rT ae

“i,

7 февраля 1948 г, суббота, № 31 (2855)

=== КРАСНЫЙ ФЛОТ 3

Отчеты и выборы партийных органов
а na eee

Коммунисты траль

Oomee собрание коммунистов соединения
тральщиков состоялось после отчетно-вы-
борных партийных собраний на кораблях
С докладом о деятельности коммунистов
соединения в обеспечении ‘боевого траленяя
п боевой и политической подготовки и их
задачах в текущем году выступил т, Ко-
маров. Докладчик ознакомил собравитихся
с тем, как пауюрганизащии помогали коман-
дирам решать задачи, стоявшие перед сое-
уинением, Тов. Комаров отметил, что план
по тралению перевышолнен, ‘экипажи Gort
WAHCTBA кораблей успешиию провели зачет-
ные артиллерийские стрельбы. В достиже-
нии этих успехов немалую роль сыграли
партортанизалии,

Партийные организации тральщиков прз-
вильно нацелили свою деятельность на ока
зание помощи командованию, сумели мобт-
зовать личный состав на. упорную борь-
бу 38 высокие показатели траления, бое-
вй и политической подготовки, за образ-
цовую организованность м дисциплину,

В начале летней кампании сразу же вы.
делилась парторганизация тральщика офи-
цера Жукова. Уже в первом выходе на тра-
ление корабль досрочно проложил пути для
танкеров, доставлявших горючее в МТС од-
ного из районов Советекой Украины, и оста-
валея передовым на протяжении всей кам-

‚пании. Партийная организация этого траль-
щика завоевала высокий авторитет у экипа_
ха. Личным примером коммунисты увлекали
вех военных моряков на отличную под-
TOMBKY к каждому выхоку в море, на до-
стижение высоких. показателей в овладе-
нии своей специальностью. Секретарь пар-
тйной организации т. Яровой возглавил
борьбу за точное соблюдение инструкций
п наставлений по эксплоатации’‘ механиз-
мов, за экономию и сбережение горючих и
иззочных материалов, проявил себя одним
из лучииих воспитателей молодых матросов.

И в длительных походах и на я
стоянках здесь непрерывно велась нь
ная работа: проходили собрания комму-
Нистов, на которых обсуждались результа-
ты траления различных участков моря, ре-
гулярно велась агитация на боевых постах
и т. п, Собрания нередко проводились or-
крытыми. Беспартийные моряки, видя по-
стоянное беспокойство коммунистов за честь
своего корабля, уходили с таких собраний
< единым стремлением всеми. соплами под-
держать инициативу членов и кандидатов
партии, не отставать от них в повоеднев-
ной службе. Много внимания в те дни уде-
лялось учебе. Несмотря на почти постоян-
ное пребывание корабля в море, офицеры
< помошью парторганизации оргазизовыва-
ли и проводили технические конференция,
на которых изучались устройство’ корабля,
правила эксплоатации вооружения,

Благодаря ‘умело поставленной партий-
Но-Политической работе отлично справи
лись с0 своей задачей тральшики офицеров

Лопатко,  Завгороднего и ряда других
командиров.
Однако политотдел, располатая поучи-

тельным опытом организации партийной.

работы на тральщиках тт. Жукова, Попатко
и Завгороднего, очень мало сделал для попу-
ляризации этого опыта на кораблях Beero

соединения.
Тов. Алехин и друпие коммунисты,
выступавшие в прениях, ° справедли-

во указывали на, то,
литотдела были слабо евязаны с кораблями.

щиков обсуждают свой задачи

ченной. Ни с кем не побеседовав, он покя-
нул корабль, перед уходом. оставил -секре-
тарю  комсомольской организации такую 34-
иску: «Усилить идейно-политическую р4-
боту с личным еоставом»..

Только слабым руководетвом политотте-
ла партийными организациями, отрывом его
от жизни кораблей можно об’яснить, что
на тральщике, где был ‘командиром офи-
цер Виноградов, ‘партийной организацией
руководил самый  недисциплинированный
член экипажа. Недалеко ушел в выполнении
`уставных требований и секретарь нартий-
ной ‘организации другого’ корабля т. Пода-
ков. Не случайно, что на собраниях этой
парторганизащии ни разу не обсуждалея
вопрос‘ о примерности коммуниетов в служ-
fe. Между тем сама жизнь подеказывала
необходимость обсудить этот вопрос.

