ЛЬСИ

КРАСНЫЙ ФЛОТ

‚12 февраля 1948 г., четверт, № 35 (2829)

(Историческая справка).

-< papokeiireinne Начало см. «Красный Флот» от 10 февраля)

Il.

Не борьба с германской агрессией,
а политика изоляции СССР.

на 21 февраля 1938 г., что Великобрита-
ния никогда не давала специальных гарал-
тий независимости Австрии. Это была заве-
домая ложь, ибо такие гарантии были дазы
Версальским и Сен-Жерменеким договорами.

беседы между Гитлером и английским ми-
нистром Галифаксом в присутствии терман-
ского’ министра иностранных дел. фон-Ней-
para, имевшей место в Оберватьпберте
19 ноября 1937 г.

Галифакс заявил, что

«он (лорд Галифакс) и другие члены
английского правительства проникнуты
сознанием, что’ фюрер достиг многого не
тольБо в самой Германии, во что, в pe-
зультате уничтожения коммунизма в
своей стране, он преградил путь послед-
нему в Западную Европу, и поэтому Тер-
мания пб праву может считаться бастио-
ном Запада против. большевизма» ‘).

Дальнейшее развитие событий еще более
отчетливо показало, что правящие круги
Англии и Франции своими уступками и по-
блажками фашистским государствам, об’еди-
нившимся в 1936 году в военно-политиче-
ский блок, известный под именем «0сь
Берлин — Рим», ‘только подбадривали и
толкали Германию на путь захватов.

Отвергая политику коллективной безопас-
ности, Англия и Франция перешли на пози-
цию так называемого невмешательства, 9
которой И, В. Сталин говорил:

«..политику невмешательства можно
было бы охарактеризовать тажим образом:
«пусть каждая страна защищается от аг-
peccopos, как хочет и как может, наше
дело сторона, мы будем торговать и с аг-
рессорами, и с их жертвами». На деле,
однако, политика невмешательства озна-
чает попустительство агрессии, развязы-
вание войны, —следовательно, превраще-
ние ее в мировую войну» ‘). у

0т` имени английского премьер-министра
Чемберлена Галифакс указывал на то, что
имеется полная возможность найти реше-
ние даже трудных проблем, если Германии
и Англии удастся достигнуть соглашения
также с Францией и Италией.

Галифакс говорил, что

«не должно быть такого ° впечатления,
‘что «ось Берлин — Рим» или хорошие
отношения между Лондоном и Парижем
пострадают в результате германо-антлий-
ского сближения. После того, как в 0е-
зультате германо-английского сближения
будет подготовлена почва, четыре вели-
ких  западно-европейских державы)
должны совместно создать основу, на
которой может быть установлен продол-
жительный мир в Европе. Ни одна из
четырех держав ни в коем случае
He должна остаться вне’ этого сотрутни-
чества, так как в противном случае не
булет положен конец теперешнему не-
устойчивому положению» *).

И. В. Сталин указывал при этом, что

«..большая и опасная политическая
игра, начатая сторонниками политики
невмешательства, может окончиться для
них серьезным провалом» °).

Уже в. 1937 году было совершенно ясно,
что дело идет к большой войне, затеваемой
Гитлером при прямом попустительстве Вели-
кобритании и Франции,

`Захваченные советскими войсками после
разгрома Германии документы германского
министерства. иностранных дел. раскрыва-
ют подлинную сущность внешней полити-
ки Великобритании и Франции того пери-
Oia. Rak видно из документов, сущность
англо-французекой политики заключалась
ве в об’единении сил миролюбивых госу-
дарств для совместной борьбы против агрес=
спи, ав TOM, чтобы изолировать СССР и
направить гитлеровокую агрессию Ha Во-
сток, против Советского Союза, использовав
Гитлера как орудие _в своих. целях.

Таким образом, Галифакс от имени ан-
глийского ‘правительства еще в 1937 г.
сделал предложение Гитлеру о присоедине-
нии Англии, а вместе с тем и Францил к
«оси Берлин-—Рим». .

Однако” на это предложение Гитлер отве-
тил заявлением, что такое соглашение ме-
жду. четырьмя державами ему кажется
очень легким, если речь идет о доброй воле
и любезном отношении друг к другу, но
дело усложнится, если Германия не будет
рассматриваться «как государство, не не-
сушее больше на себе моральном ‘или ма-
териального клейма’ Версальского догово-
ра».

