‘4

3 февраля 1948 г., вторник, № 27 (2821).

КРАСНЫЙ ФЛОТЯ

Великий программный документ

В работе «Коротко о партийных paano-
гласилх», опубликованной в мае 1905 года

?

товарищ Сталин сравнил рабочее движение -

с кораблем, & маржеиютекую теорию © ком-

пасом, который помогает кораблю успешно -

двигаться к «обетованной земле», Таким за-
мечательным компаюом, вот ‘уже 100 лег
указывающим рабочему классу путь в
коммунизму, является бесомертное творение
Маркса и Энгельса — «Манифест Комму-
пистической партии»,

В этом документе, имеющем всемирно-
поторическое значение,  основоположники
маркойзма изложили © гениальной ясностью
коммунистическое мировоззрение, дали на-
учно обоснованную программу борьбы за
построение коммуниетического общеетва,
вскрыли революционную роль пролетариа-
та — могильщика капитализма и творца но-
вого общественного строя. «Эта небольшая
книжечка, —писал о «Манифесте» Ленин,—
стоит целых томов: духом ее живет и дви-
жется до сих пор весь организованный и
борющийся пролетариат цивилизованного
мира» (Соч., том #2, стр. 10).

Домарксовекий социализм носил утопиче-
ский характер. Социалисты-утописты кри-
тиковали капиталиетическое обтщеслво, ocy-
ждали и проклинали ето, но не находили
ничего лучшего, как убеждать экеплоатало-
ров в безнравственности эксшлозтации, Не
видели они той общественной силы, которая

‚ способна стать твортом возого общества —

к

A

\

f

у

\

революционного пролетариагааь :
Товарищ Сталин указывает, что  утопи-

CTH «...хотели создать счастье на земле вза-.

конодалельством, декларациями, без помощи
самого народа (рабочих). На рабочее же
движение они не обращали осюбото внима-
ния ш чаюто даже отрицали ero вначение»
{Соч., том 1, стр. 12). Планы  утопиетов
были оторваны от реальной действительно-
сти. Их теории, носивитие  «кабинетный»
характер, не могли овладеть сознанием пии-
PORUX Macc трудящихся и поднять их на
борьбу за новый общественный строй.

Только научный коммунизм, опирающий-
кя на подлинное знание законов обществен-
ного развития, мог вооружить пролетариат
могучим ‹ оружием для’ освободительной
борьбы. Основоположниками ‘налхчнюго ком-
мунизма были Марке ш Энгельс.

Марксизм представляет самое глубокое
паучное проникновение в действительные
законы развития человеческого общества.
Он показывает, как ‘из одного обществен-
того строя возникает другой, вокрывает
туиюущие канитализму внутренние, проти-
воречия, доказывает неизбежность его ти-
бели, об’яеняет, почему пролетариат, етоя-
щий во главе всех трудяшщихея, является
мопильшщиком ‘капитализма,

Коммунизм, писал В. И. Ленин, <... проис-
холит из капитализма, историчееки разви-
вается из капитализма, является результа-
му действий такой общественной силы, ко-
торая рождена капиталивмом. У’ Маркса, нет
ни тени попыток сочинять утопии, поту
тому гадать насчет того, чего знать нельзя.
Марке ставит вопросе о коммунизме, как
еотествоиотьтатель поставил бы’ вопро о
развитии новой, скажем, биологической
разновицноети, раз мы знаем, что она так-
то возникла и в таком-то определенном на
правлении видоизменяется» (Соч., том 21,
‘стр. 428). i

Замечательный по яркости и ясности из-
ложения, «Манифест» — юнита для мил-
лиюолов. На его илеях воспитались и про-
должают воспитьваться широкие  маюсы
трудящихся всех стран и народов. ВКотда в
1883 году появилась первая русская мар-
ксиотская группа «Освобождение труда»,
опа поставила в качестве одной из своих
ближайттих, задач растеространение в России
лей «Манифеста Коммунистической паф-
тии». Эта грунпа сыграла большую роль в
дело пропаганды маркеизма в России. Одна-
хо у труппы были и серьезные ошибки, она
не смогла соединить  маркомем © рабочим
движением в России. Эту задачу разрешил
Тенин. Уже петербургский «Союз борьбы
за освобождение рабочего клаюса», создан-
ный и руководимый Лениным, впервые в
Риеии стал осуществлять соединение социа-
лиэма © рабочим движением. Идеи «Мани-
беота» о классовой борьбе, © непримиримо-
и интересов пролетариата и буржуазии, о
коммунистической революции ш диктатуре
пролетариата стали ’ овладевать е тех пор
знанием русских рабочих. i

Огромную роль в пропаганде этих, идеи
в России сыграл товарищ Сталин. Уже в
1896—1898 гг. om руководит  марксист-
ими кружками, изучает наряду © други“

ми трудами Маркса и Энгельса, а также
‚ранними произведениями В. И. Ленина
} “Манифест Коммунистической партии» и
‘есет его бессмертные мысли в гущу рабо-
чето класса. В работе «Анархизм или ©0-
циализм?», паписанной в 1906—1907 тг.,
товарищ Сталин залщихщает «Манифест» от
всех врагов марксизма, в том числе анархи-
в, пытавиихея  умалить его значение.