Общее партийное собрание коммуниетов
соединения прошло с большой активностью,
в прениях выступили 23 человека. Почти
все выступления носили деловой харак-
тер, коммунисты резко критиковали нело-
статки, намечали конкретные ‘пути к UX
устранению.

Коммунисты соединения заслушали так-
же отчетный доклал секретаря партийной
комиссии. Они подвергли острой критике ce-
кретаря и членов партийной комиссии за
однобокость в работе, за. то, что они свели
вею свою работу лишь к приему членов и
кандидатов партии да к разбору переональ-

что работники п0-  ных дел. Серьезным анализом положения,

существующего в парторганизациях Kopad-

Яркий прямер формального отношения к лей, партийная комиссия не занималась.

выполнению CBCHX обязанностей привел
коммунист т, Каплувов.

— Вак-т0 на один корабль, —рассказы-
вает он, — пришел пропагандист политот-
дела т. Рябоконь и стал «знакомиться» е 60-
стоянием комсомольской работы. Проемотрев
протокольт собраний, планы. работы, т. Ря-
боконь на этом счел свою миссию закон-

Тайным голосованием собрание избрало
новый состав парткомиесии, а также деле-
татов на общефлатскую партийную конфе-

Майор В. АНАНЬИН.

Черноморский флот. (Kopp. «Красного
Флота»).

Покончить с практикой огульного приема в партию

Коммунист т. Шазшков в своем выступ-
лении на отчетно-выборном собрании пар-
тийной организации корабля Н. рассказал
о таком факте. На одном из партийных
‹обраний этой организаций разбиралось за-
явление т. Ветчинина о’ приеме его канди-
датои в члены ВКП(б). Ветчинина здесь
знали как недисцинлинированного моряка.

Кстеслвенно, что коммунисты не счита-
ли подготовленным т. Ветчинина для ветуп-
ления ‘в ряды большевиетекой партии и
высказывались против ero приема. Это
унение поддержал и секретарь партийной
организации т. Труханов. Тогда слова. по-
проеил политработник т. Проценко.

— Как же мы можем не принять? Если.

подано заявление, мы не имеем права от-
взывать. Я настамваю на принятии т. Вет-
чинина в кандадаты,— ренгительно заявил“
т. Шюценко.

Под нажимом заместителя командира ко-
ебля по политической части партийное
собрание решило принять т. Ветчинина

== кандидатом в члены ВКП(б).

В таком же. порядке этой партийной
организацией были приняты кандидатами
в чены партии тт. Чайка и Кравченко. А
на заседании партийной комиссии выясни+
лось, что все они недостойны носить высо-
кое звание коммуниста.

Как показали отчетно-выборные партсо-
брания, принцип индивидуального подхода
ири приеме в ряды ВКП(б) нарушалея не
только в данной партийной организации,
нон в других.

(0б’ясняется это’ тем, что. в ряде организа-
ций; ий в первую очередь в политотделе
Краснознаменной Каспийской флотилии, 3а-
были требования Устава и Постановление
Центрального Комитета ВЕП(б) от 26 июля
1946 г, «0 росте партии и`о мерах по уси-
нию партийно-организационной и партий-
но-политической работы © вновь ветупивши=

ни в ВЕП(б)».

В свое время. на собрании партийного
актива флотилии a Ha собраниях партий-
ных организаций в связи © обсуждением
Постановления ЦЕ ВКП(б) были приняты
решения о необходимости тщательного раз-
бора каждого заявления при. вступлении

в ряды ВКП(б). Но нотом в. политотделе,

В нашей стране за годы советской вла-
сти заново созданы целые отрасли народ-
ного хозяйства. И естественно, что в семье

` советоких людей есть немало таких, рас-
казывая о жизненном путя которых He-
вольно приходится говорить и о развитии
избранной ами профессии. № таким людям
относится и прославленный транспортный
мтчлк нашей страны Николай Иванович

Новиков. Ero летная биография — это жи-
„ вая история формирования и бурного раз-

вИтия советекого воздушного транспорта.

( своих детских и юношеских годах Ни-
Колай Иванович рассказывает неохотно.
Бедная крестьянская семья. Вечное недо-
едание. С тринадцати лет безрадостный
Труд подручного швейцара, затем ученика
16аря в кустарных мастерских и, нако-
неп, в 1914 — 1918 гг. работа слесарем
по сборке самолетов на московском заводе
«lyre».

