man

ne

’ марта 1948 г., воскресенье, № 56 (2850)

С ПАРТИЙНЫХ КОНФЕРЕ

`` КРАСНЫЙ ФЛОТ

НЦий,

Под знаком большевистской критики

И

Закончила свою работу 21-я партийная
конференция Балтийского флота, Делегаты
обсудили доклад тов. Зозули о задачах по-
литорганов и партийных организаций по
обеспечению передовой роли коммунистов в
боевой и политической подготовке и отчет
партийной комиссии флота.

Большевики Балтики подвергли глубо-
кому анализу деятельность политорганов и
партийных организаций флота в области
политического обеспечения боевой подго-
товки, укрепления воинской дисциплины и
идейного воспитания военных моряков. Как
докладчик, так и выступавшие в прениях
отмечали, что после перестройки партийной
работы в соответствии с условиями и зада-
чами мирного времени партийные организа-
ции флота усилили борьбу за примерность
коммунистов в боевой учебе и дисциплине,
стали конкретнее и лучше помогать коман-
дирам в воинском и политическом воспита-
НИИ ЛИЧНОГО состава.

На Балтийском флоте немало партийных
организаций сумело добиться авангардной
роли членов и кандидатов партии в. несе-
ний воинской службы, в выполнении тре-
бований уставов. На конференции, в‘ ча-
стности, ставилась в пример деятельность
партийной организации БЧ-У линейного
корабля «Октябрьская революция». Комму-
HUCTOB этого подразделения отличают вы-
вокал политическая сознательность, боль-
шевиотская активность, стремление добить-
ся лучших результатов в воинском обуче-
нии и воспитании матросов’ и старшин,
Не случайно пятая боевая часть лянейно-
To корабля считается лучшей в соединении,

На конференции приводилось много по-
добных примеров органической связи пар-
тийной работы с конкретными задачами бо-
евой подготовки. Однако результаты. достиг-
нутые в боевой и политической подготовке
Личного состава, ‘в организации службы на
кораблях и в частях флота, ни в коей мере
не могут удовлетворить большевиков Бал-
тики. Чтобы в текущем году полностью вы-
полнить стоящие перед ними залачи, полит-
органы и партийные организации должны
прежде всего преодолеть серьезные недо-
статки, тормозящие движение вперед.

Делегаты конференции подчеркивали,
что дальнейшее повышение боевой готов-
ности флота немыслимо без рептительного
усиления идеологической работы партийных
организаций. Они заявляли, что еще не все
партийные организации флота сделали не-
обходимые выводы из постановлений ЦК
ВЬП(б) по идеологическим. вопросам,

Резкой критике подвергли делегаты не-
дочеты в маркеистеко-ленинекой учебе’ ком-
мунистов. Политическая учеба офицеров во
многих случаях страдает формализмом, за-
нятия проходят на низком идейном уровне
и нередко срываются,

— У нд в базе, — заявил делегат
т. Николаев, — вот уже почти год, как пре-
кратилась политическая учеба в глуше
старше офицерского состава. Политотдел.
долго не обращал на это внимания и вдруг
решил в «пожарном порядке» наверстать
упущенное. Нам предложили изучить в те-
чение месяца не меньше двух глав «Крат-
вого курса истории ВКП(б)». Такая спешка,
приводит к тому, что товарищи просто не
успевают изучить весь материал, рекомен-
дуемый руководителем, и занятия по суще-
ству проходят формально.

Е сожалению, этот факт не единичен. На
конференции выяснилось, что многие по-
литорганы флота не проявляют должной за-
боты 06 улучшении марксистско-ленинской
подготовки офицерских кадров.

Делегат т. Казаков указывал на равно-
душное отношение политотдела и партийной
организации к офицерам, которые месяцами
не посещают занятий, не изучают теории.
Ox критиковал Политическое ‘управление
флота за плохую постановку и низкий илей-
ный уровень лекпионной пропаганды. ТУ
же мысль высказал и делегат т. Верхов-
кий, который отметил, что на качестве

