и

ПРАГА, 5 февраля. (ТАСС). Вчера, Зако-
нодательное национальное собрание едино-
душно одобрило торговое соглашение между
Советским Союзом п Чехословакией, подни-
санное в Москве 11 декабря 1947 года.
Многие депутаты парламента, от имени всех

уетитических партий, представленных в  Чехословакии.

: Заявление французеного дипломата
о внешней политике французского правительства,

ПАРИЖ, 4 февраля. (ТАСС). Сегодня
«Юманите» под заголовком «После управд-
нения отдела информации при французеком
посольстве в Москве атташе по вопросам
информации Катата заявил: «Политика, ко-
торая ведется против СССР, является поли
THKOM OTKAga от национальных интересов»,
пишет, что 31 января атташе ‘по вопросам
информации при французском посольстве в
Москве Катала был приказом освобожден от
исполнения своих обязанностей: согяасно
решению французского правительства, были
Упразлнены посты атташе по вопросам
информации за границей.

В качестве старейшего
отдела информации французского’ поеоль-
ства в Советском Союзе, на которого были
специально возложены отношения ©. пе-
чатью в течение шести лет, Ватала сде-
зы нашему постоянному представителю в
Москве Фравсиеу Коэну следующее заявле-
Hues ee Leas
_ «Упразднение отдела информации при
французеком посольстве в СССР имеет ос9-
бое политическое значение. В других етра-
нах заменяющим отлелам‘ было поручено
продолжать, 10 крайней мере частично,
работу отныне ‘упраздненных атташе по
вопросам информации.

Положение ясно. Вот шесть месяцев, ках

французские власти; сопротивляясь предо-
ставлению` необходимых кредитов, затре-
тили французским журналистам. в СССР
пользоваться телеграфом и телефоном. Уже
месяц, как в Москве нет корреспондента
агентства Франс Пресс. Сегодня ликвиди-
руют ощел информации. Мы имеем дело ю
политикой организованного  «блэк-аута».
`(Затемнение.—Прим. ред.). В общем, Фран-
ция в настоящее время получает информа-
цию о Советеком Союзе лишь из англий-
ских и американских источников.

Этот «блэк-аут» является частью сиете-
матического плана разрыва е CCCP. Ilo

мысли лиц, ответственных за иностранную
’ политику Франции, франко-советекий пакт
всегда являлея в абеурдной дипломатиче-
ской игре лишь второстепенной картой,
предназначенной для того, чтобы odecue-
чить им большую енисходительность со
стороны ` Лондона и Ваптингтона.
> Примерно год тому назад эта политика
безразличия сменилась тюлитикой отказа от
национальных интересов. На каждой из
международных конференций 1947 года мы
видели, что французские делегаты все более
й более тесно руководетвоваляеь в своем
поведении поведением американского госу-
дарственнюто департамента; они B TO же
время уничтожали одну за другой конкрет-
ные основы нашего союза с СССР,

Мы вступили затем в период острого
кризиса. Ряд провокаций, связанных с во-
просом о репатриации, довел отношения
между Парижем и Москвой до максимально-
го. напряжения. Если еще нет разрыва, то
этим мы обязаны исключительно хладнокро-
вию советекото правительства. Ho можно
всего опасаться в будущем.

._ Союз с СССР имеет для Франции жизнен-
но важный интерес. Политика, с которой
связан. этот план разрыва, являетея наибо-
лее смертельной из всех тех, которые ког-
да-либо практиковало французекое прави-
тельство. Эта’ политика находитея в ‘пря-
мом противоречии с жизненными интере-
сами страны. Совершенно очевихно;, что в
нынешнем положении Франция должна
нерушимо сохранять свой сотюз с Советским
Союзом и не только из-за элементарной
признательности, но хотя бы и по чисто
эгоистическим соображениям, потому что
ни по одному вопросу интересы двух стран
не противоречат друР другу; потому что в
целом ряде. пунктов их основные интересы

д

` АМЕРИКАНСКАЯ ЭКСПАНСИЯ
В ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ _
СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ

На-днях во французской печати появи-
лось сообщение о том, что американский по-
веренный в делах в Испании Валбертеон вы-
летел на самолете с испанским министром
иностранных дел Артахо на охоту в Южную
Испанию. И, хотя охота должна была со-
стоятьея в поместье Артахо, самолет поче-
му-то приземлилея в Танжере. ‘«Случай-
ность» эта, как видно, об’ясняется тем, что
именно” в эти дни в Танжере происходили
переговоры между испанским генералом Ва-
рела и французским представителем в Ма-
PORKO генералом Жюэном. Если добавить к
TOMY же, что в это время в Испанию прибыл
американекий вице-адмирал Шерман, ко-
мандующий морскими силами. США на Сре-
диземном море, то можно притти к выводу о
правильн®сти сообщения «Юманите». ука-
зывающей, что «встреча между американ-
еким, французским и испанским прететави-
телями связана с планами создания. амери-
канских баз на территории собственно Ис-
пании и испанских владений в Африке».

Испания, несомненно, занимает. важное
место в планах американских экспансиони-
стов. Всего лишь несколько дней назад аме-
‘риканский министр обороны Форрестол зая-
вил, что «весь район, простирающийся от
Гибралтара до Среднего Востока, представ-
ляет жизненный интерес для США и должен
рассматриваться как единое экономическое
и политическое целое». Можно ли сомне-
ваться в свете этих высказываний, что Ис-
пания является одним из звеньев общего
плана превращения Средиземного моря во
«внутреннее американское море», как это
Ни парадоксально звучит, если учесть pac-
стояние, отделяющее американский конти-

Издатель: МИНИСТЕРСТВО
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР.

1ехословацкий парламент одобрил —
советско-чехословацкое торговое соглашение.

руководителя.

Е НЕЕ ЕЕК: ЕЛЕ ДЕН ЕЕ ИНЕТЕ НИЕ УВ

а международные темы -

,

парламенте, в своих выступлевиях отмети-
  ли исключительное значение советеко-че-
хословацкото торгового и других хозяйствен-
ных хоглашений с СССР для дальнейшего
экономического восстановления и развития

являются общими; потому что изо всех
стран, которые могут нам помочь, СССР
один лишь не требует взамен никаких усту-
пок в части нашего суверенитета; потому
что он представляет силу, которую было бы
гибельно недооценивать, как это доказал
Мюнхен, ит. д.

‚Эта. политика является политикой отре-
чения. от национальных ‘интересов.

Находясь в курсе фактов, ю которых пе-
чать не знает, и принужденный ‘на основе
моего. повседневного опыла постоянно кон-
статировать, что демарши нашей диплома-
тии в отношении СССР определяются пред-
ложениями государственного департамента,
я считаю своим долтом громко заявить 9.
том, что. «американская партия» существу-
сти что нынененяя политика Франции яв-
ляется делом ее фук. о в

Так же, как в октябре прошлого тода,
когда произошел разрыв с. одной из. южно-
американских республик, = французский

план разрыва с СССР. является лишь про-.

стой тактической стороной стратегического
плана изоляции Советекого боюза, плана,
разработанного в СПА.   . >

Эта политика. ведет к войне. Болтуны‘го-
ворят о том, что столкновение между «Во=
стоком» и «Западом» неизбежно. Это. яв-
ляется чудовищной ошибкой, «Восток» не
Только. жизненно заинтересован в мире, но
он с замечательной последовательностью и
возрастающим успехом борется-за сохране--
ние мира во всем мире. ee

‘Достаточно было бы поддержать это уеи-
лие, чтобы быть уверенными в том, ‘что вой-
ны не будет. Но достаточно преградить ему
дорогу, как мы это делаем, чтобы увеличить
возможности возникновения войны. Если к
тому же мы останемся на буксире у анти-
советокой агрессивной американской поли-
тики, которая без сотрудничества француз-
ското правительства никогда не перешла бы
от угроз к действиям, мы тем самым евоями
собственными руками разжигаем пожар, ко-
торый нас уничтожит. Ибо (я говорю это ¢
полным пониманием дела) тем, KTO  6po-
сится в подобную авантюру, можно заранее
предсказать полное поражение. Выступая
против СССР, мы тем самым неизбежно ста-
вим себя в латерь сателлитов будущих по-
бежденных. ‘

Лишь в течение одного декабря 1947 ro-
да только в официальных французских кру-
тах в Москве эта политика безумия дважды
вызывала тревожные сигналы со стороны
двух человек, которые понимают, о чем они
товорят, а именно полковника Маркье —
моего коллеги по посольству и коррестон-
лента агентства Франс Пресс в СССР Жана
Шампенуа.