— С какой завистью смотрел я тогда
Иа полеты испытателя Габер-Влынекого!—
вопоминает сейчас Николай Иванович. —

ак мне захотелось стать пилотом!

Но 0б этом он мог тогда только мечтать:
` нужны были прежде всего большие знания,
а ге же молодому рабочему дореволюцион-
ной России можно было их получить?

— Начало моей биографии, как и мно-
тих советеких людей, было бы правильным
иечислять ¢ периода Великой Октябрьской
социалистической революции, говорит Ви-

волай Иванович. :
о В начале 1918 года

это правильно.
молодой слесарь в группе рабочих москов

ских фабрик и заводов ушел в ряды Kipac-
ной Армии. Он участвовал в разгроме внут-
Тенней контрреволюции и изгнании из На-
Шей страны войск интервентов. В эти дви
он на всю жизнь связал CBOTO судьбу ©
большевистской партией.

Веякие вадания приходилось выполнять
В оды гражданской войны молодому крас-
ноармейцу — мотопиклисту Николаю Но-
викову. дн на предельной скорости появ-
Лялел © патронами на переднем крае имен-

видимо, решили, что все пойдет самотеком,

без должной проверки, и успокоились. В
результате партийные организации продол-
жали допускать вредную практику огуль-
ного приема в партию.

На одном из собраний партийной орга-
низации, где секретарем был т. Чуприн,
кандидатами в члены партии приняла
сразу трех человек. Приняли их почти без
всякого обсуждения. Партийная комиссия
всем им отказала в приеме.

Как же реагиревал на это политотдел
флотилии? Раз’яенил он партийной орга-
низации ее промахи? Отнюдь нет!

На собрании коммунистов Н-екой. части
разбиралось заявление о приеме в партию
т. Гуляева. Выступавиие критиковали
недостатки т. Гуляева, задавали вопросы,
предлагали не торопиться с’ тем; чтобы
иметь возможность весе обстоятельно выяс-
нить. И вот вместо того, чтобы приелу-
шаться к. голосу коммунистов, член бюро
т. Тарасов заявил:

—щ Обсуждать и выяснять тут нечего.
Й без того все яено. А кому неясно, подой-
дите после собрания к т. Гуляеву и выяс-
nate. Предлагаю принять ем ‘в. партию.
Толосуем...

Политотдел и в данном случае прошел
мимо нарушения требований Центрального
Комитета партии.

Впрочем, партийная организация самого
политотдела принимала в партию каждого
подавшего заявление. Не случайно поэто-
му, что и здесь в числе принятых в ряды
ВЕП(б) оказались люди, недостойные вы-
сокого звания коммуниста. .

На отчетно-выборных партийных собра-
пиях резко и справедливо критиковались
недостатки по приему в партию.

Эти собрания показали также, что в от-
дельных партийных организациях до сих
пор не поняли указаний ЦВ ВАП(б) о том.
что сейчас необходимо главное внимание
сосредоточить нё на количественном росте
партии, а на воспитании молодых комму-
нистов. 00 этом говорят такие примеры.

На отчетно-выборном собрании партий-
ной организации Н-ского подразделения
т. Чмырь спросил докладчика:

но в тот момент, когла у бойцов боепри-

— А сколько моряков готовится к
вступлению в партию и что делается, что-
бы ускорить их прием? о

Вместо того, чтобы раз’яснить, что пар-
тия сейчас не форсирует рост своих. рядов,
а делает упор на повьнпение политического
уровня коммунистов, секретарь партийной
организации т. Крапивянекий стал каяться,
ответив, что он действительно не заботится:
00 усилении роста партийных рядов.

На собрании `другой партийной органи-
зации при обсуждении отчетного доклада”
т. Дадашева некоторые коммунисты обви-
няли партийное бюро в том, что оно He
фореировало роста рядов ВКП(б). Доклал-
Чик же в своем заключительном слове не
Только не указал на ошибочность таких
обвинений, но признал их правильными.

Все эти и друтие. факты свидетельетву-
ют 0 том, что подитотдел флотилии плохо
воснитывал партийные калры в духе стро

гого соблюдения требований, ПЕ ВКП(б) при

приеме в партию, —.

