ЗАСЕДАНИЕ. ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР:

Вчера
(Окончание. Начало na 1-H crp.).

Тов. Родионов обралцает внимание на ‘TO
обстоятельство, что, несмотря на рост бла-
гоустройства городов, в этом деле имеется
еще много непорядков, Очень часто вовет-
ские органы плохо используют местные.
возможности для благоустройства городов’,
и улучшения коммунального обелуживания
населения. о т

В третьем, решающем году послевоенной
сталинской пятилетки перед республикой
стоят новые, еще более грандиозные за-
дачи по дальнейшему восстановлению и
развитию народного. хозяйетва. Для выпол-
нения этих задач необходимо; чтобы ми-
нистерства ино местные Советы повысили
уровень руководства хозяйственным и
культурным строительством, эффективно’
использовали вее ассигнования и имеющис-`
ся резервы. Необходимо, чтобы в промыш-
ленности как можно шире распроетрани-
лось движение за переход на работу без
тосударственной дотации. -

— Наш народ, — говорит в заключение.
тов. Родионов, — уверенно смотрит в буду-
щее и успешно идет по пути к коммунизму
под испытанным руководетвом Всесоюзной
Коммунистической партии (большевиков),
под мудрым водительством нашего: любимого
вождя и учителя товарища Сталина! (Про-
долмительные аплодисменты).

Депутат Н. К. Смирнов говорит о’ необ-
ходимости наведения большего порядка в
штатной структуре аппарата. В качестве
примера‘ тов. Смирнов. приводит штаты заго-
товительных анпаратов Пензенской области,
В области насчитывается 13 областных и
268 различных районных заготовительных
контор! © ‘аппаратом в 6;5 тые. человек. ‹

В штатах вонтер много ‘канцелярских ра-
ботников и обслуживающего персонала. В
результате по аппарату конторы Главтабак-
сырья, например, за первую половину 1947
тода выплачено заработной платы 228 ты-
сяч рублей, а заготовил он сырья только на
63 тысячи рублей. Такое же положение в
аппарате Птицепрома.

В заключение своей речи депутат Смир-.
нов ставит вопрее о необходимости привя-
тия ряда мер для благоустройства города
Пензы и пресит увеличить ассигнования на
эти цели.

Министр промышленности строительных
материалов РОФСР депутат Д. И. Алехин
говорит, что в прошлом году промьышлен-.
ность строительных материалов PCOCP
увеличила выпуск продукции. По сравнению
© 1946 ссдом на 38 процентов больше вы-
пущено кирпича, ва 35 процентов — изве-
сти, на 28 проментов — строительного гип-
ca 1 T. A.
` Однако уровень производства продукции,
говорит тов. Алехин, доститнутый в преш-
лом году, недостаточен и далеко не удовле-
творяет возросших потребностей народного
хозяйства. Резко отставали с выполнением
плана механизированные кирпичные заводы
круглогодичного действия. Неудовлетвори-`
тельная работа наших предприятий свиде-.
тельствует о недостаточном руководстве
проемьииленностью стройматериалов. со сто-
роны. министерства п исполкомов местных
Советсв.

Главной задачей работников промышлен-
ности строительных материалов являетея

в Кремле

выполнение планов производетва и капи-
тального строительства 1948 года. Широко
развернувшееся социалистическое соревно-
вание на предприятиях дает полную в03-
можноеть досрочно выполнить план этого
Dota... С
Депутат И, Е, Березин (Ростовокая 9б-
ласть) говорит о восстановлении и развитии
сельского хозяйства Сальского района, од-
ного из крупнейших файонов Ростовской
области. В 1947 тоду посевная площадь
была восстановлена на 97,7 процента. к до-
военному уровню. В этом году полностью
осваивается посевная плошадь довоенных
размерюв. : ;
Депутат Березин отмечает вместе © тем,
что в работе по восстановлению сельского
хозяйства района еще имеются недостатки.
Не во всех колхозах проводятся правила
‘агротехники, которые в’ условиях Сальских
‚степей имеют первостепенное: значение для
получения высокого. урожая. И
Для того, чтобы поднять урожайность,
‘намечено провести в ближайшее время ряд
мероприятий. В частности, в течение
двух-трех лет ие колхозы И совхозы
OCBOAT правильные севсобороты, распииря-
ются лесозащитные полосы и т. д. Под’ему
сельского хозяйства будет  способетвовать
распиирение оросительной пистемы.
Депутат П. В. Голубков говорит, что тру
дящиеся Саратовской области внесли нема-
лый вклад в дело выполнения народнохо-
зяйственного ‘плана 1947 года. Больших

тазовой промышленности. Волхозы H coBxe-
зы в прошлом тоду провели сельскохозяй-

в 1946 году.

