К

Что скрывалось за записями в вахтенном журнале

Утром радпеты корабля приняли от  ков, у руля стал лучший рулевой Влинов,   оно пришло само собой. Решение было очень

службы погоды тревожную сводку. В ней
товорилось: «Ожидается резкое ухудшение
погоды. Ветер свыше десяти баллов. Време-
нами снежные заряды, видимость менее
одной мили». В этот день дежурил по ко-
раблю бывалый моряк, боцман, главный
старшина Максимов. Внимательно прочитав
радиограмму, он торопливо направился в ка-
лоту командира корабля.

Капитан-лейтенант Савкин 0 чем-то
оживленно’ беседовал со своим помощником
старшим лейтенантом Сатаковым. Дежурный
молча протянул ему сводку. Командир ко-
рабля быстро пробежал ее глазами.

— Предупредите свою. команду... Можете
ити!

Вотда боцман вышел,
сводку погоды помощнику.

— Ожидается шторм, примите нужные
меры для обеснечения безопасности корабля.

Как только помощник оказалея на па-
1убе, он приказал отдать якорь, заготовить
запасные конны и кранцы, закрепить под-
вижн!гз предметы,

Затем старший лейтенант Сагаков прика-
зал рассыльному пригласить в каюту лей-
тенанта Белова.

— Учтите, вахта ваша будет ответствен
ная: Хотя корабль стоит у стенки, тем не
менее возможны всякие неожиданные слу-
чаи, которые могут угрожать ето безопаено-
сти. Будьте бдительны.

— Полагаю, что сумею обеспечить кс-
раблю  безопаеность,— уверенно ответил
молодой офицер. — x

Тем временем события развертывалиеь
своим чередом. После обеденного перерыва
ветер резко. изменил направление, стал за-
метно крепчать. Плывитие по небу тяжелые
темные облака исчезли. Небо стало белесым,
словно выцветшее под солнцем полотно. С
криком кружились над бухтой чайки —
предвестницы питормовой погоды. Короткие
заполярные сумерки сменились векоре ноч-
ной. мглой. Непроглядная тьма опустилась
на, сопки, обстутивиие бухту, на, залив.

Относительная тилина длилаеь недолго.
Резкий порыв ветра пронесся над вертина-
ми сопок. Он сорвал © них свежий нака-
нуне выпавитий снег и закрутил над бухтой.
За первым порывом последовали второй, тре-
тий. ,

Снежная пелена спустилась на землю и
закрыла залив, Ветер точно ожидал этого.
Он рванул, запгумел в снастях, бешено за-
крутилея. Через. несколько минут он пре-
вратилея в бурю. Буря терзала бухту, ко-
рабль стал медленно раскачиваться. Помощ-
ник командира приказал вызвать вахтен-
ного офицера:

Вскоре ветер достиг предельной силы. На-
тойчиво зазвонил телефон. Белов снял
трубку и услышал приглушенный roads
оперативного дежурного.

— 0б’явите походную готовность... —
приказал тот.

Сигнальные звонки. Сигнальщиком Ha
мостик заступил старина отделения Алы-

Савкин передал

Сбор офицеров-артиллеристов

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 10 февраля. Состоялся
сбор офицеров-артиллеристов Н-евого соеди-
нения. Участники сбора прослушали лек-
цию 00 использовании корабельной артил-
лерии в годы Отечественной войны. Опытом
управления огнем во время проведенных
стрельб по наземным и морским целям по-
делились капитан-лейтенанты Гусев, Ми-
хайлов и ипкин. На сборе были разобраны
итоги артиллерийских стрельб в минувшех
учебном году.

° В заключение было проведено показа-
тельное учение личного состава на боевом
посту.

1 LTR BES:

Улучшить преподавание военно-морской.

поднялся на мостик. Здесь было неспокойно.

