В шторм на шлюпке

О чем говорят ‘записи в блокноте капитана 3 ранга Баскина

мои записи в этом блокноте. Он служал
нам чем-то вроде вахтенного журнала. По-
беседуйте с командой. И. картина будет. до-.
вольно полной...

Картонные крышки блокнота были осно-
вательно помяты. Углы их загнуливь и
поистрепались. Многие страницы были за-,
литы^ водой, и убористые карандашные
записи кое-где расплылись большими свет-
лолиловыми. пятнами.

Первая запись, которой открывался этот
необычный -«вахтенный журнал», гласила:
«Отошли от: борта корабля. Идем? левым
талеом. Куре — ост. Ветер — 1,5: баллах.

Охнако, чтобы читателю все стало ясно,
рассказ следует начать с событий, которые
произошли несколько ‘раньше...

а.

Корабль Н. стоял на открытом рейде.

Днем шлюпки были спущены -на воду:.
проводились учения, выполнялись различ-
ные хозяйственные работы. Поздно вечером
их поставили на бакпетов.

Ночью поднялся сильный ветер. Вахтен-
ная служба не приняла’ нужных мер, и
когда .расевело, то оказалось, что одну из
шлюпок сорвало и ‘унесло в море. Вомандир
приказал канитану.  3 ранга Баскину ото-
брать гребцов и выйти на поиск.

Сборы были недолгими. Ероме обычного
шлюпочного вооружения капитан 3 ранга
велел положить в шлюпку запасные конпы,
топор, ножи, кружки, ложки. В резиновый
мешок занаковали пятидневный запас про-
дуктов, ракеты и спички. Нашлись на ко-
рабле люди, которые: не улержались от
иронических замечаний, наблюдая ‘за та-
кими тщательными приготовлениями. Ho
Баскин руководствовалея старым морским
правилом: «Илешь в море на день — про-
дуктов бери на неделю», и, как мы: увидим
дальше, оказалея совершенно прав.

После полудня гребцы заняли свои места;
и, получив разрешение комзнлира, вахтея-
ный офипер подал команду «Отваливай!».
Используя свежий понутный ветер, Aa
шлюпке подняли парус. Набирая ход, она
пошла К темнеющей вдали полоске берега.

На шлюпке, кроме ‘капитана 3 ранга
Баскина, шли старшины 2-й статьи Хлеб-
кович и Сунипын, старшие матросы Заво-
дов, Бондарев, Матвеев, Жданов и Майков.

Когда шлюпка подошла к берегу, капитан
3 ранга расспросил местных жителей и
установил, что сорванную ветром шлюпку
выкинуло в нескольких милях западнее. В
блокноте появилась новая запись: «Переда-
ли через пост СНиС на корабль: «Прибыли
в указанный нам пункт благополучно.
Сорванную шлюпку выбросило западнее.
С рассветом выхожу к тому месту».

Утро следующего дня не предвещало пло-
хой погоды. По небу плыли белые пушистые
облака. Море переливалось яркими бликами
и еверкало? под ярким солнцем. Дул ровный,
спокойный ветер. «Спустили шлюпку на
воду. Пошли на веслах, выгребая на ветер.
Потом поставили парус. Ветер норд-ост —
2 балла. Море — два балла», — записал
Баскин в блокноте. :

Но море измевчиво и капризно, Скоро
ветер усилился. Водяные валы все росли и
росли. Однако это первое испытание яе
смутило моряков. И командир и матросы

— Вы хотите узнать подробности на-
шего похода? — сказал капитан 3 ранга
Баскин. — Так вот, возьмите и прочтите
отлично знали свое дело. Четырехбальный

НАГРУДНЫЕ ЗНАЧКИ —
ОТЛИЧНИКАМ УЧЕБЫ

КРАСНОЗНАМЕННАЯ ДУНАЙСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 5 июля. (По телеграфу). Третий
тох подряд орудийный расчет коммуниста
старшивы 1-й статьи Александра Игошева
является одним из лучших на флотилии.

За успехи в боевой и политической под-
тотовке знатный комендар награжден на-
трулным значком «Отличный. артиллерист».
Таких же значков удоетовлись воины, до-
бившиеся высокой боевой выучки, — стар-
шины Лежнев, Васильев, Ермаков и дру-
rue.

_ Вместе с ними нагрудными значками на-
граждена группа отличных пулеметчиков,
связистов, коков, санитаров.

