КРАСНЫЙ ФЛОТ 13 февраля, 1948 г., пятница, № 36 (9880)

А 100-летшо «Манифеста Коммунистической партии»

Развитие идей научного коммунизма

Лениным. и Сталиным ©.

Ото лет назал, в феврале 1848 года, вы-
шел в свет «Манифест Коммунистической

партии», в котором ‘творцы его Марке и лила ему одержать невиданную в истории

Энгельс изложили основы своей теории
научного, коммунизма. В. «Манифесте» про-
возглашено новое, единственно правильное
мировоззрение — диалектический и’ истори:
ческий материализм, возникновение которо-
го явилось настоящим революционным йе-
реворотем в развитии человеческого ‘знания:

Основоположники марксизма открыли и
исследовали законы развития, буржуазного
общества, ‘локазали неизбежность гибели
капитализма и замены его. новым, ‘высшем
общественным. строем — коммунизм. Они
раскрыли историческую миссию пролетариа-:
та, призванного свергнуть власть‘ буржуа-
зии, установить свое политическое  господ-
ство — диктатуру пролетариата. и, исполь-
зовать эту диктатуру для. построения ком-
мунистического общества: Они, обосновали
необходимость коммунистической партии,
являющейся передовым ‘отрядом и полити-
ческим вождем рабочего: класса. 5

Марке и Энгелье превратили социализм
из утопии в науку, вооружили рабочий
&ла06 революционной программой и боевой
тактикой, опирающимися на’ точное знание.
законов общественной жизни,

Марксистская теория не есть. нечто, не-
подвижное и застывшее, Она непрерывно
развивается в связи с практикой рабочего
движения и на ее основе. Маркс и Энгельс
неустанно подчеркивали, что их учение —
нё догма, а руководство. к действию.

Создатели и вожди. большевистской! па?-
тии  Ченин и Сталин нанесли. сокруши-
тельный удар ревизиониетским попыткам
предалелей- рабочего класса выхолостить
революционное содержание марксизма, пред-
ставить учение. Маркса в качестве собрания
мертвых формул. Марксизм как наука,
указывали Ленин и Сталин, не может. ето-,
ять на одном месте, а должен постоянно дви-
гаться внеред, совершенствоваться.

Ленин и Сталин, могучие корифеи науки,
развили марксизм дальше в новых истори-
ческих условиях. Они не останавливались
перед тем, чтобы в соответствии с суще-
ством марксизма заменять отдельные уста-
ревшие его выводы и положения новыми
выводами и положениями, отвечающими но-
вой исторической обстановке.
Сталин обогатили марксизм опытом классо-
вой борьбы‘ пролетариата в эпоху империа-
лизма, опытом сопиалистического строи-
тельства в. СССР. Они подняли! на новую,
высшую ступень теорию научного’ комму-
`низма. Ленинизм — это марксизм ‘эпохи
империализма и. пролетарских революций,
марксизм эпохи победы социализма B Ha-
шей стране.

I.

Ленину принадлежит гениальное откры-

тие о возможности победы социализма перво-
начально в одной, отдельно взятой, стране.

Марке и Энгельо полагали, что победа
социализма в одной стране невозможна, что
социалистическая революция может востор-
жествовать лишь при одновременном ударе
TO капитализму пролетариата всех. или
большинства капиталистических стран. эта
установка была вполне еправедаива для
эпохи домонополистического капитализма,
в какую жили Маркс и Энгельс. Капитализм
в целом шел тогда еще по восходящей
линии.

К началу ХХ века домонополистический
капитализм перерос в империализм. Ленин
установил, что империализи—это монопо-
листический, загнивающий ‘и Умираю-
щий. капитализм. Империализи обостряет
до крайнего предела все коренные противо-
речия буржуазного общества. Он предетав-
ляет собой канун социалистической peBo-
ITH. г

Открыв. закон неравномерности экономи-
ческого ‘и политического развития капита-
листических стран 8 эноху империализма,
Тенин пришел к выводу о возможности
победы социалистической революции в од-
ной стране. Как указывается в «Кратком
курсе истории ВЕП(б)», Ленин <..дал но-
вую теоретическую установку, в силу кото-
рой одновременная тобеда социализма во
всех странах считается невозможной, a
победа социализма в одной, отдельно взятой,
капиталистической стране признается воз-
можной» («Краткий куре истории ВЕП(б)»,
стр. 163). ЕО

Ленинская теория социалистической ре-
волюции развязала революционную инициа-
тиву пролетариев отдельных стран в борьбе
против буржуазии. Под знаменем этой тео-
рии большевиеслская партия повела рабочих
и крестьян нашей страны в октябре 1917
года на штурм твердынь капитала. Великая
Октябрьская социалистическая ‚революция
свергла власть капиталистов и помещиков
в России, создала Советское государство и
положила начало новой эре в истории чело-
вечества — эре крушения капитализма и
торжества коммунизма.

