возросло поголовье скота, укрепляется сель-

’ Совета Национальностей депутат В, В. Куз-
   Пялль (Эстонекая ССР).

CCCP зетонсвий народ самоотверженно 60-

ся сельское хозяйства ресшублики — эна-

к

Заседания Верховного Совета CCCP.

В 6 часов вечер» в Большом зале Крем-
певокого дворца открылось заседание Co-
зета Национальностей. :

Появление за столом председателя Пред-

’ ведателя Совета Национальностей :депу-
‘тата В. В. Кузнецова и его заместителей
цепутатов. Ч. А. Аслановой и П. A. Левиц-
кого, а в ложах товарищей А. И. Микояна,
Н. М. Шверника, А. Н. Косыгина, М; Ф.
Шкирятова, членов Президиума Верховного
Совета, министров депутаты и гости вотре-
чают продолжительными аплодиементалги.

В порядке дня — продолжение прений
по докладу ©’ Государственном ‚бюджете
CCCP-na 1948 год._и 95 исполнении Госу

‘дарственного бюджета СССР за 1946 год.

Предеедалельствующий =—. Председатель
нецов предоставляет слово депутату Э.Н.
— Вместе со всеми братокими народами

фетея за выполнение послевоенного пяти-
‘летнего плана, — говорит депутат Нялль.—
’ Промьциленноеть Советской Эстония прев-
зола довоенный уровень. План промыш-
ленного производства по валовой продук-
’ ии в 1947 году выполнен на 113 про-
пентов. На промышленных предприятиях и
’ стройках республики © каждым днем. все
`шире развивается социалистическое <сорев-
нование. :
Успепино восстанавливается и развивает-

чительно увеличилиеь посевные площади,

скохозяйственная кооперация.

Говоря о перопективах развития инду-

’стрии, тов. Пялль заявляет, что в течение
ближайцеих двух лет сланцевая промыш-
ленность Эстонии резко возрастет. Из слан-
цевото бассейна булут вывозиться мил-
ионы тонн сланца и сланцевых продуктов.
Тов. Пялль считает, что Министерство пу-
тей сообщения СССР и Министерство уголь-

’ ной промышленности западных районов
CCCP лолжны решить вопрос ©. етроитель-
стве транспорта в этом бассейне. Считая
одной из важных задач обеспечение с итоля
этого года подачи газа городу-герою Ленин-
тралу, депутат Пялль говорит о необходи-
MocTH ликвидировать недостатки в работе
управления Главнефтегазстроя, затяпиваю-
шего строительство основных об’ектов.

В заключение депутат Пялль ‘просит
предусмотреть в бюджете увеличение асонг-
нований на приобретение продуктивного
скота для вновь создаваемых в республике
совхозов.

Министо рыбной промытиленности затад-
ных, районов А. A. Ишков говорит,
что в 1047 году министерство выполнило
план выпуска валовой продукции на 104
процента. Полностью выполнены обязатель-
ства перед Государственным бюджетом. По
прелварительным данным, министерство 9т-
чиелило сверх утвержденного плана в 610д-
жет в 1947 голу 270 миллионов рублей.

Однако это’не должно успокаивать работ-
ников рыбной промышленности. задача ©0-
стоит в том, чтобы © еще большей настой-
чивостью бороться © потерями, бесхозяй-
ственностью, добиваться дальнейшего сни-
жения себестоимости, улучшать ‘качество
продукции, отрого соблюдать финансовую
дисциплину.

Тов. Ишков считает, что сырьевые ре-
оурсы наших водоемов позволяют создать в
стране изобилие рыбных продуктов. №0бхо-
димо широко. осваивать новые бассейны и
главным образом богатейший из них — Ce-
верный бассейн. С этой целью необхолимо,
в частности, всемерно ускорить строитель-
етво рыбных траулеров.

В заключение тов: Ишков говорит, что в
нашей стране имеются огромные дополни-
тельные источники получения свежей и
живой рыбы вблизи мест потребления. Речь
илет о выращивании в колхозных прудах
зеркального карпа, сазана и других пород
рыбы. Необходимо, чтобы местные Советы
прилали делу развития прудового рыбовод-
ства самый широкий размах.

