2 июля 1

ЕЕ

Рассказы
произв

49 Г., пятница, № 155 (2949)

quest

новаторов
одства

Встреча курсантов-артиллеристов
с лауреатами Сталинских премий

ый ох месте расположился ла-
ВВ обо See а
роны. Здесь они проходят лет-
нюю практику, закрепляя свои теоретиче-
ские знания непосредетвенно у артиллерий-
ских установок и на тактическом поле.

Но как бы ни быт загружен день, кур-
санты ‘находят время почитать свежие но-
мера газет, послушать радио. Курсанты жи-
BO интересуются событиями, происходящи-
ми в стране. Большой интерес, в частности,
вызвало присуждение Сталинских премий
за выдающиеся изобретения и коренные
усовершенетвования методов производетвен-
ной работы за 1947 год. Возникла мыель
организовать встречу © лауреатами Сталин-
ских премий.

И вот недавно эта встреча состоялась.

В расположение лагеря приехали главный
инженер Рижекого стекольного завода
т. Чередниченко и начальник цеха этого
же завода Жание Зуймач. Курсанты и офи-
церы училища тепло встретили дорогих го-
стей. Помощник начальника политотдела,
TO комсомольской работе старший лейте-
нант Коломин открыл собрание. Когда он
‚ сообщил, что Павел Чередниченко долгое
время служил краснофлотнем на подводных
лодках Черноморского флота, & во время Ве-
ликой Отечественной войны возглавлял по-
литолдел соединения, сражавшегоея на
Балтике, раздалиеь аплодисменты.

..Отаршгий лейтенант Коломин  предо-
ставляет первое слово т. Чередниченко.
Бывший моряк поднимается на трибуну, но
ему долго не дают говорить. Юду слы-
Maven приветствия представителям новото
отряда лауреалов Сталинской премии.

’ —_ Великому Сталину, воспитавшему из
среды рабочих, крестьян и советокой ин-
теллитенции замечательные кадры строй-
телей коммунизма, ура!

’ Эти слова, произнесенные в ответ Пав-
лом Алекссевичем Чередниченко, вызыва-
ют бурные аплодисменты. Вурсанты и офи-
церы, все собравшиеся приветствуют друта
и вождя, отца и учителя, организатора всех
наших побед великого Сталина.

Встреча с лауреатами Сталинской премии

надолго останется в памяти того, кто на ней
присутствовал. Передав собравшимся при-
вет от всего славного коллектива Рижекого
стекольного завода
т. Чередниченко начал свой рассказ о про-
изводстве стекла, о его назначении в быту,
в промынгленности и в обороне страны. На
ярких примерах он показал, что первыми
начали произволить промышленное стекло
русские люди. Великий ученый Михайло
Ломоносов, например, первым открыл секрет
производства цветного стекла.
’ —.Иу наших pyccrux стекловаров, —
товорит т. Чередниченко, — учились фран-
цузы и англичане, немды и американцы.
До 1924 года стекло готовилось ручным
:61060бом. Это была изнурительная работа.
С помощью легких рабочий за смену выду-
вал 1,5 кубических метра стекла. Век
стеклодува был 40 лет. Часто же рабочие
слекольных заводов умирали в возрасте
30—32 лет. Большевистская партия и ©9-
ветское правительство поставили задачу:
как можно быстрее перейти на механизи-
рованное производство.

В том же 1924 году был построен в
Донбассе первый механизированный ere-
кольный завод. Резко повыеилаеь произво-
дительность труда. Уже перед войной в
СССР не было ни одного стекольного заво-
qa, где бы не было механизации. По произ-
водетву стекла СССР оботнал многие стра-
ны, Наши стекловары вырабатывали 8a
чае 50—55 погонных метров стекла. От-
дельные же стахановцы, как, например,
горьковчанин Карасев, довели выработку
стекла до 70 метров в час.
°’ B 1946 году в Москве состоялось ‘сове-
щание знатных стекловаров нашей страны.
На этом совещании выступил 1. М. Вагано-
вич, который призвал фаботнихов стеколь-
ной промышленности увеличить выпуск

стекла.
  = Родина требуег стекло, и мы дадим
e,— ответил первый лауреат Сталинской
премии из семьи стекловаров стахановец
т. Карасев. — Обязуюсь довести выработку
в чае. Выражаю на-

Командир эскадрильи

Капитан Мещерин прибыл B H-cryto
эскадрилью в январе этого года. Вее были
уверены в способности нового командира
повести эскадрилью по правильному пути.
В штабе знали, что он -—— бывалый летчик,
‘державший не ‘одну победу в боях с вра-
TOM па море, с твердым характером и во-
дей, обладающий опытом руководства и Op-
ганизаторскими способностями. Но было из-
вестно и то, что капитан Мещерин в про-
Шлом совершил серьезную ошибку, за ко-
Торую понес суровое наказание...

