==

Se

( of инструкций, умело действуют на боевых

‚ломогают командирам, в воинском и поли-

13 февраля 1948 г., пятниц ‚ № sleany
et Ne 86, (2890) КРАСНЫЙ ФЛОТ 8 -

С! партийных конференций
ap GH se EO He eh CAS,

Ближе к жизни!
к партийным о

Делогаты партийной конференции Н+еко-
№ соединения кораблей основное внимание .
в своих, выступлениях ‚. уделили. вопросам =
паугийно-позиическом . ‚обеспечения   606
вой подготовки, Все’ двадцать три делегата, :
выотупившие в прениях по докладу т; Му-
залевекого, в большей или меньшей степени
товорили о том; кав партийные организации

`ическом воспитании подчиненных. Коман-
дар корабля т,, Измайлов рассказал, какие
блатворные результаты дают совместные
усилия командиров, политработников и
парюрганизаций,

— Во время протилоголней кампании, —
творил он,— BOO планы учебы обетавля-
лев вместо © саместителем по политчасти
валитан-лейтенаятом  Любимцевым. При
ум мы всегда учитывали и роль партий-
ной организации. Возьмем, к примеру, изу-
чение боевых инструкций. Это очень ответ-.
стенное дело. И правильно поступала пар-
тийная организация, косда направляла уси-
лия коммунистов на то, чтобы они помо-
ми матросам изучать инструкции. Комму-
нисты дружно взялись за эту работу. Аги-
таторы рассказывали матросам, какую роль
пграют инструкции в корабельной жизни;
(енгазеты ‘и радиогазета показывали от-
личных специалистов, которые, не отступая

постах.

— Без активной поддержки партийной
организации, — отметил ‘далее т. Измай-
1ов,— невозможно плодотворно’ заниматься
укретлением воинской Дисциплины. Одно
время наше партбюро занималось. только
рааборюм прюступков отдельных коммуни-
стов. Этого, конечно, мало. Теперь мы стре-
мимся строить работу партийной организа-
ции так, чтобы предупреждать проступки.
Для этого приходится постоянно держать
в поле зрения каждого члена и. кандидата
партии. В результате недисдиплинирован-
ных матросов и старшин у нае становится
BOO меньше.

Примеры хорошей’ работы партийных op-
HAIN привели также офицеры тт. Ива-
юз и Юрченко. Они поделились ценным
опытом паргийно-политического  ‘обеспече-
ния боевой подготовки, ‘рассказали о. том,
kak политработники и бюро парторганиза-
ций работают в тесном контакле © воман-.
диражем, ;

Мало ли говорить, что первейшим долгом
работников политического отдела являются’
всестороннее изучение такого передового
опыта, обобщение его и передача на все
цорабли, во ‘все партийные организаций. К,
CORMCHHIO, в докладе т. Музалевского
не было ни слова о том; что сделано в этом
направлении. Не показал докладчик и того,
пав партгорганизации боролись ¢ недостат-
ками в- боевой подготовке, Он увлекся пере-
чисюнием цифр. показывающих количе-

СБОРЫ. СЕКРЕТАРЕЙ
ПАРТОРГАНИЗАЦИЙ

КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ `ФЛО-
ТИЛИЯ, 12 февраля. (Корр. _ «Красного:
Флота»). В первичных партийных органи-
зациях кораблей и частей Амурской фло-
тилии закончились отчетно-выборные пар-
тийные собрания. Руководителями партий-
пых организаций избраны’ многие ‘молодые
коммунисты. Немало секретарей и членов
бюро’ впервые” пришло ‘на’ руководящую
партийную ` работу. Учитывая это, ‘полит-
ел флоталии ‘провел’ трехдневный \ сбор
секретарей партийных ‘организаций © we-
раблей и частей главной базы. На еборе об-
суждались вопросы ‘практики внутрипар-
ТиЙной работы,   ‘

Ha cOopax: Gram Sacaymannr. a -obcyoe-
ны доклады капитана) 3 ранга Редькина об
итогах, отчетно-выборных. партийных co-

браний, капитан-лейтенанта: Шкурякова—оо

состоянии партийного, руководства, ком-
мольсвими ‘организациями, доклады о
ведении партийного хозяйства и ряд дру-
ТИХ,

Трехдневные сборы вновь ‘избранных
секретарей партийных организаций про-
водятся на всех соединениях ив’ частях
флотилии, ЧЕ

Победи

работников политотдела. Руко:

От корреспондентов
«Красного Флота»

So”

ство различных ‚мероприятий, подсчетом
числа, поотрений и взысканий, даже вы-
числением процентов, характеризующих те-
мативу прочитанных лекций. Но за Этими
цифрами и процентами т. Музалевекий не
увидел живых’ примеров, живых людей.
Чем’были вызваны ‘те или ‘иные мероприя-
тия? Почему в работе парторганизаций: от-
дельных . кораблей в течение. длительного
времени имеются существенные недостат-
ки? Из доклада это пе стало ясным.