ЕЕ ОВ

Года два, тому назад, вскоре после. окон-
чания войны. мне встретился за рубежом
один английский журналист, деятельно с0-
биравший по всей Европе сведения о «сча-
стливых семьях G интересной военной
судьбой», члены которых считали друг
друга погибшими и после этого вновь с0-
брались в полном составе у старого домаш-
него очага. В блокнотах журналиста уже
хранились записи о родителях, чудом вы-
рвавшихея из немецкого концлагеря и на-
шедших живыми и здоровыми сыновей,
смерть которых удостоверялась официаль-
ными справками. Была у него зафикеиро-
вана история мужа, выбравшегося с зато-
нувшей подводной лодки, и жены, которая
провела неделю замурованной в подвале
рухнувшего дома. Список «очастливых ©е-
Мей» пополнялея, однако, медленно, пото-
Му что семья, потерявшая кого-нибудь 34
тоды войны. уже не интересовала этого
журналиста. Он искренне огорчался, обна-
руживая подобный из’ян в чьей-нибудь
«интересной военной судьбе», но в общем
не унывал и неутомимо продолжал поиски
и расспросы.

Мне не была известна конечная цель
этого коллекционера счастливых случайно-
стей; Я не знаю и сейчае. выпустил-ли он
тде-нибудь сборник записанных им «сЧа»
стливых историй», который при всей своей
«документальности» и независимо: от наме-
рений автора неизбежно был бы одной из
самых живых книжек о войне,

Сейчас я вспомнил про того англичанина
просто потому, что познажомилея с семьей,
«военная судьба» которой. вполне соответ-
отвует строгим требованиям британского
журналиста и в то же время более’ поучи-
тельна, чем упомянутые выше истории.

Да, это действительно счастливая семья!
Йз четырех человек, входящих в нее, каж-
дый имел основания считать остальных
троих погиблими. И тем не менее все чет-
веро собрались, наконец, в своей прежней
квартире в доме № 19 на тихой улице
Критьяна Барона в Лиепае. Правда, сбор
несколько затянулся.

Счастье вернулось.

самок

‚От корреспондентов
«Красного Флота»

>

занятий отрицательно сказывается частая
смена руководителей семинаров. Отдел про-
паганды и агитации Политического управ-
ления флота, возглавляемый т. Ольштин-
оким, слабо реагирует на эти недостатки в
марксистеко-ленинекой подготовке офице-
ров.

Выступавшие товарищи правильно ука-

зывали, что пренебрежительное отношение
некоторых офицеров к повышению своего
идейного уровня ведет к срывам и прова-
лам в их работе, к превращению их в деляг-
крохоборов, Делегат т. Возный
конференции об офицере Варкове, который
не заботится о своем идейном росте, что
сказалось на его практической работе.
Большое внимание конференция уделила
состоянию политических занятий с матро-
сами и старшинами. За истекший гот поли-
тические занятия на флоте стали проходить
значительно лучше, чем прежде. Офицеры
добросовестно руководят политическими за-
нятиями, стараются всячески улучшать их
идейное содержание, увязывать их с
жизнью и конкретными задачами своего
подразделения. Однако не все политорганы

оказывают руководителям. занятий помощь,

учат их методике, передают опыт лучших.
Ряд политорганов, & также отдельные коман-
диры и руководители партийных организа-
ций ослабили контроль за политзанятиями.
Делегат т. Свистов. справедливо заметил,
что такое положение не может быть терпи-
мо. Он сказал:

— В нам в подразделение часто звонит
по телефону офицер Галичий, Он спраши-
вает обо всем: Kak поставлено материально-
техническое обеспечение, в каком гостоя-
нии техника? А вот о людях, об их полити-
ческой учебе он никогда не спросит. И не
случайно, что У нас часто отрывают: матро-
сов и старшин от политзанятий на всякие
хозяйственные работы, нередко срываются
И самые занятия. Политотдел же мирится с
этим.

Говоря © недостатках в руководстве по-
литическими занятиями, делегаты отмеча-
ли, в частности, что Политуправление фло-
та не всегда своевременно обеспечивает ру-
ководителей необходимыми пособиями и
литературой.

Многие выступления были посвящены
деятельности политшкол и кружков по изу-
чению истории ВЕП(б), Делегаты указы-
вали на то, что отдельные политорганы не
контролируют содержания занятий, не ру-
ководят подготовкой преподавателей, не
оказывают должной помощи слушателям в
их самостоятельной работе над материалом.
Плохо еще контролируют учебу коммуни-
CTOR B политшколах и кружках партийные
бюро; В партийных организациях редко об-
суждаются вопросы учебы‘ коммунистов.

Делегат т. Жаров в своем выступлении
обратил внимание на то, что обучение флот-
ской молодежи в школах учебного отряда
имеет очень серьезные недочеты. Молодежь
занимается ‘по учебникам, в которых игно-
рируется передовая. роль русских ученых в
мировой науке и технике, не показываются
достижения советеких ученых.