ветер был им не страшен. Шлюпка продол-
жала итти вперед.

Котгла подходили к месту, где была вы-
бролена унесенная ветром шлюпка, шторм
разгулялся не на шутку. С каждым накатом
волны шлюйку ‘захлестывало водой, и мат-
росы поочередно отливали ее ведром. В блок-
ноте в это время было. записано: «Ветер
усилился. Сильный накат. Шлюпку накры-
вает волной. Срубили рангоут, идем на
веслах. При‘ подходе к берегу команда
выскочила за борт и вытащила шлюпку ва:
берег. Передал через пост СНиб на корабль:
«Унесенная ветром шлюпка найдена».

Промокшим людям было холодно на рез-
ком ветру. Вот тут-то и оправдалась разун-
ная предусмотрительность офипера. Несмо-
тря на то, что шлюпку заливало, продукты

_и епички, упакованные в резиновый мешок,
оказались совершенно сухими. На берегу

запылал большой костер. Старший матрос
‚Бондарев принял на себя обязанности KOKA.

Bee. OOCYINMINCh, подкрепились сытной. пИ-

щей и легли. отдыхать, поочередно дежуря
У шлюпок. — :

Весь следующий День. ушел. на ремонт
найденной шлюпки. Матросы проконопатили
и зашпаклевали пазы, просмолили дно и,
воспользовавитись любезно предоставленным
‘местными рыбаками материалом, наладили
‚весла, Уключины, парусное вооружение.
Обойдя прибрежную полосу, они отыскали
рыбину, руль, кормовой решетчатый люк.

Теперь выход задерживался из-за плохой
погоды,

Здесь, на берегу, моряки свято соблюдали
корабельный распорядок. В блокноте можно
прочитать такую запись: «Погода измени-
лась. Временами шквалистые порывы до 5
баллов. Личный состав занимается по рас-
писанию: морской практикой (вязание
узлов, заделка концов)». Кроме того, капи-
тан 3 ранга Баскин провел политинформа-
ЦИЮ.

Только через два дня море как будто яз-
чало успокаиваться. Шлюпки были спу-
щены на воду. В первой пол командованием
капитана 3 ранга Баскина пошли стар-
шина 2-Й статьи Суницын, старшие маг-
росы Бондарев, Матвеев и Жданов. На вто-
рой, идущей на буксире, — старшина 2-й
статьи Хяебкович, старшие матросы Заво-
дов` и Майков:

Сначала все шло как нельзя лучше.
Поставив паруса, шлюпки спокойно направ-
лялись в своему кораблю. Но потом небо

‚затянули тяжелые черные тучи. Подул по-

рывистый ветер. Он все крепчал. Не прошло
и получаса, как на волнах закипели пен-
ные гребни. Резкий ветер стал сильно кое-
нить шлюпки, грозя их перевернуть. Мо-

`ряки вынуждены были спустить паруса и

сесть на весла. Но грести было исключи-
тельно трудно.

То взбираясь на крутые волны, то прова-
ливаясь между валами, шлюпки почти ве
продвигались внеред. Гребпы выбивались
из сил. Лишь их несгибаемая воля Janata
им силы держать весла и все же грести,
хотя руки сводило судорогой и окоченевигие

‚пальцы теряли чуветвительность. B ato

время в блокноте было записано: «15.00.
Ветер перешел в шторм. Команда выгрести
‘против ветра не может». И далее: «16.00.
Улерживать против ветра не можем».

Капитан 3 ранга Баскин принял реше-
ние — повернуть на обратный курс. Этот
маневр требовал от команды MacTepcKoro
владения шлюпкой, так как поворот нужно

ПРОПАГАНДА БОЕВОГО ОПЫТА В

Военно-морской кабинет Таллинского До-
Ma офиперов систематически  ортанизует
лекпий и локлады о боевом опыте. Только
за несколько месяцев этого года для офине-
ров гарнизона было прочитано около` десяти
таких лекний.

О десантных операциях в Великой Оте-
чественной войне рассказал собравшимея
офипер Крылов. Свое выступление лектор
иллюстрировал схемами и планами прове-
денных операпий.

торнедном и тральном оружии и его
использовании в дни минувших боев рас-
сказал офицер Смирнов. 3

Ряд лекций был прочитан для матро-

сов и старшин. Хороший отзыв получила

было сделать в те несколько мгновений,
пока она находилась между гребнями. Се-
кундная задержез — и шлюпку, вставшую
лагом к волне, могло неминуемо перевер-
нуть. Однако офицер был уверен в своих

`матросах, & они верили в знания и опыт

своего командира.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Выбрав ухобный момент, Баскин подал!

