х
д

4 февраля 1948 г., среда, № 28 (2829)

——

ини

А. 50-ле

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Рождение

i

Военно-Морской Oyor СССР создавался
большевистской партией, В. И. Лениным и
И. В. Сталиным вместе с Красной Армией
как составная часть Вооруженных Сил
советского государства, способных ‘сломить
зооруженное сопротивление белогвардейщи-
ны, защитить страну от нападения империа-
листических держав и обеспечить ее незави-
симость, Самоотверженная борьба революци-
онных моряков люд руководетвом больште-
влстекой партии в дни Охиябрьекого пере-
ворота, борьба за молодую Советскую рес-
публику являлаюъ вместе © тем прекрасной

школой воспитавия их в духе беззаветной

преданности делу революции.

Огромное значение в сплочении личного
состава флота вокруг утвердивиейся в Ок-
тябре советской власти имел приезд 14 но-
ября 1917 г. товаритца Сталина в Гельсинт-
hope, являвшийся тогда  тлавной  6ба-
зой Бадтийского флота. Товарииг Сталин
был делегирован Советом Народных
Комиссаров на с’езд финлянлекой
воциал-демократической партии. = Весть
0 ао прибытии в Гельсинтфюре быстро обле-
тель корабли м ‘чаюти базы. Произнесенная
им на с’езде речь была опубликована в
большевистской матросской газете «При-
бой» и читалась с громадным интересом на
кораблях и в казармах. Приезд товарища
(талина оказал большое влияние на позы»
шение революционной сознательности бал-
тийских моряков.

Ерупной вехой в становлении флота Co-
веткой республик явился первый Beepoc-
сийский с’езд военного флота, состоявиийся
в начале декабря 1917 года. В речи, про-
изнесенной на с’езде, Владимир Ильич от
имени Совета Народных Комиссаров привет-
CTBOBAL «в лице с’ езда армию и флот, кото-
рые показали себя, как передовые борцы за
раскрепо щение труляшихея классов»

(Ленин, Соч., том 22, стр. 98). Высоко оце-

нил Ленин и роль моряков в строительстве
новой народной власти. «В этом отноше-
нии,— сказал он— во флоте мы видим
блестящий образец’ творческих возможностей
трудящщихея масс, в этом отношении фаот
показал себя, как передовой отряд» - (там
же, стр. 99). Призывая военных моряков
быть до конца верными делу защиты про-
летаракой революции и власти трудящихся,
больше всего заботиться об упрочении ©010-
ча Пабочих и крестьян, Ленин товорил:
«Пусть флот посвяиг все`свои силы тому,
Зобы этот ©0103 осталея основой государет-
венной жизни; если этот союз будет ‘крепок,
НИЧ не сломит дело перехода ю социзлиз-
му» (там же, стр. 100).

28 января 1918 года В. И. Ленин под-
писал исторический декрет об организации
№расной Армии, а 12 февраля 1918 года
декретом Совета Народных Комиссаров за
подпиевю В. И. Ленина об’являлось 0 poc-
пуске старото военного флота и организации
Красного Флота. В декрете говорилось: «Рос-
хийский флот, как и армия, приведены пре-
ступлениями царекого я буржуазного режи-
мов и ТЯЖетой войной в состояние великой
разрухи... Совет Народных Комиссаров n0-
становляет: Флот, существующий на осно-
нии всеобщей воинской повинности цар-
ских законов, об’является растущенным; и
урганизуется социалистический ° Рабоче-
Врюстьянекий Красный флот». С этого дня
флот нашей страны вотунил в новый этап
своего развития.

Большевистская партия всемерно ToMora~
Ja молодому Красному Флоту. Партия на-
правляла о на корабля и в части в
качестве военных комиссаров и руко-
водителей партийных организаций ис-
пытанных большевиков, заботилась о вы-
движении м росте новых коматлных кадров,
преимущественно из среды рабочих и вре-
стьян-бедняков.

