13 В
Июля 1948 к, вторник, № 164 (29587

®

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Monn potas фактор. ускорения темпов

COMMan ястического

Первая половина третьего решающего го-

5 ‘Oe
ae пятилетки ознаменовалась
ен a под’емом экономики и культу-
у ото Союза, Наша-етрана обогат
&сь десятками и сотн в.
ее) * оопрожденных предприятий,
ыы Этрасли промышленности
  ли полугодовую про
aMM
и дали сверхплановой продукции th

ной системы и проведение денежной рефор-
мы —- все это создало благоприятные пред-
посылки для улучшения качественных по-
казателей и повышения темпов накопления.
Не случайно поэтому почин коллективов де-
вяти московских заводов, отказавшихся от
государственной дотации, был подхвачен Ha
предприятиях страны и получил широкое
распространение.

Положительные результаты движения за
бездотационную работу, ‘за максимальную
экономию не замедлили сказаться. Многие
предприятия из ‘убыточных стали прибыль-
ными и уже в первом полугодии дали rocy-
даретву сотни миллионов рублей сверхпла-
новых накоплений. Московский завод «Ком-
прессор», например, долгое время терпел
Убытки, достигшие в 1946 году 17 млн.
рублей. Убыточным он был и в первой ноло-
вине прошлого тода. Коллектив завода, улуч-
шив технологию и организацию производет-
ва, снизив брак и другие потери,  созлал
благоприятную базу для рентабельной рабо-
ты. В результате завод выступил в этом году
одним из инициаторов отказа от государет-
венной дотации. За пять месяцев текущего
года, завод «Компрессор» получил 4,4 млн.
рублэй прибыли, в том числе 1,8 ‘млн. руб-
лей сверхплановой.

Характерен и довольно типичен следую-

варов широкого потр
i be oe и правительства расптиряется
о р00б0рот, неуклонно повыпгается мате-
риальное благосостояние трудящихся.

Одной из ха
рактерных о -
теклего полугодия я собенностей ис

ления, которое, как известно, составляет
важнейший источник средств для расширен-
ного социалистического воспроизводства. В
непрерывном увеличении накоплений огром-
р роль играет развернувшееся движение
3 улучшение качественных показателей
производственной деятельности, за социали-

ome экономии — это свойственный ео-
к ее ыы SOT NODES. oe BESBAH   nit пример. Днепропетровские металлурги
ства, которой я в прошлом году не только Taleb! Be
>
Tpouspommrea bubie затраты и потери. Избав- aie cle eo
от а mo олезней капитализма, ео, время: здесь произошли коренные сдви-
кризисов и бора none ete   ти. В первом квартале 1948. года эти заво-
ромные ИИ В на ee ee ды сэкономили свыше 20 млн. рублей. Уме-
родном хозяйстве, наша Е „млн, рублей. уме

экономика содержит в себе исключительные ie J UMCTIED. 370 BOSOM ASHES SLR HAS ИО
возможности для наиболее бережливого и Е и дала и за анварь—
рационального использования всех матери-   `е\® Месяцы 10°. мн. рублей экономии
альных и трудовых ресурсов в интересах И ns И Horne Oe eee
увеличения общественного богатства. Социа- миллионов рублей. Подобные сдвиги про-
тистические методы хозяйствования, одним ен мах И фабриках
из которых является режим экономии, при-   ео ала, п осквы, Украины, Баку,
званы реализовать эти возможности, пре-   ‘З°РАЛОВСКа и друтих. „