В ответ на это Галифако заявил согласно’
записи:

При этом правители Англии и Франции
хорошо знали основное направление гитле-
ровской внешней политики, которая была
определена Гитлером следующим образом:

«Мы,  национал-социалисты, созна-
тельно подводим черту под направлением
нашей внешней политики в довоенное
“время. Мы начинаем с того, на чем оста-
_новились шесть веков тому назад. Мы
приостанавливаем вечное ‘ стремление
‚германцев на юг и запад Европы, и обра-
щаем свой взор на земли на востоке. Мы
порываем, наконец, с колониальной и
торговой политикой довоенного ‘времени
и переходим в территориальной полити-
ке будущего. Но, когда. мы сейчас в. Ев-
ропе говорим в новых землях, 10 мы
можем в первую очередь думать только о
России и подвластных ей пограничных
государствах. Важется, что сама судьба
указывает нам путь» °).

«Англичане являются реалистами и,
может быть, больше, чем другие, убежде-
НЫ в ТОМ, Что ошибки Версальского лик-
тата должны быть исправлены. Англия
и в прошлом всегда оказывала ©вое влия-
ние в этом  реалистическом смысле. Он
указал на роль Англии при досручной
эвакуации Рейнской области; при: разре-
шении репарационного вопроса, & также
при реоккупации Рейнской области» *).

Из дальнейшей записи беседы Гитлера с
Галифакеом видно, что английское прави-
тельство- одобрительно отнеслось к гитле-
ровеким планам «приобретения» Данцига,
Австрия и Чехословакии, Обсудив $ Гитле-

До последнего времени’ принято было
считать, что вся ответственность за мюн-
хенскую политику предательства лежит на

Чемберлен заявил, что ‘Австрия не’ может
рассчитывать на какую-либо защиту со
стороны Лиги Наций.

подбадривали Гитлера в захватвическим
действиям.

Берлине немецком архиве имеется также

ства на советекую HOTY свидетельствовал о

нежелании английского правительства соз-

давать помехи ртим планам гитлеровской

агрессии. ;

° On Pacha, Yo kOnbepennas Jan принятия
«согласованных действий против агрес-

`< спине обязательно окажет, по мнению
правительства Ero Величества, благо-
приятное ‘воздействие нз. перспективы
европейского мира»  ).

Следующим звеном в цепи германской
агрессии и подготовки войпы в Европе был
захват ‘Германией Чехсловакия. И   этот
важнейший шаг к развязыванию ройны в.
Европе мог быть обуществлен Гитлером
только при прямой поддержке Англии и
Франции.

Еще 10 июля 1938 тода терманский
посол в Лондоне Дирксен сообщил в Берлин,
что английское правительство

«сделало поиски компромисса с Терма-
нией одним из существеннейших пунктов
своей ирограмины» и что «данное  прави-
тельство по отношению к Германии про-
являет такой максимум понимания, ка-.
кой только может проявить какая-либо
из возможных комбинаций английских
политиков» °),. sf

Toma же британский ‘ премьер-миниетр

«Мы ‘не должны ‚пытаться,— заявил
Чемберлен, — вводить себя в заблужде-
ниели тем более: мы He должны обманы-

вать малые, слабые нации’ надеждами на
то, что они получат от Лиги Наций за-
щиту против агрессии, и что можно бу-
дет. соответственно действовать, 043 мы
знаем, что ничего’ подобного He может
‘быть предпринято» *):
Дирксен писал, что английское, прави-
тельство
«приблизвлось ‘к пониманию наиболее
‚ существенных пунктов основных требо-
ваний, выставляемых Германией в, отно-.

Так руководители британской политики

В захваченном советскими войсками в

итальянцам, которым будет лишь сказано,
что беседа состоялась как продолжение пе-

была посвящена вопросам, зам
Германии и Англии.

лийского правительства,
черкнул, что

0б «об’единении Европы без. России», Ген-
дерсон напомнил, что Галифакс, который к
этому времени стал министром иностран-
ных дел, уже согласилея с теми террито-
риальными изменениями, которые Германия.
намерена произвести в Европе, и что

в записи, заявил, что Чемберлен

запись беседы между Гитлером и британ-
ским послом в Германии Гендерсоном, про-
исходившей в присутствии Риббентропа  .
3 марта 1938 года ?). С самого начала
этой беседы Гендерсон подчеркнул ее до-
верительный характер, оговорив, что содер-
жание беседы не будет’ сообщено ни фран-
пузам, ни бельгийцам, ни португальцам, ни

решения судеб Европы, отстранения
Лиги Наций в этом же смысле, целесо-
образности двусторонних переговоров и
договоров».