Благодаря Ленину и Сталину, творчески
тазвившим идеи «Манифеста», великий до-
вумент научного коммунизма стал достоя-
нием миллионов трудящихся нашей страны.
Под знаменем «Манифеста», этой, по выра-
жению Сталина, «песни песней» марксизма,
под знаменем  всепобеждающей теории
Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина
трудящиеся всех стран мира ведут борьбу
против капитализма, против всесилия моно-
полий, империалистического разбоя и под-
кигателей новой войны, против меж-
дународной реакции.

Е

«Манифест Коммунистической партии»

-*, Ou написан Марксом и Энгельсом по 10-

\

м

{

ручению «Союза коммунистов» — одной ‘из
первых международных коммунистических
ортанизаций пролетариата. этом ges
альном произведении была теоретически. о0-
общена сущность важнейших событий, про-
Исходивших в первой половине Х века,
В этому времени капитализм уже уе
‚ ия в ряде стран. С каждым днем обост
Тилась класеовая борьба между пролетариа-
тм и буржуазией. Рабочий класс ©тано-
зился большой политической силой. Он на-
YA выюлутаигь © революционными, антика-
питалистическими требованиями.

B 1831 roxy французские рабочие вы-
ли на улицы Лиона со знаменитым лозун-
мм: «Жить, работая, или умереть, сража-
ily, Эт был протест рабочих Против
Миитализма каж системы, которая` несет
трудящимся голод, ‘нищету, безработиду.
Ыотупение лионских рабочих  ювазало,

К 100-летию СО ДНЯ ВЫХОДА «МАНИФЕСТА

что внутри капитализма зреет револоцион-
Had сила, кровно заинтересованная в разру-
шении старого и в создании нового общества,
В 1836 году в Англии началось мопеное
движение рабочих, известное под. названием
чартизма. Значение ето в развитии мезжду-
народного рабочего лвижения ярко охарак-
теризовал товарищ Сталин.  «Чартизм, —
писал он, — сыграл свою не малую иетори-
ческую роль и побудил одну часть господ-
ствующих классов пойти на некоторые
уступки, на реформы, во имя избежания
больших потрясений» (< т лениниз-
ма», изд. Х, стр. 611). В 1844 году прои-
зошло восстание ткачей в Силезии.
птисанный под непосредетвенным влия-
нием этих и других событий, свидетельство-
вавших о росте рабочего движения, «Мани-
фест» выразил коренные интересы, глубокие
стремления рабочего класса. Он был написан
для рабочего класса, нуждавшегося в под-
линно революционной теории, в научной
программе, которая осветила бы его путь к
великой цели. «Манифест» явилея теорети-
ческим прологом к революциям 1848 года,
разыгравитимеся в Западной Ювропе.

В феврале 1848 года во Франции восста-
ли парижские рабочие. Монархия была низ-
вергнута, но к власти пришла, буржуазия:
Французский пролетариал ответил на бур-
жуазную диктатуру мощным революпион-
ным восстанием (23—26 июня). Это была
первая гражданская война между  проле-
тариатом и буржуазией. В марте 1848 года
произоныли отромного размаха революцион-
ные события в Венгрии, Пруссии и Австрии.
В Германии активное, руководящее участие
в революции принимали творцы «Манифе-
ста» Марке и Энгельс. .

Связь «Манифеста» с революционным
движением наглядно выражает отличитель-
ную особенность маркоистеко-ленинской тео-
рии, которая создавалаев и развиваетея на
основе революционной практики, вооружала
и вооружает рабочий класс и его’ партию
знанием законов общественного развития,
помогает понять будущее и правильно раз-
решать самые насущные задачи современ-
ности.

