— Я вижу, что теперь здесь довольно
тесновато, но зато собрались все,—сказал,
улыбаясь, офицер Горовой, окидывая взором
большую кают-компанию. И действительно,
в самом просторном помещении корабля ста-
ло необычно многолюдно — это собрались
все старшины отделений и групи.

День был душный, жаркий. Отаршины и
мичмана явились одетыми по форме № 1.
И, может быть, от яркой белизны форменок и
кителей стала как-то яснее ощущаться
та чистота и подтянутость, которая, во всем
присуща этому кораблю.

— Я собрал вас, товарищи, — продолжал
Торовой,— чтобы обстоятельно, по душам
поговорить о том, как вы воспитываете под-
чиненных. И на это у меня есть причины.
Оглянитесь вокруг. Посмотрите, как много
вас, первых учителей и наставников лично-
го состава! С таким коллективом можно го-
фы свернуть. А между тем, несмотря на из-
вестные успехи в боевой подготовке и дис-
пирлине, имеем ли мы право успокаиваться?
Можем ли мы заявить, что нал корабль уже
с честью выполнил все задачи, поставленные
перед нами, и что жизнь у нас, протекает
в полном соответствии‘ с требованиями уста-
вов и приказов командования? Нет, этого
сказать пока еще нельзя. У нас, к сожале-
нию, некоторые матросы все еще нарушают
дисциплину, распорядок дня. В чем же прн-
чина этого? Одна из главных причин
состоит в`том, что отдельные старшины
и мичмана еще не умеют повседневно влиять
на подчиненных, воспитывать из них уме-
лых, стойких, дисциплинированных воен-
ных моряков.

— Мне бы очень хотелось, — сказал по-
сле некоторой паузы командир корабля, —
чтобы сегодня сами старшины отделений и
трупп поделились своим опытом воспитания,
чтобы они рассказали, как изучают своих
матросов, как анализируют их проступки,
как применяют свои дисциплинарные права.
Было бы очень хоропю, если бы здесь вы-
ступили товарищи и рассказали 0 том, пра-
Вильно ли поощряет и наказывает тот или
иной старшина, правильно ли проходит
воспитательная работа в отделениях и груп-
пах ваших товарищей.

Обращение командира корабля нашло жи-
вейший отклик у старшин. Многие сразу же
попросили разрешения выступить. Офицер
Горовой предоставил слово старшине 1-й
‚ статьи Богданову.

Богданев сказал, что у него в отделении
молодые моряки. Поэтому работать с ними
приходится много, повседневно, при чем са-
ма жизнь заставляет к каждому из них лод-
ходить по-разному. Все зависит от степени
подготовки матроса, от уровня его зна-
ний и способностей, от того воспитания, ко-
торое он получил в семье, в школе, ROMCO-
мольской организации, на заводе или в кол-
хозе. Е

Для того, чтобы знать душу бойца, его
настроения, мысли, желания и стремления,
недостаточно судить об этом только по као-
точке взысканий и поощрений или ‘по био-
трафическим данным из личного дела. Надо,
чтобы матрос относился к старшине не толь-
ко как к командиру, но и как к старшему
товарищу, другу, готовому всегда оказать
поддержку в любом деле.

— Многие старшины, — сказал Богда-
нов, — считают, что взыекания — чуть ли
не единственная мерз воздействия на матро-
са. Это неверно.

Далее в своем выступлении старшина
обратил внимание на то, что успехи в во-
спитании матросов зависят во многом от
того, насколько сам старшина проявляет в
этом вопросе инициативу, не дожидаясь
указаний от старшины группы. или от
командира боевой части. Нельзя действо-
вать по шаблону. Е :

— Korma ко мне в отделение прашли
матреы Щенников и Овсянников, они
вначале никак не успевали во-время вы-
ходить на гимнастику. Я увидел, что это
происходит потому, что матросы не умеют
как следует вязать свои койки. Тут же по-
казал им, как надо это правильно делать.
Но это не помогло. У них не было еще
необходимой сноровки. Как же мне
следовало поступить? Снова показывать
правильную увязку коек. или накладывать
взыскание за нерадивость?