Дирксен также сообщил в Берлин, что
английское правительства готово принести
‘большие жертвы во имя «удовлетворения
других  ослраведливых требований  Гер-
мании».

Таким образом, между английских нра-
вительствои и Гитлером действительно
установилось далеко идущее согласие” во
внепенеполитических планах, 0 чем так
выразительно сообщал Дирксен в своем
донесении. в Берлин.

реговоров межлу Галифаксом и Гитлером и

Выступая в этой: беседе. от имени анг-
Гендерсон  под-

«дело идет не о торговой сделке, а 4
цопытке установить основу для остинной
и семечной дружбы с Германией, начи-
ная © улучшения обстановки и кончая
созданием HOBOTO духа дружественного
понимания» °).

Не возражая против требования Гитлера

Нет нужды напоминать всем известные
факты, относящиеся уже непосредственно к

19 сентября 1938 года, т. е. спустя 4 дня
после свидания Гитлера с Чемберленом, при-
летавшим для этого в титлеровекую ‘рези-
денцию Берхтестаден, представители британ-
ского, и. французского правительств нотребо-
вали от чехословацкого правительства пере-
дачи Германии чехословацких районов, на-
селенных главным образом судетскими нем-
цзии. Они мотивировали это’ Тем, ‘что’ без
этого якобы невозможно поддержание мира
«целью антлийского предложения яв-   и обеспечение жизненных интересов Чеху-

ляется. участие в таком рии урегу-
лировании». гитлеровской агрессии свое ` предательство
пытались прикрыть обещанием международ-

В этой же беседе Гендерсон, как значится
ной гарантии новых границ Чехословацкого

«выказал. большое мужество, когда. не
обращая внимания ни на что, сорвал
маску е таких  интернациональных
фраз, как коллективная безопасность
ит п. yd

«...Поэтому,— добавил  Гендерсон, —.
Англия заявляет 0 св0ей , готовности
устранить все трудности и спрашивает
Терманию, готова ли она со’ своей сторо-
ны сделать то же самое» *).

ротворения Европы» °).

20 сентября чехословацкое правительство
ответило на англо-французекие предлеже-
ния; Чехословацкое правительство заявило,
что «принятие предложений такого харак-

шении отстранения Советского Союза от

мюнхенской сделке. Но нельзя забыть, что.

словакии. Англо-французекие покровители

государства. в качестве ot в дело уми-

Tepa равнялось бы добровольному и полному
искалечению государства во всех направле-
ниях». Чехословацкое правительство обра-
щало внимание английского и французского

Когда в беседу вмешалея Риббентроп,
обратив внимание Гендереона на 10, что ан-
тлийский посланник в Вене в «лраматиче-

правящих кругах Англии и Франции, wa
правительствах Чехберлена и Далалье. Тот
факт, что американское правительство, взя-
10 на себя опубликование немецких ар-
хивных материалов, исключив при’этом из
сборника документы, относящиеся к Мюн-
хенскому соглашению, свидетельствует о
заинтересованности правительства США в
том, чтобы обелить героев. мюнхенского
предательства и при этом попытаться 68а-
лить вину на СССР.

ром вопросы о разоружении и Лиге Напий
и заметив, что они нуждаются в дальней-
шем обсуждении, Галифакс заявил:

ской» форме сделал заявление фов Папеву
по поводу событий в Австрии, Гендереон
поспенил отмежеваться от заявления свое-
го коллеги, заявив, что «чаето он гам, Не-
виль Гендерсон, высказывался за аншлюсе».

`Таков был язык английской дипломатии
предвоенного пернода,

«Вее остальные ‘вопросы можно харак-
теризовать в том смысле, что они каса-
‘ются изменений европейского порядка,
которые, вероятно, раяю или поздно про
‘изойдут. В этим“вопросам ‘относятся Дан-
циг, Австрия и Чехословакия. ‘Англия
заиктеросована лишь в том, чтобы эти

Велед за этим сговором, уже 12 марта
1938 г. Гитлер захватил Австрию, не ветре-
тив никакого противодействия со стороны

изменения были произведены путем мир-
‚вой эволюции и чтобы можно было избе-
жать методов, которые могут причинить
дальнейшие потрясения, которых не же-
лали.бы ни фюрер, ни другие страны» “ye