на вахту У мапиин застущили матрос Кома- простым; перекачать воду из одной цистер-

ров и старшина уров. Веех их вахтенный   ны в другую, создать крен на другой борт

офицер тщательно проинетруктировал, рас-   с таким раечетом, чтобы привальные брусья
сказал, как поступать в том или ином слу-.   уравнялись. Тотда можно подложить не-
чае, потребовал, чтобы они в максимальной   сколько кранцев.
быстротой выполняли все приказания. Но Свое решение молодой офицер доложил
060б0е внимание офицер Белов уделил коман-   Командиру корабля. Валитан-лейтенани Сав-
диру вахтенного поста у трапа. кин подумал, взвесия предложение Белова
— Ваша обязанность — неослабно сде-  И убедился, что оно в такой обстановке
дить за концами и кранцами и немедленно   единственно правильное.
докладывать мне, если что будет не в 10- С чуветвом удовлетворенности вышел из
рядке, — предупредил он матроса Бобкова.   каюты командира вахтенный офицер. On
Вахтенный офицер обошел корабль, про-   ВЫзвал на палубу матросов боцманекой
верил, как закренлены концы, заглянул КОмалцы, обсудил © командиром пятой 00-
в боцманскую команду, дал указание глав- евой части план действия. Вскоре зарабо-
ному старшине Максимову, чтобы тот под-   тала

готовил для заводки два дополнительных   правом борту и следил, когда привальный

конца, проверил, как закреплены предме-   брус корабля сойдется впритык с приваль-
ты внутри помещений, и лишь после этого НЫМ о:
‘бопманской команды ловко подкладывали
Ворабль сильно раскачивалея, горести ко-   краны, котда наступало время очередного
лючего снега били в лицо, залетали за во-   Удара.
ротник птинели. Белов позвал рулевого и  Палуба корабля стала в нормальное по-
вместе о ним измерил силу ветра. Она пре-  ложение, но привальные брусья еще He
вышала десять баллов, но барометр продол-’ сходились. Перекачка воды продолжалаев.
жал падать. По приказанию Белова вахтен-   И линь тогда, когда корабль стал крениться
ный доложил обстановку командиру ко-  нз противоположный борт, вахтенный офи-
рабля. цер увидел, что привальные брусья co-
Тем временем качка все усиливалась,  ПЕТЛИЬ.
Ураганный ветер стал прижимать корабль   -г- Прекратить перекачку воды! — при-
К соседнему тральшику. До слуха вахтенно-   казал он в машинное отделение.
то офицера донесся скрежет железа. Он   Отоявшие наготове матросы боцманекой
спустился на палубу, осмотрел борт с0 ©т0-  команды полложили кранцы. Сврежет пре-
роны стоящего рядом корабля и сразу уви- кратилея. Гроеившая кораблю опасность ми-
дел причину этого скрежета. Осадка ко-  новала. Офицер снова поднялся на мостик,
раблей была разная, привальный брус с0-   но бдительности не ‘ослабил. То и дело он
седа был ниже привального бруса корабля.   требовал доклала от командира вахтенного
Bo время качки они с большой силой уда-   поста у трапа юб обстановке, и Бобков неиз-
рялиеь друг о друга. менно докладывал:

РАСНЫ а

СПОРТ

помпа. Вахтенный офицер стоял на

брусом соседнего тральщика. Матросы

Лейтенант Белов вызвал матросов боц-
манской команды Лозовецкого и Авдеева и
приказал им дополнительно поставить два
кранца. Приказание было исполнено © пре-
дельной быстротой. Охналюо с помощью кран-
ep не удалось смягчить силу ударов при-
вальных брусьев. Вранцы или выскакивали
или же оказывались ниже привального. бру-
са тральщика и таким образом не достигали
той цели, для которой были предназначены.

Положение осложнялось еще тем, что ко-
рабль, обладавший большой парусноетью,
сильно накренилея под напором ветра. Если
оставить оба корабля в таком положения —
нев миновать беды: т

Ну что предпринять? Перейти на другое
место? Но вся стенка была занята. Сняться
с якоря и выйти в залив? Это было лучшим
средетвом избежать повреждения, обэене-
чить кораблю безопаеность. Однако этот вы-
ход из создавшегося положения был тоже
неприемлем главным образом потому, что в
таком случае пришлось бы израсходовать
много драгоценного топлива. Вахтенный
офицер мучительно раздумывал, как рептить
этот вопрос. Но ответа вначале найти не
мог. Он уже собралея доложить обстановку
командиру, хотя ему и не хотелось итти к
нему без принятого решения. Но внезапно

ВЫСТАВКА МОРЯК

КРАСНОЗНАМЕННАЯ КАСКИЙСКАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 10 февраля. (Нерр. «Красного
Флота»). Бакинский Дом офицеров флота
организовал большую выставву моряков-
художников. На выставке представлено
творчество семидесяти художников—матро-
сов, старшин и офицеров, а также и вольно-
наемных работников флотилии.

