Решающий период.

практики

Учебная практика курсантов в этом году
проходит более организованно, целеустрем-
ленно и эффективно, чем в прошлом. Гото-
вясь к ней, на кораблях своевременно 0б0-
рудовали кубрики, установили штурман-
ские столики, новые навигационные при-
боры и другие технические средства. Зара-
нее была отработана документация по орга-
низации службы, а курсанты распределены
по боевым постам. На некоторых кораблях
для обучения курсантов не только: заблаго-
временно выделили наиболее подготовлено
ных офицеров, но м провели © ними специ-
альные занятия по программам учебной
практики. Улучигилаеь связь между YU
лищами и учебными кораблями.

ВКотда курсанты прибыли на учебные ко-
раблю Черноморекото флота, их ознакомили
с мореким теалром и его базами. Для прак-
тикантов были проведены доклады на темы:
«Севастополь — город-герой», «0 боевых
традициях моряков Черноморского флота»,
а также беседы о боевых действиях кораб-
лей в годы войны, ‹ посещении товарищем
Сталиным крейсера «Молотов».

Журсанты, как правило, © первых же
ней практики включились в службу ко-
рабельных нарялов, приняли участие в ра-
боте по политическому воспитанию личного
состава кораблей.

Заметнв улучшилиеь в этом году ирохо-
ление штурманокой практики и проведе-
ние артиллерийских стрельб. Хорошо mpo-
ходит летняя учеба курсантов артиллерий-
ского училища береговой обофоны на, бата-
реях. ;

Шлюпочные походы, которые стали иро-
водиться на значительные расстояния ©
длительным. пребыванием в море в самых.
различных уеловиях погоды, способствова-
ли выработке у курсантов хороших морских.
качеств.

Однако, несмотря на общее улучшение
учебной практики этого года, в ряде слу-
чаев имеют еще место крупные недостатки,
повторяются ошибки прошлых лет.

Первый месяц летней учебы показал, что
участие пракликантов в корабельных наря-
дах часто является формальным, так как
они не воегла привлекаются к фактическо-
му выполнению своих обязанностей. Вур-
сантам старших курсов недостаточно при-
зиваютея навыки в обучении личного ©0-:
става. Некоторые офицеры несерьезно отно-
сятея к проведению занятий © курсантами.

Так, офицер Морозов  тренифовочное
упражнение по вываливанию выстрела, про-
вел неорганизованно. Курсанты не были
расетавлены по своим местам, командные’
слова при этож не отрабатывались. Офицер:
Тлавков практическое занятие по сигнало-
производству проводил на одном мостике,
причем значительная часть курсантов лишь
пасойвно наблюдала за ходом занятий. Ме-
жду тем имелась полная возможность орга-
низовать учение на двух мостиках и дать
полную нагрузку всем курсантам. Плохо
провел групповое занятие на приборе Вры-
лова и стане заряжания лейтенант Гонча-
ров.

На некоторых учебных кораблях нехва-
Talo преподавателей no кораблевождению,
что привело к слабому контролю за рабо-

Интересная встреча

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 4 августа. (Корр.
«Красного Флота»). В матросском клубе
Н-ской части состоялась встреча матросов
и старшин © руководителями комеомольско-
то подполья Одессы в годы оккупации —
М. Винницкой и Г. Дюбакиным.

Отважные воспитанники — ленинеко-
сталинского комсомола рассказали морякам
0 своей работе во вражеском тылу. Строго
соблюдая правила конспирации, они орга-

курсантов.

той курсантов. На качестве занятий скавы-
вается также недостаток мореходных таб-
лиц. Проверка знаний по практическим во-
прюсам кораблевождения показала, что мно-
гие курсанты плохо знают правила ведения
навигационного. журнала, не всегда четко
представляют cede бистему ограждения
опасностей, плохо еще читают навигацион-
ную карту.

Не всегда достаточна требовательность к
практическим занятиям Курсантов, Имеют
место факты завышения оценок. артиллерий-
ских стрельб, а такжо по другим видам
учебной практики. Нет нужды доказывать,
насколько это вредно для дела. Завышение
оценок порождает благодущие и успокоен-
ность, и © таким порочным подходом Е уче-
бе надо решительно покончить.

Зналительното улучшения требует руко-

воделво практикой курсантов на заводах.
Отеутотвие на, некоторых предприятиях чет-

кой организации пражтижи, должного конт  .