вратить их в действитезьвость. Озновой повышения рентабельности: каж-\

Ленин и Сталин, большевиетекая париия началах режима зао пет о
всегда подчеркивали необходимость соблю-   ненпе плановой себестоимости. В ев состав
дения строжайшей экономии и максималь- входят: стоимость сырья и израсходованных
ной бережливости в расходовании тосудар-   вспомогательных материалов (топлива, элек-
ственных средств. Еще тридцать лет назад, (
разрабатывая план приступа к социалисти-
ческому строительству, Ленин требовал ве-
сти аккуратно и добросовестно счет денег, Стало быть, себестоимость включает вее за-
хозяиничать экономно. Этому же учит траты на изготовление шодукции. Целесу-
товарищ Сталин. В ряде-выступлений вождь образная организация производства и эко-
нашей партии раз’яснил, что в своем хозяй- номное расходование материалов отражают-
ственном строительстве мы должны опирать-   ся на уровне себестоимости.
ся на собственные силы, на внутренние на- Партия ведет непрерывную борьбу за
копления, не рассчитывая на Помощь ИЗВНЕ.   снижение себестоимости. Она — er-
Товарищ Сталин призывал и призывает пар- вуется при этом указанием ры й a
тию, народ бороться с бесхозяйственностью,   Сталина. что < основная линия. по а
неуклонно повышать производительноеть  лоджна “пойти наша индуетрия На
труда и снижать себестоимость продукции, линия, которая должна определять все ве
ae средства разумно и расчетливо,   тальнейшие шаги,—это есть линия система-
вречь народное добро. — тического снижения себестоимости промыш

Советские люди, ‘возглавляемые партией   ленной продукции...». Снижение себеетоимо-
большевиков, успешно претворяют в жизнь   сти-—важнейший источник увеличения с0-
указания вождя. Последовательное проведе-   циалистического ‘накопления и ускорения

фондов, заработная плата, расходы, связан-
ные с управлением, и ряд других затрат.

ние режима экономии позволило нашему го-   темпов хозяйственного развития. За новое.

сударству сберечь в годы сталинских пяти-   пятилетие себестоимость промышленной
леток громадные средства и, направить их.  продукции должна снизиться против уровня
на индустриализацию страны и коллективи-   1945 г. на 17 проц: :
зацию сельского хозяйства, на укрепление
военного могущества Родины. И если госу-   мости являются материальные затраты. В
дарство смогло за тринадцать предвоенных среднем они составляют 70 проц., а в ряде
лет направить на капитальные вложения   отраслей = 80—85 проц. себестоимости
более 300 миллиардов рублей, то в значи- промышленной продукции. Отсюда ясно, ка-
тельной мере этому способствовало настой-   кой большой народнохозяйственный эффект
чивое осуществление указаний Ленина И   дает экономия сырья, топлива, электроэнер-
Сталина 0б экономии и бережливости. Ре-   гии и т. д. Достаточно сказать; что из 160
Жим экономии сыграл важную роль в изы-   миллиардов. рублей экономии, ‘установлен-
скании средств для финансирования воен-   ной пятилетним. планом, 100’ миллиардов
ных издержек в годы минувшей воины. Из-   должно быть получено за счет более рацио-
расходованные за четыре с половиной года   нального и бережливого использования этих
войны на нужды Вооруженных Сил 551   элементов производства, Такое использова-
миллиард рублей были получены за. счет   ние доститзетея совершенетвованием техно-
внутренних накоплений. Одним из источ-   логических процессов, внедрением замените-
ников этих средств явилось снижение себе- лей, утилизацией отходов, выполнением
стоимости промышленной продукции, эко-   средне-прогреесивных. норм расходования
номия от которой превысила за 2—   материалов и использования оборудования.
1944 тг. 50 миллиардов рублей. На этой о0с-   Существенное значение имеет борьба с бра-
нове промышленность более чем вдвое сни-   ком, который на ряде предприятий весьма
зила отпускные цены на вооружение, 006-   значителен. Коломенский паровозостроитель:
припасы и`снаряжение. ный завод, например, из-за высокого про-

Исключительно важное значение приобрел   Цента брака имел в 1947 году ono 10 млн.
режим экономии в настоящее время, когда   РУ блей убытка.
советский народ осуществляет величествен- Рациональное использование и экономия
ную программу послевоенной пятилетки,   сырья, топлива, материалов не только влия-
требующей затраты значительных средств.   ют на уровень себестоимости, но, при наших
Одни лишь централизованные капитальные масштабах производства, способствуют pac-
вложения в народное хозяйство составят   ширению ресурсов Kak самой промышлен-
250,3 миллиарда рублей. Планом предуемот-   нести, так и всего народного хозяйства. Так,
рено также последовательное снижение цен   снижение норм расходования металла в
и повышение потребления трудящихся. новой пятилетке должно обеспечить. эконо-
«Чтобы обеспечить эти затраты, — гово-   МИЮ В Несколько Миллионов тонн, что даст
._  Возможность Вынустить десятки тысяч до-
рил товарищ Жданов, — МЫ 20ЛЖЕЫ У ито тьных станков, т акторов, паровозов
реплять и развивать социалистические ме- + TD ,

