=

14 марта 1948 г., воскресенье, № 62 (2856)

С партийных конференций

КРАСНЫ

Коммунисты критикуют политотдел академии

В жизни нашего флота Военно-морская
академия имени Ворошилова играет особую
роль, являясь кузницей ведущих офицер-
ских кадров. Из стен академии вышли сот-
ни офицеров, прославившихея в годы Be-
ликой Отечественной войны. И теперь в
академии обучаются офицеры, вооруженные
опытом войны, имеющие за спиной боль-
шой стаж непосредственной практической
зоенной деятельности. В своем большин-
стве слушатели академии — это люди, про-
шедшие серьезную школу флотской cayx-
бы. Здесь, в академии, они повышают: свой
теоретический ‘уровень, овладевают знани-
ем современной военной науки и марксист-
ско-ленинским мировоззрением,

В свете ебвременных требований, учи-
тывая задачи, поставленные Министром
Вооруженных Сил ССОР Маршалом Совет-
ского Союза Н. А. Булганиным, Военно-
морская академия имени Ворошилова долж-
на являться ‘центром флотской научной
мыели, двигать вперед военно-морекую
теоряю, изучать и обобщать опыт, накоп-
ленный Военно-Морским Флотом. Для вы-
полнения столь почетной и важной задачи
академии предоставлены все возможности,
В академии — большая партийная органи-
зация,

Олнако в деятельности академии немало
недостатков. Крупнейшим из них является
то, что часть ученых академии все еще на-
ходится в плену у буржуазного об’екти-
визма. 06 этом можно судить хотя бы по
работам тт. Белли и Егорьева, которые про-
явили в них низкопоклонство и раболепие
перед буржуазными военными теоретиками.

За последние годы академия почти. не
создала полноценных учебных пособий и
учебников. План научно-исследовательских
работ выполнен лишь на 60 процентов.
Недостатком многих научных трудов яв-
ляется то, что авторы в качестве мате-
ризла чаще всего не опираются на живые
факты, а исходят из сухих академических
догм, оторванных от жизни.

Примером такой оторванности может елу-
жить тот факт, что на такую животрене-
щущую тему, как взаимодействие флота ©
сухопутными силами и ‘авиацией, поеле
войны в академии не создано ни одного
полноценного научного труда.

В чем же причины такого недопустимо-
то отставания? Этот вопрос етоял в центре
внимания партийной конференции акаде-
мии. № сожалению, начальник политотдела
В своем докладе не вскрыл эти причины,
не смог дать об’яснения. недостаткам в пар-
тийно-политической, научной и учебной
работе. И это не елучайно. Политотдел ака-
демии не только не возглавил борьбу за
большевистскую илейность и высокое ка-

30-летие Первого езда РОДРП

Исполнилось  50-летиё’ Первого‘ с’езда
РСДРП. Эта дата в районах Москвы ‘и сто»
личной. области отмечается лекциями и до-
кладами. В Малом зале Политехнического
музея кандидат исторических наук С. М.
Петров прочитал публичную лекцию на
тему «Первый с’езд РСДРИ». Доклад. на та-
кую же тему состоялся для пропагандистов.

В партийном кабинете МК и МГЕ ВКП(б)
открылась выставка. посвященная 50-летию
Первого с’езда РОДРН. В центре главного
стенда — портреты великих организаторов
И создателей  большевистекой партии
В, П. Ленина и И. В. Сталина. Здесь же кар-
та России, на которой’ показаны социал-де-
мократические ‘организации, существовав-
шие в стране к моменту Первого с’езда
РСДРП.

На выставке. представлены важнейшие
работы В. И. Ленина и И. В. Сталина, отно-
сящиеся к тому периоду, фотокопии доку-
ментов, снимок дома в Минске, где в 1898
тоду проходил Первый с’езд РОДРИ, ит. д.

(ТАСС).

‘тийная конференция

>

От корреспондентов
«Красного Флота»

©

чЧество учебной и научной работы, но рав-
нодушно проходил мимо многих серьезных
недостатков.

Политотдел не воспитывал в людях ува-
жение к критике и самокритике. На офи-
церов, пытавшихея говорить о недочетах,
командование академий воздействовало ад-
министративными мерами. Здесь даже cy-
ществовал такой порядок, что для выступ-
ления на дискуссии требовалось предвари-
тельно представлять евою речь на просмотр
и утверждение начальника академии. За-
седания ученого совета также проходили
без единого критического выступления или
замечания. Так было и на последнем засе-
дании, где обсуждалась работа т. Белли.