роля и продуманной методики занятий ведет
к тому, что курсанты елабо усвамвают Wpo-
грамму.

Дисциплина и ортанизованность среди
правтикантов, несомненно, повысились. Од-
нажо в поведении на, берегу, в повседневной
жизни на корабле далеко не все курсанты
являются образцом, примером для матросов
и старшин. Кубрики курсантов не всегда со-
держатся в должном порядке, вязка, и уклай-

ка коек зачаютую небрежны. Требования

Корабельного устава не стали етще законом
жизни кажлого практиканта на’ корабле.

Нужно, чтобы офицерский состав кораблей.

и руководители практиви резко повысили
требовательность к курсантам, воспитывая
их в духе личной ответственности за ус-
пешное прохождение практики. Ha пред-
стоящих в конце летней учебы проверках
следует со всей керьезностью подойти к
оцёнке знаний куроантов, ни в коем случае
не допускать завышения оценок.

Сейчас, в остающийся решающий период
летней учебы, когда все ортанизационные
вопросьр разрешены, выявлены недоетатки
и слабые места в руководотве практикой, в
организации ш методике обучения, главной
вадачей является немедленное ‘устранение
всех недочетов. Необходимо, преодолевая
имеющиеся в тех или иных случаях труд-.
ности, добиться выюсококачественното про-
ведения летней учебы курсантов.

Курсанты должны активно участвовать
в физкультурной работе. Нужно больше за-

ниматься на шлюпках, готовить пловцов к

массовым заплывам, проводить тренировки
Е спортивным выступлениям, установить
тесную евязь < ДОСФЛОТ”ом и оказать эт0-
му обществу необходимую помощь.

В ваключение хотелось бы напомнить
курсантам, что. только при соблюдении всех
требований уставов, высокой дисциплине и.
политической активности, только при усло-
вии проявления настойчивого и упорного
труда, личной инициативы в накаплива-
нии собственного опыта. внимании к «мело-
чам» флотской службы летняя практика
будет проведена успептно.

Вице-адмирал Л. ВЛАДИМИРСКИЙ.

низовывали взрывы стратегических еоору-
жений, оказывали помощь раненым совег-
ским солдатам и офицерам, раз’ясняли на-
селению положение на советеко-германеком
фронте. В олин из революциончых праздни-
ков Георгий Дюбакин вывесил красный
флаг на кафедральном соборе.

Моряки с огромным вниманием выслута-
ли подпольщиков и тепло поблагодарнли
их за интересную беседу.

КРАСНЫЙ

Черноморский флот. Горнист,

значение на должность командира, подраз-
деления.

Новый командир сразу же начал вникать
в жизнь батареи. В первый же день он ре-
шил проверить’ тренировку орудийных рас-
четов. На боевом носту его встретил. коман-

‘дир орудия сержант Шадрунов.

— Чт0 делаете? — спросил его Штейн.

— Проводим тренировку на материаль-
ной части, товарищ. старший лейтенант, —
ответил сержант.— Тренируются замочные
в выполнении. нормативов. :

Сержант Шадрунов подал команду заме:
нить выбрасыватель. Замочные справились
с задачей довольно быстро, но опытный
глаз офицера подметил несколько моментов,
когда матросы делали ненужные движения,
излишне суетились. —

— Можно и нужно все делать гораздо
быстрее, — сказал офицер. — Вы еще мало
тренируетесь. Я, например, выполнил бы
эту работу быстрее. Вот посмотрите, как
нужно действовать.

Пустили секундомер. Матросы в любо-
пытетвом следили за действиями офицера.

Там, где замочные теряли драгоценное вре-

мя, старший лейтенант че задержалея ни на

секунду. Вводная задача решена. Цифра, на!
которой остановилась стрелка секундомера,   J
бы показали, что артиллеристы хорошо ос-

вызвала восхищение матросов.
— Но и это еще не’ предел, — сказал

офицер.-—Я надеюсь, что через некоторое:

время каждый из вас будет действовать
еще быстрее. Надо только постараться.

Вскоре командир подразделения выяснил
Bce слабые стороны в подготовке подчинен-
ных. Он поставил перед собой задачу —
научить командиров орудий правильной ме-
тодике занятий, тренировок и учений, при-

ФЛОТ

ze

Фотоэтюд М. Покатило.

Личный пример командира.