Основой смысл мюнхенской политики
Антлии и Франции был достаточно , ясен
уже и раньше. Имеющиеся в руках Совет-
ского правительства документы из архива
терманского министерства иностранных дел
дают, однако, многочисленные дополнитель-
ные факты, раскрывающие действитель-
ный смысл дипломатии западных держав. в
предвоенный период, оказывая, какая шла
пгра судьбами народов, как беззастенчиво
торговали чужими территориями, как втай-
He перекраивалась карта мира, как подбал-
ривалась гитлеровская агрессия и какие

Как видно, эта беседа представляла не
простой зондаж, прощупывание собеселни-
ка, что иногда вызывается политической
необходимостью, а сговор, тайное соглаше-
ние английского правительства с Гитлером

тов. последнего за счет третьих. стран:

делались усилия, чтобы направить эту  в парламенте английского министра, Саймо-
агрессию на Восток, против Советского и
Союза.

05 этом красноречиво говорит, например,
номецкий документ, содержащий запись

2) Имеются в

`1) Стенографич. отчет XVIII c’esza

ВКП(б); ОГИЗ, 1939, стр. 13. Франция, Германия и Италия.
2) Там же, стр. 14. ) См. цит. «Запись беседы».
з) А. Гитлер. «Майн кампф», Мюнхен,  “) Там же,

1986, стр. 742. °) Там же.

06 удовлетворении захватнических апнети-

В этой связи следует отметить заявление

1) «Запись беседы между фюрером и
рейхсканцлером и лордом Галифаксом в при-
сутствии г-на ‘рейхеминистра иностр. дел в
Оберзальцберге 19.ХГ. 1937 г.», из Архива
германского: министерства иностранных дел.
виду я

Англии и Франции. В тот момент только
Советский Союз поднял свой предостерега-
ющий голос и снева обратился с. призывом
организовать коллективную защиту неза-

сия. Еще 17 марта 1938 года Советское
Правительство направило державам ноту,
выражая свою готовность «приступить .не-
медленно кобсуждению с другими державами
в Лиге наций или вне ее практических мер»,
которые «имели бы целью приостановить
дальнейшее развитие агрессии и устранение
усилившейся опасности новой мировой
бойни» °). Ответ английекого правитель-

1) «Таймс», 23 февраля 1938 г., стр. 8. _

?) «Записка о беседе между фюрером
(и рейхсканцлером) и брит. королевским
послом; которая состоялась в ‚ присутствии
г-на рейхсминистра иностранных дел фон
Риббентропа 3 марта 1938. года в Берлине»,
из Архива германского министерства ино-
странных. дел.

$) Там же,

“) Там же.

*) «Известия» от 18 марта 1938 года,

BHCHMOCTH стран, которым угрожала агрес-.

правительств она 10, что «паралич Чехо-

словакии имел бы в результате глубокие

политические перемены во всей Средней и
Юго-Восточной Европе».

«Равновесие сил в Средней Европе и
Европе. вообще, -—заявляло чехословацкое
правительство в. своем ответе; — было бы
уничтожено; это повлекло бы за собой
далеко идущие последетвия ‘для всех
остальных государств, а особенно для
Франции».

Чехословацкое правительство обращалось
5 правительствам Англии и Франции «с по-
следним призывом» пересмотреть свою точ-
RY зрения, подчеркивая, что это в интересах
не только Чехословакии, но и ее друзей, в
интересах «веего ‘дела иира. ий дела здорово-
го развития Европы».

Авгло-французекие правители оставались
неумолимыми,

На следующий день английское прави-
тельство послало чехословацкому прави-
тельству ответную ноту с предложением
взять обратно. свой ответ Ha первона-

*) Нота британского министерства ино-
странных дел от 24 марта 1938 г;

2) «Политическое донесение 10 июля
1988 г. в дополнение к донесению
А № 2589 от 10 июня с. г», из Архива гер-
манского министерства иностранных дел.

*) Correspondence respecting Czechoslova.
kia, September, 1938, London, 1938, ctd 5847.
р. 89.

Переписка, относящаяся к Чехословакии,
сентябрь 1938 г., стр. 8—9, Лондон.

чальные англо-франпузские предложения и
«спешно и’ серьезно взвебить» прежде, чем
создавать ситуацию, за которую английское
правительство не могло бы на себя принять
ответственность; В завлюченив английское
правительство подчеркивало, что ово не мо-
жет поверить; чтобы чехословацкий проект
96 арбитраже был теперь приемлем. Оно не
может полагать, указывалось в этой англий-
ской ноте, чтобы «германское правительство
считало ситуацию такой, какая могла бы
быть разрешена арбитражем, как это пред-
лагает чехословацкое правительство».