Ленинская теория возможности победы
социализма в одной, отдельно взятой, стране
получила дальнейшее всестороннее развитие
в трудах товарища Сталина. Товарищ
Сталин н6 только отстоял эту теорию от
атак врагов ленинизма, но развил и про-
должил ее дальше, сделав вывод о возмож-
ности построения коммунизма в нашей
стране ‘даже при наличии капиталистиче-
ского окружения. Вооруженный ленинско-
сталинской теорией победы социализма В
одной стране, советский народ, руководи-
ME большевистской › партией,, товарищем
Сталиным, построил еоциалиетическое 0б-
- щество и уверенно идет к коммунизму.

Победа социализма в СССР служит бле-
слящим подтверждением верности маркиза
ма-ленинизма. Рухнули измышления защит-
ников капиталистического рабства о вечно-
сти и незыблемости буржуазных порядков,
о «невозможности» социализма. Рабочие: и
крестьяне‘ нашей страны практически дока-
зали, что трудящиеся способны © успехом
управлять государством и руководить хо-
зяйством без эксплоататоров, что они спо-
собны не только разрушить старый, про-

тнивший капиталистический строй, нон
созтать новое, социалистическое общество.

Побела сониализиа в СССР имеёт вее-
мирно-леторическое значение. Именно co-

и Энгельс ‘веустанно. развивали Учение о

парат. буржуазного государства, ‘как это

Ленин и]

циалистический строй дал советскому наро-   оставаться опасность военного нападения на

ДУ ту непреоборимую силу, которая позвс-

дарств.

Исключительно важное значение имеет
данный товарищем Сталиным анализ фаз
развития Советского государства, его функ-
ций, изменения этих функций на различ-
ных - этапах» сопиалиетическото-строитель-
CTBA. - Bud a. or

Товарищ Сталин сформулировел 0собек-
ности и преимущества социалистического
демократизма, нашедшие свое выражение, в
выработанной им Конституции СССР, при-
нятой Чрезвычайным УШ е’ездом боветов
СССР. Социалистическая демократия — это

‘победу над немецкими и японскими импе-
  риалистами и спасти мир от фашистского
порабощения. Опыт социалистического стро-
ительства в СССР служит неоценимым под-
спорьем. для народов” стран новой демокра-
тии, идущих своими особыми путями к с0-
циализму. Великие завоевания социализма
в СССР являются убедительным примером и
‘путеводной звездой для всех угнетенных и
эксплоатируемых капиталом, воодушевляют.
их на борьбу против империалистического
варваретва, за свое освобождение и счастье.

Ленин и Сталин развили главное в марк-
сизме—= учение о диктатуре пролетариата.

Через весь «Манифест Коммунистической
партии». проходит мысль 0 том; что лишь
один путь ведет к коммунизму — завоева-
ние пролетариатом политической власти.
Первым шагом в рабочей революции, ука-
зывается в «Манифесте», является превра-
‘щение пролетариата в господетвующий
клас  На ‘протяжении десятков лет Марке

у У равноправия вех наций и. рас, демократия,
гарантирующая действительное пользование
всеми тражданами предоставленными ею
правами.
Теория. сопиазлиетического государства,
созданная товаришем Сталиным, развеяла
попытки вралоз ленинизма расшатать мощь
СССР, мобилизовала партию и народ на
дальнейшее укрепление нашего государства
и его Вооруженных Сил. Какое огромное
значение. для налтей. Родины имела эта по-
литика партии, претворенная в жизнь, на-
глядно продемонстрировала минувшая вой-
‚на. Советская страна не оказалась безоруж-
ной перед лицом вероломного. нападения
империалистов, онз сумела разгромить. во-
оруженных до зубов фашистских агрессоров.
За тридцать ‘лет евоего существования
Советское государство проделало огромную
преобразовательную работу. Оно явилось
орудием построения социализма в нашей
стране. Оно мобилизовало все силы народа
на’отнор врагу в годы Великой Отечествен-
ной войны и выдержало е ‘честью’ тяжелые
военные испытания, Ныне Советское rocy-
дарство организует мирный созидательный
труд нашего ‘народа. ‘Оно стоит на страже
интересов социалистической Родины как
несокрушимый оплот социализма и дем-
кратии, мира ‘и безопасности’ народов.

