Посетители у моделей-корвета «Витязь», каравеллы Колумба и яхты «Пнонер»—
работы капитана 1 ранга С. Ф, Юрьева.

*

Фото Я. Янова.

*

Выставка. моделей.
капитана 1 раша С. Ф. Юрьева

ЛЕНИНГРАД, 10 марта. (По телефону от
корр. «Красного‘ Флота»). В Центральном
военно-морском музее открылась выставка
моделей кораблей. Эта выставка подытожи-
вает 25-летний творчебкий путь известного
моделиста капитана 1 ранга С. Ф. Юрьева.
Экспонаты ее красноречиво свидетельству-
от о большом таланте С, Ф. Юрьева, ¢ TOH-
чайшим мастерством выполнившего ‘не-
сколько десятков моделей различных © ko-
раблей отечественного флота.   \

На ряде кораблей, миниатюрные копии
которых представлены на выставке, С. ©.
Юрьев проходил службу. Такова искусно
выполненная из слоновой кости модель-го-
рельеф корабля «Воровский», на котором
тов. Юрьев в 1924 году совершил дальнее
плавание. экспонируется модель-горельеф
канонерской лодки «Красное Знамя», кото-
рой tos. Юрьев командовал в 1927—
1930 гг. Внимание посетителей привлекает
модель ‘клипера «Опричник», сделанная
тов. Юрьевым два года назад. i
.. Ranuran 1 paura C. ©. Wpses ne только
большой _ мастер-художник, он историк
флота. Вее вто модели отличаются стротой.
исторической достоверностью. На выставке
представлена выполненная из кости и че-
репахи модель корабля ХУ-—ХУР веков. Она
поражает тонкостью отделки мельчайших
деталей. Весь рангоут, реи, мачты, бушприт
сделаны из слоновой кости. Прежде чем
приступить к изтотовлению этой модели,
тов. Юрьев почти два тода знакомилея ©
материалами в музеях, архивах, библио-
теках. По старинным гравюрам, рисункам,
манускриптам он восстановил: подлинный
облик корабля того. времени,

С. болышим интересом Носетители осма-
тривают модель корвета «Витязь». Ее исто-
рия весьма любопытна. В 1886—1889 гг.
«Витязь» под командой капитана 1 ранга
С. 0. Макарова совершил крутосветное пла-
вание, во время которого были проведены
выдающиеся научные работы. Будучи в
Японии; Макаров. заказал ‘местному масте-

фу художественных изделий Эзаки модель
корвета. Впоследствии эта модель попала в
Военно-морской музей. Сейчас, она’ стоит
рядом с той, которую изготовил в прошлом
тоду С. Ф. Юрьев. Тут же фотография
подлинного корвета «Витязь», При еравне-
нии ве с моделью Эзаки нетрудно заметить
крупные ошибки, допущенные японеким
мастером, Абсолютно точную модель «Ви-
тязя» блестяще’ выполнил Ф. Юрьев.
Среди многочисленных экспонатов вы-
ставки — модель канонерской лодки Волж-
ской флотилий «Ваня коммунист», участво-
вавшей под командованием героя граждан-
ской войны Маркина в боях против
белогвардейцев, модель баржи Волжской
флотилии, вооруженной морской артилле-
рией. Представлены также  модель-го-
рельеф транспорта «Ветер» ‘и ледокола
«Й. Сталин», модель морского катерагохот-
ника и другие. Внимание посетителей при-
влекает модель-горельеф крейсера «Валяг»
— первая послевоенная работа (С. Ф. Юрь-
ева. Во всех экюпонатах отчетливо видно вы.
сокое умение автора с исключительной точ-
ностью перелавать в миниатюре все дета-
ли корабельного вооружения.   eae
Выставлены, для обозрения образцы ма-
териалов и инструментов, употребляемых
тов. Юрьевым при изготовлении моделей.
Тут же размещены печатные труды
С. Ф. Юрьева и книги, изданные под его
редакцией. (Среди экспонируемых работ —
две новые, уже подготовленные к печати:
«Материалы для’ хрестоматий по истории
медицинской службы флота» и «Медицин-
ская служба русского флота в ХУШ-ХХ
столетиях». р
Выставка пользуется большим уснехом.
Посетители ее ‘высказывают пожелание,
чтобы старый моряк С. Ф. Юрьев передал
свой огромный опыт ‘молодежи, чтобы он
создал модели кораблей Советского Военно-
Морского Флота, отличившихся в боях в
годы Великой Отечественной войны.
Старший лейтенант Н. БАДЕЕВ.

