к

1 здушным флотом, его славной, богатой

обяз
нарам и прие
кто-либо из них по

не смог выполнить
то

at июля 1948 г.

Е:

‚ воскресенье, №

163 (2957)

КРАСНЫЙ ФЛОТ.

аще вышше уровень идейного воспитания!

О некоторых вопр

*
CemmapaM—
ноослабное внимание

Большую роль в достижении высокого

идейного содержания политических ванятий
играют семинары To
теме. На семинарах руко
свой политический и Ry
систематизирует знания
самостоятельной учебы,
с наибольшей убедител
востью перед
матросам.
Руководителям политзанятий вменено в
анность тщательно готовиться к ‹еми-
утетвовать на них. Еели же
уважительной причине

эту свою обязанность,

редного политзанятия.

нию семинаров относятся
шло занятие — и ладно.
ти в нему руководители политзанятий, при-
сутствовали ли они на семинаре и, наконец,
смогут ли они правильно изложить тему —
этим интересуются уедко.

К сожалению, в Н-ской части к проведе-
формально. Шро-
подготовились

Всего было проведено двенадцать семи-

паров, однако большинство руководителей
политзанятий посетило не больше двух —

трех. Лишь два семинара посетил,  ‘натри-
мер, т. Ермаков, который к тому же оба
раза являлся на них совершенно неподго-
товленным.

Правда, однажды руководитель семинар-

} ских занятий т. Ткачев все же решил, что
надо принять действенные меры, и доложил

НИИ

Решив, что действительно надо принять ме-
ры,

послал заместителю командира по полити-
ческой

т. Свиридову такую телефонограмму:

существующем ненормальном  положе-
заместителю начальника политотдела.

заместитель начальника политотдела

части одного из подразделений

«Сегодня на семинарских занятиях не

было ни одного офицера из вашего подрав-

деления. Равберитесь в причинах неявки

п виновных накажите. 06 исполнении до-
ложите лично».

Но телефонограмма не помогла. Свиридов

приказания не выполнил. А в политотделе

J

в августе 1913 г. совершил рекордный по

Юрву, пробыв в воздухе 1 чае 54 минуты.
‚603 тод на новом миогомоторном вамолете

s Жспериментаторов

06 этом приказании забыли. В результате
посещаемость семинаров не улучшилась, и
многие руководители
проводят политзанятия без должной под-
готовки.

трупп попрежнему

Bee это приводит к тому, чо идейный

уровень политзанятий в ряде случаев ени-
MATCH, а отдельные матросы и старшины
лишь заучивают даты и факты, не умеют
анализировать явления, делать
щие выводы. по разделу и теме в целом.

обобттало-

Нам довелось присутствовать на полити-

ческом занятии, которое проводил  стар-
 ший лейтенант Гольдион. № беседе он под-
тотових одиннадцать вопросов. Стремясь во
ч® бы то ни етало вынеети вое эти мнюто-
численные вопросы на обсуждение, т. Голь-
ион, естественно, не имел времени не толь-
хо вдаваться в детали, но даже и попра-

вить выступавших, как следует раз’яснить
им наиболее трудные для ‘усвоения разделы
темы ванятия. По тем же причинам руко-
водитель не ‘успел еделать выводы по теме,
увязать ее содержание © жизнью корабля и
задачами боевой подготовки. Беседа не име-
ла того воспитательного значения, которое
она должна была иметь.

Вот к чему приводит пренебрежение се-
минарами руководителей политзанятий.

Необходимо отметить, что  упущением
политотдела являетея то обстоятельство,
что помощники руководителей групи не
оказывалот никакой помощи тем стартиинам
И матросам, которые иногда пропускают
политзанятия по уважительным причинам.

Не помогают ототающим таже партийные

И комсомольские активисты.

каждой изучаемой
водитель расптиряет
льтурный кругозор,
‚ полученные в ходе
овладевает умением
BHOCTBW и ДОходчи-
авать эти знания старшинам и

уководитель семинара должен проверить
степень его подготовленности и решить,
можно ли его допустить к проведению оче-

Капитан-лейтенант Г. КОРОЛЕВ. :

%

Каждую тему увязывать

На первых порах руководства группой
политических занятий я встретилея © не-
малыми трудностями. Слушатели группы
обладали неодинаковой общеобразовательной
подготовкой. Если матрос Мордовин, окон-
чивший десять классов, хорошо разбирался
в содержании материала, мог заниматься
самостоятельно, то матросы Кашапов и Иса-
Кулов, слабо владея русским языком, нуж-
дались в 9060бой помощи. Большинство слу-
шателей не обладало навыками самостоя-
тельной работы над книгой. Успеваемость
в группе была слабая.