Тюбое нормальное правительство учло бы
такое бичующее неодобрение. Правительство
Шумана ответило лишь яростными санкдия-
ми. Доказано, что те, кто ведет Францию Е
катастрофе, не внемлют здравому смыелу.

Е несчастью для правительства Шумана
и к счастью для страны за Маркье и Шам-
пенуа имеются тысячи чиновников и жур-
налиетов, которые отказываются дольше
быть немыми сообщниками политики емет-
ти. Бок о бок в ними имеется французекий
народ, насчитывающий десятки миллионов
людей, полных решимости защищать свою
свободу, свою независимость и мир.

Я вовершенно уверен, что этот народ, к
которому я имею величайшую честь при-
надлежать, еще раз в своей долголетней
истории остановит безумцев, толкающих
Францию к пропасти, и направит нацио-
‘нальную дипломатию по прямому пути, ка-
ким является путь дружбы со всеми Hapo-
дами. pe meget eo

Bee доказывает: ‘что это являетея нёот-
ложной задачей. Подписано: Жан КВатала».

`Червенков: 9 2» >

- BaKOHUMNGA второй. конгресс
Отечественного фронта
Болгарии

СОФИЯ, 5 февраля. (ТАСС). 3 февраля
закончил евою работу второй конгрессе One-
чественното фронта. Конгресс принял устав
и программу единой общественно-полити-
ческой организации Отечественного фрон-
та, манифест к болгарскому народу, а так-
Же избрал новый состав Национального ко-
митета Отечественного фронта во тлаве с
Г. М. Димитровым. Конгресс послал ири-
ветственные телеграммы И. В. Сталину и
Тито: :

Трудящиеся` Софии, проявлявшие исклю-
чительный интерес к работе конгресса,
Отечественного. фронта, устроили’ перед
зданием ` Народного театра, где заседал кон-
rpece, грандиозную демонстрацию, привет-
етвуя создание единой общественно-поли-
тической ° организации Отечественного
фроита. :

С речами перед демонстрантами высту-
пили заместитель председателя совета
минибтров ‘Трайчо  Костов,  руководи-
тель прибывшей на конгресс делегации: со-
ветских общественных организаций гене-

рал-лейтенант Гундоров и представитель.

югославской делегации Моше Пьяде..

Многочисленные митинги в честь. кон

Tpecca состоялись и в других городах и
селах страны. :

‚ СОФИЯ, 5 февраля. (ТАСС). Вчера :co-
стоялось ‘первое. заседание Национального
совета. Отечественного. фронта (Tak тенерь
называется прежний Национальный; коми
тет Отечественного Фронта), избранного на
втором. конгрессе Отечественного фронта.

Национальный совет принял в оконча-
тельной редакции’ устав и программу Оте-
чественното фронта и поручил специально

избранной ‘комисени. отредактировать ма-

нифест. конгресеа. к болгарскому народу.
Главным секретарем Национального со-
вета Отечественного

Закон правительства,
Свободной Греции
о. всеобщей амнистии.

‚ БЕЛГРАД, 5. февраля. (ТАСС). Радио-
станция Свободной Греции передала содер-
жание закона о вееобщей амнистии, об’яв-
ленной Временным .. народно-демократиче-
сЕим правительством. Нод амнистию попа-
дают как политические, таки уголовные
преступления. Действие амнистии распро=
страняется на офицеров и солдат монархо-
фантистокой армии, жандармерии, нацио-
нальной гвардии, полиции и членов монар-
х0-фашистокой обороны даже в. тех случа-
ях, если они виновны’ в совершении лич-
ных преступлений. Амнистии подлежат
также лица: совершившие преступлен
против Демократической армии. »
Под действие амнистии не- попалают
известные предалели и палачи греческого
народа;, руководители ‹ террористических
монархо-фашистских трупп; греческие
граждане, виновные в подчинения. Греции
иностранным империалистам; все грече=
ские граждане. которые евоей постоянной
моральной, военной, экономической, и 110-
литической поддержкой  монархо-фаптист-
ского режима содействовали монархо-фа-
шиетекой предательской политике. К этой
категории относятся, например, крупные
капиталисты, банкиры, издатели и дирек-

тора крупных монархо-фашистских тазет,

члены ‘монархо-фалнистокого парламента. и
другие ‘высшие государственные служа-

щие, помогавшие осуществлению  преда-

тельской монархо-фалистской политики.
„ Радиостанция Свободной Греции с00б-
щает, что в монархо-фашистекой армии с