Старший лейтенант Штейн получил -Ha-

вить сержантам
тельности.
Старший лейтенант побеседовал © cep-
жантами, узнал, где и как каждый из них
служил, как воспитывают они подчинен-
  ных, как повышают свои знания, что чита-
ют. Офицер спрашивал сержантов, как они
думают работать в дальнейшем, давал им
советы. Штейну поручили руководить по-

чувство высокой требова-

ередство воспитания личного состава он
умело- использовал для повышения диецип-
лины и организованности личного состава,
для улучшения качества боевой учебы.

В подразделении шла напряженная уче-
ба. Старший лейтенант Штейн вее время
был на боевых постах, руководил трениров-
ками.” Вечером он обдумывал, ‘как лучше
провести занятия на следующий день, снова

ниям. Иногда он приказывал командирам
орудий действовать за номерных, & сам
выполнял обязанности командира расчета.
Такие тренировки были очень поучитель-
ными.

— Вот так вы должны учить своих под-
чиненных,— говорил после показательных
занятий командир подразделения.

_Наступил период боевых стрельб. Стрель-

воили свою специальность, умело работают
на боевых постах, хорошо знают инструк-
ции и правила. Первая же стрельба была
проведена с высокой оценкой. Столь же
успешно быти выполнены стрельбы, во вре-

орудий. , Батарея завоевала первенетво в
части. _ ]

литическими занятиями. Это важнейшее

ий енова обращался к уставам, наставле-

мя которых огнем управляли’ командиры

5 августа 1948 r.,

uersepr, Ne 184 (2978) —

Флотские газеты пишут

За экономию

‘и бережливость

Старшины отделений мотористов твар-

дии старший матрос. Фролов и гвардии мат-

росе Буров сэкономили 5.812 килограммов
бензина и более 300 килограммов ©мазоч-
ного масла. Этому примеру подлинной Oe-
режливости газета «На вахте» посвятила
целую страницу.
‚ «Сохраненного мотористами бензи-
на, — пишет газета, — хватит на не-
сколько суток работы тральщиков Ha
минных полях». Е :
У комсомольцев Бурова и Фролова есть
чему поучиться. Тшательно соблюдая ин-

струкции, прекрасно зная свою технику,
они упорно, настойчиво ищут и находят

пути для экономии драгопенного горючего.
«Возьмем к примеру такой елу-

чай, — рассказывает гвардии старший
матрое Фролов. — Катера собираются

в поход... Между выходом первого и

последнего катера’ проходит значитель-’

ное время, & между: тем. катера, стоят 6
работающими моторами; Чтобы не
сжигать горючее на стоянке, я запу-
скаю моторы не заблаговременно, а
именно в тот момент, когда ‘нужно от-
ходить`от стенки. Разумеется, при этом
нужно быть абсолютно уверенным в
безотказности запуска... Ожидая, пока
остальные катера подтянутся к общему
строю, целесообразно не стоять на ме-
сте < работающими моторами, а заглу-
шать их...». ne
Высоко оценивая достижения KoMCO-
мольцев-мотористов Бурова’и Фролова, «На
вахте» подчеркивает в передовой статье,
что’ этот пример является ‘убедительным
доказательством ‘ото, какие огромные, еще
не использованные возможности для эконо-
мии имеются’ на флоте.
Экономить во всем — к этому призы-
вает газета. :

«Надо добиться, чтобы борьба за
экономию, борьба © расточительством
стала нормой поведения, ‘чертой харак-

_ Tepa каждого военного моряка». :

Матросы получают
среднее образование

Двадцать два моряка окончили вечер-
нюю общеобразовательную среднюю шко-
лу. Им вручили аттестаты зрелости. Ад-
мирал поздравил их © успешным оконча-
нием учебы, Газета «Страж Балтики» пе-
чатает по этому поводу высказывания
матросов и старшин,

«Война помешала моей учебе, —
рассказываег матрое Горелов. — Я
пошел в оружием в. руках отстаивать.
счастье народа. Но мечту об учебе не
бросал, зная, что она осуществится.

Так и вышло. Мечта моя сбылась. Й

сбылась в дни, когда я выполняю свя-
щеннейший долг гражданина CCCP...

Полученные в школе знания помогают

- мне еще лучше овладевать военным

делом».