нужную команду. Сильный гребок—и но-
вая волна, ударив шлюпку в корму, понесла
ве. ко берегу. Теперь вся задача состояла в
том, чтобы, подгребая веслами, удерживать
шлюпку. точно: в: разрез. волны и уеневать
вычернывать воду. Двое матросов сидели
на веслах, а остальные, 0ез устали выливали
и выливали за борт воду — вто ведром? вто

‚бескозыркой, кто руками. *

Особенно трудно пришлось команде вто-
рой шлюпки. В ней” Ведь: было ‘всего лишь
3 человека,

Старшина 2-й статьи Хлебкович. `волед
‘за` командиром умело и быстро произвел
‘поворот и теперь, буквально впивитись ру-
ками. в румпель, вопреки всем усилиям
ветра, ставил шлюнку точно в разрез вол-
ны. Шлюпка, прорезая пенные згребни,
легко взбиралась наверх, чтобы тотчае про-
валитьея вниз и вновь вздететь кверху.
Матросы Заводов и Майков, изредка подгре-

р бая веслами, помогали старитине и одновре-

менно вычерпывали воду. Выполнить это в
условиях, когда шлюпку кидало, словно
шепку, казалось невозможным. Но они вы-
полнили.

Берег надвигался все ближе и ближе.
Там по всем признакам морякам грозила
новая опасность. Шлюнки неело на камни.
Но Баскин прекрасно знал театр и не терял
самообладания. Он помнил, что этот каме-
нистый завал должен резко обрываться и
за ним следует длинный песчаный пляж.
Так оно и оказалось. Но для того, чтобы
спастись самим.и спасти шлюпки, капитану
3 ‘ранга’ Баскину и старшине 2-Й статьи
Хлебковичу требовалось во что бы то ни
стало отвернуть от камней _ й вывести
шлюпки к пляжу.

Всякий раз, когла шлюцка соскакивала
с гребня очередной волны, Баскин тотчас
делал крутой поворот, секунду-две-шел в
нужном ему направлении, а потом вновь
ставил шлюпку в разрез волны. Он повто-
рял свой маневр методически, все больше и
больше отворачивая в сторону пляжа.
Хлебкович сразу понял и оценил маневр
офицера. Он стал умело повторять его, По-
бедителями оказались моряки. Камни уа-
лось миновать.

Когда берег был уже совсем рядом, матро-
сы вновь. выскочили за борт и вытащили
свои шлюпки подальше от разбушевавше-
гося моря.

На другой день шторм утих. В сером wa-
мокшем блокноте была записана последняя
фраза: «18.10. 06бе шлюпки подошли к
борту корабля».

: ek

Эти короткие, залитые соленой Boro
блокнотные записи могут служить ярким
свидетельством высокой морской выучки
личного состава корабля Н. Рассказанный
нами эпизод говорит о том, как важно для
каждого офицера, старшины и матроез 0б-
ладать умением в совершенстве управлять
шаюпкой.

Капитан fl, ПРОШИН
(Корр. «Красного Флота»).

ТАЛЛИНСКОМ ДОМЕ ОФИЦЕРОВ

лекция кандидата технических науЕ Мои-
сеева на тему «Современное состояние зе-
нитной артиллерии и перспективы ве раз-
вития». Офипер Вайнер рассказывая о бое-
вых традициях моряков Балтики.

3а последнее время для личного состава
базы был шючитан ряд лекций, посвящен-
ных уставам Вооруженных Сил.

Многие моряки в вечерние часы посе-
щают комнату самостоятельной учебы. &
услугам занимающихся в этой комнате
подобраны книги и необходимые материалы
0б опыте боев» во время Отечественной
войны.

Старший лейтенант П. ЧЕРНОВ.

Без радио
и кано

Следовало ожидать, что кораблю Н. по-
литотдел будет уделять 0с0б0е внимание.
К сожалению, дело обстоит не так.

За пять месяцев этого года корабль п-
сетили три представителя политотхела. Эти
посещения были далеко не равноценными.
Офицер Силенко пришел в день подписки
нь заем, взял интересующие его сведения
И тотчас же удалился. Несколько больше
пробыл на корабле офицер Назаров. Пред-
полагалось собрание партийного актива..
Нужен был материал, вот ‘за этим мате-
риалом он и пришел на корабль.

