно изучить опыт, инст“
Рувции, наставления и сознательно приме-

‘HATH HX Ha практике, выполнять все дей-

ствующие
нормы.

технические рекомендации,

Инженер-майор Л. СЕЛЯНИНОВ.