тоды хозяйствования, режим экономии и хо-   Пи’ H- ны а lads
зяйственный расчет, DEMMTCIDHO т и тысяч метров ткани и т, д.
с бесхозяйственностью, раздутыми штатами, хополнительно выработать за
высокой себестоимостью продукции и моби-   МОЖНО   OU м : ент. ОМ ЕНОВО
лизовать наши внутренние ресурсы, все   Чт Каждого процента сэ

Источники накопления для нужд восстандв-   СЫРЬЯ в ‘легкой и пищевой eee
дения и развития народного хозяйства». 0   ленноети., Приведем ла’ примера: Прязиль-

я _   шики Орехово-Зуевского комбината обяза-
громадной роли экономии можно судить хо
тя бы по тому, что от снижения м ин ы = ов
и J :
et eee ue cee р комбинат дополнительно изготовит сотни
‚ат

С Г ектив 0бу-
летие  Тысяч метров ткани. Колле 5
160 аль o я вной фабрики «Скороход» предполагает сбе-

речь такое количество материалов, которое
Советские люди, воспринявшие пятилеТ-   потребуется для дополнительного. изготовле-

ний план как боевую программу, отвечаю-  ния 250 тысяч пар обуви.

щую их жизненным интересам, ci i ми ЕН.

борются за ее досрочное выполнение. -

i erate а соревно-   ционально использующих свои сырьевые и

вания творческая инициатива масс вызва- топливные ресурсы, показывают, каких
больших результатов можно добиться при

ла к жизни новые приемы и методы труда,
значительно повысившие ef0 IDOAYRTAB-   erporom соблюдении режима экономии, В пер-

ность, вскрыла и привела в действие огром-   вом квартале нынешнего года предприятия
ные производственные резервы. Благодаря   Москвы и области; например, сэкономили
этому производительность груда уже в 44 миллиона киловатт-чаеов электроэнергии.
тоду возросла на 13 проц. по сравнению би неги достаточно, чтобы выплавить
1946 полом. Промвтиленниь вн р около 30 тысяч тонн стали, добыть 700‘ты-
а ин Te uae. сяч тонн угля, выработать 60’ миллионов
каждый процент которо , gengun: PRanit

лиарда рублей экономии. Заметные резуль-
Стремясь полнее использовать производ-

Таты достигнуты в экономии материальных
ственные резервы и сэкономить государству

и энергетических ресурсов. ковомить путает
-   больше средств и матер ; ) =

Tun, решающий год послевоенной пя
eure. conanonondes исключительным   ди наших предприятий проявляют MHOTO

размахом борьбы за экономию, 34 рентабель- творческой О et ей
ность предприятий. И это вполне закономер- стью пользуется te и
но. Завершение послевоенной перестройки   го часового м sta р ни
народного хозяйства, серьезные победы,   ный по его пред аи.
одержанные на фронте возрождения эконо- терями дал и И
мики районов, пострадавших от немецкой   биться огромной ей ие
оккупации, невиданный ранее под’ем сопиа-   ТИТЬ Ore затр а pen
листического соревнования, отмена карточ- часов, Почин слесаря А.

„Ходованием топлива, металла, электроэнер-

троэнергии и т. д.), амортизация основных}

Одним из основных элементов себеетои-.

‘лей. Общая сумма экономии на

производетвеа

широкую поддержку на предприятиях стра-.
HEI.

На передовых заводах и фабриках раз-
работаны, при активном участии рабочих,
инженеров, техников, команлиров производ-
ства, а в ряде случаев и работников науч-
ных учреждений и институтов, планы орга-
низационно-технических мероприятий.
них, как правило, предусмотрены внедрение
новой техники, широкое распространение
опыта передовиков, снижение всяких 34-
трат и устранение потерь, ликвидация про-
стоев оборудования и т. д. Ценность этих
планов состоит также в том, что они под-
нимают весь коллектив на борьбу за эко-
номию, повышают его ответственность за
результаты хозяйственной деятельности
предприятия.