В заключенле английская нота угрожа-
юще предупреждала чехословацкое прави-
тельство, что, в случае отклонения англий-

ского совета, чехословацкое правятельство

«должно иметь свободу каких угодно дей-
ствий, которые оно сочтет соответствующи-
ми ситуации, какая могла бы создаться
позднее».

_ Состоявшееся 29—30 Е 1938 г.
в Мюнхене совещание Гитлера, Чемберлена,
Муссолини и Далалье явилось завершением
той постылной сделки, которая еще ранее
была полностью согласована между основ-
ными участниками сговора против мира.
Судьба Чехословакии была решена без вся-
кого ее участия. Представителей Чехосло-
вакии пригласили в Мюнхен лишь для того,
ч10бы OHM покорно ждали результатов
сговора между империалистами.

Все поведение Англии и Франции не
оставляло никакого сомнения в том, что
неслыханный акт предательства со стороны
английского и франтузекого правительств
10 отношению к чехословацкому народу и
его’ республике вовсе не был случайным
эпизодом в политике этих государств, а яв-
лялся важнейшим звеном в этой политике,
преследовавшей цель направить гитлеров-
скую агрессию против Советского Союза.

Истинный смысл мюнхенского сговора
был тогда же разоблачен И. В. Сталиным,
который сказал, что «немцам, отдали patio-
ны Чехословакии, как цену за обязатель-
ство начать войну с Советским Союзом» ‘).

Существо ‘всей этой политики англо-
французоких правящих кругов в этот пе-
риод было веврыто в следующих словах
И, В. Оталина Ba ХУШ- с’езде BRII(6) B
марте 1939 года:

«Политика ны — TOBO-
рил И; В. Сталин, — означает попусти-
тельство агрессии, ‘развязывание   вой-
ны, =— следовательно, превращение; ее в
мировую войну. В’ политике невмеша-
тельства сквозит стремление, желание —
не мешать агрессорам ‘творить свое чер-
ное. дело, не мешать, скажем, Японии
впутаться в войну. Китаем, & еще луч-
ше с Советским Союзом, не мешать; ска-
жем, Германии увязнуть в европейских
делах, впутаться в войну © Советским
Союзом, дать всем учаютникам войны
увязнуть глубоко в тину войны, поощ-
рять их в этом втихомолку, дать им осла-
бить и истощить друк друга,  а потом,
когда они достаточно ослабнут, — вы-
ступить на сцену со свежими силами,
выступить, конечно, «в интересах ми
ра», и продиктовать ослабевшим участ-
никам войны свои условия» 7),

В демократических крутах разных ‘стран,
в том числе в Соединенных Штатах Амеря-
ки, Великобритании и Франции, июнхенское
соглашение было’ встречено с возмущением
и решительным осуждением, 06 отношении
этих кругов к мюнхенскому предательству
англо-фозицузеких правителей можно  су-
дить хотя бы по таким высказываниям,
как, например, высказывания в вышедшей
в США книге Сейерса п Кана «Тайная вой-
на против Советской Ресепи». Вот что пи-
сали авторы этой книги о Мюнхене:

«Правительства нацистской Германии,
фашистской Италии, Англии и Франции
подписалю. мюнхенское ‘соглашение,
сбылась ‘мечта ‘об 4Нтисоветеком. «Свя
щенном союзе», которую мировая реак-
ция лелеяла еще с 1918 тода. Соглаше-
ние оставило Россвю б6з союзников.
Франко-совотский пакт. — краеугольный
камень коллективной безопасности в Ев-
ропе — был похоронен. Чешские Судеты
стали частью нацистокой Германии. Пе-
ред гитлеровскими полчищами широко
открылись ворота. на восток» °).

Из всех великих держав один только Co-
ветский Союз на всех этапах чехословацкой
трагедии активно выступал в‘защиту неза-
висимости и нащиональных прав Чехобло-
вакии. Пытаясь оправдаться в глазах обще-
ственного мнения, правительства Англии и
Франции лицемерно заявляли, будто бы они
не знают, будет ли выполнять Советский
Cows свои обязательства перед Чехослова-

*) ХУШ с’езд ВКП(б), стенографический
отчет. ОГИЗ, 1939, стр. 14.

3) ХУШ с<’езд ВКП(б), стенографический
отчет. ОГИЗ, 1939, стр. 13.