Богатый опыт офицера Степанова, его
умение изучать людей, командирское чутье
подсказывали, что капитан Мещерин пра-
ВИЛЬНО воспринял те меры воздействия, ко-
торые полтора тода назад были в нему
применены, глубоко осознал свои ошибки и
‘делал из них необходимые выводы. Он
был убежден, что Мещерия больше не по-
ориг этих ошибок, сумеет организовать
учебу, руководить подчиненными, воспиты-
вать их, сумеет выправить имеющиеся в
эскадрилье недочеты, увлечь весь ЛИЧНЫЙ
состав на борьбу за первенетво в части, ко-
1Т0р0е когда-то держала эекадрилья.

Первые же’ лви показали, что офицер
(Яепанов не ошибся. С приходом Memepuna
в эвкадрилье стал строго’ соблюдаться рас-
Порялок дня, исполнение каждого приказа-
НИЯ вонтролировалось, НИ ОДИН проступов
1 овтавалея безнаказанным. Новый коман-
Дир в 10 же время поощрял отличивимихся,

10 достоинству отмечал старательных офи-
Церов, старшин, сержантов, матросов.

( самого начала своей деятельности ка»
итан Мещерин взялея за совершенетвова-

ние учебной базы. Работу пришлось проде-
лать очепь большую. Нужно было восста-
OBITS помещения, привести их в порядок»
оруловать пособиями. Помощь комамдиру

«Сарканлаугавы»,

дежду, что моему примеру последуют дру-
гие...

— Яи начальник цеха стекольного 3a-
вода «Саркандаутавы» Жанис Зуймач,—
продолжал т. Чередниченко, — © которым мы
познакомились поеле войны и крепко по-
дружились, приняли вызов советского па-
триота Карасева. Возвращаясь е совещания,
по пути из Москвы в Ригу мы подробно 0б-

мы вдвоем оставались по ночам на заводе,
упорно и настойчиво искали новые способы
успешной вытяжки стеклянной ленты. Мы
искали и нашли. От знаменитой лодочки
бельгийского инженера-стекловара Фурко
осталиеь рожки да ножки. Мы изобуели
свою лодочку, лодочку завода «Саркандау-
тавых...

—=Эта лодочка продолжал т. Чередни-
ченко,— позволила нам увеличить скороеть
выработки стеклянной ленты до 66 метров
в чае. Но это была лишь первая победа. За
ней вскоре последовала другая, третья...
Норма росла изо дня в день, 76...
123... 146 метров стеклянной ленты в час!

Таков неуклонный рост производительно-
сти новой машины, изобретенной. советеким
инженером коммунистом Павлом Алексееви-
чеи Чередниченко. За десять месяцев
1947 г. завод дал стране 1 млн. 100 тыс.
метров стекла, вместо предусмотренных
500 тыс. метров по плану.

В заключение т. Чередниченко ознако-
мил . курсантов, офицеров, матросов, €Tap-
шин и сержантов с устройством «лодочки
Чередниченхо», рассказал принцип ее ра-
боты. Он выразил благодарность советскому
правительству и лично товарищу Сталину
за присуждение ему и его другу и соратни-
ку по работе т. Зуймачу Сталинских пре-
Mui.

— В ответ на уешение советекого пра-
вительства, — закончил свое выступление
т. Чередниченко, — мы обязаны довести
производство стекла на одну машину до
200 метров в час. Мы, большевики, слов
на ветер но бросаем, раз говорим, значит
так и будет, и вы скоро услышите, что. свое
обязательство мы выполнили.

Тепло встретили присутствующие появ-
ление на трибуне начальника цеха завода

...