— Как me вы решили? — спросил
командир корабля.

— Я решил, что матросам надо дать
время, чтобы они наловчилиеь, и сказал
им: «Будете вместе со мной вставать за
пятнадцать минут до побудки». Эта мера
полействовала. Через несколько дней Щен-
ников и Овсянников стали вязать свои кой-
ки так же аккуратно и быстро, как и
остальные, и я перестал ‘их будить раньше
. времени.

По оживленным лицам старшин можно
было судить, что они вполне одобряют эту
инициативу своего товарища. Но следующие
слова Богданова заставили многих насторо-
житься. Он сказал о том, что в вопросах
воспитания матросов большюе значение име-
ют правильные взаимоотношения между ca-
мими старпгинами. Ведь это не секрет, что
вели какой-нибудь старшина делает заме-
чание матросу из другого отделения, TO
старшина этого отделения начинает оби-
жаться: «Не из твоего отделения матрос, за-
чем делаешь замечание!».

— А какому матросу из другом

отде-
ления вы делали замечания? ;

— Вот, например, юнге Шишенину. Он
часто ходиг без тельняшки. Я ему на это
несколько раз указывал. А после старшина
Громов на меня обижался. Между тем ©
тех пор, как Шишени. стал вестовым в
старшинекой кают-компании, он совсем раз-
болталея.

— Чю вы на это можете ответить, то-
вариш Громов? — спросил Горовой.

Старшина 1-Й статьи Громов неловко
поднялся © места и, не глядя на товарищей,
сказал: с

— Ели Шишенина в наряд поставить,
то в малой кают-компании некому будет
кормить главных старшин и мичманов.

— Какие вы страсти рассказываете!
Так уж и некому будет кормить, — сказал
командир корабля под одобрительный смех

>

От специального корреспондента
«Красного Флота»

<

этом, Шишенин-— молодой моряк. У него еще
все впереди. Именно сейчас, когда форми-
руется его характер, и надо воспитывать
юнгу. Настойчиво и повседневно приучать

‘его к порядку, организованности, диспиили-

не. Чей же это долг, как не ваш?

— Я просил у командира боезой части,
чтобы Шишенина перевели в другое отде-
ление.

— Перевести, товарищ Громов, это лег-

ge всего. Горазло труднее воспитать чело-

века, сделать его полноценным военным м0-
ряком. Вот он ходит у вас без боевого но-
мера. Как вы считаете — нормально это

‘или нет?

— Я ему несколько раз говорил, а он
не пришивает. ]

— А взыскание за нерадивость вы на
него хоть раз накладывали?

— Her.

‚ — Плохо. Садитесь. Я прошу товарищей”

старшин высказаться, правильно ли отно-
сится старпеина 1-й статьи Громов к воепи-
танию своего подчиненного.

— Разрешите мне, товарищ командир,
сказать.

Получив разрешение, старшина 2-й ста-
тьи Базальшин поднялея с места и, обра-
шаясь к Громову, сказал:

— Вы неверно поступаете, когда ста-
раетесь избавиться от недисциплинирозан-
ного матроса. Это, как правильно заметил
командир корабля, легче легкого. Воспи-

‘тать его, конечно, труднее, но зато и удо-

влетворение от этого получаешь большое.
Разве не приятно, когда сознаешь, что бла-
годаря твоей работе матрос начинает
исправляться? Надо любить свое дело и
оправдывать звание, а не жить так, как вы
живете: день прошел, никто в отделении
ничего не натворил, — ну и хорошо.

— Правильно, товариш Базальшин, —
поддержал его командир.—Нельзя старииине
успокаиваться, нельзя жить только ©ето-
дняшним днем.

— Надо, товарищи старины, —продол-
жал командир, — вести себя с подчиненными
так, как этого требует Дисциплинарный
устав, в котором указывается, что «каж-
дый начальник обязан рептительно и твер-
до требовать соблюдения воинской диецип-
лины, постоянно воспитывать своих подчи-
ненных в духе неуклонного выполнения
всех ев требований, развивать и поддержи-
вать у них сознание воинсвой чести и
воинского долга». Обращаю ваше внимание
на слова «решительно и твердо». В сожале-
нию, не все старшины так поступают. Не-
которые из них начинают грубить с подчи-
ненными или, наоборот, подобно Громову, за-
нималтся только уговорами. Каждому стар-
шине нужно хоропю знать свои хизпипли-
нарные права и обязанности.