Совсем недавно на корабле побывал тре-
тий работник политотдела офицер Зиначев..
О0= пробыл на корабле пелый день и, надо,
прямо сказать, е пользой. Подробно проин-
формировав командира корабля по ряду
важных вопросов, он все остальное время.
пребывания на корабле посвятил беседе с
заместителем: секретаря партийной органи-
зации т. Матяшем и секретарем комсомоль-
ской организации т. Кохыревым. Работник
политотдела ознакомился с работой партий-
вой и комсомольской организаций, помог с0-
ставить план, дал ряд весьма дельных ©0ве-
тов. Можно быть уверенным, что такое но-
сещение не пройдет бесследно для корабля.
А разве нельзя сделать, чтобы каждое
пребывание работника политотдела остав-
ляло заметный след? Конечно, можно. Для
этого нужно, чтобы вее работники полит-
отдела усвоили, что главная задача —
конкретная помощь партийным и политиче-
скам работникам кораблей и частей.

Корабль сейчас находится Ha рейде. В
этих условиях роль радио и вино особенно.
важна. Между тем личный состав не мо-.
жет пользоваться ни радио, ни кино. Дело
в том, что радиоприемник рассчитан на бе-
реговое питание, при постоянном же токе,
ЕбТорый есть на корабле, необходим преоб-
разователь. Капитан Дворжицкий обещал
дать преобразователь, обещал уже давно,
но преобразователя попрежнему нет и ра-
imo молчит. Такое же положение и с кино;
На корабле нет аппарата, за последние не-
сколько недель личный состав не видел ни
одной картины. Политотдел никак не может
найти выхода из создавшегося положения.
А выход есть, и не столь уж сложный. Ведь
на соседних кораблях, стоящих на. рейде,
есть киноаппараты, которые заняты не
каждый день. Следовательно, можно и
должно сделать так, чтобы использовать
их для показа картин и на этом корабле.

Далеко не все в порядке и с культимуще-
ством. На корабле веего олна партия шахмат
и один комплект домино. Конечно, этого ма-
ло. Совсем плохо получилоеь с передвиж-
ной библиотечкой. На рейд ушли без нее.
Почему? Оказывается; что когла-то была
утеряна одна книта, поэтому Дом офицеров
новой передвижки не выдает, пока He рас-
считаются за книгу. Несомненно, что беречь
кНИГИ Нужно, нужно ‘и-отвечать ва них, но
никак нельзя считать ‘нормальным, когда
десятки матросов, старшин и офицеров ли-
шаютея возможности читать из-за того, что
по вине одного человека He eee
ЕНИГЗ.

Мы привели ряд фактов, Новазывающих,.
с какими помехами в работе встречаются
ЛЮДИ, плавающие на малом корабле. Ве
эти помехи легко устранимы, при условии,
что политотдел больше будет интересовать-
ся делами малых кораблей, больше помо-
тать им.

Подполковник И. ЖАРКОВСКИЙ,

(Спец. корр. «Красного Флота»).

БЛАГОУСТРОЙСТВО
ГОРОДОВ

ЛЕНИНГРАД, 5 июля. (Корр, «Красного
Флота»). В нынешнем году  проводитея
большая работа по благоустройству городов
Ленинградской области. В городе Красное
Село благоустраиваетея городекой парк. ас-
фальтируются тротуары. На центральной
площади разбит фруктовый сад.

В благоустройстве городов активное уча-
етие принимает население. Трудящиеся Вы-
борга, соревнуяеь ¢ трудящимися Гатчины,
посадили в парках и на бульварах свыше
11 тысяч деревьев и кустов. Молодежь Тих-
вина посадила 3 тысячи деревьев. В городе-
построено три новых моста.

6 июля 1948 р, вторник, №

№ 158 (2952)

рулевой

офицер лейтенант М. Дегтярев,
Лившиц

корабля ‘капитан-лейтенант А.
С. Левинтов.

трального галса, обозначения оси фарвате-
pa, а также’для координирования и других
целей выставляется больное число в©евоз+
можных вех. Эту. работу производят специ-
альные- корабли, Tak называемые  «вехо-
ставы». От того, насколько точно: в створе
или в линии будут поставлены вехи, в зна-
чительной степени зависят темп и каче-
ство траления.