`

é

Новые. правила технической эксплоатации

‘торговых судов.

Министерством морского флота CCCP
приняты новые правила технической
эксплоатации судов, а также обслуживания
двигателей, радиоустановок, электрообору-
дования и всех других видов сложной будо-
вой техники. Новые правила вводятся в
действие с 1 мая. Они подлежат обязатель-
ному изучению всеми работниками мореко-
го флота, деятельность которых связана ©

технической эксплоатацией или ремонтом
судов и судовых установок.

Для проверки знания правил должност-
ными лицами пароходств, командным и ря-
девым составом торгового флота будут про-
ведены! экзамены. В дальнейшем они будут
проходить ежегодно.

Новые правила включаются в программы
учебных заведений морского флота.

isa eee ee eee ee eee eee ВИ Я

————

K

11 марта 1948 г., четверг, №
= ene

Заседание Законодательного: Национального ©»
‘собрания ‘Чехословакии.

ПРАГА, 10 марта. (ТАСС). Сегодня от-
крылось заседание Законодательного На-,
ционального собрания Чехословакии,“ нё
котором с заявлением 0 программе допол-
ненного ‘и ‘реорганизованного ‘правитель-
ства Национального ‘ фронта. ‘выступил
премьер-министр ТГотвальд. В`зале присут-
ствовали депутаты: от. всех ‚политических
партий, представленных в парламенте,. за
исключением небольшой группы депутатов,
которые, несмотря на разосланные им при-
тлашения президиумом Законодательного
Национального собрания, не’ явились на
заседание. В зале, кроме многочисленных
гостей, присутствовали члены дипломати-
ческого корпуса и много инобтранных. и
чехословацких журналиетов. Открывая за-
седание, председатель Законодательного На-
ционального собрания Давид о предоставил
слово для оглашения’ правительственного
сообщения о смерти министра иностранных
дел Масарика министру внутренних jel
Носеку. Члены парламента почтили вста-
ванием память Яна Масарика.

После Б-минутного перерыва, об’явлен-
ного председателем Законодательного На-
ционального собрания, слово было предо-
ставлено премьер-министру  Готвальду,
встреченному долго не смолкавшими апло-
диементами.

- Тотвальд подробно проанализировал при-
чины недавно возникшего правительетвен-
ного кризиса и доложил о демократических
путях преодоления этого кризиса.

Как известно, в результате национально-
освободительной борьбы и освобождения
Чехословакии от немецко-фапеистских за-
хватчиков, сказал Готвальд, бывшие реак-
UHOHHBIC: правящие круги, предавшие свою
родину и сотрудничавиие. в немецкими
оккупантами, быши лишены своей преж-
ней экономической и политической власти.
После освобождения Советской Армией на-
шей страны ‘были. национализированы
крупная промышленность и банки. В на-
шей народно-демократическей республике
начал претворяться в жизнь принцип, по
которому вся власть в государстве принац-
лежит народу. Несмотря на демократиче-
‘екие и экономические преобразования, про-
веденные в стране, в руках частного” капи-
тала остались значительные экономические
позиции. Эти позиции реакционные эле-
менты использовали в своих целях для
борьбы против народно-демократического
режима. Не секрет; что’ у нас появились
новые миллионеры и. эксплоататоры. Из-
вестно, что у нас были сохранены за быв-
шими правящими классами все’ граждан-
ские и политические права. Известно так-
же, что многие. коллаборапиониеты и пре-
‘датели по вине органов юстиции остались
безнаказанными и, больше того, они полу-
чили возможность проникнуть в некоторые.
политические партии. Реакционные  эле-
менты воспользовались веем этим и на-

