КРАСНЫЙ ФЛОТ

Беседа командующею Северным флотом вице-адмирала
°В. И. Платонова © аруппой молодых офицеров

Недавно командующий Северным флотом
вице-адмирал В. И. Платонов пригласил к
себе группу молодых офицеров для беседы,
В непринужденной обстановке офицеры вы-
‘пусков 1946 и 1947 тодов разсказали
командующему о своей службе, о том, как
они осваивают оружие и технику, изучают
театр, обучают и воспитывают подчиненных.

— Недавно, — сказал командующий, на-
чиная прием, — я был в нескольких подраз-
делениях. Разговаривая там.с отдельными
офицерами, которые недавно закончили учи-
лище, я убедился, что кое-кто из них мало
беспокоится ‘о своем совершенствовании.
Прежде чем делать ‘выводы из своих наблю-
дений, я решил еще побеседовать с вами и с
этой целью пригласил вас. Надеюзь, что вы
расскажете, како осваиваете корабли, ору-
RUC, как изучаете наш северный театр, что
читаете, как воспитываете подчиненных.
Прошу высказаться по этим вопросам.

_ Первым выступил  инженер-лейтенант.
Альпанов, пришедший на флот в ноябре
1947 года. нЕ

—-Я получил назначение на корабль, —
сказал он, — командиром группы движения.
Как только я вступил в эту должность, так
сразу же командир боевой части переложил
всю работу на меня. «Вы, — сказал он
мне, — молодой офицер, поэтому учитесь».

Командующий заметил:

Есть, товарищ Альпанов, два ©1060ба,
учить людей плавать. Первый способ — на
лямках, а второй — прямо на глубоком ме-
сте. Вас, видимо, решили учить по второму
способу.

— Вероятно, товарищ вице-адмирал, —
ответил Альпанов и продолжал: — После
ознакомления с документацией и правилами
ее ведения я`попросил предоставить мне
время для изучения устройства корабля. Мне,
дали месяц. Я работал не покладая рук. По
вечерам же, обычно в сопровождении стар-
шины, забирался в трюм, изучал и вычер-
чивал начерно системы и устройства, а по-
том, придя в катоту, чертил эти схемы начи-
сто. С каждым днем мои знания росли, После
сдачи зачетов по устройству. корабля меня
через некоторое время перевели на другой
корабль, уже командиром боевой части, где
мне много помог инженер-механик подразде-
ления в освоении корабля и в работе с лич-
ным составом. Я не стеснялся обращаться в
нему за помошью. Работу с личным составом
я начал так. Прежде всего детально изучил
личные дела старшин, затем собрал их и.
сказал, что жду от них помощи в воспита-
НИИ ЛИЧНОГО состава, во всей службе. Я по-
требовал от статшин требовательности к их
подчиненным. С кажлым днем служба в
боевой части все больше налаживалась, все
больше отвечала требованиям уставов. у

После т. Альпанова слово взял лейтенант
Бабышев.

— Придя на корабль, — сказал он, — я
ветупил в должность командира зенитной
батареи. На первых порах мне было трудно
организовать службу на батарее. Боевые по-
CTH ее расположены на всех участках палу-
бы, и нелегко обеспечить должный контроль
за ними. Командир бсевой части строго тре-
бует с меня, чтобы вся материальная часть,
в частности кранцы, была в образцовом по-
рядке. Но обеспечить это трудно. Их часто
заливает волной, да и приборщики не веегда
аккуратно пользуются шлангами. Большин-
ство личного состава — молодежь, люди,
которых надо учить. Короче говоря, прихо-
дитея очень много работать, а помощи пока
мне оказывают мало.

— Мне докладывали, — заметил вице-
адмирал, — что вы не всегда заботливо го-
товите материальную часть в стрельбам.

— Был один такой случай, — ответил
т. Бабышев, — но в недочете был повинен
личный соетав одного из боевых постов,

— На что, товарищ Бабышев, вы исполь-
зуете свободное время? — спросил коман-
дующий.

— Читаю художественную литературу,
военные журналы, газеты.