В феврале 1918 года немецкие империа-
листы, воспользовавшиеь предательством
Троцкого, вероломно напали на молодую 00-
ветскую республику, бросив в. наступление
десятки отборных, вооруженных до `зу-
бов дивизий. Вторгшиеь на советскую
территорию, войюка интервентов быстро
продвигалиеь в глубь страны. Наступая wa
Петроград, немецкие войска стремились на-
ряду с осуществлением овоих основных це-
лей захватить в свои руки корабли в Ре-
веле и Гельсингфорсе, где базировались
тлавные силы Балтийского флота. Союзни-
KOM немцев в этом захватническом плане
была финская буржуазия. Американские и
английские империалиеты, ярые враги Co-
веткой Теспублики, несмотря на то, что
они воевали в то время е Германией, радо-
стно приветствовали казавшуюся им неиз-
бежной гибель советской власти. Но планы
врагов потерпели полный крах. Молодые
части Красной Армии 23 февраля 1918 го-
Да оказали жестокое сопротивление полчи-
щам немецкой армии под Нарвой и Псковом,
разгромив наголову превосходящие силы не-
мецких войск. Их продвижение на Петро-
грах было приостановлено.

В это же время командование Балтийско-
то флота и большевики-балтийцы получили
Указание Ленина и Сталина преодолеть все
трудноети и перевести корабли в Ёрон-
штедт. Корабли, стоявшие в Ревеле, были
переведены с помощью ледоколов в Гель-
ингфорс. Но флоту предетоялю еще решить
‘амую трудную задачу — пройти из. Гель-
Синифорса в Кронштадт в условиях, когда
Финский залив был скован крепким льдом,
ла кораблях был большой недокомплект
команды и нехваталю топлива.

Ленин и Сталин напразляли вею дипло-
матическую и военно-организационную ?а-
богу, связанную с подготовкой перехода
Балтийского флота. В ледовом походе его
кораблей во всей силе показала себя боль-

OCHHO-

шевистекая организация моряков-балтий-
цев. Комиссары и коммунисты боролись за
дисциплину, помогали навести  револю-
ионный порядок на’ кораблях и под-
готовить их к походу. Революционные мо-
ряки с честью выполнили’ задание. Следуя
тремя колоннами за ледоколами или проби-
вая лед своим корпусом, корабли перешли
из Гельсингфорса в Кронштадт. Флот был
спасен. Из финских портов в Кронштадт
было выведено свыше двухсот кораблей.

Еще в более тяжелых условиях оказалея
Черноморский флот в связи с захватом нем-
цами Украины и юга России. Выполняя ди-
рективу Совета Народных Комиссаров, ре-
волюционные моряки-черноморцы пох огнем

‚мецкой артиллерии вывели флот из Сева-
стополя в Новороссийск, В. И. Ленин и
Й. В. Сталин, который руководил в эти тя-
желые для Советской России дни героиче-
ской обороной Царицына, принимали все
меры к тому, чтобы сохранить Черномор-
ский флот. Вотда же Bee средства были

исчерпаны, черноморцы но приказу Совета

Народных Комиссаров уничтожили значи-
тельную чаеть флота, Как гордый вызов
врагам революции, как клятва верности
своему народу, разнеслись по всему миру
слова последней радиограммы эскадренного
миноносца «Керчь», когда он открыл после
потопления кораблей кингстоны:

огиб, уничтожив ‘часть судов Черномор-
кото флота, которые предпочли гибель по-
зорнюй сдаче Германии, эскадренный мино-
носец «Керчь». Военные моряки в суровых
боях за советскую Родину с честью выпол-
няли свой воинский долг.

Так в отнё революции, в ожесточенной
борьбе с врагами рождался Советский Воен-

но-Морской Флот.

IT.

Военно-Морской Флот, речные и озерные
флотилии создавались и развивались в годы
гражданской войны и борьбы с интервента-

ми и  белогвардейшщиной, ‘исходя из
единого ленинюко-сталинского плана
обороны республики, с учетом ‘Toro
значения, которое приобретали  мор-

ские силы в оказании помощи Красной Ap-
мии на том или ином театре военных дей-
ствий.

Крупную роль в обороне Петрограда от
попыток интервентов захватить его с моря
и в оказании содействия Красной Армии на
приморском участке играл Балтийский
флот. Он являлся той базой, откуда направ-
лялись моряки и корабли для организации
многих военных речных и озерных флоти-
‚лий,

В мае 1919 года над Петрогралом нави-
сла смертельная опасность захвата его
бандами Юденича и английским флотом.
«Серъезность положения усугублялась еще
и тем, что в самом Петрограде были обна-
ружены ‘ контрреволюционные заговоры,
руководителями которых оказались военные
специалисты, служившие в штабе Запално-
го фронта, в УП армии. и кронштадтекой
морской базе... На фронте начались изме-
ны. Несколько нааних полков перешло на
сторону противника; вееь гарнизон фортов
«Красная Горка» и «Серая лошадь». откры-
то выступил против советекой власти.
Растерянность овладела всей УП армией,
фронт дрогнул, врат подходил к Петрограду.
Надо было немедленно спасать положение».
Так описывает создавигуюся в то время’ на
фронте обстановку тов. Ворошилов в. своей
книге «Сталин и Красная Армия».