‘правили своих агентов_в некоторые поли-

тические партии. Эти элементы не только
вошли в ряды этих. партий, но и заняли
там руководящие посты. Некоторые партии
прежнего Национального фронта в прави-
тельстве и в парламенте, а также в других
органах власти целиком ‘представляли по-
литику бывших каниталистических господ-
ствующих классов. Дело, нахонец, лолью ‘до
того, что реакционные‘ элементы организо-
вали заговор против республики с целью
свержения нового демократического строя.
Но наш народ еразу разгадал коварный за-
мысел реакции, который скрывался 3a
правительственным кризисом. ‘Народ не
только разгадал. замыслы: реакции, но и
дал сокрушительный отпор проиекам реак-
ционеров,  стремившихея лишить народ

всех его демократических завоеваний. Нз-
род единодушно потребовал изгнания ‘из
правительства всех предателей народа и

EEL ЕЕ ee

Внутриполитическое положение в Японии.

Японское правительство, возглавляемое

правым социалистом Катаяма Тецу, 10 фев-
pais ушло в отставку. Новым премьером
нижняя палата избрала лидера демократи-
ческой партии Асида.
„ Правительство Катаяма пришло к власти
восемь месяцев назад, после того как пред-
шествовавшие ему правительства Силехара
и Иосила разоблачили. себя в глазах народа
как атенты японского. монополистического
капитала, проводившие политику саботажз
восстановления народного ^ хозяйства в
дальнейшего ухудшения положения трудя-
шихея ‘масе. Многочисленные рабочие 3a-
бастовки и грандиозные ‘антиправитель-
ственные демонстрации, возникшие в ответ
на эту. реакционную политику, иснугали
японские господствующие классы и выну-
дили их пойти на некоторые уступки.

В коалиционное правительство  Катаяма
наряду с правыми сопиалистами „входили
члены реакционной демократической  пар-
тии, возглавляемой Асида, занимавшим в
кабинете Катаяма пост министра иностран-
ных дел. Демократическая партия, так же
как и находившаяся в опнозиции к прави-
тельству Ватаяма либеральная партия, воз-
главляемая бывшим премьером  Иосида,
является партией японского монополисти-
ческого капитала. Лидер этой партии Аси-
да, однако, решил принять участие в ка-
бинете Ватаяма и сотрудничать с правыми
социалистами в интересах японского круп-
ного капитала.

Японские рабочие и крестьяне голосо-
вали на парламентских выборах в апреле
1947 года за кандидатов социалистической
партии, поверив ее обещаниям провести со-
циалистическую программу в елучае при-
хода к власти. Эти обещания, однако, ока-
залиеь ложными. Еще перед приходом пра-
вительства Ватаяма к. властн между социа-
листической партией, с одной стороны,
демократической, либеральной и мелкобур-
‚жуззной партией. народного.” сотрудниче-.
ства — с другой, было заключено четырех-
партийное соглашение об отказе’ социали-.
стической партии от проведения социали-
стической политики, в случае если Батая-

Издатель: МИНИСТЕРСТВО
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР.

Г 92558.

ма возглавит кабинет. Хотя либеральная

‚ Партия отказалась участвовать в прави-

тельстве Иосида, социалисты свято продол-
Hain соблюдать четырехнартийное согла-
шение. Это было им нетрудно сделать, ибо
социалисты никогда и не помышляли 0
действительном ‘проведении в жизнь социа-
листической  программы.

Политика правительства Катаяма фавти-
чески ничем не отличалась от политики
открыто реакционных буржуазно-помещичь-
их правительств Сидехара и Иосида. Пра-
вые социалисты, стоя у влаети, преданно
защищали интересы японского монополи-
стического капитала, предавая кровные
интересы рабочих и крестьян. Они веро-
ломно нарушили все свои обещания, дан-
ные ими народу на выборах 1947 года.