Политотдел неё мобилизовал партийные
организации на развертывание большевист-
ской критики и самокритики. В результате
подобной практики не было острой крити-
КИ даже таких докладов, в которых откры-

то пропагандировалиеь и восхвалялись бур-

жуазные военные теоретики.

0б0 ‘всем этом товорили делегаты кон-
ференции. Следует, однако, отметить, что
они критиковали главным образом недо-
статки учебной и научно-иселедователь-
ской работы и лишь немногие товарищи
говорили о жизни партийных организаций.

Характерный факт привел тов. Мельни-
ROB, расоказавштий, что до сих пор в ака-
демии курс артиллерии проходят по учеб-
Нику, который устарел и мало чему может
научить офицеров, прошедших школу вой-
НЫ.

Серьезной критикё подверг программу по
истории военно-морского искусства делегат
т. Круглов. В программе нет даже упоми-
нания 0 советском военном искусстве.
Большая часть времени отводится на изу-
чение истории иностранных флотов. Уча-
стие моряков в обороне Ленинграда, Сева-
стополя, Одессы, Ханко, высадка десанта в
Керчи и Феодосии и другие героические
страницы истории советского Военно-Мор-
ского Флота занимают в программе весьма
незначительное место.

В выступлениях ‘многих делегатов серь-
езной критике подверглась научная работа.
Тов. Павлович отметил, что в большинстве
научных трудов, созданных в академии,
пересказываются всем давно известные
истины: Он сказал:

— После ‘того как рад научных работ
был подвергнут серьезной критике, некото-
рые профессора и преподаватели стали пе-

рестраховываться, уклоняться от. научной
деятельности. В этом сказывается отсут-
ствие у товарищей творческой смелости,
против чего мы должны решительно 00-
ротьея.

К чему ведет преждевременное захвали-
вание ученых трудов, рассказал на конфе-
ренции т. Грен. Он напомнил о книге Ты-
MHHCKOTO, которая была принята без пред-
варительного обсуждения и критики, в TO
время как над книгой надо было еще
основательно поработать. Тов. Грен пред-
ложил широко рецензировать и предвари-
тельно обсуждать вее научные труды.

Многие . выступавшие в WM числе
тт. Чапуркин и Рутковекий, подробно оста-
навливались на порочном стиле работы
ученого совета акащцемии, где малейшая
критика принималась в штыки. Делегаты
говорили о необходимости расширить уче-
ный совет, о том, что партийная организа-
ция должна повседневно влиять на el
деятельность.

На конференции выступил начальпик
Политического Управления Военно-Морских
Сил генерал-майор Муравьев. Он отметил,
что професеора и преподаватели академии
были далеки “от жизни страны, от ленин-
традской партийной организации. В среде
профессоров и преподавателей, например,
не обсуждались даже такие важнейшие до-
кументы, как постановления ЦК ВКН(б)
но вопросам идеологической работы. Острая
большевистекая критика и самокритика не
‚пронизывала повседневную деятельность
поофессоров и преподавателей. Вот почему
некоторая часть коллектива академии была
заражена низкопоклонством перед буржуаз-
ной наукой, проявляла зазнайство, кичи-
лась прошлыми заелугами.

Вак указал т. Муравьев, политотдел
академии превратился в бесетрастного на-
блюдателя, в фиксатора фактов. Работни-
ки политотдела мирятся с непорядками,
боясь «испортить отношения» с руковод-
ством.

— Необходимо поднять роль партийной

организации академий, развернуть дей-
ственную критику буржуазных теорий и
недостатков в практической работе, серь-
‘езно и глубоко анализировать и обобщать
опыт Великой Отечественной войны и. не
на словах, а на деле двигать вперед нашу
отечественную военную науку, -— сказал в
заключение т. Муравьев.

Конференция приняла ‘по докладу на-
чальника политотдела развернутое реше-
ние. Делегаты заслушали .и обсудили до-
клад о работе партийной комиссии акаде-
мии.

Подполковник В. СМИРНОВ.
Капитан Н. МИХАЙЛОВСКИЙ,

=

Районные партийные конференции
гор. Москвы „ д.