Слова попросил молодой старшина отде-
ления старший матрое Морин. Он стал рас-
сказывать о том, как ему трудно сейчас
воспитывать подчиненных, после того как
бывший старшина отделения «распустил»
матросов. Если старшина не примет мер к
предупреждению первого простунка, то под-
чиненный допустит затем ряд нарушений.

Так получилось © матросом Приваловым.
Его первый шюступок-—превращение брюк
установленного образца в клеш—не вызвал

у прежнего ‘старшины никаких  заме-
чаний и Привалова за это наказал
помощник командира корабля. А по-

том Привалов начал совершать проступки в
любом деле. Сколько Морин ни указывал

ему на 10, что необходимо подтянуться,
матрос ему отвечал, что ему просто «не ве-
зет». Недавно, например, он курил на бое-
вом посту.

— Мне очень странно это слышать от
Bac, товарищ Морин,— сказал Горовой. —
Вак же вы допускаете, чтобы ваш пюдчи-
ненный нарушал корабельные правила? Вы
на него хоть раз накладывали взыскание?

— Нет, за курение на него наложил
взыскание помощник командира корабля.

— Ау вае что же прав нехватает? ,

— У меня мало требовательности к
нему.

— Почему?

— Я, товарищ командир, ничем от него
ве отличаюсь. Я матрос, и он матрос. Мы
одного года призыва.

— Вт в 910м-т0 и все дело, — сказал
Горовой и, обращаясь ко всем старшинам,
прибавил: —

— Старший матрос Морин не уяснил се-
бе, что обязанности старшины отделения
дают ему такие права, которых  ма-
тросы не имеют. Он не понял, что суть
в том высоком доверии, которое оказала
ему Родина, назначив руководить подчинен-
ными. Такое доверие нужно повседневно

оправдывать, это прямой долг каждого
старшины. 0 том, что не весе молодые стар-
шины так понимают свои задачи, как Мо-
рин, говорит пример старшего матроса Рож-
кова, который рядом с ним здесь сидит. У
Рожкова в подчинении матросов куда боль-
ше, чем у Морина. И все же Рожков гораз-
до лучше справляется © их воспитанием,
потому что он умеет требовать с них и сло-
во его является законом. А почему? Потому.
что он знает свои права и обязанности и ни:
кому не позволяет их умалять.

После небольшого перерыва командир
‘корабля сказал, что ему было бы интересно
послушать мнение бывалых моряков-мич-
манов и главных старшин корабля о воспи-
тании матросов.

Слово взял мичман Александров:

— Некоторые старшины больше чувет-
вуют себя специалистами, чем командирами
и начальниками. Отеюда—их слабая требо-
вательность к матросам и отсутствие у них
необходимой инициативы, на которую спрз-
ведливо указывал старшина 1-й статьи Бо-
гданов. Плохо зная личный состав, они под-
чае необдуманно накладывают взыскания.
Вот, например, недавно старшина Афанасьев
пришел с просьбой наложить взыскание на

АСНЫЙ ФЛОТ

Как вы воспитываете матросов?

Разювор командира co старшинами в кают-компании корабля Н.

жил, но потом оказалось, что матрос не за-
служивал наказания.

— Эм надо выяснить подробнее, —- ска-
зал Горовой. — Может быть, вы, торарищ
Афанасьев, расскажете, почему так полу-
чилось?

—щ Лозовой, товарищ командир, вообще
недисциплинирован, — ответил, подымаясь,
Афанасьев.

— Чем же он провинился,
Афанасьев?

— Он пил чай не во-время, когда надо
было начинать приборку.