В «Манифесте Коммунистической” пар-
тии» Марко и Энгельс наметили главные
экономические, политические и культурные
мероприятия, какие должен провести’ проле-
тариат, став господствующим классом. П№-
нятно, что ни в «Манифесте Боммуниетиче-
ской партии», ни в последующих своих тру-
дах оеновоположники маркеизма не дали и
не могли дать, за отсутствием данных для
этого, иззожения всех конкретных форм и
способов  социалистического  преобразо-
вания общества и детальной картины  ©0-
циалистического способа производства.

Тенин и Сталин являются создателями

диктатуре пролетариата ‘как основном ры
чате построения бесклассового социалисти-
ческого’ общества. _

Учение © диктатуре пролетариата состав-
ляет революционную душу  маркоизма.
Именно поэтому агенты буржуазии в рабо-
чем. движении — оппортуниеты всех ма-
стей — особенно яро ополчились и ополча-
ются ныне против этого положения ‘мар-
ксизма, проповедуя примирение ‘с ‘капита-
лизмом, отказ от революционной борьбы. В
своем. служении империалистической peak-
ции лидеры правых социалистов докатились
до того; что об’являют себя управляющими
делами капитализма, сами направляют ап-

делает, например, клика Блюма’—= Мока во
Франции, на расправу с рабочим движением.

В жестокой борьбе с оппортунизмом
Ленин и. Сталин отстояли и развили дальше
идею диктатуры  шрюолетариата. Ленин
открыл советскую власть kak государ-
етвенную форму диктатуры пролетариата.
енин и Сталин основали первое в мире Со-
ветское социалистическое государство, сила
и жизненность. которого проверены в огне
самых суровых битв.

Выражая господство одного класса —
‘пролетариата, который не делит и пе может
делить власть с другими классами, дикта-
тур» пролетариата, указывали Ленин и
Сталин, означает вместе с тем особую фор-
му классового союза рабочего класса с тру-
довым. крестьянетвом под руководством ра-
бочего класса. (В непримиримой борьбе с
троцкистами, зиновьевцами, бухаринцами и
другими врагами народа партия неизменное
кренила союз рабочих и крестьян. и этим
обеспечила. торжество социализма в нашей
‘стране. г.

Ленин и Сталин показали роль коммуни-
стической партии как руководящей и на-
правляющей силы Советского государства.
‘Они исчерпывающим образом охарактеризо-
вали назначение и задачи пролетарекой
диктатуры, установив, что диктатура проле-
тариата обнимает собой три стороны: подав-
ление сопротивления эксплоататоров, социз-
листическую переделку трудового’ крестьян-
ства, ‘построение бесклассового- общества.
«Пролетарская диктатура, — подчеркивал
товарищ Сталин, — есть соединение всех
этих трех сторон... Только вее эти три сто-
роны, взятые вместе, дают нам полное и за-
конченное понятие диктатуры пролетариа-
та» (И. В; Сталин. «Вопросы ленинизма»,
11-5 изд., стр. 117).

Co всей остротой и беспощадностью
Ленин и Сталин разоблачили лицемерие и
фальшь буржуазной демократии, демократии
для богатых, & не для бедных, и показали,
что диктатура пролетариата знаменует су-
бой высший тип демократии, ибо она зиж-
дется на постоянном, активном и решаю-
щем участии в государственном управлений

пирочайших Mace трудящихся.
рганизаторы Советекого - государства
Ленин и Сталин обосновали то положение,
что диктатура пролетариата озаачает не
прекращение классовой борьбы, & ее про-
должение при. помощи нового оружия —
государственной власти — и в новых op-
мах; Товарищ Сталин разгромил. капиту-
‘лянтскую.. «теорию» мирного  врастания
кулака в социализм и развил ленинский
тезис © том, что уничтожение экеплоата-
торских классов может быть достигнуто

ционирования. и. развития социалистической
системы хозяйства.