При правительстве Катаяма попрежнему
продолжалея застой в янонской  промыш-
ленности, усилилась инфляция, еше выше
вскочили цены, процветали спекуляция и
черный рынок. Правые социалисты; буду-
чи у власти, палец © палец не ударили,
чтобы хотя на шаг продвинуть земельную
реформу, ограничить произвол. помещиков,
мешающих проведению этой реформы. Они
не только не одвинули с места вопрос о
ликвидации дзайбацу (крупных  монопо-

„лий), но и че боролись. против экономиче-
ского и политического всесилия этих моно-

moat, ‘

Экономическое положение японских ра-
бочих, зарплату которых правительство Ка-
таяма блокировало на чрезвычайно низком
`уровне, еще более ухудшилось. У крестьян
правительственные агенты с помощью аме-

`риканеких солдат забирали последние KpQ-

хи риса. Вместо того чтобы поддержать ра-
`бочих в их справедливых требованиях к
`предпринимателям, правительство  Катая-
ма фактически запретило забастовки. Пра-
вые социалисты взяли куре. на раскол ра-
бочего и крестьянокого движения. В то вре-
мя как рабочие и крестьянские массы. ока-
зывали большое доверие японекой комму-
нистической партии, выбирая коммунистов
`в. правления профессиональных и кресть-

АЛРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Большой Козловский пе
К 2-05-90; отдел авиании — К 9-05-90; отдел вмузов — К 0-06-80, доб. 1-31;
пропаганды — К 0-26-80, доб. 1-27; отдел культуры — К 2-09-0

янеких союзов, правые социалисты, в том
числе и сам премьер Ватаяма, активно
ВЕЛЮЧИЛИСЬ В антикоммуниотическую кам-
панию, ведущуюся американскими и япон-
CRUMH реакционерами.

За восемь месяцев своего пребывания у
власти правительство Катаяма окончатель-
HO дискредитировало себя в глазах ятон-
ских трудящихся масс. Послелние разоча-
ровались как в правительстве Катаяма, так
и в правых лидерах социалистической пар-
тии. Состоявшийся 21 декабря 1947 года
митинг двухсот тысяч рабочих под руковод-
ством Вееяпонокого совета профсоюзов ра-
бочих связи в своей резолюции открыю за-
явил, что «правительство, возглавляемое
социалистом Катаяма, совершенно не про-
водило социалистической политики и He
оправдало горячих надежд рабочего клас-
са. С приходом правительства Катаяма ра-
бочие ожидали, что социалистическая пар-
тия ‘будет осуществлять свою публично
обещанную политику, и готовы были ока-
зать поддержку правительству Катаяма при
условии проведения им социалистической
программы. Однако политика  правитель-
етва вызвала у рабочих горькое разочато-
вание...». :

Разочарование и недовольство. охватив-
шие японеких рабочих и крестьян, способ-
ствовали их политическому полевению. Это
получило свое отражение и в’сзмюй социа-
листической партии. Борьба между правым
ий левым крылом сильно’ обострилась. В’ то
время как лидеры партии правели,, рядо-
вые члены ее левели. °

На состоявшемея в январе 1948 года
с’езде японской социалистической партии
большинством голосов’ была принята резо-
Люция 06 отмене вышеуказанного  ‘четы-
рехпартийного соглашения, заключенного
межту социалистической партией и  бур-
жуазно-помещичьими. партиями С’езд при-
пял также резолюцию о прекращении вы-
платы процентов по военным займам, обли-
гации которых находятся главным образом
в руках крупных монополий,

Японская реакция осталась недовольна
левыми настроениями, обнаружившимиея

Программное ‚выступлени

ЕЕ ИКБ, a ee oe

р., дом 6. Телефоны; для справок — К 2-09-67; отв
; Отдел партийной п комсомольской жизни — К 9-09-09

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

заявил, что в правительство могут войти
только люди, целиком преданные демокра-
тической реепублике. Народ потребовал
также, ‘чтобы в правительство вошли
предетавители профсоюзных организации.
В результате всего’ этого ‚было создано’ но-
вое. правительство, правительетво. возро-
жденного Национального фронта, предетав-
ляющего собой союз рабочих, крестьян,
ремесленников и интеллигенции.