С таким, Как это отмечаловь  воеми де-
легатами, докладом т. Музалевский BLICTY-
пил ве случайно.“

’— Так было в жизни, —еказал в своем
выступлении т. Борисенко.— Цифры, пока-
затели, мероприятия, фиксирование нелоче-
тов вместо ‘их анализа — стиль работы
начальника политотдела и некоторых других
волетво рабо-
Той ‘парторганизаций ‘было ‘нередко ‘поверх-
ностным, осуществлялось без учета кон-
кретных задач, выдвинутых жизнью.
рьезное обвинение по адресу ‘полит-
отдела выеказал т. Севастьянов.

— Мне кажется, — заявил 0H,—
бот» некоторых работников политотдела
Страдает. тем, ‹ что они не умеют еще дб:
лать необходимые выводы. Например,
политотдел собирал как-то сведения. 0 взы-
сканиях и поотрениях. Эти сведения были
«подигиты в делу». А выводов так и не по-
следовало.

‘На примере своего: корабля т. Севасть-
янов, показал, что не вее офицеры знают и
выполняют Дисциплинарный устав. Однако
вместо того, чтобы широко пропагандировать
уставы и повести решительную борьбу с на-
рупениями воинюкого. порядка, некоторые

парторганизащии вступали Ha путь либе-

рального отношения к людям, совершающим.
проступки. .

— Несколько раз получалось, — продол-
жает т. Севастьянов, — что на кораблях

‘ироходит важное учение, а работники по-

литотдела в это. время проводят очередное
совещание партийного актива. Не лучше
ли было пойти да посмотреть, как действу-
ют люди на своих постах, и потом, уже
основываясь на практических выводах, наз
учить коммунистов воспитывать матросов в
старшин. ; :

Олним из наиболее важных видов боевой
подготовки Являются артиллерийские
стрельбы. 0 партийно-политическом обесие-
чении стрельб говорили многие, выстунав-
шие. Смысл их речей сводился к тому, что
к  стрельбам холжно быть приковано
внимание парторганизаций. Если командир

что: ра-

‘Ha партконференции,

‘кораблей,
рганизациям!

Совещание по, технической
экеплоатащии судов. п

В Ленинграде состоялось
совещание работников морского флота по
технической экесплоатации судов. Десять
дней научные работники, инженеры, пере-
довые механики Дальневосточного, Baa-

боевой части стремится обучить матросов и   ТИЙского, Черноморсксго и других морских

старшин всем приемам действий у орудия,
то задача парторганизании—воспитать а)-
тиллеристов в духе преодоления трудностей,

честного выполнения долга, привить им лю-  .

бовь к специальности, увлечь личный 60-

помощь и оказывала  парторганизапая
командиру БЧ-П корабля, которым коман-

бассейнов занималиеь изучением важней-

ших проблем технической  эксплозтации
судов. :

‘ции судов. Затем быши заслушаны и. 0б-

суждены доклады. инженеров: т. Полюшки-  .

дует т. Измайлов. К сожалению, работники  Н& — «0 правилах технической эксплоата-
политотдела далеко не всегда уделяли Ции Флота и порядке контроля за их про-

стрельбам должное внимание. ^
Тов. Борисенко рассказал, что политотдел

почти He реагировал на тот случай, когда

личный состав ‚ одного‘ корабля провел
стрельбы неудовлетворительно.

0 благолуший и самоуспокоенноети от-
дельных коммунистов говорил делегат т, Рас-
0х0. Он резко критиковал т. Иванова, ко-.
торый ослабил руководство боевой подг-
товкой. ан ey:

— Уместно спросить, — сказал т. Рас-
0х0, — почему работники политотдела
узнали 0б этом вопиющем факте толь-
50 на партийной конференции?

— Долг парторганизации — заявил т. Фе-
доров, — вплотную и конкретно занимать-
ся вопросами боевой подготовки, рептительно
бороться <0 всякими проявлениями благо-.
душия и самоуспокоенности.

На партийной конференции выступил.

