: 15 января 1943 г., четверг, № 12 (2805)

Отчеты и выборы

партийных органов

`’Самовосхвалеёние
вместо самокритики

(От корреспондента

Roma калитан Кузьмичев докладывал на
отчетио-выборном собрании © работе парт
организации за отчетный период, создава-
лось впечатление, что все обстоит весьма
благополучно. Докладчик, например, уве-
ренно заявлял:

— Можно смело сказать, что все ком-
мунисты отлично понимают свой партий-
НЫЙ долг и по-большевистеки работают Ha
своих боевых постах. Большое внимание
парторганизалия уделяла воспитанию моло-
дых коммунистов. В частности, тт. Быстров,
Козлов, Биткин учились в школе партий-
ного актива и кроме того самостоятельно
изучают историю партия. Я сам убедился,
что у них есть конспекты...

А когда доклащчик перешел к разделу о
партийных поручениях, его сообщение бызю
еще радужней:

— ИН протяжении всего отчетного. пе-
риода ни один коммунист не оставался Ges
партиивного поручения, — сказал он. — Я
не могу назвать случая плохого отношения
коммунистов в выполнению партийных
заданий. д

Таким оптимистическим был доклад от
начала до конца. При этом т. Кузьмичев,
конечно, оперировал соответствующими фак-
тами. Например, коммунисты провели с ком-

сомольцами 8 бесед на различные темы. За’

отчетный период члены партии и канди-
даты имеют 25 поощрений. Авангардную
роль в боевой подготовке хорошо осуще-
ствляли коммуниеты тт. Кщенко, Савели-
чев, Воробьев, Быстров.

Представив в таком свете свою деятель-
ность, докладчик только вскользь, между
прочим. упомянул. о наличии кандида-
тов.в члены ВЁП(б) с более чем трехлет-
ним кандихатеким стажем. Он назвал и их
фамилии — тт. Котышев и Биткин. Олнаво
докладчик этим и ограничился. Не раскрыл
он причины и других недостатков, сказав о
них также вокользь: ряд коммунистов сла-
б0 влияет на матросов, некоторые коммуни-
сты имеют дисциплинарные взыскания, и
так далее.

Участникам собрания стало ясно, что
т. Кузьуичев слишком увлекается показом
достижений и умалчивает о существенных
недостатках, главным из которых является
слабое воспитание молодых коммунистов.
Bot, например, кандидат партии Котышев
три года не может подготовиться к ветупле-

«Красного Флота»)

нию в члены ВКЛ (6). Правда, бывший сек-
реталь парторганизации подразделения
старшина 1 статьи Каторгин и сменивший
ето т. Кузьмичев беседовали с т. Котьше-
вым, советовали коммунистам помотать ему,
но дела до конца не доволили. -
своем выступлении на отчетно-выбор-
ном партсобрании т. Кщенко заявил:
= Мы не пред’являли к т. Котышеву
должной требовательности и’ не помогали

ему. Я сам однажды спросил т. Ботышева:

«Как вы изучаете историю . партии?»
«Завтра начну», — ответил он. А в даль-
нейшем этим ни я, ни другие не интересо-
вались. Значит, вместо повселневной кро-
потливой работы были лишь разговоры о
воспитании молодых коммунистов. Именно
это и привело к тому, что через некоторое
время кандидат партии т. Вотышев совер-
шил даже дисциплинарный проступок.

На отчетно-выборном собрании зашла

имеющих дисциплинарные взыскания.
Меры в отношении их принимало партбюро
корабля, а парторганизация подразделения
по существу осталась в стороне. Выступав-
шие в прениях по отчетному докладу пря-
м0 говорили, что бюро не воспитывало ком-
мунистов в духе высокой требовательности,
недостатки членов и кандидатов партии не
замечалиеь. Даже коммунисты тт. Быстров
и Савеличев, которых докладчик назвал
примерными, на’ самом деле таковыми пе
являются.

Капитан-лейтенант Зуенко в своем вы-
ступлении привел факты, показывающие,

ными вожаками беспартийных.

— В работе нашей парторганизации
нехватает  целеустремленности, — сказал
он. — Мы очень мало занимались воспита-
нием чувства партийной ответственности,
особенно среди молодых коммунистов.