Обобщив опыт классовой борьбы, творцы
«Манифеста» пришли к научно обоснован-
ному выводу о непримиримости классовых
интересов экеплоататоров ‘и экоплозтируе-
мых. «Свободный и раб, патриций и плебей,
помещик ‘и крепостной, мастер и подма-
стерье, короче—угнетающий и угнетаемый
паходлилиеь в вечном антатонизме друг к
другу, вели непрерывную, то скрытую, то
явную борьбу, всегда, кончавитуюся револю-°
ционным переуетройством всего обществен-
ного здания или общей гибелью борющихся
классов» (В. Маркс и Ф. Энгельс. «Мани-
фест Коммунистической партии», стр. 14).

Капиталиотическое общество, вышедшее
из недр феодализма, породило новые классы
и новые формы экеплоатации человека че-
ловеком. Оно же породило и своего могиль-
щика в лице пролетариата. Марко и Энтелье
доказали в «Манифесте», почему именно
пролетариат должен стать во главе всех
трудящихся и обезхоленных; они раскрыли
причины последовательной революциюнно-
сти пролетариата, указали конечную цель
его борьбы — коммунизм.

вселил в сознание пролетариата, непоколе-
бимую уверенность в торжестве его дела.
Оз раекрыл те противоречия, которые при-
водят капитализм к гибели. Будучи шагом
вперед‘ по сравнению © феодализмом, капи-
тализм вызвал к жизни новые производи-.
тельные силы: Вместе с тем он уподобилея
волшебнику, «...который нев состоянии: 60-
лее справиться с подземныйли силами, вы-
званными его заклинаниями» (там же,
стр. 20). Производственные отношения ка-
питализма стали тормозом для дальнейшего
развития производительных сил. Расттиряя
в погоне за наживой производетво, катита-
листы в то же время усиливалот экоплюата-
цию рабочего класса. Все более и более
ухудшается положение трудящихея. В pe-
зультале снижается платежеспособный
строе, рынок оказывается He B состоянии
поглотить произведенные товары. Происхо-
дит кризие перепроизводетва. Фабрики и
заводы закрываются, рабочие  выбравыва-
ютея на улицу. Общество оказывается от-
броленным далеко назад. Такие кризиеы
напоминают, по выражению Маркса и
Энгельса, разрушительные эпидемии.

С предельной убедительностью «Мани-
фест» доказывает, что для того, чтобы лик-
видировать кризисы, надо уничтожить. ка-
питалистический строй и его ‘экономиче-
скутю основу — частную собственность на
средства и орудия производства. Таким 00-
разом, капитализм не является вечной и
«естественной» категорией, как это пыта-
лись и Пытаютея доказать ero защитни-
ки, а исторически преходящим обществен-
ным строем, который неизбежно должен
погибнуть.

Исходя из этото основного положения
маркоизма, развив его дальше, применитель-
но к новым условиям историчеекото разви-
тия, Ленин и Сталин раскрыли природу
империализма ках капитализма, паразитиче-
ского, умиралощего, загнивающего. Не сле-
дует, однажо, думать, что гибель капита-
лизма происходит автоматически, без борь-
бы, сама собой. В буржуазном обществе
зреет революционная сила, которая выпол-
няет историческую MUCCHIO свержения ка-
питализма, — пролетариат.  «Пролетариат,
самый низший слой современного общества,
не может подняться, не может выпрямиться
без того, чтобы при этом не взлетела на
воздух вся возвышающаяся над ним над-
стройка из слоев, образующих офипиальное
общество» (там же, стр. 25—26).

дает яркую научную характеристивюу пт19-
летарокой революции. В превращении про-
летариата, в господствующий класс Марко и
Энгелье видели ближайтгий результат, пер-
вый таг пролетафекой’ революции. Ho в9-
прое о диктатуре пролетариата поставлен B
«Манифесте» еще в общей форме. Позже, на
опыте революции 1848 года и особенно Па-
рижской Коммуны 1871 года, основополож-
ники марксизма придали ботьттую контрет-
ность учению о пролетарской диктатуре. й
развили это учение дальше. Они пришти к
убеждению, Го пролетариат He может про-
сло овладеть буржуазной государственной

КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ»
4 > j :

малпиной. он должен сломать ве. 06 этом
авлоры «Манифеста» писали в 1872 году В
предисловии к его немецкому изданию.
В. И. Ленин видел в этой поправке w «Ма-
нифесту» ‘основной урок Парижекой Вом-
муны, t

Развивая мысли Маркса, Энгельса,
Ленина о диктатуре пролетариата; товари
Сталин пишет: «Диктатура пролетариата
не может возникнуть как результат мирно-
го развития буржуазного общества и OyD-
жуазной демократии, — она’ может возник-
нуть лишь в результа солома, ‘буржуазной
тосударетвенной малины, буржуазной ap-
мии, буржуазного чиновничьего аппарата,
ЕН полиции» ((оч., том 6, стр.