заместитель начальника Политуправления
Военно-Мореких бил генерал-майор Лебедев.
- Тов. Лебедев указал, что начальник по-
литотдела и аппарат политотдела работали в
отрыве от повседневной жизни кораблей.
Поэтому они не могли по-деловому руково-
дить партийными организациями, не вни-
кали в детали их работы, увлекались лишь
проведением общих мероприятий, «доведе-
нием» директив до политработников кораб-
лей, собиранием сведений 06 их выполне-
НИИ. 2 i

Тов. Лебедев, анализируя работу партий-
ных организаций соединения, векрыл так-
же крупные недостатки в деле илеологиче-
ского воспитания. Он’ поставил перед де-
легатами партийной конференции ряд задач
по воспитанию у’ личного состава советеко-
го патриотизма, призвал политотдел и руко-
водителей парторганизаций уделить оенов-
ное внимание изучению всеми коммуниста-
ми  марксистоко-ленинекой теории, до-
биться образцового партийно-политического
обеспечения боевой подготовки кораблей.

Критика и самокритика, развернувшиеся

партийного актива соединения, ero pel

мость устранить имеющиеся недостатки я’

выполнить задачу‘ дальнейшего укрепления
воинской дисциплины и повышения‘ темпов
п качества боевой подготовки.
Капитан Т. НИНОЛАЕВ,
Младший лейтенант К. АЛЕКСАНДРОВ.

у ,

Партийная конференция военно-медицинских

rae
Состоялась ° первая  партконференция
крымеких военных санаториев и’ ломав
отлыха. В конференции-‘приняло ‘учаетае
более 140 делегалюв, прелетавляющих Typ-
зуфский, Феодосийский; Сакский, `Евпато-
Тийский, Ялтинский ханалории; Алушкин-
ский и Алупепинский дома отдыха. ›
Делегаты заслушали доклад’ начальника,
политотдела управления сзнаториями ^ пол-

ковника Яковлева. Докладчик рассказал 9.

большой работе, пролеланной коллективах
санаториев 3a ‘послевоенные’ годы. Раз-
грабленные ‘и разрушенные немцами” во-
енные! заравниньг к 1948 году уже почти

полностью ‘восстановлены.   Все санатории:

оборудованы ‘новейшей лечебно-диагности-
ческой атпаратурой. Улучитилось и хозяй-
ственное обеспечение ‘санаториев.

Созданы ‘все’ условия ‘для’ всестороннего
клинического ‘обследования и лечения, для
отдыха прибывающих офицеров и генера-
лов. В 1947 году санаторные библиотеки
понолнились о новой литературой.

Улучшилаеь и клубная работа. Во всех
крупных санаториях установлены и рабо-
тают. местные радиоузлы, ‘организованы

тели ws

учреждений Крыма

коллективы художественной ‘бамодеятельно-
сти. }

^ Докладчик указал на ряд недостатков

в. обслуживании и. лечении больных: еще
‘не во всех санаториях правильно организо-
ван лечебный процесс, во многих злравни-
Цах лалеко не на высоте постановка лечеб-
ного питания. В, Феодосийском санатории
до сих пор не оборудован лечебный пляж.
Порой еше имеет место грубое отношение
персонала к больным. Не все возможности

используются для создания уюта и‘ ком:

форта:

В прениях по докладу выступило более
20 делегатов.

В прениях отмечалось, что политотдел в.

своей работе не уделял внимания военной
и специальной подготовке офицерского с4-
става санаториев и домов отдыха. Занятия
по ` маркеистоко-ленинекому образованию
посещались офицерами. нерегулярно.

В. принятой нз конфереяции резолюции
намечены пути к изжитию вокрытых недо-
статвов. ‘

Подполковник -А. ИГНАТЬЕВ.

топора

Об одпой, незаслуженно ‘забытой; победе ‘отечественной авиации

Долгое время непроизвольный переход

. бамолета в штопор был страшной опаено-

тью для летчиков всего мира.  Быг
10 непонятно, ‘почему при совершения
Эволюций машина вдруг начинала ‘етреми-
тельно падать, вращаясь в Наклонном 1п0ло-
жения вокруг какой-то невидимой‘ оси. Не-
сколько секунд... и глухой удар © землю
возвещал трагический Roxen. И летчики

Все’ мира стремились к’ одному — избе-

дать штопора. Но ‘как это’ сделать, никто’
н0 знал, Любой возлушный бой заетавлял
атакующего и обороняющегося ‘делать рез-
кие энолюний. И в начале первой мировой
войны много летчиков погибло ‘0т срыва
в Штопор при маневрировании.