Депутат В. М, Виролайнен (Барело-Фин-
ская ССР) отмечает, что в Карело-Финской
республике за послевоенные годы проведе-
ны большие восстановительные и строи-
тельные работы. В истеклем году закончено
строительство первого в республике цемент-
ного завода, пушена на полную мощность
Вонлопожекая ГЭС, досрочно сданы в экс-
плозтацию первые агрегаты возрождающе-
roca Кондопожекото бумажного комбината.

Вместе с тем республика не выполнила
годового плана по основным видам продук-
ции, в частности по таким отраслям про-
мышленноети, как лесная и целлюлозно-
бумажная.

Для увеличения 0б’ема вывозки леса
требуется построить жилые дома для рабо-
чих, производетвенные ‘помещения и узко-
колейную железную дорогу. Депутат. Виро-
лайнен просит Верховный Совет CCCP
обязать Министерство путей обобщения
ассигновать из  выделенных ему средств
на капиталовложения не менее 10 миллио-
нов рублей на строительные работы по
сооружению Запално-Карельской железной
дороги. Он просит также предусмотреть в
Тосударственном бюджете на 1948 год
средства на развитие республиканской топ-
ливной промышленности;

Депутат А. Г. Тахтаров говорит, что
1947 год был годом больших успехов во
всех отраслях народного хозяйства Лате-
станской республики. Многие промышлен-
ные предприятия республики перевыпол-
нили производственные планы 1947 года
к 30-й годовшине Великого Октября. Сей-
чае на всех предприятиях по призыву
ленинградцев широко развернулось сорев-

нование ва выполнение послевоенной пяти-
летки в четыре года.

Ерупнейших успехов добилось сельское
хозяйство Датестана. Колхозники и колхоз-
вицы, работники МТС и совхозов м спе-
циалисты сельского хозяйства сдержали
свое. слово, данное товарищу Сталину: вы-
растили обильный урожай зерновых куль-
тур, овошей, картофеля, плодов и вино-

чили потоловье крупного рогатого скота и
лошадей. На три месяца раньше ‘установ-
ленного срока Датестанекая АССР выпол-
нида государственный план хлебопоставок.
Депутат Тахтаров) просит Верховный Совет
запланировать в бюджете 1948 года асвиг-

‚  нования на строительство трех школьных

‘зданий в тор. Махачкала и лвух школьных
зданий в гор. Буйнакоже. Он ходатайству-
ет также 00. асбитновании средетв на

`  строительство зданий драматического и

летнего театров в. гор. Махачкала, )

Тов. Тахтаров подвергает критике рабо-
ту Министеретва кинематографии, которое
плохо выполняет план выпуска художест-
венных кинофильмов.

— Основное направление › советской
бюджетной политики, — говорит депутат
И. Е. Винокуров, — особенно ярко видно
на примере местных бюджетов. В бюджете
Якутской АССР в нынешнем году асбигно-
вания Ha хозяйственное ‘и культурное
строительство занимают 84,8 процента.
За последние 10 лег бюджет Советокой
Якутии вырос почти в три раза, а бюд-
жетные расходы на сопиально-культурные
мероприятия — почти в пять рав.

Денутат Винокуров значительную часть
своего выступления посвяшает вопросам
развития пушно-мехового хозяйства. Яку-
тия, занимающая по заготовкам пушнины
значительный удельный вес в стране, за
тоды советской власти намного’ увеличила
товарный выход мехового сырья.

По мнению депутат» Винокурова, необ
ходимо развивать звероводческие хозяйства
как по линии. государственных и’ коопера-
тивных организаций, так и по’ линии колхо-
зов. Опыт показывает, что разведение чеу-
но-серебристых лисиц даже в условиях
Крайнего Севера дает большой. хозяйствен-
ный эффект.

— Высокий уровень послевоенного раз
вития тяжелой индустрии,— говорит Ми-
нистр пищевой промышленности СССР
В. П. Зотов‚—и под’ем сельского хозяйства,
дали возможность ускорить восстановление

‚предприятий пищевой промышленности и

широко развернуть производство пищевых
продуктов. Работники пищевой промышален-
ности успешно закончили план 1947 года.
План перевыполнен всеми отраслями по
всем пищевым продуктам, причем сахарного
песка дано сверх плана 5 миллионов пудов,
сахара-рафинала — 1.200 тысяч пудов.

