_©5 августа 1948 г., четверг, № 184 (2978) КРАСНЫЙ ФЛОТ 3

Из писем в редакцию

Марксистско-ленинская

В Совете Министров РСФСР

О педагогической
подготовке.
офицеров флота

учеба офицеров

Перестройка системы марксистско-ленин-
кото образования в соответствии с реше-
ниями ЦЕ ВКП(б) по вопрэсам идзологиче-
ской работы и указаниями Главного поли-
тического управления Вооруженных Сил
СССР открыла большие возможности для
усиления идейно-политического воспитания

‚ офицеров и значительно повысила интерес

гандистской работе. Выступая с лэкпиями
И докладами по истории и теории больше-
визма, проводя с офицерами семинарские
занятия и собеселования. политраболник

проявляет себя как большевистекий васпи-
татель масс.

Отдельные политработники и руководите-
ли партийных организаций продолжают
придерживаться давно осужденной и
нетерпимой практики невмешательства в
самостоятельную учебу офицерев. Впрочем,
это нередко является следствием, беззабот-
ного отношения политического или партий-

Иропагандистские выступления опытных

_ Вопросы военной педатогики лавно при-
влекли внимание офицеров флота. Не слу-
чайно эти вепросы все чаще и настойчивее

Совет Министров РСФСР одобрил обра-
щения трудящихся Горьковской и Новоси-
бирекой областей 0 проведении социали-
стического соревнования районов, городов,
областей, краев и автономных республик
3a лучшую подготовку школ к новому
учебному году.

Совет Министров РСФСР ‘рекомендовал

канского (РСФСР) подчинения исполкомам
и Советам Министров автономных. респуб-

краевым, областным, городским республи-.

лик пгироко обсудить обращения трудящих-
ся Горьковской и, Новосибирской облабтей
‘и организовать социалистическое соревно-
вание между городами, районами, селами,
предприятиями, колхозами, учреждениями
за всемерное оказание помощи школам и
лучшее ‘выполнение. мероприятий, преду-
смотренных в постановлении Совета Мини-.
стров РОФСР от 24 апреля 1948 roza
«О подготовке школ к новому учебному.
году».

поднимаются на страницах флотекой печа-
ти. Стремление подвести под свой практиче-
ский опыт учебно-воспитательной работы
определенную георетическую базу, желание
осмыслить и обобщить имеющийся опыт

ного руководителя к своему илейному росту.
Как может. к примеру, контролировать уче-
бу офипзров политработник т. Ткаченко,
если он не повышает своих теоретических
знаний, не изучает произведений классиков

офицеров к учебе;

В 1947—48 учебном году намного уве-
личилось число офицеров, обучающихся в
вечерних университетах марксизма-лениниз-

и теоретически подготовленных политработ-
ников вызывают у моряков большой инте-
рае. Лекции и беседы таких товаришей всег-

одводных ра

да содержательны, политически остры и дэ-
ходчивы,

ма, в школах партийного актива и круж-
ках по изучению истории ВКП(б). Многие
офицеры успешно занимаются на заочных
факультетах военных академий и других
высших учебных заведений. Упорядочилась
организованность и повысилась эффектив-
. Ность самостоятельной теоретической учебы
офицеров.

Командиры кораблэй, частей и соедине-
ний стали больше заниматься вопросами
марксистско-ленинекой. учебы офицеров,
пууявлять больше заботы об улучшений
организации и повышении идейного уровня
занятий, Командиры систематически бесе-
дуют с офицерами, интересуются состояни-
ем офицерской учебы, сами посещают заня-
тия и принимают нзобходимые меры, чтобы
устранить тот или иной недостаток.