В борьбе за режим экономии большое зна-
чение имеет движение молодежи, начатое по
инициативе комсомольцев сталинградекого
металлургического завода «Ёрасный 0к-
тябрь». Составив при помощи инженерно-
технических работников оперативные нланы
борьбы с потерями и взяв на себя конкрет-
ные обязательства по экономии, сталинград-
цы организовали во всех цехах и отделениях
контрольные посты для наблюдения за рас-

гии ит. д. Шо примеру сталинградцев коми-
теты комсомола многих других предприятий,
при поддержке хозяйственных руководите-
лей и специалистов, создали посты и брига-
ды комсомольского контроля, которые векры-
вают факты растозительства и бесхозяйст-
венности, помотают партийным организаци-
ям и руководителям предприятий укреплять
режим экономии. i
Одним из важнейших источников сниже-
ния себестоимости и увеличения накопле-
ний является снижение затрат труда на еди-
ницу изделий. Нанта страна, благодаря преи-
муществам социалистического строя, раепо-
лагает возможностью поднимать выработку
рабочих до таких. темпов, какие. недоступны
 ни одной капиталистической стране. 910
практически подтверждено всем ходом. раз-

вития советской экономики. Напомним, что
в годы первой сталинской пятилетки произ-
водительность труда поднялась на41 проц,
во второй — на 82 проц. Даже. в годы вой-
ны она возросла в машиностроительной и
всенной индустрии: на 31 проц. — в 1942
году и дополнительно на 11 проп.—в 1943
году. И это, несмотря на то, что в производ-
ство было вовлечено огромное число новых,
‘малоподтотовленных кадров.

Борьба за повышение производительности
труда, являясь мощным фактором  уско-
рения темпов восстановления и развития на-
родного хозяйства СССР, развернулась с от-
ромной силой в послевоенное время. Совре-
менный этап характеризуется. небывалым
размахом социалистического соревнования,:
которое проходит под знаком внедрения пе-
редовых методов труда, помощи отстающих
и подтягивания их до уровня передовиков,
под знаком достижения новых, более высо-
ких количественных и качественных пока-
зателей. В ходе, социалистического соревно-
вания советские люди творчески изменяют

методы и приемы работы, внедряют различ-

ные усовершенствования в приспособления,

добиваются резкого снижения затрат живо-

то и овеществленного труда на единицу из-
делий.

Неустанная забота тружеников страны со-
‘циализма о росте производительности труда
дает замечательные‘ плоды. Так, в первом
‘полугодии только за счет внедрения Техни-
ческих новшеств и механизации трудоем-
ких  процесвеов  машиностроительными
предприятиями треста «Азнефтемат» полу-
чена экономия свыше двух миллионов 0уб-
заводах
этого треста составила 16 млн. руб-

лей. В связи. с улучшением  техноло-.

гии и внедрением потока на еборке элевтро-
двигателей завод имени Владимира Ильича
пелнял производительность труда в первом
полугодии на 85 прон. и снизил себестои-
мость продукции на 27 проц. по сравнению
© соответствующим. периодом 1947 года; 0о-
ветская промышленность знает бесчисленное
множество подобных примеров.

внимание вопросам экономии и бережливо-
го отношения к государственным ередствам
воины Советской Армии и ФлотА. Воспитан-
ные в духе бережного отношения к народно-
му добру, офицеры, старитины и матросы в
большинстве своем активно борются за эко-
номию топлива и электроэнергии, за тща-
тельное сбережение боевой техники и ору-
BUA. =

° По-хозяйски расходует горючее личный.

‘состав Н-ского авиационного подразделения.

Ba истекшее полугодие в подразделении
сэкономлено по 650—700 кг. авиацион-
ного бензина на каждый самолет.
Старшина группы мотористов одного из ко-

раблей Балтийского флота сэкономил в про-.