‚ Пополнение и реорганизация правитель-
ства, продолжал Готвальд, было проведено
в полном соответотвии в конституцией, с
принципами демократии м парламентаризма.
Президент республики, как это предусмат-
ривает конституция, принял отставку ми-
нистров, заявивших 0 своем выходе из
правительства, и утвердил новых членов
правитёльства, вместо ушедших в отстав-
ку. Как гласит наша конституция, каждое
правительство, в том числе и теперенгнее’
правительство, должно опираться на дове-
рие парламента. 06 этом доверии и просит
наше правительство, правительство возро-
жденного Национального фронта. Я уверен,
что огромное. большинство членов Законо-
дательного Национального собрания окажет
полное доверие нашему правительству.
(Бурные аплодисменты),

Необходимо, сказал далее Готвальд, ска-
зать несколько слов по адресу некоторых
иностранных и внутренних «адвокатов»,
выступающих в.защиту чехословацкой кон-
ституций, по адресу тех, кто на все голоса
кричит о том, что якобы у нас нарушена
конституция. Позвольте мне спросить, где
эти господа были тогда, когда в 1938 году
разыгралась мюнхенская: трагедия? Что 0з-
начал Мюнхен е точки зрения чехословац-
кой конституции? Он означал беепримерное
нарушение чехословацкой конституции, сме-
шение ‘ее с грязью. Вто же из нынешних
«гдвокатов» выступил тогда в защиту Че-
хословацкой республики? Никто:

Переходя к положениям программы пра-
вительетва  возрожденного Национального
фронта, Готвальд указал, что эта программа
COCTOUT из трех основных чаетей: 1. Прави-
тельство считает своей главнейшей задачей
выполнение той части’ правительственной
программы, которая была утверждена пар-
ламентом в июле 1946 года после парла-
ментеких выборов. 2. Правительство ставит
перед собой цель реализации требований,
которые были высказаны с’ездом предетави-
телей фабрично-заводских ‘и профоеоюзных
организаций, состоявшимся 22 февраля, &
также с ездом представителей крестьянских
комиссий, состоявшимся 28—-29 февраля
е; г. 3. Правительство должно будет прове-
сти ряд мероприятий, необходимых в связи
с раскрытием в феврале антигосударствен-
ного затовора.

Готвальд подчеркнул, что Законодатель-
ное Национальное собрание до парламент-
ских выборов должно будет полностью про-
вести в жизнь, программу, которую оно yT-
вердило в июле 1946 года. Прежде всего,
сказал далее Готвальд, Законодательное На-
циональное собрание должно. дать нашей
республике новую конституцию, которая
закрепила бы все завоевания народа, достиг-
нутые им после освобождения Чехословакии,
и которая гарантировала бы беспрепятствен-

‚ное движение к социализму. Что касается

отношений между двумя братскими народа-
ми — чехами и словаками,— то мы настаи-
BaeM, чтобы и после принятия новой кон-
‘ституции осуществлялаеь Кошицкая прави-
тельственная программа. Мы ‘настаиваем
‘на том, чтобы мелкая частная собственность
‘трудящихея, в том числе и частная соб-
ственность на землю, если она. не. превы-
шает 50. га, была гарантирована, конститу-

‘цией: Мелким и средним предпринимателям

конституция должна гарантировать непри-
косновенность их собственности, их пред-

на с’езде, равно как и решениями  @’езда.
Демократы во главе с Асида, входившие в
правительетво, заявили, что ‘они против
прекращения выплаты процентов по воен-
ным займам. Асида поставил условием со-
хранения коалиционного правительства
Ватаяма и евоего сотрудничества с социа-
листами исключение левых из сопиалиети-
ческой партии. Правые социалистические
лидеры, боясь остаться генералами без ар-
‚мии, отказались принять это ‘условие. По-
следовавшее решение демократов порвать ©
социалистами и дальнейший разброд в со-.
циалиетической партии вынудили  прави-
тельство Катаяма уйти в отставку. Прави-
тельство не решалось на роспуск парла-
мента’ и назначение новых выборов, ибо
как социалистическая партия, так и бур-
жуазно-Помещичьи партии настолько ра-
зоблачили себя в глазах масс, что ни одна
из-них не. может надеяться на успех. Таким
образом, правительство Ватаяма в извест-
ной мере оказалось «жертвой» полевения
рядовых членов сопиалисфической партии,
отражавшего. полевение японских рабочих
и крестьян.

Полевение Macc явилось, однако, только
одной Из причин отетавки правительства
Катаяма. Второй, не менее важной, причи-
ной является происходящая ныне в Японии
консолидация резкции.