Увлекшиеь погоней за количеством, пар-
тийные организации и политотдел флоти-
лия не уделяли должного внимания идей-
ному воспитанию молодых. коммунистов.
Для’ них в прошлом году было создано
20 кружков по изучению истории ВКП(б),
Однако лишь несколько из них работало,
Многие вновь вступившие В партию имеют
слабую политическую подготовку. Для них
рекомендовалось создать политшколы. Но
до осени минувшего года на флотилий ни
одной политшколы не еуществовало.

Да а в этом году политическая учеба не
намного улучшилась. Попрежнему плохо
работает большинство политшкол я круж-
ков по изучению истории партии. Во мно-
гих из них занятия проходят нерегулярно
и на нязком уровне.

Надо ожидать, что партийная конферен-
ция Краснознаменной Каспийской флоти-
лии до конца вокроет извращения в деле
приема в партию и серьезнейшие недостая-
ви в идейно-политическом воспитании мо-
лодых коммунистов, наметит конкретные
мероприятия по наведению в этом больше-
вистекого порядка.

М. ЗИМЕНКОВ.

Капита

пров по воздуху

Этим было положено начало развитию воз-

пасы были уже на исходе. Его мотоцикл   душного транепорта. страны. В. те. дни. Ня-

резко останавливалея У Штаба фронта с
пакетом, своевременная доставка которого
решала` успех сражения. С другом-пуле-
метчиком он ворвался в занятый. белогвар-
дейцами населенный пункт, сея смерть в
рядах врага.

Н. И. Новиков.

Осенью 1921 года отважного мотоцик-
листа Новикова направили учиться в лет-
ную школу. С жаром взялся он ва изуче-
ние теории авиации и ее техники. Вскоре
он поднялся в воздух < пилотом-инструк-
тором, а затем повел сам боевой самолет.
Мечта сбылась.

Девятого февраля 1923 года советскоз
правительство приняло постановление о
создании Совета гражданской авиации.

колай Иванович блестяще закончил летное
училище, и ему доверили ответственную pa-
боту — подготовку кадров для’ воздупного
флота страны. & нему приходили молодые
рабочие и крестьяне, впервые близко ви-
девшие самолет. Просто, дружески встречал
их пилот-инструктор Николай Новиков,
терпеливо учил мастерству пилотирования.
Более 1.000 летчиков подготовил он. И сей-
час на воздушных дорогах страны он часто.
ветречает своих бывших учеников.

С каждым годом poc и развивалея гра-
Жжданекий воздушный флот Страны Советов.
Созданная в период сталинских пятилеток
авиационная промышленность давала Ha
воздушные магистрали все новые и новые
самолеты, в том числе многомеетные пас-
сажирские. Для управления ими потребо-
вались опытные летчики. И Николаю Ива-
новичу поручают тренировку летного со-
става на тяжелых воздушных кораблях.
Патриот Родины умело сочетает обучение
и воспитание мастеров полета. © повседнев-
ной работой линейного. летчика.

Недавно нам довелось совершить на ‘бор-
Ту самолета Н. И. Новикова рейс по марш-
pyty Москва — Куйбышев — Актю-
бинек — Ташкент — Чарджоу —— Ашха-
бад — Баку — Тбилиси — Адлер — Mo-
сква, Прославленный летчик в сложных
метеорологических условиях провел самолет
по этому трудному пути. Ведь в ‘боль
шинетво перечисленных городов он первым
прокладывал воздушные дороги из Москвы.

При низкой облачности оторвалея со
столичного ‘аэродрома скоростной самолет
под управаением Новикова. Войдя в «м0-
Локо», самолет медленно стал набирать вы-
соту.

Прошло еще несколько минут, и 34-
сверкало солнце. До самого Куйбышева
Новиков вел самолет над сплошным белым
морем облаков. Вот он снова воашел в «мо-

50 коп. в переплете.

БЕ ЕСА

Письма
о культурно-просветительной
работе

Спрос на книги

Недавно библиотекарь корабля Н. стар-
шина 1 статьи Востриков сделал на комео-
мольском собрании доклад о работе биб-
лиотеки за 1947 год. Он привел любопыт-
ные данные, характеризующие читатель-
ские интересы военных моряков корабля.

Рольшим спросом пользуются произве-
дения классиков маркоизма-ленинизма, а
также советская художественная литера-
тура и работы русевих классиков.

42 процента прочитанных за год книг
составляют произведения по истории войн
и военному искусетву. .

Среди читалелей, особенно внимательно
следящих за новинками отечественной ли-
тературы, библиотекарь назвал офицера

Клагунова, в читательском билете которого.