шлом году за время кампании 12 тонн го-
рючего. Мотористы этого же корабля стар-
шина 2-й статьи Шевяков, матросы Тере-
хин, Иванов и другие в этом году сберегли
уже шесть тонн горючего. Есть немало ко-
раблей, которые в результате социалистиче-
ского отношения их экипажей к материаль-
ной части и боевой технике длительное
время плавают без аварий и поломок. Таким,
в частности, является тральщик, где коман-
диром БЧ-У офицер Шахлович. Корабль на-
плавал 15 тысяч миль без единой аварии.

Нельзя, однако, считать, что все. военные
моряки глубоко прониклись сознанием необ-
хоелимости соблюдения строжайшей эконо-
мии. В некоторых тыловых органах флотов
й флотилий не соблюдается жесткая финан-
совая дисциплина, допускается бесхозяйст-
венное расходование — государственных
средств. Факты свидетельствуют, что в ряде
политорганов ‘из-за отеутетвия должного
контроля культурно-просветительное иму-
щество быстро приходит в негодность, те-
ряется. Нужно ли доказывать, ‘какой ущерб
наносится этим государству?!

Партия и правительство требуют от всех
советских людей, в том числе и от воинов,
всемерно беречь народное добро, соблюдать
режим экономии во всем. Долг командиров и
политработников-——усилить борьбу за социа-
лиетическую бережливость, за лучшее и це-
лесообразное ° использование доверенных
флоту огромных материальных ценностей.
Каждый сэкономленный рубль — это вклад
в общее дело борьбы за дальнейший расцвет
могущества социалистической Родины.

Подполковник
И. РАБИНОВИЧ.

Артисты

Маленький фельетон

СПОР ПРОДОЛЖАЕТСЯ,

Каждую ночь перед. отходом ко сну в
квартире капитана Коротко происходит
семейный совет. Обсуждается вопрос — в
каком углу комнаты безопаснее провести
ночь. Вот уже несколько. месяцев обитате-
ли квартиры находятся в опасности. Враг
У них молчаливый, но коварный, готовый в.
любую минуту обрушиться на голову. Это
надо понимать не иносказательно, & бук-
вально, так как враг... потолок,

_ Было время, жил капитан Короткий тихо
и мирно, гортясь своей чистенькой комнат-
кой. Но вот ва потолке начали появляться

‘зловещие желтые  подтеки.  Обелеловали
крышу и установили, что’ один железный
лист проржавел и требует срочной замены.

Капитан Короткий отправился в тов. Шве-
дову. Там находились и другие офицеры.
Майор Петров жаловался, что в доме, где он
живет, не действует водопровод. У капитан-
лейтенанта, Вавилова водопровод работал, но
капризничала канализация. Шведов епокой-
но выслушивал все претензии и хладнокров-
но, как по-заученному, отвечал:

— Помочь не могу. Нет рабочих. Сходи-
ли бы вы в 90; там целая ремонтно-строи-
тельная контора под руками.

Пошли офицеры в квартирно-экеплозта-
ционный отдел. :

— Вы где, в военном городке живете? —
спрашивают их.

— Нет, в городе.

— НУ, так вы к нам больше не ходите.
Ремонтировать ваши квартиры че будем. 06-
ращайтесь в горсовет, пусть он ремонти-
рует. :

— Ho квартилату-то в нас не горсовет,
а вы получаете! :

— ИКвартплату получаем мы, а ремонти-
рует пусть горсовет! i

Основанием для такого ответа послужила
`еледующая история. .- =

В свое время у городского Совета, было
арендовано для офицеров несколько зданий.
690. соединения аккуратно собирал с этих
офицеров квартплату и менее аккуратно, но
все же производил ремонт. В начале этого
тода №90, как и в предыдущие годы,
направил в №90 флота, перечень ‘необходи-
мых ремонтных работ, в том числе и в зда-
ниях, арендуемых у ‘торсовета. Ответ не
замедлил. Офицер Твердюков категорически
запрещал ремонтировать городские здания.

Вот теперь; руководствуясь этим запре-
щением, начальник №90 соединения направ-”
ляет офицеров в горсовет. Но оттуда их ено-
Ba возвращают в КЭ0. И так без конца.