Публикуя ряд. подобных выеказываний,
Страж. Балтики». нишет:  ; а

«B какой стране‘и в какой армии

возможно это? Только у нас, в Совет-

ском государстве, Tye солдат и мат-
р0е — полноправные. граждане...».

Газета приводит любопытный документ,
напоминающий о том, что раньше, до ре-
волюпии, в парской армии и на флоте
«нижние чины» не могли даже мечтать о.
среднем образовании:

«Перед нами устав внутренней служ-
бы для морских команд на берегу,
опубликованный в 1916 году. В пара-
грефе 162 устава сказано: «...нижние
чины не имеют права посещать пуб-
личные лекции...», а в параграфе 105
этого устава: «нижние чины не долж-
ны иметь у себя книг, газет, журна-
тов...».

Перед нашими советскими воинами, 3a-
включает газета, открыты вее лороги к зна-
ниям. Каждый моряк обязан стремиться к
TOMY, чтобы приобретенные знания с10с0б-

«

ства.
В погоне за рекордами
Ae MRR Se ee ой

Статья капитан-лейтенанта Мочалова 9
вредных ‘«усовершенствованиях» в шлю-
почном спорте, опубликованная в «Боевой
вахте», привлекла внимание читателей и
вызвала отклики.
` В погоне за рекордами отдельные комач-
диры кораблей стали на ложный путь,
Вместо того, чтобы добиваться лучшей
выучки гребцов и мастерекого хождения
на шлюпке под парусами, они принянись
строить специальные нестандартные шлюн-
ви, изменяя их тактико-технические дан
ные © недопустимым ущербом. для мореход-
ности.

Шлюпка офицера Четверкина, толщина
обшивки, киля и штевней которой были
значительно уменьшены против стандарта,
финишировала первой на состязаниях при

ских гонках в проливе при ветреной погоз
де не выдержала удара волн.

Изошряются ‘всячески в увеличении
площади паруса. В тихую погоду больший
парус дает преимущество перед стандарта,
ным, но при ветре, особенно шквалистому
шлюнка опрокидывается.

Газета указывает, что подобным попыт-
кам приепособить корабельные шлюпки
тлавным образом для целей гонок сопут
ствуют и другие извращения. На одном из
‚кораблей вместо того, чтобы, заботиться 0
развитии массового гребно-парусного спор
та, приказом выделили специальную го-
ночную команду «профессионалов», созда
ли им особые условия, в прямое нарушение
Корабельного устава, освободив вею коман-
ду на весь год (!) от несения корабельных
нарядов. ° :

Авторы етатей, публикуемых в «Боевой
вахте», решительно выступают против тех
«новаторов» и «изобретателей», которые
извралщелот и ликвидируют основное назна-
чение гребно-парусных судов как средства
для работьь, перевозки грузов и пассажиров,
высадки десанта, как средства ©вязи при
любой потоде. Рационализаторекую мысль
на флоте необходимо направить на улучие-
ние тактико-технических данных шлюпки,
не снижая ее мореходных качеств. При проч
ведении шлюпочных гонок следует повыз
сить требования в стандарту шлюпок и их
вооружению.

Заочный радиоклуб
на флоте

Свыше двух месяцев назад газета «Флаг
Родины» поместила статью о работе Одес-
кото радиоклуба. Статья эта вызвала жи-
вейший отклик. Оказалось, что на флоте
много желающих оботоятельно изучить pa-
диодело. Возникла мысль создать заочный
радиоклуб. Как сообщает сейчас газета
«Флаг Родины», Одесский: радиоклуб поддер-
жал инициативу военных моряков и приз
нимает деятельное участие в организации
заочного клубз на флоте:

В члены клуба принимаются радиолю-.
бительские кружки кораблей, воинских ч4=.
стей, матросских клубов. Одесская широ-
ковещательная радиостанция РВ-13 будет
передавать для заочников специальные
лекции и тренировочные уроки. К чтению
лекций привлечены крупные специалисты:
Члены клуба получат знания по электро-
радиотехнике, навыки в конструировании
радиоаппаратуры, научатея вести наблю-
дение за работой коротковолновых станций
СССР и будут поддерживать в ними радио-
связь.

Организация радиолюбительской работы
на кораблях и в частях имеет, несомненно,
большое значение. «Флаг Родины» выету-
пает с призывом к морякам включаться в
работу заочного радиоклуба. Газета предо-
ставляет свои страницы для опубликова-
ния статей, которые помогут совершен
ствованию знаний радиолюбителей.