Американские империалисты в настоя-
щее время заинтересованы в усилении ре-
акции в Японии, В своих планах на уста-
новление мирового господства американцы
сейчас отводят Японии 06060 важное место.
‘Onn готовят для Японии ту же роль в’ Во-
сточной Азии, какую Бизония должна, по
их. мыели, сыграть в Западной Европе, —
роль американского военного арсенала и
плацдарма против Советского Союза и етран
новой: демократии. Орган американских ок-
купационных войск в. Японии газета
«Старфе энд страйпе» писала 26 января
1948 года совершенно откровенно: «США
должны сейчас восстановить Японию в. ка-
честве оплота против угрозы коммунизма
Ha Дальнем Востоке».

Этим об’ясняется происшедшая в послед-
нее время резкая’ перемена в отношении
американоких империалистов к’ вопросу о
восстановлении японской экономики. В те-

e

секрета

К 2-05-17.

закон,

тарь редакпии — К 3-89-68: отдел боевой по
2; отдел информации — К 0-26-80. доб. 1-04: отдел писем — K 0-26-80, ae Te ace

бухгалтерия — К 0-26-80, доб. 1-22; отдел подписки —
Е + я es К

е премьер-министра Готвальда

если количество работающих на

приятий
i ; er 50’ чело-

этих предприятиях не превыша
век.

Кроме принятия новой конституции, про-
должал далее Готвальд, до парламентских
выборов должно быть узаконено всеобщее
социальное страхование трудящихся город
и деревни, должен быть принят закон о ре-
визии первой земельной реформы, а также
гарантирующий собственность Ha
землю не свыше БО гектаров. Этот закон
должен предоставить возможность ‘выкуна
земли свьыние 50 гектаров, находящейся сей-
чае в частных руках, и должен дать гарав-
тию, что эта земля будет разделена между
трудящимися землевладельцами, Наши кре-
ствяне должны получить новый закон, ко-
торый освободил бы от налогов значитель-
ную часть мелких землевладельцев и снизил
бы налоги для мелких и средних землевла-
лельцев. Правительство считает также сво-
ей задачей принятие закона о предоставле-
нии крестьянам кредитов, о снижении на-
логов е мелких ремесленников, принятие
закона о единой школе. Еще до выборов дол-
жно быть реализовано ‘требование’ национа-
лизации оптовой внешней и ‘внутренней
терговли.

Из минувшего правительственного кризи-
са, сказал в заключительной части своего
заявления Готвальд, должны быть извлече-
ны соответствующие политические уроки.
В возрожденный Национальный фронт могут
входить только обновленные политические
партии, а также и непартийные  организа-
ции. Реакционные элементы из политиче-
ских партий и общенациональных органи-
заций должны быть изгнаны. Мы должны
выполнить наше’ обязательство перед наро-
дом: и провести чистку государственного и
общественного ‘аппарата с тем, чтобы не мог
повториться кризис, подобный февральско-
му. Февральские события, сказал Готвальд,
раечистили для нас и внешнеполитический
торизонт. Мы не должны‘ позволить клеве-
тать на наших союзников и тем самым под-
‘рывать безопасность нашей республики. От
имени всей страны мы заявляем, ‘что Чехо-
словакия есть и остается верным и’ надеж-
ным членом славянской семьи и что она
остается ‹ верной своей дружбе. с другими
странами народной демократии. Это: совер-
шенно не исключает того, что мы со своей
стороны предпримем все для сохранения хо-
роших отношений, основанных на взаимном
уважении, со всеми другими государствами.
Мы хотим дружеских отношений и невме-
шательства с их стороны в наши внутрен-
ние дела. Полагаю, что это желание являет-
ся достаточно скромным.

Уважаемые члены парламента, сказал в
завлючение Готвальд, пополненное и орга-
низованное правительство  возрожденного
Национального фронта выступает перед За-
конодательным Национальным собранием. 0
своей программой и просит парламент о до-
верии. Судить о том, каким доверием поль-
зуется это правительство у народа, можно
по февральским событиям и прежде всего
по тому, как происходил с’езд предотавите-
лей фабрично-заводеких советов и профео-
юзных организаций, а также с’езд предетв-
вителей крестьянских комиссий. Народ
яено дал понять, чего он желает для осуще-
ствления принципа, по которому власть в
государстве исходит только от народа. Вы,
члены парламента, явхяетесь представите-
лями народа. Вы хорошо знаете сегодня его
волю. Поэтому сделайте все, чтобы воля на-
рода стала’ законом, за это весь народ вы-
разит вам свою глубокую благодарность

(бурные и продолжительные аплодисменты).