3a лесять дней выставку посетило не-
сколько тысяч зрителей. Внига отзывов за-
потнена десятками записей. Режиссер
т. Валерик дает высокую оценку творчеству

=— Все в порядке:
Через кажлый час лейтенант Белов изме-

рял силу. ветра, записывал давление баро-

метра и докладывал обстановку командиру
корабля. Делал он вее аккуратно, с чувством
глубокой ответетвенности за поручениое дз-
ло. Распоряжения его были продуманными,
лаконичными. Каждое из них говорило о
том, что молодой офицер хорошо знает
службу, умеет принимать правильные реше-
НИЯ,

Оставшееся до конца вахты время про-
шло еравнительно спокойно. Лейтенант ио-
рядком продрог на пронизывающем до ко-
стей ветре. Промокшая шинель давила на
плечи. Но усталости вахтенный офицер не
чувотвовал, потому что она  заглушалаеь
другим чуветвом — удовлетворенностью вы-
ислненным делом.

После питорма в вахтенном журнале пря-
бавилось две коротких записи: «16 чаеов.

минут. Об’явлена походная  тотов-
ность...», «23 часа 45 минут. Отбой поход-
ной готовности...». И больше ни слова. Но
за этими короткими записями скрывались
все описанные нами события.

`Капитан-лейтенант
Г. БУТИКОВ.

ОВ-ХУДОЖНИКОВ

В своем отзыве заслуженный деятель
искусств т. Сагиян высоко оценивает твор-
чество старшины 2 статьи Варновеком и
матроса Гладкова, а также искусство худо-
жественной вышивки жен военных моряков.

Командующий флотилией, отметив в
своет приказе достижения участкиков

выставки, наградил старшину 1 етатьи.

Зюзина, старшин 2 статьи Варновекого и
Посметухина, матрос» Старникоза и кати-
тана Чернова денежными премиями, За
художественное рукоделие жены офицеров:

й ФЛОТ

В походе.

Фото М. Нокатило.

Успех экипажей
катобойной
флотилий «Слава»

корр. «Красного
флота»). В сложных условиях проходит
работа советской китобойной флотилии в
Антарктике. В ночь на 2 февраля погода
начала ‘ухущшаться. Ветер усилилея до
3 баллов, поверхность океана. покрылась
крупными пенящимися волнами. Поднялась
снежная пурга. Видимость не превышала
одного-двух кабельтовых.

Ip такой погоде промысел. прекра-
шается. Командование решило. использо-
вать это время для перехода в другой рай-
он, гле имеется больше китов. По, команде
капитан-директора флотилии т. Соляника
все корабли легли на указанный куре.

Начался трудный переход в пиормовых
условиях. Временами ветер лоститал 9—10
баллов. В ночь на: четвертое шторм еще
‘более усилился. Океан разбушевался,
отромные волны заливали бак, разделоч-
ные палубы, захлестывали даже Тлавный
мостик. На переходе встречались большие
скопления айсбергов. В условиях сильной
пурги и тумана требовалюсь иоключитель-
ное внимание капитанов и штурманов су-
дов, необхолимо было производить посто-
янное сложное маневрирование между ле-
дяными горами, ‘чтобы избежать столкнове-
НИЯ.   4

Китобойная флотилия без единой аварий
припгла в новый район. Промысел сразу
возобновился. Однако после небольшой пе-
редышки к вечеру 5 февраля опять подня-
лась пурга, перетедшая. на следующий
день в одиннадцатибальную снежную бу-
рю. Волнение снова усилилось, волны, раз-
биваясь 0б айсберги, поднимали. высокие
фонтаны.   г)

Однако работы на китобойной базе не
прекращалиеь. Два китобойна доставили
несколько китов, забитых накануне. Во
время сильной качки у одного кита тросом
срезало хвост, за который он обычно. втя-
сиваелея на палубу. Моряки в сильную
пургу накинули стропы на плавники и
подняли кита. Эдесь, на открытом воздухе,
была завершена разделка всех доставлен-
ных китов.  . А

В беседе с вашим корреспондентом ка-
питан-директор флотилии т. Соляник  ©0-
общим:

—- Несмотря на сложные метеорототи-
ческие и ледовые условия, экипажи кито-
бойной флотилии успешно перевыполниля
планы в декабре и январе. Моряки показы-

старшины 1 статьи Зюзина и старшины   Шурахтенкова, Швец, Киселева и другие   валот блестящие образцы труда, умения 00-

2 статьи Макаревича.