С первого дня я взял себе за правило из-
бегать на политзанятиях употребления
непонятных елов. Если же избежать этого
не было возможности, то обстоятельно раз’-
яснял людям смыел непонятного им елова.
Я предложил слушателям отвести последние
страницы тетради для конспектов под ело-

этих страничках появлялось новое слово, я
старался употребить его несколько раз, что-
бы оно запомнилось слушателям.

Товарищам, не умевшим самостоятельно
вести конспект, я рассказывал, как следует
кратко записывать содержание темы.

Много времени пришлось затратить, что-
бы обучить слушателей делать записи во
время лекции. Мне елучалось наблюдать,
Kak во время лекции некоторые руководи-
тели диктуют слушателям собственный кон-
спект. Такой метод мне кажется неправиль-
вым. Слушатели в большинстве случаев че
поспевают за руководителем. Запиеь под
диктовку отвлекает их внимание, мешая за-
помнить содержание лекции, a руководитель
теряет возможность следить за тем, как `ус-
ваивается излагаемый им материал. ‚Боль-
ше пользы, по-моему, дают короткие записи
наиболее важных для запоминания вопросов
темы.

Например, котда у нае было занятие по
теме «Моральный облик советского воина»,
в конспектах матросов появились краткие
определения, что такое мораль и нравствен-
ность, чем они определяются, какова, мораль
социалистического общества и в чем ее ко-
ренное отличие от морали капиталиетиче-
‹кой. Особая запиев раз’ясняла, почему мо-
раль вооруженных сил государства опреде-
ляется моралью самото общества, каковы
основные черты морального облика совет-
ского воина. Эти определения подкреплялись
примерами проявления высоких моральных
качеств советского народа, статьями Оталин-
ской Конституции, фактами героизма co-
ветских воинов во время Великой Отечест-
венной войны.

Помощь комсомольцев

Комсомольская организация, где оекрета-
рем т. Задонский, оказывает большую и
плодотворную помощь руководителям поли-’
тических занятий. Так, многое делает в
этом направлении член комсомольского бю-
ро т. Чалый. Он регулярно проводит © ря-
довыми дополнительные беседы но очерел-
ным темам политических занятий, ппироко:
используя политическую и художественную
литературу. Особенно большое внимание
уделяется отстающим в политической уче-
бе. Например, тт. Петров и-Янченко плохо
готовились к занятиям, не умели составлять
конспекты. Член комсомольского бюро раз’-
яснил им, как лучше усваивать пройден-

ный материал, научил вести записи. В ре-!

с жизнью подразделения

Большую работу пришловь провести мне
с отстававшими слушателями. Им я давал
индивидуальные задания, обеспечивал ма-
териалом и в почядке проверки часто при-
тлашал к себе. на консультацию.

Каждую изучаемую тему я стараюсь увя-
зывать с жизнью и задачами нашего’ похраз-
деления, проиллюстрировать убедительными,
доходчивыми примерами. Так,  Тасеказы-
вая о высоком моральном облике советского
воина, я вовлек в беседу слушателей, по-
бывавших за рубежами нашей страны, и,
гопоставляя факты, которые они там наблю-
дали, с нашей действительностью, -показал,
как высоки моральные качества советского
солдата.

На занятии был также поднят вопрос о
воинской дружбе и ложном понимании то-
варищества отдельными нашими матросами.
В частности, говорилось о том, что матросы

варик непонятных слов. После тото как на   Агафонов и Абревко совершили проступок
  во время увольнения на берег и, вместо то-

го чтобы честно признаться в своей вине,
долго пытались скрыть истину, полагая, что
таким путем они «выручают» друг друга.
Матросы, весе как один, осудили такое
ложное понимание товарищества.

При изучении темы о боевых традициях
налиего флота сами матросы помогли мне
оживить занятия. Многие из них являются
участниками Великой Отечественной. войны.
Отарший матрос Студицкий. сражалея на
Балтике, матросы Мордовин и Калинин— на
Ераснознаменной Дунайской флотилии, pax
товарищей участвовал в боях против импе-
риалистической Японии. Их рассказы были
яркой иллюстрацией к выводам по теме, ©
интересом слушались всей группой.