При-тралении корабли идут поетоявным
курсом до перемены галеа © прямого на 0б-
ратный. Если вехи не`будут: стоять: на од-
ной линии, то тральщики при движении по
галсу вынуждены менять курс. Это они

обязаны выполнять для того, чтобы не под-
сечь ‘тралом веху, стоящую к ним от линии
створа, или, наоборот, не сделать пропуска
в тралении, в случае если веха стоит по
другую сторону от линии створа.

Перемена куреа. болыних. и сложных
строев кораблей, идущих © тралами, пред-
ставляет нелегкую задачу. Поэтому пра-
вильная постановка вех в линии имеет боль-
ое значение. Между тем опыт показывает,
что отдельные командиры  кораблей-«вехо-
ставов» подчае не обладают достаточными
навыками в постановке вех. Выставленные
ими вехи нередко не находятся на одной
линии. Происходит это потому, что старши-
ны тральных расчетов в ряде случаев каж-
дую последующую Bexy ставят в створе
двух предыдущих, а командир корабля про-
ходит мимо этого и. не указывает подчинен-

‘вым на недопустимость такого с10соба.

Нужно сказать, что у гидрографов имеет-
ся точный и удобный метод постановки вех.
Состоит он в следующем: две первые вехи

{ выставляются точно на кромке трального

Tala HAM Ha OCH створа. Затем на берегу
выбирается хорошо ‘приметная и видимая
(п возможности) е большого расстояния
точка, находящаяся нь створе этих. двух
вех. Все остальные выставляются. в створа
береговой точки е каждой последующей ве-
хой. Осуществление. этого метода. не. пред-
ставляет никаких затруднений, если не ечи-
тать, что две первые вехи надо поставать с
0с0бой. тщательностью,

Иногла во время  траления бывают слу-
чаи, когда обстановка заставляет личный
состав тральщиков заниматься  выставле-
нием вех без участия гидрографов. И тт
старшина или офицер, который владеет Ее-
которыми приемами работы гидрографов, мо-
жет легко выполнять эту задачу. В прош-
лом голу произошли два очень показатель-
ных в этом отношении случая.

После сильного. шторма два подразделе-
ния кораблей вышли в назначенные районы
на траление. Здесь обнаружилось, что некэ-
торые из вех, которые должны стоять на оси
фарватеров, оказались снесенными штормом
в сторону. Выяснилось, что в первом вж-
разделении не было гидрографов. Тогда ко-
мандир подразделения решил вопрос очень
просто. Он дал в штаб радиограмму: «Bexa
с оси сбиты, тралять неё могу, прошу вые-
avs гихрографа» 1 и одновременно приказзл

Корабль Н. выходит в море на учение. На ходовом мостике: впереди — вахтенный

старший матрос С. Исаенко, командир
и лейтенант интендантской службы
Фото В. Николаева,

Что’ облегчает работу
на тралении
Нёсколько практических ‘советов молодым офицерам

При тралевии для ‘указания  Еромки   ПОДНЯТЬ сигнал ‘для своих кораблей, «Стать

на якорь!»  i

Формельно этот командир был прав, поз
тому что всякая перестановка вех — дело
гидрографов. Однако во данном случае он
поступил неправильно, тем более, что гид-
рограф в район траления своевременно не
был доставлен.

Командир ‘второго подразделения решил
задачу по-хругому. Он интересовался раньше
деятельностью   гидрографов, знакомился с
их работой. Это и помогло ему найти пра-
вильный выход из создавшегося  положе-
ния. Под его личным руководством все CHe-
сенные вехи были точно поставлены на свои
места. Корабли этого подразделения Bech
день не прекращали траления.

В практике траления очень часто возни
кает необходимость измерить точное. рас-
стояние на воде до определенной‘ точки,
Это дело. не’ только ‹ гидрографов. Но,
сожалению, некоторые молодыв офицеры,
чтобы разрентить эту задачу, иногда пре-
кращают траление, ставят корабли на’ якорь
и ждут гидрографа.

В прошлом году в одном подразделении в
полдень было закончено траление притегаю-
щей к оси фарватера полосы. Or осевых
вех нужно было отмерить расстояние и
затем параллельно фарватеру: выставить но-
вый ряд вех. Ho командир не решился
взяться «не за свое дело».