Тов. Котловский — опытный и авто-
ритетный офицер. Он настойчиво занимает
ся’ самостоятельной учебой, выступает с.
докладами; часто беседует © матросами,
старшинами и офицерами по военным и ‘по-
литическим вопросам. Показывая пример.
как надо работать над собой, т. Котловский
добивается, чтобы и каждый офицер систе-
матически учился, хорошо знал и умел при-
менять на практике марксистеко-ленинскую
теорию. Он беседует с отдельными офице-
рами по содержанию изучаемого материала,
постоянно интересуется ходом маркеистеко-
Ленинской подготовки офицеров, заботитея
0 создании условий для успешной учебы.
То же можно сказать и о многих других
офицерах, которые не только сами непре-

марксизма-ленинизма. не следит за подити-   СТало потребностью каждого офицера.
ческой литературой? Неудивительно, что
т. Ткаченко нз мог оказать помощи офице-
ру Роролевекому, обратившемуея к нему с
вапросами по книге-В. И. Ленина «Империа-

лизм, как высшая стадия капитализма».

Слабо поставлена маркбиетско-ленинская
подготовка в Н-ской части. Занятия здесь
нередко срываются, лекции неглубоки по
содержанию и носят отвлеченный харак-
тер. Политотдел ничего не сделал, чтобы
устранить эти недостатки. Будучи руково-
дителем группы  маркоистско-ленинской
подготовки, т. Гудовский 3% пять месяцев
провел всего два занятия.

Ло сих пор на флотах плохо поставлена
работа с руководителями групп маркеист-
ско-ленинекий подтотовки офицеров. Их под-
готовка к занятиям никэм не контролирует
ся, методической помощи они не получают.
В большинстве соединений Черноморского
флота семинзрекие занятия руководителей
групп не проводились в течение года.

Серьезным. недостатком в деятельности
некоторых лекторских групи является т,
что по истории и теории большевизма лек-
пии проводятся значительно реже, чем. на
другие темы. Так, в общем числе. лекций,
прочитанных лэкторекой группой Балтий-
ското флота, эти темы занимают только 15
процентов. Плохо также то, что лучшие лек-
торы в болыпинетве случаев выступают
только в главных базах и почти не уделяют
внимания обслуживанию офицеров других
баз.

Большую помошь маркеистеко-ленинской
учебе офицеров призваны оказывать лек-
ры политуправлений флотов и политотдз-
лов флотилий. Надо сказать, что в этом на-
правлении лекторские группы провели зна-
чительную работу. В частности, леклорами
Политуправления Черноморского флота за
полтора года прочитано для офицеров около
800 лекций и докладов, из вих более поло-
вины — по вопросам истории и теории
большевистской пзртии.

положительный опыт в этой области.

Заслуживает внимания опыт организа-
ции циклов лекций по отдельным вопросам
марксистско-ленинской науки. Такие пик-
лы лекций успешно проводятся на Черно-
морском и Тихоокеанском флотах. В частно-
сти, лекторской группой Политуправления
Чеуноморскято флота организовано чтение
цикла лекций по философии.

Сами офицеры, понимая, что овладение
теорией марксизма-ленинизма помогает пра-
Вильно осмысливать и решать практические
задачи воинского и политического воспита-
ния подчиненных, в ‘основной массе тша-
тельно готовятся к занятиям, прочитывают
вею рекомендованную литературу, ведут
подробные записи материала, активно об-
сужлают на классно-групповых занятиях
пройденные темы. Большинство груп
марксистско-ленинской подготовки офице-
ров Военно-Мореких Сил уже закончило
изучение всех тем учебного плана.

Все это свидетельствует о том, что ком-
мунисты флота правильно поняли решения

Ной

готики и психологии.

ie стал достоянием и Военно-Морски
‘Сил.