Прошло уже полгода, как я руковожу

труппой политических занятий. Теперь мож-
но уже кое-что сказать о результатах, до-
стигнутых за это время. Некоторые сдвиги,
бесспорно, заметны. Следует отметить, что
число проступков, совершенных матросами
моей группы, значительно снизилось. Не-
еомненно, это результат большой воспита-
тельной работы, которую проводят с матро-
сами в служебное и неслужебное время офи-
церы подразделения, результат тото влия-
ния, которое оказывают на личный состав
и политические занятия.

Распирился кругозор товарищей, обуча-
ющихся в группе. Например, матрос Кузня-
ков, не читавший раныше газет, теперь не
Только следит за, периодической печатью, но
и рассказывает товарищам о последних ©0-
бытиях в жизни нашей страны и за рубе-

жом.
Инженер-лейтенант-Л. БРЕСЛАВ.

зультате тт. Петров и Янченко вышли в
ряды передовиков.

В немалой степени способствует уснеш-
ной политической учебе личного состава
деятельность комсомольцев-атитаторов
тт. Платонова, Ивченко и Джетмекова, ко-
торые проводят в кубриках содержатель-
ные беседы о выполнении плана послево-
енной сталинской пятилетки, о трудовом
тероизме тружеников заводов и колхозных
полей.

Благодаря инициативной и целеуетрем-
ленной работе комсомольского бюро за пос-
лелние два © половиной месяца в части за-
метно возросло число отличников боевой и

политической подтотовки,
В. БАРАНОВ.

Пропаганда традиций военных моряков

ВЛАДИВОСТОЕ, 10 июля. (Корр. «Крас-
ного Флота»). В дни подготовки к праздно-
ванию Дня Военно-Морского Флота в клу-
бах соединений, на кораблях и в частях
широко развертывается пропаганда боевых

традиций.
На-днях для комсомольского актива, глав-
=a Ен Е БЕТ a к Min eee Г

Ko Дню воздушною флота
ЕН ИЕ А бе Е Жо

(оветекие люди по праву гордятся своим

историей. Всему миру известно: родина
авиации — Россия. Русская авиационная
техническая мыель Ha всем протяжении
истории завоевания воздуха всегда была
впереди,

В России, на много лет опередив другие
тосударства, ученые и изобретатели созда-
и авиационную науку, построили первые
В мире самолеты.

В 1882 году русский морской офипер
Александр Федорович Можайский построил
цервый в мире аэроплан и осущеетвил полет
1, нем. Он же изобрел элероны для прида-
Ня самолету поперечной устойчивости.
олько через два десятилетия в Америке
братьям Райт удалось создать подобный ле-
тительный алтиарат, Первый в мире много-
Моторный самолет был создан также русеки-
\г людьми. Этот самолет «Русский витязь»

му времени полет © 7 пассажирами на

«Илья Муромец» был осуществлен пере-
№1 Петербург — Киев. Расстояние в
00 верст от Петербурга до Орши он покрыл
% посадки за 8 часов. Полет от Вмева до
Петербурга продолжался 13 часов. Это было
10 тому времени мировым рекордом.

Имена русских изобретателей, смелых
стоятв первых Ффядах
 Чоовалелей воздушных пространств. Среди
№ почетное место принадлежит создателю
врвого в истории авиации гидросамолета—
Чантливому русскому конструктору Дмит-
Imo Павловичу Григоровичу. Еще будучи
 Иужентох Киевского политехнического ин-
  тута, Д. П. Григорович увлекся авиацией.
 ? инетитуте в это время был создан авиа-
Менный кружок, в таботе котором Григо-
№ич принимал самое активное участие.

‹ (Создатель гидросамолета

Сорок лет назад Д. И. Григорович, окон-.

yup Киевский политехнический институт,
занялся постройкой первого спортивного са-
молета, который он назвал «Г-1». Близ ин-
ститутеких зданий Григорович приспособил
сарай под сборку машины. Детали camo-
лета изготовлялись конструктором на квар-
тире.

Вскоре Григорович переезжает из Киева
в Петербург, где в это. время зародилось
авиационное общество «Первое Российское
Товарищество Воздухоплавания». Задачей
общества являлось развитие отечественной
авиации. Григорович охотно принял предло-
жение занять пост технического директора,
и главного конструктора завода товарище-
ства.