За 1946—1947 годы в пищевую про-
мышленность вложено средств на 40 про-
центов больше, чем за два последних пред-
военных года. Однако производственные
мощности отдельных отраслей пищевой про-
мышленности еще не достигли довоенного
уровня. Пищевикам в 1948 году предетоит
осуществить большую строительную про-
грамму с вводом новых мощностей уже в те-
кущем году, на что ассигнуется 830 мал-
лионов рублей.

В’ 1948 году производство всех пищевых
продуктов должно быть намного увеличено
по сравнению се 1947 годом. Сахарного пе-
ска пищевая промышленность должна дать
больше на 84 процента, хлебо-булочных
изделий — на 50 процентов, макарон — на
28 процентов, кондитереких изделий — на
30 процентов, патоки — на 64 процента,
консервов — на 25 процентов, раститель-
ного масла — на 17 процентов, маргари-
на — на 15 процентов”и т. д.

Депутат Д. Туратбеков говорит, что па-
триотический призыв ленинградцев о раз-
вертывании социалистического, соревнова-
ния за выполнение послевоенной пятилетал
в четыре года нашел широкий отклик среди
рабочих, колхозников и интеллигенции Вир-
гизекой республики. Промышленность Вир-
гизии к 10 декабря 1947 года выполнила
головой план выпуска валовой продукция,
ак 1 января 1948 года годовой план был
выполнен на 108,5 процента. По сравнению
8 1946 годом выпуск продукции увеличился
на 15,2 процента.   т

План хлебопоставок республикой был sa-
вершен досрочно, к 30-й годовщине Вели-
кого Октября. Сверх плана колхозники дали
государству 700 тысяч пудов зерна. План
сдачи сахарной свеклы Киргизия также. пе
ревыполнила, причем урожайность в сред-
нем достигла 280 центнеров с гектара.
Больших ‘успехов добились. колхозники B
развитии животноводства.

Тов. Туратбеков говорит, что’ бюджет
Киргизской ССР на 1948 год обеспечивает
дальнейший рост всех отраслей народного
хозяйства и культуры реепублики. Вместе
в тем он считает, что в бюджете не в доста-
точной степени отражены необходимые за-
траты на строительство Большого Чуйского
канала и Орто-Токойского водохранилища.
Депутат Туратбеков просит дополнительно
выделить на строительство этих об’ектов
17 миллионов рублей. Вроме того, он хода-
тайствует об ассигновании одного миллиона
рублей на окончание строительства троллей-
бусной линии в гор. Фрунзе,

Депутат Т. Бердыев (Туркменская ССР)
считает, что ‘запроектированный по. Совет-
скому Туркменистану бюджет полностью
обеспечивает дальнейшее хозяйственное и
культурное развитие республики.

Характеризуя успехи, достигнутые трудя-
щимися Туркмении, он сообщает, что про-
мышленность союзном и IMRACROTO
подчинения выполнила годовой план по вы-

града, умножили‘ стада овец и коз, увели-

„сигнования на нужды сельского хозяйства

’. В Совете Нащиональностей

цусву валовой продукции на 106 процен-
тов, по добыче нефти план перевытолнен
на 8,9 процента. Колхозники, ИЕ
МТО и совхозов успешно выполнили взятые
на себя обязательства по государственному
плану заготовок хлопка, шелка и каракуля.

Говоря. 0 перспективах развития: Hota
ной промышленности, депутат Бердыев от-
мечает, что она нуждается в пополнении

квалифицированными кадрами, в Romo
тельном снабжении техническим и энерге-

тическим оборудованием.

Депутат Бердыев просит предуемотреть в
Государетвенном бюджете аесицнования для
дальнейших ‘ проевтно+изыюкалельных и
подготовительно-строительных работ, ©вя-
занных © сооружением Вара-Вумекого кана-

ла, а также выделить дополнительные сред-  .

ства на благоустройство городов и капи-
тальный ремонт сети лечебных учреждений.
’ —_.В проекте Государственного бюджета
CCCP,— говорит Министр сельского хозяй-
ства СССР И. А. Бенедиктов,—натли выра-
жение высокие темпы восстановления и
развития народного хозяйства нашей стра-
ны и в частности сельского хозяйства. Ac-

по’ союзному бюджету возрастают почти ва
19 процентов и составят 20 миллиардов
рублей. и

В прошлом году. колхозы и МТС добились
серьезных успехов в расширений посевных
площадей и поднятии урожайности. Ва-
ловой сбор зерновых культур увеличился по
сравнению с 1946 годом на 58 процентов,
картофеля — на 30 пропентов, сахарной
‘свеклы == на 190 процентов.  Поднялся
урожай льна, конопли, подсолнечника
ий других сельскохозяйственных культур.
Увеличилось потоловье всех видов скота в
колхозах.