Дельный почин газеты «Флаг Родиных

й Одесбкого радиоклуба достоин подражач
ния.

Первый салют

Среди других знаменательных дат Вели-
кой Отечественной войны, прочно  вошед-
тих в вашу память, никогда не забудется и
5 августа 1948 года.

В этот день поздно вечером московское
радио, прерывая очередные передачи, не-
сколько раз предупреждало слушателей о
том, что векоре будет передано важное с0-.
общение. Й миллионы людей по всей стране
напряженно ждали у репродукторов. Ба-
жлый обращалея мыслями к последним <0-
бытиям на фронте, к которым — все это
понимали, — несомненно, имело отвощение
обещанное важное известие.

Ровно за месяц до того завязалась Кур-
ская битва. Собрав в районах Орла u bearo-
рода десятки дивизий, тысячи танков и са-
молетов, гитлеровекая клика предприняла
последнюю попытку организовать большое
летнее наступление на. советеко-германском
фронте. Конечная цель его заключалась в
том же. что и цель прошлых немецких на-
ступлений, — проложить фашистским ор-
дам путь к Москве.

Но замыеел врага своевременно был рав-
тадан военным гением Сталина. Брошенные
в атаку гитлеровекие войска наткнулись на
непреодолимую мощь советской обороны, из-
мотавшей и обескровившей эти отборные
фаптистекие дивизии. За две с половиной не-
дели немецкое наступление было  оконча-
тельно ликвидировано. Не давая врагу опо-
мнитьея, Советекая Армия перешла в мощ-
ное контрнаступление.

То, что произошло, было новым —
после Сталинграда — свидетельотвом вели-
кого перелома в ходе войны. Еще никогда
крупное, JODO и тщательно готовившееся
наступление немцев’ не заканчивалось так
быстро полным провалом.  Чувствова-
лось, что настает время еще более. значи-
тельных событий. Их приближение безоши-
бочно утадывал народ по тем невиданной
силы ударам, которыми был ветречен враг
под Курском. И уже радостное волнение еме-
няло недавнюю тревогу при ожидании оче-

редной фронтовой еводки.

С волнением ждали важного сообщения

>

К 5-й годовщине первого салюта
Москвы
ca

5 августа. Близилась. уже полночь, но на
улицах затемненной Москвы, в то время
безлюдных. в этому часу, не расходились
толны, собравшиеся перед громкоговорите--
лями. Пассажиры, сходящие © последних
трамваев, не спешили, как обычно, домой,
& остававливалиеь там, где было радио,
боясь пропустить передачу. Москва ждала,
ждала вся страна... :

Наконец, раздалея голос взволнованного,
как и его слушатели, диктора. Он читал
сталинский приказ. .

..Сетодня, 5 августа, войска Бряноко
фронта при содействии © флангов войск 3а-
палного и Центрального фронтов в резуль-
oy ожесточенных боев овладели городом

рел.

Сегодня же войска Степното и. Воронехж-
ского фронтов сломили сопротивление про-
тивника и овладели городом Белгород.

..Отразив вое попьтки противника про-
рваться к Куроку co стороны Орла и Бел-
города, нание войска сэми перешли в на-
ступление и 5 августа, ровно через месяц
после начала июльского наступления нем-
цев, заняли Орел и Белгород...

С каждой фразой голое чтеца нагаетал и
словно наливалея металлом.

...Ceroqua, 5 августа, чеканил  дик-
тор, в 24 часа столица нашей Родины —
Москва будет салютовать нашим доблестным
войскам, освободивним Орел и Белгород,
двенадцатью артиллерийскими залпами из.
120 орудий... _

Й вот над Москвой, еще недавно видев-
шей над своими кровлями разрывы венит-
ных снарядов, выпущенных по вражеским
‘бомбархировиикам, торжественно  вагрохо-
тали размеренные залны полуночного салю-

та — первого салюта-в честь наших побед.  :

Радио разнесло эти залпы по стране, по

фронтам, по всему миру! Вееть`о великой
почести Родины героям Орла и Белгорода,
летела по проводам полевых телефонов в
блиндажи ротных и взводных ВИ, а оттуда
связные спешили © ней в землянки и око-
пы, на огневые позиции. Приказ вождя и
салют’ столицы воспринимались там, как,
призыв еще крепче бить врага. И голову
батарей в Москве вторили залны на перед-
нем крае фронтов: 2
Сталинский прикази москововий салют
дошли в ту ночь до цехов и мастереких, до
подземных забоев и лав, до колхозных по-
левых станов, воюду зовя советских людей
к новым усилиям во имя победы и укреп-
ляя веру, что она не за горами. Народ по-