060 всех этих недостатках докладчик па
отчетно-выборном партийном собрании го-
ворил меньше всего, & особенно любовался
успехами.

Недостатки были вокрыты самими ком-
муниетами, чему помогли высокая актив-
ность и большевистская критика, развер-
нувшаяся в ходе обсуждения отчетного
доклада.

Младший лейтенант А. КРЫСОВ.

Тихоокеанский флот.

Коммунисты учатся и учат

(От корреспондента

Это подразделение катеров вею летнюю
кампанию провело в море и на открытом
рейде. И ‹ейчас катера нередко находятся
в море, выполняя те или иные учебные
задачи.

В боевой учебе экимажей катеров были.

успехи, были и недостатки, Ранней весной,
когда ‘подразделение катеров вышло на
открытый рейх, у коммунистов: недоставало
опыта в политическом обеспечении учений.
Дело не ладилось. Много былю упущений,
допускались условности. Й не случайно
один из экипажей катеров первую учебную
задачу в море выполнил неудовлетворитель-
но. Во время проверки политических заня-
тий обнаружилось, что часть матросов п
старшин политически подготовлена слабо.

Это был большой предметный урок для
молодой партийной организации. Коммуни-
CTH во главе с секретарем партбюро лейте-
нантом Rarpyk поняли, что главная их
задача — помогать командованию в обеспе-
чении высокого качества боевой и полити-
ческой подготовки, что неудачи в боевой и
политической подготовке — следствие преж-
де всего слабой работы коммунистов.

Катера снова вышли в море. Коммуни-
ты учли уроки первого. похода. Они
ами хорошо учились и старались личным
примером, словом и делом помогать коман-
дованию в решении учебных задач. Перед
каждым учением члены партбюро расходи-
лись по боевым постам м беседовали с каж-
дым членом экипажа по конкретным вопро-
‘ам обеспечения учений. Партбюро стало
больше уделять внимания борьбе за аван-
тардную роль коммунистов в боевой подго-
товке. Когда член партии Федоров на уче-
ниях показал слабое знание боевой техники,
10 это стало предметом обсуждения на засе-
Дании: партбюро.

Партбюро добивалось примерноети каж-
Хго коммуниста в боевой подготовке, тре-
бовзло от них оказания помощи отстаю-
щим матросам. Члены партбюро, партий

МИиллион ‘рублей экономии

Патриотические дела рационализаторов Морского завода

Тов. Смирнов =— один из многих рацио-
нализаторов Кронштадтского ордена Ленина
Морского завода. С каждым днем на этом
предприятии. увеличивается чибло новато-
DOB производства. Стахановцы — мастера и
инженеры предприятия в минувшем гозу
В1если сотни рационализатореких предло-
Жоний, окономический эффект которых
оставляет миллион рублей. Взятое рациона-
Тизаторами завода ‘обязательство дать В
1947 году экономию ‘в размере 800 тысяч
рублей перевылолнено:

Мастера-новаторы А. Михеев, А. Mopo-
в, Д, Перский, В. Тюленев, В: Смирнов и
Многие другие смело внедряют в производ-

% ство новую технологию.

Мастер А. Михеев внес за год 10 рацио-
пализатореких предложений. Их экономиче-
скай эффект составляет 45 тысяч рублей,
‘тановив простое приспособление, т. Михе-
88 производит обработку дисков в пять раз
быстрее, чем это делалось раныпе.

Мастер В, Тюленев предложил новый
10606 замены деформированных частей
Цног из морских приборов. Раньше на. эту
Мботу затрачивалось 106 часов. Теперь
операция занимает только 8 часов.

Mactepy JI. Перскому надо было прове-
рить линии валов. Он произвел эту работу
Новым способом; В итоге работа была выпол-
нена раньше срока,

В уюй раз с помошью спелиально
пэготовленного шаблона мастер Перский
BHABHA лопатки мотора. Работа произве-
на в три раза быстрее обычного и дала
Вкономию в 9.500 рублей,

ния внесли инженеры Воронько и Шпектор.
Активным
инженер Молодчиков. Он. внес несколько
предложений, которые сэкономили заводу,
около 150 тысяч рублей. Большую помощь
оказывает инженер’ стахановцам-раниона-
лизаторам. Тов. Молодчиков консультирует
рабочих, помогает им оформлять предложе-
ния, руководит рационализаторами цеха,
rie начальником тов. Шибаев.