Мололой инженер увлекся идеей создания
конструкции самолета, типа «летающей лод-
ки». Идея создания гидросамолета пришла
Григоровичу не случайно. Россия © ее ог-
ромными водными пространствами, омывае-
мая многими морями и океанами, распола-
тающая большим количеством рек и озер,
требовала соответствующего т вот
трилцать пять лет назад, в начале го-
да был спроектирован первый в мире мор-
ской самолет «М-1». За ним в том же году
появились самолеты «М-2» и «М-4».

Летающая лодка «М-1» — двухместный
учебно-тренировочный биплан © мотором
«Гном». Мощность двигателя была равна
80 л. е. Полетный вес гидросамолета рав-
нялся 880 кг, из которых на pre he
грузку приходилось 260 кг. Скорость «М-Ё»
достигала 100 км/час. Е

Талантливый инженер Д. П. Григорович,
непрерывно улучшая свой _ гидросамолет
«М-1», создает одну за другой конструкции
летающих лодок, венцом которых явилась
«М-Б», созданная в 1914 году.

Гидросамолет «М-5» принес Григоровичу
широкую известность. Летающая лодка

ной базы офицер Пурышин прочитал лекцию
«Молодежь Тихоокеанского флота в боях за
Родину». В Доме офицеров главной базы ¢
лекцией «Русские военные моряки — но-
ваторы военно-морской науки, техники и
тактики» выступил офицер Ёарпинекий,

«М-5» обладала весьма высокими летными
характеристиками, хорошими мореходными
качествами. Поэтому она, несмотря на кос-
ность высших правительственных и воен-
ных кругов царокой России, толкавших
страну по пути все большего иностранного
закабаления, была немедленно принята на,
вооружение, Это был двухместный биплан
деревянной конструкции. Размах крыльев
самолета — 11,5 м. Площадь крыла —
30 м”. Врыло двухлонжерное, обтянутое
полотном. Общий вес конструклии-—660 кг,
Ha 220 кг меньше своего прототина, «М-1».
Полезная нагрузка «М-5» — 300 кг. Гид-
ресамолет развивал скорость 128 км/чае. По
тому времени эта, скорость являлась весьма
выюокой. Посадочная же скорость «М-5»
едва, достигала 68 км/час. Потолок «М-5»
был равен 4.450 м, а прололжительноеть
пребывания в воздухе — 5 часов. Выеоту
в 1.000 м машина набирала за 5 минут
36 секунд, & высоту 3.000 м— ва 24 ми-
нуты 36 секунд. Самолет «М-5» прослужил
более семи лет. Многие наши морекие лет-
чики прошли обучение на этой мапине,

Первые русские гидросамолеты и особен-
но гидросамолет «М-Б» и разведывательный
типа «М-9» приобрели самую широкую из-
вестность. Не случайно военное ведомство
Соединенных Штатов Америки  векоре по-
сле начала первой мировой войны 1914—
1918 гг. попросило русское правительство
передать ему несколько гихросамолетов кон-
струкдии Д. П. Григоровича. Используя рус-.
ские самолеты как образцы, американцы ор-
ганизовали серийное производство аналогич-
ного типа машин.

Летающие лодки «М-1», «М-2» и «М-4»,
построенные в России в 1912—1913 гг.,
явились первыми в мире. За рубежом (в ча-
стности, в Англии) практически пригодные
конструкции  гидросамолетов  юявились
лишь в 1914 году (Шорт, Сопвич). Слело-
вательно, русекий инженер-авиатор J. I.
Григорович разработал и создал гидросамо-
лет еще задолго до появления аналогичных
нашин в странах Западной Европы и СТА.

Д. П. Григорович является автором само-
лета «М-11» — морского истребителя типа

осах организации и методики политических занятий

Подготовка руководителя
К проведению занятия

В организации: и методике политических
занятий, как показывает опыт лучигих ру-
ководителей, важное место занимает лич-
ная подготовка руководителя в рассказу и
проведению беседы;

Хороню подготовившись и составив кон-
спект занятия, руководитель уточняет на
семинаре его содержание и методику, запи-
сывает рекомендованные наглядные посо-
бия и перечень политической и художе-
ственной литературы. Все это, безусловно,
необходимо. Но следует ли этим ограничи-
ваться? Вюнечно, нет.