Тенину принадлежит указание на то, что
единственной материальной базой воциализ-
мо является крупная промышленность,
способная реорганизовать и земледелие, что
Коммунизм -— это советокая власть плюс
электрификация. всей страны. Продолжая
дело Ленина, ‘товарищ Оталин всесторонне
разработал теорию сопиалистической инду-
стриализации. В его. трудах нашли научное
разрешение вошосы © сущности и необхо-

ции; 0 66 темпах и источниках средетв для
Hee, о превосходстве ‘советского метода
индустриализации над методом. калитали-
стическим. Под руководством товарища
Сталина задача индустриализации СОР
успешно решена, Наша страна в невиданно
короткое время, 3& 13 лет, проделала ска-
чок от отеталости к прогрессу и преврати-
лась в передовую и независимую инду-
стризльную державу. $

В кооперации Денин открыл наиболее
понятный и достуцный трудовому креетья-
Нину с10е0б перевода мелкого, распыленного
индивидуального крестьянского хозяйства
на рельсы крупного социалистического про-
изводства, базирующегося на современной
технике. Развивая ленинский  кооператив-
ный план, товарищ Сталин разработал
стройную теорию. коллективизации сель-
ского хозяйства, правильность которой под-
тверждена веем ходом жизни. Победа comna-
лизма в деревне сделала нашу Родину етра-
ной самото крупного и самого механизиро-
ванного в мире сельского хозяйства, страной
нового, освобожденного от разорения и тем-
ноты крестьянства.

В работах товарища Сталина получила
развернутую характеристику социалистиче-

о _ путем ожесточенной — Класовой   сад система хозяйства и ев огромные
и .   преимущества над капиталистической си-
Руководствуясь ленинско-сталинекой

стемой. Товарищ Сталин раскрыл источники
непрерывного под’ема советской экономики.
Особенность социализма состоит в пол-

теорией диктатуры пролетариата, наша
партия подтотовила и провела наступление
социализма на капиталистические элемен-
ты по всёму фронту, в результате чего эке-
плоататорекие классы в нашей стране были
ликвидированы. В `ОССР. создано общество,
‘не знающее антагониетических: классов, по-
коящееся на дружественном сотрудничест-
вв рабочих, крестьян и интеллитенции.

Товарищ Сталин. нродолжает развивать
марксистско-ленинское ‘учение © государ-
стве в новой исторической обстановке, в
условиях победы социализма в нашей стра-
не; Крупнейшим вкладом в сокровищницу
марксизма-ленинизма является решение
товарищем Сталиным вопроса о судьбах го-
сударства при социализме и коммунизме.
`Известно высказывание Энгельса о том,
910 при социализме, когда средства. пройз-
водства обращены в общественную. с0б-
ственность и эксплоататорские классы ‘уни-
‘ чтожены, исчезает необходимость в государ-
стве и оно отмирает. Энгельс исходил
из предположения, что социализм победит
одновременно во всех или в большинстве
стран,

‚ Обобщая опыт социалистического. строи-
‘тельства в СОСР, товариш Сталин показал,
что в условиях победы социализма в одной.
нашей стране, находящейся в капиталисти-
ческом окружении, социалистическое госу-
даретво не только не может быть ослаблено,
но должно быть всемерно усилено и укрен-
лено. Государство сохранится и при комму-
низме, если будет существовать капитали-
стическое окружение и тем самым будет

силами и производетвенными ‘отношениями.
Общественная собственность Ha средства
производетва и плановое ведение хозяйства
исключают возможноеть кризисов и безра-

ускоренное развитие производительных сил.
Социализм превращает’ труд‘в дело доблести:
и геройства, создает подлинную материзль-
ную заинтересованноеть трудящихся вре

стимулов быстрых темпов: разватия совет-
ской экономики является социалистическое
соревнование, представляющее собой’ ком-
мунистический метод’ строительства  социа-
лизма на ‘основе максимальной активности
миллионных масс трудящихся.