— Что в журналах больше всего интере-
сует вас?

— Описание боев, статьи на историче-
ские темы.

— Это хорошо. А вот, например, какое
событие связано с островом Корфу?

— При Корфу была битва Ушакова.

— Чем же она знаменательна, чем инте-
ресна для нас, морских офицеров-тактиков?
— Взаимодействием флота, с армией...

— А подробнее?..

Лейтенант не смог ответить на вопрос.
Командующий заметил:

— Я должен сказать, что при изучении
истории иногда стараются запомнить только
даты да имена. Знать хронологию, конечно,
следует, но не она все же составляет суть
истории. Надо усваивать суть событий, их

=<

значение в развитии общества, военного ис-
кусства и т. д. Взять хотя бы сражение-при
Борфу. Там впервые была применена артил-
лерийская поддержка сухопутных войск с
‘моря. Впервые. сочеталась морская блокада с
окружением на берегу, впервые морская пе-
хота была подготовлена для первого броска.
Я рекомендую вам изучать военную историю
так, чтобы, не упуская из виду хронологию,
глубоко продумывать, как и почему была до-
стигнута победа, что нового было внесено
во флотоводческое искусство, какие новые
тактические приемы применялись. Тогда
изучение истории обогатит ваши знания,
поможет еще лучше решать вопросы еегод-
няшнего дня. Однако мы уклонились от те-
мы. У вас есть что еще сказать, товарищ
Бабышев? . а

—- Хочу воспользоваться случаем, това-
рищ вице-адмирал, и просить вас о переводе
меня в другое подразделение.

’— Нет, переводы. так, не делаются, У вас,
товарищ Бабышев, есть прямые начальни-
ки — командир боевой части, командир ко-

‘рабля. Если командир боевой части сочтет

необходимым вас перевести, & командир
корабля представит ‘к переводу, тогда
подумаем. Я вижу, вам не нравится
командир вашей боевой части. По этому по-
воду должен заметить, что начальник и не
обязан стараться нравиться подчиненному.
Вы говорили о том, что ваш командир не
терпит грязи и в связи е этим имеет к вам
претензии. Что ж, он правильно с вас спра-
шивает. Если приборшики льют на пушку
соленую воду, вто должен следить за тем,
чтобы они этого не делали? Вы, Вам надо ча-
ще бывать на приборках. А командиру своей
боевой части, несмотря ни на какие труд-
ности, вы должны представить свое оружие
в образцовом состоянии, Не забывайте, что
за ваши промахи с. командира боевой части
спрашивает командир корабля.

Слова попросил инженер-лейтенант Ra-
банков.

— На первых порах, — сказал т. Вабан-
вов, — мне довелось испытать немало труд-
ностей. Своеобразная организация службы.
на нашем корабле, почти полное отсутет-
вие времени на изучение материальной ча-
сти — все это сказывалось на моей елуж-
бе. Когда я пришел на’ корабль, мне сразу
пришлось выполнять’ обязанности и коман-
дира боевой части. и помощника. командира
корабля. Трудное было время. Но я доволен.
Сейчас мне стало. легче. Материальную часть
я освоил, научился самостоятельно править
вахту, швартоваться, полюбил службу.

После т. Кабанкова выступил лейтенант
Богданов. Он также рассказал о трудностях,
встретившихся ему на первых шагах.

— Я пришел на корабль весной сорок
шестого года,— сказал т. Богданов.— При-
няв третью боевую, часть, я принялся `де-
тально. изучать оружие и правила его ис-
пользования. Изучая материальную чаеть, я
вначале прибегал к помощи старшин. За ле-
то сорок шеетого года освоил свое оружие,
приобрел некоторые навыки работы © лич-
ным составом и в летний период учебы сле-
дующего года вступил уже более. уверенно.
Торпедные стрельбы в прошлом году корабль
провел успетнно. В этом году все задачи, ко-
торые положено сдать, также сланы. Во-
рабль свой знаю. Правда, для этого приш-
лось не только его пройти, но, еели так мож-
но выразиться, проползти, чтобы узнать все
до деталей. Но иначе и нельзя. Пока сам не
увидишь, не разберешься на местё в устрой-
стве корабля, до тех пор ничего как сле-
дует -знать. не. будешь. Нахожу время для
чтения политической” и военной литера-
Туры. Е = aoe = р

-— А как вы изучаете морской театр?