‘чувствовал, что этот первый салют озна-
‚чает не только воинскую почесть освободи-

телям двух славных русских городов, но и
нечто гораздо большее. Если салютует Mo-
оква — значит развеяны в прах фанист-
ские планы походов на, нашту столицу. Если
салютует Москва — значит настало нам
время наступать в больших масштабах, зна-
чит навоплены для этого силы! Приказ
Верховного ’Главнокомандующего о первом
салюте дал миллионам  советеких людей
особенню отчетливо почувствовать перелом
в ходе войны, почувствовать, что немецко-
фашистская армия уже стоит перед ката-
строфой.

_ Волна радостно взволнованных митингов
прокатилась по стране и фронтам. Голоса

‘бойцов: п тружеников тыла слились в общей

клятве Родине, Сталину: сделаем все, ниче-
TO He пожалеем, чтобы приблизить победы,
достойные новых салютов!

Новых салютов Москвы ждал теперь весь
народ, не сомневаясь, что они прогремят
скоро. Эта уверенность советских людей
не могла не оправдаться, ибо она отражала
сознание неудержимо растущей мощи етра-
ны. Й действительно, контрнаступление нз-
ших войск из-под Курока перерастало ©
грандиозное наступление Советской Армии
на широком фронте.

5ов, и в Москве раздался новый, еще более

мощный салют — 20 залпов из 224 орудий.
За ним последовали салюты освободителям
Ельни, Таганрога, Глухова и Рыльска, Сум,
городов Донбаска.

Вся Мооква выходила на улицы в минуты
этих первых салютов. Тысячи людей уеы-
пали крыши зданий, Сплошной стеной вета-
вала густая толпа на центральных площа-
дях, на мостах, вдоль гранитных парапетов
Москвы-реки. Счастливы бывали те, кого
салют заставал на Красной площади — у
‚ленинекого мавзолея, у стен Времля, ближе
‘& Сталину. В торжественном громе орудий,
в сиянии ракетных огней, озарявитих ве-
личавые очертания  советокой столицы,
люди находили выражение своих соботвен-
ных чуветв, рвущихея из глубины души.
Й под грохот заллюв, под`вопынки ракет на

улицах рождались песни, славящие родную
армию, Отчизну, вождя.

Te же чувства вызывали московские са-.

люты и 3 тысячи километров от столицы.
Их волнующий гром долетал, как предвест-
ник освобождения, и до наших городов, то-
мивитихея под игом немецких захватчиков.
На фронте и во вражеском тылу, на ураль-
ORUX заводах и на морях — везде, где со-
ветокие люди, н6 шаля себя, боролись opy-
жием или трудом за торжество своего пра-
вого. дела, каждый победный ° приказ
Сталина, сопровождаемый салютом _ Мо-

оквы, служил источником новых душевных
сил для подвигов B бою и в труде.

Как бы ни были велики лишеним, труд-
ности, невзгоды, как бы яростно ни сопро-
тивлялея злобный и сильный еще враг,
воины и труженики говорили себе: пусть
мне тяжело, но в общем все в порядке, все
идет, как надо, раз опять салютует Москва!

Вот героический документ тех дней —
последняя ралиограмма ив окруженного нем-
цами блиндажа, в котором сражались до по-
следнего дыхания три связиста морской пе-
хоты: :

«Дорогие друзья! Землянка горит, Мы
остаемся на посту. Переходим на прием Мо-
сквы — будем слушать салют.,.»;

Это передали перед смертью морские пе-
хотинцы Павел Иванов, Константин

каноров и Василий Трухин. Они последними
Госталиеь в живых в маленьком подразделе-

Уже 23 августа был освобожден Харь-  нии, стойко защишавшем свой рубеж от

превосходящих сил врага. Немцы не смогли

традицией нашей страны.
символом ее могущества, символом неруши-

выбить трех отважных воинов из блиндажа:
Однако нескольким
подпюлзти к нему е тыла, облить бензином
‚и/ поджечь. Выход оставалея открытым, но
моряки не пошли в плен. Попрощавитиеь по
радио © друзьями, они переключили свой
приемник на волну Москвы, которая пере-
давала в эти минуты очередной приказ Вер-
‘ховного Главнокомандующего.
‘исполнивиеие до конца свой долг, приняли

гитлеровцам удалось

Три героя,

как высшую награду за свой подваг лоле-
тевшие в землянку из далекой столицы сло-

ва вождя п залпы салюта. Они пали на по-
сту, не отступив ни на шаг, гордые созна-
нием, что Родина одержала новую победу,
в уверенные, что в этой победе, пусть до-
стигнутой на другом фронте, есть и их за-

конная доля.