Ленин и Центральный Комитет партии
послали в качестве руководителя Красной
Армии и Флота по 0бороне Петрограда
товарища Сталина. В короткое время он до-
бивается перелома на фронте. Очищает
штабы и’ учреждения от пролезших туда
предателей и изменников, вдохновляет и
сплачивает петроградских рабочих на pe-
шительную борьбу против всех врагов на
фронте и в тылу.

Учитывая огромное значение флота в
обороне Петрограда, товарищ Сталин
немедленно принимает меры в повышению
его боеспособности. 25 мая 1919 тода он
выезжает в Кронштадт и там, на месте,
подробно знакомится © состоянием флота. В
тот же день он передает по прямому прово-
ду В. И. Ленину: «Сегодня мне показали
предложение Главкома о сокращении флота
в связи с топливным кризисом. Я имел по
этому поводу совещание со всеми нашими
морскими работниками и пришел в убежде-
нию в совершенной неправильности предло-
жения Главкома. Мотивы: первое — круп-
ные единицы, в случае если они будут
превращены в пловучие плоты, лишатся
возможности привести в действие орудия,
то есть последние просто не будут стре-
лять, так как между движением корабля и
действием пушки имеется прямая связь;
второе — неверно, что у нас нет крупных
снарядов, на днях «открыто» двенадцать
барж снарядов; третье — топливный кри-
зис проходит, ибо мы сумели уже накопить
четыреста двадцать тысяч пудов угля, не
считая мазута, причем ежедневно получаем

Морского

Несгибаемая воля Иосифа Виссарнонови-

ча, его твердое. руковолетво, его вера в ре-.

волюционную стойкость и мужество бал-
тийеких моряков быетро подняли б0есл06об-
ность флота, который е честью выполнил
свои задачи по. обороне. Петрограда с моря.
В этому периоду относятея такие активные
действия Балтийского флота, как выход ко-
раблей для обетрела занятого противником
побережья, минные поетановки, бой наших
миноносцев с английскими миноносцами, и
подводными лодками, в результате. которого
была потоплена английская подводная
лодка «1-55»,

К этому же времени относится и осуще-
ствленная од’ непосредственным руковод-
ством И. В. Сталина блестящая операция
10 подавлению мятежа на форту «Красная
Горка». Товарищ Сталин показал образец

«Beem. -

по поезду угля; четвертое — я ‘убедился,
что наш флот превращается в действитель-
ный флот с дисциплинированными матроса-
ми, готовыми защищать Петроград рсеми
силами» (И. Сталин, (0ч., том. 4, erp.
259—260).

В. И. Ленин полностью одобрил все меро-

приятия товарища Сталина по укреплению

флота.

мастерекого комбинированного удара флота
и сухопутных сил, причем главный удар по
форту наносилея флотом.

Высоко оценил И. В. Сталин действия
Балтийского флота в период обороны Пе-
трограда в мае-июне 1919 года. «Нельзя
не приветствовать, — сказал  0H,—— что
Балтийский флот, считавшийся погибшим,
возрождается самым действительным обра-
30M... Еще более отрадно, что балтийские
матросы вновь нашли себя, оживив в своих
подвигах лучшие традиции русского рево-
люционного флота» (И. Сталин. Con,
Том 4, стр. 269—270).

Выполнил Балтийский флот свою роль в
обороне Петрограда и во время второго по-
хода Антанты осенью 1919 года.

В ходе гражданской войны по’ инициати-
ве товарища Сталина начал вновь с03да-
ватьея Черноморский флот, сперва в виде
Азовской флотилии и флотилии Северо-За-
падного района. Уже в 1920 году он сра-
жался с белогвардейским флотом и 000ро-
нял южное побережье Советской: республи-
Rit.

TIT.