В «Манифесте Коммунистической ‘пар-
тии» говорится, что вся предшествующая
история, ва исключением пелвобытно-0б-
щинного строя, была историей борьбы клас-
бов. В. советеком, социалистическом, обще-
стве нет антагонистических классов, нет
борьбы и столкновений классов. Что же
в советском обществе является ABH-
жушей силой ` общественного развития?
Как показал товарищ Сталин, при социа-
лизме действуют новые движущие силы:
морально-политическое единство общества,
дружба народов, советский патриотизм. Он
показал также, что, в условиях советского
общества .критика.и самокритика служит
важнейшим средством, при номощи которого
устраняется старое и утверждается новое.

СССР сво стороны имнериалистических госу-
’

„можным дать ‚ответ на вопрос 0 том, како-

демократия. для веего народа, демократия. т на.
‘вы будут конкретные Формы перехода от

для суждения об этом у них не было.

‚5 этой высшей цели.

`Сталин обосновал необходимость всемерного
повышения производительности  социалисти-

политической экономии ‘социализма, 06’яс-.

няющей закономерности построения, функ: ‘ской пятилетки. Успешно осуществив. няа-

димости социалистической ‘индустриализа-,

‘вистекой партии; чтредставляющей собой
‚мозг и сердце советского общества, руково-
‘ дящее ядро веех ‘организаций трудящихся,

ном соответствии между производительными

‚странах капитала, все более широкие массы

ботицы в нашей ‘стране и обеспечивают

зультатах своего труда.‘ Одним из могучих”

(победой социализма наша страна воту-
пила в новый этал своего развития — в пе-

риод заверщения, строительства социалиема

и постепенного перехода от социализма к
коммунизму.

„Изучаяувакономерности», рождения -- $о\-
мунистичеёноео /строя,* Марко и ^ Энгелье
установили, что ‘коммунистическое ‘обще-
ство в своем поступательном развитии дол-
жно пройти две ступени: первую; или низ-
3 воциайизи ‘и Вторую, или выс-
‘шую, — полный коммунизм.

При этом Марко и Энгельс считали невоз-

социализма к коммунизму, ибо’ материала

‚ Социзлизм неизбежно ‘должен итобтепенно
перерасти в коммунизм. «...Мы идем к ком-
мунизму неизбежно, неминуемо», — указы-
вал Ленин. Но, говорил он; «...мы не претен-
довали на то, что мы знаем точную дорогу»

Опираясь на огромный опыт социалисти-
ческого строительства в СССР, товарищ
Сталин, разработал вопрос о путях. перехо-
да от сопиализма к коммунизму. Он. пока-
зал, что в нашей стране имеется все необ-
хохимое для. построения полного. коммуна-
стического общества, «Коммунизм в одной
стране вполне возможен, особенно в такой
стране, как Советский Союз». +

Переход от социализма в коммунизму
требует высокоразвитой малериально-тех-

нической. базы: общественного производ»    ,

ства. Товарищ Сталин определил TOT уро-
вень развития производительных сил; кахой
создаст в нашей стране изобилие продуктов
и предметов потребления и позволит заме-
нить социалистический принции’ распреде-

‘ления по труду коммунистическим принци-

пом распределения по потребности. «Только

‘в том случае, говорил И. В. Сталин, —если.
перегоним экономически главные капитали-
стические. страны, мы можем рассчитывать,

что наша страна будет полностью наеы-
щена предметами потребления, у нас будет
изобилие продуктов, и мы полузим B0G-
можность сделать переход от первой фазы
коммунизма ко второй. его фазе».
Развивая и утлубляя ленинокое поло-

‚жение ©. том,. что производительность тру-

да предетавляет собой, в конечном счете,

самое важное, самое главное для победы

нового собщественногое строя, отоварищ

ческого труда для ускорения темтюв. нашего
развития и успепгного осуществления оснев=
ной экономической Задачи СССР.
Крупным шагом в разрешения. этой. зада-
зи явится выполнение. послевоенной сталин»

ны первых двух лет пятилетки, советекие
люди развернули всёнародное движение за
выполнение пятилетнего плана в четыре
тода. Наша страна поднимается к новым
вершинам своего процветания и могущества.
Важнейшим условием перехода к комму-
низму является преодоление пережитков
капитализма в сознании людей. Товарищ
Сталин указывает, что эти пережитки —
опаснейший враг социализма. Вапитали-
стическое окружение старается всячески
поддерживать и оживлять отсталые привыч-
ки и взгляды, имеющиеся еще у некото
рых наших людей. Отсюда вытекает не0б-
ходимость небелабной борьбы против чуж-
дых и враждебных идеологических влияний
й настойчивой работы по коммунистическо-
му воспитанию трудящихся. :