На заводе хорошо известны имена нова-.
торов-стахановцев тт. Любименко, Лебедева,
Гагаренко, Куликова, Григорьева и других.

тых валов, стахановец
приспособление,
обработку одного вала затрачивается значи-
тельно меньше времени.

танное на обработку всех валов, он, выпол-
нил в три раза быстрее. al
за смену систематически дает неутомимый

рапионализалюр.

и стахановец НЕ
альное приспособление, он
за полтора месяца вместо трех месяцев по

норме.

рационализаторы
Выполнив св
они продолжают раб
внедрением новых, и

ных методов труда.
И Н. МАЙОРОВ.

«Красного Флота»)

ные активисты направляли все свои уси-
лия на 710, чтобы механизмы действовали
безотказно, чтобы молодые моряки быстрее
‹овладевали боевой техникой. Например,

коммунист Одинцов’ добился ‘хороших   ре-,

зультатов в обучении комендоров: каждый.
Из них мог с успехом выполнять” работу
любого номера орудийного расчета. Таких
же результатов добивались, каждый на своем
участке, и остальные коммунисты.
_`Целеустремленная работа партийной
организации положительно сказалась Ha
боевой подготовке подразделения. За осенние

учения подразделение получило хорошую.

оценку. Хороших результатов добились мат-
росы и старшины во время проверки полит-
занятий.

Вполне естественно, что на отчетно-вы-
борном партийном собрании большое месте
в докладе секретаря и в выступлениях зани-
мали вопросы боевой подготовки. Выясни-
лось, что первые успехи вокружили неко-
торым коммунистам головы. Они перестали
серьезно учиться, появились неполадки в
несении службы. Все это’ подверглось ‘на
собрании острой критике. Справедливо to-
варишщи указывали, что хуже стал выпол-
HATE свой обязанности коммунист Проску-
раков; он редко бывает на катерах, больше
сидит в канцелярии на берегу. Коммуниет
Купоров критиковал члена’ партии боцмана
Кононова за то, что тот мало заботится о
сохранности корабельного имущества. Рез-
кой критике подвергся на собрании и ком-
муниет т. Бабия, который стал отставать в
учебе. : 7

— Наше подразделение в истекшем году
вышло Ha первое место в соединении, —
говорил коммунист Калинин. — Этому е/о-
собствовала партийно-политическая работа.
Надо закрепить наши успехи и непрерывно
совершенствовать свою боевую выучку,
всемерно укреплять воинскую дисциплину.

Старший лейтенант А. ОРЕХОВ.
Черноморский флот.

Ценные рационализаторские предложе-

рационализатором является

Протачивая мотылевые шейки коленча-
Лебедев применил
благодаря
Задание, расечи-

Свыше 3,5 нормы

ды труда
Широко использует новые методы
С Применив спепи-

изготовил деталь

A4e о делают
ольшюе патриотическое дел
: Кронштадтского завода.

свое обязательство в 1947 „году,
отать над дальнейшим

еше более усовершен-

Кронштадт,

речь о двух других коммунистах, также.

Что не все коммунисты являются подлин-.

которому Ha}

КРАСНЫЙ ФЛОТ

До конца разоблачить буржуазную -

>

ТУ:

Коломб, как уже сказано, резко отделял
морскую войну от сухопутной. «Господство
на море», «владение морем», по`Коломбу,
утверждает флот как самодовлеющую ве-
личину. Коломб даже не упоминает в дан-
НОЙ связи о сухопутных силах, действую-
щих совместно с. флотом, о смешанных опе-
рациях, о десантах и пр. Да и сами эти «сме-
шанные операции» (десанты), по его мие-
нию, могут быть проведены с уверенностью
в прочном успехе лишь при наличии предва-
рительно установленного господства на море,
господства полного, абсолютного. В против-
ном случае положительные результаты даже
успешно проведенной десантной операции
будут рано или поздно ликвидированы 6т0-
роной, господствующей на море. По мнению
Коломба, мысль верховного командования
флотом должна быть устремлена прежде вее-
го к овладению морем путем «чисто морских
операций». Недопустимо ‘отвлекать силы
флота для решения каких-либо задач ино-
го порялка. . :