Вопросам изучения и пропаганды оталин-
ской военной науки, разоблачения буржу-
азных ‘военных теорий посвятил свое вы-
ступление делегат т. Деревянко.

— К изучению военного дела, — заявил
он. — мы должны подходить с партийных
позиций, воспитывать у наших офицеров
умение тщательно анализировать каждую
боевую операцию. которую мы изучаем на
наших занятиях. Необходимо широко раз-
вернуть пропаганду подвигов советских мо-
ряков в годы Великой Отечественной войны.
Это поможет воспитанию ‘у матросов’ совет-
ского патриотизма, воинской чести, стрем-
ления бережно хранить и умножать славные

Семья майора Мажарова

®

От специального корреспондента
«Красного Флота»

>

в эту квартиру намного позже, ‘чем умолк-
ли в Европе орудия. И тут одна из при»
чин, по которым 0б этой ‘семье стоит рас-
сказать.

же

Балтийский артиллерист-зенитчик п0-

литрук Федор Семенович Мажаров расстал-.

оя с женой Зинаидой Степановной и сыном
Славиком в конце мая 1941 года, отправ-
ляясь на курорт после болезни. 22 июня
эму вручили в санатории последнее дошед-
шее до него письмо из дому. Жена просила
не беспокоиться за нее, ожидавшую в это
время второго ребенка, уговаривала согла-
шаться на продление отпуска, ‘если врачи
Пайдут это необходимым, обещала встре-
тить мужа с новорожденной дочкой...

Когда Федор Семенович читал эти стро-
ки, Зинаида Мажарова вместе с другими
женами офицеров уже набивала пулемет-
ные ленты для моряков, занявших оборону
на подступах к городу. Федор Мажаров был
далеко и не успел вернуться в Лиепаю до
ев захвата врагом. Все, что ему удалось
узнать в ближайшие недели о судьбе жены
и сына, сводилось к двум, одинаково не-
утешительным, версиям: первая гласила,
что они сели на пароход, который затем
был потоплен немецкими самолетами; вто-
рая —— что они погибли от бомбежки на
пути к Риге.

На самом деле Мажарова и неоколько ее
подруг, мужья которых пали в первых бо-
ях, добрались тогда до Риги, но слишком
поздно: половина города уже была в руках
немцев. Женщины, сделавшие отчаянную
попытку перепразиться на друтой берег
Даугавы, где закреплялись советские вой-
ска, были схвачены гитлеровцами. Славик,
которому как раз в этот день исполнилось
есть лет, вместе с матерью оказался за
решеткой. В начале июля Зинаида Степа-

DUTHKN

рассказал.

боевые ‘традипин (Советской  Арули п
Военно- Морского Флота.

Конференция уделила 06060е внимание
вопросам борьбы за дальнейшее укрепление
воинской дисциплины. Делегат т. Коньков
указывал, что’ причиной нарушения устав-
ных требований и воинского порядка под-
ча6 является слабая политико-воспитатель-
ная работа партийных организаций с лич-
ным составом. Делегаты ‘тт. Терентьев,
Хинчин, Зубов и другие говорили, что неред-
KO имеют место извращения, дисциплинар-
ной практики, :

Недостаточное внимание было уделено
на, конференции вопросам партийного руко-
волства комсомольскими ‘организациями.
Между тем Ha некоторых кораблях и в
частях деятельность комсомольских органи-
заций не отвечает пред’являемым требова-
НИЯМ. Bia

Делегат т. Некрасов, рассказывая о ра-
боте. комоомольской организации своего
подразделения, резко критиковал инструк-
торов политоргана, которые при посещении
подразделения ограничиваются сбором раз-
личных сведений.

Никто из них, — говорил т. Некра-
сов, — не поинтересовался по-настоящему
жизнью нашего подразделения. запросами
и нуждами молодых воинов. А поинтересо-
ваться было чем. Взять хотя бы культурное
обслуживание молодежи. Оно поставлено из
рук вон плохо. Флотекий тватр и ансамбль—
редкие гости у нас. Журналы, предназна-

ченные для молодежи. часто не доходят к
нам. Новые кинофильмы не доставляются
В течение нескольких месяцев.

0 слабом партийном руководетве кохсо-
мольскими организациями подразделений
говорили делегаты тт. Иванов и Баташов.
Они указывали, в частности. на, то. что
отдел пропаганды и агитации Политуправ-
дения флота не организует лекций и локла-
дов для флотекой  молодежи.