С первых же дней гражданской войны
по указанию Ленина и Оталина на всех
театрах войны стали создаваться речные,
озерные и морские флотилии; Волжекая,
Донская, Днепровекая, Запално-Двинекая,
Онежекая, Северо-Двинская, Чудекая, Cu-
бирекая, Амурская, Астрахано-Каслийская
(впоследетвии она была реорганизована в
Волжеко-Каспийскую флотилию и  п0зд-
нее —в Каспийскую), Азовекая, Северо
Западного района Черного моря. и др.

0 том, какую заботу проявляли Ленин и
Сталин 06 организации флотилий и руко-
водетве их боевой деятельностью, ярко
свидетельствует пример образования Волж-
ской ‘военной флотилии. В мае 1918 года,
когда возникла’ угроза захвата контрреволю-
цией Волжского бассейна, Ленин и
Сталин принимают решение ° создать
Ha Волге речные флотилии.
потребовал от морского командования
приступить немедленно к созданию в пен:
тральном плесе Волги и в ее устье флоти-
лий не только за счет вооружения торго-
вых пароходов, но и за счет перевода бое-
вых кораблей Балтийского флота ‘на Валгу
и в Астрахань по Мариинской системе.
Ленин требовал, чтобы ему непосредетвен-
но докладывали, как идет вооружение п
комплектование судов личным составом.

В первые дни августа по директиве
Ленина командование Балтийского флота
направляет на Волгу три миноносца. Но
цвижение судов идет медленно. Ленин лич-
но вмешивается в дело и заставляет уско-
рить переход кораблей. Он шлет в Рыбинск
телеграмму, требующую самым срочным
порядком закончить погрузку орудий, ена-
рядов и угля и незамедлительно следовать в
Нижний. В конце августа и начале сентяб-
ря окрешлая и усиленная балтийскими ми-
ноносцами Волжекая флотилия уже актив-
но и успешно содействовала наступлению
частей Красной Армии.

Немалую роль сыграла флотилия и в
борьбе за Казань, содействуя наступавшим
частям Красной Армии. Комиссар флотилии
Николай Маркин создал при флотилии 0е0-
бый десантный отряд моряков-коммуни-
eros. На рассвете. 9 сентября 1918 года ко-
рабли флотилии прорвались к казанеким
пристаням, с молниеносной быстротой вы-
садили десант, с боя захватили и уничто-
жили три тяжелые артиллерийские бата-
реи и ряд пулеметных точек противника,
После освобождения Казани флотилия раз-
делилась на два отряда. Один из них пошел
вниз по Волге для содействия нашим сухо-
путным частям, наступавшим на Самар-
ском направлении. Другой отряд, во главе
которого находилея т. Маркин, пошел на
р. Каму, преследуя речную флотилию бе-
ТыХх. 7

Возглавив оборону Царицына и вю
борьбу на юге России, товарищ Сталин
проявляет огромную заботу об. укреплении
Астрахано*Каспийской флотилии. Он пишет
31 августа 1918 года Ленину о необходи-

мости присылки на Волгу’ и Васпий подвод-
ных лодок и миноносцев.

«Дорогой товарищ Ленин!

Идет борьба за юг и Каспий. Для остав-
ления за собой всего этого района (а его
можно оставить за с000й!) необходимо
иметь несколько. миноносцев легкого. типа
й штуки две подводных лодок (подробнее
спросите Артема). Умоляю Вас разбить все
преграды и тем облегчить -—— двинуть вие-
ред дело немедленного получения требуемо-
го. Баку, Туркестан, Северный Кавказ бу-
дут (безусловно!) нашими, если немедля
будут удовлетворены ‘требования...

diay руку моему дорогому и любимому

Ленин!

шию Советской Армии

Ильичу, Ваш Сталин». (00ч., том 4,
CTp. 127),

Получив это письмо, Ленин зачеркнул в
нем места, относящиеся лично к нему, под-
писал письмо и в качестве директивы от-
правил командованию Балтийского флота.

тилии пополнялиеь новыми, введенными в
строй, судами, усиливались за счет кора-
блей, переводимых с Балтики, & также су-
дов, захваченных у противника. Героиче-
ская борьба Советской Армии на Восточном
фронте за Волгу и Каспий неразрывно. свя-
зана с славными действиями этих флоти-
лий. Росла, укреплялаеь и Днепровская
флотилия, В 1920 году, во время третьего
похода Антанты, товарищ Сталин, руково-
дивший операциями решающего в тот пери-
од Юго-Западного фронта, четко определил
в своем плане разгрома. белополяков и за-
Дачи этой военной флотилии в оказании
помощи войскам фронта. ae
Помогая Красной Армии в приречных и
приозерных районах, все эти флотилии
успешно выполняли боевые задачи, кото-
рые перед ними ставились командованием
Ерасной Армии.
ТУ:

Единство политического и военного py-
ководетва тылом и зсеми вооруженными
силами республики, осуществлявшегося в
годы гражданской войны Лениным и
Сталиным, обеспечило целеустремленность
и согласованность действий Нрасной Армии
и Флота по разгрому многочисленных вне-
шних и внутренних врагов Советской рес-
публики. Вее операции флота проводились
в тесном взаимодействии с армией и были
направлены прежде всего на оказание ей
пемощи.