-—— Частью по лоциям, товарищ вице-ад-
мирал, а частью практически.

- Последним выступил лейтенант Глебов.

„Он рассказал о своей службе в должности

помощника командира корабля. В выступле-
нии офицера сквозила некоторая недоопен-
ка ‘роли помощника командира на корабле.
В евязи с этим командующий сделал следую-
щее замечание:

— Помощник командира — это творец
организации службы и порядка на корабле.
Боеготовноеть корабля во многом зависит от
него. Если я встречаю на берегу небритого,
неопрятного матроса, то знаю, чТо на кораб-
ле, где служит этот матрос, помощник коман-.
дира не на высоте своего положения. И, на-
оборот, подтянутый, молодцеватый вид ма-
тросов’ всегда свидетельствует о том, что по-
мощник командира хорошо правит евою
службу. Помошник обязан‘ обеспечить
командиру корабля возможность не загру-
жать себя второстепенными делами. .

Затем командующий ‘сказал:

= хочу дать вам несколько советов.
Мне кажется, что первая ваша задача —

Рационализаторы -черноморцы

Рапионализаторы и изобретатели Черно-
морского флота много делают для совершен-
ствования боевой техники, лучшего исполь-
зования механизмов, экономии‘ горючего.

Мичман Буров усовершенствовал схему
приема свежего и сдачи отработанного: мас-
ла на склад. Благодаря применению насо-
сов, которые предложил т. Буров, корабль Н.
в пять раз быстрее принимает масло. Сейчас
исключены случаи загрязнения масла,
которые имели место ранее, когда процеес
не был механизирован. Недавно мичман Бу-
ров получил денежное вознаграждение 38
свое рацпионализалорекое предложение.

На некоторых кораблях для улазливания
из конденсата масла применяются фильтры
с активированным углем. Этот утоль слу-
жит только определенное количество часов,
после чего его необходимо было заменять.
Инженер-капитав 2 ранга Мима и инже-
нер-капитан 3 ранга Поляков предложили
©0606 регенерации активированного угля.
Это позволило значительно удлинить срок
службы фильтров.

Оригинальное предложение внес инже-
нер-капитан Барон. Он разработал способ
определения поврежденных трубок в паро-
перегревателе. Ранее, когда выходила из
строя отдельная трубка, трудно было опре-
делить, где находится повреждение. Исправ-
ление было связано с затратой больших
средств и ‘требовало мно времени.

Тов. Барон создал приспособление, позво-
ляющее без разборки и выемки паропере-

гревателя точно определить место поврежде-
ния.

Упрощенную конструкцию котла для во-
дяного отопления катеров-охотников разра-
ботали офицеры Щегляк и Добровольский.
Их котел имеет малый вее и габариты, об-
легчен в три раза по сравнению е ранее
имевшимися установками. Кроме. того, он
весьма прост в изготовлении, его можно сде-
лать в любой базе. Водяное отопление на
катере показало свое преимущество перех
паровым. Оно неприхотливо, установка про-
Ще, & равномерное тепло создает нормаль-
ные условия для пребывания команды на
катере в зимнее время.

Ряд предложений внесли вольнонаемные
рабочие и специалисты, занятые на пред-
приятиях флота. Инженер т. Тихомиров
осуществил механизированный ©пас0б про-
резки пазов в брусках решетчатых люков.
Это удепевляет и ускоряет процесс изтотов-
ления решетчатых люков на строительстве
шлюпок, барказов, катеров.

Слесарь т. Порплипа предложил новую
вонструкцию накальной свечи. Он сделал
свечу, которую можно изготовить в любой
мастерской, на любом корабле самому мо-
TopucTy. За техническое усовертенствова-
ние способа изготовления свечей командую-
щий Черноморским флотом премировал сле-
саря т. Порптипа.