Пока идет это междуведомственное препи-
рательство, «текущий» ремонт стал уже
«капитальным». Хозяев двое, а дома разру-

`шаютея. В злополучной квартире капитана

Вместе со всем наролом уделяют серьезное Roporroro желтые подтеки разрисовали уже

весь потолок. ИМ’укатурка отваливается та-
кими кусками, Которые угрожают жизни
обитателей.

Стали некоторые. офицеры писать в газе

Ты, жаловаться прокурору. Й вот &90. базы
получил новое указание, на сей раз от на-
чальника тыла флота: «Дома, взятые в арен-
ду у торолского Совета, подлежат текущему
ремонту на общих основаниях...». °`

Офицерам показалось, что их невзтодам
пришел долгожданный конеп..

Но этот вывод был прежлевременным.

Начальник №90 офицер Влимачев,
теперь уже по собственному разуме-
нию, ‘решил, что не станет зря деньги
тратить; так как дома все равно в 1950 го-
ху должны перейти обратно в распоряже-
‘ние горсовета...

Не пора ли прокурору флота вмешаться в
это дело, призвать к ответу чинуш, винов-
ных в разрушении наролного имущества и
издевательстве над офицерами?

Капитан П. ПАВЛОВ.

По следам выступлений
ЕД
«Красного Флота».
АЕ

«В часть присылают
рваные Фильмы»

В газете «Красный Флот» от 18 июня
была опубликована корреспонденция майора
В. Макеюка: «В часть присылают рваные
фильмы».  Политотлел `Ераснознаменной
Амурской флотилии сообщил редакции, что
при проверке факты, о которых сообщалось
в корреспонденции, подтвердились. Полит-
отделом приняты меры в усилению контро-
ля за работой кинопрокатной базы.  В на-
стоящее время фильмы перед отправкой на
корабли и в части проходят’ предваритель-
ную техническую проверку.

На работника кинопрокатной базы т. До-
броскок, виновного в отправке катерникам
изношенного фильма «Золотой ключик», на-
ложено дисциплинарное взыскание. Приня-
ты также меры к упорядочению сбережения

фильмов на кораблях и в частях.

МХАТ в

В летнем лагере Краснознаменного
артиллерийского училища береговой 0боро-
ны побывали выдающиеся мастера МХАТ—
лауреат Сталинской премии народная ар-
тистка СССР А. Тарасова, лауреат Сталин-
ской премии народный артист РСФСР

Б. Ливанов, народная артистка республики

К. Еланская, заслуженные артисты рес-
публики В. Белокуров и П. Массальский.

`Для личного состава был дан большой
концерт. А; Тарасова и ПН. Массальский ис-
полнили две епены из спектакля «Анна
Каренина», Был также показан отрывок
из пьесы Чехова «Дядя Ваня».

`Во втором отделении концерта выступала
народная артистка РОФСР Еланская. Она
прочла «Песнь о Соколе» М. Горького. За-
тем артисты Еланокая и Ливанов ислолни-

ли отрывок из пьесы Гольдони «Хозяйка
гостиницых,

Теплю встретили зрители заслуженного
артиста республики Белокурова. Он прочел
несколько стихотворений №. Симонова И
басню С. Михалкова «Заяц во хмелю».

В заключение концерта артисты Ливаной
и Белокуров исполнили сцену вотречи
чикова © Ноздревым из «Мертвых душ».

Моряки горячо благодарили артистов ва
посещение латеря и хоропгий хонцерт,

Ф. МЕДВЕДЕВ. “.
Рига.

На снимке (справа): выступление артиа
стов А. Тарасовой и П. Массальского. -
Фото А. Коровина. `

‚ Пб ПРИМОРСКИМ ГОРОДАМ

Puta c

Вот так. расцветают наши советские го-
рода. Идешь по Риге, пересекаешь: простор-
ные площади, ровные улицы, минуешь ве-
ликолепные парки, бульвары и диву даень-
ся: дь неужели же можно в. такой корот-
кий срок городу, поверженному-в прах, изу-

] веченному жестокими  бомбардировками,

опоганенному вражеским нашествием, Bep-

нуть былое? Мало, того, сделать его еще:

лучше, еще краше! -
Оказывается, можно. И`это делают трудя-
щиеся Риги, ¢ энтузиазмом подхватившие
призыв большевистской партии и прави-
тельства Советской Латвии — быстрее вос-
становить любимый город. т
Нелегкий это труд. Не по`мановению
«волнвебной палочки» на месте-руин в03-

никают човые здания. Еще зияют. кое-где’

пустыми -просветами окон’ разрушенные
дома, еще вотречаютея нагромождения щеб-

ня, огражденные заборами. Раны. войны.