— A вы, не разобравигись как следует, в

товарищ

чем дело, побежали к мичману с жалобой?
Так сгоряча поступать не годится, — ска-

зал Горовой.— Я знаю об этом случае. Ло-
зовой по моему приказанию ходил на млюп-
ке. Он вернулся на корабль уже после чая.
В чем же заключалаеь ваша обязанность
как старшины отлеления? Проявить элемен-
тарную заботу о своем подчиненном. За-
благовременно оставить ему хлеб, масло и
дать ему время, чтобы позавтракать. Ведь
если бы Лозовой сам не бегал за чаем и
хлебом, он сумел бы своевременно присту-
пить к приборке. Это совсем не «мелочь»,
товарищи старшины. Наряду © повееднев-
ной требовательностью & подчиненным нуж-
но заботиться о`них в любом большом и ма-
лом деле.

— Мичман Александров, конечно, прав,
когда он говорит о том, что не надо сгоряча
накладывать взыскания. Всем старшинам
полезно помнить, что к любому вопросу,
который касается их подчиненных, надо
подходить с душой и каждое взыекание на-
кладывать справедливо. А теперь, товарящ
мичман, расскажите нам, как вы заботитесь
© подчиненных.

— Мне старшины на свое материальное
положение не жаловались, — ответил мич-
ман, несколько смущенный неожиданным
вопросом командира корабля.

— А поощрения вы им даете?

— За последнее время не давал. Правда,
не так давно я написал записку командиру
БЧ-Н е просьбой уволить одного из старшин
в. город. i

— И ег уволили?

— Нет.

— Вот ч\ называется не довести дело
до конца, — сказал Горовой.— Ведь уволь-
нением в город занимаюсь лично я. Нужно
было написать мне рапорт, если вы ечита-
ли, что стоит поошрить подчиненного.
Почему-то о некоторые старшины куда
охотнее наказывают, чем поошряют матро-
сов. Я об`ясняю это тем, что наказать лег-
че, потому что проступок, веегда кон-
кретен, а вот поошрить труднее. В Диепип-
линарном уставе указываетея, что поощрять
следует лишь «достойных за проявленяое
усердие; подвиги и отличия по службе».
Вот некоторые старшины и начинают га-
дать: какие же такие подвиги совершены
их подчиненными? Конечно, хорошее несе-
ние службы под подвиг не подведешь. Отею-
да они делают неправильный вывод, что
ничего особенного их матросы не соверша-
ют, поэтому и поошрять нечего. А это
неверно. Я, например, думаю, что у вас,
товарищ мичман, есть немало старшип, до-
стойных поощрения. Возьмите старшину
Латышева. Разве не достоин он посшрения,
когда по собственной инициативе и не в
ущерб своим служебным обязанностям на-
училея управлять шлюпкой под парусами,
ходить Ha веслах и стал первым ереди
остальных старптин корабля грамотным, в
полном емыеле этого ‘слова, моряком? А о
доме, семье вы 0 старшинами беседуете?

—- Так точно, — довольно неуверенно от-
ветил мичман.

— Вот есть У вас старшина Давиленко.
Откуда он?

— С Украины.

— Украина большая...

— Иажется, из Курской области...

Последние слова мичмана вызвали улы)-
&У У многих старшин.

— Этот маленький штрих в нашем раз-
говоре,— сказал командир корабля, — сразу
же выдает вас, товарищ Александров, © го-
ловой. Плохо вы еще интересуетесь личны-
ми делами подчиненных. Обратите на это
внимание. Ведь каждый из ваших старшин
ий матросов связан с0 своими родвыми, с
земляками. Нельзя этого сбрасывать 60 сче-
тов при их воспитании.

После мичмана Александрова выступил
главный старшина Мишаков. Он сказал, что
на корабле есть еще такие старптины, кото-
рые не понимают, что их авторитет у под-
чиненных во многом зависит от знания ими
специальности. Нельзя успешно воспиты-
вать подчиненных и требовать © них, если
знаешь технику хуже, чем подчиненные.
В таком положении очутилея старнина
1-й статьи Федоров. Он давно уже перестал
работать над собой, не стремится к повыше-
нию знаний. Однажды на проверке Федоров
не смог ответить на элементарный вопрас
06 устройстве материальной части, и за не-
го ответил молодой матрое Горький. Нужно
ли говорить, как это отразилось на его ав-
торитете?