На конференции выступил начальник
Политического управления Военно-Мореких
Сил генерал-майор: Муравьев. Он подчерк-
нул, что решения ПЕ ВКП(б) по вопросам
идеологической работы являются програм-
мой действий  флотских большевиков:
Подробно останавливаясь на, задачах полит-
органов и партортанизаций. вытекающих из
этих исторических решений, тов. Муравьев
призвал коммунистов усилить борьбу с
НИЗкоПоклонством перед иностранщиной,
решительно разоблачать буржуазные воен-
ные теории и их последователей, воспиты-
вать военных моряков в лухе сталинской
военной ‘идеологии и преданности велизим
идеям Ленина—Сталина. Большое ‘внимание
тов. Муравьев уделил в своей речи воспи-
танию молодых офицеров и матросов на
славных революционных и ‘боевых тради-
ЦИЯях;

“Тов. Муравьев обстоятельно гразобрал
причины основных недостатков политорга-
нови партийных организаций в областя
внутрипартийной работы.‹Он отметил, что
в воспитании коммунистов на Балтике еще
слабо используется метод большевистской
критики и самокритики, что коммунисты
недостаточно еще вовлекаются в активную
партийную и общественно-политическую
жизнь кораблей и частей флота. Некоторые
политорганы и парторганизации не прояв-
ляют должной заботы о воспитании моло-
дых коммунистов. Тов. Муравьев потребовал
добиваться высоких результатов в осущест-
влении любых мероприятий, проводимых
партийными организациями, охватывая пар-
тийной работой каждого коммуниста.

По доклалу тов. Зозули и отчету нартий-
ной комиссии флота конференция приняла
Тазвернутые решения. Тайным толосова-
нием избран новый состав партийной
комиссии флота.

С огромным под’емом партийная конфе-
ренция Балтийского флота приняла привет-
ствие великому вождю товарищу Сталину.

Подполковник В. КНЯЗЕВ,
Капитан И, ЦАРТ,

новна родила в тюрьме второго своего сы»
на, — Володю,

Сплошным кошмалюм были лля Зинаиды
Мажаровой следующие четыре года. Она
стойко переносила. собственные физические
страдания, но тревога за жизнь и судьбу
детей неотступно терзала душу.

Для маленького Володи скоро стало не-
хватать материнского молока: оказывался
голодный ‘тюремный режим. Мальчик прэ-
вращалея в обтянутый кожей скелетик и
от слабости переставал подавать голос.

— Мама, посмотри, Вова, кажется, уже
не дышит,— в ужасе шептал Славик.

Фаптистокие тюремщики глумились нал
страдающей матерью. Когда Мажарова про-
сила пищи для спасения ребенка, ее изби=
вали и.сажали в карцер. И если Вова вы=
Жил, то только потому, что»соседки по ка-
мере — такие же советские женщины и та-
кие же’ матери — делились с подругой! по-
следним куском.

Однажды тюрьму посетило какое-то He-
мецкое начальство.

— Почему здесь‘ дети? Это’ Secnopa-
док! — изрекло оно. заглянув в женскую
камеру, где, кроме двух сыновей Мажаро-
вой, было еще четверо мальчиков,

Через несколько дней всех мальчиков,
кроме самого маленького — Волохи, увели
неизвестно куда. На тревожные вопросы
0 сыновьях налзиратели отвечали матерям
пощечинами. Именно в это время подруги
заметили в темных волосах Мажаровой по-
явившуюся за одну ночь ‘белую ‘прядь.

Наконец Зинаида Степановна случайно
увидела сына во время прогулки в тюрем-
ном дворе. Прильнув к маленькому светло-
му патнышку на закратенном окне пол-
вального этажа; Славик подавал матери
знаки. Потом выяснилось, что там и 0ос-
тальные мальчики. Их поместили в отдель-
ную камеру, — так был наведен утодный
немецкому начальству «порядок».

Полтора. года немецкие власти не утру-
ждали себя пред’явлением каких-либо 0б-
винений схваченным ими женщинам, Па-
конец Зинаиду Степановну вызвали на

Свято! беречь
боевые.

традиции

ЧЕРНОМОРСКИЙ: ФЛОТ, 6 марта. По ини-
Циативе помощника начальника политотде-
ла по. комсомолу лейтенанта Каплунова в
Н-екой части проведен вечер встречи мо-
лодых матросов с участниками Великой Оте-
чественной войны.