Между тем работа по измерению растоя-
ния на воде выполняется очень просто. Бе-
ретея стальной трос (диаметром ‘около 3
миллиметров) или лаглинь и точно отме-
ряется нужная длина. К тросу или лагли-
ню крепятся тральные буйки примерно
через каждые 50 метров. Один конец троса
закрепляется за корму тральщика, а дру-
гой с буйками выбрасывается за борт. Вог.
да корабль получает движение, трос 6
буйками. натягивается,

Одновременно на оси. фарватера ставимя
шлюпка или катер. Там находится матрос с
флажком, Когда тральщик с измерительных
тросом на-среднем ходу пересекает ось фар-
валера в перпендикулярном направления
и. последний буек, образующий хорошо ви-
димый бурун, начинает приближаться к оси
фарватера, матрос на шлюпке поднимает
флажок вверх. Этот сигнал означает: пря-
тотовиться к постановке вехи. Це сигналу
резко опущенного флажка веха выбрасы-
вается с тральщика за борт. Так делзется 7
каждой осевой вехи, в результате чего 0-
разуется новая линия створа вех.

Хочу в заключение сказать, что есть еще
немало вопросов, которые молодые офицеры
при известной наблюдательности и практи-
ческом навыке в работе смогут успешно
разрешать, даже не имея у себя на борту
специально предназначенных для этого лиц.
Конечно, я тем самым отнюдь не, хочу умз-
лить значение гидрографов на тралении, &
только хочу пробудить у молодых офицеров
тральщиков инициативу и самостоятель-
ность в действиях.

НИЗ 3 ранга С. ee

ИЗ 3 ОПЫТА ОТ! ОТЕЧЕСТ  ЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Парторганизация подводной лодки
в боевом. походе

В 1942 голу гитлеровцы готовили пов-
торное наступление ваз Мурманск. Они’
спешао доставляли по морским коммуника-
циям в свои заполярные базы людекие уе-
зервы, боеприпасы, снаряжение и продо-
вольствие для своих дивизий, основательно
потрепанных в летне-обенних боях с частя-
ми Советской Армии и моракани-северомор-
цами. _

В. соответствии © обстановкой главной
задачей советских подводников было в ту
пору активное воздействие на неприятель-
ские морские коммуникации, уничтожение
вражеских транспортов, шедших к району
сосредоточения сил противника.

К выполнению такой залачи и готови-
лась в эти дни подводная лодка Н.

В периол подготовки 5 боевому походу
особенно возрастает роль парторганизации.
Если не использовать этот периел для вее-
сторонней мобилизапии всего экипажа на
приведение механизмов и вооружения в 96-
разповое состояние, на самоотвержениое
преодоление любых трудностей и. опасно-
стей, которые могут встретиться в море, то
сделать это на походе будет уже значитель-
но труднее.

Секретарь  парторганизапии подводной
лодки т. Бахтиаров, составляя плав партий-
ной работы на поход, учел это -обетоятель-
ство. Прежде всего он © разрешения комав-
тира и комиссара везалолго ло отлачи швар-
товов созвал партийное собрание. На ©0-
брании < докладом © залачах партийной
организации в предстоящем походе выету-
пил командир лодки. Он през’явил свой
требования в каждому члену и канхидату
партии и подробно оставовилея на уроках
предыдущего похода. Тогла безупречно ‘дей-
ствовала группа торпедистов, которзю BO3-
главаял коммунист т. Захаров. А вот элек-

трики допустили некоторые упущения.
Командир предупредил присутетвовавших,
что повторение подобных упушений может
привести к весьма неприятным  поелед-
етвиям, так как придетея действовать Ha
больном удалении от базы, в непосредствен-
ной близости к берегам противника. Это
требует от личном состава повышенной
блительности.

После доклада развернулись оживленные
прения. Коммунист т. Акивин в своем вы-
ступлении вернулся к недостаткам в работе
электриков. В частности, он призвал ком-
муниста т. Базитаря к более бдительному

`ногению вахты. Секрегарь комгомольекой

организапии т. Васильев призвал товаришей
обратить 060б0е внимание Ha молодых ма-
тросов, воторые впервые будут участвовать
в боевом походе. Воммунисты тт. Леошко,
Кукушкив, Новак, Харитонов и другие
также внесли ряд конкретных предложе-
вий, способствующих улучшению деятель-
воети парторганизации. Наиболее ценные
йз них т. Бахтиаров включил в план рабо-
ты на поход.