— Это тоже крайне важный момент в ва-
шей воспитательной  поактике, — сказал
командир корабля.— Веем старшинам сле-
дует понять, что только тот может стать
опытным воспитателем и руководителем,
ко никогда не успокаивается на достигну-
тых знаниях, а повеедневно, настойчиво
стремится к высотам воинекого мастерства.

Заключая беседу, командир корабля ска-
зал, что сегодня он услышал в выступале-
ниях товарищей немало полезного.

— Я хотел бы 06060 подчеркнуть, что
каждому старшине надо быть во всех елу-
жебных вопросах исключительно принци-
пиальным, требовательным. А 910 будет
лишь тогда, когда каждый старшина и мич-
ман приучится жить и работать по уставу.
Наш святой долг — неутомимо и Повсе-
дневно раз’яенять все требования уставов
подчиненным и не смущатьея тем, что при-
дется повторять одно и то же по нескольку
раз. Воинские уставы — наши основные за-
коны. Без звания уставов нельзя правильно
воспитывать подчиненных,

Капитан-лейтенант

старшин.— Нет, товарищ Громов, дело не в  матроса Лозового. Мичман взыскание нало-

0. РАВИНСКИЙ.

`

Черноморский флот. Спуск шлюпки.
Фото М,

Покатило.

Первый поход
курсантов

Тщательно готовился личный состав ко-
рабля Н. в ответственному походу, имея на
борту курсантов. Для них это был первый
выход в море. Предварительно все практи-
канты хорошо изучили механизмы и систе-
мы корабля и с нетерпением ждали того мо-
мента, когда сложная боевая техника начнет
действовать, когда будет возможность ее 0б-

служивать в движении.

На партийных, комсомольских, а также и
на общих собраниях личного состава боевых
частей моряки корабля обсуждали, как наи-
лучшим образом провести поход и выполнить
его задачи. Все горели желанием обеспечить
практику курсантов.

Разнеслась команда: «Шо местам стоять,
в якоря сниматься!». Загремела якорная
цень, по сигналу экипаж и курсанты бы-
стро разбежались по своим боевым постам.
Корабль вышел в открытое море, в боевой
поход.

Во время несения ходовых вахт практи-
канты приобретали опыт эксплоатации глав-
ных котлов и турбин, учились переводить
нагрузку © одного насоса на другой, сменять
лопнувиюие водомерные стекла, добиваться
бездымного горения. Каждый курсант or-
стоял 3 —4 ходовые вахты.

На вторые сутки похода в машинное от-
деление спустился командир БЧ-У корабля и
стал давать различные вводные. Личный co-
став боевой части четко и быстро выполнял
приказания командира машинной группы.
Курсанты Чевелев и Лякин, расписанные к
главной турбине, активно помогали устра-
нять «неисправноеть».

Вроме несения‘ вахт, практиканты наблю-`

дали артиллерийскую стрельбу главного ка-
либра и ознакомились с боевой и походной
организацией корабля.

На пути в базу корабль испытывал боль-
шую качку. Нести вахту в машинных и ко-
тельных отделениях было трудно, тем более
что курсанты шли в такую погоду впервые.
Но все они стойко переносили трудности:

®казалаеь хорошая физическая подготовка,

полученная в училище. Ни один из курсан-
тов не укачалея, все чувствовали себя
бодро.

Нужно отметить высокую дисциплиниро-
ванноеть и выдержку курсантов в плавании.
Они не получили ни одного замечания ни от
офицерского состава корабля, ни от руково-
дителя практики.

Инженер-капитан 2 ранга
И. КАРЗОВ.

Новый дом отдыха

ЛЕНИНГРАД, 8 июля. (Корр. «Красного
Флота»). На Карельском перешейке открыл-
ся новый дом отдыха для рабочих, служа-
щих и инженерно-техничееких работников
предприятий и учреждений Военно-Мореких
Сил.

9 июля 1948 г.,

Ша

Вахтенный жур

Каждый вечер дежурный по кораблю Н.
приносит на просмотр помощнику команди-
ра вахтенный журнал. Внимательно прове-
рив сделанные в нем за сутки записи,

гвардии старший лейтенант Ахполов лич-
но заполняет графу занятий и работ и под-
писывается.