Олнако надо сказать, что достижения
сельского хозяйства могли бы быть более
значительными, если бы бельекохозяйетвен-
ные органы, колхозы и машинно-трактор-
ные станции не допустили в своей работе
ряда серьезных недостатков. Одним из глав-
ных недостатков явилось запаздывание в

подготовке и проведении оельскохозяйствен-

ных работ. Во многих МТС качество трак-
торных работ было неудовлетворительным.
Медленно идет еще восстановление живот-
новодетва, у .

Совет Миниетров СОСР утвердил новый
типовой договор МТС © колхозами.
лотовор должен стать мощным оружием в
борьбе за дальнейшее улучшение работы
МТО, повышение урожайности и снижение
cots OCTH сельскохозяйственных работ.

В текущем году перед сельским хозяй-
ством поставлены новые большие задачи.
План на 1948 тод предусматривает высокие
темпы развития воех отраслей сельского
хозяйства. Посевные площали колхозов дол-
жны быть расширены на 15,5 процента по
сравнению с предыдущим годом. В ряде
республик и областей посевная пложаль
должна достигнуть довоенного уровня.
колхозах Украины, в районах Сибири, в
Центрально-нерноземной зоне, на Северном
Вавказе посевные площади превысят дово-
енный ‘уровень. Посевные площади зерно-
вых культур возрастут TO сравнению ©
прошлым годом на 11 процентов.

Депутат С. М. Шарафеев (Татарская
ACCP) rosoput, что трудящиеся Татарии
отметили 1947 год новыми трудовыми д-
стижениями: промышленность республики
выполнила план на 102,5 процента, вы-
пуск продукции вырос на 34,8 процевта в
превысил довоенный уровень на 80 mpo-
центов. Предприятия Татарии в истекшем
году увеличили производство кожаной и

валяной обуви, льняных тканей, пишущих

малнин, освоили производетво комбайнов,
десятирядных сеялок и других видов про-
дукции. Досрочно выполнили план хлебот-
ставок колхозы и совхозы республики, сдав
на миллионы пудов. зерна больше, чем в
1946 году.

Говоря о бюджете на 1948 год, тов. Ша-
рафеев просит расемотреть ряд практиче-
ских вопросов, в частности о строительстве
новых складских помещений, сушилок, &
также пополнении автомобильного парка.
Он ходатайствует также о дополнительном
завозе в Татарию тракторов, автомашин и
сельхозмалиин, о дополнительных асситгно-
ваниях на строительство театра в Вазани.

Министр лесной промышленности CCCP
Г. М. Орлов  товорит, что лесная
промышыенноеть в течение ряда лет
неудовлетворительно справляется с выпол-
нением государственного плана. В звгусте
прошлого года правительство приняло спе-
циальное постановление, посвященное в0-
просам механизации лесозаготовок, 0свое-
ния новых лесных районов, создания поето-
янных кадров для лесозаготовок. За период
1948—1950 г.г. лесная промышленность
получит десятки тысяч электролил, 16 ты-
сяч специальных трелевочных тракиоров и
несколько тысяч трелевочных лебедок,
большое‘ количество мотовозов, тракторов,
платформ, вагонов, автомашин и т. д.
лесу будет работать несколько тысяч пере-
движных и постоянно действующих энерге-
тических установок. 0с0б0е внимание будет
уделено жилищному строительству, что
будет способствовать обеспечению лесозаго-
товоЕ постоянными кадрами.

Сейчас лесная промышленность ветупила
в решающие ‘дни осенне-зимнего сезона.
Необходимо принять все меры к тому, чт9-
бы полностью выполнить план залотовок
леса. В заключение депутат Орлов пред’-
являет ряд претензий к миниетерствам-
поставщикам, которые не обеспечивают
потребности лесной промышленности в
инструментах и оборудовании,

На этом заседание Совета Национально-
стей об’являетея закрытыму (TACC),

Подарки Советской   Украине

КИЕВ, 3 февраля. (ТАСС). Делегации нз-
родов братских республик, участвовавшие в
праздновании 30-летия Советской Украины,

передали трудящимся УССР пенные подар-.