Вчера, 13 марта, в пяти районах гор. ! Секретарь РВ ВЕП(б) тов. Г. В Зёньков-

Москвы начали свою работу партийные кон-
ференции.

Во Дворпе культуры автозавода имени
Сталина собралась конференция большеви-
ков Пролетарского района — одного из
крупнейших индустриальных районов сг-
лины. С отчетным докладом выступил ce-
`вретарь Р& ВЕП(б) тов. В. В. Левыкин.

Перед районной партийной конференцией
Октябрьского. района, открывшейся в Доме
культуры «Правды», выступил © докладом
секретарь РЕ ВКП(б) тов. А. Д. Платонов.
Докладчик привел многочисленные факты.
свидетельствующие о горячем ` стремлении
трудящихся своей неустанной работой обее-
печить успешное‘ выполнение обязательств.
взятых москвичами в письме товарищу
И. В. Сталину.

В клубе «Красный луч» открылась пар-
Кировекого района,

ский в своем докладе много ‘внимания уде-
лил вопросам организационно-партийной,
массово-политической работы, идейному во-
впитанию кадров.

На партийной конференции ‚„Щербаков-
ского района с докладом выступил секретарь
PK ВЕП(б) тов. Н. А. Логинов. -

Б открытию партийной конференции
Бауманского района ряд предприятий. за-
вершил программу первого квартала. Среди
них завод, где директором тов. Мышкин,
фабрика фотопластинок № 2 и др.

С докладом на конференции выступил
секретарь РЁ ВКП(б) тов. Г. В. Котель-
HHKOB. GEE

Участники. конференций с отромным
подемом послали приветствия товарищу
И. В. Сталину. ый

(ТАСС).

НЕ ПЕ i ROS AG ЗЕЕ Е

Трижды Герой Советского Союза

Нам be

полковник А. И. ПОКРЫШКИН

STALE ФА

Публикуемый отрывок представляет собой заключительную главу под-
готовленнюй к печати книги А. И. Покрышкина «На истребителе». Про-
славленный советский летчик рассказывает о боевом пути части, в кото-
рой он провел годы Великой Отечественной войны. В перерывах между

боями летчик записывал в блокнот наиболее яркие эпизоды, факты, собы-.
тия из своей боевой жизни и жизни товарищей по оружию. Эти записи

и легли в основу книги «На истребителе».
В ее подготовке к печати принимал участие полковник Н. Н. Денисов.

*

Из операции Висла — Одер мы, гвар-
дейцы, вышли еще более ‘возмужавшими.
Каждому из нас она дала, богатую пищу для
размышлений и. выводов. Было ясно: враг
будет отчаянно: сопротивляться, надо быть
тотовым ко всяким неожиданностям, А то,
Что таких неожиданностей следует ждать,
подеказывала сама действительность. Нет-
нет и небо вдруг прочертит последняя но-
Винка немецкой авиационной техники —
реактивный истребитель — или появится в
воздухе какая-нибудь «спарка» из бомбар-
дировщика, начиненного взрывчаткой, и си-
дящего у него на спине ‘«Фокке-Вульфа»
или «Мессершмитта».

С такой «спаркой» первым повстречался
Ham летчик Петров. Сначала он ничего не
мог понять: может, у него двоится в глазах?
Идет двухмоторный «Юнкерс», а сверху на
ero фюзеляже стоит «Фокке-Вульф». Столк-
нулись, что ли, немцы? Нет, они летят
вместе. Что за, чертовщина? Но раздумывать
некогда. Петров аккуратно заходит в атаку
и дает очередь по «Фокке-Вульфу». Враже-
ский пилот был, повидимому, сразу убит,
так как все двухсамолетное сооружение
крутым штопором пошло вниз и взорвалось
в лесу. ;

Позже мы поехали на это место. Ворон
от взорвавшихся немецких машин была, ог-
ромной. Такой воронки никто из нас еше не
зидел. Для поражения каких целей была
Тасочитана бомбовая зарядка этих машин?
По остаткам самолетов мы определили, что
«парка» состояла из «Юнкерса», летевше-
то без экипажа и доотказа набитого взрыв-
Чатыми веществами, и «Фокке-Вульфа»,
прикрепленного к фюзеляжу бомбардиров-
щика, Управление всей этой «двухэтажной»

*

махиной осуществлял пилот-истребитель.
В нужном месте он наводил «Юнкерс» на
цель и отцеплял ‘от него свою машину. Все
это было придумано для того, чтобы разру-
шить автостраду, по которой непрерывным
потоком шли к фронту наши автомобильные
транспорты.