Помошник командира этого корабля
тщательно следит за правильностью веле-
‘ния вахтенного журнала и требует от де-
журных по кораблю и вахтенных офице-
ров, чтобы он заполнялся аккуратно, чет-
кими и конкретными записями, в строгом
соответствий с Корабельным уставом. Не-
редко в порядке контроля офицер Ахполов
заносит в течение дня себе в блокнот на
выдержку некоторые эпизоды корабельной
жизни, а затем сверяет свои заметки с те-
ми записями, которые сделаны в вахтенном
журнале. Таким образом помощник квоман-
дира имеет возможность установить, на-
сколько точно и пунктуально относятся
вахтенная и дежурная службы в ведению
важного корабельного документа.

В начале летнего периода боевой учебы
были случаи, когда некоторые из дежурив-
ших по кораблю молодых офицеров по сво-
ей неопытности неправильно заносили в
вахтенный журнал существенные факты
корабельной жизни. Лейтенант Больше-
братский, например, однажды неточно про-
извел запись о проведенной стрельбе. Вре-
мя начала и окончания стрельбы он ука-
зал, а какие орудия вели огонь и сколько
было израсходовано на каждое из них бое-
запаса — это в вахтенном журнале отра-
жения не нашло.

Помощник командира корабля тут же
указал лейтенанту на его оплошность и
потребовал внести необходимые дополне-
ния. В следующий раз при проверке вах-
тенного журнала т. Ахполов установил, что
дежурным по кораблю было неточно ука-
зано время отбоя общекорабельного учения.
Помощник командира строго взыскал за до-
пущенную халатность. Повседневный конт-

Доска отличников боевой
и политической подготовки

Фотографии лучших людей корабля или
части, удостоенных чести быть помещен-
ными на Доску отличников, всегда привле-
каЮТ внимание личного состава и пробу-
ждают желание следовать примеру лучших.
Периодическое обновление и пополнение
фотографий на Доске делают ее злободнев-
ной, постоянно привлекающей внимание
экипажа корабля.

Ho, к сожалению, так бывает не везде,
В кубрике политпросветработы Н-екого под-
разделения кораблей Доска отличников 00-
евой и политической подготовки была 969-
рудована к первому мая текущего года.
Спустя полтора месяпа офицеру Ермакову
цовелось проводить здесь политическую
информацию, которая была посвящена
дисциплине. Ермаков, разумеется. не
преминул использовать и Доску. отлични-
ков, призвал личный состав следовать при-
меру передовых воинов; Но присутствовав-
шие хоропо знали, что не всем из тех, чьи
фотографии помещены на Доске отлични-

1 ков, можно было подражать. Они, в том
числе и сам Ермаков, понимали, что ма-

Трое Нагаев никак не заслуживает звания
отличника, так как после первого мая он
грубо нарушил воинскую - диециплину.
Олнако его фотография красовалась на До-
ie

После политинформации матросы подо-
шли к Доске отличников. Они обратили
внимание на подписи пох фотографиями, и
тут обнаружилось, 910’ под карточками
офицеров Проценкова, Стройко и Колпан-
чука вовсем не указано, что они получили

пятница, № 161 (2955)

Te Mb mM a

роль и требовательность со сто-
нал роны командира и его помощии-

ка вскоре приучили дежурных
по кораблю и вахтенных офицеров к точно-
сти и аккуратности.

На походах гвардии старший лейтенант
Ахполов собирает молодых офицеров на мо-
стикб и учит их тому, что и как должно
записываться в вахтенном журнале во вре-
мя ходовой вахты.

Вахтенный журнал имеет большое зна-
чение в жизни каждого корабля. В нем, ках
в зеркале, должна находить свое отраже-
ние вся повседневная деятельность экииа-
жа, а также все обзтоятельства каждом
плавания корабля. 0 степени важности
вахтенного журнала можно судить хотя бы
по тому, что при любой навигационной
аварии он является крайне веским и авто-
ритетным документом, по которому уста
навливаются ее причины. Между тем на
некоторых кораблях еще не придают длолж-
ного значения ведению вахтенного журнала,
Например, на кораблях, где помощникаия
командиров офицеры Цуканов и Монаеты-
ный, вахтенные журналы ведутся небрех-
но, записи в них делаются неряшливо, мно-
тое упускается. Графа «Занятия и работы»
на корабле офицера Монастырного запол-
няется не помощником командира, как
положено, а дежурным по кораблю. Мона-
стырный же впоследствии берет журнал,
бегло просматривает его и подписывает за
несколько дней подряд.