«fl xymalo,— uncan Korom0,— что нельзя
не заметить резкой разницы между попыт-
ками приобрести обладание морем с этой
конечной целью и попытками добиться это-
го обладания . как средства для выполнения
какого-либо плана», например для неребро-
ски армии вторжения и проч. Что это по-
ложение неверно, показала, например, вой=
на на Тихом океане. дна изобиловала имен-
но смешанными, «амфибийными» операция-
ми, в которых 06060 важную роль играли
‘авиация и морская пехота. Флот же 06ес-
печивал проведение этих операций, имев-
ших решающее значение для такой, каза-
лось бы, «чисто» морской войны, какой
была война на Тихом океане. Одни линей-
ные силы военно-морского флота, да и весь
флот США не решили бы сложных задач
борьбы на Тихом океане.

С этой точки зрения определенный инте-
рес представляют военные действия. (весной
1945 года) по захвату Иводзимы — скали-
стого острова, общей площадью всем в
21 кв. км, сильно укрепленного японцами,

Остров систематически подвергалея воз-
душным атакам и артиллерийскому обетре-
лу надводных кораблей флота США. Пред-
варительное «размягчение» обороны остро-
ва велось в течение семи месяцев. Одновре-.
менно осуществлялись воздушные рейды
на морокие коммуникации в этом районе.
Для захвата острова были выделены круп-
ные силы, Веего на остров было высажено
60 тыс. человек морских пехотинцев.

19 февраля 1945 года началея штурм
Иволзимы. Остров был захвачен лишь в ре-
зультате упорных, кровопролитных. 27-
дневных боев. 20-тысячный японский гар-
низон был уничтожен. Однако потери аме-
риканской морской пехоты были также
весьма значительны: из 60 тыс. человек
‚ было. убито, ранено, и пропало: без вести
20 тыс.. человек. Само собой разумеется;
что одни боевые корабли американского
флота не смогли бы усненено: провести та-
кую или подобную ей операцию. Мы не пе-
‘речисляем других, более крупных и более
важных смешанных. операций, проведенных
США в войне с Японией. Дело в том, что
война на море исторически никогда не была
самостоятельным явлением. Так и на сей
раз.

Решающее влияние на исход войны на Ти-
хом океане в целом оказал не американо-
‘английский флот, а разгром лучшей части
сухопутных войск Японии — императорской
квантунской армии Вооруженными Силами
‘CCCP.

Напомним также, что некоторые из сме-
шанных операций в войне США и Японии
были проведены в ту пору, когда флот США
еще отнюдь не господствовал на Тихом
океане в тех масштабах, которые Воломб
считал обязательными для успеха десант-
‘ных операций. Достаточно сказать, что
бои за Гвадалканар начались за три года до

истиной является положение, что быть вез-
де одинаково сильным нельзя даже в рам-
ках одной операции. Для достижения успе-
ха необходимо получить в решающий мо-
мент. ретительное превосходство на глав-
ном направлении. Откладывать TY или
иную операцию впредь до установления
абсолютного господства на всем театре вой-
ны (а не в районе операции на время ee
проведения) по меньшей мере неразумно:

Поборники идей господства на морских
просторах мира неспособны к трезвому ана-
лизу ‘обстановки, к анализу реального ©0-
отношения сил. Ведь даже более слабый
‘флот, поддержанный мощной сухопутной
авиацией, может быть серьезным соперником
сильнейшего флота в его попытках уста-
новить «обладание» морем в духе Коломба,
особенно на ограниченных морских теат-
рах. Еще более опасным противником явит-
ся этот более слабый флот’ в непосредетвен-
ной близости от побережья, где он еможет
опереться на различные средства береговой
‘обороны и, прежде всего, на береговую ар-

* Окончание. Начало см. «Красный Флот»
от 14 января, i

‘

Изучение опыта

‘Великой Отечественной
ВОЙНЫ

В Н-ской части в часы офицерской уче-
бы систематически проводятся’ занятия по
изучению опыта Отечественной войны.

Недавно занятие на тему «ПВО десант-
ных операций» провел активный участник
Отечественной войны майор И. Гнитько.
Ou подробно охарактеризовал использова-
ние средств противовоздушной обороны
при высадке десантов на морских 0б’ек-
тах.