‘каждым днем все больше растет недоволь-

ство антинародной и провокационной по-
литикой; ‘проводимой монархо-фапгистали.
Это недовольство и протесты, передает ра-
диостанция, монархо-фаптисты. пытались
подавить террористическими мерами. Так,
например, военный суд в Триполисе приго-
ворил в расстрелу 5 солдат монархо-фашист-
ской армии. We

нент от этой части земного шара! Амери-   экономическая помощь приняла еще более

канская политика по отношению & Франко
диктуется теми же, с позволения: сказать,
«принципами», на которых основано. вме-
шательство в греческие дела. Греция нужна
американским милитаристам как военно-по-.
‚Литический плацдарм для дальнейшей экс-
пансии в восточной части Средиземного мо-
ря. Испания призвана, судя по всему, сы-
‘трать такую же роль в его западной части.
Американский журнал. «Юнайтед стейте
ньюс» писал, что США «стали относиться с
большей. теплотой к. франкистской Испа-
НИИ» И 910 «возможно включение этой стра-
ны в план Маршалла». Журнал пояеняет
причины этой «теплоты» по отношению к
испанскому фашизму: «поскольку BOeHHO-
морской флот Соединенных Штатов стано-
витея все более активным на Средиземном
море, стратеги в Вашингтоне настаивают,
чтобы была занята более дружественная по-
зиция к Франко». Английская газета, «Дей-
ли экспресс» столь же недвуемыеленно вы-
ражает подлинный смыел политики США.
«Сообщают, что. Америка, приняла, решение
улучшить отношения с Испанией, — пишет
газета. — Испания остро нуждается в аме-
риканских долларах. США рассчитывают
на испанскую землю и морские базы».
Тажова истинная причина повышенного
интереса, проявляемого в последнее вре-
мя США к проблеме взаимоотношений
 франкистской Испанией. Известно, что. и
до сих пор реакционные круги англо-сак-
сонских стран всячески’ препятствовали.
проведению.в жизнь решений организации
06`единенных наций 0б изоляции франкист-
ского режима. Экономическая полдержка,
оказывавшаяся монополистами США и. Ан-
тлии испанским фашистам, являлась опорой
режима Франко: американские пшеница,
нефть и промышленное оборудование, непре-
рывно поставлялись в Испанию. Теперь эта

широкие, размеры. Недавно было поднисано
англо-испанское финансовое соглашение. и
заключен, договор‘ о поставке в Англию
зпельсинов, являющихся основной статьей
испанского. экспорта. Тотовится новое фи-
нансовое сотлантение с США, котороё-нозво-
лит испанским фашистам приобрести дол-
лары в обмен на часть золотого запаса Ис-

‚пании. Небезынтересно напомнить. в, связи.
‘с этим, что союзники, звоввавшие против

гитлеровской Германии, договорились не
принимать испанского золота, до тех пор, по-
ка все германские авуары в Испании не бу-
дут выданы им. Но международные обяза-
тельства ‘с легкостью отбрасываются амери-
канскими ‘монополистами, ‘когда речь идет о
проведении в. жизнь их экспанеионистеких
планов! Г

В Вашингтоне и Лондоне открыто ратуют
теперь за тесное политическое сближение &
Франко и его кликой. Английская газета,
‘«Обсервер» писала на-днях, что в ближай-
шее время США, Англия и Франция при-

стулят к обсуждению «испанского вопроса»,

который неофициально рассматривался пред-
ставителями этих трех держав во время Лон-
донского совещания министров иностранных
дел. По этим же сведениям вопрос 0б аме-
онканской помощи Франко в принцине уже
решен, неизвестно лишь, будет ли она. ока-
зана косвенным путем, посредством ‘предо-
ставления Франко ‘частных кредитов, или
включением Испании в «план Маршалла».
«Обсервер» подчеркивает, что последнее ре-

шение дало бы Франко значительные прей-

мущебтва, так как «Испания была бы вклю-
чена в сотрудничество запалных держав, что
предполагало бы молчаливое признание ре-
жима Франко».