Награждены грамотами,

истории в училищах флота

1:

Преподавание исторических лисциилин,
в том числе и военно-морской историй,
призвано воспитывать курсантов наших
училищ в духе советского патриотизма,
прививать им чувство гордости за славное
боевое прошлое своей Родины, за великие
победы, одержанные нашим народом в усло-
виях советекого социалистического строя,
способствовать пониманию назначения и
роли флота в общей системе вооруженных
сил страны, воспитанию курсантов в духе
боевых и революционных традиций. Эта
цель будет достигнута, если преподавание
военно-морской истории основывается на
прочной базе марксистеко-ленинекого уче-
ния о войне и армии. —

Е сожалению, еще имеются весьма зна-
чительные недостатки как в содержания
курса военно-морской истории, так и в ме-
тодике ее преподавания в училищах.

Отдельные преподаватели и руководители
кафер рассматривают военно-морскую

историю He как самостоятельную, а Как   стве учебной программы. При этом нро-
подсобную дисциплину в учебном цикле,

вать при изучении тавтики, оперативного

предназначенную лингь для того, чтобы со-
общаемые курсантам факты из истории по-

„ Могали лучше усвоить тактику военно-
морских сил. Веледетвие этого на лекциях
нередко говорится о сражениях на море без
анализа того, какую роль сыграли эти cpa-
жения в общем ходе войны, без показа
исторических условий, в которых велась та
или иная война, без раз’яснения причин,
вызвавших ее.

Существует и другой, также неправиль-
ный, взгляд. Преподаватели — сторонники
этого взгляда стремятся внести в лекции
такое обильное количество общего материз.
ла, что военно-морская история превра-
шается в слегка военизированную в6еоб-
щую историю,

По нашему мнению, военно-морская
история как наука должна научно э600-
шать материалы о развитии военно-мор-
ских сил, военно-морского оружия, его так-
тическом применении. При этом боевые
операции на море должны оввещаться He
изолированно, а в тесной связи с теми вой-
нами, которые велись отдельными странами

и народами, с общей историей народов и  внимания, ‘программы составляются ку-!

государств. Разумеется, исторические факты
и события необходимо критически осмыели-
вать, отбрасываль устаревшее, ненужное,
вредное, а все полезное, важное использо-

искусства.

Отсюда яены и требования к методике
преподавания военно-морской истории. Они!
те же, что и пред’являемые к методике пре-
подавания всех других общественных наук.

Как же обстоит дело с преподаванием.
военно-морской истории в наших учили-
max?

Прежде всего необходимо отметить, что
преподавание этой дисциплины не обеепе-
чено высококачественной программой. На-
пример, в Военно-морском училище имени
Фрунзе имеется программа, вызывающая
серьезные замечания. Сначала она выгля-
дела как подробный план учебника по
истории Военно-Морского Флота. Управле-
ние военно-морских учебных заведений
приняло ее, за неимением лучшей, в каче-

грамма была произвольно сокращена, и это,

старным порядком, за их идейную выдер-

следующее обстоятельство: ‘чем меньше

времени отведено на учебу, тем больше

программа ий ответственнее целевая уста-
новка. Например, программа; рассчитанная
на 65 часоз, скромно формулирует учебные
задачи. Они сводятел в тому, что курсан-
ты, в результате изучения военно-морской
историй, должны «знать основные этапы
развития и боевой деятельности отечествен-
ных и зарубежных морских сил». А Вот
18-часовая программа ставит перед препо-

давателями такие задачи: 1) ознакомление

курсантов в общим ходом исторического
развития: а) средств борьбы на море, 0) ко-
раблестроения, в) военно-морского пекус-
ства. на’ основе маркеистско-ленинского
учения о войне; 2) показ основных дей-
ствий флота и примеров тактического искус-
ства Военно-Морских Сил. СССР в Отече-
ственной войне.