Первым выступил мичман Долиновский.
Пятнадцать лет служит он на флоте. В го-
ды войны он плавал на торпедных катерах,
был участником набеговых операций на
Керчь и Новороссийск. Мичузн Холинов-
ский рассказал 0б этих операциях,

Внимательно ‘слушали собравшиеся вы:
ступление  главного старшины Мапа -— уча
сотника торпедирования  немецкого линейно-
го корабля «Тирпиц»: Он’ рассказал .0 том,
Kak подводная лодка ‘под ‘командованием
Героя Советского `боюза. Н. Тунина гатако-
вала немецкий линейный корабль; шедший
под, усиленной охраной. Беззаветная’ любовь
к Родине, коммунистической партии, к ве-
ликому вождю и учителю И. В. Сталину
вдохновляла моряков на подвиг,

От имени молодых бойцов на вечере вы-
ступил матрос Васильков. Он заверил коман-
дование и своих старших товарищей, что
молодые матросы будут крепить и множить
боевую славу, будут свято беречь славные
традиции части.

Сбор связистов

Н-СКАЯ БАЗА, 6 марта. (Корр. «Красно-
го Флота»). Закончилея трехдневный сбор
старшин-связистов Н-ской части, посвящен-
ный итогам боевой и политической” подго-
товки за 1947 тод и задачам на. предетоя-
щую летнюю кампанию.

° Офицеры Свириденко, Мирошниченко и
Каменский прочли для Участников: сбора He-
сколько лекций по вопросам связи. Главные
старшины Гринин, Бобров, Филатов, Нечаев
и другие поделились опытом своей работы.

Сборники ‘исторических
документов

‚ ТЕНИНГРАД, 6 марта. (Корр. «Красного
Флота»). Коллектив научных. сотрудкиков
Центрального государственного военно-мор-
ского архива составляет ряд документаль-
ных сборников. Закончен сборник, докумен-
тов о ледовом походе Балтийского флота.

Подбираются материалы для сборников
«Военные моряки в борьбе за власть Сове-
тов и за строительство социалистического

флота», «Моряки русского флота — творцы.

минного оружия», о деятельности. русских
флотоводцев — адмиралов Макарова и Ла-
зарева,

Спортивные успехи
курсантов.

На-днях курсанты Военно-морского ‘ин-
Жженерного училища имени Дзержинского
провели лыжный поход из Ленинграда в Вы-
борг. Весь маршрут длиной в 150 километ-
ров лыжники прошли за 15 с половиной хо-
довых часов.

`В специальном приказе начальник учи-
лища отметил организатора и участников
похода. Курсанты Бойцов, Шалин, Кулр-
ницкий и другие награждены ценными по-
дарками, :

a woe

Недавно состоялись стрелковые соревно-
вания частей Ленинградского гарнизона, в
которых приняла участие команда училища
В составе курсантов Башкирова, Пешкура,
Макавеева, Добрякова и Королева.

В стрельбе из боевой винтовки на 300
метров команда училища заняла третье ме-
сто среди частей Ленинградского гарнизона.

За личные достижения по стрельбе из пи-
столета инженер-капитан-лейтенант Сычев
награжден грамотой.

первый топрое и тут же потребовали под-
писать заготовленные заранее «показания»
9 ее «коммунистической деятельности ‘про-
тив германских вооруженных сил». Мажа-
рова отказалась. Утрозы не помогли. Тотда,
отняв Володю, ее бросили на две недели в
темную камеру без нар, где обычно содер-
жались ожидающие казни. =

Вдоволь поглумившись над своими жерт-
вами, тюремщики передали всю группу
женщин в концлагерь Сатстиле. Никто из
женщин тогда не знал, где находятся их де-
ти. Трудно передать, каких усилий стоило
Зинаиде Степановне дознаться, что  стар-
ший ее сын отправлен в приют в Талси,
& младший — в детский дом в Майори. И
сколько находчивости, изобретательности,
упорства потребовалось ‘затем, чтобы с00б-
ЩИТЬ ЭТО оставитимся на свободе знакомым.
Зинаиду Степановну ужасала мысль, что
В случае ее смерти. — а этого можно было
‘ожидать в лагере каждый день,— дети
после освобождения Латвии не найдут ни
отца, если он жив, ни друг друга,

1 мая 1944 года Зинаиду Мажарову и
группу ее подруг вывели ко ву за лаге-
рем, где производились расстрелы, Потом
выяснилось, что комендант просто хотел
лишний раз поглумиться над ними в день
первомайского праздника. «Все равно рус-
ских не увидите! — заявил он после того,
как поставленным у рва женщинам было,
наконец, сказано, что сегодня их еще не бу-
дут убивать. — Если не успею вас расстре-
лять, взорву с бараками!».