Как же обетоит дело с распространением
педагогических знаний среди офицеров фло-
та? Следует признать, что почти ничего ре-
альното`в’ этой облаети еще не сделано, что
дальше общей постановки вопроса дело не
пошло. Понятно; что такое положение не
может быть далее терпимым. Пора, наконец,
от слов перейти к делу, темоболев, что в си-
стеме наших Вооруженных Сил уже имеется

сухопутных войсках, например, есть
военные педагогические институты, которые
готовят пренодавателей для армейских учи-
защ. В этих институтах ведется большая
научно-исследовательская работа ‘по воен-
педагогике и психологии. Институты
являются центром, в которых. обобщаетея
эпыт учебно-воспитательной работы в ча-
стях Советской Армии, они помогают рас-
пространять педагогические знания среди
офицеров. В пехотных училищах будущим
офицерам преподаются курсы военной педа-

Имеются всё возможности, чтобы опыт

Прежде всего надо организовать в воен-
но-морских училищах кафедры военной пе-
дагогики и психологии и ввести эти предме-
ты в учебные планы. Кафедры должны дать
курсантам ясное представление 0б основ-
ных принципах советской системы военного
обучения и воспитания. При Военно-морской
академии следует организовать высшие пе-
дагогические классы с целью подготовки вы-
оококвалифипированных специалистов по

Мастера п

ь $

`Отличные водолазы-глубоководники: вос-
питаны на нашем флоте. Их дела известны
всему миру. Это они подняли за Полярным
кругом ©0 дна моря мощный ледокол «Сад-
50» и получили поздравление великого
Сталина и его верных ‹оратников товарищей
Молотова, Ворошилова, Кагановича. Это они
с честью вели работы но спасению лелоко-
ла «Малыгин». Он был спасен от гибели
на 78-й параллели в темную полярную
ночь, при морозах свыше 30 градусов, во
время пурги и вьюги. Немало apyrax ге-
роических дел совершили полярники-водо-
лазы: oe
Проходят тоды, но. славные традиции
старших поколений не только не забыва-
ются, но все больше и глубже осваиваются
офицерами, отаршинами и матросами Ава-
рийно-спасательной службы Северного фло-
Ta.
Личный состав нашего подразделения хо-
рошю помнит © том, как в напряженный
период Великой Отечественной войны на
просторах Баренцова и. Белого морей совер-
шали героические подвиги заполярные во-
долазы. Они спасли сотни торговых судов
й военных кораблей советского. и иноетран-
ных флотов.
Американские и английские моряки во
время войны присылали немало благодар-
ственных писем командованию Северного
флота и личному составу Аварийно-спаеа-
тельной службы за помощь их кораблям,
оказавшимся под штормовыми ударами и

бот

Самоотверженный труд водолазов Северного флота

молодых водолазов. За выполнение задания
командования флота он награжден орденом
Брасной Звезды и двумя медалями.

Водолаз-глубоководник первого класса
Андрей Дряхлов служит на Севере тринад=
цать лет. Он пришел в ряды. большевиет=
ской партии из комсомола и так же, как и
Обыденнов, безупречно несет службу, имея
На личном счету 4.200 подводных часов:

Пожалуй, одним из лучших специали-
CTOB подводной электрорезки и сварки У
нас на флоте’ считается мичман Григорьева
Он сейчас успешно производит под водой
электрорезку одного из затонувших судова:
Мичман Григорьев служит на Севере де»,
вять лет. Он, как и его старшие no службе
товарищи, всей дупой полюбил Заполярье;
й ему ни долгие темные очи, ни пморм;
ни большие накаты волны не могут поме=
шать выполнить любое задание командо+
вания и правительства.

[о стопам этих ветеранов Аварийно-спа=
сательной службы, опытных мастеров свое=
Го, дела, идут молодые моряки, комсомольз
цы, водолазы-глубоковолники Попков и Маз
тюнин. Они в соверптенстве овладели: своей
специальностью. To же самое можно ска-
зать о водолазах Булатове, Окворцове, Реуз
тове, Боричеве, Дианове и многих других
товарищах, которые образцово несут служ-
бу. Но те, о ком сегодня рассказано крат
50, —— ЭТО только маленькая частица боль-
шото коллектива.

В Н-еком подразделении Аварийно-спаса-

рывно расптиряют свои политические зна-
ния, но и помогают подчиненным в изуче-
нии большевистской теории.