вам этой программы за 18 часов учебного

ухудшило ее. 0б’ем материала, включенно-   времени — остаетеля загадкой. Характерно,

го в программу, не соответетвует количе-
ству учебных часов, отводимых на изуче-
ние военно-морской истории. В результате
создалютея большие трудности для препода-
вателей.

стности ‘увеличить удельный вес материа-
та по истории, уменьшив материал 06 ино-

Полезно пересмотреть программу, в ча-

что в вышеописанных программах отсут-
ствует установка на воспитание курсантов
в духе патриотизма и национальной гордо-
сти на боевых п революционных традициях
отечествепного флота.

Bee это свидетельствует о том, что у нас
еще нет единых программно-методических
установок в области преподавания военно-

странных флотах. (Вотати, это предложение
важно учесть и при написании учебника по
военно-морской истории). Решительные воз-
ражения вызывает расчет часов, приложен-
ный к указанной программе. Этот расчет
начинается разделом «Флот в древнем мире».
Затем сразу следует раздел «Флот в импери-
алистической войне 1914—1918 гг.». Вуда
же девалась военно-морская история начи-
ная со времени раннего средневековья и по
1914 год — неизвестно, поскольку времени
на ее изучение не отводится.

Еше хуже обстоит дело © программами по
военно-морской истории в других военно-
морских учебных заведениях. На препода-

вание этой науки не обращается должного

морской истории в училищах.
В результате можно сделать следующие
выводы;
во-первых, военно-морские учебные за-
ведения до сих пор не иметот единой удов-
летворительно разработанной программы по
курсу военно-морской нетории;
во-вторых, должно быть ликвидировано
ничем не оправдываемов многообразие про-
трамм; пелесообразно установить два типа
их: программа полного лекционно-семинат-
ского курса военно-морской истории и про-
грамма цикла факультативных лекции по
основным этапам боевой и революционной
деятельности русского и советского флота;
в-третьих, за разработку таких программ

жанность, за методическую правильность
построения никто не отвечает. Поражает.

Rak можно прочитать материал к 15° гла-

<0

ЕО

ротБея

всеми трудно

пят

сетями,

Ро

Fee

должно взяться Управление BoeHHo-Mop-
ских учебных заведений, привлекая к эт0-
му делу начальников кафедр военно-мор-
ской истории и флотеких историков.

me

Качество изучения военно-морской исто-
рии зависит от учебников и пособий. № co-
жалению, в училищах еще нет таких учеб-
ных п060бий, которые находились бы на

му содержанию и преподаванию историче-
CRUX диециилия.

Вурсанты и слушатели пользуются сей-
Час следующими пособиями: а) Новиков
Н. В. «История Военно-морского искусства»,

риалистическая война»,
г) Боломв Н. А. «Гражданская война в
CCCP». Материалы и документы, изд.
1939 т., д). брошюры. разных авторов 0б от-
дельных морских операциях.

Эти пособия. необходимо. перёработать в
свете современных требований. Между тем
Этого ‚не делается. „Размеры, пастоящей
статьи He позволяют. подробно рассмотреть
недостатки названных основных пособий.
Ограничамся линть отдельными примерами.

Открываем первую Часть  конопекта
ТН. В. Новикова по военно-морской истории
iH на первой же странице читаем следую-
шую характеристику войн рабовладельче-
ского обтлтества: «Войны этого’ периода воз-
никали на почве присущих рабовладельче-
скому обществу ‘противоречий и велись:
а) между рабовладельческими государства-
ми, 0) с варварами, в) между свободным
  населением (гражданские) и имели целью
добычу рабов и борьбу за рынки».

Возникает  вонров: почему т.
ничего не сказал о войнах между рабами и
рабовладельнами, о справедливых оевободи-
тельных войнах, например о воестаняях
рабов в Сицилии. 137—132 тг, и 104—
100 гг. до нашей эры, о’ восстании Спарта-

Hak #1939 т,

рый

тип войн, не учесть известного указания
товарища Сталина о том, ато «революция
рабов ликвидировала рабовладельцев и от-
менила ребовладельческую форму эксплоа-
тлции трудящихея» (Сталин И. В. Речь на
Первом Всесоюзном c’esye  колхозников-
ударников).