прослушали с большим вниманием, Безот-
радно пропелое. Жаниса. В буржуазной Лат-
BUH он не мог найти себе работу. Поеле
долгих скитаний ему, наконец, в 1928 году

Он был безгранично счастлив, что нашел
себе кусок хлеба. Но это «ечаетье» было
недолгим. Через три месяца завод закрылся,
и Зуймач оказался безработным,

— Только советская власть дала нам,
трудящимея латьшиам, право на труд, на
счастливую, радостную жизнь. Это хорюшо
ВИДНО на примере нашей еемьи Зуймачей.
Старший ‘брат’ поелеспнобеды советской влз-
сти стал директором стекольного завода,
второй брат и я стали маетерами. Старший
брат уехал на учебу в Москву, а меня на-
значили начальником цеха. Мог ли я, про-
стой рабочий, раньше мечтать об этом? Нет!

— Мой честный труд на благо совелской
Родины высоко оценен. Вак знатного стаха-
новца трудящиеся Риги избрали меня де-
путатом Верховното - Совета Латвийской
ССР. Я © еще большей настойчивостью и
упорством стал работать. Вместе с главным
инженером завода, депутатом Рижского гор-
совета т. Чередниченко и под его руковод-
ством рабочие моето цеха дали рекордную
выработку стекла — 145 помнных метров
на одну машину в чае!

— Много было у меня за время сущест-
вования Советской Латвии радостных дней.
Но особенно памятной датой считаю день,
когда я узнал постановление Совета Мини-
стров СОСР о присуждении мне Сталинской
премии, ;

С ответным словом выступили курсан-
ты-артиллеристы тт, Буряченко и Блю-
мин. От имени всех присутствовавших на’
собрании они поблагодарили гостей и заве-
рили их, что CO своей стороны приложат
все силы к тому, чтобы успешно закончить
летнюю производственную практику,

Майор Ф. МЕДВЕДЕВ.

В этом важном деле оказали партийная и
комсомольская организации. На специаль-
ном еобрании Мещерин обратилея к комму-
нистам и комсомольцам ев призывом: при-
нять активное участие в улучшении учеб-
ной базы, добиться, чтобы класеы стали
лучшими в части, чтобы в них можно было
плодотворно учиться, успешно осваивать
технику, обогащать евои теоретические зна-
HUA.

Работа закипела. Большинство коммуни-
тов и комсомольцев в сжатые сроки вы-
полняло задания. За ними шли беспартий-
ные, Вскоре во вновь оборудованных клас-
сах уже проводились занятия, Особенно от-
личившимея при оборудовании учебной базы
штурману Празник, летчиву Рогову и дру-
гим командир об’явил благодарность.

Капитан Мещерин все время напоминал
офицерам 0б их ответственности за пору-
ченный участок работы, требовал больше
внимания уделять воспитанию подчинев-
ных, неустанно заботиться о соблюдении
дисциплины и порядка, На конкретных при-
мерах он учил офицеров пользоваться ©во-
ими правами. Так было, например, со стар-
шим лейтенантом Вуняевым. В ето звене
люди попрежнему опаздывали на постро-
ение, парушали форму одежды. РВуняев ни-
каких мер не принимал; «забывал» нака-
зывать нарушителей дисциплины. Капитан
Мещерин указал командиру звена на вред-
ность такой практики и решительно потре-
бовал от него смелого и полного использо-
вания своих дисциплинарных прав. Это был

урок и для других.
Командир эскадрильи систематически
проверял выполнение своих распоряжений.

` Ежедневно за десять минут до утреннего

построения он вызывал весь руководящий
состав эскадрильи и требовал доклада ©

——

судили план наших действий. Долгое время

«Саркандаутавы» Жаниса Зуймача. Его ко-
роткую, но горячо произнесенную речь все

удалось устроиться на стекольный завод.

ПЕ р Е В 2

—===емьхмньЪм—м Е
а

г

КИНОФИЛЬМ.
ПОСТУПИЛ НА БАЗУ

К чему приводит
небрежное отношение
к народному имуществу

На кинобазу флота с копировальной фаб-
рики поступает новая картина. Монтажни-
цы < помощью специальной эптаратуры тут
же определяют техническую голнобть каж-
дой части. Велед за этим проверяются: про-
енция и звучность картины, и лишь потом
пинофильм включаелся в репертуарный
план и выдается для демонстрации на ко-
рабли и в части, базовые клубы и Дома
офицеров.

Как известно, пленка кинофильма рас-
считана на определенный срок службы.
Этот срок зависит не только от качества
пленки, но и от умения обращаться © нею,
от своевременного устранения тех или иных
дефектов.