Товарищ Сталин, который руководил
всеми решающими операциями наптих во-
оруженных сил во время гражданской вой-
ны и борьбы с интервентами, явился твор-
цом новой, советской военной науки и
искусства. Следуя его указаниям, совет-
ский флот показал высокие образцы военно-
морского искусства, недосягаемые для ста-
рой «классической» школы. Примером тому
служит сталинская операция по взятию
сильнейшего морского форта «Красная Гор-
ка» — комбинированная атака приморекой
крепости с моря и с суши.

В борьбе с флотом английских интервеён-

тов, который численно значительно
превышал действовавший  тотда (в
1919 г.) Балтийский флот, ~ noc-

ледний ‘показаз пример активной’ 060-
роны на море; включающей смелые и
рентительные удары по частям более силь-
ного английского флота. Балтийцы причи-
нили врагу существенные потери. Из 107
английских боевых кораблей 18 был
потоплено и 16. нанесены серьезные повреж-
дения. Иными словами, треть всего антлий-
ского флота, оперировавшего Ha Балтике,
была выведена из строя. Английский флот
вынужден был покинуть воды Финского
‘залива. ›. a и

В’ годы гражданской войны выработался
особый стиль активных наступательных
операций советского военно-морского фло-
та, проводимых как самостоятельно, так и
в0 взаимодействии се Красной Армией. На-
ши речные и озерные военные флотилии по-
ложили начало развитию новых форм взаи-
модействия с частями Красной Армии. Мно-
Tie из операций этих флотилий явились
примером и высокого военного мастерства.
Их опыт и сейчас служит поедме-
том глубокого изучения.

Руководство партии `Ленина—СОталина,
сталинская военная наука — вот те
могучие источники, из которых черпает

свою силу наше военно-морское искусство.
В советском флоте нет того отрыва военно-
морского искусства от военного искусства
вообще, отрыва, который существует, во
флотах капиталистических стран (и имел
ранее место во флоте царской России). Наш
флот живет, действует в нерушимом един-
стве е Советской Армией, используя ее бо-
татейший опыт. Именно поэтому у нас уе-
пепено идет развитие и советекого военно-
морокого искусства, являющегося неразрыв-
ной частью сталинской передовой военной
науки.

Деятельность Ленина и Сталина по ©03-
данию и развитию военно-морского флота,
руководство им в дни Октябрьской револю-
ции и в годы гражданской войны показы-
вает, какое первостепенное значение прида-
вали вожди революции коммуниетическому
воспитанию личного состава флота, укреп-
лению в нем большевистской партийной ор-
ганизации. Они учили тому, как важно для
совбтекого военного начальника учитывать
моральный фактор в планировании опера-
ции и при ее проведении, как должен он

работать над воспитанием личного состава
в духе беззаветной преданности Родине, на-
роду, делу Ленина Сталина.

Так создавалея и рос Военно-Морской

`Флот в первые годы после победы Великой

Октябрьской социалистической. революции.
Успешное. выполнение сталинских пятя-
лоток открыло широкие перспективы для
строительства большого морекого и океан-
ского флотов. Й когда наступила Великая
(течественная война, советокий флот, во-
оруженный первоклассной техникой и руко-
водствовавшийся самой передовой сталин-
ской военной наукой, полностью выполнил
поставленные неред ним задачи. На всем
протяжении войны флот был верным по-
мощником Советской Армии в разгроме He-
мецко-фашистских захватчиков и японских
империалистов.
Капитан 1 ранга
П. МОРОЗОВ;

О ОТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ
в

Вышел из печати и рассылается подшис-
KIM первый номер журнала «Вымпел».