По окончании заявления: Готвальда засе-
дание Законодательного Национального соб-
рания закрылось. Завтра начнутся прения
по программному заявлению правительетва.

чение двух с
Японии американские власти  отнобились
более чем безразлично к застою и разрухе,

половиной лет оккупации

царившим в японской промышленности.
Более того, они ‘были даже довольны таким
положением вещей, считая, что, ‘чем. боль-
шей будет разруха в японокой промьшлен-
ности, тем вернее последняя попадет в ру-
ки американских дельцов. В последнее вре-
мя американцы вдруг стали проявлять «за-
боту» о японской промьииленности. Амери-
канские государственные деятели заявили,
что Япония должна стать «промышленной
мастерской» для Восточной Азии. Военное
министерство и тосударственный департа-
мент США потребовали от президента Тру-
мэна предоставления Японии займа в пол-
миллиарда долларов на восстановление ее
хозяйства. Американекая печать пишет’ о
разработке «плана Маршалла» для Япо-
НИИ.

При таких обстоятельствах американцы
заинтересованы в том, чтобы У власти в
Японии стояли наиболее реакционные эле-
менты. Правые социалисты  разоблачили
себя в глазах масс, поэтому они пока боль-
ше американцам н® нужны.

Новый японский премьер Асида является
ультранационалиетом и промонархистом, как
назвал его советский представитель в С0юз-
ном Совете для Японии генерал Кисленко.
Участие социалистов в правительстве Асида
не изменит крайне реакционного характера
будущего японского правительства.

Японокая реакция уже перешла в на-
ступление. Запрещение конференции ком-
мунистической партии района Канто  яв-
ляется ‘первым зловещим симптомом нового
разгула японекой реакции,

Японские. демократические элементы,
выросшие в последние годы, однако, еуме-
ют дать японской реакции достойный от-
пор. Многомиллионные массы  органиво-
ванных рабочих и крестьян Японии, созда-
вая под руководством японокой коммуни-
стической ‘партии Национальный наролно-
демократический фронт, преградят дорогу
японским п американским реакпионерам и
не позволят вновь превратить Японию в
очаг реакции и плацдарм для новой импе-
риалистической войны.

Х. ЗЙДУС.

отдел — К 0-26-80, доб,
начальник издательства — К 0-96-80,

ее

1-31;

59 (2853)

ОЧЕН
$

Отезд Советской
Правительственной Делегащии
В Будапешт

10 марта из Москвы выехала в Byxanemy
по ‘приглашению правительства Венгерской
Республики Советская Правительственная
Делегация для участия в юбилейных празл.
нествах, посвященных 100-летней rojo.
щине венгерской революции 1848 года.

Делегацию возглавляет Заместитель Прод.
седателя Совета Министров СССР. Маршал
Советского Союза тов. К. Е. Ворошилов.

В состав делегации входят Председатель
Президиума Верховного Совета УССР: тов,
М. С. Гречуха, вице-президент Академии
наук СССР`академик В. П. Волгин; депутат
Верховного Совета СССР писатель, 1. М. 1е.
онов и секретарь делегации тов. И. В.’ Ива.

Е (ТАСС),

_ Кончина министра
иностранных дел Чехословакии
Яна Масарика

ПРАГА, 10 марта. (ТАСС). Чехословац-
ков телеграфное агентство опубликовал
следующее официальное сообщение прези-
диума совета министров Чехословакии: «Ра-
но утром 10 марта 1948 г. трагически
окончил свою жизнь, исполненную труда на
благо родины и народа, министр иностран-
ных дел доктор Ян `Масарик.  Веледетвие
своей болезни, ‘усугублявшейся  бессонни-
цей, по всей вероятности, в момент нервно-  .
го припадка он решил покончить жизнь, ›
выбросившиеь из окна своей служебной
квартиры на двор Чернинского дворца. За
день до своей трагической кончины, a TaR- ,
же накануне вечером Масарик, не обнаружи-
вал никаких признаков душевной депре-
сии. Наоборот, он был полон жизненной
активности и обычного оптимизма. Подроб-
ное расследование производится».