ки. Эти подарки сейчас находятся в увра-
инском филиале Музея В. И. Ленина.

Большой интерес предотавляют написан-
ная маслом картина «Дружба народов» и
портрет поэта-лемократа Т. Г. Шевченко,
преподнесенные делегацией Грузинской
CCP.

Узбекокая делегация поивезль в Nunes
большой ковер с изображением вождя 60-
ветокого ‘народа товарища И. В. Сталина на

фоне Кремля. Портрет окаймлен гербами
16 республик Советском Союза,

Ценнейший подарок — подлинный ри-
сунок Т. Г. Шевченко из серия закаспий-
ских зарисовок, сделанный поэтом Ро вре-
Мя 610 ссылки, — передали представители
Советской Литвы.

Уникальное произведение работы палех-
ских мастеров привезла делегация великого
русского народа. 910 — ларец, на котором
художественно изображены этапы борьбы
советского ‘народа за построение социализ-
ма в нашей стране.

Трудящиеся Москвы передали в подарок

трудящимся Украины большую вазу. На се-
ребряном пъедестале ее изображены штурм
Зимнего дворца, взятие Кремля, эпизоды
из Великой Отечественной войны. На вазе
изображены 16 гербов. братеких респуб-
лик — символ нерушимой дружбы народов
СССР. В центре вазы-— большой герб СССР.

Трудящиеся города Ленина  привез-
ли в дар фарфоровый бюст товарища
И. В, Сталина.

Ценные подарки в день 30-летия Совет-
ской Украины получены от трудящихся
Эстонии, Азербайджана, Таджикистана,
Молдавии, Свердловской области,

Молодые мастера судоремонтных мастер=
ских Тихоокеанского флота тт. П. Ляз
лин и.И. Горемыкин значительно пере-
выполнили производственный план 1947
года. Тов. Лялин автор ряда иенных
рационализаторских предложений. На `
снимке (справа налево):   Ti, Лялин и
И, Горемыкин за обработкой деталей,
Фото А. Лубенко.

Комсомольцы
на приеме у командующего
флотом

ТИХООБЕАНСВИЙ ФЛОТ, 3 февраля.
(Норр. «Нрасного Флота»). По решению
ЦК ВЛЕСМ секретарь комсомольской орта-
низации корабля Н. старший матрос Ce-
ребренников занесен в Книгу почета ЦК
ВЛЕСМ. На-днях командующий Тихоокеан-
ским флотом принял т. Серебренникова, а
также групну лучших автивистов-комоо-
мольцев с других кораблей.

Командующий горячо поздравил т. (е-
ребренникова © почетным отличием.

На приеме старииий матрос т. Серебрен+
ников рассказал 0б успехах руководимой
IM комсомольской ‘организации.

— Всю 63800 работу мы стремимся
строить так, чтобы повысить полятиче-
скую сознательность комсомольцев и не-
союзной молодежи, воспитать их в духе
BEOKODO ‹ понимания  воинекого долга,
Среди экипажа нашего корабля были мо-
лодые. матросы, которые вследствие войны
не закончили общеобравователыной учебы.
Бюро обратилось с ходатайством к коман-
диру корабля, и скоро’ здесь начала функ-
ционировать общеобразовательная школа.
Среди личного состава нашлись опытные
преподаватели, Слушалели школы закон-
чили уже программу пятого класса.

Многие комсомольцы  занималиь В
кружке по изучению биографии товарища
Сталина. 06 уровне ‘знаний комсомольцев
товорит тот факт, чт на поверке полит-
занятий большинство из BUX получило
отличную оценку.

`Большое внимание комсомольская орга-
низация уделяет боевой подготовке и
укреллению  воинокой дисциплины. Ни
один факт нарушения дисциплины не по-
ходит мимо внимания комсомольской орга-
низации. Сейчае порядок и дисциплина на
корабле значительно повысились, и В этом,
как признает командир корабля, большая
заслуга комсомольцев.