С пренебрежительным отношением к во-
дению корабельной документации на этих
кораблях необходимо покончить. Офицерам
Цуканову, Монастырному и некоторых
другим помощникам командиров пора по-
нять, что они непосредственно отвечают за
состояние и ведение вахтенного журнала.
Они обязаны повседневно следить 3a тем,
чтобы этот важный корабельный документ
затюлнялся аккуратно, чтобы записи в Hex
были точны, кратки и содержательны,
Каждый командир корабля должен перио-
дически знакомиться с содержанием вахтен-
ного журнала и добиваться образцового по-
рядка в его ведении.

к празднику новые звания, А
если судить по карточке гвзр-
дии главного старшины Рыло,
то он все еще старшина 1-й
‚ статьи.

Мимо этих, на первый взгляд, «мелочей»
проходят командир. подразделения, замести-
тель командира по политчаети, партийная
и комсомольская организации. Все они счи-
тают такое положение вполне нормальных:
«Вот наступит День Военно-Морского Фло-
та, тогда и Доска отличников будет обнов-
лена».

Нужно ли говорить, насколько неверна
такая точка зрения. Ведь в подразделении
в конце каждого месяца подводятся ити
боевой подготовки. Доска отличников может
и должна служить хорошим  средетвох
борьбы за новые, более высокие показатели
в учебе. Между тем это здесь упускаетя
из виду. Почему бы, например, фотографяю
не оправдавиего звания отличника не из
ять с Доски, да так из’ять, чтобы 06 эт
знало’ все подразделение? Если по истече-
нии месяца отличник, добился новых усе
хов, то ЭТО также. должно найти свое 0тр3-
жение на Доске отличников.

ЕЁ сожалению, не на всех еще кораблях
и в частях нашего флота вокруг Доски о
личников боевой и политической подготов-
ки ведется систематическая работа. Имени
поэтому на этих Досках подолгу не заме
няютея фотографии некоторых не оправдаз-
ших своего ‘звания отличника матросов и
старшин и не исправляются устаревшие
подписи под снимками.

Доска почета — один из важных вида
поотрений личного состава. Командиры
должны умело и правильно ‘использовать
этот вид поошрений в борьбе за высок
показатели в боевой учебе и дисциплине,

УЧЕБА РЕДАКТОРОВ И ВОЕНКОРОВ

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 8 июля. (По теле-
графу). Отдел печати  Политуправления
Балтийского флота провел сбор редакторов
печатных газет соединений. Участники сбо-
ров заслушали доклад офицера Рыбачек
©б освещении газетами вопросов диеципли-

В дом отдыха прибыла первая партия   НЫ и воинского порядка, обменялись опы-

отдыхающих.

том своей работы.

Вслед за сборами было проведено $086-
щание редакторов стенных газет и военко-
ровекого актива. Редакторы лучших етен-
ных газет — старший лейтенант Мартынов,
сержант Каштанов и старшина 2-й статьг
Федоров — рассказали, как они с помощью
актива освещают вопросы боевой учебы

личного состава, популяризируют отлични-
ROB.

‚Быстрее устранять недочеты

Улучшить наземную подготовку к полетам

В начале этого года офицерам Урыбину
и Жорину было указано на серьезные недо-
статки в подготовке их подчиненных. 050-
им установили срок устранения недочетов.
И вот срок этот прошел. Что же изменилоеь?

Недавно подчиненный офицеру Жорину
летчик  Тяжев выполняя  упражне-
ние в воздухе. После взлета он не убрал
шасси, во время ‘фигурного пилотажа не
следил за температурным режимом мотора,
перегрел его и вынужден было произвести
посадку.