Салюты Москвы стали славной военной
Они еделались

мото единства наших Вооруженных Сил со
всем народом, от имени которого— от име-

‚ни Родины воздавалаеь эта почесть воинам-

победителям.

6 ноября 1943 года страна услышала
салют 06060й мощности — 24 залпа из
324 орудий. Он был произведен в честь
войск, освободивших Виев — столицу Co-
ветокой Украмны. Такой салют раздавалея
над Москвой еще не раз, и это воегла озна-
чало, что от захватчиков очищена столица
еще одной союзной рестублики или другой
особенно важный город.

В сиянии мосбковоких салютов вошли в
историю десять сталинских ударов, нане-
сенных врагу в 1944 году, который стал
годом решающих успехов Советской Армии.
За этот год Москва салютовала в честь
побед советокого оружия под Ленинградом и
на Буте, в Крыму ив Карелии, в Белорус-
сии и в Запалной Украине, в Румынии и в

‚ в Прибалтике и в Заполярье. В
разгар напего наступления случалось, что
батареи в столице грохотали по три, по
четыре, по пять раз ва один вечер. И ка-
эклый валют вызывал радость и гордость в
миллионах сердеп. А сколько было салютов,
исполненных особенного значения, — в
честь выхода наших войск на госухарствен-
‚ные границы, в Честь освобождения городов,
особенно нам хорогих! Вто из моряков забу-
дет 10 мая 1944 года, когда раздавшиеся в

чае ночи 24 залпа возвестили об освобождез
нии Севастополя! Кому не памятен октябрь“
ский вечер, когда гром орудий в Москве от<
метил вступление советских войек в*Вос
точную Пруссию!

Для всего мира раскаты московских са-
лютов стали олицетворением грозной CHIE
Советокой Армии. Освободив от захватчиков
пределы Родины, она неудержимо шла даль-
ше на Запад, чтобы завершить разгром гит“
леровокой Германии. В 1945 году наша сто-
лица салютовала войнам;  освободившим
Варшаву, взявитим Будапешт, Вену, Кениг-
берг, форсировавшим дер, сокрушивших
десятки и сотни мощных опорных пунктов
врага на пути к пентру фаптистекой берло-
ги. А вечером 2 мая 1945 гола прозвучал,
как торжество исторической  справедливо-
ети, как грозное предостережение любых
новым агрессорам, тот салют. которого мы
все особенно ждали, — салют советским »
войскам, овладевшим Берлином.

Семь дней спустя в Москве был произве-
ден небывалый еще салют из тысячи орудий
в честь полной победы над. Германией. Еще
через четыре месяца была отмечена тради-
ционным салютом победа’ над империалисти
ческой Ячонией... é

Славная традиция, зародившаяся в годы
войны, перешла и в мирные дни нашей
страны. Артиллерийеким салютом отмечают
теперь Москва, столицы союзных республик
и города-герои годовщины Октября, перво-
майские праздники и другие знаменатель“
ные для советского варода даты. И каждый
раз, когда в московеком небе вновь вепыхи=
вают многоцветные созвездия ракет я радио
разносит по стране размеренный гром ору-
ди, мы вспоминаем салюты военных лет,
волнующий перезвон московских позывных
перед передачей очередного сталинокого
приказа.

Вопомним мы все это и сегодня — в пя-
TY! годовщину первого салюта. Вспомним в
знак неразрывной связи нашего боевого вче-
Da © нашим мирным сегодня. И е тордостью
скажем себе, что нерушимой основой еще
более возросшего могущества нашей держа-
вы служит все 10, что было основой ее во-
енных побед; советский строй, великое
единство народа, испьманное руководство
партии, Сталина,

Н. ЛАНИН.

ствовали повышению его воинского мастера

тихой погоде, но на следующих врейсер- °

&