Принципиально обоенованы в «Манифе-
сте» и преимущества нового тесудалотвен-
HOTO строя, возникающего в результате
победы: пролетариата. В власти приходят
самые птирокие слои трудящихся. Начи-
нается процесе утверждения общественной
собственности на средетва и орудия пройз-
водства, гигантского роста производитель-
ных сил общества и лод’ема, культуры.

История полностью подтвердила правиль-.
ность основных программных положений
«Манифеста Коммунистической партии».

В октябре 1917 года в России произошла
Великая Октябрьская социалистическая pe-
волюция, контуры. которой были даны авто-
рами «Манифеста». Эта революция привела
к уничтожению в мазей стране власти ка-
питалиелов и помещиков и к установлению
диктатуры пролетариата. В ‘результате ко-
ренных социально-экономичееких преобразо-
ваний, осуществленных трудящимиея под
руководетвом большевистской партии, в’
СССР построен социализм, являющийся
первой фазой коммунизма, и осуществляется
переход к высшей его фазе, к той конечной
цели международного рабочего движения,
о которой Маркс и Энгелье писали в «Мани
фесте Коммунистической партии». Выска-
зываясь но поводу программы мероприятий,
которую они рекомендовали осуществить
победившему пролетариату, товариит Сталин
еще в 1926 году, на ХУ партийной конфе-
ренции, отметил: «девять десятых этой
программы уже осуществлено нашей рево-
люцией».

Претворены в жизнь и великие призывы  .

«Манифеста», обращенные к, социалиетиче-
скому государству, о неуклонном и быстром
под’еме материальных . производительных
сил. В речи ча предвыборном собрании
(талинского иобирательного округа, г. ` М№-
соквы 9 февраля 1946 года товари Сталин
указал, что небывалый рост производства
в ОССР нельзя считать простым и обычным
развитием страны от отсталости в прогрее-
су. Это был скачок, при’ помощи’ которого
наша страна превратилаеь из отеталой в
передовую, из аграрной в индустриальную,
Ели исключить период залечивания . ран,
полученных в результате первой мировой и
гражданской войн, 10 окажется,
превращение произопелю воето лишь’ в тече-
ние 13 лет — в срок, возможный только в
етране социализма, где нарох-—хозяин своей
судьбы, где безраздельно господотвует ебще-
сотвенная собетвенноеть на средства и ору-
дия производства и осуществляетея плано-
BOO ведение хозяйства, по
Идеи коммунизма близки и дороги тру-
дящимся всех стран. В государствах, где ут-
вердилась новая демократия, народные мас-
CH своими, особыми путями выходят к соци-
ализиу. Раетет влияние коммунистических
партий п в странах, гле буржуазия по указ-
ке американското империализма организует
травлю передовых демократических элемен-
тов, Так, коммунистическую пафтию Фран-
ции поддерживают подавляющая часть фран-
цузекого пролетариата, широкие массы кре-
стьянства, ремесленники и передовая ин-
теллигенция. Вопреки проискам де голлей,
блюмов и К° французевий народ глубоко
верит своей коммунистической партии, пи-
тает искренние симпатии к СССР, стране
победившего ебциализма. Коммунистическая
партия Франции насчитывает миллион чело-
век. В Италии, ге в период’ ‘фашистекого
подполья было всего ORONO 6 тысяч комму-
нистов; партия имеет теиерь в своих рядах

свыше 2.200 тысяч человек. Нет силы, спо-.

собной задушить волю народных мае к
борьбе с империализмом и реакцией. Дело

‘коммунизма непобедимо!

, Til.

Раскрывая в «Манифесте» великую роль
коммунистической партии как передового
отряда трудящихея масс, руководящей силы
пролетариата и высшей формы классового
0б’единения рабочих, Марке и Энгельсе пи-
сали, что у коммуниетов нет интересов, от-
личных от интересов пролетариата. Безза-
ветная преданность делу трудящихея —
основная черта коммунистической партии.
Маркс и Энгельс зовут ее и всех трудящихся
& беспощадной борьбе с буржуазной идео-
Lommel, к революционной бдительности и
непримиримости.