*) М. Сейерс и А. Кан- «Тайная война
против, Советской, Россни», 1946, Бостон,
стр. Я

кией, вытекавшие ‘из договора © взаимкой
помощи. Но они говорили заведомую неправ-
ду, ибо Советское Правительство публично
заявило о готовности выступить за Чехо-,

‚Словакию против Германии в соответствии

с условиями этого договора, требующими
одновременного ‘выступления Франции в
защиту Чехословакии. Но Франция отка-
залась выполнить свой долг.

Несмотря на это, накануне мюнхенской
сделки Советское Правительство вновь 3a-
явило, что оно ‘высказывается за созыв ме-.
ждународной конференции для оказания
практической помощи Чехословакии и для
принятия практических мер к сохранению
мира. С

Когда захват Чехословакии стал фактом
И правительства империалистических страв
одно-за другим заявили о своем признании
соверигившегося ‘факта, Советское Прави-
тельство  в своей ноте от`18 марта заклей-
мило захват Чехословакии, совершенный
титлеровской Германией при пособничестве
Англии и Франции, как акт произвола, на-
силия; агрессии. В той же ноте Советское

Правительство подчеркивало, что действия

Германии создали и усилили угрозу, всеоб-
шему миру, «нарушили политическую
устойчивость в Средней Европе, увеличили
элементы еще ранее. созданного в Европе
состояния ‘тревоги и нанесли новый удар
чувству безопасности народов» *).

Дело не ограничилось выдачей Чехосло-
вакии Гитлеру. Правительства Англии п
Франции наперебой спешили подписать ши-
рокие политические соглашения с гитлеров-
ской Германией. 30 сентября 1938. тода в
Мюнхене была подписана Чемберленои и
Гитлером англо-германокая декларация, в
которой говорилось:

«Мы продолжили сегодня нашу беседу
и единодушно пришли к убеждению, что
вопрос  гермаво- -антлийских отношений
имеет. первостепенное значение для 9бе-
их стран и для Европы. Мы расематуи-
“‘взем подписанное вчера вечером согла-
шение и германо-антлийское морское со-
глашение, как символ. желания каших
‘обоих народов никогда болеё ‘не вести
войну друг против друга. Мы полны ре-
шимости рассматривать и другие вопро-
сы, касающиеся наших обеих, стран, при
помощи консультаций и стремиться в
‚дальнейшем устранять какие бы то ни
былю поводы к разногласиям, чтобы та-
KUM 0бразом содействовать обеспечению
мира в Европе» °),

Это была декларация Авглии и Германии
о взаихном ‘ненападении.

6 декабря 1938 годз была подписана
франко-германская пекларация  Боннэ —
Риббентропа, аналогичная англо-германской:
В. этой декларации заявлялось, что герман-
ское. и французское правительства едино
душно пришли к убеждению, ‘что мирные
и добрососедекие отношения между Герма-
нией и Францией являются олной из суще-
ственнейних предпосылок консолидации
отношений в Европе и сохранения всеоб-
щето мира, и’ что оба правительства при-
ложат все усилия, чтобы обеспечить под-
держание таких отношений между своиуи
странами. Декларация констатировала, чт
между Францией и Германией нет больше
никаких спорных вопросов территорлально-
го характера, и что существующая граница
между их странами является окончатель-
ной. В заключение декларация заявляла,
что 0ба правительства твердо решают, но
касаясь своих особых отношений: с. третьи-
ми державами, поддерживать контакт друг
с другом по воем вопросам, касающимся пх
стран, и совещаться между собой. в случае,
если бы эти вопросы в своем дальнейшем
развитии могли привести к международных.
осложнениям.

Это была декларация Франции и Герма-
нии 0  взаимном ‘ненападении.

По существу дела, заключение этих с0-
глашений означало, что и Англия, ги Фран-
ция подписали с Гитлером пакты о нена-
падении,

В этих согампениях с гитлеровской Гер-
манией совершенно ясно обнаруживается
стремление антлийского и французского
правительств отвести от себя утрозу гит-.
леровской агрессии в расчете, что мюнхен-
ское и другие подобные соглашения ‘уже
открыли ворота для гитлеровской агрессия
на Восток, в направлении Советского
Cosa.

Takum образом были созданы, полатиче-
ские условия, необходимые для <0б’едине-
ния Европы без России».

Дело шло к полной пращи Советского
Союза,

*) «Известия» от 20 марта 1939 года.

*) Архив внешней политики и странсведс-
ния, стр. 483,

- «Archiv fiir Aussenpolitik “und Landerkun-
de», September, 1938, s. 483:

(Продолжение следует).

Советское Информационное Бюро