«Спарка», сбитая летчиком Петровым,
была своего рода первой ласточкой. Эти 60-
оружения стали’ встречаться все чаще и
чаще в зоне действий нашей части и на
других участках фронта, теперь уже сов-
сем близко придвинувшегося к Берлину. Де-
ло шло к последней, завершающей Отечест-
венную войну, операции. К ней мы, летчи-
ки-гвардейцы, должны были притти во вее-
оружии.

И вот по близости от аэродрома мы орга-
низуем учебный полигон. Техники свозят
туда захваченные у немцев планеры, ста-
рые самолеты, поврежденные автомашины,
брошенные врагом пушки. Все это распола-
гается в определенном порядке. В одном уг-
лу полигона делается «аэродром», в другом
оборудуютея артиллерийские позиции, в’
третьем — создается автоколонна. Такой
полигон подходил бы, пожалуй, больше для
штурмовиков и бомбардировщиков.
`° Да, но теперь истребитель приобретал но-
вые качества. Он мог стать — и мы доказа-
ли Это на практике — истребителем-бом-
бардировщиком. Мы вполне могли сочетать
действия в воздухе по изгнанию воздушного
противника с поля боя с ударами, направ-
ленными на всемерную поддержку своих су-
хопутных войск. Штурмовку различных на-
земных об’ектов мы не раз применяли и
раньше. Это был интенсивный обстрел из
пушек и пулеметов пехоты, автомашин,

поездов противника. Сейчас; в сердце Герма-
нии, враг зарывался ‘в. землю, укрывался в
солидных железобетонных сооружениях.
Разбить их могла увесистая фугаеная бом-
ба, сброшенная к тому же совершенно точ-
но, И такой точности, бомбометания вполне
мог достичь истребитель, круто, почти 0т-
весно пикирующий на цель. _
Более опытные летчики прекрасно штур-
мовали и бомбили с пикирования, но моло-
дежь еще не имела достаточной точности в
бомбометании. Кроме того, массовый пере-

ход к использованию крупных бомб требо-
`вал и для «старичков» тренировки. Ёже-

дневно на полигон вылетало несколько
групп самолетов. Бомбили мы немецкими же
бомбами, которых на захваченном у против-
ника аэродроме было вполне досталочно.

Первым, по обыкновению, испытал наме-
ченный с10с0б бомбометания я сам. Вышло
хоропто. За мной — Голубев. Результат тот
же. А потом на полигон один за. другим по-
шло большинетво летчиков.

Во время учебы произошел довольно. за-
бавный казус. Немецкие разведчики, усерд-
но шнырявшие в то время в нашем районе,
приняли, повидимому, наш полигон за на-
стоящий аэродром. И вот как-то раз, когда
мы производили разбор учебных полетов,
вдруг раздались близкие взрывы. “

— Ато бомбит?

Наши самолеты были все на, земле. Никто
из соседей заявок на использование поли-

гона не давал, Оказалось, что его бомбили’

немцы. Выскочив из-за облаков, они сбро-
сили несколько серий бомб. Должен ска-
зать — наши истребители бомбили гораздо
точнее. Немепкие бомбы расположились во-
круг мишеней, Только одна или две попали
в планеры, изображавшие стоянку самоде-
тов.
немцы еще раз? Звено летчика -Вахненко
приготовилось достойно их встретить. На-
завтра это звено сбило здесь два, вражеских
самолета. После этого немцы больше не по-
являлись, и ната учеба продолжалась.

Скоро в теплый анрельский вечер пришел
приказ товарища Сталина: на Берлин! Мы
K тому времени уже перебазировались на,
аэролромный узел, расположенный юго-во-
сточнее немецкой столицы. От нее’ нас те-
перь отделял всего один градус широты,
А ведь было время, когда расстояние между
фронтом и Берлином исчислялось тысячами
километров.

Большой ратный труд предстояло вложить
советским пехотинцам, артиллеристам, тан-

Всех интересовала мысль: ‚придут ли.