‚В специальном разделе  «Социалистиче-
ская и коммунистическая литература»
Марко и Энгельс разоблачают врагов  про-
летариата, которые рялятся в одежды. «за-
шитников» и «друзей» народа, а на деле
являются гнусными сторонниками капита-
листического работва. В «Манифесте» раю-
крывается природа Tak называемых фео-
дальных «социалистов», процветавитих во
Франции и Антлий и «критиковавиих»

`буржуазный строй © позиций старой зри-

стократической знати. Феодальные «еоциа-
листы» хотели повернуть Колесо истории
назад, к временам крепостничества. В Гер-
мании реакционные элементы об’явили, себя
представителями «немецкого», или «истин-
Horo», социализма. На деле они являлись
атентурой контрреволюционных немецких
правительств, Ярко и глубоко критикуют
Маркси Энгельс «буржуазных социалистов»,
которые пытаются убедить рабочих в необхо-
димости откаваться от революционной борь-
бы против капитализма. Буржуазные со-
пиалисты хотят «улучшить» капитализм,

сохранив частную собственность на фабрики

и заводы.

Основной вывод «Манифеста» состоит в
том, чо только уничтожение капитализма
дают трудящимся радостную и действительно
свободную жизнь. Призыв «Манифеста» к
борьбе © врагами коммунизма имел и имеет

что эт

марксизма.

огромное значение для всего. междунатодно-
го рабочем движения.

История большевистской партии = 910
история борьбы «6  мелкобуржуазными
партиями: эсеров, меньшевиков, анархи-
стов, националистов и прочих, атентов бур-
жуазии. «Без преодоления тавих партий и
изгнания их из рядов рабочего класса не-
возможно былю бы добиться единства рабо-
чего класса, ад без единства, рабочего клах-
са -—— невозможно было бы осуществить
победу пролетаровой революции» («История
ВЬТ(б). Краткий курс», стр. 343).

` Не разбив «экономистов» и меньшеви-
ROB, нельзя было построить великую боль-
шевистокую партию, партию нового типа,
и повести рабочий grace Ha пролетарекуто
революцию. Не разгромив троцкиетов и бу-
харинцев, нельзя было подготовить уело-
вия, необходимые для построения в нашей
отране социалиетического общества. Не раз-
бив национал-уклониетов, нельзя’ было
отетоять великое знамя дружбы народов
СОСР, построить могучий Союз Советеких
Социалистическлех Республик.

Перед братокими  коммуниетичеекими
Партиями всех стран стоит сейчае  блат-
‘родная и неотложная залача — фавоблаче-
ние подлой предалельской деятельности пра-
вых социалистов типа, Блюма во Франции,
Шумахера в Германии, Эттли` и Бевина в
Англии, Саратата в Италии, Реннера, и Шер-

`фав Австрии. Разбойничью сущность своей

империалистической политики они пыталот-
ся скрыть под маской демократии и социа-
листической фразеологии. Правые социали-
ты — э10 агенты империалистов, стремя-
щиеся внести разложение в фяды рабочего
клаоса и отравить его сознание. Вот почему
© озлоблением говорят они о «Манифесте»,
0б’являют его «устаревним» и противопо-
ставляют его великим `илеям  ‘растленную
буржуазную идеологию,

В борьбе с врагами марксизма коммуни-
отические партии всех стран раскрывают
перед трудящимися массами могучую орга-
низующую и мобилизующую роль мар-
коистоко-лениноких  илей. Празднование
столетия ‘© ля выхода в свет
«Манифеста Коммунистической партии»
превращается в международный праздник
всех трудящихся, борющихся под подлинно
революционным, интернацдиональным —л0-
зунгом, провозглатеннымх  Маржеом м 9Эн-
тельсом в «Манифесте Коммунистической
партии»; «Пролетарии всех стран, соединяй-

тесь!»,
ТУ.

проникнут мыюлью 0 непримиримости труда
и капитала. :

«Призрак бродит по Европе -—— призрак
коммунизма. Вее силы старой Европы 0б’-
единилиеь для священной травли этого пои-
зрака: папа и царь, Меттерних и Гизо,
французские радикалы и немецкие полицей-
ские. 5

Tye та оппозиционная партия, которую
ее противники, стоящие у влаети, не осла-
вили бы коммунистической? Где та, оппови-
ционная партия, которая в свою очередь не
бросала бы клеймящего обвинения в комму-
низме как более передовым представителям
оппозиции, так и своим реакционным про-
тивнивам?

Два вывода вытекают из этого факта.

‚ Коммунизм признается уже силою вееми
европейскими силами,

` Пора уже коммуниотам нерел всем миром
открыто изложить свои взгляды, свои цели,
свои стремления и сказкам о призраке ком-
мунизма противопоставить манифест са-
мой партии».