_ Капитан А, КСЕНОФОНТОВ,

Черноморский флот.

учиться. Учиться многому. Среди молодых
офицеров есть товарищи, которые думают,
что ови все знают. Эти товарищи глубоко
заблуждаются. Если вы н6 будете читать,
обсуждать вопросы политики; тактики; тех-
ники, вы рискуете отстать. Не вее молодые
офицеры знают в совершенстве свои кораб-
ли, оружие и даже обязанности. .

Советую не ограничиваться изучением
только того корабля, на котором служите, и
того оружия или тех механизмов, которые
вам вверены. Надо изучать корабли и дру-

вих. влассов, интересоваться более сложной
техникой, то-есть служить и учиться © пер-
спекливой. Изучайте тактику, материаль-
ную часть, интересуйтесь в походах тем, как
командир выходит в атаку, как учитывает
все особенности обстановки, какие- возмож-
  ности использует для достижения успеха.

Очень сожалею, что выступавшие здесь
товарищи. мало рассказывали о том, Езк они
изучают морской тватр. Я боюсь, что неко-
торые из вас представляют себе знание те-
атра, как знание маяков, навигационных
огней, береговой черты, створов и тому по-
лобного. Знать все это, разумеется, нужно,
Но этого мало. Изучить театр —= это значит
знать, как использовать его особенности для
победы над врагом. Зимой у нас полярная
ночь, штормы, снегопады, летом — круглые
сутки день. Берег изрезан бухтами, имеются
различные течения, приливы и отливы. На-
до уметь использовать все эти условия: Ре-
комендую вам поглубже заинтересоваться
историей освоения нашего северного театра,
знать, кзк зарождалось и развивалось на нем
мореходство. Изучение истории мореходства
обогатит вас полезными знаниями и накоп-
ленным до вас опытом плавания.

Несколько слов о воинском воспитании.
Нз раз приходилось наблюдать, когда одного
Еомандира подчиненные слушают, уважают,
В ОГОНЬ и в ВОДУ за ним пойдут, а в другому
вомандиру подчиненные относятся холодно.
Недавно я проводил опрос претензий на од-
ном корабле. Матросы заявили мне, что их
командир разговаривает е ними редко, сухо,
свысока. А на другом, стоящем рядом ко-
рабле матросы отзывались о своем командире
с любовью, с теплым чувством. Два коман-
дира, и оба разные, Видимо, первый коман-
дир не. совсем понимает вопросы своего взаи-
моотношения с подчиненными.

Как завоевать уважение и любовь подчи-
ненных? Из собственного опыта скажу, чо
офицер завоевывает уважение и лю-
бовь подчиненных прежде веего личным
примером. Ёели вы, всегда все делаете по
уставу, являете собой образец ревностного
отношения к службе, политически грамотны,
по-большевиетски принципиальны, если вы
всегда опрятно одеты, точны, то поверьте,
что подчиненные станут смотреть на вас
Kak на пример для себя, будут стараться
‚подражать вам. Иные офицеры жалуютея на
нерадивых подчиненных, а посмотришь по-
внимательнее на такого жалобщика и ви-
дишь, что сам он позволяет себе появляться
в неряшливом виде, на побудку не ходит, на
приборках присутствует редко, по службе
отстает, газеты читает редко. Личный при-
мер в приобретении авторитета играет, с мо-
ей точки зрения, решающую роль. Молодым
офицерам это следует помнить.

Второе основное условие приобретения aB-
торитета у подчиненных — это знания, Ес-
ли офицер знает дело, матросы проникаются
Е нему уважением. В этой связи мне вепо-
минается один случай. Вице-адмирал Ун-
вовский участвовал еще в первой мировой
войне, будучи тогда лейтенантом, команди-
ром башни. Так он рассказывал, что когда
его матросы изучали устройство башни, то
им показалось, что верхнее броневое покры-
тие башни слабовато. Они усомнились: не
пробьет ли его снаряд, еели попадет сверху?
С этим вопросом они обратились к лейтенан-
ту Унковскому. Хорошо зная свою специаль-
ность, Унковский ответил им, что снаряд не
пробьет броню, и об’яенил почему. И вот
случилось так, что в первом же бою снаряд
действительно угодил в крышу башни и не
пробил ее. С тех пор командир башни стал
для матросов авторитетом. Такова сила, зна-
ний. Если матросы будут видеть в вас лю-
дей, политически грамотных, знающих и
понимающих свое дело до деталей, они про-
никнутся к вам глубоким уважением.