Такие промахи не единичны в квонепек-
тах т. Новикова.

БОРТ ПАРОХОДА «СЛАВА», 10 4евра- живании массовой спортивной работы флот-
ля. (Пе радио от спец,

Уровне современных требований к идейно-,

‘конелект, изд. 1940 г., 6) Шершов А. П.
«История военного кораблестроения», изд.
1940 r., 8) Бологов.Н, А. «Мировая имне-

Новиков

ка? Разве можно обойти в конепекте этот.

Изрядно устарела и книга проф. Шершо-.

11 февраля 1948 г., среда, № 34 (2828) i

Совещание. актива. физкультурников

ЧЕРНОМОРСЕИЙ ФЛОТ, 10 espana.
(Корр. «Краеного Флота»). В Доме офицеров
тлавной базы на-днях состоялось совещание

спортивного авлива Черноморского флота.

Токлалчив — флагманский инспектор фи*
зической подготовки флота подполковник
Золотарев отметил серьезные недостатки В
организации спортивно-массовой работы на

кораблях и в частях. В ряде подразделении,
например, не выполнен план по сдаче норм
 ТТО первой и второй ступени, мало инициа“
  тив проявляется в’ создании собетвенных
‘стадионов, спортивных площадок, ‘в подго
товке инвентаря. Ценным является опыт
  комсомольцев Н-ского воединения. Здесь сво-
ими силами построен зимний бассейн для
плавания. Немало потрудилиеь над оборудо-
 ванием собетвенной водной станции комсо-
‚ мольцы и спортивный актив учебного от-
ряда. м

Слабую помощь в организации спортив-
 но-массовой работы оказывают физкультур-
никам дома офицеров, работники береговых
и корабельных клубов. В этом отношении
‘особенно плохую славу завоевал Дом офице-
DOB главной базы, который совершенно He
занимается спортивной работой.

Тов. Золотарев сообщил собравшимея 0
плане спортивных мероприятий на флоте в
текущем голу. № сожалению, он ни словом
не обмолвилея о том, как помогают в нала-

ские политработники и, в частности, ин-
структорз политотдела главной базы. Этому
вопросу посвятил свое выступление офицер
Левин.

— Не ошибусь, если скажу, заявил
он— что политотдел главной базы совер-
шенно не интересуется постановкой епор-
тивной работы на кораблях и в частях.
Между тем недостатков у нас немало, 0с0-
бенно в организации соревнований, в подго-

товке-квалифипированного судейского апиа-

ara.
  ( состоянии физической подготовки лич-

` ‘пого” состава Н-ского соединения кораблей

говорил т. Чернышев. Здесь в истекшем году
проведено около 25 шлюпочных учений и
столько’ же гребно-парусных соревнований,
‘состоялось пять гребных эстафет, ‘в которых
участвозало более тысячи моряков, были
проведены шлюночный переход на AO миль,
состязания по тяжелой атлетике. Плохо op-
танизована тренировка легкоатлетов. На не-
которых. кораблях еще есть матросы, He
умеющие плавать. Инструктора физподто-
товки, такие, как лейтенант Шмаль, лаб
вовлекают в. занятия спортом молодых ма-
тросов.

— Для массового развертывания подго-
товки значкистов ГТО,— сказал. т. Черны-
иев,— нужна более активная помощь пар-
тийных и комсомольских организаций:
Есть офицеры, которые до сих пор не поня-
ли, что физическое воспитание личного ©9-
става — неот’емлемая часть боевой подго“
TOBRU.

06 этом же говорил и капитан Шевцов:

— В нашей части оборудована спортив-
ная комната, сооружена. вышка’ для прыж-
ков в воду, укомплектован коллектив плов-
пов, проведена спартакиада. Устехи были
бы значительно выше, если бы командиры
подразделений уделяли больше внимания
спортивной работе.