Старший лейтенант Vi. СМИРНОВ.

Тихоокеанский флот.

тиллерию, которая обладает весьма значи-
тельной дальностью и точностью действия.
Здесь же, поблизости от побережья, нема-
лую роль играют и минные заграждения.

Надо также иметь в виду, что далеко не
все операции, проводимые в открытом море
или у берегов противника, нуждаются даже
в достижении так называемого оперативно-
TO господства. (то-есть господства, уетанав-
ливаемого в районе операции на время ее
проведения). Примерами могут служить:
систематическая разведка силами подвод-
вых лодок и авиацией, систематические
действия подводных лодок, авиации и тор-
педных катеров на коммуникациях против-
ника и т. п. Чтобы провести такие опера-
ции, не всегда требуется достижение пе-
ревеса в силах в районе действий.

Огромное значение в таких операциях
имеют скрытность и внезапность нанесения
удара, применение военной хитрости, уме-
ние решить задачу путем использования
всех упущений и слабых сторон противни-
ка ит. д: В тому же слабейший флот, не
будучи связан несостоятельной теорией не-
обходимости предварительно установить аб-
солютное господство на море для успеха тех
или иных операций местного значения, мо-
жет, при достаточно искусных действиях,
наносить немалый ущерб врагу и увеличи-
вать возможность удачного решения своих

боев за Иводзиму. Оно и понятно: азбучной

задач,
Разработанная Коломбом теория «господ-

ства на море» в самой своей основе вра-,

ждебна основному. положению. современной,
передовой военной науки о взаимодействии
различных родов войск. Только тесное, ис-
кусно осуществленное взаимодействие раз-
личных родов войск может обеспечить пре-
восходетво (или господство) вооруженных
сил (или части их) над. вражескими на
необходимое время и в необходимом месте.

7.

у.

Война на море состоит, по Коломбу, из
серии сражений между «наиболее могуще-
ственными силами, какие только каждая из
STODOH могла взаимно противопоставить».
Именно такие генеральные сражения ли-
нейных сил флота решают судьбу «морской
войны». Все силы военных флотов, вся
энергия военных моряков должны быть
поэтому направлены на «генеральные бое-
вые действия флота», посредством которых
приобретается «обладание морем». Эти свои
выводы Вюломб делал,
войн эпохи парусного флота, точнее англо-
толландских войн ХУП века. Опыт войн
«мануфактурного периода» он безоговороч-
HO распространял и на «машинный. пери-
од войны», который, как известно, обладает
своими специфическими закономерностями.

Между тем находятся такие военные «ав-
торитеты», которые в своих теоретических
изысканиях слепо повторяют положения №0=
1омба, не замечая, что современный опыт
‘опрокидывает вею концепцию британского
теоретика морской войны. Ведь одними гене-
ральными сражениями линейных сил война
Ha море не выигрывается. Борьба: на мор-
ских просторах, как это со всей очевидно-
стью доказал опыт второй мировой войны,
ведется длительное время. Противника надо
бить по частям. Было бы абсурдно доказы-
вать возможность. сокрушить военно-мор-
ские силы любой из крупных морских дер-

жав, так сказать, «одним махом», равно как.

и возможность сконцентрировать все эти
силы в одном пункте,

В борьбе за господство’ на море, за обла-
дание им, & следовательно, и морскими
коммуникациями Коломб 060б0е место уде-
лял блокаде портов. Обращаясь Е опыту
англо-голландеких войн, он делал вывод:
«Если бы толландекие порты могли быть
тесно обложены, то едва ли можно было
бы себе представить лучшее обеспечение
свободы и безопасности для нашей торгов-
ли».

Этот рекомендованный Воломбом метод те-
перь явно устарел и не соответствует совре-
менным условиям ведения войны. Тесная
блокада военно-морских портов неосуще-
ствима благодаря развитию подводного фло-
та и авиации. Сосредоточение вблизи бере-
гов, в целях осуществления такой блокады,
надводных кораблей подвергает“ их серьез-
ной опасности.