В журнале папечаталь: статья В. Дру-
Жинина «Пятилетку-— в четыре Toa»,
рассказ эстонского писателя Освальда
Toomnura «Октябрьский ветер», рассказ
Сергея Вашенцева «В новогоднюю ночь»,
рассказ Александ» Перегудова «Светлый
путь», рассказ Кирилла Левина «Молодой
старшина», очерк Владимира Рудного ©
дважды Герое Советского Союза Викторе
Тоонове «Выбор пути»,

Под рубрикой «Письма из союзных рес-

публик» помещена статья С. Гарина «В Ва-
захстане».
вается опубликованный в номере рассказ
Лен Цинберг, переведенный с английского
Юрием Смирновым. Очерк И. Матвеева 0

«Инструменты» -—— так навы-

моделях кораблей, сделанных капитаном
1 ранга С. Ф. Юрьевым, называется «C
ювелирной точностью...». Под рубрикой «Из
революционного прошлого русского флота»
напечатана статья С. Кудрявцева-Скайфа
«По пути декабристов».

«Вымпел» № 1

В номере даны разделы: «Новые книги»
«В минуты досуга».

Поэзия в журнале представлена стихо-
творениями Яниса Гротса, Мих. Пономате-
ва, Евтенюса Матузявичуса, Пимена Пан-
ченко, Саломеи Нерис, Антона Пришельца.

Номер иллюстрирован репродукциями с
картин И. А. Серебряного и П. 0. Сулимен-
ко, рисунками А. Лурье, В. Высоцкого,
Л. Корчемкина, Н. Бортникова и фотогра-
фиями А, Межуева, И. Баранова, П. Костю-
кова, Б. Федосеева.

Победители олимпиады.
художественной
самодеятельности

КРОНШТАДТ, 3 февраля. (Корр, «Красного
Флота»). В базовом матросеком клубе соето-
ялея итоговый вечер участников 18-й олим-
пиады художественной самодеятельности.

Первое место присуждено коллективу ху-
Дожественной самодеятельности Н-ской ча-
сти, Победителям вручен переходящий приз.

За активное руководство художественной
бамодеятельностью начальнику клуба, элек-
Тромеханической школы старшему лейте-
нанту Онуприенко об’явлена благодарность.

Волжекая и Астрахано-Каспийская фло-.

Отчеты и выборы партийных органов

‚ Парторганизания
и идейное воспитание офицеров

(От специального корреспондента «Красного Флота»)

На Н-ском соединении кораблей ects

большие парторганизации. В составе этих
парторганизаций — значительная часть
командиров подразделений, боевых  ча-
стей и UX заместители по политиче-
„ской чаети. Это — большая сила. 0 том,
сколь большую роль может здесь. сыграть
офицер-коммунист, тесно связанный с пар-
тийной и комеомольской организациями, со
всеми старшинами и матросами, много гово-
рилось на отчетно-выборных партийных со-
‚ браниях. Докладчики и выступавише в пре-
ниях называли фамилии передовых офице-
`ров Старичкова, Шабурова, Антипенко и
ряда других, проявивших себя умелыми
командирами-воспитателями, принимающи-
ми активное участие в партийной жизни.
У этих офицеров вошло в привычку поддлер-
живать постоянный контакт с секретарями
партийных и комсомольских ‘организаций,
помогать им находить главное. звено в ра-
боте, подеказывать, какие задачи надо ре-
шать в первую очередь. Вее они часто бы-
вают в старшинских и матросских кубри-
ках, ведут политическую работу.
Необходимо, однако; отметить, что кое-
Ето из коммунистов-офицеров недеоцени-
вает политическое воспитание старшин и
матросов, считает воснитательную работу
монополией политработников. B mapropra-
низации, где секретарем бюро капитан-
лейтенант Медведев, офицер Синицкий пе-
репоручил проведение политинформацай
стариинам, в результате политинформации
проводились формально, на низком идей-
ном уровне. Й прав был коммунист Сумер-
кин, который говорил Ha собрании, что
давно пора повернуть Синицкого лицом к
воспитанию личного состава. В некоторых
подразделениях политзанятия проводятея на
низком идейном уровне. Так руководитель
труппы офицер Железников проводит заня-
тия Формально. Он неё знает аудитории, с
которой имеет дело. Не так давно замести-
тель командира корабля по политчасти спро-
сил его, сколько в группе колхозников, ра-
бочих, служащих, из каких районов стра-
ны прибыли они на флот. Руководитель
труппы ничего He мог на это ответить. 0т-
сюда и невысокое качество политической
учебы. А ведь Железников — коммуниет.