Тов. Серебренников рассказал также 06
организации спортивной и культурно-мас-
совой работы, ,

В ходе беседы командующий ‘указал
задачи, поставленные перед флотом Миня-
стром Вооруженных Сил, подчеркнул роль
ROMCOMOT2 в выполнении плана боевой
подготовки, : ay

— Командование флотом, — сказал
он, — надеется, что комсомольские орга-
низации, ‘об’единяющие значительную
часть личного состава кораблей, автивиеи-
руют CBO деятельность. В этом отноше-
нии опыт комсомольской организации,  ко-
торой руководит старший матрос Серебрен-
ников, заслуживает всяческого раопростра-
нения,

_ Политическая учеба артистов
флотского театра.

Партийная организация театра Балтий-
ского флота многое сделала для организации
политической учебы коллектива артистов.
Особенно широко развернулаеь эта работа
после решений ПЕ ВКП(б) по идеологиче
свим вопросам. г

Значительно оживилаеь учеба в кружке
истории ВЁП(б), число занимающихся уве-
личилось почти вдвое. Заметно выросла ак-
тивность слушателей.

Режиссер театра Рыжов, артисты Лады-
гин, Девяткин, Вузнецов изучили отдельные
произведения Ленина и Сталина, материалы
совещания представителей девяти коммуни-
стическвих партий.

Ввалифицированные лекторы, выделен“
ные Политуправлением флота, прочли лек-
ции по работам Ленина — «Материализм и
эмпириокритицизм», «Империализм, Rak
выеая стадия капитализма», по трудам
Сталина — «Маркоизм и национальный во-
прос», «06 основах ленинизма»:

Был проведен цикл лекций по вопрасам
творческой работы актеров. Лекции чита-
лись на такие темы: «Актер — пропаган-
дист коммунистических идей», «0 социали-
стическом реализме», «Образ молодого че=
[ ловека сталинской эпохи в театре и. литера-
Г туре», «0 советском патриотизме».

По инициативе коммунистов театра Ha
заседаниях художественного совета стали
практиковать разбор исполнения артистами
отдельных ролей, обсуждали каждый новый
подготовленный коллективом спектакль,
Были проведены вечера-встречи молодежи
театра с заслуженным артистом РСФСР

Трусовым, работающим в театре-со дня его’

основания, с ведущими актерами — Лады-
гиным, Головко, прослужившими в театре
более пятнадиати лет.

Все это способствовало росту мастерства
как отдельных актеров, так и коллектива в

целом. 2
Капитан М. КОРОЛЕВ.

*

_ 1 февраля 1948 г»

среда, № 28` (2822)

ЕЕ

Подвит в океане

Военные моряки спасли пассажиров и команду
поврежденного теплохода

Haz бухтой стояла ясная, спокойная по-
rota. Дул тихий ветер, едва колыхавший
кормовые флаги. На оторожевом корабле Н.
шли последние приготовления в походу.

Лейтенант. Шеверда, недавно назначен-
ный помощником командира, отдавал поелед-
ние распоряжения. Наконец все, что на-
холилось на верхней палубе, было надежно
закреплено, & боцман корабля, главный
старпгина Паничкин закончил подготовку
спасательных поясов и постановку штормо-
вых лееров. В. это время к помощнику
командира корабля подоптел один из! моло-
дых офиперов и недоуменно спросил:

— К чему все это? Зачем ставить петор-
мовые леера при идеальном штиле?

— Скоро вы убедитесь в обратном; —
ответил лейтенант Шеверда. — Вот попла-
ваете немного и поймете, что такие приго-
товления нужны не только для’ формального
соблюдения устава, n

..Юотла корабль возвращался в базу, ра-
дист принял приказ о спасении пассажиров
большого океанского тешлохода, пострадав-
шего во время сильного циклона. Лейтенант
Иванов, ознакомивитиеь с радиограммой, 060-
значил на карте место теплохода, точкой, но,
подумав, поставил над ней знак вопроса.

турмана не беспокоило, что теплоход на-
ходился далеко в океане, там, где бушевал
шторм. На протяжении всего многодневного
похода шторм не затихал, и личный состав
уже привык к нему. Знак вопроса имел дру-
гой смысл. Находясь во власти стихии,
теплоход не стоял на месте. Он передвигал-
ся, и обозначенное на карте место было лишь
отправной точкой его движения после ава-
рии. Однако именно в этой точке должен
был начаться поиск теплохода.