И, наконец, несколько слов о старшинах.
Бесспорно, что старшина для молодого офи-
пера—первый помощник. Но не нужно пе-
ликом перекладывать на него вею воспита-
тельную работу с матросами. Старшина. —
непосредственный начальник и воспитатель
матросов. Но это не значит, что воинское
воспитание матросов можно целиком возло-
Жить только, на него. Воинское воспи-
тание — и ваше офицерское дело;

Таковы некоторые мои совзты,

СВОИМИ СИЛАМИ

Группа офицеров Н-ского подразделения
недавно взялась своими силами оборудовать
учебный класе бомбардировочной подготов-
ки. Капитаны Саакян и Шевцов, старший
техник-лейтенант Калинин изготовили ряд
макетов учебных приборов; вооружения, со-
ставили таблицы, схемы и другие пособия,
способствующие прочному усвоению зна-
ний, необходимых летчикам и штурманам
для выполнения учебных заданий по бом-
бометанию.

В подразделении своими силами скон-
струировали и изготовили очень интерес-
ный учебно-тренировочный прибор, в мини-
атюуе представляющий собой батчлер. Де-
монстрируя действие этого прибора, капитан

акян занимает место штурмана. Подгото-
вив данные для бомбометания, он Включает
приборы. Одна за другой на Макетё вепы-
хивают красные и зеленые лампочки-—это

«падают на цель бомбы». Цель видна на
движущемея под «кабиной» бомбардиров-
щика полотне, на котором изображена при-
легающая к аэродрому местность. Бомбоме-
тание закончено. Полотно останавливается,
и при ярком свете лампочки, загоревитейся
под полотном, видно, куда упали «бомбы»,
брошенные штурманом.

Прибор, созданный офицерами Саакяном,
Шевцовым и Калининым, является хороптим
средством тренировки штурманов.

Капитан Л. КУЛАВСКИЙ.

Северный флот. Старший штурман, девиатор гидрографического отдела
3 ранга П. Бобровников. С 1931 ‘года ваходится офицер Бобровников на Севере.
За эти годы он стал болышим специалистом штурманского дела,

капитан

; Фото Н. Веринчука.

Командир

В уставах наших Вооруженных Сил
евонцентрирован огромный опыт обучения
и воспитания войск. Точное выполнение
всем личным ‹оставом требований уставов
гарантирует высокую ‘организованность ча-
сти, ее постоянную боевую готовность. Вот
почему выполнение требования — жить и
учиться по уставам — являетея первооче-
редной и главной задачей наших ‹олдат,
матросов, старшин, сержантов и офицеров.
Большинство офицеров авиационных ча-
стей ВМС это требование настойчиво про-
водит в жизнь, и, как правило, подчинен-
ный им личный состав добивается еерьез-
ных успехов в боевой и политической под-
тотовке. Подразделение, которым командует
офицер Ситнов, уже длительное время ва-
нимает по всем показателям первое место в
части. Личный ‹остав упорно совершенет-
вует летное мастерство, в отличном состоя-
нии содержит материальную‘ часть, строго
соблюдает дисциплину и порядок.

Как достигнуты такие успехи?

В основу всей своей деятельности офицер
Сатнов положило воспитание у всех подчи-
ненных привычки жить по уставам;
Командир сам придает этому первостепен-
ное значение и учит своих помощников
искусству воспитания подчиненных. Он
всегда подчеркивает, что умение воспиты-
вать не приходит само 6060й, поэтому
систематически бэоседлует © офицерами, ор-
ганизует обмен опытом воспитания подчи-
ненных,

Недавно В подразделение прибыла газе-
та, в которой была, напечатана, статья «Ве-
чером в каюте командира»: В этот же день
т. Ситнов. собрал всех офицеров, прочел
статью, прокомментировал ее, привел при-
меры из жизни подразделения, показываю-
щие, как нужно воспитывать подчиненных,
как добиваться высокой дисциплины. (®ве-
щания, на которых т. Ситнов разбирает
формы воспитательной фаботы и ‹рекомен-
дует лучшие из них, оказывают сушествен-
ную помощь офицерам.