‚ Социалистическое = государство, учит
товарищ Сталин, представляет собой основ-
н56 орудие в выполнении той громадной
хозяйственной и культурно-воститательной

работы, какая нужна для‘ построения ком-
‘мунизма. Веемерное укрепление Советского

государства, всемерное укрепление больше-

как общественных, так и государственных,
составляёт важнейшую предпосылку. перо-
хода от социализма к коммунизму.

{ *ж*

Гениальные идеи научного коммунизма,  .

провозглашенные 100 лет тому назад Марк-
сом и Энгельсом, воплотилиеь в нашей
стране в жизнь. Они облеклиесь в плоть и
кровь в крепком и’цветущем социалистиче-
CKOM тосударелве, возглавляющем могучий

‘антиимпериалистический, демократический
‘лагерь. Силы коммунизма неудержимо pa-

стут. В то же время силы капитализма

‘неуклонно слабеют.

_ В результате второй мировой вейны от
империалистичеекой системы отпали CTpa-
ны Центральной и Юго-Восточной Европы,

`в которых закладываются основы перехода
‘на социалистический путь развития. Мно-

жатея ряды коммунистических партий в

трудящихся оплачиваются вокрут коммуни-
тов для борьбы за свержение капитализма.
Современная международная реакция ве-
дет ‘бешеный поход против коммунизма: Она
использует. своих ‘подлыхи слуг-— правых
социалистов. для того, чтобы обмануть и
ослепить массы, отвернуть их от. маркеиз-
ма-ленинизма; Но. как-бы сни. здобетвовали
реакционеры и их презренные «социали-
стические» Taken, UM не удастся остаяю-
вить ‚или: задержать победоносное движе-
ние коммунизма, Идеи коммунизма! зав06-
вывают вее новые: и новые. миллионы: стс
ронников во всём мире; Мы живем в такой
век; когда Все дороги ведут к коммунизму;
Марке и: Энгельс научили рабочий класс
самопознанию` и. самосознанию и нё место
мечтаний 0 социализме пюставили науку.
Ченин развил. маркоием ‘дальше п вывел
трудящихся. наней страны’ на. дорогу .c0-
циализма, С: именем верного соратника
Ленина и гениального - продолжателя ero
дела — товарища Сталина связана новая
ступень в развитии марксизма-ленинизма.
9 сталинским указаниям в нашей стране
воздвигнуто светлое здание социализма. Ге-
ний Оталина ведет советский народ к пол-
ному торжеству коммунизма.

М. СЕЛЕКТОР,
кандидат философских наук.

Черноморский ‘флот. Вкусно готовит
матрос. 3.  Грабовской. Его заслуженно
кок т. Грабовской принес на пробу обед
капитану З.ранга С,  Кнышу;

пищу для личного! состава корабля Н. «ох

Хвалят матросы “и ‘офицеры. На снимке:
старшему помощнику командира корабля _

Фото М. Покатило. \_

отсеке

живучести...

Ученики- школы ‘учебного отряда приобретают

Выпускники электромеханической школы
учебном отряда Тихоокеанекого флота. на
экзаменах показали . хорошие знания.
Эту выучку они приобрели в аиколе. Прето-
даватели и инетрукторы много сделахи: для
того, чтобы привить. своим, питомцам прак-
ические навыки работы. Большую. роль в
этом сыграло умелое. оборудование, учебных
кабинетов. Под руководством инженер-майо-
ра, Пожидаева инструкторы, соорудили каби-
нет корабельных электросхем, учебно-тех-

нические мастерские, отоевь живучести.

Хорошие навыки борьбы © водой и паром
приобретают будущие специалисты, практи-
куясь в учебном отсеке живучести. JTO ©0-
оружение по устройству напоминает отсек
Борабля. В него вмонтированы трубопроводы
корабельных систем CO специально сделан-
ными на них различными «повреждениями» ›)
какие известны по опыту войны. Борт от-
Cok также изрешечен отверстиями, схожи-
ми с пулевыми и снарядными пробоинами.