_— Офицеры штабов соединений и баз
флота,— заявил в ©вдем заявлении т. (а-
пожников,-— обязаны при инспектировании
кораблей и частей проверять состояние фи-
зической подготовки, указывать командирам
на недочеты в этой области:

На совещании был подытожен опыт епор-
тивной работы в истекшем году, намечены
меры для ее улучшения в предетоящем спор-
тивном сезоне. —

ЗИМНЯЯ СПАРТАКИАДА ТИХООКЕАНЦЕВ

ТИХООБЕАНСВИЙ ФЛОТ, 10 февраля.
(Hopp. «Нраеного Флота»). Соревнюваниями
по лыжам открылась 16-я зимняя спарта-
киада Тихоокеанского флота. В первые же
дни лучшую подготовку продемонетрирова-
ли спортсмены учебного отряда. Они вы-
играли эстафету и завоевали первенство в
лыжной гонке на 18 км по пересеченной
местности. Лучшее время среди офицеров на
эту дистанцию показал младший лейтенант
Волков —1 час 16 мин. 30 сек. Этот ре-
зультат превышает норму 1-го разряда все-
союзной классификации.

Офицер Волков известен на флоте как
отличный легкоатлет и лыжник. В годы Ве-
ликой Отечественной войны он возглавлял
отряд лыжников-разведчиков. Сейчае он

руководит физподготовкой в об’единенной
школе ‘учебного отряда ТОФ’а. В летней
спартакиаде на беговой дорожке Петр Вол-
вов поделил с чемпионом флота по бегу стал-
им лейтенантом Дембицким первое Hm BTV
рое места. Зимний сезон нынентнего года он
ознаменовал победой на лыжне, завоевав
вместе со своей командой первенство в со-
ревнованиях на приз газеты «Боевая вах»
та».

Лыжную гонку среди матросов и старптия
на 18 км выиграл старейший флотский
лыжник главный слариилна Ильин. Его ре
‘зультат — 1 чае 13 мин. 46. сек принес
ему звание чемпиона Тихоокеанского флота
1948 тода.

-

Старший матрос Зайцев — чемпион Архангельска по лыжам

Закончилась общегородская зимняя спар-
такиада, в которой приняло участие свыше
300 лыжников.

Эти победы дают старшему матросу Зай-
цеву право на получение первого всесотз-
  ното разряда и принесли ему звание чем“

Больнюй спортивный успех. ‚ выпал. на! пиона. Архангельска. по льызкам 1948’ мда,

долю североморца старшего матроса Николая
Зайцева. Он завоевал. первенство на
дистанциях 18 и 30 километров. Первую
дистанцию Зайцев прошел за 1 чае 14 мин.
28 ‹ек., вторую -— за 2 чжа 15 мин.
40 сек. :

Недавно на лыжных юоревнованиях в0-
енных моряков т. Зайцев первенствовал в
беге на 20 километров, пройдя дистанцию
за 1 час 30 мин, 25 сек.

Капитан Н. ЛОГИНОВ,

Архангельск.

Первенство СССР по канадскому хоккею

Приближается в кониу розыгрыше пер-
венотва @СОР по хоккею. Вчера, на стадио-
но «Динамо» в Москве состоялось пять
матчей, которые; однако, не внесли каких-
либо существенных нзменений в турнир-
ную таблицу. 3

Первое месте прочно занимает команда
ЦДКА, выигравиая вчера очередной матч
у хоккеистов каунасского «Спартака» со
счетом 4:1. Новую победу © результатом
3:2 одержали и московские спартаковцы

ЕЕ ЕКА АЕ АЛ ВИС

‘pa A, IL. «История военного кораблестрое-
‚ ния». В ней недостаточно показана выдаю-
  цаяся роль русских ученых и инженеров в
  развитии военного кораблестроения. Мате-
риал в книге’ распределен Так: истории
иностранного кораблестроения’ посвящено
`198 страниц, истории кораблестроения в
Россий — 45 страниц, а кораблестроению в
  Советском Союзе —13 страниц. Достоин-
ства советских кораблей характеризуются
следующим образом: «Советские корабли
при сохранении полной боевой мощи отли»
чаютея от иностранных созданием наилуч-
ших условий обитаемости для’ личного: с0-
става» (стр. 345). Нет-нужды доказывать,
Что не только этим отличаются советские
корабли от иностранных. Нам известно; 910
проф. Шерлюв перерабатывает свою книгу.
Следуёт пожелать, чтобы, он устранил. недо-
четы первого издания,

Отсутствие хороших учебных пособий по
военно-морской истории. приводит к тому.
что в училищах издаются «на правах руко-
писи» всякие конепекты, оборники материа-
лови т. п., вроде еборвика «Вторая миро-
вая война на море» Терехова, Сперанекого
и Землина, онгибки которых уже отмечалиеь
в «Красном Флоте». Временно, до издания
учебников, можно было бы издать в виде
сборника наиболее содержательные статьи
по истории, помещенные за последние годы
в кашей флотекой печати. Следует также
Ускорить издание очерков по истории всен-
но-морского флота.