Эти пламенные слова «Манифеста» ни-
сколько не устарели и в наи дни. Вакю и в
те времена, реакционный лагерь ныне при-
меняет самые подлые приемы борьбы © на-
родными массами. Здесь и прямая угроза
силой, и шантаж, и вымогательство, и кри-
кн о «коммунистической опасности», и даже
заявления о «защите» демократии... Маркс
и Энгельс, разоблачив реакцию еще в «Ма-
нифесте Коммунистической партии», дока-
зали, чо планы капиталистов в борьбе про-
тив трудящихея должны потерпеть круше-
ние, что новое, передовое, прогрессивное
неололимо. Они призывали трудящихся всех
стран к совместной борьбе против реакции.

Эти призывы «Манифеста» сохраняют
свою громадную мобилизующую силу и на
современном этапе. Народы мира репиитель-
но сопротивляются планам изпериалиетиче-
ской экспансии и атрессий, «Главная опае-
ность для рабочего класса сейчае заклю-
чается в недооценке своих сил и в пере-
оценке сил империалистического лагеря».
Перед демократическими силами мира встает
поэтому задача дальнейшего сплочения
своих рядов.

Два лагеря образовалось в современном
обществе: = паторь  имперналистический,
антидемократический,  отавящий своей
главной целью установление мирового гос-
подотва американского империализма, и ла-
терь антиимпериалистический,  демократи-
ческий, основная задача которого — под-
рыв империализма, укрепление ‘подлиниюй
демократии. Борьба между этими двумя ла-
терями происходит в обстановке дальнейше-
то обострения общего кризиса, капиталисти-
‘ческой системы, ‘в обстановке ослабления
сил капитализма и укрепления сил сощиа-
миома.

Илеи «Манифеста, Коммунистической пар-
тии» укрепляют в сознании трудящихся

веру в свои силы, в торжество коммуниз-

ма. Будущее — ва коимунизмом, который
несет избавление от всох  белетвий, поро-
мемых  катитализмом, ‘несет народам
счастливую, зажиточную и культурную
жизнь. «Мы живем в такой век, котда все
дороги ведут к коммунизму» (Молотов).
Знамя маркеизма-ленинизма, внамя «Ма-
нифеста Коммунистической партии» держит
в евоих руках великий Сталин. В краткой
биографии ‘налието великого вождя указы-
‘заетоя: «В Сталине миллионы рабочих
всех отран видят своего учителя, на клас-
сических трудах которото они училиеь и
Учатся, как, нужно успепино бороться против
классового врага, как нужно готовить уело-
вия конечной победы пролетариата. Влия-

ние (талина = это влияние великой, слав-
НОЙ большевистокой партии, в которой ра-
бочие капиталистичееких стран видят 00-
разцевую партию рабочего класса, достой-
ную подражания».

Великие, непюбедимые идеи Маркса, Эн-
Terbea, Ленина, Сталина овладели  созна-
Вим сотен миллионов людей и преврати-
лись в могучую материальную силу.

‚ Проф. М. БАСКИН.

НАРУШЕНИЕ СВОБОЛЫ ТОРГОВОГО
_ СУДОХОДСТВА ВА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ _

По полученным сведениям, в ’ последние
месяцы американские самолеты, включая
бомбардировщики типа. «Летающая xpe-
пость», подвергают советекие торговые Cy-
да в Желтом и Японском морях назойливому
осмотру с воздуха, делая над судами круги,
проходя над ними на. бреющем полете и да-
же пикируя на них, Такое поведение аме-
риканеких самолетов, естественно, вызы-
вает законное недовольство со стороны
Команд и пассажиров советских парохолав.
Грубые попытки американских властей
установить свой контроль над судоходетвом
в Желтом и Японском морях далеко за пре-
делами территориальных вод можно -раепе-
нивать лишь Rak WX полное нежелание счи-

татьея е законными интересами торговотв
судоходства других стран.

В связи е этим Министеретво “Иностран-
ных Дел 30 января с. г. направило Амери-
канскому Посольству в Москве ноту, в коз
Торой, сообщая об указанных действиях аме=
риканских самолетов, обращает внимание
Правительства США на указанные выше. на-
рушения свободы торгового судоходства. Ми=
нистеретво Иностранных Дел СССР, . ropo-
ритея в ноте, ожидает, что Правительством
США будут даны необхолимые указания со-
ответствующим американским властям о но
допущении подобных нарушений в будущем:

(ТАСС),

Катерники успешно выполнили
огневую задачу

(От корреспондента

Этим стрельбам предшествовала тщалель-
ная подготовка. Наводчики и дальномер-
щики, командиры орудий и управляющие
отнем почти ежедневно посещали’ артилле-
рийский учебный кабинет, где проходили
усиленную и всестороннюю тренировку.
Вроме инструкций и наставлений, которые
‚осваивались в учебное время, личный с0-
став присутотвовал на дополнительных за-
нятиях в часы вечерней массовой работы.
А расчеты орудий каждый свободный чае
использовали для’ тренировок на приборе
Врылова.