Франкистская печаль. широко муссирует
слухи 0 том, что Испания войдет. в число
стран, охваченных «планом Маршалла», И,

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА; Москва, Больой Козловский пер., дом 6. Tenehorn: лля справок — К 3-09-67; отв.
К 2-05-90, отдел авиации — К 2-05-90:
. пропаганды. — К 0-26-80, доб. 1-27; отдел ‘культуры К:2-09-С2: отдел информации — К

отдел вмузов — К

бухгалтерия — К

Фронта избран Вылко.

0-26-80, лоб. 1-31; отдел партийной и комсомольской жизни — К 2-

6 февраля 1948 г.,

Американская критика

eis

- `НЬЮ-ЙОРВ, 3 февраля. (ТАСС). Некото-
рые консервативные деловые круги po-
должают проявлять сдержанность и выра-
жать сомнения в отношении «плана Мар-
шалла», так. как они боятся, что принятие
этого плана означает ‘увеличение налогов,
а также связано © опасными осложнения-
ми за границей. Круги, от которых исходит
такая крятика, состоят главным образом
из предпринимателей, заинтересовавных во
внутреннем рынке и нео предполагающих
получить выгоду от «плана Маршалла».
Отражая эту точку зрения, газета «Уолл
стрит джорнэл» 3 февраля одобряет конт-
ресс за 10, что он © осторожностью ‘подхо-
дит-к плану Маршалла. Газета заявляет,
что американцы только начинают уяснять
себе реальную пену плана ‘Маршалла
и сознают, что эта цена возрастает,
теперь узнают, что план Маршалла обой-
дется не только в 17 млрд., предусмотрен-
ных программой, рассчитанной на 4 года
и 3 месяца, но также потребует ежегодное
то’ расхода в «20 млрд. на вооруженные
силы, необходимые для защиты нас от
опасностей, связанных © активными дей-
етвиями за’ траницей. По крайней мере, та-
ковы последние наметки людей, занимаю-
щихся планированием в Вашингтоне. На
закрытом заседании сенатсвой комиссии по
Хелам вооруженных сил 00 единенная
труппа начальников штабов заявила, что
наше вмешательство в международную по-
литику, которое является одним ‘из. резуль-
татов плана Маршалла, потребует от нас
удвоения ‘нашего ежегодного бюджета, ко-
торый в настоящее время достигает при-
мерно 11 млрт. долларов. Мы подозреваем,
что эти военные планы раскрыты прежде-
временно.

Они’

«плана Маршалла»

Одним из доводов в защиту плана Map-
шалла было то, что он обойдется дешевле,
нежели гонка вооружений. Только неделю
тому назад военный министр Ройялл зая-
вил, что план Маршалла является альтер-
наливой перевооружению... Посол.в Англии
Дуглас заявляет, что конгресо в настоящее
время делает выбор между затратой милли-
ардов на помощь Европе и превращением
Америки в вооруженный латерь. Существу-
ет тесная связь между планом Маршалла и
большим военным. бюджетом, но никогда
нельзя было говорить $ выборе между тем
или другим. Наоборот, чем акливнее МЫ
вмешиваемея в европейские дела и чем
сильнее мы сотрясаем политическую поро-
ховую бочку, тем больше нам нужно забо-
титьея о нашей обороне... Тонкие доводы
о том, что, обсуждая план Маршалла, мы
имеем дело с альтернативами, повидимому,
He вводят в заблуждение практических в9-
енных деятелей. Общественность также ве
должна быть введена в заблуждение.

Программа, которую обсуждает конгресс,
связана с важным решением в области
внешней политики, и решение по ней мо-
жет быть разумно принято только в TOM
случае, если ее реальная пена и все ee
последствия будут обсуждаться откровенно
и открыто. Этот вопрос не может решаться
при закрытых дверях. Конгресс поступает
разумно, отказываясь принимать поспеш-
ное решение по плану Маршалла. В послед-
нее. время на нас оказывали слишком боль-
пюе давление, навязывая нам плохо проду-
манную политику под маской чрезвычайных
мер. Настало время остановиться и огля-

деться, куда мы идем».

Тайное военное соглашение между северными странами,

_ США и.