Иеправноеть киноаппаратуры, опытноеть
механика, бережное отномение к каждому
сантиметру киноленты позволяют продлить
ЖИЗНЬ кинокартин и дают возможноеть по-
‘казать их тысячам новых зрителей. За веем
‚этим должен быть неослабный контроль co
стороны работников кинобазы и кинойнже-
неров, равно как и отделов снабжения фло-
тов и флотилий.

Большинство работников наших кинобаз
добросовестно  относилея к сбережению
фильмов. Они следят за тем, чтобы кино-
пленка была определенной эластичности и
влажности. Они знают, что малейшее ее
повреждение сразу же подскажет, что с ки-
ноустановкой не все блатополучно и нуж-
НО ©е ремонтировать или настраивать. Но
только усилий работников кинобазы как
можно дольше сохранить каждый кадр
пленки недостаточно. Многое мотут и дол-
жны сделать киномеханики, непосредетвен-
HO цемонстрирующие картины.

Б сожалению, не везде еще выполняются
правила хранения И технической эксплоа-
тации картин. На Н-ской кинобазе в поме-
щении, где хранятся ленты, отсутетвует
нриточно-вытяжная вентиляция, поэтому
тут не обеспечено удаление газов, выле-
ляемых кинопленкой. В этом помещений
‘Her даже обыкновенного стенного термо-
метра, чтобы с его помощью подлерживать
нужную температуру. Ona определяется
«на-глазок». Разность температуры ведет к
тому, чо жестяные коробки и ящики, в ко-
торых упакованы фильмы, ржавеют, a ITO
сказывается на пленке.

Недавно мы были свидетелями следую-
щего случая. Старшая монтажница Палюва
взяла коробку с фильмом. Векрыть коробку
руками ей не удалось. Тогда она ударила ею
© цементный пол. Только тогда 0т нее от-
делилась крышка. И aro проделывалось
монтажницей в то время, когла перел гла-
‘зами ве висела инструкция: «Коробки дол-
жны плотно закрываться и свободно, 6е3
применения инструментов открываться».

Но свидетельству работников этой вино-
базы, повреждения коробок, ящиков и пае-
нок происходят из-за нерадивости - отдель-
ных киномехаников. Из месяца в месян

`прихолится составлять акты. на снижение

процента годности картин, которые прини-
MawTca OT механика Лукина и механика
Жильцова. Но других мер, кроме актов, шю-
тив порчи картин, к сожалению, не прини-
мается. ИЕ

Отделение снабжения политотдела в на-
але года хотело провести сбор киномехани-
ков кораблей и частей. Было запланирова-
Но’ изучить на этом сборе различные вопро-
сы экоплоатации и ухода. за виноустанов-

ками, правила демонстрации фильмов, про-

тивопожарные меры и т. п. Но это хорошее
намерение и поныяе не осуществлено.

С утра до ноздаего вечера в Н-екой ки-
нобазе не прекращается шелест пленки.
Это монтажнипы проверяют техническую
тодность картин, обрезают и подклеивают
перфорацию в местах подсечки. Работу эту
можно значительно сократить, добивигиеь
правильного хранения и эксплоатации
пленки.

Давно пора навести порядок в сбереже-
нии кинофильмов. Делать это надо не толь-
ко на кинобазах флотов ‘и флотилий, но и
непосредственно там, тде фильмы” демон-
стрируютея. 06 этом лолжны всегда 3а00-
титьея работники политотделов и замести-
тели командиров по политической части.

_— Майор Н. ОГНЕВ.
(Корр. «Красного Флота»).

проделанной накануне работе. Внимательно
выслушав каждого офицера, командир г0во-
рил, что еще нужно сделать, учил, как это
сделать. Такие короткие совещания прине-
сли большую пользу. На одном из первых

совещаний капитан Мещерин вскрыл недо-

статки в деятельности одного командира
звена. Он указал, что этот командир звена,
по существу, не знает, что делается в зве-
не, не знает, кто нарушает уставы, и здесь
же Мещерин перечислил фамилии нарушите-
лей дисциплины. Командир звена был уди-
влен столь полной и точной осведомленно-
стью Мещерина. Все присутствующие поня-
ли, что капитан Мещшерин по-настоящему
изучает личный состав, в курсе всех собы-
тий, происходящих в эекадрилье.