Колхозники, работкики МТС и совхозов
взяли на себя обязательство в 1948 году
расширить посевные площади по яровой
пшенице на 386 тысяч гектаров, получить
урожай яровой пшеницы в среднем по обла-
сти не менее 75—80 пудов с гектара.

хозяйственном и культурном значении гор.
‘Саратова. Болышую работу ведут учебные
заведения и научно-исследовательские ин-
ституты города. Многие успехи в промыш-
ленности и сельском хозяйстве области яв-
лятотся результатом тесного единения уси-
ций научных ‘коллективов п фаботников
предприятий.

Делутат В.П, Рябов (Омск) говорит об
отромных преобразованиях, которые 0су-
ществлены за годы советской власти в Ом-
exe. Сейчас даже небольшой завод «Пор-.
лень» дает продукции больше, чем вся про-
мышленность города Омска до революции.
`В настоящее время этот город превратился
в крупный культурный и промышленный
центр. . se

Промышленность Омска за первые два
месяца этого года перевыполнила производ-
ственную программу. Значительно лучше
стали работать предприятия местной и ко-
оперативной промышленности.

В stom году перед колхозниками, работ-
пиками МТС, и. совхозов Омокой области
стоят большие задачи. Посевы яровой пше-
ницы должны быть увеличены на 350 ты-
сяч гектаров. Значительное развитие полу-
чат технические и масличные культуры.

На этом заседание заканчивается,

(ТАСС).

_На сессиях Верховных Советов союзных республик

РИГА, 12 марта. (ТАСС). Сетодня за-
кончила работу вторая сессия Верховного
‘Совета Латвийской ССР.

Сессня единогласно утвердила государ-
ственный бюджет реснублики на 1948 год
по доходам 1.454 миллиона 144 тысячи
рублей н по расходам — 1.448 миллионов
234 тысячи рублей, е превышением дохо-
дов нал расходами в 5 миллионов 910 ты-
сяч рублей.

‘Сессия единогласно утвердила Указы
Президиума Верховного Совета Латвийской
CCP, принятые в`перлод между первой и
второй сеселями. :

БАКУ, 12 марта. (ТАСС). Закончила ра-

боту третья сессия Верховного’ Совета pe-

спублики. Единогласно утвержден Закон
о государетвенном бюджете Азербайджан-
  ской ССР. на 1948 год. Приходная часть
  бюджета определена в сумме 1 миллиард
` 887 миллионов 613 тысяч рублей, расход-
ная—1 миллиард 872 миллиона 926 тысяч
рублей. По сравнению с прошлым годом
расход возрастает на 131,7 миллиона руб-
лей. Вак и в предыдущие годы, овновные
средетва бюджета вклалываются в народное
хозяйство—419 миллионов 500 тысяч
рублей и социально-вультурные мероприя-
тия —1 миллиард 286 миллионов 126
тысяч рублей.

успехов добились работники нефтяной um}

ственные работы более организованно, чем фДОТИЛИЯ, 12 марта. (Корр. «Нраенего

Далее тов. Голубков говорит о растущем

КРАСНЫ

Ленинград. Хорошо идет ремонт судов

на Канонерском  судостроительно-ре-
монтном: заводе, Работая строго по
графику, коллектив предприятия до-
срочно выполнил. февральский‘ план.
На снимке: пароход «Павловск» на. ка-
питальном ремонте в заводском доке.
st “ Bote: и. Баранова, (ТАСС).

итормовую

МОЧЬ.
BPACHO3HAMEHHAS КАСПИЙСКАЯ

Флота»). На корабле Н., стоящем в ремон-
те, менялась обшивка корпуса. В. носовой
‚части над самой ватерлинией было енято

несколько листов. Образовавшееся больнтое”

отверстие для предохранения от волн было
затянуто парусиной. Глубокой ночью, когда
часть экипажа отдыхала в береговой базе,
разыгралея жестокий каспийский. шторм
силой до одиннадцати баллов. Волны обру-

привались на корабль, стоявший носом к.
ветру. Векоре был сорван брезент. Форпик, .

носовой кубрик и трюм стали быетро за-
полняться водой.   и

По приказанию вахтенного офицера ка-
питан-лейтенанта Быцко была сыграна
аварийная тревога. Вахтенная служба и
находившаяся на корабле дежурная ава-
рийная группа немедленно начали прини-
мать меры.