И ФЛОТ

В химической лаборатории Военно-мор-
ского инженерного училиша им. Дзер-
жинского, Старший преподаватель Ka-
федры химии капитан 1 ранга Н. Пан-
‘ченко и курсанты Е. Михайлов и Е. Ку-
‘ичков на занятиях. :

Фото М. Липовского.

Штурманский. поход

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 13 марта. Группа: мо-
лодых командиров кораблей совершила
трехдневный штурманский поход под руко-
водством офицера Августиновича.

Участники похода изучали порты, бере-
говую линию, делали зарисовки, несли
штурманскую вахту, решали учебные зада-
чи. Молодые офицеры хорошо справились со
своими обязанностями. Глубокие знания
продемонстрировали тт. Герасимов, Козлов
и Попылев.

Штурманский поход явился хорошей пко-
лой для офицеров, недавно вотупивших в
командование кораблями.

ДУНАЙЦЫ НАЧИНАЮТ
ТРАЛЕНИЕ

КРАСНОЗНАМЕННАЯ ДУНАЙСКАЯ ФЛ0О-.

ТИЛИЯ, 13 марта. Моряки тральщиков тор-
жественно  ознаменовали начало ‘летней
кампании. Базовый клуб полон. В глубине
сцены среди знамен — портрет великого
Сталина.

В зал вносится знамя флотилии, на кото-
ром горят три ордена. Под этим знаменем
моряки-дунайцы с ‘боями прошли до авст-
рийской столицы — Вены. ве :

Затем. моряки вносят увенчанный `орде-
ном Красного Знамени военно-морской флаг
соединения.

Нервым выступает офицер Бакаев. Он го-
ворит об успешном завершении зимнего су-
Доремонта, © почетном задании,: возложен-
HOM на личный состав тральщиков, — очие-
тить воды Дуная от мин. те и

В своей речи офицер Мягков отметил,
что советекие тральшики ‘открыли на’  Ду-
нае фарватер для судов. СССР оказал по-
мощь придунайским государствам в разви-
тий судоходетва.

— Мы счастливы, — сказал тов. Мяг-
ков,—что Родина доверила нам выполнение
почетного долга — ликвидировать минчую
опасность на Дунае. _

Старшина 2 статьи Копачев от имени
экипажей тральщиков заверяет, что моряки,
с честью справятся с возложенной на них
задачей. :

Командир передового катера старшина
1 отатьи Титов заявляет, что коммунисты и
комсомольцы попрежнему будут служить
образцом выполнения воинского долга.

Затем состоялось вручение орденов и ме-
далей большой группе моряков. Орлена, по-
лучили офицеры Гриценко. Жолобов, Bopo-
вой, Трегуба и Полосов, старшины Титов,
Рева, Рудаков и Чуприн, старшие матросы
Журавель, Иванов и Козлов. Группе матро-
вов и старшин были вручены медали Уша-
кова и Нахимова.

кистам и саперам, чтобы прогрызть всю тол-
‘my берлинской обороны, сломить сопротив-
ление врага, уничтожить его`в самом логове
и овладеть Берлином. Серьезные задачи
возникали и У нас, летчиков, чья боевая
жизнь тесно сплетается с боевой жизнью.
сухопутных войск. В берлинской зоне нем-
цы сосредоточили почти полторы тысячи
боевых самолетов. входивших в резервный
шестой воздушный флот, такие отборные
соединения, как корпуса противовоздушной
обороны Берлина, и Центральной Германии,
специализированные эскадры ‘немецких,
acos — «Удет», «Геринг», «Ринденбург»
ит. д. Кроме того, здесь были части, воору-
женные новинками авиационной техники:
истребители «Ме-109-Г10» и «ФВ-1904А-8»,.
самолеты ‘с реактивными’ двигателями,
бомбардировщики, оснащенные ракетными
приспособлениями для повышения скорости
полета.

Борьбу с реактивными самолетами наши

летчики строили с таким расчетом, чтобы

каждая неприятельекая машина тотчас по
ее‘обнаружении попадала, под огонь несколь-
вих советских истребителей.