Соболезнование советского
правительства

ПРАГА, 10 марта. (ТАСС), Поверенный
в делах Copercecro Cosa B Чехословании
Бодров посетил статс-секретаря министерот-
ва иностранных дел Влементиса и выразит
соболезнование советского правительства
по случаю кончины Масарика.

ne

Шахматный чемпионат
_ мира

ГААГА, 10 марта. (По телефону),
Сегодня на матч-турнире был день доигры-
вания неоконченных. партий.

После того, как представитель судейской
коллегии вскрыл конверт. и продемонетри-
ровал записанный Смысловым ход 42. Веб,
Эйве признал себя побежденным.

Партия Смыслов-—Ботвинник. отложен
ная после 40-го хода черных в позиции:
белые — Смыслов: КрЁ2, ЛЬЗ и е1, Che,
Кеб, пд, с5, 14, 23, и №2 (10); черные—
Бетвинник: Rpes, Ле? и 68, 027, Rds, ,
07, сб, 25 и 17 (9), продолжалась
следующим образом: 41. Кр! 118  42. Ле4.
№16: 43. Ле? №45 44. Леф №6 45. Ле.
45 ничья.

После четырех туров у ВБотвинника
25 очка из трех возможных, у Верея
2 из трех, у Смыслова 2 из. четырех, у
Релневского 11% из трех. Эйве не имеет ии
одного очка.

Завтра в пятом туре (последнем тур
первого круга) играют: Верес-—Ботвинник,
Решевский — Эйве, свободен or Mp
Смыелов.

К партии Эйве — Смыслов

Противники: разыграли один из хороши
известных и далеко разработанных вариая-
тов испанской партии. Своими 13-м и 14-\
ходами Эйве избрал систему игры, разрабе
танную в этом варианте советским маоте’
ром Раузером. Несмотря на размены ладей,
Эйве сумел ‘добиться перевеса’ в позиции, и
Смыслов перешел к обороне. После накол:
ления сил белых на’ королевском фланю
последовала эффектная жертва двух коней
(cM, диаграмму). Черные в этот момент и
могли взять белого ферзя из-за мата конех
на 18. Хладнокровная и упорная защит
Смыелова увенчалась успехом. Уже 34-1
ход белых оказался сомнительным (хотя и
эффектным на вид). °

Заслуживало серьезного
34. 924.

В результате неточного ведения атаки
прекрасной защиты Смыслова Эйве быстр.
оказался в безнадежном положении я №
день доигрывания сдался, не возобиовляя,
игры.

}
ВНИМОНИЯ

# + +

ЭЙВЕ. (белые) — СМЫСЛОВ (черные)

1. е4 65 2. К!З Ксб 3. СЬБ аб 4. Са4 Кб
5. 0-—0 Се? 6. Ле! 5 7. СЬЗ 0—0 8. 34
9. 13 Каб 10, Сс? с5 11. 44 Фс7 12. КО
Ксб 13. Ч:с4:с 14: КИ Себ 15. КеЗ Лай
16. Фе2, б 17. Коб Сс8 18. Са? К
19. Лад1 №6 20, КЗ Себ 21. а4 ФЬ8 22. 41
Л:91 23. Л:41 Ла8 24. Л:08 С:8
25. а: Ба:Ъ 26. Ка5 Кр8 27, СеЗ с4 28. В
Каб 29. К: еб с:Ъ 30. СЫ! ФЬ7 31. С44 Кр!
32. КМ Сс4 33. Ке: 56 Г:к 34. К:

toy, 22
Yy
YHA

WL:

ew wo wor oO Da ®

Kp: g6 35, e5+ Kpf7 36, bh5-+ Kpis 37. #
СЬб. 38. 15+ .Kpe7 59. oh7+ Kyi
40. C:b6 O:b6+ 41. Kph2 e3 42, 9%
Записан 42-й ход черных,

дготовки —
отдел
доб, 1-22;

Ответственный редакт?
П. МУСЬЯКОВ,