Этот разговор руководящий состав под-
разделения запомнил надолго. Чтобы не: по-
пасть в такое же положение, как командир
звена, все командиры звеньев стали сами
строго контролировать поведение и деятель-
ность подчинённых, чаще бывать в кубри-
ках сержантов и матросов, беседовать с
НИМИ,

Каждую субботу капитан Мешерин про-
водит совещания, на которых его замести-
тель, флагманские специалиеты, командиры
звеньев, инженер отчитываются © `‘проде-
ланной работе, вносят предложения, kan
еще улучшить организацию и качество 00-
евой подготовки. Обобщив доклады, коман-
дир дает оценку проделанной работе по
службам и звеньям за неделю и ставит оче-
редные задачи. В начале кажлото месяца
проводятся собрания личного состава. 0ео-
бый упор на этих собраниях делается на
состоянии дисциплины, ходе боевой и поли-
тической учебы, на устранении имеющихся
недостатков.

(тенная ‘газета, которая обычно выходит
еразу поеле собрания, мобилизует внимание
хичного состава на устранение недостатков,
Активное участие в ней командира и дру-
гих руководящих офицеров делает ее авто-

кргАСПЫЙ ФЛОТ

Северный флот. Успешно выступает в розыгрыше первенства города по футболу
команда военных моряков. На снимке: момент игры на первенство города между

командой «Динамо» и флотской командой. Победили моряки со счетом 4:0.

Фото Н, Веринчука.

Учеба агитаторов

Больше года работает агитатором комсо-
молец матрос Болтовский. Он с честью вы-
полняет это почетное поручение. В течение
последних восьми месяцев т. Болтовский
провел свыше 60 групповых бесед со своими
товарищами по службе. Он рассказывал им
0 трудовых подвигах рабочих Урала и Дон-
баеба, о высоком патриотизме советекого
крестьянства в борьбе за выбокий урожай,
0 событиях в Греции и успешном наетупле-
нии народно-освободительных войск Витая, 9
боевых традициях советских моряков, о роли
катерников в Отечественной войне и о зада-
YaX, которые предстоит. вытюлнить экипажу
катера.

Широкий круг вопросов осветил в своих
беседах т. Болтовекий.

Но агитатор не ограничивается только бе-
седами; Он организует коллективную читку
газет, отбирая для этого наиболее важный и
злободневный материал, сам провел громкую
читку таких. художественных произведений,
как «Молодая гвардия», «Повесть о настоя-
щем человеке», «Счастье».

Значительное внимание т. Болтовсвий
уделяет в своей политической агитации во-

`просам боевой учебы личного состава. Яв-

Ляясь сам передовиком боевей и политиче-
ской подготовки, он оказывает помошь м0-
лодым матросам, ставит в пример лучших
воинов, критикует отстающих, призывая
всех добросовестно и честно выполнять свой
воитекий долг перед социалистической Po-
Диной. :
Таких агитаторов, как т. Болтовекий, ва
кораблях и в частях флота много. Они ведут
большую и, полезную работу, оказывая су-

щественную помощь командирам и партий=

ным организациям в политическом и воин-
ком воспитании матросов.

Разумеется, деятельность агитаторов бу-
дет тем успешнее, если будет лучше обеспе-
чено повышение их теоретических знаний,
обучение практике работы.

Задача заключается в том, чтобы агитатор
свободно ориентировалея в текущих собы-
тиях, умел правильно, толково и доходчиво:
раз’яснить полигику нашей большевистской
партии и Советского госуларетва, задачи,
поетавленные перел флотом Министром Bo-
оруженных Сил СССР.

В последнее время; особенно после отчет-
но-выборных партийных собраний, отдель-
ные политорганы стали значительно больше
уделять внимания учебе агитаторов. Так,
в Н-ской части практикуется регулярное
проведение однодневных сборов — семина-
ров агитаторов. Перед
обычно изучаетея опыт агитационной ра-
боты -агитаторов, их требования, запросы
и пожелания, что: учитызаетея при. плани-
ровании содержания работы семинара.

Особенно хорошо прошел последний сбор
атитаторов этой части. Агитаторы проелу-
шали лекцию 06 отношении большевист-
ской партии и Советекого государетва в ре-
лигии -и церкви, которую прочел офицер

Гудовский, доклад офицера Полянского «