Виновкиком невыполнения — заданного
упражнелия является не только летчик, но
и офицер Жорин. Несмотря на указания,
которые он получил в начале года, Жорин
так и не изучил индивидуальных качеств
своих летчиков. Не добился он и резкого
улучшения организации занятий, недо-
статочно контролирует подчиненных, слабо
борется за укрепление дисциплины. Вее
это, ‘естественно, сказалось на учебе лет-
чиков, особенно молодых.

„Первопричиной вынужденной посадки
Тяжева были: слабое знание инструкции по
эксплоеатации самолета и неумение авто-
матическы действовать в кабине. Летчик ве
смог правильно распределить время в пол®-
те, нервничал, перенапрягалея и в резуль-
тате допускал ошибки,

Офицер Жорин — не новичок в летном
деле. Он должен знать, что устранить
излишнее напряжение летчика в воздухе
можно систематической тренировкой. Она
позволяет усовершенствовать навыки пило-
тирования, выработать автоматизи действий
в кабине самолета. Этих навыков и знания

температурных режимов работы мотора
недоставало лейтенанту Тяжеву.

Нехватало же их летчику потому, что
офицер Жорин, несмотря на указания, не
организовал регулярных плановых трени-
ровок так, чтобы перед самостоятельным
вылетом или перед выполнением очеретна-
го упражнения в воздухе каждый летчик
проверил себя на земле. Между тем все воз-
можности для этого здесь имеются, Сле-
довало лишь. шире использовать для этой
цели не только имеющуюся тренажную
аппаратуру, но и кабины боевых camo-
летов, создавая на занятиях обстановку,
максимально приближенную в условиям
реального полета.

Не все недочеты ликвидировал и офи-
пер Урыбин. В частности, ero подчинен-
ные, как-и раньше, порой выводят самолет
из пикирования на малой высоте, наруша-
ют последовательность выполнения упраж-
нений. В одном из полетов ведущий
Вруглов и его ведомый Ивлев поеле
ебрасывания бомб допустили чрезмерное
снижение. В результате на выводе из пи-
кирования самолет ведомого оказалея над
самолетом ведущего. Ёруглову пришлось
снова резко перевести самолет на крутю
планирование и выводить его в горизон-
тальный полет на недопустимо малой вы-
соте.

Это грубое нарушение условий выполне-
ния упражнения произошло прежде’ всего
3-38 ТОГО, ЧТо командир назначил ведущим
летчика, недостаточно хоропю обученного
технике пилотирования самолета. Круглов,
не вылержаз заданной высоты сбрасывания
бомб, несколько запоздал с началом вывода

самолета из пикирования. Нарушил указа-
ния, данные на этот полет, и ведомый. (н
начал выводить самолет из пикирования яз
какое-то мгновение раньше ведущего,

Фа летчика допустили ошибки не слу-
Чайно. До сих пор сложным видам боевой
подготовки обучает He командир  38е-

на, а старший летчик. К tomy me
Круглов 6 Ивлевым летал  впер-
вые, у них отсутствовало — взаимопо-

нимание в воздухе. Все эти ошибки явля-
ются следствием того, что офицер
Урыбин методически неправильно строил
систему учебы летчиков на земле и в в0:-
духе.

Rak и вл самом начале тода, есть
экипажи, — командиры которых  ечи-
тают возможным уходить в воздух 063
достаточной предварительной подготовки. В
результате они делают лишние заходы на
цель, бомбят «на-авось», нарушая условия
выполнения упражнений. Это свидетель-
ствует о том, что офицеры Жорин и Уры-
вин не сделали всех выводов из ранее дан-
ных им указаний. Признав на словах свои
недостатки, на деле они не приняли репи-

тельных мер к их устранению.

Повинны в этом, конечно, нё только офи-

церы Жорин и Урыбин. У ‘них нередко

сывают офицеры штаба части. Но пользы
их посещения не приносят.
Распространяя опыт лучших, укрепляя

дисциплину и ответствен: ость экипажей 33

подготовку к каждому учебному полету,

тт. Урыбин и Жорин имеют все возможно-
сти для достижения отличных результатов
в боевой подготовке.

Майор’ Л. СЕМЕНОВ.

ме

en