Огромная зварийность была 6и90м и
авиационных школ всех страт. Статистака
утверждала, что свыше 50 процентов всех
подготовленных в первые годы войны
1914—1918 гг. летчиков погибало от еры-
ва в штопор во время обучения и в первые.
недели после прибытия на фронт.

Мвогие конструкторы и теоретики авид-
пии Англии, Франции. Германии, Америки,

Талии стремилиеь проникнуть в Тайны’
итонора, раскрыть, почему, в силу каких,
законов самолет вдруг перестает быть, уп
Тавляемым и стремительно падает, Но эти
попытки не имели успеха. Лишь русским
Тетчикаи и ученым удалось решить эту
проблему,

Межлу тем, как это ни’ странно, ‘авторы
всех учебникой и книг по истории авиа-
ции, которыми пользуются сейчас в пащих
авиапионных училищах, почему-то `умал-
чиваЮТ. о, приоритете отечественной авиа-
Пии в решении этой важнейшей проблемы.
Больше того, в книге некоего №. Трунова
«Выептий пилотаж», выпущенной издатель-
ством журнала «Вестник Воздушного флота»

в 1923 г., утверждается, что обучение што-
пору виервые. введено в 1917 году в английс
ских авиапионных школах. Автор умалчива-
ет при этом, что обучение выполнению што-
пора и выходу из него на целый год раньше
было введено в крупнейшей русской авиа-
ционной нгколе-——Вачинской. Именно в этой
школе в 1916 году впервые в мире летчик
К. К. Арпеулов намеренно ввел свой само-
лет в штопор ий на глазах у многочисленных
зрителей-— летчиков и техников вывел его,
‘одержав, ° таким - образом, крупнейшую
принципиальную и практическую победу.
Прапорщик Константин’ Константинович
Арцеулов, боевой летчик-истребитель, один
из пионеров русской авиации, планериет ©
1906 тода; летчик © 1910 года, прибыл в
Качинскую школу на должность инетрук-
тора ‘прямо’ © фронта. Большой опыт, на-
копленный во время спортивных и боевых
полетов, убедил Арцеулова, что выход из
mronepa ‘можно найти. Будучи свидетелем
ряда катастроф, проиешедиих в результате
срыва в штопор, летчик предположил, что
его первопричиной является потеря ©коро-
сти, В дальнейшем же, ‘Когда’ начинается

вращение, воздушная масса, которую Несте-`

ров`называл опорой, начинает распределять“
ся по’крыльям самолета неравномерно, что и
не позволяет машине’ выйти в нормальное,
горизойтальное положение.

Следовательно; рассуждал далее’ Арцеу-
лов; для того, чтобы ‘выйти ‘из штопора,
нужно ‘прежде’ ‘всего ^ заставить ‘самолет
увеличить CKOPOCTb, а ‘затем перевести’ его
в положение; при‘ котором ‘давление  возду-
ха на правое и левое крылья опять стало
бы равномерным.

‚ Шо это были предположения, Верны ли
они? WH вот Арцеулов, уже тогда обладав-
ший виртубаной техникой пилотирования,
решил намеренно ввести самолет B

штопор и, найдя путь, как`из него выйти,
избавить всех’ летчиков от этой постоянной
угрозы. Члобы понять всю  самоотвержен-
ность такого решения  летчика-патриота,
полезно напомнить, что в 1916 г. летчики
ве имели паралпотов. Таким образом, неуда-
ча опыта означала верную гибель.

Втайне`от начальника школы, ибо Арце-
улов помнил историю’ Нестерова и  боялея
получить категорическое ‘запрещение «ри-
сковать казенным имуществом», летчик: ©
помощью своих товарищей и механиков к
вечеру 23 сентября 1916г. подготовил са-
молет к экопериментальному полету.

Посвятив в ©в0й план трех офицеров
школы — штабе-капитана Балтустява (ны-
не полковник, преподаватель Московского
авиационного института), капитана Цвет-
Кова (ставшего в годы советской власти из-
вестным = летчиком-миллионером
& также прикомандированного к школе фран-
цузского летчика, Арцеулов сообщил им
время полета и его. порядок. В этот. послед-
ний момент товарищи попытались еще раз
отговорить летчика от опасного для жизни
эксперимента.

Арцеулюв был непреклонен, и офицерам
ничего не’ оставалось, как согласиться приз
сутетвовать при юлете в качестве opunn-
альных свидетелей раскрытия тайны ‘или...