Весь современный опыт, в том числе и
‘опыт второй мировой войны, убеждает в том,
Ч10 победа в войне на море не. может быть
достигнута теми двумя путями (генераль-
ными сражениями и блокадой), которые
указывались Коломбом. Конечный успех
достигается не только в результате дей-
ствий всех вооруженных сил борющихся
сторон, но главным образом в итоге все-
сторонних мероприятий — политических,
экономических, военных, дипломатических.
В частности, для достижения победы огром-
ное значение имеют подрыв экономической
мощи противника и одновременное усиление
своего военно-экономического потенциала. В
современных условиях нет такой отрасли
народного хозяйства, которая не играла бы
той или иной роли в борьбе за победу в вой-
не. Указанные товарищем Сталиным по-

исходя из опыта

‚ ломб и Мэхэн. Ло сих пор,

стоянно действующие факторы, решая судь-
бу войны в целом, ренгают и судьбу ее ча-
сти — войны на море,

VI.

Военно-теоретические труды  Коломба
дают возможность отчетливо проследить по-
роки, присущие буржуазным  идеологам.
Как буржуазный военный теоретик Коломб
находится, конечно, на идеалистических по-
зициях. Он игнорирует такую основу всего
общественно-исторического развития, как
производительные силы, их рост, измене-
НИЯ.

По Коломбу, не развитие техники опреде-
ляет изменение и развитие тактики, а на-
оборот. Коломб силится доказать, что именно
требования тактики вызвали «диференциа-
цию морской силы», появление различных
классов и типов боевых кораблей.

Здесь достаточно напомнить клаесиче-
ское, сформулированное Энгельсом положе-
ние: «Вея организация и боевой метод ар-
мий, а вместе с тем успех и поражение
последних, оказываются зависящими от ма-
териальных, т. е. экономических условий:
от человеческого материала ш от оружия,
следовательно, от’ качества и количества
населения и от техники...». Энгельс говорил
также, что «успехи техники, едва они ста-
новились применимыми и фактически при-
менялись к военным целям...», «тотчае же
почти насильственно, часто против воли
войскового командования, вызывали пере-
мены и даже перевороты в боевых мето-
дах».

Конечно, тактика на основе изменения
техники не меняется автоматически, сама
uo себе. Ее изменяют люди. Нельзя отри-
цать и обратного влияния тактики на из-
менения техники. Ho Коломбом все эти
вопросы решаются  идеалиетически,
Углом зрения преимущественного влияния
тактики.

Коломб игнорирует непрерывно гразви-
вающуюся действительность. On считает,
что существуют вечные, неизменные зако-
ны ведения войны на море, которые отнюдь
не зависят от состояния военной техники и
не меняются в связи и на основе техниче-
кото прогресса. И эту свою концепцию
он последовательно проводит через весь
евой труд. Он ставит себе целью пока-
зать, что вокрытые им законы ведения
«морской войны» никогда не могут быть
безнаказанно нарушены и что нет «ника-
кого основания считать их уничтоженными
какими бы то ни было нововведениями не-
давнего времени», т. е. паром, стальными
кораблями, броней, орудиями и минами. По
словам Коломба, «никто не отважился:
Утверждать, что. железные дороги, электри-
ческий телеграф, орудия и ружья изменили

‚прочно установившиеся принципы. ведения

войны на суше».

- Исходя из своей буржуазной теории, Ко--
TOMO отстаивает «неизменные догмы морской
войны». Он доходит до утверждения, что’
эти вечные, закостеневшие законы «безу-
словно господствовали бы и во всякой мор-
ской войне, какая могла бы теперь возник-
нуть, и что в подготовке и предсказании
хода последней на эти законы можно было
бы положиться: вполне».

Марксистекий метод научного иселедова-
ния, как известно, не признает догм и
законов, годных для всех времен и усло-
вий. Маркоистокий метод, учит товарищ
Сталин, «не смотрит на жизнь закрытыми
глазами, чувствует биение пульса жизни».
Это, конечно, относится и к военным про-
блемам. i

Способы ведения войны, учит товарищ
Сталин, формы войны не всегда, одинаковы.
Они меняются в зависимости от условий
развития, ‘прежде всего в: зависимости OT
развития производства. При Чингис-Хане
война велась иначе, чем при Наполеоне ПТ,
в ХХ веке ведется иначе, чем в ХГХ веке.