Но регулярно проводимые совещания
офицеров — не единственная форма обуче-
ния искусству воспитания подчиненных.
Командир часто сам приходит в кубрик ря-
дового состава, беседует. с матросами;  ‘сер-
Жжантами. Нередко т. Ситнова можно за-
стать в комнате офицеров, где он дружески
советует, как нужно поступать, что-
бы быстрее решить главные задачи, елоя-
щие перед пюдразлелением..

Большое значение командир: подразделе-
ния придает пропаганде боевых традиций
Советских Вооруженных Сил и, в частности,
героических подвигов воинов подразделе-
ния. За время Отечественной войны здесь
выросли замечательные люди — Герои (9-
ветекого Союза. Портреты: этих верных сы-
нов народа находятся на видных местах. 05
их боевых делах знают все военнослужа-
щие подразделения, на их примере воспи-
тываютея любовь к воинской службе, пре-
данность великой Родине и большевистской
партии.

Все эти формы воспитательной работы
командир подразделения сочетает © высо-
кой требовательностью к подчиненным, за-
ботой об их отдыхе. Часто ‘встречаясь ©
юдчиненными не только на службе, HO и
вне ее, т. Ситнов прививает им любовь Е
своему подразделению, сплачивает кол-
лектив. В своем . стремлении сплотить
коллектив командир с помощью пар-
тийной и комсомольской организаций уме-
ло использует все формы массовой работы,
проводимой, в частности, в дни отдыха лич-
ного соетава. Эти дни проходят в подразде-
лении настолько весело. и увлекательно,
что увольняются в город буквально едини-
цы. И это неудивительно. Вот обычный во-
скресный день. На спортивной площадке
подразделения были проведены — итры
футбольных и волейбольных команд, еорев-
нования по легкой атлетике. От берега отхо-
дят шлюпки. В гости к авиаторам приехали
семьи офицеров, дети из подшефного под-
`азлелению летекого дома, родители кото-
рых погибли во время Отечественной вой-
ны, Вечером состоялся конперт самодеятель-
ности. Каждый мог заняться тем, чо ему
больше нравится, Зачем же увольняться из
части?!

учит жить

по уставам

Партийная и комсомольская организа-
ции — крепкая опора Ситнова. Они ведут
воспитательную работу равномерно, без
рывков. Не в пример некоторым другим ор-
танизациям здесь вопросами дисциплины
занимаются ‘не тотда, когда коммунист или
комсомолец нарушит воинокую дисципли-
ну, а повседневно, систематически, чтобы
предупрелить эти проступки.

гардную роль коммунистов и комеомольнев,
за обеспечение высокого’ уровня боевой п
политической подготовки является основой
всей их работы, Вот, например, что было
проделано в этой области только за три
месяца. Партийное бюро заслушало доклад
секретаря комсомольской организации о
борьбе комеомольцев за укрепление воин-
ской дисциплины. Ча партийном собрании
коммунисты обсудили ‘вопрое о состоянии
воспиталельной работы и задачах парторга,-
низации. По инициативе парторганйзации
коммунисты провели беседы: «Дисциплина
в полете — залог безаварийной работы»,
«Учиться летать, ках летают. лучшие лет-
чики нашего подразделения». . Партийное
бюро заслушало доклады коммунистов Ар-
сентьева, Карпова и других, как они вы-
полняют свою авангарлную роль.в боевой
учебе. Затем было проведено совещание, на

котором коммунисты-офицеры обменялись’

опытом воспитательной работы.

Коммунисты этого подразделения на де-
ле осуществляют свою передовую роль в
боевой подготовке. 06 этом свидетельствует
хотя бы тот факт, что на протяжении лли-
тельного времени ни один из них He Hapy-
шил требований уставов.