очередной ве жертвы,

Утром слелующего‘ дня, 24 сентября
1916 г., В. Е. Арнеулов повел’ самолет в
воздух. Десятки глаз летчиков и механиков
школы ‘следили за маленьким самолетом.
Bor on Ha высоте 1500 метров. Умолв мо-
тор. Машина на какую-то’ долю секунды как
бы остановилась в бездонном крымском не-
бе. а затем свалилась ‘накрыло. Началось,
как привыкли говорить, «гробовое» враше-
ние. Один, два, три витка... Уже вызваны
санитарная машина, врачи, носилки... Че-

показали зрелость’

ГВФ),

ведением в жизнь», т. Соловьева — «0с-

новные технические мероприятия по удли-,

нению срока службы корпусов морских
судов», т. Ермошкина — «Ремонт флота
силами судовых команд
состояния судов». i
Большой практический инае
ставили доклады. . известных
флота. — новзторов тт. Беспалова, Короб-
цова, Половкова об их опыте обслуживания
судовой техники. ‘
Несколько дней работали специальные
секции —Й дизельная, паровая, теплотех-
ническая и другие, на которых был -0б-
общен накопившийся за последние годы
опыт ‘эксплоатации судовых двигателей.
На совещании были также обсуждены
доклаты © характере и причинах износа

иред-

правильной организации водоподготовки и
водоконтроля на судах, 06 организации
винтового хозяйства и мерах по увеличе-
тнию скорости судов, о современных спосо-
бах радионавигации на морском’ флоте.

СПОРТ.

Соревнования по водному поло
в Ленинграде

Торжественным парадом. участников 9т-
крылось 17-е первенство Ленинграда по вод-
ному ‘поло. В соревнованиях участвуют
35 команд. _ :

Вооруженные Силы представлены на 60-

розыгрыш первенства ватерполисты воен-
но-морских учебных заведений и доброволь-
ного спортивного общества «Труд». Игра
прошла при явном преимуществе ‘военных
моряков и закончилась со счетом 17:1 в
их. пользу. С результатом 17:0 выиграл и
дублирующий состав команды’ вмузов.

Хорошую. подготовку продемонстрировали
ватерполисты-моряки, играющие во второй
группе. Курсанты училища им. Дзержин-
ского выиграли два очка у команды Инсти-
тута физкультуры, а команда, где капита-
ном Г. Евдокимов, добилась победы над
«Судостроителем» со ечетом 7 : 1.

В показательном заплыве на 100 метров
кролем принял участие чемпион СССР. стар-
mul инженер-лейтенант Артемий ЛТибель.
  Он. прошел дистанцию за 68:8 секунды, по-
казав лучший результат страны в этом ве-
зоне. ~

Розыгрыш первенства по водному поло
продлится месяц.

Заслуженный мастер спорта СССР.
старший лейтенант В. ГАЙКОВОЙ. *

Первенство СССР по хоккёю

Вчера на стадионе «Динамо» в Москве
состоялись четыре очередных матча на пер-
венство СССР 0 хоккею.

В первой половине дня’ встретились
команды: «Спартак» (Каунас) — «Динамо»
(Таллин) и «Спартак» (Москва). — «Дзер-
жинец» (Ленинград). Динамовцы Таллина со
счетом 4:0 одержали победу над хоккей-
стами каунасского «Спартака», московский
«Спартак». без особого труда выитрал у
«Дзержинца» (13: 1).- а

Матч ЦДЕА-—«Динамо» (Рига) закончил-
ся победой армейцев-—4 : 1. Игроки ленин-
градекого «Динамо» со счетом 5:1 выиг-
рали у московской команды «Крылья Сове-
тов», Tee

Всесоюзное

Заместитель министра морского флота  -:
т. Белахов выступил на совещании с  до- -
став примером коммунистов. Именно такую   КЛадом о’ задачах технической эксплоата-  .

как, мероприятие
по обеспечению исправного чехничесй ого’

‘механиков

основных деталей судовых двигателей, о’

ревнованиях восемью командами. Открыли

Из. писем в ‘редакцию

Махазин №4: Торговля в разгаре. Позвя-
кивание весов, деловой шум, но вдруг кас-
сир получает приказание не выбивать‘ че-
‘ков’ на ‘некоторые продукты.

— В чем дело? Почему не выбивать? —

спрашивают покупатели.

— Заведующая приказала!

Попросите заведующую.

— Ее нет.

Когда же она приказала?
Когда уходила.

— Обратитесь к кассиру.

Кассир отправляет к заведующей, а заве-
дующей в магазине нет, Жалобная книга
лежит. возле. продавщицы.