Правильно делает офицер Сухомлин, ког-
па. вместе с помощником руковолителя поли-
тических занятий готовит к первому ваня-
тию по теме наглядные пособия — схемы,
диаграммы, иллюстрации из  фотоальбо-
мов — и рекомендованную литературу. бо
слушателями труппы т. Сухомлин беседует
не только на занятиях, но и при каждом
удобном случае. Он организует консульта-
ции, просматривает конспекты, советует
людям, на что следует обращать основное
внимание при самостоятельной подготовке.

Личную подготовку офицер Сухомлин
строит Tak, чтобы рассказ его был содержа-
телен, интересен и помог бы слушателям по-
НЯТЬ И заломнить основные вопросы темы.

Тов. Сухомлин проводит занятия при

неослабном внимании слушателей. Свои по-
ложения он иллюстрирует яркими примера-
ми, заломинаюнщиимиея образами и еравне-
ниями. Например, при изучении «Краткого
курса истории ВЁЛ(б)» т. Сухомлин умело
использовал примеры из кинофильмов «Че-
ловек с ружьем», «Ленин в Октябре», эпи-
воды из художественной литературы, из
истории гражданской и Великой Отечест-
венной войн.

Отдельные руководители при проведении
итоговых бесед не имеют личных планов.
Тов. Сухомлину план помогает соблюдать
последовательность в обсуждении темы, не
расосвивать внимания слушателей на, второ-
степенные вопросы, а выбирать основное,
главное. Как правило, т. Сухомлин берет
для беседы 3—4 вопроса, но зато разбира-
ет их так, что они надолго остаются в па-
мяти у людей;

Иначе проводит занятия © матросами
офицер Торопецкий. На беседы он прихо-
дит 063 всякой подготовки. В частно-
сти, беседу по одной из последних тем OH
провел не в форме живого обсуждения oc-
новных вопросов темы, & путем экзамена-
ционного опроса. Выгляделе это примерно
Tak:

—` Матрос Артемьев, расскажите, когда,
как и гле бъыти созданы наши Вооруженные

билы?

Артемьев молчит,
— Значит, не знаете? Плохо. Садитесь.
Матрое Ковальский, что такое Сиваш?

— Сиваш — озеро, и не особенно глу-
бокое, — отвечает Ковальский. -

— Я вас не про озеро спрашиваю, а ка-

кие там были бои...
— 05 этом вы нам не рассказывали, —
Не ответили Ha этот вопрое и друпие то-
рарищи, в том числе и руководитель.

Такие занятия, конечно, приносят мало
пользы. И не случайно поэтому  успевае-
мость в группе т. Торопецкого оставляет
желать лучшего. = `

Практика показывает, что высокая успе-
ваемость достигается в тех группах, где
руководители хорошю тготовятея в рассказу
И беседе, накапливают методические на-
выки, вдумчиво и серьезно работают над
своим политическим образованием.

Напитан И. КОЗЮКОВ.

летающей лолки. Эта машина была, первой
в мире конструкцией морского истребителя.
На нем были установлены также впервые
в мире броня и неподвижное оружие.

Успехами русских конструкторов и стро-
ителей самолетов, в том числе гидросамоле-
тов, наша страна вправе гордиться, Вон-
структорское бюро, руководимое Д, П. Гри-
горовичем, состояло из пятидесяти человек
и выпускало ежегодно до трех новых типов
машин. В конструкторском бюре кроме Гри-
торовича, работал инженер М. Шишмарев —
талантливый конструктор, ныне генерал-
майор инженерно-авиационной службы, док-
Тор технических наук. В частности, М. Ши-
шмаревым в TO время была разработана
Установка полуавтоматической пушки ка-
либра 37 мм для самолета, «М-9». В зару-
бежных странах вооружение такого калиб-
Pa вошло в практику только через. несколь-
ко десятков лет.

Условия труда строителей гидросамолетов
при царском режиме были весьма тяжелы-
ни. Новые конструкции созхавались на, тех-
нически отсталой базе. Продувка моделей са-
молетов, их отдельных деталей, протаска
моделей лодок в бассейнах не производились.
Однако за годы первой мировой войны кон-
структорское бюро Д. ПН. Григоровича все
же выпустило свыше десяти типов’ различ-
ных машин, значительная часть которых
По тому времени была лучшей в мире.

В 1916 году Д. П. Григорович создал два
сухопутных самолета: «С-1» и «С-2». Са-
молет «(-2» представлял ©0б0ю один из
первых в мире  самолетов-двухвосток. В
том же Tory им был сконструирован и вы-
полнен хвухпоплавковый  гидросамолет
«М-20». Особенностью этой машины явля-
лась ее способность взлетать с воды и со
снега. Авиаторы любили эту машину ва ее
BBICOKHe летные качества.