Выход в океан ознаменовался усилением
шторма и ухудшением видимости. Скоро раз=
мах крена начал достигать сорока, трех гра-
дусов. А туман стал настолько плотным, что
по обычным нормам дальнейшее плавание
требовалось прекратить и поворачивать об-
ратно. К тому же корабль то и дело попадал
в полосы снежных зарядов. Лучшая види-
мость не превышала два-—три кабельтова, а
при снегопаде она сокращалась до одной
четверти кабельтова. Волны в06 чаще зали-
вали палубу.

В непрерывной борьбе со штормом про-
шли вечер, ночь, следующий день и еще од-
на ночь. Корабль находился в открытом
океане уже вторые сутки, но ветер не уни-
малея. Экипаж назтрягал все бвои силы, что-
бы успеть своевременно найти теплоход и
оказать помошь людям, терпящим бедствие.
’ Как и следовало ожидать, на том месте,
что было ‘указано в радиограмме, тепло-
хода не оказалось. Новых же сигналов от не-
го не поступало. Где искать поврежденное
судно?

В этих условиях капитан 3 ранга Хлю-
пин показал пример наелойчивости и орга-
низованности. Он приказал усилить вахту
радистов, которые должны были непрерыв-

но ловить сигналы тенлохода, Ероме того, в

действие были пущены зенитные орудия и
прожекторы. Но теплоход не отвечал на, сиг-

- налы. Порой казалось, что поиски уже не

могут привести к успеху. Но о возвращении
в базу никто не думал. И как бы в награду
3& упоротво, вскоре радисты приняли сла-
бый сигнал: «Вас вижу. Пеленг...». :

0 большем никто из экипажа не мечтал,
Короткая радиограмма позволила определить
направление поиска. Через некоторое. время
сигнальщики увидели появлявииеся време-
нами огни. Скоро корабль волотную по-
дошел к дрейфующему транепорту.

Была ночь. Как и в начале поиска, бесно-
валея ошалелый ветер и свободно гуляла
восьмибалльная волна. Теплоход не имел
своего света, и, когда его осветили прожек-
тором, военные моряки увидели надолго за-
помнивигуюся им картину: огромное, каза-
лось’ безжизненное, тело судна, словно по-
плавок, качалось на волнах. Капитан с0о0б-
щил: крен 50 градусов, вода прибывает,

* oe

Пассажиры теплохода теперь вадели сво-
их спасителей — моряков военного корабля,
Но не могли воспользоваться их помощью.
Шторм не унимался. Капитан 3 ранга Хлю-
пин понимал, что в. сложившейся обстановке
действовать надо решительно и немедленно,
но ни один из способов снятия людей с суд-
на, терпящего бедствие, нельзя было при-
менять.

Чтобы облегчить положение теплохода,
сторожевой корабль стал с наветренной сто-
роны, принимая на себя удары волн. Но это-
го было мало. Надо было спасать людей.
Офицер Хлюпин пошел на риск. Осторожно
маневрируя, он подвел корабль к борту теп-
лохода и несколько минут удерживал его на
месте, Для: пассажиров ‘теплохода этот. ма-
невр’ был настолько неожиданным, что им
никто не сумел воспользоваться. Долго же
оставаться в таком положении было опасно.
Припилоеь снова отойти от транспорта и пре-
вратить сторожевой корабль в волнорез.

Шторм продолжался. Все попытки пс-
пользовать спасательные средства, имев-
шиеся на сторожевом корабле, оказались

безуспешными, Военным морякам пока ни-
чего не оставалось делаль, как сопровож-
дать дрейфующий тешлоход и ограждать его
от яростных волн.

Непредвиденный выход в открытый оке-
ан; длительный поиск. потерпевшего бедет-
вие сулна и маневрирование около ието, за-
тянувшееся на неопределенный срок, больше
всего волновали старшего янженер-лейте-
нанта Огороднова, Он. с тревогой подечиты-
вал запас топлива и убеждался, что при ра-
боте всех котлов его может нехватить для
возвращения в базу. Требовалось найти эф-
фективный метод экономии топлива. Тогда
он’ предложил застопорить одну машину.
Обеспечивать маневрирювалие корабля стало
труднее.