Недооценку значения политзанятий и
политинформаций нельзя об’яснить. не чем
иным, как понижением у коммунистов —
офицеров Синицкого. м Железникова чув-
ства партийной ответственности.

Недооценка мекоторыми офицерами поли-
тической работы среди подчиненных неиз-
бежно приводит к тому, что они не интере-
CYIOTCH политическими и культурными за-

просами старитин и матросов, не вникают в

их нужлы и чаяния. Taxoe положение
нельзя назвать нормальным. Офицер дол-
жен быть политическим воспитателем ©во-
их подчиненных, должен принимать актив-
ное участие в работе парторганизащия,

Однако есть случаи, когда офицеры -комму-
висты не выполняют своих прямых паотий-  .

ных обязанностей: халатно относятся в

партийным поручениям, не посещают оз
браний, потускатют несвоевременную ‘упла-
ту членских взносов и т, п. Cexperaps
партбюро другого корабля лейтенант Мака-
DOB в своем отчетном докладе резко критич
ковал т. Коровкина. Последний из 22 с40>
браний первичной парторганизации, члез
HOM которой он состоит, посетил липть во=
семь, не явился и на отчетно-выборное со=
брание, хотя был на корабле. Дело дошле
до того, что член счетной комиссии Лемчен=
ко во время выборов нового бюро принеб
Воровкину урну для голосования. i
Это понелине возмутительный факт. И
правильно слелали коммунисты, Kona 10+

требовали привлечения Коровкина ® ©ур0-

вой партийной ответственности. Коровкин
оторвался от парторганизащии, секретарь
партбюро не проявлял по отношению к нему
большевистской требовательности, потвор=
ствовал нарушению Коровкиным партийной
диоциптины.

уделяет Центральный Комитет большевиет
ской партии воспитанию нашей интеллиз
Teh в духе советокого патриотизма,
борьбе с низкопоклонством перед заграни“
Цей. fete

Однако на Н-ском соединении до послед
него времени существовало мнение, что раз
‚человек имеет высшее образование, значит,
он обладает всеми необходимыми качествами
советского командира-воспитателя и учиться
ему нечего. Вот почему руководетво идей-
ным ростом офицеров, воспитание офицер-
ских кадров зачастую носит формальный

как те же Синицкий, ФЖелезников, Коров-

учебы, а руководители  парторганизаций

их не беспокойть. Зы

Мы уже говорили, каких успехов может
добиться офицер в воинском обучении под-
чиненныех, еси он’ активно участвует в

деятельности парторганизации, живет ее’

интересами, выполняет ее задания. Отетюла
напрашивается вывод, что одной из глав=

ных  задач нарторганизации является идей- j

ное воспитание офицеров, конкретная и
повседневная помощь им в политическом
самообразовании. Е сожалению, партийные
бюро этих кораблей перекладывали заботу
о воспитании офицеров на плечи руководи-
телей парторганизаций подразделений, &
сами занимались главным образом разбором
персональных дел. Партийные бюро не при-
влекали офицеров-коммунистов к выполне-
нию каких-либо поручений, не опирались
на них в своей воспитательной работе с мо-
лодыми коммунистами, не использовали
офицеров в качестве пропагандистов и аги
таторов.

Повинен в этом п политотдел, работники
которого не обратили внимания партийных
бюро на необходимость улучшения восттита-
тельной работы с офицерами.

Майор А. ПЕТРОВ.

Коммунисты критикуют
политотдел

Партийная конференция Н-ского авиа-
соединения прошла под знаком большевиет-
©кой критики и самокритики,

Обсуждая доклад т. Суслова об авангард-
ной роли коммунистов в боевой и поллтиче-
ской подготовке, делегаты конференции на-
мечали пути для дальнейшего укрепления
боеспособности части и подразделений. го-
ворили о недостатках, мешающих дальней-
шему продвижению вперед.

Резкой критике подвергли делегаты, от-
дельных руководителей парторганизаций и
работников политотдела за то, что они не
иепользуют всех возможностей для улуч-
шения качества боевой и политической
учебы.