За день до выхода в море флагманский
артиллерист  капитан-лейтенант Садырев
тщательно проверил готовность экипажей
в стрельбам. Он подробно выяснил на всех
боевых постах, насколько хорошо матросы
и старшины изучили боевые инструкции и
умеют их применять, как знают материаль-
ную часть своих заведываний. Эта проверка,
показала, что экипажи катеров вполне
тотовы выполнять огневую задачу. Особенно
хоропго подготовились артиллеристы катера,
тде командиром опытный офицер, не раз
отличавшийся на боевых учениях, лейте-
нант Быстров,

Недавно катер капитан-лейтенанта Ива-
нова, имея на борту орудийные расчеты;
рулевых и комендоров некоторых других
катеров, вышел в море.

Накануне этого дня на море длительное
время свиренетвовал шторм, и сейчае крепко
давала себя знать мертвая зыбь. В орудий-
ных расчетах наводчиками орудий были
матросы, лишь недавно прибывитие из учеб-
ного отряда. : :

Катер вскоре пришел в район выпол-
нения огневой задачи. Стреляли поочередно
орудийные расчеты всех катеров. За, штур-
валом стояли рулевые тех кораблей, расчеты
которых вели огонь.

_ Все коменлоры кораблей успешно выпол-
нили упражнение. Особый успех выпал на
долю артиллеристов лейтенанта Быстрова.
Командиры орудий этого катера, старитий.
матрос Андреанов и старшина 2. статьи.
Исипов, которые в прошлом голу добились

«Красного Флота»)

высокой выучки своих подчиненных, и
В этом году оказались на, высоте. Наводчики
орудий матросы Холак и Бикмулин, не-
смотря на мертвую зыбь и сильную качку;
когда, корабль то п. дело врезался скулой
в волну, задачу выполнили на «отлично» и
дали наибольшее количество попаданий. На
оценку «хорошо» отетрелялись орудийные
расчеты канитан-лейтенанта Иванова.

Еще ло стрельбы между флагманским
артиллеристом ‘и командиром  калера был
такой разговор:

—- Уверены ли вы, что ничто вам не 10+
мешает?

— Но совеем. Наволчики у меня моло-
дые; только из учебного отряда. Это для
них первая стрельба в море. На трениров-
ках они действовали удачно, & как сейчас
справятся — трулно сказаль. :

Этот разговор касался комендоров Нечае-
ва; Ситникова и Мороза. Но вот один за
другим молодые ‘наводчики держат свой
первый. боевой экзамен, Нечаев отстрелял
с оценкой «хоро». Стреляет Ситников, и
щит снова звенит несколько раз. Такого же
количества попаданий добился матрос Мороз.
Этот ‘успех молодых комендоров был ра-
достно воспринят всеми офицерами,

При подведении итогов была отмечена,
хорошая выучка рулевых с катеров, где
командирами лейтенанты Быстров и Ермо-
ленко. Вопросу подготовки рулевых и мотоз
ристов в стрельбам здесь придали большое
значение. С ними накануне стрельб специ-
ально занимались. Особенно хорошо оказал
ся подготовленным рулевой матрос Ефанов,
© которым занимался лейтенант Быстров.
 Он во время стрельб так’ умело вел катер,
что значительно способотвовал артиллери-
стам в успешном. ретении задачи.

Отрельбы в море экипажи катеров, по
опенке флатманского артиллериста капитан-
‘лейтенанта Садырева, провели успешно.
Вторая боевая часть подразделения вполне
подготовлена к решению других, более
сложных огневых ‘задач. =

Старший лейтенант А. ОРЕХОВ.

i

_ Отчеты и

у

выборы партийных органов

Преследование за критику
(От специального корреспондента «Красного Флота»)
‚ Нельзя сказать, чтобы имя команлира  Этим «разговором»; однако, не ограни-

береговой базы тральщиков члена ВК(б)
Алексеева часто упомяналось в выступле-
ниях коммунистов на отчетно-выборном
партийном собрании. Наоборот, собравшие-
ся старательно обходили молчанием имя.
своего начальника. Происходило это вовсе
не потому, что в руководстве базой все
обстоит благополучно, и, конечно, не пото-
му, что ушедиего в отлуск Алексеева ком-
мунисты He хотели критиковать заочно.
Молчание об’яонялось другими причинами,
которые станут ясны из последующего из-
ложения.
Выступавший с отчетным докладом сек-
фетарь партийного бюро т. Лонлор отметил,
что комугуниет Алекоеев бывает несправед-
лив и груб по отношению к подчиненным.
Эти слова секретарю не прошли. даром.
Уже на следующий день он услышал в те-
лефонной трубке голос командира базы:
— Приготовьте доклад и документы, Я
сейчас пруду. ! и
В том, что командир собирается, несмот-
ря на отпуск, зайти и узнать, как пропгло