Проверяя котлы; Огороднов ‘увидел боль
шой нагар на трубках, который зналительно
увеличивал раеход тонлива. Посоветовав-
шись с командиром корабля, старший инже-
нер-лейтенант принял сметое решение: проч
извести очистку трубок, не дожидаяеь 0х-
лаждения котлов. Выполнение этото труд-
ного дела он поручил старшине 2 статья
Сюхину, который вместе со своими подчи-
ненными успешно справился ¢ заданием, В
результате этого самоотверженнюго. постулка
корабль сберег десятки тонн топлива.

Инженер-механика беспокоило также, что
испаритель в условиях дрейфа уже но мо-
жет обеспечить получение нужного количе-
ства пресной воды, так как он проработал
предельное количество времени, Огороднов
распорядилея прочистить его. Несмотря Ha
большую качку, старшины 2 статьи Мала-
кеев и Тарасов, матросы Подливода, ПГере-
метов и Комин выполнили эту работу, п за-
пас прееной воды начал быстро увеличи-
ваться.

Так же самоотверженно действовал Ha
боевых постах весь личный состав корабля.

Е исходу вторых суток ветер начал сли-
хать. И как, только © гребней ролн переста-
ли слетать белые барашки, командир собрал
на мостике офицеров. —

-— Пора действовать, товарищи. Капитан
судна сообщает, что вода продолжает го-
ступать. Вто пойдет в первый рейс?

— Я, — коротко ‘ответил  лейтеант
Крупцов. За ним выразили желание возгла-
вить команду мотокатера все’ друтие офиз
церы. Но командир корабля остановился на
первой кандидатуре. Для этого были серьез-
ные основания, Крупцов был лучшим спорт
CMCHOM экипажа, а ловкость и физическая
выносливость в данном случае требовались
так, же, как и смелость. .

Волны ‘6ще достигали пяти-— мести бал
лов. Спуокать на них катер так, как 970 де-
лается` в обычных условиях, было ‘опасно:
он немедлению разбился бы о борт корабля.
Тогда кто-то предложил опустить его с заво-
денным мотором. Командир согласился. Пред
ложение оказалось очень дельным. Как тол
ко катер коснулся воды, матрое. Кудык по
реложил руль, и набежавшая волна не при-
чинила ‘калру вреда: имея свой ход, On
быстро отошел от борта корабля,

Началось единоборство команды с волпа-
ми. Ватер, словно легкая скорлупа, то в316-
тал на гребнях, то проваливалея между ни-
ми. Все внимание экипажа сторожевого ко-
рабля и пассажиров теплохода было dopa
щено теперь на горстку храбрецов. Лейте-
Haat Врупцов, старшина, 1 статьи базельсв,
старшина, 2 статьи Смакунов, матросы Вит-
невский и Кудык мастевоки боролись с опас-
ностью, умело уклонялись от ударов воли,

Наконец, катер достиг теплохода. Упи-
раясь руками о борт, матросы приняли
иторм-трам, спущенный с пятнаддатимот-
ровой высоты поднявшегося борта, судна. По
НИКТО из пассажиров  Не соглашалея подвер-
рать себя риску. Пребывание на поврежден-
Ном судне казалось им мене опасным, чем
переход на катере до военного корабля.

Тогда лейтенант Круппов поднялся на
борт и убедил пассажиров в необходимости
срочной эвакуации. Начались рейсы от тбн-
лохода к кораблю. Они были сопряжены с
преодолением огромных ‘трудностей, Bee
больше и больше пассажиров перебрасыва-
лось на военный корабль. Здесь были муж-
чины и женщины, старики и дети, ,

омандир не ошибся, когда назначил лей-
тенанта Круппова старшим на катере. Рей-
сы были один сложнее другого и занимали
много времени. В течение пятналцали часов
катер непрерывно сновал между кораблем
и теплоходом. Все это время Крутов
находился с командой, которая видела в нем
образец мужества, воли и упорства и, Cra
раясь подражать ему, стойко переносила
трудности. Моряки сменились только тогда,
когда задача была в основном выполнена я
несколько сот пассажиров снято с теплохода
и переправлено на, корабль.

Последними рейсами катера, руководил
уже лейтенант Иванов. Вместе с эклиажами
других кораблей, подошелитих к месту бед-
ствия теплохода, он’ заверитил эвакуацию
людеи © поврежденного судна,

б ...В порт сторожевой корабль возвратился
лагополучно,
Капитан Н. ТРЕФИЛОВ,
(Корр. «Красного Флота»).