КОПЕНГАГЕН, Б февраля. (ТАСС). Га-
зета, «Ланд ог. фольк» , поместила сегодня

следующее сообщение:

«Из хорошю информированного источни-
ка стало известно, что между США и Ан-
тлией, 6 одной стороны, и северными
странами —@ другой, существует тайное
военное ` соглашение». ‘Газета приводит
сообщение «Свенока моргонбладет» о’ том,
`что Швеция включена в англо-американ-
ское военное соглашение пою вопросу 0
стандартизации вооружения, и пишет: _

«Мы можем сообщить, что две недели на-
зад Швеция сделала в Антлии свой второй
большюй заказ на реактивные истребители,
Количество: заказанных на этот раз само-
летов неизвестно, известно лишь, что этот

Англией

заказ больше. того; который был сделан не-
еколько месяцев. тому назах, когда Швеции
было разрешено построить около 300° само-
летов по английской лицензии. Из хорошо
информированного источника нам ‘удалось
узнать, что Эти поставки производятся ©0-
тласно тайному договору, заключенному
недавно между Швецией, Норвегией и Да-
нийй, с одной стороны, и США п Антли-
ей —с другой. Стандартные истребители
английского воздушного флота будут при-
меняться. всеми. тремя скандинавскими
странами. Эти страны, однако, не должны
обзаводиться. дорогостоящей бомбардировоч-
ной авиацией. От них ожидают лишь, что
в случае войны они ‘предоставят свои
авиабазы для тяжелых американоких бом-
бардировщиков»..

_ Английская газета о политике американцев

в Иране

ЛОНДОН, 4 февраля. (ТАСС). «Манче-
стер гардиан». в статье, посвященной ноте
советского - правительства правительству
Ирана, пишет: -

«С тех пор, как русские ушли из _Азер-
байлжана, змериканцы проводят в Иране
чрезвычайно активную политику; является
ли она в такой же мере разумной — это
вепрос, который‘ сейчае можно будет вы-
яснить. В целом правительство США поео-
ветовало Ирану воздерживаться от каких
бы то ни было уступок, России и, в частно-

ети, поошряет иранское. правительство He
ратифицировать нефтяное соглашение + ©
Россией. Америка: оказывает также помощь
в оснащении и организации иранской ар-
мии. Эта деятельность является - совершен-
но законной, но вместе с тем она носит и
провокамионный характер.

Для того, чтобы понять опасения pyc-
‘ских, достаточно лишь представить себе,
какова была бы реакция Америки, если бы
русские делали то же самое, скажем, в
Мексике или в Венецуэле».

США поддерживают. английские планы

КАИР, 3 февраля. (ТАСС). Как сообщает
специальный корреспондент газеты «Аль
мыери» из Нью-Иорка, по данным высших
правительетвенных кругов США, государ-
ственный департамент рептил подлерживать
стремление Англии по организации системы
«региональной обороны Ближнего Востока»
пол эгидой Англии.
-. равительство США сейчас изучает воз-
 можность. разрешения проблемы Малестины

хотя официальные круги США опровергают
эти сообщения, можно полагать, что в них
заключена большая доля истины. Во вся-
KOM случае, политические цели «плана
` Маршалла» вполне соответствуют использо-
ванию в интересах американской экспан-
сии таких темных сил, как клика Франко.
Правящие круги Англии и Франции wo-
слушно следуют указаниям государственно-
то департамента США и в испанском вопро-
се. Заявление Бевина об «отвралщении», ко-
торов якобы испытывают в английском ка-
‘бинете по отношению к Франко, призвано
‘лишь замаскировать участие в. осуществле-
ний американской политики на Пиреней-
ском полуострове. Что же касается Шумана
и Бидо, то они откровенно поддерживают
идею открытия франко“исцанской границы.
В связи © переговорами в Танжере «Юмани-
те» пишет, что речь идет о тесном военном
сотрудничестве, в частности, о создании
авиационных баз, которые смогут служить
опорными пунктами для американской авиа-
ции в западной части Средиземного моря.
_ В свете американских военных мероприя-
тий на Орелиземном море — посылка кораб-
лей в итальянские порты, создание баз в
Северной Африке, активное проникновение
на Ближний Восток — политика США по
отношению к франкистекой Испании приоб-
ретает особый смысл. Заокеанские экспан-
спонисты утотовили фашистскому каудильо,
чьи руки обагрены кровью лучших людей
Испании, новую роль — хранителя амери-
канских ключей от западного входа в Cpe-
диземное море. ,

СЕВЕРНЫЙ  ВАРИАНТ
‚ ЗАПАДНОГО БЛОКА

Английская политика, направленная к
сколачиванию западного блока под эгилой
СПА, не ограничивается давлением на. стра-
ны Бенилюкса — Бельгию, Голландию и
‚Люксембург. После того, как они дали со-
гласие на присоединение к англо-француз-
скому договору, заключенному в. Дюнкерке,

09-02;

секретарь редакции —
иностранный
0-26-80, доб. 1:04; отдел: писем — К.0-26-80, доб.
0-26-80, доб. ‚1-22; отдел поцниски — К 2-05-17.