Идзйно-политическое воспитание офицер-
ского состава является одной из важнейптих
задач политорганов и партийных организа-
ций. Работники политических отделов и за-
меститоли командиров па политчасти замет-
но усилили заботу о теоретической учебе
офицеров, проводят групповые и индивиду-
альные консультации, проверяют личные
планы самостоятельной учебы товарищей.
Более конкретно стали руководить марксист-
ско-ленинской учебой офицеров-коммуни-
стов партийные организации, оказывая по-
мощь товарищам в их самостоятельных за-
нятиях, контролируя эти занятия.

ЦЕ ВКП(б) по вопросам идеологической ра-.
боты и успешно претворяют их в жизнь,

Неправильно было бы, однако, доволь-
ствоваться первыми успехами и нэ заме-
чать недостатков в постановке теоретиче-
ской учебы офицеров. Прежде всего необхо-
димо указать, что в ряде мест теоретиче-
скую учзбу не увязывают с выполнением
повседневных практических задач. Занятия
порой ведутся вне связи е жизнью флота,
с задачами боевой подготовки личного с9-
става кораблей и частей. Такое положение
приводит в тому, что люли изучают теорию
формально, начетнически, заучивая лишь
отдельные положения и даты и не поетигая
самого сущэства большевистской теории, не
применяя своих знаний на правтике,

церов на собеседования. —

В связи с этим необходимо отметить, что
некоторые политработники вообще «упуека-
ют из виду» офицеров-однночек, несущих
службу вдали от баз, нь малых кораблях,
на постах СНиС, и не руководят их
марксистско-ленинекой подготовкой. А меж-
ду тем действенной формой работы с этими
людьми могла бы быть дача индивидуаль-
ных заданий по учебному плану © после-
дующей проверкой выполнения, & также
консультации и периодические сборы офи-

Неустанное и настойчивое овладение
марксистско-ленинской теорией является
важнейшей обязанностью наших офииер-
ских кадров. Политорганы и партийные ор-

военной педагогике и психологии: ›

заведений.

стольной книгой каждого офицера флота.

Хи офицеров Флота.

под ударами подводных лодок и. авиации

‚ Назрела необходимость в изучении офи-
церами флота обязательного военно-педаго-
гического минимума по специально разра-
ботанной для этого программе. В первую
очередь такой минимум должны изучить
преподаватели и воспитатели школ учебных
отрядов, нахимовских и подготовительных
училищ, высних военно-мореких учебных:

Наконец, следует создать авторский кол-
лектив для написания учебника по военной
педагогике, который должен стать не только
пособием для курсантов училищ, но и на-

Надо полагать, что Управление военно-
морских заведений активно возьмется за
распространение педагогических знаний сре-
Необходимость, этото

диктуется самой жизнью,

немцев. Не раз бывали случаи, когда тор-
товые суда американцев и англичан, бро-
шенные их эскортами на произвол судьбы,
получали помощь только от советских мо-
рявов.

Й теперь, когда наша Родина ведет вос-
становительную работу, моряки Аварийно-
спасательной службы Севера попрежнему
вносят свой труд в общее дело социалиети-
ческого. строительства.

Вот кем гордятся наши моряки-водола-
ЗЫ:
мичман Николай Обыленнов: прибыл в Зано-
лярье в 1932 году. За всю евою долголет-
ню образцовую службу’ он проработал на
больших морских глубинах свыше 7.300
часов. Мичман Обыденнов и теперь © честью
оправдывает звание коммуниста, служит

воспитанник ленинском комсомола

тельной службы почти ве моряки, kan

правило, овладевают двумя-тремя специаль-
  ностями, наиболее нужными в своем деле.

Они могут успешно нести водолазную и
боцманскую службы, быть мотористами,
электросварщиками, ремонтниками. Блзго-
даря дружным, ‘целеустремленным `уеи-
лиям коллектива Аварийно-спасательная
служба ‘Северного флота перевыполняет.
планы судопод’емных, спасательных и под
водно-технических работ.