Их все-таки не расстреляли, когда Co-
вотская Армия подошла к Прибалтике, а
увезли в Германию: атонизирующая гитле-
ровекая империя испытывала слишком
большой недостаток в рабочей силе. Зинаи»
де Мажаровой суждено еще было пройти
через Равенебрук и Бельциг — страшные
места, где людей, согнанных со всех кон-
цов Европы, доводили до полного изнемо-

3 ac Ji VY 24 eH a bI й =

авторитет *=-

В учебном отряде немало хороших пре-
подавателей, имеющих многолетний опыт
педагогической работы. Но когда речь
заходит о лучшем из лучших, командир
отряда называет старшего лейтенанта
Михаила Макаровича Сидоренко.

— Некоторые преподаватели, — говорит
вомандяр  отряда,— ограничивают свою
роль лишь чтением лекций по специально-
сти, опгибочно считая, что воспитание ма-
‘тросов — дело строевых начальников. По-
иному подходит к этому офицер Сидоренко.
Он умело сочетает обучение с воспитанием
матросов.

Старший лейтенант Сидоренко препода-
ет устройство корабля в сменах трюмных.

юсударотвенных экзаменах ученики
этих смен нвизменно получают высокие
оценки. На последних выпусках’ полавляю-
щее большинство ‘матросов закончило учебу
специалистами первого и второго разрядов.

Высокой подготовки специалистов офи-
цер Сидоренко добился правильной орга-
низацией учебного процесса, неустанным
повышением своей педатогичеекой квали-.
  фикации. Два года назад он прочел свою

первую пробную лекцию. Присутетвовав-

шие на ней преподаватели единодупно от-

метили глубокое знание молодым препода-’

вателем  малериала,
правильно вести урок.

Двенадцать лет” назад Михаил Сидо-
  ренко © отличием закончил этот же учеб-

ный отряд, плавал на корабле, затем как
лучший специалист был назначен инотрук-
тором той же смены, в которой раньше
учился. Через год он’ был уже старшим
инотруктором.

В годы Великой Отечественной войны
т. Сидоренко был на фронте. В грозные дни
обороны Ленинграда он сражался в Mop-
ской пехоте, был‘ командиром взвода, по-
том-—роты, В боях был дважды ранен. Пос-
ле второго ранения Сидоренко, получив-
ий на войне ‘офицерское звание, вернул:
ся в учебный отряд.

Четыре года он командовал подравлеле-
‘нием, упорно готовясь к педаготической
деятельности.

Высокая оценка, данная пробному уро-
ку, не успокоила Сидоренко. дн больше при-
слушивалея к критическим замечаниям,
чем к похвалам. Советы опытных препода-
вателей молодой педагог стал вводить в
практиву на первых же уроках.

Офицер Сидоренко постоянно контроли-
рует и направляет работу молодого ин-
труктора смены старшего матроса Дмит-
риева. Он каждый раз внимательно знако-

МИЯ © его конопектами и допускает Е
занятиям лийть тогда, когда убедится, что
молодой инструктор хорошо подготовился к
их проведению. -

аботясь о росте своего педагогического
Мастерства, старший лейтенант Сидоренко

умение методически

часто посещал занятия, проводимые опыте
ным преподавателем Шубиным, заимствуя
все ценное в его методике обучения. Серь-
езное внимание старший лейтенант уделя»
ет расширению своего военно-морского кру-
тозора. Помимо изучения покументов 00
опыте Отечественной войны он пополняет
свой знания на летних стажировках, чер-
пая из бесед с офицерами, старииинами и
матросами большой фактический материал,
который затем широко использует в обу-
чении матросов. р

Высокой успеваемости в своих сменах
преподаватель Сидоренко помимо всего _до-
бивается путем хорошей организации pe-
черних самостоятельных занятий учеников,

В своей работе по обучению и востита>
нию матросов преподаватель  билоренко
опирается на помощь комсомольской  орта=
низации. Он присутствует почти на каж-
дом Комсомольском собрании, выступает. о
докладами. На одном из собраний, напри-
мер, он сделал доклад об авангардной роли
комсомольцев в учебе и дисциплине, Отме-
тив, что наряду с передовиками учебы B
смене есть и отстающие, преподаватель по-
рекомендовал организовать им помощь.
А когда такая помощь была организована,
офицер Сидоренко не пустил это дело на
самотек; важно было, чтобы под видом ее
не проявлялась вредная опека. Поэтому ou
провел. несколько . бесед с передовиками
учебы о том, как организовать работу с
отстающими.