Стоит только инструктору пустить воду —
и весь отсек приходит в ‘аварийное coc.

яние. i

Организация практического обучения
строго продумана. После тзоретичеекого раз-.
бора чертежей и других материалов в. клаю-
сах ученики спускаются в отсек, где раз-
биваются на аварийные группы. Сначала

инструктор показывает им, как надо поль:

зоваться щитами, клиньями, подпорами и
прочим аварийным инструментом, а, затем
по сигналу аварийной оти начинается
борьба за живучесть. Вводные решаются в
условиях, макоймально приближенных ‘к
боевым.
Ценную помощь будущим специалистам
оказывают залы“ вепомотательных механиз-
мов и дизелей. Здесь ‘ученики’ приобретают

навыки несения походной вахты.  Они‘прак-

тикуются запускать и останавливать двига-

тели, производят разборку и сборку еложе
ных деталей, смазку и притирку клапанов,

словом, вое; ‘что им потребуется вышюлнять
на боевых кораблях. é

В процессе обучения преподаватели и ин-
структоры устраняют недостатки в методи-
ке преподавания. Ученик школы связи
т. Нилка показывал хорошую успеваемость,
на теоретических занятиях. Но вот ето п0-
ставили Ha фадиовахту. Когда он начал
устанавливать связь с корреспондентом, в
аппарате исчезла сльшимость. Ученик
знал, что ‘произойти это могло из-за откло-

практические навыки

нения‘ волн от ‘порвоначальной, настройки.
Но он ничего не предпринимал,  чтобы в0с*
становить слышимослть.

‚== Почему же вы не настраивазте при-
емник? — спросил ‘ученика руководитель
занятия. \

— Боюсь, как бы что-нибудь ве’ село
мать) — откровенно признался т. Пилка.

После этого случая преподаватели уси“
лили внимание практическим вопросам
программы. В конце каждого теоретического
занятия оставляется несколько минут пля
вамостоятельных тренировок ‘учеников. ITO
дало хорошие результаты.

В школе связи, так же как и в элеклро-
механической, преподаватели и инетрукто»
ры проявляют постоянную заботу 06 yuet-
но-техническом оборудовании. — Ученики
имеют широкие возможности, чтобы прак-
тически осваивать 6вою специальность. Pa-
диофонная © установленным в ней уетрой-
ством и траномиттером обоспечивает нор-
мальное обучение Всех смен; Ученики несут
круглосуточную радиовахту. Действуя са-
мостоятельно, они приобретают операторе
ские навыки, приучаются управлять приех-
ником, свободно пользоватьея переговорной
таблицей ит. д. Их работу проверяет де-
журный по радиополигону, назначаемый из
числа наиболее опытных инструкторов.

Опыт показал, что на кораблях успешно
справляются CO своими обязанностями те
выпускники, которые получихи в, игколах
хорошую практическую закалку. Они быют-
рез осваивают вверенную им технику п
оружие; становятея: мастерами” своего: дела.

Тиличен в..этом отношении служебный
рост. выпускника-радиотелеграфиета  Ка-
линиченко., С первых же дней службы на
корабле он зарекомендовал себя матросом,
хоропю ‚знающим. специальноеть. Команхо-
вание корабля векоре назначило т. Валини-
ченко. на должность командира отделения. 0
новыми обязанностями т,,Валиниченко спра®
вляется также ‘успешно, А ведь в школу он
прибыл, не имея никакото понятия 9. сце-
циальности радиотелеграфиста.

Преподаватели и’ инструкторы: ‘учебного
отряда Тихоокеанского флота тт. Пожидаев,
Векслер, `Краслюв, Зомерфельд ‹ и’ apyrae
строят-›обучение на, принциие. неразрывной
связи теории сгпрактикой ‘и благодаря 9701
  му добиваются успешных результатов.

Капитан-лейтенант Я.  БАБИН.

Кшии боевой’ славы

«Основанная великим „Лениным Совет-
ская Армия прошла славный путь. Bea ee
история Является живым примером геройз-
Ma, беззаветного служения Родине и до-
блестного выполнения / ‘своего воинского
долга»,

Эти ‘слова товарища Сталина являются:
эпиграфом: к выставке, открытой в: Госу-
дарственной исторической библиотеке. Ha
выставке ‘предоставлены сотни книг, жур=
налов и сборников документов, рисующих
героический тридцатилетний чуть’ Воору-
женных Сил СССР.