Среди инженерно-технического состава
подразделения активно развивается рацио-
нализалорекое и изобретательекое лвиже-
ние. В подразделении немало предложений
и проектов уже реализовано и помогает на
практике ускорять и улучшать качество
подводных работ.

Инженер-майор С. УХОВ.

Можно привести немало примеров, пока-
зывающих, что политработники и партий-
ные организации стали лучше руководить
марксистско-ленинской учебой, больше по-
могать офицэрам в их самостоятельных за-
HATHAX.

В частности, в Н-ской части офицер
т. Возлов подобрал хорошо подготовленных
руковотителей марксистеко-ленинской уче-
бы, внимательно следит за качеством лек-
ций и семинарских занятий, за самостоя-
тельной подготовкой офицеров. В политот-
деле предварительно обсуждается каждая
лекция по очередной теме учебного плана.
Наряду с лекциями, предусмотренными пла-
ном, офицеры части прослушали ‘цикл лек-
ций 0 советском патриотизме, о военном
искусстве, о советской демократии, о п9-
слевоенном пятилетнем плане. Политотдел
ий партийные организации активно вмени-
ваются в самостоятельную учебу офицеров,
повседневно контролируют ее, организуют
товарищеские собеседования, консультации.
Правильное руководетво во стороны полит-
отдела и партийных организаций зпачи-
тельно способствует повышению идейного
уровня занятий. Возросла политическая с0-
знательность офицеров, повысилась их
роль в партийно-политической работе, в во-
THCROM H политическом воспитании личного
состава.

(Образец в овладении  маркеистско-ленин-

` @й теорией должны показывать прежде
вого сами политработники. Нельзя успеш-
но руководить теоретической учебой офице-
в, не принимая личного участия в пропа-

‚Можно ли, например, считать плохотвор-
‘пой учебу офицера Беёзуглого, который ни-
какой воспитательной работы © подчинен-
ными не ведет? Сам т. Безуглый  допу-
скает извращения в дисциплинарной прак-
тике. Ясно, что этот офицер формаль-
‚но относится в своему политическому обра-
зованию.

Не всегда еще высок идейный уровень
лэкций семинарских и класено-групповых
занятий. В марксистеко-ленинской учебе
офицеров все еще недостаточное место за-
нимает пропаганда еоветекого патриотизма,

ются преимущества советского обществен-
ного и государетвзнного строя перед капи-
талистическим строем, превосходство совет-
ской военной науки перед буржуазной воен-
ной наукой. Совершенно недостаточно про-

ской философии и советской экономики.

Серьезным недостатком следует признать
И 10, что в ряде подразделений самостоя-
тельная подготовка офицеров организована
плохо и не является поэтому основным ме-
тодом маркоистеко-ленинекой учебы.

Тлавная причина этих недостатков Ероет-

конкретного руководства теоретической под-
готовкой со стороны отдельных командиров,
политорганов и партийных организаций.
Тавие офицеры, как тт. Семенов и Миро-

стематически и не уделяют внимания по-
литической учебе подчиненных.

советской военной гордости, слабо раз’яеня-

пагандируются вопросы ленинско-сталин-

ся в отсутствии живого повседневного и.

любов, например, и сами не занимаются си

контроль.

ской учебы офицерского состава. Прямой

классно-групповые занятия,
дискуссии и собеседования,

доклады.

Неуклонно  повьипая качество марксист-
ско-ленинской подготовки, обучая людей
‘умению примзнять теоретические знания
при решении служебных практических за-
дач, командиры, политработники и нартий-

ные организации флота должны приложить

все силы в устранению недостатков в офи-
церской учебе, добиваться дальнейших ус-
Пехов в идейно-политическом воспитании

‘моряков.
Подполковник С. ДОБРИНОВ,

Инженер обучает авиационных специалистов.