записаны 62 прочитанные им книги.
Корабельная библиотека часто устраива-

ет выставки художественной литературы,

оповещает читателей о получении ею но-
вых книг, проводит в матросоких кубриках
громкие читки отдельных произведений,
организует лекции’ по вопровам лите-
ратуры. 38a год силами офицеров ‘ко-
рабля прочитано 38 таких лекций. Состоя-
лись три встречи с писателями,

Приказом командования корабля отмече-
на отличная работа библиотекаря Востри-

Кова.
М. ЮРЬЕВ.
Балтийский флот.

КОЛЛЕКТИВ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комеомольцы части офицера Киба созда-

ли большой коллектив матросской хуложе-
ственной самоцеятельности. В его работе
Участвуют и комеомольпы рыбацкой коопе-
ративной организации, шефствующие над
военными моряками.

Сейчас коллеклив художественной само-
деятельности готовит специальную програм-
му, посвященную 30-летию Советской Ap-

Mun.
Я. ТИХОНИН.
Черноморский флот.

Библиотека на задворках

Большим уважением читателей пользует-
ся библиотекарь т. Ионова.“Когда постуна-
ют новинки литературы, т. Ионова тотчас
оповещает об этом своих читателей, заботит-
ся о том, чтобы возможно большее число мат-

росов и старшин ознакомилось со ‘всеми.

значительными произведениями советской
художественной литературы.
К сожалению, никто He проявляет

внимания к работе библиотеки. Она ютит-я
в холодном и тесном помещении, и это ме-
шает улучшению библиотечного дела.

Старший лейтенант Л. СИДЕЙ.
Балтийский флот. aie

Новые книш

Джатиев Т. И. и Всеволожений И. Е.
«Морской джигит», Дзауджикау. 1947 г.
159 стр., цена 4 руб. Раесказы о славном
сыне осетинского народа Коста Кочиеве,
Герое Советского Союза, защитнике Севасбто-
поля.

Вепобьев Е. ‘3. «Однополчане». Рассказы
(«Библиотека солдата и матроса»). Воениз-
дат. 1947 г., 120 стр. Цена 1 руб. 20 коп.
Оборник рассказов на тему: Враеная Аз-
мия на фронтах Великой Отечественной
войны.

Билль-Белоцерковзкий В. Н. Расеказы..
Издательство «Советекий писатель».
1947 г. 210 слр., цена 4 руб. Сборник pac-
сказов о моряках в капиталистических стра-
нах, о положении негров в Америке и др.

Никольский В. К. и Яковлев Н. Ф. «Как
люди научились говорить». («Научно-попу-
лярная библиотека солдата и матроса»).
Воениздат. 1947 г. 52 стр., nena 50 коп.

Игнатьев К.Ф. «Теория подводных ледок».
Воениздат. 1947 г. 188 стр., цена 5 руб.

увидели под крылом самолета взлетную
полосу Куйбышевекого аэропорта. В таких
зе условиях был совершен перелет до Ак-
тюбинска, и с такой же точностью самолет
пробилоя через. облака на посадку.

Утро в Актюбинеке было серым. Пасса-
жиры с тревогой смотрели из окон гости-
ницы аэропорта на густо падающий снег.
Многие спешили в Ташкент и всерьез боя-
лись опоздать. Один Николай Иванович
был попрежнему спокоен. На вопрое пас-
сажиров о вылете’ он загадочно ответил:
«В свое время будем на месте». А затем
Heyes,

Снег еще падал, ‘но дежурный m0 aapo-

порту уже об’явил 0 вылете. Оказалось,
что Новиков готовил машину к вылету.
риказав очистить © крыльев и фюзеляжа
снег, Николай Иванович запустил’ моторы.

Tye только не побывал этот старейший
транспортный летчик, виски которого се-
ребрит сейчае седина. Под крылом управ-
ляемого им воздушного корабля проплыва-
ли горячие пески Средней Азии и цвету-

щие сады солнечной Грузии. Ем  ма-
шина . переваливала вершины  Кав-
казского хребта, горы седого Урала и

сопки Дальнего Востока. Трудно подечи-
тать, сколько раз его самолет проходил над
тучными полями Украины, снежными прю-
cwpaun Сибири и тундрой Врайнего Ce-
вера. Пет, пожалуй, в нашей стране тако-
0 аэродрома, на который не садилея бы
самолет Николая Ивановича. Многие а59р0-
порты Германии, Швеции, Румынии, Юго-
лавин, Ирана, Албании и Витая прини-
Мали у себя извеетного русского транепорт-
ного летчика.