уп:

Оторванность от жизни, от ее развития,
в том числе и от новых условий, -созда-
ваемых совершенствованием  военно-мор-
ской техники, обнаружил у Коломба в ряде
положений (в том числе и в самом опреде-

‚ лении ‘тлавнейшего понятия «командование

морем») еще адмирал С. 0; Макаров. В этом
ему помогли опыт, наблюдательность, кри-
тическое отношение & рекламируемым за
рубежом авторитетам.
Уже в 1896—1897 тг. 0..0. Макаров в

‘своих «Рассуждениях по вопросам морской

тактики» не без иронии говорил о «неко-
торых ненормальностях» в том понятии. 0.
командовании морем, которое создали Ко-
писал Ма-
каров, «это понималось таким образом,
чтс флот, командующий. морем, беспрепят-
ственно и совершенно открыто. в нем пла-
вает, в то время как его разбитый про-
‘THBHUR не смеег показаться из своих пор-
‘тов. Так ли это будет в настоящее время?
Инструкции, имеющиеся по сему предме-
ту, советуют этому  победоносному флоту
избегать ночью встреч с миноносцами свое-
о противника и потому скрывать тщатель-
‘HO. CBOW огни‘ и ходить хорошим ходом.

`Еели победоносный флот. этого не сделает

на ночь, то несколько единиц из его соста-
ва будут уничтожены в первую ночь и мо-
жет быть столько же в последующую. Мо-

Первенство Вооруженных Сил
по русскому хоккею

20 января кустовыми соревнованиями
начнется первый тур розыгрыша’ первен-
ства Вооруженных Сил СССР 1948 года по
русскому хоккею; В Москве’ встретятся.
хоккеисты Московского, Киевского и Бело-
русского военных округов. В Ленинграде
проведут игры команды Архангельского,
Беломорского, Ленинградского и Прибал-
тийского военных округов, в Новосибир-
ске — спортсмены Западно-Сибирского и
Воеточно-Сибирского военных округов и в
Куйбышеве — Уральского  Южно-Ураль-
ского и Приволжекого военных округов.

Победители кустовых соревнований (они
продлятся до 5 февраля) встретятся затем
в финальных матчах в Свердловске (второй

тур). Здесь в течение десяти дней (< 15 по
25 февраля) они будут оспаривать звание
чемпиона Вооруженных Сил по русскому
хоккею текущего года. Команда, завоевав-
шая это звание, награждается переходящим
призом и грамотой, а игроки команды-
победительницы — ценными подарками и
грамотами. Грамотами отмечаются тажже
команды, занявшие в бинале второе и третье
места.

Розыгрыш первенства Вооруженных Сил
по хоккею проводится по круговой системе,
в один круг. Не допускаются к участию в
соревнованиях игроки команд мастеров
ЦДИАА и Военно-Воздушных Сил,

под.

теорию «владения морем»

ряки отчасти помирились @ этой ненорз

мальностью, но если бы все это изложить

перед посторонним человеком, то он был

бы поражен. Он, вероятно, переспросил бы

несколько раз, так ли он понял я действи--
тельно ли ему сказали, что грозный флот

должен прятаться от остатков разбитого им.
неприятеля?». Макаров писал также, что в

теории «командования морем» есть много

и других несообразностей, указывая прежз

Де всего на «шаткость в самых основам

ниях»,

В своих суждениях С. 0. Макаров нев
был одинок. Ero поддерживали й другие -
передовые офицеры русского флота. Жур-
нал «Морокой сборник», подытоживая еще.
в 1896 г. отзывы на основные работы.
Коломба и Мэхэна, между прочим указы-
вал: «Оба сочинения русская критика OT
метила как односторонние и тенденциозные _
В том смыеле, что авторы писали под влия-
нием некоторых предвзятых идей, а пото-_
му, читая их, можно научиться глядеть
сквозь английские и американские очки».

Правда, не Макаров и его сторонники
определяли в то время куре русской офи-
циальной военно-морской науки, зачастую
`раболенствовавшей перед зарубежными авто.
ритетами. С кафедр Николаевской ввенно--
морской академии и тогда и позднее не раз-
провозглашалиеь в качестве непреложных
истин основные положения теории Воломба ~~
и Мэхэна. В лекциях, а также в печатных _
работах таких людей, как Кладо; Жерве-
и др., 663 особого труда можно найти не
только перепевы, но и восхваления ‘англо-
американских военно-морских доктрин. 9то;
бесспорно, содействовало распространению:
взглядов Коломба—Мэхэна среди офицерства
царекого флота. .