р Почему вы не даете жалобную скни-
гу?! НЕ а

— Да как же это без ведома. заведую-
щей?! — в свою очередь возмущается про-
давщица.

—- Ну, з фамилию заведующей- без ее ве-
дома можете сказать? т

€ ; % -
«На базаре
В часть, где начальником тов. Бум-
штейн, поступает много жалоб на плохое
снабжение личном состава обмундирова-
нием. :
— Сами обмундирования не шьем, что
нам дают, 0 мы и выдаем, — обычно
оправдываются хозяйственные  работейки
тт. Чабанов и Кудрявцев. <
Видимо, на этом «основании» они ещ
в начале зимы выдали офиперскому co-
ставу перчатки малых размеров. Хозяй-
ственники не интересовались, смогут ли
сфицеры носить эти перчатки, они заботи-
лись лишь о том, чтобы эта выдача вошла
в зимний план снабжения. Нередко хозяй-
ственники оповещают:

Старший техник-лейтенант т. Власенко
в своем письме в газету «Красный Флот»
сообщил, что магазины, Военторга, где на-
чальником т. Каспаров, плохо обслуживают
потребителей. На, запрос редакции началь-
ник Военторга сообщил: тЫ

Если вам случитея встретить на улицах
Тенинграла моряков в шинелях © косыми
рукавами или неуклюжими воротниками,
не сомневайтесь: руку приложили Каплан
и
вочном комбинате, где начальником лейте-
нант админиетративной службы Каплан, a
техническим директором Бородулин.

Большой процент брака, вернее, сплош-
ной брак — вот частое явление в этом, как
его называют, «бракокомбинате». Перейдем
к фактам. При пошивхе шинелей для На-
химовекого училища допущено 80. проц:
брака, в заказе для училища им; Дзержин-

ского.— 90 проц. брака. «Кюсю, криво —

лишь бы живо» — но такому правилу ра-
ботали портные. `- :
Но шинели не приняли. В течение двух
недель, не считаясь с. выходными ‘днями,
сверхурочно исправляли в комбинате брак.
Конкретных виновников, конечно, «не на-
шли». Вину распределили на всех и к от-
ветственности никого не привлекли. Не ста-
нут же технический директор Бородулин ‘или
мастера цехов привлекать самих себя к от-
вету за плохую организацию труда! Ничего
не сделали партийная и профсоюзная opra-
низации, чтобы повести боръбу с. браком.

‚ Политико-воститательная работа здесь
слаба. Различные безобразия и .злоупотреб-
ления не только остаются безнаказанными,
но им даже не придают значения.

Обратимся опять-таки к фактам. Присвое-
ние остатка материала заказчика. стало
обычным явлением, Чтобы скрыть это,
материал списывается как обрезки. Неред-
ко приклад к материалу меняется на дру-
гой, отнюдь не лучшего качества. Слу-
чается, что. в комбинате выполняются и
не оформленные в. конторе заказы, день

SEO. ЗЕЕ ЗЕЕ

тыре, пять, шесть витков. Веб... Гибель!.. Но  полностью найдено лишь советскими ученые

на высоте 1000 метров самолет вдруг. перв-
стал вращаться. На высоте 800 метров от
земли он вышел из пикирования и снова
устремился ввысь. Опять потеря окорости,
сваливание на крыло, 5 витков штопора,
быстрое выравнивание, и самолет плавно
  вошел на посадку. ne
Тетчики, ученики, механика, офицеры,
солдаты побежали к машине. На руках они.
вынесли из кабины улыбающегося. победи-
теля штопора. Вее присутствовавшие горячо
привететвовали смелого экспериментатора,
поздравляли его с успехом. В «Дневник» Ка-
Чинской авиационной школы, была внесена
официальная запись о первом в мире умыш-
ленно выполненном штопоре.
Смелый ‘эксперимент векоре стал. повсе-

ми профессорами Пышновым и Журавченко-

В октябре 1923. г. в Крыму под руко-
водетвом К. В. Арпеулова проходили. «Пер-
вые Всесоюзные испытания .безмоторных
летательных аппаратов». Среди участников
находился слушатель  Военно-Воздушной

-  академии В. Пышнов. На испытаниях. выяе-
нилось, что Ряд планеров, в том чиеле: и

планер Пышнова, при, казалось бы, влолне:
правильном расчете. рулей, не слушается
‘управления в момент разбега перед взлетом.

Вопреки существовавшим в то время теоре-

тическим нормам площадь рулей была зна-

чительно увеличена, и планеры начали 60-.