партийное собрание, нет ничего удивитель-

ного. Пюмантир, очевидно, поговорит со
своим заместителем по поллечаети, © пар-
тийным руководителем, будет интересовать-
ся подробностями собрания, И т. Лондор
стал обдумывать, как полнее и оботоятель-
Нее доложить командиру.

Этого. однако, He потребовалось. Сразу
же т. Алексеев’ обрушилея на т. Лонлора:
`— Как вы смели критиковать меня?
Ето вам позволял?

И, не дав т. Лондору опомниться, т. Алек-
сеев сразу же перешел на нетопустимый
тон, стал грубить, ругаться. «Беседа» на-
чальника с подчиненным кончилась тем, что
первый выгнал второго за дверь.

чилея «интерес» Алексеева к. партийным
вопросам. В тот же день он явился на за-
седание вновь избранного партийного. бюро
й решительно вмешался в обсужление. кан-
дидатуры нового секретаря.

Члены бюро предложили избрать секре-
тарем товарища, о котором и сам Алексеев
отзывался как о примерном старшине-ком-
муниоте. На бюро Алековев неожлланно за-

протестовал против кандидатуры этого’ то-.

варища, начал настаивать из другой канди-

датуре. бн возражал потому, чм кандидат

в секретари осмелился на партийном собра-

нии критиковать непорядья в базе.

Вопреки настояниям т. Алексеева, этот
коммунист был избран секретарем партий-
ного бюро. о
`_ — Все равно он получит от меня взы-
секание и вам придется его переизбрать,—
цинично заявил  команлер базьг.

Затем он решил отвести хушу в «разго-
BODE» 60 своим заместителем по политчаст
капитаном Бойко. _ i

— Ито позволил, говорить 060 мне на
партийном собрании? —- загремет Алексеев,
войдя в кабинет заместителя.

Последующую тневную тлралу команлира
‘Воспроизвести’ невозможно. Он бил кулаком
По столу, ештиб на пол лампу. Неизвестно,
fo какой степени самодуретва дошел бы
Алексеев, если бы его не увел случайно
затедитий на шум старптий офицер.

После этого т. Алексеев в базе не появ-
лялея. Говорят, чтобы уйти от дел, остав-
пиеся лни отпуска он фешил провестя на
Юте. Но не сможет уйти Алексеев от ответ=
ственности за свои непартийные поступки,

Капитан М. ШИРЯМОВ.
Балтийский. флот.

Е amr ie tS CL

Соревнования по

Соревнования по русскому хоккею при-
нимают все больший размах. Наряду с
розыгрышем первенства огородов сильней-
шие команды оспаривают Кубки CCCP,
РСФСР nt BUCH. Соревнования за, облада-
ние этими почетными призами привлекли к
участию более двухсот команд.

февраля состоялись первые игры Ha
Вубок СССР по русскому хоккею. Москов-
ская команда «Торпедо» выиграла у ©бор-
ной команды Петрозаводска (2:0). Хокке-
исты столичного «Динамо» победили коман-
ду новосибирокого Дома ‘офицеров (3:0).
Матч команд «Трудовые резервы» (Москва)

русскому хоккею

и  «Водник» (Архангельск) закончился
победой москвичей с результатом 3: 1.

Большого ‘успеха добилась молодая коман-
да люберецкого «Трактора», обытравшая
со счетом 1:0 ленинградских хоккенетов
«Зенита»,

хх 73

Вчера. в Москве встречей хоккеистов
Киевского и Белорусского военных округов
начались кусловые соревнования Ha пер-
венство Вооруженных Сил’ по русскому
хоккею: №

Победу завоевала команла Белорусского
округа. со счетом 2:1.

Первенство СССР по канадскому хоккею `

ЦДКА — «Крылья Советов». (Москва) 8:1

Хоккеисты ЦДКА в воскресенье, 1 фев-  Матч вакончилея ео счетом 8:Т в ПОЛЬЗУ

раля, в очередном матче Ha первенство   армейских хоккеистов.

Сейчае команда

СССР по канадокому хоккею вотретилиеь   ЦДКА, имеющая после 11 игр 19 очков, за-
©0 столичной командой «Крылья Советов».   нимает первое место в розыгрыше.