на Ближнем Востоке

таким образом, чтобы лобиться соглашения
между евреями и. арабами,

Если Египет согласится стать военно-
морокой базой американского военного фло-
та, который прибудет «охранять путя,
ведущие на Ближний Восток», заяваяет

‚ корреспондент газеты, правительство США

поддержит назначение Египта опекуном
нал Ливией под контролем OOH.

Бевин направил свои усилия на север. Как

сообщает лондонский корреспондент швед-
ской газеты «Афтенпостен», британский ми-
нистр иностранных дел. вызвал к себе швед-
ского, норвежского и далекого послов в Лон-
доне и ознакомил их с британскими плана-
ми об’единения северных стран. По этим же
сведениям, бельгийскому премьеру. Спааку
поручено взять на себя инициативу возрож-
дения так-называемой «группы Оело» и тем
самым расчистить. путь для вовлечения
скандинавских стран в так называемое за-
падно-европейское сотрудничество.
Характерно, что именно сейчас в правых
кругах Швеции и Норвегии вновь усиленно
заговорили © необходимости создания «ce-

‚верного блока», т. е. о тесном военно-поли-

тическом сотрудничестве скандинавских
стран. Идея эта; как известно, давно вына-
шивается реакционными кругами Скандина-
вии, считающими, что такое об`единение об-

‚летчило бы проведение в жизнь атрессив-

ных замыслов, направленных в первую оче-
редь против Советского. Союза. В то же вре-
мя в нынешних условиях «северный блок»
мог бы представить собой ответвление того
же бевинского западного блока, призванно-
го превратить Европу. в военно-экономиче-
ский плацдарм американского империа-
лизма.

Переговорам Беённа с послами сканди-
навских стран предшествовали попытки об’-
единить их таможенной унией, наподобие
унии, . подписанной между Бельгией, Гол-
ландией и Люксембургом. Переговоры эти не
привели к желательным для англо-амери-
канской дипломатии результатам, так как
деловые круги резко высказались против
отмены таможенных пошлин, считая, что
это, нанесло бы серьезный ушерб экономике
Швеции, Норвегии и Дании.

Политика английской дипломатии, стре-
мящейся включить скандинавские государ-

ства в западный блок, в известной степени

отражает те трудности, с которыми столкну-
лись США при проведении в жизнь «плана
Маршалла». Швеция, Дания и Норвегия qa-

отдел — К 6-26-80, ‘доб. 1-31

К 3-89-68; отпел боевой полготовки —

1-31; начальннЕ издательства — К 0-26-80, 5 oo,

пятница, № 30 (2824)

Выступление Трумэна
на пресс-конференции

ВАШИНГТОН, 5 февраля. (ТАСС). Высту-
пая на пресс-конференции, Трумэн заяви,
что в США наступит экономический крах,
если не будут приняты меры, чтобы остано-
вить резкий рост. цен. Трумэн предетавил
схему бюджетного бюро, показывающую
рост прожиточного минимума, и заявил, что
цены настолько возросли после его послания
конгрессу 17 ноября © положении © цена.
ми, что это вызывает беспокойство.

Когда, корреслондент спросил, намеревает-
ся ли Трумэн опять предложить конгрессу
принять меры, Трумэн заявил, что он будет
продолжать уведомлять конгресс © создав
шемея положении.

В ответ на вопрос Трумэн отрицал, что
восстановление контроля над ценами плохо
повлияет на производство, и добавил, что
производетво было полным, когда, существо
вал контроль нах ценами.

Соглаено последнему индексу, получен-
ному от министерства труда, розничные це-
ны на товары широкого потребления в де-
кабре были максимально высокими и през
вышали на 25 процентов цены, существо
вавшие в июне`1946 года, на 69 процен-
тов-—в ‘автубте 1939 года и были на
11 процентов выше рекорлно высоких цен,
существовавших в июне 1920 года,

ЖК положению
в ‘Индонезии

ДЖАКАРТА, 4 февраля. (ТАСС): Поло
жение в Индонезии стало  обострятьсял
после того, как американским империалия
стам удалось устранить народное прави.
тельство Амира Шарифуддина и создать
кабинет из крайне правых проамерикан-
еких элементов.