лее чувствительно реагировать на движение
рулями.
Кончились планерные испытания. На пу-

дневным явлением. Через неделю ‘в програм-  ти в Москву, в Харькове, участники испы-

му обучения летчиков школы был внесен

новый раздел — обязалельное освоение   известного,

шпора всеми летчиками-истребителями.
Гибель летчиков от. штопора в ‚ руеекой
авиации резко попыа на. убыль. ет
Однако ‘практическая победа ная штопо-
POM He означала и теоретической  поб6-
ды, Авиационные конструвлоры еще. долго
Не могли раскрыть сущности этого явления.
Создаваемые. ими новые, казалось бы более
совершенные, типы самолетов нередко. ока-
зывались вообще неспособными выйти из
иихнора, несмотря на всё искусство, летчи-
ков. Особенно. опасными оказались италь-
янские малины «Савойа» и немецкае са-
молеть: «Хейнкель».
Тебретически 0б’яснить причины возник
новения штопора и дать конструкторам ключ
в восстановлению управляемоети самолета
также выпало на долю русских ученых.
Пионером в этом явился’ «отец руеской
авиации» профессор Николай Егорович Жу-
ковекий. В 1906 году он иселедовал вопро-
вы авторотации, то-есть самовращения тел.
Используя работы Жуковекого, в 1918—
1919 гг. начал: заниматься изучением авто-
ротации самолета англичанин  Глауэрт. Ho
ни к каким выводам, которые можно было
бы использовать в практике самолетострее-
ния, он не пришел. Решение штопора было

таний были поражены сообщением о гибели.

летчика  Велдинга. © Camo-
лет «знаменитого» немецкого конетрукто-

ра Юнкерса, на котором летел Веллинг, не.

вышел из штолора. Участники испытаний
знали. что летчик Веллинг в совершенстве
владел техникой пилотирования, и им было
ясно, что катастрофа могла произойти толь-

RO Из-за серьезной онтибкй конструктора в.

расчете рулей, иначе Веллинг, бесспорно,
справилея бы co штопором. . :

Анализируя свой наблюдения на планер
ных испытаниях, В. Пышнов в течение трех
лет вел напряженную ‘научно-иселедова-.
тельскую работу над раскрытием“ явлений
игтопора, Эта работа увенчалась успехом. В
одюм из номеров журнала
воздушного флота» за 1927 rox появилась
его статья о штопоре, пролившая ‘яркий
свет на эту, до тех пор теоретически
HO раскрытую, область авиационной науки. .

Еще через два года, в марте. 1929 года,
Пышнов блестяще защитил на эту тему.
диссертацию, которая‘ была опубликована в
первом выпуске «Трудов Военно-Воздушной
зкадемии’ имени Н. Е. Жуковского» как
первая в мире работа, дающая понятие о
тех условиях, которым должно удовлетво-
рять упразление самолетом, чтобы обеспе-
чивать вывод его из штопора. На основе

Дайте, пожалуйста, жалобную книгу.

После консультации у кассира продав-

Бородулин. Дурная слава ходит о mom.

ГИ 34

ЕЕ ПИ ЕСС НЕЕ ИЕ

«Техника.

: „В магазине № 4

щица называет фамилию: `Селиверстова,
потом уже без консультации, но не без ко-
лебаний, она называет свою фамилию: 30-
рина.
Внезапно в‘магазине послышался гром
кий голос:
— Вы меня оскорбляете! Вы — спекуз
лянтка! Я твою рожу приметила! =
Оказывается, пришедшей заведующей по-
казали «компот из черники», который про-
дают у нее в магазине под видом варёнья. —
— Почему же я спекулянтка? Чем вы
докажете? — справедливо возмущается поз
‘купательница.
— A ‘чем докажете, что ‘я разбавила
варенье? — торжествующе гремит ‘Сели-.
верстова. x in
Мы удаляемся, удаляемся в надежде вер-
нуться в магазин № 4, когда Мурманский
военторг увеличит ассортимент товаров и
уменьшит грубость продавцов. А пока здесь.
все наюборот. :

Капитан Б. ДОВГАНЬ. ‹
Мл. лейтенант Д. ИЛЬИН,

обмените...»

— Зайдите сегодня и получите шанкуз

— Я уже пересмотрел все шапки, моего
размера нет, — отвечает офицер.