Много времени преподаватель Сидоренко
уделяет воспитанию у молодых моряков
любви к своей специальности. Узнав, что
среди некоторых матросов существует мне=
ние, будто специальность трюмного менев
важна в сравнении с торпедистами, комен-
порами и мотористами, преподаватель про-
вел.ряд бесед о важности работы трюмно-
го на корабле. Яркими и содержательными
рассказами, изобиловавшими многочислен-
ными примерами, он сумел увлечь моло-
дежь и доказать ей важность специальное
сти трюмного.

Офицера Сидоренко часто можно видеть
в матросских кубриках за беседой на са-
мые различные темы внутриполитической
жизни нашей Родины и бобытий за рубе-
жом.

Большим, заслуженным авторитетом
пользуется преподаватель Сидоренко среди
личного состава учебного отряда. Недавно
он получил письмо от своего воспитанника
матроса Гевлича, который ныне служит на
одном из кораблей Черноморского флота.
«Сердечное спасибо вам, товарице старпий
лейтенант, — говорится в письме — за то,
что вы не только обучили меня спепиаль-
ности, но привили любовь к службе. Я и
мои товарищи часто вспоминаем о вас».

Таких писем офицер Сидоренко получает
немало. о. С
Е. СЦЕПУРО. `

`` Чавести` ‘порядок

B Доме офицеров, которым ‘руководит
майор Жебровский, работа идет кое-как.
Планы составляются, но выполняются не
всегда. Особенно ‘запущена военная. пропа-
ганда. Нередко в течение двух-трех меся-
цев He бывает ни одной лекции по военным
вопросам.

Начальник политотдела ставит свою ут-
верждающую подпись ‘на планах работы
Дома офицеров, но ‘не замечает‘ при ‘этом,
что многие весьма важные вопросы работы
с офицерами упушены. Не контролирует на-
чальник политотдела и выполнение плана.
А между тем намечаемые мероприятия часто
срываются. С этим свыклись. Так как на-
чальник Дома офицеров заранее знает, что
многое из намеченного не будет выполнено,
он и не посылает план работы Лома, офице-
ров на корабли и в части.

Мы спрашивали у многих офицеров их
мнение о вечерах отдыха, которые, время от
времени организует Дом офицеров. Ответы
были единодущными: программы вечеров
‘отдыха настолько непривлекательны, что
ходить не хочется; покажут какой-нибудь
старый фильм; и этим исчерпывается вся

ЕСЛИ

Поддержка подруг и мысль о сыновьях
давали Мажаровой силы не упасть тогда;
когда упасть означало быть пристреленной
на месте или отправиться в газовую камеру.
С мыслью о детях и ради них онаи её
подруга Евдокия Сердюкова бежали, нако-
нец, из лагеря, когда заключенных угоняли
от приближавшегося фронта.

Рискованный побег удался. А через два
дня женщины встретились 6 советскими
бойцами. Это’ произошло 4 мая. Три недели
спустя Мажарова и Сердюкова были уже
в Лиепае.

Дона Зинаиду Степановну встретил...
Славик. Он тоже совершил побег, когда
немцы вывозили детекий дом в Германию
через Лиепаю, и нашел приют у сосёдки-
латышки, которая полгода прятала у себя
сына русского офицера. Е
_ Минуло еще несколько недель, и в дом
№ 19 на улице Кришьяна Барона вошел
капитан в пропыленной шинели. Медлен-
но-медленно поднялся он на второй этаж,
как человок, который знает, что каждая
ступенька приближает крушение светлой
надежды, но покидавшей его долгие годы.
На площадке перед дверью третьей квар-
тиры он остановился на мгновение и потом
рептительно нажал кнопку звонка.

Дверь распахнулась...

— Зина! Встречай мужа! — закричала,
Евдокия Сердюкова, жившая у Мажаровой.