Вот, к примеру, хотя бы один подобный
бой «Яковлевых». Он протекал так: коман-
дир звена, барражировавитего вдоль линин
фронта, получил предупреждение от рации
наведения и усилил наблюдение за возду-
хом. Векоре наши’ летчики заметили peak-
тивный — «Мессершмитт-262». Он летел
ветречно-пересекающимся курсом’ на одной
высоте е «Яковлевым». Полагаясь на свою
повышенную скорость, немец, видимо, рас-
считывал пройти мимо наших истребителей.
Облизившись с противником до ста метров,
командир звена дал очередь из всех огневых
точек своей малины. Уходя из-под удара,
«Мессершмитт-262» развернулся вправо и
попал под огонь другого нашего самолета.
Точно выпущенная очередь дала, прямые по-
падания. Велед за тем немец подвергся тре-
тей атаке замыкающего звено самолета. На
этот раз огонь был открыт по хвосту. Вра-
жеская машина с реактивными двигателями
загорелась и, пикируя, врезалась в землю.

В ходе этой и других воздушных схваток
отчетливо выявились уязвимые места He-
мецких самолетов с реактивными двитателя-
ми, Обладая повышенной скоростью, они
вместе с тем были очень неуклюжи в ма-
неврё. Радиус виража у них велик. Полет
на повышенных скоростях ограничивался
по времени малым запасом горючего, и они
не выдерживали длительного боя.

обучагот

Трудовые подвиги советского народа, ве-
дущего борьбу за выполнение пятилетки в
четыре года, вдохновляют личный состав
кораблей Краснознаменной Амурской фло-
тилии на досрочное и высококачественное
окончание судоремонта. В решении этой за-
дачи офицеры, старшины и матросы прояв-
ллют творческую инициативу, используют
передовые методы работы. Моряки вдвое и
втрое перевыполняют нормы, сокращают
сроки ремонта, экономят материалы:

Инженер-механик подразделения Котель-
ников, продумав: предстоящие работы, тах
организовал труд личного состава; что: с0з-
данные им бригады перевыполняют план.
Молодые матросы, участвуя: в разборке: и
сборке механизмов, изучают, материальную
часть:

0с0бое внимание уделяется в. подразде-
лении организационной стороне. дела. На
каждый день составляется план, инструкти-
руются бригады, Установлен жесткий конт-
роль з& подготовкой инструмента и соблю-
дением технологии. Результаты не замедли-
ли сказаться — старшины Мозголин, Кал-
даев, Трушкин в два раза перевыполняют
дневные залания. Не отстают от них матро-
сы Заикин и Рыбкин. Тщательная провер-
ка подтвердила высокое качество работы
этих товарищей. з

В подразделении офицера Шишлова ма-
тросы. и старшины проявили себя как рачи-
тельные хозяева, экономно. расходующие
материалы.

На одном из кораблей матрос Асылханов
предложил и осуществит простую конетрук-
‚цию стенда для проверки и регулировки
форсунок. Это приспособление намного улуч-
шило качество регулировки и позволило
вдвое повысить производительноеть труда.

Личному составу зачастую приходится
производить такие работы, которые обычно
делаются на судоремонтных предприятиях.

обсудила письмо флотской молодежи Балти-
ки («Врасный Флот» от 12 марта е. г.),

больше художественных произведений о
флоте. :
Участники совещания признали, что бал-
тийцы пред’ являют законные претензии пи-
сателям. Выступавшие отмечали, что мно-
тие писатели, активно работавшие в дни
Отечественной войны над морской темати-
Кой, сейчас порвали связь с флотом. Жизнь
военных моряков в мирное время не’ нахо-
дит отражения в художественной литера-
туре. Мало создано ярких произведений о
героических подвигах матросов, старшин и
офицеров. Великолепные образцы самоотвер-
женного выполнения патриотического долга
военными моряками не получили еще до-
стойного отображения.
Писатели очень редко выезжают на фло-
ты, где могли бы черпать богатый материал
для новых художественных произведений. .

ВЕЧЕРА ДЛЯ

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ: 13 марта.

(Корр. «Нрасного Флота»). По инициативе
комсомольцев в Н-ском подразделении
тральщиков регулярно проводятея вечера
для матросов. }
Много моряков присутствовало на вечере,
посвященном комсомолу. Докладчик офицер
Каплунов рассказал о теронческой борьбе
комсомольцев в тоды Великой Отечествен-
ной войны, о бессмертных ‘подвигах Зои
Космодемьянской, Лизы Чайкиной, героев
Краснодона. В заключение демонстрировал-
ся кинофильм «Зоя».