Вода между тем вое прибывала. Корабль
получил диферент на ное. Матросы и
старшины одновременно залелывали отвер-
стие и откачивали воду. Холодные волны
окатывали их с ног до головы. Через неко-
торое время на корабль прибыла часть
личного состава. Работа пошла еще друж-
нее. Благодаря распорядительности, умелым
и решительным действиям офицера Быико
в рассвету все было закончено, отверстие
надежно заделано, вода откачена. Корабль
был спасен. i
° При выполнении этой трудной работы
особенно отличились боцман корабля мич-

ман Газиев, старшина 2 статьи Хомяков и

другие. Приказом командира корабля всем
им об’явлена благодарность. т

Председатель
Президиума Верховного Совета
Эстонской ССР. тов. Э. Пялль—

у военных моряков

ТАЛЛИН, 12 марта. (Корр, «Красного

‚ Флота»). В Доме офицеров Балтийского фло-

та состоялся вечер встречи офицеров тлав-
  ной базы с Заместителем Председателя Пре-

Председателем Президиума Верховного Со-
вета Эстонской ССР тов. 9. Пялль.

Тов. Пялль сделал доклад об итотах чет-
вертой сессии Верховного (Совета СССР.
Особенно подробно. он остановилея на вопро-
сах дальнейшего восстановления и разви-
тия народного хозяйства Эстонской респуб-
лики. ‘ :

Доклад был выслушан офицерами с боль-
шим вниманием.

_ После анализа

Возвращаясь из краткосрочного отпуска
и заранее предчуветвуя теплую товарище-
‘скую встречу, старшина 1 статьи Кирил-
лов.в веселом расположении духа  направ-
пялея на корабль co станции.

На корабле его встретили. поздравления-

ми, засыпали вопросами. Но, заметив: вино-.

вато  поглядывавших  назодчивов своего

расчета, Кириллов почувствовал неладное.
Он спустился в Кубрик п строго спросил
своего заместителя:

—— Мровалили?

-— Превалили, товарищ старшина.

Вечером Кириллов был вызван к коман-
диру второй боевой части, Старший дейте-
нант Куликов сидел у столика и проематри-

_вал какие-то записи.

— Садитесь, — пригласил он. Вирилло-
ва и, посмотрев на старшину, добавил: —
Вам, очевидно, известно... р

Кириллов понимающе кивнул головой.

~— Bee 910 BaM надо знать в деталях, —
сказал Куликов.

Старший лейтенант и старшина еклони-
лись над морской картой. т
_ ‚.Вомандиру БЧ-Н приказали открыть
огонь по «неприятелю». Первый залп ока-
залея выносным. Вуликов ввел поправку,
однако и второй и следующий залпы не про-
ектировались на щите...

А причина была проста. Установщики
прицела и целика работали плохо, точно
не знали своих обязанностей и допускали
трубые нарушения уставовленных норм и
правил. Особенно путал горизонтальный
наводчию матрос: Лаучук.

Эта история принесла экипажу немало
оторчений. Стрельба стала предметом все-
стороннего обсуждения.

— Конечно, виноват в этом не только
Ларчук, -— продолжал командир. — Ero
включили в расчет накануне выполнения
задачи и подготовить как следует не суме-
ли, Что касается вашего заместителя, то, его
удовлетворили результаты тренировок всего

расчета, а как действует каждый номер в

отдельности, об этом он не беспокоился. На-
до уделять больше внимания одиночному
обучению.

одной.

От корреспондента
«Красного Флота»

>.

Старший лейтенант отпустил старитину.
Офицеру живо вопомнилея разговор. со
старшими начальниками. Они находили,
что Вуликов упустил из своих рук управ-
ление огнем. Правильно реагируя на боко-
вые отклонения снарядов от цели, он He
сумел разгадать причину. этих отклонений.
Это могло случитьея лишь в результате
нетвердого знания правил артиллерийской
стрельбы и недостаточной практической
сметливости,

Отаршему лейтенанту стало яено, что
‘причина олтибки заключается в недостаточ-
ном, контроле за работой каждого боевого но-
мера и, главное, за тем, как старшина го-
товит к стрельбе своих подчиненных, как
приучает их действовать в соответствии с
инструкциями и наставлениями.