Накануне гвардии сержант Борбарин за-
писал в плане: «Произвести осмотр самоле-
 та, составить дефектную ведомость». Мото-
ристу он поручил подготовить рабочее. ме-
10, инструмент и материалы. В первый же
нь этот план был точно выдержан. Наи-
бое сложные операции выполнил сам ме-
Заник, менее сложные — моторист. После-

` довательно переходя от одного участка к
Лругому, они плодотворно использовали каж-
ую минуту. Выполненную работу прини-
№ техник. Его строгий контроль обеспе-
Чивал высокое качество подготовки мани-
ны, Вечером механик и моторист подвели
итоги. работы и на основе замечаний техни-
`Ва составили план. на, следующий день.

рганизованность, четкость, чуветво вы-
(Кой ответственности в& порученное дело,
Умение творчески применить опыт бывалых
ВОИНОВ — вот что характеризует всю дея-
тельность авиационного техника Борбарина
и моториста Бабкина. Следуя их примеру,
отлично выполняют свои обязанности и ме-
ханики го спецоборудованию—твамлии сер-

‚> Жанты Поздеев и Зеленин. Не выполнив в
первый лень всей намеченной работы, Поз-
№в и Зеленин, по примеру Борбарина. ив:
Чали анализировать минувший день, ис-
Мть причины, почему не удалось осуще-
отвить собственный план в полном об’еме.
Эти причины были найдены. Готовясь Е
‘Чедующему рабочему: дню, они учли недо
отатки, заранее обеспечили себя материа
Лами и инструментом, экономнее расхолова-
1 время, Это позволило обоим выполнить
Аневное задание до срока.

В налпем подразделении с каждым днем
растет число авиационных специалистов,
образцово выполняющих р
долг перед Родиной. Это — прямой резуль-
тат, прежде всего, возросшего чувства лич-
ной ответственности за порученное дело,
систематического изучения авиационной
техники, критического освоения накоп-
ленного опыта.

Особенно серьезно и успешно совершен-
ствует свои знания авиационный механик
гвардии сержант Пыстогов. Он не только
внимательно изучает наставления и инот-
рукции, относящиеся к его специальности,
но не пропустит ни одной специальной
статьи в печати, чтобы не изучить ее вни-
мательно и не законопеютировать. При этом
сержант стремится глубоко понять водер-
жание вопроса, часто обращается за раз’яс-
нениями и консультацией к офицерам. Та-
кая привычка к прочному усвоению
материала у Пыстогова выработалась еще
во время первых политических занятий.
Сейчас Пыстогов — отличник политической
подготовки, один из лучших знатоков тех-
НИКИ.

Рост специальной и политической подго-
товки многих наших авиационных специз-
листов об’ясняется во многом тем, что ин-
женеры и техники терпеливо учат механи-
ков и оружейников организованности, четко-
сти, точности выполнения всех требований
наставлений и инструкций по подготовке
техники к полетам, умело пропагандируют
и передают хороший опыт работы. @собен-

свой воинский.

‘воспитания подчиненных.

‚нерадивых.

‚но много работает со специалистами инже-
Hep подразделения т. Кудрявцев. Бывалый

воин, он умело передает свой опыт и зна-

ния авиационным механикам, организует ©
ними техническую учебу. Перет началом
летней эксплоатации он провел техническую
конференцию, на которую пригласил всех

авиационных специалистов. С докладами на

‘ней выступили наиболее опытные и подго-

товленные товарищи.
Опыт показал, что в период летней уче-

бы, когда материальная часть экеплоати-
очень важно
быстро обнаруживать и устранять недоче-
ты. Векрытию недостатков способствуют
технические разборы, совещания по обмену
опытом работы младших авиаспециалистов,.