Трух ‘линейного летчика измеряется ко-
личеством проведенных им в воздухе ча-
COB и километрами воздушных дорог. Но
пройденный путь вавиеит и от скорости
самолета. Летная биография Николая Ива-
новича служит яркой иллюстрацией роста
скорости наших отечественных транетюрт-
ных самолетов.

Вначале т. Новикову пришлось летать
На самолетах иностранных марок, остав-
шШихся в «наследство» от царского самодер-
Жавия, чиновники которого преклонялись

Локо», и через полтора десятка минут мы   пер всем зарубежным и пренебрежи-

Совещание передовых сержантов
Московского военного округа

Вчера, 6 февраля, закончилось продол-
кавшееся два дня совешание передовых
сержантов — командиров отделений, частей
Московского военного округа. В числе
Участников находились: командир отделе-
ния разведки гвардии старший сержант
Шалоболов, имеющий 20 благодарностей,
отличный стрелок гвардии старший сержант
Фокин, дающий 30 выстрелов в минуту при
26  попаданиях, ‘отличные пулеметчики
твардии старпгие сержанты Редюк и Соко-
лов, танкист старший сержант Боярский и
другие. :

С докладом о роли сержантов и старшин
в воспитании % обучении солдат выступил
генерал-майор И. М. Кузнецов. Отметив,
что сержанты и старшины являются бли-
жайтими помощниками начальников и
ъоспиталелями  потчиненных, докладчик
указал, что передовые сержанты округа
добились вначительных успехов. (0060 он
остановилея на роли сержантов в борьбе за
Четкое соблюдение уставных требований
карзульной службы.

По окончании докладе развернулось. ши-
рокое обсуждение вопросов практики рабо-
ты сержантов.

На совещании. присутетвовали команлую-
щий войсками Московского военного округа
маршал Советского Союза К. А. Мерецков,
генералы и офицеры округа. Маршал. Мо-
рецков рассказал участникам совещания 9
роли сержантов и старитин в обучении сол-
дат, отметил отличников боевой и полити-
ческой подготовки и подробно остановилея
На задачах сержанта в деле воститания под-
чиненных в духе неуклонного соблюдения
требований уставов Советской Армии и во-
енной присяги.

— (Советские воины, — сказал маршал
Мерецков, — пламенные патриоты юоциа-
листической Родины. Они всегда готовы
итти вместе со своим народом, стремятея ©
честью и достоинством выполнить свой
боевой долг, оправлать доверие. Родины.
Васпитанные великой партией Ленина—
Сталина, овладевшие в ‹оверщенстве пре-
красной техникой, советские солдаты пох
руководством своих офицеров и тенералов”
на фронтах Великой Отечественной войны
преодолели все преграды и одержали побелу
над врагом. Советская Армия завоевала лю-
бовь и признание всего прогрессивного’
человечества.

В условиях мирного строительства nep=
вейший долг сержантов на основе требова-
ний уставов и военной присяги постоянно
воспитывать солдат в духе  советското
патриотизма, прививать любовь к оружию,
бороться за новые успехи в боевой и поли-
тической подготовке.

Маршал Мерецков 06060 остановилея на
задачах выполнения указаний Tenepa-
лиссимуса Советского Союза товарища’
И. В. Сталина об изучении и освоении 60е=—
вого опыта Великой Отечественной войны; _

— Убсерлно осваивая боевой опыт, добы» _
тый на полях сражений, сержанты должны
учить солдат тому, что нужно на войне,
отдавать все силы на дальнейшее укрепле-
ние военной и экономической мощи Совет»
crore Corsa.

На заключительной встрече с участника=
ми совешания командующий войсками Мо=
сковекого военного окрута, 0б’явил благодар-
ность передовым сержантам округа, и награ-
дил их ценными подарками.

Д. И. Менделеев и Флот.

Неопубликованные документы великого ученого’

_В кабинете великого русского ученого
Д. И. Менделеева и Центральном государ-
ственном архиве Военно-Морского Флота
хранится немало не опубликованных еще
документов, раскрывающих огромный раз-
мах деятельности ученого для Военного
Флота.