0 другой авиационной «новинке» нем-
цев — самолетах-бомбах, или «спарках» —
я уже говорил. В одних случаях, как это
имело место на нашем участке фронта, роль
бомбы играл бомбардировщик; в других,
преимущественно на‘ 1-м Белорусском
фронте, в качестве бомбы применялся истре-
битель. Произведя в момент расцепления
«епарки» грубую наводку на цель, летчик
корректировал по радио движение «само-.
лета-бомбы», на котором была. смонтирована
небольшая радиоустановка, связанная с ру-
левым управлением.

Многое из того, чем располагали немцы
в сражении под Берлином и в самом Бер-
лине, было известно нашей разведке. Иное
было выявлено только в самом ходе битвы.
Советские воины уверенно шли к пели, по-
оставленной перед ними Верховным Главно-
командующим. a

Борьба за Берлин уже началась. На даль-
них подступах к городу бушевал огонь.

С рассветом мы пошли в воздух. Целых
две недели длилось сражение. Несмотря на
насыщенность берлинского неба различными
авиационными новинками, несмотря на все
попытки врага организовать сильное авиа-
ционное противодействие наступающим, Co-
‘ветские истребители, бомбардировщики и
штурмовики, умело взаимодействуя с сухо-
путными войсками, прочно держали господ-
ство. в воздухе. г

Немцы, так же каки мы, готовились к
развернувшейся битве в ‘воздухе. Они co-
средоточивали свои эскадры в двух основных
ярусах: на предельно низких й на больших
высотах. Таким образом враг налеялся избе-
жать больших потерь и вместе с тем рас-
пылить силы наптих истребителей: Суть так-
тики немцев’ заключалась в том, что’ их
истребители и штурмовики, появляясь боль-
шими группами на низких высотах, пыта-
лись бомбить и штурмовать наши сухопут-
ные войска, В то же время в верхнем ярусе,
на высоте пяти-шести тысяч метров, шли
сковывающие группы.

«Двух’ярусной» воздушной тактике нем-
цев мы противопоставили хорошо. проду-
манные, изменяющиеся в зависимости от 0б-
становки, боевые порядки крупных истреби-
тельных групп. Основная цель боевого пост-
роения наших истребителей заключалась в
том, чтобы перехватить немецкие самолеты
и разгромить врага еще на подступах к по-
лю боя. Это достигалось, например, так: вся
полоса, отведенная для действий истреби-
телей, разбивалась как бы на три зоны, Да-

обратившейся к писателям е призывом дать.

Отличники ’ судоремонта

матросов

Так, мичман Уваров и старшина 2 статьи
Ковалев освоили регулировку телефонного
коммутатора, старшина 2 статьи Безьянов
произвел установку машинного телеграфа и
сейчас самостоятельно монтирует другой
сложный агрегат, Специалисты сокращают
сроки окончания ремонта и одновременно
передают свой богатый опыт молодым моря-
кам. Хорошо организовали обучение матро-
сов мичманы Макаров и Низких, старшины
Петруненко, Тарасенко, Максимов, Сереб-
рянский и другие. —

Время ремонта было умело использовано
для повышения специальной подготовки
личного состава и для изучения правил экс-
плоатации механизмов. Ато своими’ руками
разбирал, ремонтировал и собирал механиз-
мы, тот, конечно, усвоил их устройство.

В авангарде судоремонта идут коммуни-
сты и комсомольцы. Так, например, произ-
водительность труда коммунистов и комсо-
мольцев’ корабля, тде командиром БЧ-У
Штыков, превышает 150 проц. В результате
примерной ‘работы коммунистов и комсо-
мольцев другого’ корабля судоремонт будет
завершен намного раньше установленного
срока. т

Коммунисты и комсомольцы должны в03+
главить теперь учебу личномо состава, пе
редачу опыта лучших специалистов, передо-
вых методов работы. Это сейчас особенно
важно, 4 :

Политотдел флотилии провел вечер от-
личников  судоремонта. Из выступлений
участников. стало ясно; что необходимо ча-
ще проводить совещания по-обмену опытом,
шире пропагандировать методы передови-
ков, искоренять недостатки, мешающие! ус-

‘пешному выполнению задач, стоящих `перех

судоремонтниками.