В этом он еще больше убедился, когда
получил обратно свой отчет о стрельбе с
пометками начальника. Старший лейтенант
старательно просметрел каждый лист своего
отчета и выписал все замечания. Он озна-
комился также с отчетами по стрельбе сво-
их товарищей, где нашел немало полезного.
Вот, например, отчет офицера Виргинского.
‘Стрельба получила хорошую оценку, а ведь
  Фицер впервые выполнял такую. задачу.
Среди его подчиненных также были стре-
дявшие впервые. Причина успеха Виргин-
ского в том, что он постоянно контролирует
действия орудийных расчетов и уделяет
много внимания практическим занятиям с
комендорами.

Тов. Куликов сделал правильный. вывод:
надо чаще присутствовать на занятиях
старшин с матросами, систематически кон-
‘тролировать действия комендоров на боевых
постах.

Планируя боевую подготовку на последу-
ющее время, Куликов изменил метод подго-
товки расчетов. Отаршине Кириллову было
приказано уделить больше внимания каж-
дому номеру в отдельности.

Вомандир второй боевой части стал луч-

стрельбы
ше руководить подготовкой самого етарши-

ны. Теперь он следит за методикой подго-
товки наводчиков, заряжающего и поднос-

‚ чиков снарядов. Строгая система контроля

заставляет старшину серьезнее готовиться
к занятиям. Кириллов подробно. разобрал с
расчетами прошедигую стрельбу. Много вни-
мания уделил он недавно включенному в
расчет горизонтальному наводчику матросу
Гончарову:

‚ Недавно Куликов пришел на занятия :ору-
дийного расчета. He вмешиваясь в действия
старшины, посмотрел, как работают люди, &
потом заметил, что на боевом посту много

пума и что подносчики снарядов действуют

медленно.

Тов. Буликов обратил серьезное внимание
й на свою личную подготовку. На офицер-
ских занятиях он не ждет, когда наступит
его очередь управлять огнем, а вместе с
проверяемым тщательно следит за падени-
ем снарядов. Мы присутствовали на одном
таком занятии. Тренировались два офице-
ра -— Вуликов и Зайцев. В кают-компании
помещался прибор, имитирующий движу-
щийся корабль «противника». Руководитель
ставил задачу, управляющий огнем расечи-
тывал исходные данные и открывал огонь.

Иногда задача была настолько сложна,
что релгить ее затруднялись и опытные офи-
перы. Тогда стрельба прерывалась, и руко-
водитель давал пояснения.

Опытные управляющие огнем прекрасно
знают, что эта особая сметкаи быстро иду-
щее за ней решение приходят не сразу, а в
процессе многих и многих тренировок, С
каждым разом управляющий привыкает в
самой сложной обетановке принять правиль-
ное решение. Этого мастерства добивался и
Куликов,

Так анализ одной ошибки помог офицеру
Вуликову перестроить организацию учебы
орудийных расчетов.

Недавно Куликов уезжал в отпуск. Перед
от’ездом он долго говорил с Вирилловым, ко-
торого оставлял за’ себя, и, еловно между
прочим, сказал старшине, как неприятно
при возврашении на корабль узнать о том,
что подчиненные. не справились со евоими

обязанностями.
Майор В. АНАНЬИН.

зидиума Верховного. Совета Союза ССР и

сознательных рабочих,

—%

[АТИ
т

A

a
uy

ee

ATA

чего класса начинает # особенной силой
выступать среди русских революционных
марксиетов с середины” девяностых годов
прошлого века. #е вызвало в жизни мас-
совое. рабочее движение, порожденное, B
свою очередь, сложившейся тогда в Poc-

шийся не только: интенсивным  ростом KO-
личества новых предприятий, но и доволь-
но значительной концентрацией производ-
ства, нашел свое выражение в громадном

‘росте етачек. пт

`Ваметно изменилась и качественная ©т0=
рона рабочего движения. Описывая в «Что
делать?» перемены, которые произошли в
этом движении в девяностых годах, Ленин
отмечает, чю стачки уже обнаруживаля

‚ «вораздо больше проблесков сознательно-
  сти: выставляются определенные требова-
`ния, рассчитывается нашеред, какой момент

удобнее, обсуждаются известные случаи И
примеры в других местах ит. д.». Бели
бунты рабочих в России в 70-х и 60-х го-
тах, вопровождавшиеея нередко стихиивым
разрушением машин, были болыше прояв-
лениех отчаяния и мести. эюсплоататорам,
чем борьбой, то. «систематические стачки
‘выражали. уже собой зачатки классовой
борьбы, но именно только зачатки». Еще
не было у рабочих (и не могло быль) т9го,
что придало бы борьбе классовый харак-
тер, не было «сознания непримиримой про-
тивоположности их интересов веему совре-
менному политическому и общественному

строю, то-есть сознания социал-демократи-

ческого».