Документы эти рассказывают о большой
работе Д. И. Менделеева в стенах создан-
ной его усилиями научно-технической ла-
боралории при морском ведомстве. В этой
лаборалории Д. И. Менделеев изучал пору-
ховые смеси. Труд его был вознагражден
открытием пироколлодия — бездымного по-
роха, по качеству стоявшего выше выраба-
тывавшегося. за рубежом.

Сейчае найдены документы о том, что
носле получения нового составы пороха
Д. И. Менделеев предложил проект усовер-

шенствованного артиллерийекого  енаряда..

Чертеж этого снаряда, рассчитанного на
мепользование пироколлодия, был им. пере-
дан на рассмотрение Морского техническо-
TO комитета. —-

Самой- славной страницей деятельности
Д. И. Менделеева во флоте является ero
участие в разработке проблемы освоения
Полярного океана (Арктики). «По моему
мнению, — писал он, — в нашем морском
деле для ем успешного и верного движения
вперед‘ -— лучше всего’ на’ один из“ первых
планов поставить завоевание Ледовитого
океана». Г , i

_В первую очередь для этого требовались
мощные ледоколы. Поэтому, когда у здми-
рала С. 0. Макарова возникла идея _по-
строить такой ледокол, Д. И. Менделеев co
свойственной ученому осторожностью спер-
ва проверил все данные, а убедившись в их
правильности, стал ревностным помощни-
ком (С. 0. Макарова в осуществлении про-
екта.

В кабинете Д. И. Менделеева хранится
несколько писем, атресованных ему С. 0.
Макаровым. На ‘одном из писвм Д. И. Мен-
делеев сделал пометку: «Письмо С. 0. Ма-
карова (ледокол «Ермак» и др.) ясно пока-
зывает наши отношения». В олном из этих
до сих пор еще не опубликованных писем
С. 0. Макаров сообщает Д. И. Менделееву:
«Я сделал переход на Шпинбертен и обрат-
но с капитаном «Фрама»... Машина «Фра-
ма» всего 200. сил, а мы толкуем о мапше-

ae ПЕ ae en ee ee

тельно OTHOCHINCL & отечественной тех-
нике.

z Николай Иванович достал больнюй аль-
бом.

_ — На этом снимке я сфотографирован
3& штурвалом самолета «Фарман» с мото-
ром в 80 лошадиных сил, — поясняет Ня-
колай Иванович, показывая на пожелтев-
шую от времени фотографию, — мы его на-
зывали «летающей этажеркой». Разве его
можно сравнивать даже с первыми самоле-
тами советеких конструкторов Туполева,
Поликарпова, Яковлева и других? Когда я
впервые увидел поликарповский «У-2», то
к «Фарману» мне не хотелось даже подхо-
ДИТЬ.

Медленно рос в первые 10. лет службы
счет километрам, которые Николай Ивано-
вич налетал на «этажерках». Усилился он
при. полетах на первых отечественных ма-
пеинах, но ‘все же для того, чтобы нале-
тать первый миллион километров, Николаю
Ивановичу потребовалось 14 лет. Второй
миллион километров Николай Иванович на-
летал вдвое быстрее — за 7 лет. Но это
произошло. не: только во результате роста
скорости наних транспортных самолетов и
повышения техники пилотирования тяже-
лых воздушных кораблей. Начавитиеся бои

‚с немецко-фашистекими захватчиками по-

требовали большей интенсивности полетов.
И линейный летчик Новиков, не считаясь
со временем, днем и ночью стал волить
свой самолет по воздушным дорогам войны.

Огромный опыт, умение побеждать труд-
ности, смелость и, если это требовалось,
тотовность итти на. риск-—таковы качества
этого летчика. Ему поручалиеь самые
сложные и ответственные задания. Он ебра-
сывал в тылу врага воздушные десанты.
Его воздушный корабль доставлял боепря-
пасы и вооружение частям Советской Ар-
мии, громившим полчиша врага. В летных
документах Николая Ивановича десятки
записей о блестящем выполнении специаль-
ных заданий Верховного Главнокомандова-
НИЯ.

В июне 1943 года летчик Новиков по-
ставил, как он говорит, «вторую вешку»
на своем авиационном пути: он первым
среди летчиков нашей страны налетал вто-

пассажирский самолет,

не в 20.000 сил, т.е. в 100 раз более
сильной, какие могут быть сомнения».