Инженер-капитан 2 ранга
И. РЕМЕННЫЙ-ЛЕСКОВ.

Писатели должны откликнуться.
на призыв флотской молодежи
В СОЮЗЕ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Военная комиссия Союза советских пи- В недостатке художественной литературы
сателей под председательством НН. Вершигора  0’флоте немало повинны и некоторые наши

издательства. Как выяснилось на совеща-
ний, в течение полутора лет издательство
«Советский писатель» никак не соберется
выпустить повесть Б. Яглинга, посвящен
ную военным морякам. Очень много времени
понадобилось для того, чтобы издать книгу
Н. Панова «Боцман с «Тумана». Военное
издательство и вовсе редко выпускает худо-
жественные произведения, посвященные
флоту.

Военная комиссия приняла решение в
ближайшее время возвать широкое творче=
ское собрание московских и некотрых
ленинградских писателей с пелью привлечь
их внимание & освещению жизни военных
моряков. р

В обсуждении. этого вопроса ‘в военной
комиссии приняли’ участие П. Вершигора,
Е. Долматовский, С. Вашеннев, Н. Панов
и другие,

` МАТРОСОВ

дожественной самодеятельности. Одобрение
зрителей заслужили выступления хорового;
танцовального ‘и драматического коллекти-
вов. Сейчас под руководством офицера Тре-
нина самодеятельный коллектив  тотовит
новую программу.

Часто на матросских вечерах офицеры
выступают с докладами на различные темы:
За последнее время прочитали доклады:
т. Захаров — «О советском патриотизме»,
т. Каплунов — «Верность присяге — евя-
щенный долг советского воина», т; Хохо-
лев — «0 столетии «Манифеста Комимуниз
стической партии». _ :

SEE =

леко за линией фронта над территорией вра-
та действовали наиболее опытные и инициа-
тивные летчики «свободной охоты». Задача,
охотников —‘нервыми обнаружить против-
ника, сообщить 0б этом по радио на авиа-

ционный командный пункт и тотчас алако-

вать врага для того, чтобы расстроить его
боевой порядок и внести замешательство B
ряды немцев. Затем, пелвергнутые звоздей-

“CTBHIO охотников: группы вражеских само-

летов попадали под удар мощных возлут-
ных патрулей, барражировавших между ли-
нией боевого соприкосновения сухопутных
войск и зоной «свободной охоты». Тут бла-
годаря хоропю  сотласованным действиям
истребителей, располагавшихся «этажерка-
ми» и взаимно связанных друг в другом по
радио, враг подвергался столь сильному ула-
ру, что дальнейший полет его в определен-
ном боевом порядке становилея невозмож-
ным. Те же отдельные самолеты немцев, ко-
торым и удавалось проникнуть & линии
фронта, попахали в третью зону — зону не-
посредетвенного прикрытия поля боя. Здесь
их перехватывали и атаковывали другие
воздушные патрули.

У нае, прикрывавших танки, которые
пробивали себе путь к южным окраинах
Берлина, вскоре же после начала сражения
отличился летчик Сухов. Со своими ведо-
мыми он проник к Шпрее. Там, в гуще вра-
жеских аэродромов, его летчики безбоязнен-
но искали и находили противника. № концу
блокировки летчики заметили несколько
эшелонов ‘«Меесеров» и «Фокке-Вульфов»:
Сухов прикинул по бензочасам: сколько ми-
нут еще можно‘ пробыть здесь? Выходило,
что времени будет в 0брез.

Первая ‘атака воздушного патруля из че-
тырех самолетов была направлена на «Мес-
серов». Она закончилась‘ тем, что три вра-
жеские машины пылающими факелами по-
шли к земле. Вторая атака. Теперь огонь
перенесен на «Фокке-Вульфов». Вак, ни ма-
неврировал противник, как ни хитрил и ни
изворачивался, еще шесть немцев штопором
пошли вниз на зажженных и продырявлен-
ных ‘советскими ‘снарядами машинах. Jle-
вять немцев за. две атаки! Но бензин теперь
действительно ‘Уже кончалея. Его. едва хва-
тило на 19, чтобы прямо с ходу, нарушая
даже инструкцию,  приземлить машины.
Почти-у всех самолетов воздушного патруля
на рулежке от старта к калонирам остано=
вились винты. Бензочасы стояли на. нуле.

(Окончание следует).