Много книг рассказывает о боевых де-
ax) молодой Красной ‘Армии   против
внутренней контрреволюции-и против ин-
тервентов. Здесь имеются книги, ‘посвящен=
ные разгрому Юденича, `Колчака, Деникина,
Врангеля, изгнанию интервентов с совег-
ской земли.

..Шод стеклом лежит раокрытый сборник
документов 0б английской интервенции в
Закаспии. Вновь воскрешаютея страницы
истории... 207-я. верста между станциями
«Перевал» и «Ахча-Куйма» — здесь в
1918 roty были зверски убиты 26 бакин-
ских ‘комиссаров. Их ареет и ‘убийство
были организованы эсерами по приказанию
английских интервентов. Шри ‘убийстве ба:
кинеких комисеаров присутотвовал ‘плава
английской военной миссии ‘в Закаюний
Тиг-Джоне. Документы‘ рассказывают” 9
том, что жертвой контрреволюционеров  и
английских интервентов явхлся старик —
станционный сторож, ‚ случайно, ставший
свидетелем зверского ‘убийства, ^ которого
также расстреляли. Авихайокае интервен»
ты всячески скрывати. фахт , убийства
лицемерно заявляя, что бакинекие комиеса-
ры живы и отправлены в Иниию; Ho exopo
стразпная трагедия, происшедшая на 207-й
верете; ‘векрылаеь. И тогда, по. распоряже-
нию английского представителя в\ Тифлисе
генерала Томсона, главный виновник убий-
ства’ эсер Дружкин был снешно увезен из
Закавказья, чтобы ‘избежать вледотвия:” Ках
это похоже на действия нынешних антло-
американских оккупационных властей в

Германии, тщательно оберегающих и-укры-+

вающих людей, совершавших бесчеловеч-
ные‘ преступления во время второй миро-
вой войны!

Книги и <борники документов рассказы
вают 0 «деятельности»  америколеких

интервентов на Севере, о борьбе международ-
ной контрреволюции против молодой
Советской феблублики, рассказывают о
молодой Красной Армии, изтнавшей чуже-
земного врага с родной‘ земли. у

_ Широко предетавлены на выставке рабо

i В; И. Ленина и И. В. Сталина по poen-
ным вопросам, материалы o Jennne
Сталине -— создателях и рукородителях
Вооруженных Сил Советской страны. Мао-
то книг посвящено выдающимся деятелям
партии и правительства, героям граждан
ской войны, прославленным ‘полковод-
цам — Валинину, Свердлову, Ворошилову,
Фрунзе, Кирову, Орджоникидзе, Чапаеву,
Шорсу, Котовекому.

В исторической послбдовательности рас-
сказывают книги о боевых делах Советокях
Вооруженных Сил, зорко стоящих ‘на охране
мирного труда социалистической страны,—
о боях на озере Хасан, на Халхин-Голе, 0
боях е белофиннами.

Особенно широко представлен на выетав-
ке раздел; посвященный годам Великой
Отечественной войны. Здесь имеются кнй-
ги, сборники и статьи, освещающие в0про*
сы оперативного искусства и стратегии (9-
ветской Армии, далощие фазборы крупней-
ших военных операщий,

Многочисленная ‘литература ‘посвящена
героям Отечественной войны — 28 тероям-
панфиловцам, 306 Космодемьянской, ‘Алек:
саниру Матросову, краснодонцам, Алекейн-
дру `Нокрышкину, -Ярославу  Иосселиани, -
Израилю Фисановичут и. многим других
славным сынам и дочерям советского на-
рода
о Зналительный интерес представляет вы-
ставленная литература о ‘нартизанах. Здесь
собраны книги о героических делах’ варод<
ных метителей в’ годы ражданекой войны
и Великой Отечественной войны,

На выставке ‘имеется’ така. много кнтг
© военных моряках, ‘их боевых делах и
наиболее выдающихся операциях.

Заключительный раздел выставки рас
свазывает о боевой ‘учебе Советской Армии
В. послевоенный. период.

Выставха, организованная в Государ-
ствешной’ исторической библиотеке, дает
пропатандистам и” ‘агиталорам ‘ценный Ma

ериал по историй Вооруженных Сил СССР
за тридцать лет.