Со странным ощущением, будто он вот-
вот должен проснуться и боясь этого про-
буждения, которое, как ему казалось, сра-
зу обнаружит, какую-то ошибку и развеет
нахлынувшую Ha него невозможную ра-
дость, Федор. Семенович неуверенно шагнул
в переднюю. Но. живая Зина уже. бросилась
ему навстречу. И капитан Мажаров. приз
тотовившийся минуту назад мужественно
вотретить самое худшее, как встречал. он
все эти годы смертельную опасноеть, за-
рыдал от счастья, целуя зинины молодые

жения непосильным трудом, а не способных седины,

больше к труду строем отправляли в кре-
маторий.

Жены балтийских офицеров, лержавшие-
ся вместе еще с отхода из Лиепаи, не па-
дали духом и в этом аду. Все понимали,
что терпеть осталось уже недолго: близкий
крах Германии чувствовался даже за ла-
терной проволокой.

e 8 &

Я не сомневаюсь, что упомянутый выпте
английский журналист, окажись он при
этой встрече или узнай он случайно о ней,
преисполнилея бы искренней симпатии к
супругам Мажаровым и, умилившись, за-
хотел бы включить их историю в свою
коллекцию «очастливых военных судеб»,

SSS PR Be ee

6 Home офицеров.
  художественная часть. Есть картины, ко-
торые демонстрировались до... 20 раз!

Нет внимания и к художественной само-
деятельности. В свое время здесь существо-
вал драматический коллектив, но вот уже
полгода он не работает из-за отсутствия
руководителя. Бонечно, можно был бы
найти среди офицеров в членов ‘их семей
организаторов и руководителей самодеятель-
ности, но работники Дома офицеров даже
не пытались это сделать: Pah UOC

На сцену Дома офицеров просачиваются
халтура, пошлость,—мы имеем в виду один
из концертов, на котором конферансье по-
зволял ‘себе «путкя», которые ничем дру-
тим, как пошлятиной, назвать нельзя.

Негде ‘работать кружкам. Несколько ком-
нат занято’ под-квартиры:

Несмотря на протесты начальника парт-
кабинета, лекционный зал лолгое время ис-
пользовался для танцев.

‘Пора политотделу всерьез заняться рабо-
той Дома офицеров, навести: там должный
порядок, сделать его: подлинным центром
культурно-просветительной работые-в: базе.

ла ВОЛОДИН,

Но при уточнении относящихея к делу об-
стоятельств ему пришлось бы 60 столь же
искренним огорчением отказаться от этого
намерения, обнаружив, что данная история
не подходит под его правила, ибо не извест-
на еще судьба Володи, младшего сына.

Да, в те дни о Володе было известно
лить то,’ Что детекий дом, в котором он
содержался, вывезен немцами из Риги ку-
да-то в Германию. Советокие офицеры. евя-
зи безрезультатно искали Володю по всей
Европе. На след этого мальчика и большой
труппы других советоких ребят, насильно
посаженных вместе с ним на немецкий па-
роход, в том числе сыновей сослуживцев
Мажарова — павших в боях балтийских
артиллеристов Сердюкова, — Мухамедова,
Рахвалова и подводника Гуртового,— ни-
как не удавалось напасть,

Первую весточку принесла в начале
1947 года вырвавшаяся из английской
оккупационной зоны’ рижанка Ирена Фи-
липпова. Она сообщила; что детский дом
из Майори после долгих странствований по
Германии осел где-то под Любеком, в бри-
танской зоне, и находится ныне под конт-
ролем британского Красного Ёреста. Ирена
Филиппова хоропо помнила многих. восли-
танников и среди них Юрика Сердюкова,
Колю Гуртового. Володю Мажафрова....

Взволнованные этим известием. Федор
Семенович и Зинаида Степановна в тот же
вечер написали письмо в Москву с просьбой
помочь в возвращении им сына. Ответ, при-
шедший через несколько дней, гласил, что
местопребывание мальчика сообщено совет»
ским органам репатриации, которые полу-
чили указание принять срочные меры для
возвращения Володи Мажарова на Родину.

В доме № 19 по улице Врипьяна, Баро-
на, в той самой квартире, где тесть лет
назад все было готово к появлению. Вовы
на овет, стали готовиться к его приезду.
Поставили ему кроватку, покупали игруш-
ки... Родители, возмутившиеся в перзый
момент тем. что британские власти ничего
ие давали знать о советоком мальчике. на-
ходящемся в их руках уже почти два, года,
на радостях тотовы были об’яенить все
каким-нибудь недоразумением. --...—...

(Окончание на 4-Й стр.). _ _