В следующем, 1917 году Григорович ©0-
здал два больших гидросамолета. Первая
конструкция представляла ©0б0ю двухпо-
плавковый биплан. Это был первый в мире
торпедоносен, много лет являвитийся един-
ственным самолетом подобного типа. Назы-
валея этот тип машины «ГАСН» (гидро-

Повысить воспитательную ~
роль флотских ансамблей

Руководствуясь постановлениями ЦВ
ВЕШ(б) по идеологическим вопросам, флот-
ские ансамбли песни и пляски немало сде-
Лали для того, чтобы очистить свой репер-
Tyap от безидейных и пошлых произведе-
ний и пополнить программы лучшими на-
родными и советскими песнями и плясками,
близкими и понятными слушателю.

Заметно выросло и исполнительское ма-
стеретво певцов и танцоров. Большинство
ансамблей успешно овладевает наиболее
трудным видом хорового пения «а капелла»
(без сопровождения оркестра или рояля).
Матросы, старшины и офицеры хорошо зна-
ют и любят таких солистов, как Сысоев,
Пешко, Шевченко и кий — на Бал-
тике, Турылев, Серебро, Кузнецов — на
Черноморском флоте и многих других, Ан-
самбль Тихоокеанского флота по праву гор-
дитея воспитанным им маетером пляски
Курлаевым; балтийцев радуют своими до-
стижениями такие плясуны, как Голубков
и Трофимов. :

И все же, несмотря на несомненные твор-
ческие успехи, концерты ансамблей далеко
ще веетда удовлетворяют моряков, далеко не
всегда достигают евоей цели.

Призывая к правдивости и реалистично-
сти музыки, ЦЕ ВЕП(б) в своем постанов-
лении 0б опере «Великая дружба» В. Мура-
ели требует, чтобы в советеком искусстве
высокая профессиональная техника, кочета-
чась с простотой и доступностью. Проявле-
ние формализма, антинародную сущность
Которого беспощадно вокрымло это постанов-
ление ЦЕ ВЕП(б), не может быть терпимо
в нашем искусстве. :

Однако элементы формализма подчас про-
являются в работе Балтийского, Черномор-
ского и других ансамблей. Их руководители
‘нередко прибегают к ненужному усложне-
нию, к вычурному укратательству музы-
‘зальных произведений, в результате чего
искажается и основная идея произведения.

Чаше всего формалистокие  выверты
встречаются при постановке плясок. Выео-
Кая танцовальная техника является хоро-
me традицией флотских ансамблей. Но,
Уделяя исключительное внимание технике,
забывают о самом содержании танца. 0т-
дельные балетмейстеры очень редко бе-
рутея за постановку таких плясок, в кото-
ых проявляется искусство коллективного,
наиболее близкого нам по духу и глубокого
10 своему содержанию флотского и массово-
го народного танца. Предпочтение отдается
тав называемому «перепляеу», соревнова-
нию отдельных танцоров. Во время выступ-
лений ансамблей Тихоокеанского и Черно-

морекого флотов усилия танцоров были со-

средоточены на индивидуальном выполнении
замысловатых «колен»,  а коллективное ис-
полнение страдало  нееогласованностью.
Стремление к трюкачеству приводит к чому,
что танцовальный прием становится не сред-
ютвом выражения мыслей и чуветв, а само:
целью танца.

Постановление ЦЕ ВЕП(б) об опере «Вели-
кая дружба» отмечает ‘огромную smporpec-
сивную роль классического наеледетва, и
традиций русской музыкальной школы. Но
в программах флотеких ансамблей встречает-
я очень мало произведений русских компо-
зиторов-классиков. Так, ансамбль Черномот-
ского флота исполняет только три произве-
дения, принадлежащие перу подлинных ма-
стеров русской хоровой школы. Зато вдвое
больше у него в репертуаре веяких вычур-
ных музыкальных пуетячков композитора,
Абта и венских вальеов Штрауса. Неужели
же в ботатейшем наследии корифеев русской
музыки не нашлось произведений, более до-
стойных для воспитания музыкального вку-
о aoe нежели салонный ‘репертуар

a ;

Неблатополучно © пропагандой русекой
классической музыки и в других анеамблях.
Ha Дунайской флотилии хор отраничивает-

ся исполнением только двух песен Чайкона
ского и Мусоргского, В программе его през.
обладают также вальсы Штрауса. Ансамбль

Балтийского флота благодаря своей близости

& такому культурному центру нашей стра-
ны, как Ленинград, имеет постоянный. оз...
туп к богатейшим музыкальным библию- ..