— Усилие каждого коммуниста, — гово-
рил т. Врюк,— должно быть направлено на
укрепление могущества Родины. Долг пар-
тийных организаций — добитьея от всех
коммунистов авантардной роли в учебе. 0л-
нако нередко за общими успехами партий-
ные работники не видят тех коммуниетов,
которые отстают в боевой учебе, не требу-
ют от них совершенствовать евои военные
знания. Вот, например, у нае есть комму-
нист т. Поярко. К зачетной евесия on He
готовился и поэтему на экзаменах получил
плохие оценки. Больше того, он пытался
обмануть комиссию и сдать зачеты по
шиаргалке. Этот случай прошел мимо’ вние
мания парторганизации:

Гвардии капитан Крюк справедливо кри-
тиковал работников политотдела ‘за плохую
организацию чеклионной пропаханды. Прав-
да, политотдел иногда организовывал лек
ции, но‘они не удовлетворяли летчиков. Из
четырех прочитанных в течение этого тода
лекций три были посвящены темам: «Рой
у острова Мидуэй», «Нормандекая опера-
пия», «Переход немецких кораблей из Бре-
ста».

Эти лекции не заинтересовывали летчи-
ков, ибо в большинстве случаев лекторы

некритически подходили к оценке указана
ных операций. И правы, конечно, были дез
легаты, когда говорили, что наши Вооружен-
Г ные Силы победили сильного врата и что
летчикам хотелось вы глубже лзучить так-
тику советской авиации, глубже ознако=
MUTBCH © принципами взаимодействия. 0д-
нако политотдел не шел навстречу этим
 желаниям офлцеров. а

Однобокий подход политотдела к лек-

ционной пропатанле не случаен. На кон
ференции делегаты говорили о том, что ра-
ботники политотдела — редкие гости в ча-
CTAX, что они мало общаются е офяцерами
морской авиации, а поэтому и не знают их
нужд и запросов. Не беседуют таботники
политотдела и © секретарями партийных
организаций, не учат их, как надо бороть-
ся. за авангардную роль коммунистов в
учебе. Делегаты Слабичев и Полушин гово
PHIM, чт инструкторы политотдела Якимов
u Юрков 10 дней находились у них в чаз
стях, что-тб обслеловалл, HO не натили воз
можности хотя бы еловом обмолвятьея с руз
ководителями партийных организаций, поз
интересоваться ходом боевой и политичез
ской учебы. Е
Участник конференции подчеркивали,
что работники политотдела не проявляют
достаточной заботы о качестве’ политиче-
ской учебы коммунистов, ‘мирятся © тем,
что занятия в политигколах и кружках про-
ходят неинтересно и сухо. Так именно 09-
стоит дело в. кружке, которым руковолит
т. Соковников. Эдесь слушателя не получа-
ют навыков самостоятельной работы над
КНИГОЙ, не умеют вести конопектов, плохо
изучают рекоменхованную литературу.
Партийная. конферениия обоулила также
доклад партийной’ комиссии, Конферентия
признала ее работу уловлетворительной. По
обоим докладам конференция приняла рав
вернутые ‘фешения. ;
Капитан В. ЛАГОШНЫЙ.

—»—Ю—ю—=35ы5=—ыыы—щ—ы—

Из писем в редакцию

«Вы правы, но подождите»

Прибыв к месту новой службы, группа   т. Александров нашел приказ, прочел его..:

офицеров обратилась в финансовую часть
с просьбой выплатить причитающиеся им
суточные.

—щ Не положено,— уверенно ответил
казначей т. Александров и начальник
т. Шаховекий.

Офицеры почувствовали себя неловко,
Ведь своим ответом работники финчасти как
бы упрекнули их в незаконном требовании:
Тогда мы решили выяснить этот вопрос
через газету.

Йз газеты пришел ответ, в котором точ-
но были указаны номера приказа и статей,
согласно которым мы должны получить ву-
точные. Пошли в финчасть. Казначей

и, вы думаете, выплатил? Ничего подобного,

— Я на вашей стороне, согласно этому
приказу я должен вынлатить, но... все же
мы запроеим начальство, — заявил казна“
чей,

Снова началась перепиека, так как мест-
ные финработники не смогли разобраться в
Четко и ясно натисанном приказе. А времт
шло. Минули ноябрь, декабрь и лишь B KOH-
це января офицеры получили свои деньги;
«Финансовая неграмотность» тт. Алекеан-
дрова и Шаховского вызвала бюрократиче-
скую волокиту.

Лейтевант А. СОБОЛЕВ, *

Общеизвестно, какое серьезное внимание:

характер. Некоторые офицеры-коммуниеты,
кин, находились в стороне от партийной.

относились к этому либерально, старались