Но все эти меры следует расематривать
как временные, ‘вызываемые необходимо-
стью как-то смягчить острый недостаток в
учебных пособиях.

Главная же задача состоит в том, чтобы
издать для училищ полноценный учебник
по военно-морской нотории. Наиболее cro-
рым и верным путем к этому является со-
здание, по нашему мнению, многочисленно-
го авторского коллектива и высококвалафия
цированной редколлегии, Немногочисленная
грунпа авторов, к томуже сильно перегру-
\ женных другими обязанностями, вряд ли
  обеспечит быстрый выпуск учебника. А
именно так пытаются создать учебник. Не-
удивительно, что до сих пор не видно 3a-
метных результатов в этой работе.

<5

Говоря о недостатках преподавания воен-
но-морекой. истории в училищах, следует
указать на низкое идейное содержание от-
дельных лекций, на неверное ортанизацион-

при встрече с ленинградекой командой
«Динамо». Без труда одержали победу над
своими одноклубниками (Таллин) хокхен-
CTH московекото «Динамо» — 8:.0.
Ниже своих возможностей провели мату
игроки Военно-Воздушных Ona, проиграв-
шие ленинтрадекой команде  «Дзержи-
нец»—1:3. Вничью закончилась. про“
шедшая в упорной борьбе вотреча хоккем-

но-методическое построение курса, на сла-
бую научную работу кафедр, на недостаточ-
ное повышение педагогической квалифика-
ции преподавателей,

Зачастую обзор действий иностранных
флотов и флотоводцев делается гораздо под-
робнее, чем отечественного флота. Таков
несоответствие не. воспитывает курсантов
в патриотическом духе национальной rop-
дости за исторические победы отечествен-
ного флота.

Начальник кафедры т. Кедров читал лек-
цию, в которой было два раздела: «Флоты
западно-евронейских государотв в период
воины третьей коалиции против Наполеона»
и «Кампания адмирала Сенявина на Среди-
земном. море». 0 флотоводческом искусство
Нельсона он рассказывал курсантам полтора
Часа, а об’адриатической экспедиции Сеня“
вина 20 минут. Личность Сенявина ках
флотоводца и’политического деятеля не бы-
ла выразительно показана, Политическое
значение экспедиции (установление связи
русского народа со славянами, населяющи-
ми Балканский полуостров) осталось нерас-
крытым.

Примерно такими же недостатками стра-
дала и лекция пренодлвателя калтитан-1ей
тенанта Шломина. Он очень неглубоко и
невыразительно рассказал 0 действиях
адмирала Ушакова на Средиземном мор,
не раскрыл тактических замыелов операции
по взятию о. Корфу, операции, которая 3а-
служила блестящий отзыв Суворова. Тов,
Шломин незаслуженно выпятил в лекций
Нельсона, оставив в тени прославленного
русского флотоводца Ушокова.

Разве это не проявление низкопоклонетва
перед заграницей?

Качество лекций по военно-морской ис-
Topnu снижается также и вследствие недо-
етаточной подготовленности некоторых м-
лодых преподавателей. Для них характер-
ным, является стремление обойти в лекциях
специфически флотский материал, раство-
рить его в вопросах общей истории, Этим
отличаются молодые преподаватели старший
лейтенант Шведов и капитан Шербаков,
Крайне важно учить молодых офицеров м-
тодике преподавания. 056 этом обязаны
позаботиться начальники кафедр. Но xo Ha-
стоящего времени работа кафедр  военио-
морской истории с преподавателями была
слабой. Начальники кафедр не контролиро-
вали работу преподавателей, критика и са-
мокоитика внутри коллектива, преподавате-
лей фактически отсутствовала, действенной
помощи преподавателям не оказывалось,