лекам. Но ансамбль не пользуется этой вов-°

можностью для того, чтобы обогащать свой
репертуар лучитими классическими нроизве-
дениями, Классика представлена в его про-
граммие только «Ноченькой» Рубинштейна»

Многие флотекие ансамбли пеени и пля-
ски еще не сделали для себя надлежащих
выводов из постановления [IK BRII(6) of
опере «Великая дружба» и перестраиваются
недопустимо медленно.

Серьезным недостатком большинства, ан
самблей является отсутствие творческой
инициативы при составлении концертов. Пе
раз навсегда установившемуся рецепту ско+
лачивается так называемая «емешанная
программа». И только © такими концертами
ансамбли и выступают. Подобная привер-
женность к одной-единственной, сменанной
форме концертной деятельности ничем не

формы концертных программ, например, те-
матические, имеющие целевую направлен-
ность. Такие программы обладают большей.

лей. А ведь содействие воинскомг и
политическому воспитанию матросов, стар=
пин и офицеров средствами искусства яв-
po основной задачей флотских ансам+
лей. .

Личный состав Военно-Морских Сил по+.

оправдана. Нельзя игнорировать и другие .

силой воспитательного воздействия на зрите- —

полнилея молодежью, впервые пришелитей ^

на флот. Разве не прямая обязанность ан-
самблей создавать для них такие интереся

ные концертные программы, колержание ко-`

торых укрепляло бы чувство беспредельной

преданности советской Родине, верноёти рё- `

волюционным и боевым традициям, любви.
к своему оружию. Но этого не сделано. Ло
сих пор ни один ансамбль не создал по=
граммы, поевященной выеокому моральному
облику молодого советского воина, свято
выполняющего свой воинский долг.

Некоторые руководители ансамблей, пла
нируя концертную работу, еще не научи
лись ибходить при этом из конкретных за-
дач боевой и политической подготовки личз
ного состава флота. ’

Художественное слово должно бы зани-
мать значительное место в концертных про-
граммах ансамблей. На самом деле этого нет.
Незаслуженно принижена роль чтеца. Кое-
где она сведена даже только к обязанностям
«ведущего программу». Располатая отлич=
ными певцами, танцорами, музыкантами,
немногие ансамбли могут, однако, похва-
ЛитТЬся мастерами художественного слова:
Один из лучших ансамблей — Тихоокеан-
ский — до последнего времени вообще He

имел чтецов. Весь репертуар чтеца, ансамбля __
Дунайской флотилии ограничивается отрыв= ^

ками из двух поэм. Uren ансамбля Черно-

морского флота за целый год подготовил ^
только два новых произведения. Совсем иное.

положение в ансамбле Балтийского флота.
Член Краснов готовит к каждой программе
новое произведение. Нередко ero выступлез
‘ние идет в сопровождении хора, и оркестра:
С интересом слушают Краснова матросы и
офицеры. ; :
Недостатки, о которых мы говорили вы-
ше, мешают флотским анеамблям выполнять
поставленные перед. ними задачи. Руко-
водствуясь постановлением ПЕ ВЕЛ(б) об
@пере «Великая хружба»,: нало рептительно
преодолеть эти недостатки и обеспечить дея-
ельное участие ансамблей в воинском, поли-

тическом и культурном воспитании военных ^

моряков
  Капитан В. ПОПОВ,

Соревнования силачей.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 10 июля. (По теле-
графу). В. Н-ском соединении Балтийского
флота состоялись два предварительных кон-
курса силачей, в котором приняли участие
матросы, старшины и офицеры,

Первенство завоевал офицер Стародубцев.
Он поднял двухпудовую тирю 101 раз.
Старшина 2-й статьи Разин выжал гирю
81 раз. Майор М. МАЛЫШКОВ.