Экономическую ‘борьбу рабочего класса
нельзя отрывать от политической. Цель
рабочих— не борьба за экономические улуч-
шения на почве капитализма, а разруше-
ние. самой  капиталистической системы,
освобождение от гнета, на который она их
обрекает. Основной экономический интерое
пролетариата, учил. Ленин, может ‘быть
удовлетворен‘ только носредетвом полити-
ческой революции, заменяющей диктатуру
буржуазии диктатурой ‘пролетариата. Оею-
да — необходимость в партии, крепкой ор-
танизации революционеров, которая саила
бы массовое стихийное рабочее движение,
экономическое по своим мотивам, с науч-
ным социализмом, подняла бы авангард
рабочего класса к сознанию своих общепо-

‚ литических и общеклассовых целей.

Осуществить. эту сложнейшую ‘задачу
было не но силам марксистеким пропагав-
дистеким кружвам, узким по своему соста»
ву, замкнутым и изолированным от внеш-
него мира. Требовалось скорейшее создание
партии как единого целого, с общим име-
нем и стройной централизованной органи-
зацией, партии, способной руководить. вое-
ми формами класеовой борьбы рабочих.

Потребность в такой партии, действую-
щей по общему плаву и руководимой из
единого центра, диктовалась также усло-
виями борьбы @е врагом — царским само-
державием, которое руескому рабочему еще
предстояло свалить на пути к своей конеч-
ной цели. Враг был вооружен системой и
централизованным государственным анпара-
том, который складывался веками. «Против.
Hac, против маленьких групи социалистов,
ютящихея по широкому русскому  «под-
полью», етоит гигантский механизм могу-
щественнейшего современного государства,
напрягающего все силы, чтобы задавить
социализм и демократию». Отмечая 970,
Ленин выражал в то же время глубочай-
щую ‘уверенность, что это нолицейекое го-
сударство будет сломлено. Он указывал, что
борьба против самодержавия должна быть
систематической, а для этого нужна пар-
тия, чью революционную организацию,
дисциллину и конспиративную технику
необходимо довести до вызшей степени е0-
вершенства.

Зародышем такой партии был созданный
Пениным в 1895 г. петербургский «Союз
борьбы за освобождение рабочего класса»,
который об’единил около двадцати марк-
систеких кружков, существовавших в Пе-
тербурге. Не довольствуясь пропагандой в
кружках, воспитывавших из небольших
групп рабочих хорошо подготовленных
марксистов, «Союз борьбы» поставил перед
с0бой задачу: перейти от пропаганды к
агитации, от кружковой пропаганды в ру-
BROBOAcTBY массовой борьбой рабочих, к
злободневной политической агитации па
почве защиты непосредственных нужд
рабочих. Так «Союз» стал впервые в Рос-
сии осуществлять боединение социализма,
с рабочим движением, связывая борьбу
рабочих за свои экономические требования
с политической борьбой против царизма.

Деятельность «Союза борьбы» была по-
строена на принципах централизма и стро-
гой дисциплины. Ето возглавляла цен-
тральная группа, которая руководила всей
агитационной, пропагандистской и’ органи-
зационной работой, составляла листовки,
письма, брошюры и поддерживала связь е
другими городами: Непосредственное же
руководетво о всей работой осуществляли
пять членов этой группы во главе 6
Лениным. Организация делилась на рай-
оны. В состав районных групи входили ор-
ганизаторы из чиела передовых, наиболее
которые осуще-
отвляли связь районных груни е заводами.
На заводах были организаторы для инфор-
мации и распространения литературы. Ра-
бочие кружки, существовавшие на наибо-
лее крупных предприятиях, наряду е нро-
пагандой марксистской теории ‚ занимались
также обсуждением общеполитичееких во-
просов. Такова была организационная
структура петербургского «Союза борьбы».

Не ограничиваясь ‘постановкой работы в
Петербурге; Ленив ставит как неотложную
задачу создание всеероссийской организа-
ции, которая только и могла бы претендо-
вать на осуществление роли’ классовой
партин пролетариата. Владимир Ильич
признает. совершенно необходимым раеши-
рение партийных связей на все рабочие
центры России ‘и выработку общей’ для
всех, партийной программы. Петербуртекий
«Союз» дает толчок к ‘об’единению в
«Союз борьбы»  социал-демократических
организаций в Москве, Оурехово-Зуеве и
Иваново-Вознесенске. В Киеве; катерино-
славе, Николаеве, Туле, Самаре, Казани, Тве-
ри, Минске, Вильно и других городах ‘созда-
ются социал-демократические группы. В Си-
бири организуется. «Сибирский социая-демо-
кратический Союз». Со всеми этими органи-
зациями петербургский «Союз борьбы» нод-
лерживает связь, стремясь передать им
эпыт нетербургекого «Союза борьбы», ко-

ATIC TUB

Идея единой политической партии рабо-

сии социально-экономической ‚обстановкой.
] Под’ем в промышленноети, характеризовав-

И
  oo

lenge

TOP HaxXo_Mlca B центре pabouero . peBo-
люнционного движения страны.