— А вы получите, какая есть, и обме-
нте на базаре на кеобходимый размер, — ^
советуют Чабанов и Кудрявцев. :

Понятно, что такая «находчивость»
хозяйственников вызывает справедливые
нарекания офицеров. Вто, как не сами хо-
зяйственники, обязан заняться обменом
имеющегося обмундирования малых разме-
ров на обмундирование подходящих разме-
ров? И делать это надо не на базаре, а на

складах.
А. ПОДТОПТАННЫЙ.

ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ

«Факты, указанные в письме, подтвер-
лились; Для улучшения ‘торгового обелу-.
живания открыты дополнительно 1 мага- ^
зин и 2 палатки, а также значительно
улучшился ассортимент товаров».

Дельцы  из промкомбината ~

которые присваиваются отдельными ловка-
чами. Подобные же «комбинации» тверят-
ся.и в подсобном хозяйстве комбината: °

Процветают грубость и неуважение к ра=
бочим п служащим.

— Вам темно работать? Так я вам сей-
чае. на стене лампочку нарисую... — острит
технический директор Бородулин, когда ему
мастера жалуются на недостаточное осве-
‚щение. Начальник цеха Пономарев систе-
een появляется на службе в пьяном
виде...

О всех этих безобразиях сообщила ре-
`дакции группа рабочих и служащих ком-
бината. Знал ли полковник Пащенко; в ве-
‚дении которого находится предприятие, 06
этих фактах? Безусловно, знал. Ему 0 них
хокладывали не раз. Но только после вме-
шательства редакции Пащенко занялся рас-
‘следованием злоупотреблений. На это ему
потребовалось два месяпа. Наконеп, т. Па-
щенко прислал ответ, в котором подтвержда=
ет, что «большинство фактов, изложенных
в письме, являются правильными. На с5-
вещаний работников промкомбината сде-
ланы выводы по недостаткам в работе ком-
бината... начальнику комбината сб’явлено
0 служебном несоответетзии».

Какие выводы? Что за выводы? Какие
конкретные меры приняты для устранения
безобразий? Ничего не известно. А когда
дело доходит до главных виновников, тон
т. Пащенко вдруг становится чрезвычайно
расплывчатым, и неопределенным: «Техно-
рук Бородулин и закройщик Пономоюев-
будут сняты с работы». Бухут?! Как ви-
дите, из большой тучи маленький дождь...

Не такого ответа можно было ожидать от
‘полковника Пашенко... В

Подполковник В. ШПИЛЕВИЧ.

ГЕороЗЕИЗЫН
тя

‘этой работы профессор Журавченко ра
ботал методику и в 1930 тоду свонетруиро-
вал специальный прибор для исследования
штопора. в аэродинамической. трубе, j
В 1934 году благодаря книге Пышнова
«Штопор самолета» теоретическое позна-
ние явления штопора становится всеобщим
достоянием. Этими работами советеких уче-,
HEIX до сих пор пользуются авиационные
‘конструкторы веего. мира: они легли в 96-.
нову современного’ учения о штопоре.
„Верные патриоты нашей Родины, прак»
тически и теоретически первыми в миро
победившие пгтопор, продолжают плодотвор-.
ную: деятельность на благо советского на-
рода. Константин Константинович Арцеу-
лов, которому исполняется скоро 60 лет,
естественно, уже не летает. Сейчас он, внук.
Айвазовского, видимо унаследовавший та-
лант своего знаменитого деда,  рабо-
TaeT как художник. Его о авиоцион-
‚ные панно можно видеть на стенах
Моековокого аэрохиммузея, его кисти приз
вадлежат. обложки ряда лучших советеких
журналов, его. ювелирные рисунки пером
украшают многие книги, преимущественно»
авиационные издания: Но убеленный седи-
нами летчик ке отрывается и от авиации,
У него бывает много молодых летчиков п
авиационных инженеров, которым он помо-
гает понять те или иные вопросы теорий и
практики авиации. Е
Бывкий” слушатель Военно-Воздушной `
академии‘ Владимир Сергеевич Пышнов —
сейчас ученый © мировым именем, дн —
профессор, заслуженный деятель науки и
техники, ° генерал-лейтенант  инжеёнерно-
авизционной службы, авторитет по ‘вопросам
управляемости ‘самолетов. OH неустанно
‚ работает над решением новых научных
проблем, помогая нашим конструкторам
создавать все ‘новые и новые замечатель-
ные советские самолеты,
` Имена этих победителей пиопора лол-
жны, наконец, войти ‘в учебники: наряду с
‘именами ‚других вылающихся деятелей;
завоевавитих для наштей отечественной anma-
ции ее славу передовой в мире.

« Подполковник Е, БУРЧЕ.