Всего сразу не сделаепть. Ведьстолько одних
жилых домов было разрушено и новрежде-
HO B городе около трех тысяч!

Но все меньше и меньше становится. пу-
стырей. Закончив работы в одном месте,
строители переходят в- наступление Ha HO-
вый об’ект. Жилищному строительству уде-
‚ляется исключительно большое внимание.
Уже к концу 1947 года десятки тысяч го-
рожан вновь обрели кров. Тысячи людей
получат квартиры в нынешнем году. В чает-
ности, для работников морского порта воз-
двигается дом на 56 квартир. Только госу-
дарственных денег на жилищное строитель-
ство затрачено,
нынелтнего года, 78 миллионов рублей.

Каждый рижанин знает, что по пятилет-

нему плану: в 1950 голу должно быть воз-
Двигнуто еще не менее 150 жилых домов,
площади которых достаточно будет для рас-
селения 10—12 тысяч еемейств.

Вее; что делается сейчас в городе, делает-
ся на пользу трудящихся. Раньше, при гос-
подстве латвийской буржуазии, при фа-
шистеком правительстве Ульманиса, блато-
устраивались главным образом кварталы и
улицы богачей, & на рабочие окраины, где
ютилея трудовой люд, «нехватало средств».
Сейчас” совсем иная картина. В красивые
дома, принадлежавшие латвийской буржуа-
зии, переехали их настоящие хозяева —
трудящиеся, Наряду © центральными ули-
цами сейчас блатоустраиваются и рабочие
окраины.

Возрождая город, рижане должны были
одновременно думать © водоснабжении и
школах, газификации ‘и театрах, больницах
и трамвае. Во всем ощущалась настоятель-
ная нужда. та

Немцы взорвали, уничтожили тородекую
систему подачи воды, которая давала. насе-
лению. 18 миллионов кубометров воды в
год. Понадобились немалые усилия, чтобы
в очень сжатые: сроки восстановить paspy-
шенное и, кстати, произвести реконструк-
цию, вообще улучшить систему водоенаб-
жения, заложить новую насосную станцию
с таким расчетом; чтобы © будущего года
каждому жителю дать больше воды и 96е-
печить растущие потребности промышален-

‚ных предприятий. Впрочем, уже и сейчас

Рига получает воды процентов на 20 боль-
ше, чем в 2940 году,
ЛИесть газовых печей до войны обесие-
чивали газом бытовые нужды населения
города. Овкупанты постарались нанести
возможно больший ущерб этому хозяйству.
Теперь все: разрутщенное восстановлено.
Вместо шести работают семь’. печей, подача
газа увеличилась на миллион кубометров
ий к концу пятилетки вдвое превысит
довоенный уровень. Газ стал доступен‘ и ра-
бочей чемье, ‘а, раньше, до 1940 года, газом
пользовались большей частью › городекие
богачи и -выкокоонлачиваемые чиновники.
Фашистекие изуверы, разбойничавшие в
городе, замучив его лучших людей, остави-
ли сиротами сотни детей. Заботу о них взя-
ли на себя ортаны Советского государетва.

включая ассигнования и

C1O0O0OHA

В Риге созданы девять детских домов, где
воспитываются сироты. Им, будущим гра-
Жжданам Советской страны, отданы самые
лучшие, самые светлые и просторные поме-
щения.

В городе — 59 детеких домов, несколько:
яелей; 16 женских и детеких гонеульта=
ций. Все это, по существу, создано заново,
почти на голом месте. -

Такой же неотложной задачей, как жиз
лищное строительство и водоснабжение,
было восстановление дела здравоохранения.
Часть оборудования больниц и поликлиник
немпы вывезли, остальное предали огню.