В сожалению, хороший опыт воспитания
личного состава, накопленный в подразде-
лении”т. Ситнова, еще He стал дослоянием
всех офицеров и руководителей партийных
и комсомольских организаций части. Вот,
например, подразделение майора Кудрявце-
ва. В нем много говорят о необходимости
воспитания, сам командир часто проводит
совещания, на которых заслушивает под-
чиненных ему офицеров, но все это делает-
ся больше для формы. Подлинные при-
чины = случаев нарушения ‹ войнекой
дисциплины и порядка не векрыва-
ются, и, естественно, не принимаются меры
6 устранению причин, вызывающих эти
нарушения.

Как-то вомандир подразделения Кудряв-
цев обязал всех подчиненных ему. офицеров
планировать свою деятельность

«Воинская дисциплина и воспитание». На
первый взгляд, это дело хорошее. Но пла-
ны эти, никем не. контролируются, в pe-
зультате они теряют. свое значение.
Вомандир звена старший лейтенант
Червяков в своем плане в разделе «Диецип-
линз и воспитание подчиненных», . напри-
мер, пишет: «Весь месяц держать тесную
связь с партийной и комсомольской органи-

зациями путем информации. парторта п.

комсорга». В плане работы командира, аве-
на старшего’ лейтенанта, Федько записан та-
кой пункт: «Всемерно повышать состояние
воинской дисциплины и внутреннего- ^по-
рядка». А как это надо делаль. какие gop-
мы использовать, тт. Червяков и Федько не
знают. Общие. девларативные пункты их
планов, конечно, мало действенны. 06a
этих молодых командира звеньев хотят пра-
Вильно воспитывать людей, но не умеют
это делать, и их никто не учит.

Партийная ‘организация подразделения
(секретарь т. Шибаев) вопросами’ дисцип-
лины занимаетея лишь тогда; когда’ кто-
нибудь из коммунистов или комсомольцев
совершит проступок. Меры прелупредитель-
ного характер» не принимаются.

Мы рассказали © двух подразделениях.
Совершенно очевидно, что большего успеха
AOOHIOCh то подразделение в котором
командир настойчиво учит своих подчинен-
ных жить и учиться по уставам, 10 под-
разделение, в котором партийная и комео-
мольская организации на деле помогают
командиру в решении этой важнейпей за-
дачи.

Полковник С. ДРАБКИН.

Борьба ва
укрепление воинской дисциплины, за ‘аван-

, каждый.
месяц и в план обязательно внести раздел

1 июля 1948 #.. чётверг» № 154 (2948)

Летняя практика

Курсанты
управляют. огнем

курсант Горячев. Руководитель стрельбы
капитан-лейтенант Булкин дает вводную:
— Правый борт 70, цель... Открыть

отонь!
~ ~— Есть открыть

огонь.

ные данные первого’ залпа. Затем, введя по-
правки на баллистические и метеорологиче-
ские условия стрельбы, командует:

— Орудия зарядить...  Приетрелка...
Залп.

Времени на подготовку первого залпа по-
трачено на 14 секунд меньше, чем. по-
ложено по нормативам.

Закончив пристрелку; курсант Горячев
переходит к стрельбе на поражение. Резуль-
таты отличные. р

Руководителю не пришлось сделать курз
санту Горячеву ни одного замечания.
Команды последнего были четки, он ‘быстро
ориентировалея в обстановке, своевременно
вводил корректуры. oo

Первые практические подготовительные
стрельбы, проведенные курсантами на борту
корабля Н., показали, что будущие офице-
ры приобрели в училище прочные теорети-
ческие знания правил управления артилле-

‘рийским огнем и умеют их применять.

Отличную оценку на этих стрельбах поз
лучили курсанты Малаховский, Цейтлин,
Угольков, Ванник, Горячев, Карлсон и мно-
гие другие. Выполняя обязеннести управ-
ляющих огнем, они действовали уверенно,
быстро, четко. Лучшие показатели дал
Класс, где старшиной Пятайкин: 90 про-
центов курсантов получило отличные и
хоропгие оценки и десять — удовлетвори-
тельные.