Поскольку на партийном собрании наи-
более резкой критике подверглась группа
электриков, секретарь поручил  коммуни-
сту т. Акинину еще раз обстоятельно побе-
седовать с ‘электриками, с тем чтобы избе-
жать допущенных в прошлом ошибок.

Коммунист т. Леошко говорил на пар-
тийном собрании о вахтенных  офиперах.
Учитывая это, т. Бахтиаров дал т. Леошка
задание ` провести с офиперами, несущими
ходовую вахту, несколько бесед о характере
й особенностях района предстоящих дей-
ствий.

Затем у т, Бахтиарова состоялся подроб-
ный разговор с секретарем комсомольской

организации т. Васильевым 0 молодых ма-
тросах. Он посоветовал т. Васильеву поза-
ботиться о том, чтобы передовые комсо-
мольпы бомогли новичкам лучше освоиться
с лодкой, изучить свои обязанноети по заве-
дыванию. Поскольку т. Леошко был уже не-
сколько раз’в боевых походах, т. Бахтиаров
дал ему еше одно задание; поручив рае-
сказать молодежи о боевых делах подводной
лодки, о лучших старшинах и матровах. А
рассказать было о чем: к этому времени
лодка. потопила уже’ весколько транепортов
противника.

Столь: же по-деловому секретарь оеагиро-
вал буквально Ha каждое высказывание
коммунистов на партийвом собрании.

Трудно ‘сказать, кто’ из специалистов на

‚ подводной лодке играет более значительную

роль в обеспечении успеха боевой операпии:
каждый человек на счету, к кажлому вуж-
но отнестись © должным вниманием. И
т. Вахтиаров всегда учитывал это. Таки
теперь — он нашел время поговорить. по
душам с мотористами, наблюдателями, руле-
вым-горизонтальщиком,  акустиком,  Фа-
дистом и др. Эти беседы ‘его удовлетворили.
Настроение у всех было боевое, каждый
стремилея скорее выйти в море.
Партийно-политическая работа на Под-
водной лодке во время ее нахождения в мо-
ре имеет свой особенности. Здесь, напри-
мер, нельзя организовать. проведение мас-
совых мероприятий. В походе, как правило,

вся воспитательная работа < личным ©06та-.

вом проходит в инливилуальном порядке
или © небольшими группами старшин и ма-
тросов, по отсекам и боевым постам. Секре-
Тарь, учитывая это обстоятельство, тща-
тельно пролумал. кав лучше всем раеста-
вить партийный актив. Он распределил по
отсекам чтепов и агитаторов, затем собрал

их, порекомендовал им темы для бесед, по-
‘мог подобрать нужную литературу. ;

’ Чтобы партийная жизнь на походе била
ключом, следовало позаботиться и.о партий-
ных поручениях для других коммунистов,
причем к каждому нужен был особый под-
ход. По заданию секретаря коммунисты
тт. Акинин и Новак должны были провести
тромкую читку статей М. И. Калинина о
коммунистическом воспитании молодежи,
Новицкий. и Горожанкин — беседы «Romco-
мол в Отечественной войне». И a «Bee cHabI—
на разгром врага».

Подводная лодка отрывалась от базы на
длительное время. Надо было подумать и
06 организации культурного отдыха офяпе-
ров, старшин и матросов. Предыдущие похо-
ды показали, что одной из наиболее прием-
лемых форм организации досуга в боевом
походе является чтение художественной ли-`
тературы. Предетояло подобрать такие. про-
изведения; которые помогли бы воспиты-
вать в личном составе мужество, храбрость,
волю к преодолению трудностей; беззавет-
ную любовь к Родине и жгучую венавиеть
Е врагу. Тов. Бахтиаров поручил заняться
этим коммунисту т. Мапуре, причем посове-
товал ему предварительно поинтересоваться
запросами личного состава: По _ просьбе
т. Беседина и других комсомольцев на поход
была получена книга Островского «far
закалялась сталь», ряд товарищей получил
возможность прочитать  «Радугу» В. Ва-
силевской и пр, Вроме того, по отсекам
было роздано несколько напечатанных в га-
зетах и журналах статей И. Эренбурга.

`Большую роль на похоле’ прелетояло сы-
грать стенной ‘газете, боевым  листвам.
Тов. Вахтиарбв подсказал редактору‘ 60680-
го листка коммунисту т. Вукушкину, какие
вопросы особенно важно’ осветить.  Секре-
тарь Посоветовал т. Букушкину в первую
‚очередь выпустить боевые листки, напоми-
нающие мотористам и. наблюдателям о He-
обходимости проявлять при несении вахты
повышенную бдительность уже’ © самого
начала похода.