Влияние Петербурга ‘дает себя чувство“
валь и в Закавказье, Здесь крупную роль
играет тифлисвкая социзл-демократическая
организация, тде находились в То время
высланные ‘из ‚России М. Калинин, И. Лу-
зин, С. Аллилуев, передавшие тифлисекой
организации опыт петербургекого «Союза
борьбы», В 1898 году в тифлиоской марк-
систской группе «Месаме-даси» Начинает
свою работу И. В. Сталин. При его энер-
тичном участии внутри этой групны, боль-
шинетво которой стояло на позиции «10>
тального марксизма», зарождается и 0фор-
мляется революционное маркеистекое ядро
в лице И. Сталина, Л. Кецховели и А. Цу-
лукидзе. Борьба с  оппортунистическим
больтиветвом «Месаме-даси» завершается
победой революционного меньшинства. Тиф-
лиеская сопиал-демократическая организа-
ция переходит от пропаганды Ев массовой
агитации и политической борьбе против
самодержавия.

Петербургекий «Союз борьбы» предетав-
лял, по выражению Ленина, первый серьез-
вый зачаток революционной партии, опи-
равшейся на рабочее движение, партии но-
вого типа. «Союз» дал точную формулиров-
ку основных задач, стоявших перед’ рус-
ским пролетариатом, указал методы! их раз-
решения и подготовил создание революци-
онной маркеистокой партии в России.

В ночь с 8 на 9 декабря 1895 года
Ленин был арестован, а 17 февраля 1897
года отправлен в сибирекую ссылку.

Но и зтесь Владимир Ильич продолжает
работу по идейному и организационному
оформлению партии. Он намечает новые
задачи, имея в виду предстоящий созыв
Первого с’езда партии. Ленин пиииет в кон-
це 1897 тода свою историческую бропиюру’
«Задачи русских социзл-демократов», в
которой на основе опыта петербургекого
«Союза борьбы» разрабатывает политиче-
кую программу и тактику российской ре-
волюционной социал-демократии. Связь 60-
циалистической и демократической деятель-
ности марЕсистекой партии; отношение ра-
бочего класса к оппозиционными револю-
пионным партиям в буржуазно-демократи-
ческой революции; авангардная роль в ней
пролетариата; вооруженное восстание как
`средетво ‘свержения самодержавия; роль
марксистской теории для рабочей партии.
Таков круг вопросов, нашедитих свое бло-
стящее разрешение в ленинской брошюре,
которая явилась тактической платформой
для всех социал-демократов, в России.

Бропиора «Задачи pyeckux сопиал-демо-
кратов» была в 1898 году: издана в #5-
неве труппой «Освобождение труда» и
предназначалась для Первого ‘с’езда. Одна-
Ro брошюра, так же как и написанный
Тениным проект программы партии, к c’es-
ду опоздала. т

Il.

Подводя в заключительной главе своей
книги «410 делать?» итоги годам борьбы
за создание русской воциал-демократиче-
ской партии, Ленин делит историю ee Ha
три периода. ._

Первый, «утробный», по определению
Ленина, период (1884—1894 гг.) был пе-
риодом возникновения и упрочения теории
и программы социал-демократии. В то вре-
мя новое направление в развитии русекой
теоретической и политической мысли изме-.
ряло число своих сторонников единицами.
Социал-демократия существовала тогда без
рабочего движения. ,

Второму периоду’ Ленин отводит три—
четыре года (1894—1898 гг.). Это период
детства и отрочества социал-демократии В
России. Она выстунзет «как общественное
движение, Kak под’ем народных Macc, Kak
иолитическая партия». Увлечение интел-
лигенции борьбой е народничеством, хож-
{enue к рабочим, увлечение рабочих етач-
ками — таковы ‘характерные черты этого
движения. «Образование партии’ весной
1898 года, — пишет Ленин, — было ca-
мым рельефным и в то же время ‘последним
делом социал-демократов этой полосы».