Не было сомнений у адмирала и ученого,
но на пути к осуществлению плана сразу
же встали препятствия. Первым 0б этом
узнал С. 0. Макаров и поспешил уведомить _
Д. И. Менделеева: «Посылаю Вам на mpo-
смотр фотографические снимки ледяного по-
крова в летнее время в Ледовитом океаке...
Дело < ледоколом пошатнулоеь...»..

После получения этого письма Д; И.
Менделеев с присущей ему энергией и сме-
лостью берется помочь С. 0. Макарову. Or
своего имени он говорит © Витте, в то вре-
мя министром финансов, указывая на не-.
обходимость сооружения мощного ледокола.
Ему удалось добиться успеха. Была созда-
на 060бая комиссия, в которую вошел и ве-
ликий ученый. С. 0. Макаров горячо благо-
дарит его за искреннюю помощь. Уверен-
ный в Том, что и для Д. И. Менделеева его
проект стал желанным детишем, он регу-
лярно осведомляет ученого о всех деталях. _
Так, 23 октября 1897 года он пишет: «Се-
голня пошлю Вам технические условия на
ледокол, переданный 18 окт. представите-
лям заводов». Олновременно он указывает,
что попутно занимается подбором инетру-°
‘ментов, приборов, ведет гипролопические .
наблюдения. т 3

Много потрудились адмирал Макаров и
ученый Менделеев над первенцем — ледо-
колом «Ермак». Зорко следил за работой
«Ермака» во льдах Д. И. Менделеев:
25 февраля 1899 г. он спешит послать.
поздравительную телеграмму C. 0. Maxapo-
ву: «ед, запирающий Петербург, Вы mode- ~
дили — поздравляю. Жду такого же успеха
в полярных льдах. Проф. Менделеев».

Д. И. Менделеев не только принимал уча-
стие в осуществлении проекта С. 0. Макл-
рова. В кабинете хранятся труды и черте-
жи разработанном  Менделеевым проекта
0с0бого тина ледокола с дизельными и элех-.
трическими усовершенствованиями и про-’
екта  060бого ледореза. Все это он подроб=
но описывает в своей докладной записке на
имя министра финансов. Однако этот
проект, как и много других замечательных
проектов ученого, так и не был осуществлен.
в царской России.

„Старший научный. работник
кабинета Д. И. Менделегва
Т. КУДРЯВЦЕВА.

it ЕЕ

рой миллион километров. Командуя подраз- -
делением транспортных самолетов, выпол-_
нявшим весьма  ответетвенные задания

командования ‹ Советекой Армии, а затем

частью специальных транспортных машин,

Николай Иванович всегда личным праме-.
ром учил подчиненных самоотверженному

труду во имя Родины для победы над вра-

row. т

Отгремели сражения Великой  Oreue-
ственной войны, и снова Николай Иванович
стал бороздить воздушные дороги страны,
вкладывая свой труд в общенародное дело
восстановления и развития народного хо-.
зяйства. Во втором году послевоенной ста-
линской пятилетки на линиях гражданеко-
го воздушного флота развернулось социаля-
стическое соревнование за досрочное вы-
полнение плана   воздушных  перевозок..
Многие экипажи транспортных самолетов
взяли обязательство налетать за пятилет-
Ку миллион километров. В этом же году
Николай Иванович доказал, что такой на-.
лет можно осуществить в 4 года. Выпол-
нив свой годовой план к 800-летию Мо-
сквы, он к 30-й годовщине Великой 0хк-
Тябрьской социалистической революции за-
вершил налет третьего миллиона километ-
ров. Этого пути хватило бы, чтобы
75 раз облететь вокруг земного шара.

Когда юбиляра поздравляли ¢ рекордным.
налетом, он всем отвечал своим любимым
словом: «Благодаретвую».

Николаю Ивановичу 50 лет. Он бодр и.
жизнерадостен, любит пошутить. За его пле-
чами 14 тысяч часов, проведенных в возду-
хе за штурвалом ‘самолета. Свыше 20 ты-
сяч пассажиров перевез прославленный пи-
Лот транспортной авиации, более 30 типов.
машин побывало в его руках. И каждая из
них покорно выполняла волю мастера в03-
душных рейсов. За всю свою летную жизнь -
Николай Иванович не имел ни одной ава-
рии. Зарубежная авиация нё знает таких”
примеров. з

Сейчас Николай Иванович, грудь кото-
рого украшают 12 правительственных на-
град, водит многоместный комфортабельный

Н. ИСЛЕНТЬЕВ.