Так была продумана и предусмотрена
каждая деталь партийной работы.

Наконец, на лодке был выверен каждый
Винтик механизмов, каждый клапан, все
оказалось в исправности. Значит, правильно
действовала и партийная организация, ко-
торая в этот период: все: внимание коммуние
стов направляла на тщательную подготовку
лодки Е походу. Бомандир доложил старше-
му начальнику 0 готовности корабляси лич-
ного состава: Получен боевой приказ. Отда-
ны швартовы.

Подводная лодка в море. Нужно было по-
лученный, боевой приказ довести. до. сведе-
ния всего личного состава лолки и ноета-
вить перед каждым конкретную задачу. В
условиях похода нельзя созвать общее пар-
тийное или общее комсомольское: собрание.
Поэтому т. Бахтиаров накоротве провел рае-
ширенное заседание партийного бюро. На
этом заселании были всесторонне обсужде-
ны вытекающие из боевого приказа, задачи,
стоящие перед партийной организацией в це-
лом и перел каждым коммунистом в’отдель-
ности: После, заседания партийного бюро ак-
тивисты: провели ©. коммуниетами в -01се-
Rak краткие совещания, на которых шла
речь о роли каждого члена и кандидата
партии в зависимости от обстановки, ело-
жившейся в той или иной боевой чаети.

В еложных уеловиях предстояло лейство-
вать коммунистам-мотористам Новаку и Го-
рожанкину. Только что перед походом был
закончен ремонт их Заведывания, но при
длительной нагрузке механизмы еще не про-
верялись. Поэтому т.`Бахтиаров специально
поручил одному из членов партбюро побесе-

довать с мотористами, обратить их внимание ®

Ha необхолимость особенно четкой работы
по обслуживанию материальной части.

Отромная ответственность ложилась и на
сигнальшиков-ваблюдателей. Беселуя с ком-
мунистом-сигнальщиком т. — Харитоно-
вым; т. Бахтиаров‘ еще  разонапомний ему,
что от блительного” несения вахты на мо-
стике, от. своевременного обнаружения про-
тивника, особенно в ночное время, будет
зависеть внезапноеть удара по врагу, а зна-

чит, и боевой успех.

При переходе лодки на боввую позицию

в0 всех отсеках выпускались боевые лист-
ки, агитаторы проводили беседы и’ т. д.

При нахождении корабля в море личный
состав был лишен возможности не только
получать ‘свежие газеты, ‘но даже и слу-
шать радиопередачи. Учитывая это, т. Бах-
тиаров © разрешения командира лодки по-
ручил коммуниету-радисту т. Васильеву
организовать прием последних известий по
радио. Тов. Васильев тщательно принимал
сводки Советского Информбюро и другие
важные сообщения и. записывал их в спе-
циальную тетрадь. После проверки этих
записей комиссаром лодки т. Бахтиаров в
помошью. чтецов и агитаторов доводил их
содержание ло сведения всего личного ©9-
става. Вокруг сообщений Советского Ин-
формбюро, как правило, всегда возникал
оживленный обмен мнениями. 0060 важ-
ным сообщениям и правительственным ре-
пениям посвящалиеь специальные выпуски
боевых листков. ;

Экипаж жил одними мыслями и чувства-

ми.©0 всем советским народом, со всей стра-
ной.

Чтобы лучше представить себе содержа-

1 ние и характер партийно-политической ра-

на походе, посмотрим, что делалось в
отсеках; `В одном из них свободные от вах-
ты товарищи ‘коллективно читали статью
6 партийном билете. Когла` коммуниет
т. Букушкин закончил чтение, тт. Новак,
Горожанкин и Мацура высказали pal
интересных мыслей © руговодящей, орга-
низующей и мобилизующей роли больше-
истекой партии в Великой Отечествен-
ной войне, привели примеры мужества и
героизма коммунистов на фронте. В другом
отсеке воммунист т. Акинин организовал
громкую читку статьи М. И. Калинина 9
воинских качествах комсомольцев. У 10р-
педных аппаратов т. Бахтиаров беселовал

< комсомольцами-активистами 06 Уставе
ВЕП(б).

Вся партийная работа была подчинена
одной пели — обеспечить авангардную роль
коммунистов при выполнении боевого зада-
ния. Этого партийная организация добя-