Попытки сплотить разрозненно действу-
ющие организации в одну делались не раз.
Такую закончившуюся неудачей попытку
предпринял в 1896 тоду «Московекий pa-
бочий Союз». В начале 1897 года, по почи-
ну киевского «Союза борьбы», стала изда-
ваться общепартийная «Рабочая газета».
В марте того же тода попыталаеь созвать

13 марта 1948 г., суббота, № 61

(2855)

ataana Mem DH
Го ‘езда Pi Jrh

пеключительных случаях дао отказаться
от выполнения требований Центрального Ко-
митета, известив его о причине отказа. Bo
всем остальном, указывалось в решения
с’езда, местные комитеты «действуют виол-
пе самостоятельно, руководствуясь лишь

программой партии». Устанавливая, таклх

образом, принции полной автономии меет-
вых комитетов, решения с езда не укрепля-
ли, а расшатывали партийную дисциплину
и не могли поэтому служить основой для
построения подлинно боевой пролетарской
партии:

«Манифест», принятый Первым еездом
РСДРИ, являлся в целом документом, недо-
статочио определенным и выдержанным в
`принцициальном  отцошении, В нем была
обойдена задача завоевания пролетариатом
политической ‘власти, ничего не было ска-
зано о гегемонии пролетариата, обойден во-
прое о союзниках пролетариата в его борьбе
против царизма и буржуазии.

Тех не менее. «Манифест» сыграл извост-
ную положительную роль. В «Манифесте»
товорилось, что политическая свобода нужна
русскому рабочему классу, как чистый воз-
дух нужен для здорового дыхания; что на
своих крепких плечах он должен вынести
и вынесет дело’ завоевания ‘политической
свободы: чт он сбросит с себя ярмо самодет»
жавия, чтобы с тем большей энергией про-
должать борьбу с капитализмом и буржуазн-
ей до полной победы социализма. Формули-
руя точку зрения ‘русской революционной
‘социал-демократии на роль классовой и по-
литической борьбы пролетариата, «Мани-
фест» подчеркивает, что она сознательно
«хочет быть и остаться классовым движени-
ем организованных рабочих масс»:

(Социал-демократическую партию Первый
©’езд назвал не «русской», а. «россий-
ской». Социал-демократия хотела этизг пока-
зать, отмечает товарий Сталин, что ‹...0на
под своим знаменем будет собирать не Tolls
ко русских пролетариев, но ‘и пролетариев
всех национальностей России, и, следова-
тельно, она примет все меры для уничтоже-
ния воздвигнутых между ними националь-
ных перегородок».

Весть. © состоявшемея с’езде произвела
огромное впечатление на всех революцион-
но настроенных социал-демократов. П. 1е-
пешинский, = находившийся = вместе с
Лениным в сибирской ‘ссылке, пишет в
своих воспоминаниях, в каким радостным
возбуждением была воспринята эта весть
Владимиром Ильичем и его ближайшими
товарищами по ссылке: «Мы вое с бюль-
шим удовольствием подхватили этот новый
для нас мотив и как будто сразу выросли
в своих собственных глазах».

Ш.

Провозгласив создание партии, Первый
с’езд_ве все же не создал. Наступил пере-
ходный, период, когда русская социал-де-
уократия как бы исчерпала на время свои
виды и вернулась к прежней местной раз
дробленыости. Наступил третий период в
развитии социал-демократии, который Ления
называет. периодом «...разброда, распадения,
шатания». Ленин обрисовывает это время в
следующих словах: «В отрочестве бывает
так, что голое у человека ломается. Вот и
у русской социал-демократии этого периода
стал ломаться голое, стал звучать фаль-
тью...». То были фальшивые голоса «ле-
тальных маркеистов», Струве, оцпортуни-
стические течения «экономистов» Марты-
пова, Аричевекого и др.

Но местные организации, хотя ещо и
разлробленные, продолжали существовать.
Требовалась более прочная основа для их
об’единения в. единое целое. Общеруеская
политическая газета -— вот что, по замы-
слу Ленина, должно было явиться сред-
ством сплочения местных организаций, ин»
струментом построения действительно bo-
евой: пентрализованной марксистской pabo-
чей партии, вооруженной передовой, реви-
люционной теорией, Ленинская «Искра»
должна‘ была стать тем‘орудием, при помо-
щи которого ‘партия’ смогла бы поеоды
петь идейный  pasdpox Mu  организацион-
ную раздробленность в своих рядах, стать
подлинным политическим вождем. рабочем
класса, его боевым игтабом.