Как передает радио Джокъякарты, сей»
чаю во многих городах Явы происходят
многотысячные митинги и демонстрации,
участники которых требуют возвращения
к власти правительства Шарифудцина,
В Кедири в демонстрации приняло уча-
стие 20 тысяч человек, в Блитаре —
10 тысяч. человек, в новой демонстрацан
в Мадиуне приняло участие 8 тысяч чело:
век, в Джомбанте — 15 тыс. человек. (01:
ни тысяч человек демонстрировали по ули-
цам других городов, ‘требуя создания
демократического правительства BO главе
с Шарифуддином,

Президент Индонбзийской республики
Сукарно сейчае соверитает поездку по го
родам Явы © тем, ‘чтобы несколько усто-
коить население, однако это ему не удает-
ся. В Малиуне десятки тысяч человек
встретили президента Сукарно криками:
«Мы требуем возвращения к власти наше
то друга Шарифуддина».

Заявление адмирала Ситтл

ПАРИЖ, 5 февраля. (ТАСС). Как 0%:
шает атентотво Фране Пресе из Анкары;
адмирал Ситтл -—— глава американской №0]
ской миссии, который прибыл в Анкару,—
заявил представителям прессы: «Мы през
доставим Турции 4 подводные лодки i
охиннадцать вспомоталельных судов общих
тоннажем в 22 тыс. тонн. Мы укреплу
также сооружения морской базы Гельджук
в Измиреком заливе и пошлем ‘инотрукточ
ров и соответствующее , оборудование длЯ
турецких морских учебных заведений».

rrr

МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ
ХРОНИКА

(По. сообщениям иностранной печати
и радио)

3: Атентство Юнайтед Прессе сообщает,
что штаб американских военно-морских сл
в восточной части Атлантического океана и
Средиземном море заявил, что 14 американа
ских кораблей находятся в итальянских воч
дах и, кроме того, 2 корабля идут в греч
ские воды. :

* Австралийские Jorepsr, по примеру
докеров Сингапура, приняли решение о
продолжении бойкота голландеких судов.

ли свое сотласие на, экономическое сотруд*
ничество с США в рамках этого плана. 0
вако после того, как окончательно раскры“
лась политическая. подоплека программы
американской «помощи» Европе, в сканди“
навских странах возникла серьезная 0110-
зиция. В особенности большую тревогу вы“
звало заявление Форрестола, о том, что СПА
не только: рассчитывают на об’единение во
оруженных сил -европейских стран, но и №
создание американских баз в Европе. «Е
ли американское правительство придержи“
вается мнения, что США должны получить
военные базы в Европе, то значит амери-
канский посол в Стокгольме дезавуируетея
своим собственным правительством, — пи
сала шведская газета  «Моргонтиднин“
тен». — А если мнение ‘американского пра“
вительства действительно таково, то ди
стран, которые еще не связаны по рукам и
ногам в экономическом отношении — ® BX
числу можно отнести Швецию, -— наступило
время энергично выступить против помощи,
связанной с подобными условиями».

Весьма. показательно то, что такие голоса
раздаются в Швеции, которая больше дру-
гих скандинавских стран: служит об’ектох
американской. политической и экономиче“
ской экспансии. ‘Американская дипломатия
затратила немало ‘усилий, чтобы вовлечь
Швецию в орбиту своего влияния. Так, He
сколько недель назад посол США в Швеции
Мэтьюс специально собрал крупных вел
ских промышленников и финансистов и Ha
протяжении нескольких часов излагал их
«выгоды и преимущества» швёдско-амери“
канокого сотрудничества.

Политические цели «плана Маршаллах
не встретили широкой поддержки в Скандие
навии. Вот почему Бевин торопится притти
на помощь своим американским хозяевам:
переговоры о включений Швеции, Дании и
Норвегии в западный блок призваны 305
полнить то, чего не удалось добиться за0ке<
анским монополистам в рамках пресловутой
программы «помощи’ Европь».

_ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

Ответственный редактор
Л. МУСЬЯКОВ,

Г 92529. й t

Типография газеты «Правда» имени Сталина,