ЕЕ een ИЕ

аэроплан специального назначения). Он нес
Ha ©ебе торпеду весом в тысячу килограм-
мов. Вторая конструкция — летающая лод-

ка «МЕ-Ё» (Морской крейсер). Эта машина

тавже строилась серийно. Особенностью са-
молета «МВ-1» являлось то, что бипланная
Боробка крыльев несла, на себе моторы (три
мотора, — один < тянушщим и два © толкаю-
щим винтами) и крепилась к корпусу лодки
не жесткими узлами, а посредством специ-
альных амортизаторов. По прошествии мно-
гих лет французы, кстати без указа-
ния ее автора— Григоровича, стали приме-
нять подобную схему крепления коробки
крыльев в фюзеляжу и выдавать ее за
изобретение А. Фармана.

1918 тод ознаменовалея постройкой не-
скольких опытных пидросамолетов «М-17»,
«М-18» и «М-19», С 1921 года Д. П. Гри-
горович начал работать на авиационных 3а-
водах, ‘где он сконструировал несколько
морских и сухопутных самолетов. В частно-
сти, построил первые советские истреби-
тели «И-2», «И-2-бис», «И-3», летающую
лолку «М-24» и разведчик открытого моря
(«РОМ»), обладавший высокими летными
качествами и хорошей мореходноетью. Д. ИП.
Григорович является автором замечательной
малины «И-Б». Она была создана им ©ов-
местно © Н. Н. Ноликарповым. Самолет
«И-5» — истребитель, обладавший отличной
скоролод’емностью и исключительной манев-
ренностью, был длительное время одной из
основных ‘машин, состоявших на вооруже-
нии молодой советской авиации.

За свою 30-летнюю деятельность в авиа-
ции Дмитрий Павлович Григорович создал
свыше 60 типов самолетов, из них 38 типов
мапин строились серийно. Ему принадлежит
идея создания первого в мире гидросамоле-
та, а также первото в мире истребителя с
убирающимея в воздухе шасси.

Советские ‘авиаторы с уважением вопоми-
нают выдающегося. конструктора Дмитрия
Павловича Григоровича, внесптего большой
вклад в отечественную авиационную нау-
ку, вылвинувшего нашу Родину по гидро-
самолетостроению на первое место в мире,

Инженер М. ПЕТРОВ.

Гребно-парусные
соревнования балтийцев

ЕРОНШТАДТ, 10 июля. (Норр. «Красного

Флота»). Закончились гребно-паруеные со-
ревнования на первенство Балтийского
флота, в которых участвовали лучние
команды кораблей и частей. Моряки сорев-
новалиеь в гребле на 10 кабельтовов, в
парусной гонке-——на 40 кабельтовов, крей=
серской тонке-—на 30 миль.Кроме того, бы:
ли проведены комплекеные гонки © высад-
вой на берег и © преодолением полоеы през
пятствий. Е

После третьего дня соревнований лучшие
результаты были у команд шлюпок офипе-
ров Прокофьева, Наймана и Филина. Меж-
ду ними и завязалась упорная борьба 3a
первенство, которая длилась восемь дней е
переменным успехом. Лишь последние два
дня выявили, наконел, победителя. Им ока-
зался экипаж шлюпки офицера Провофье-
ва, завоевавший абсолютное первое место
по флоту.

Победителям был вручен переходящий
приз командующего флотом. Жетонами чем-
пиона 1948 года награждены офицер Про
вофьев и весь состав его команды. Офице-
рам Филину и Найману, занявним, соответ.
ственно, второе и третье места, вручены
почетные грамоты.

ОТКРЫТИЕ ВОДНОЙ
CT. АНЦИИ АМУРНЕВ
БРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛ0-

ТИЛИЯ, 10 июля. (Корр. «Нрасноге Фло-

та»). Неподалеку от главной базы флоти:

лии на живописном берегу реки расположен
матросский парк. Здесь же находитея и вол-
ная станция Дома офицеров. На-хнях co-
стоялось открытие водной станции. На
спортивный праздник собрались сотни офи-
церов с семьями, старшины и матросы.

Массовые соревнования по плаванию
вольным стилем на 50 метров принесли
победу старшине 2-й статьи Зачесову. Он
показал лучшее время — 33 секунды. Око-
Ло двух десятков команд участвовало в эс-
тафете 4Ж50 метров. Первенство завоевали
пловцы офицера Приходько,

В парке проводились товарищеские
встречи волейбольных команд, соревнова-
ния по перетягиванию каната и другив со-
стязания, на реке — катанье на яхтах и
шверботах. :

a я
Вечером состоялся концерт художественя ^

ной самодеятельности матросското клуба.