Обрисовав в «Что делать?» три периода
в истории партии, Ленин выражал уверен-
ность В Том, ЧТО «четвертый период пове-
дет к упрочению воинствующего маркснз-

сезд киевская. организация. Ввиду, одна-
ко, малочисленности явившихся на с’езл
делегатов, они 06 явили. его конференцией.

1 (13) марта 1898 года по приглашению
группы «Рабочей газеты» в Минске собрал-
ся Первый сезд партии. На’ нем присут-
ствовали девять представителей социал-де-
мократических организаций: по ‘одному от
петербургского, московского, киевского,
екатериноставского «Союзов борьбы», три
от Всеобщего еврейского социзл-демократи-
ческого союза -— Бунда и два представите-
ля «Рабочей газеты». Ленина, находивше-
гося в это время в ссылке, на с’езде не бы-
ло. С’езд избрал Центральный Комитет из
трех членов, принял’ организационные рс-
шения и «Манифеет». В «Манифесте» про-
возтлашалось, что партия етавит пбред со-
бой задачу об’единить все местные силы,
кружки и организации русской воциал-ле-
мократии в единую Российскую Социал-
Демократическую Рабочую Партию. «Рабо-
чая газета» была признана ве центральным
органом.

Избранный ‘на с’езде Центральный Ко-
митет был вскоре арестован, а подпольная
типография «Рабочей газеты» раскрыта.

Созыв. Первого с’вада явился формаль-
ным актом, сыгравшим большую револю-

ционно-пропагандистскую роль. В этом его
значение,

Местные организации стали после с’евда   ЛАсь в 1912 году на Пражекой конференции:

ма, что из кризиса русекая социал-демо-
Братия выйдет окреишей и возмужавией,
что «на смену» аръергарда оппортувиетов
выступит действительный передовой отря
самого революционного класса», И, как бы
резюмируя годоржание, всей книги, Денин
на вопрос «Что делать?» дал краткий ответ
«Ликвидировать третий период».

В непримиримой идейной борьбе против
онпортунистов всех мастей ‘и  размовидис*
стей ленинекая «Искра» отстояла револю-
ционный марксизм во всех вопросах т
рии, программы, оуганизации и о тактики.
«Искра» увлекла за собою весь цвет и
знательного пролетариата, воспитала кадры
«профессиональных революционеров» 1
подготовила идейное и. организационное
вдинотво партийных рядов, победу искров“
ского направления в русской социая-дем-
кратии. Лишь после этого был. созван вт
пой C03, который создал действительную
Российскую  боцизл-Демократическую Раб.»
чую Партию, создал ее на тох принциниаль
ных и оргапизационных ‘основах, которые
выдвинула и разработала «Искра». Втор
с езд принял программу и устав партии.

Размежевание, раскол е оппортунистам,
происшедший на втором с’езде, был решат
щим шагом в жизни партии, Борьба за 00-
зование большевистехкой партии заверше

существовать как организации Российской   ИЗГНАв из партии меньшевиков, большею

Социал-Демократической Рабочей Партии.
ни, однако, попрежнему не были

между
вобою организационно связаны. Не было ни

ки окончательно оформились в самостоя:
тельную политическую партию,

Ленин и Сталин. взрастили революцию

т ИНОЙ
тартииной программы, ни устава, ‘не было   Ную, партию, свободную от оппортунизм,

и руководства из одного центра.

Что касается решения с’ездом организа-
ционных вопросов, то намеченные им ос-

непримиримую
‘цитулянтам. Они

К соглашателям им
выковали партию file

вого типа, ‘подготовившую рабочий класс №

cant Ge Roe построения партии от-  решительным схваткам с буржуазией и 0
пветствовали тем задачам, ко-   Танизовавшую победу пролетарской револ!-

торые настоятельно выдвт
APACE :
Особенно неуд ты

были пункты, ов которых
автономий ‘комитетов (так
местные организация) и «Бунд
комитетам было предоетав
полнять постановления
митета в той форме, каку
лее подходящей по мес

мено право
ентрального Ко

ачными в этом отношении
шла речь 05

ю они найдут бо-
тным условиям, в

ции в России,

От первых разрозненных маркоистеких
кружков —— мощной  шестимиллионни

назывались   Всесоюзной Комм {ой ‘iM, py
у : ммуниетической Партии, р)
а». Местным ‘

BRI-

ководящей силы социалистического госуда!*
ства, — какой поистине славный истериче
-   ский путь пройден нашей героической па

тией
Ф. БОРИСОВ,