Идейная вооруженность советеких моряз
ков, необходимая для правильного разбора.
\ оценки трудов англо-американских теоре=
тиков, не может итти ни в какое ерзвне=
ние © дореволюционным прошлым. Нам тез
перь нетрудно убедиться в том, что иселе-
дование, проведенное Коломбом, He могло
быть подлинно научным и в целом и в
частностях, ибо выражало классовые инте-
ресы правящей клики Англии, игнорировало
науку о развитии человеческого общества;
абстрагировалось от той материальной 0ено-
вы, на которой зиждется все историческое _
развитие. Нельзя правильно понять суть тех -
или иных идей, тебрий, если забыть мате-
риальную основу ‘их происхождения. Пороч=
ность теоретических взглядов Коломба — в
их догматизме, а также в попытках утвер-
дить «вечные» принципы морской войрят.

Е этому надо добавить реакционнейший
характер тех империалистических, захват”
нических устремлений, знаменем ` которых ^
и являлась пресловутая теория «господетва
на море». Не случайно, что основные тео-
ретические положения Коломба и ero ele
номышленника Мэхэна вновь и вновь ожи= >
вают в ряде работ, посвященных ‘пробле-
мам современного военно-морского флота’
Сюда может быть отнесена и работа Д. O,
Бронуэлла, изданная в Англии в 1942: 10
ду под заглавием «Судьбы военно-морскотв --
флота и его влияние на сухопутные и.
военно-воздушные силы», переведенная на’
русский язык и выпущенная Воениздатом
в 1947 году. ‘

Д. Ф. Кронуэлл, американский журналист _
и бывший морской офицер, в предисловии №
своей работе прямо говорит, что он. «мно® _
TUM обязан трудам покойного адмирала ~
А. Т. Мэхэна» и что «его влияние сказа-.
лось на каждой странице этой  BHUTH>,

Известно, что американский военно=мор= °
ской флот, как и все вооруженные сильЕ-
США, воспитывается в духе американского: =
господства над миром. Реакционные круги
Англии и Америки не только. хранят тра- ^^
диции Коломба и Мэхэна, но и одновременз°
но стремятся спасти основные положения“
реакционной немецкой военной идеологии и ``.
использовать все это как оружие. в новой;

подготовляемой ими войне. ‘
#3

Буржуазная- наука, в том числе и воен
ная, переживает острый кризис. Мы же
обладаем стройным марксистеко-ленинским
учением 0 войне и вооруженных силах,
сталинской наукой побеждать и богатейз
шим опытом Великой Отечественной и вто-
рой мировой войн, использовать который.
усиленно пытаются и многие зарубежные
теоретики и практики. т

_ Мы не можем, не должны тратить время.
на поиски каких-то «рациональных зерену .
у такого устаревшего военного, авторитета,
как Коломбо, ведущие положения теории.
которото в настоящее время не представ=
ляют для нае никакой научной ценности:
Советские военные ученые и. все офицеры
наших Вооруженных Сил призваны реги»
тельно выступать против консерватизма,
отсталости, развенчивать устаревлтие тео-
ретические положения, прокладывать Ho
вые пути в военной науке, неутомимо осу-
ществлять одно из главнейших сталинских
требований, пред’являемых к Вооруженным
Силам CCCP,— «изо дня в день повышать
уровень своето военного искусства на осно-
ве опыта войны, на основе развития воен-
ной науки и техники».

Капитан 2 раяга-
Н. МИЛЬГРАМ.

На приз газеты.

«Боевая вахта»

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 14 января, -
(По телеграфу от корр. «Красного Флота»).
В течение последних четырех лет лучшие
лыжники флота ежегодно оспаривают праз_
во обладать кубком газеты «Боевая вахта». —
В нынешнем году в соревнованиях приня-
ло участие наибольшее количество спорт=
сменов — 400 матросов, старшин и офиз
перов. В программу соревнований входили
эстафета 5 Ж5 километров и военизиро- -
ванный десятикилометровый переход отлез.
лений.

Общее первенство и приз завоевали _
лыжники учебного отряда. “ Е