В первые дни освобождения в городе было
всего около 200 врачей; сейчас их уже
втрое больше. 23 больнины и поликлиники
обслуживают население Риги. Здравоохраз
нение стало по-настоящему народным и до=
ступным широким масвам ‘трудящихся. А
вель до 1940 тода в Риге, как и во: всей
буржуазной Латвии, для большинства труз
дящихея пользование врачебной помошью
было. дорогостоящей роекошью.

Многие школьники старших классов сами
были участниками восстановления школ, в
которых они тенерь учатея. Действуют-сей-
чае ‘уже 102 школы, a 13 октября
1944 года, когда в Ригу вошли части Крас
ной Армии, насчитывалось едва полтора дез
сятка зданий, пригодных для возобновления
школьных занятий.

Новые люди пришли в вузовские аудиз
тории Риги — рабочие, крестьяне, которым
не было лоступа к высшему образованию в
тоды владычества латвийской буржуазии;

В Риге имеются Сельскохозяйственная
академия и Государственная консерватория,
Институт физической культуры и Академия
художеств, Государственный университет и
Педагогический институт. Здесь вуются
кадры активных борцов за дальнейший рах-
цвет социалистической Советской Латвии:

- Рижане любят искусство, охотно посе-
 Щают театры и кино. В прошлом году было
более шести миллионов зрителей. Сейчас
фунЕционируют 8 театров — оперы и 6ба-
лета, драмы, юного зрителя, музыкальной
комедии, кукольный и другие, Кинотеат=
ров — 22. ;

Жители Риги © гордостью. рассказывают
0 Том, как много сделано для развития го-
родекого транспорта. На улицах горола хо-
ANT такие же комфортабельные троллейбусы
и автобусы, как и в Москве. Было время,
вскоре после освобождения города, котла
весь городской транспорт состоял из... ше- ~
сти вагонов трамвая. Сейчас курсирует боз
лее 200 трамвайных вагонов, много Tpy30-
вых и легковых такси, автобусов. В ны-
нептнем году ‘будет перевезено пассажиров
почти в три раза больше, нежели’ в довоен-
ном году. В концу пятилетки транспорт
получит еще большее развитие. Количество.
трамваев увеличится почти вдвое. Появятся
десятки новых троллейбусов и автобусов,

Совершенно новым лля Риги будет элекз
трифицированная железнодорожная линия;
Боторая пройдет также над некоторыми
улицами” города. «Электричка» ` свяжет
Ригу с пригородами — чудесными‘ местами _
отдыха — Рижеким взморьем. ;

Через два-три года, когда зеленых наса-
Жждений станет впятеро больше, Рига полу=
чит полное основание называться гороломз
садом.

-C каждым днем растет политическая и
производственная активность’ трудящихся
Риги. Они идут в авангарде социалистиче=
кого соревнования, ближайшая ‘цель кото<
рого—взавернтить к 7. ноября годовой план
выпуска продукции. Такие передовые пред-
приятия, как «Автоэлектроприбор», «ВЭФ»,
турбомеханический и ватоностроительный
заводы, добились высоких показателей. Цо
ним равняютея другие предприятия “Риги.

Так расцветают напги советские города, .
большие и малые, заботливо пестуемые
своим хозяином — народом.

С. НАУМОВ.

Механизация труда в совхозах

ТАЛЛИН, 12 июля. (По телефону). В
совхозах Эетонекой ССР вводится механи-
запия ‘трудоемких производственных про-
цессов. В 20 совхозах электрифицируются
молотьба и очистка зерна. В двух совхозах
сооружены подвесные железные дороги. В
концу года такие же дороги для перевозки
урожая с поля будут иметь еще 8 хозяйетв.

В 30 животйоводческих совхозах респуд-
лики ‘электрифицированы приготовление
кормов и подача волы на фермы. В круп-
нейших хозяйствах «Уусна». и «Сымер-

палу» введена электродойка. В ближайшее.
время доильные аппараты получат еще
5 совхозов.

Министерство совхозов СССР лополни-
тельно выделило в этом году для Эстонской
республики ‘6 комплектных электростаниий,
120 электромоторов, большое количество
молотилок, зерноочистительных машин и
оборудования для животноводческих ферм,

Е БОНЦу ‚пятилетки в совхозах Эстонии бу-
  дут полностью механизированы все трудоем-
кие- работы, г