Корабельный состав во многом помог бу-
дущим офицерам добиться таких результа
тов. Практические стрельбы хорошо и беспе-
ребойно обеспечивали орудийные раече-
ты, возглавляемые главным старшиной Сы-
чевым и старшинами 1-й статьш Гаркуш-
кой и Кирпой. Общее руководство стрель-
бами осуществляли офицеры Макаров и
Нбвик. :

После учений был проведен разбор стрельб;
Курсанты по’ очереди докладывали, как они
управляли огнем, › обосновывали каждую
поданную ими команду, а некоторые из
них тут же указывали на ошибки или не-
точноети, допущенные ими. После каждом
такого доклада ‘преподаватели подводили
итоги и давали предварительную оценку.

Майор А. КУЗЬМИЧЕВ,

V_—_— SS

Выпуск ШКОЛЫ юЮНгГов

На-днях группа. юношей, окончивших кух
обучения в школе юнгов Миниетеретва: рыб-
HOH промышленноети СССР, вышла в пла-
вание по Ладожекому озеру. На моторно-па-
русном судне. <Штоум», постраениек све-
циально для школы Петрозаводеким судо-
ремонтным заводом, юнги будут на практи-
ке закреплять свои знания, полученные. в
классах, а эти знания, надо отметить, до-
вольно основательные.

Под руководством капитана дальнего
плавания В. Гринфельда warn хорошо пзу-
чили морское дело. Судовую механику пе-
подавал опытный инженер-механик В. Ва:
шин. Выпускники знакомы с устройст-
‘BOM судов, навигационными приборами,
умеют пользоваться картами, определять
курс по компасу. За три года учебы юнгя
каждое лето прохолили практику на рыбо-
ловецких судах в Баренцевом и Белом м0-
рях, на Онежеком и Ладожском озерах.

Осенью выпускники будут аттестованы
на капитанов и мотористов рыбацких м9-
тоботов. Это будет первый: выпуск школы,
которая находится в поселке Лахденклоля,
расположенном на живописном берегу Лз-
дожекого. озера.

Сейчас школа готовится к новому набору.
Строится ‹ слесарно-механическая мастер-
окая, сооружается физкультурный городок,

И. БЕРШАНОВ.

- В. ГОСТЯХ У ВОЕННЫХ МОРЯКОВ

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 30 июня. (Корр.
«Нрасного Флота»). На борту корабля Н.

побывала группа воинов во главе е [е- -

poem Советского Союза старшим лейтенан-
том Патрушевым. Гости познакомились с
Жизнью и бытом воеяных моряков, ©
устройством и боевой техникой ‘корабля.

Прощаясь © моряками, Герой Советском
Союза старший лейтенант Патрушев тепло
поблатодарил их за радушный прием я 1о-
желал им новых успехов в учебе.

Воины пригласили моряков побывать у
них в части,

Книга о боевых делах
торговых моряков
в Отечественной войне

Группа капитанов Черноморского паро-
ходетва закончила работу над историческим
очерком 0б участии торговых моряков и
портовиков. в боевых операциях на Чернох
море в годы Великой Отечественной войны.
Авторы очерка собрали воспоминания знат-
ных людей флота и портов, использовали
много личных документов участников
войны.

В первом разделе книги описывается
участие моряков и портовиков в обороне
Одессы. Интересный документальный ма-
териал собран авторами об участии торго-
вых моряков в обороне Севастополя, десант-
ных операциях в Крыму. В специальном

ского флота — партизанах, боровшихея е
неменко-фашистскими захватчиками.
Заключительные страницы книги поевя-
щены восстановительным работам в Черно-
морском бассейне, перспективам его разви:
тия в новой сталинской пятилетке,
Н. КИШИНЕВСКИЙ,

Одесса.

На командном пункте управления огнем

Курсант отыскивает цель, готовит исход-

\
разеле рассказывается о работниках мор- {

м

`

}

a eet eee ee) aie ieee а nad ee ee ee aS