руется более  интенеивно,

доклады и лекции о передовых методах об-
служивания авиационной техники. Особен-
HO много сают техническому составу корот-
кие совещания, проводимые прямо на аэро-
дроме после того, как самолеты поднялись в
воздух. Офицер Кудрявцев правильно оце-
нил действенность этих форм обучения и
Он регулярно
проводит технические совещания на азрод-
роме, широко показывает опыт лучших
специалистов, поощряет их, взыскивает с
Ероме коротких технических
со’эщаний во время полетов, т. Кудрявцев

‘после полетов проводит обстоятельный раз-

бор работы техеостава, на котором подроб-
но анализирует весь летный день и на его
опыте дает указания на будущее,

Д. НОВИКОВ.

ганизации должны поставить теоретическую
‚ учебу так, чтобы каждый офицер. повее-
дневно ощущал их помощь, руководство и

Нандидат педагогических‘ наук

примером в труде, обучает и воспитывает”

В вонпе этого года, кав известно, булет
проводиться проверка марксистеко-ленин-

долг политорганов и партийных организа-
ций—оказать максимальную помощь офи-
церам в подтотовке к проверке. Необходимо
в каждой группе выявить, какие вопросы:
учебного плана недостаточно усвоены, и по-
мочь людям дополнительно изучить и по-
вторить слабо изученный материал. 060603
внимание следует уделить повторению тем,
связанных с послеоктябрьсвим периодом ис-
тории ВЕП(б), с деятельностью большевиет-
ской партии во время Великой Отечествен-
ной войны и в поелевознный период. Основ-
ными формами повторения материала могут
быть самостоятельные Занятия офицеров,
арищеские
упповые и
индивидуальные консультации, лекции и

‘По. следам выступлений
«Красного Флота»

«НАК ДОСТАВИТЬ ПОЧТУ?»

общал о нерегулярной доставке почты.

почту.

своевременно,

_ Новые кнши

издательство политической

12 руб.; том Н,
Первый том открывается

мунистов»,

ской программы» В. Маркса,

щения обезьяны в
боты.
«Архив Маркса и Энгельса», Том Х. Го-

сударственное издательство политической
литературы. 1948 г., стр. 443, цена 10 руб.
«Архива Маркса и

В десятый том
Энгельса» вошли неопубликованные
рукописи Фридриха Энгельса.

В первом разделе
кописи Энгельса о Нрудоне. Второй раздел
включает рукописи по истории Англии и

Ирландии. Третий — материалы по истории

Франции и Германии. В конце тома дан
не публиковавшийся ло сих пор отрывок
«Из письма Энгельса Марксу 23 сентября
1852 г.».

М. Богословский, «Петр. 1». Том ПУ. Го-
литературы. 1948 г., стр. 514, цена 12 руб.

Четвертый том книги М. Богословското
состоит из следующих разделов: Русско-
датский союз, Керченский поход, диплома-
тическая подготовка Северной войны, ре-
формы и преобразовательные планы Петра
(1699—1700 гг.), начало войны Дании и
Польши во Швецией и приготовления Петра
к Северной войне. Ёнига содержит также
указатели имен и географических названий
ий об’яснительный словарь.

майор А. МАКУШКИН.

> СПОРТ

НА’ СПАРТАКИАЛАХ

Под таким заголовком 19 июня в № 144
газеты «Ёрасный Флот» ‘было опубликовано
письмо в редакцию, в котором т. Еторов ©0-

На запрос. редакции из политического 9т-
дела ответили, что указанные в письме
  факты подтвердились. Перебои в доставке
почты были вызваны тем, что почтовый.
аттестат выписали на все соединение,
вследствие чего корабль, находящийся в
длительном плавании, нерегулярно получал

В настоящее время этот недостаток лик-
видирован. Важдый корабль имеет свой поч-
товый ‘аттестат, и корабли получают почгу

К. Маркс, Ф. Энгельс. «Избранные про-
изведения в двух томах». Государственное
литературы.
Москва, 1948 г. Том Г, стр. 636, цена
стр. 516, пена 12; руб.

«Манифестом
Воумунистической партии». Далее следуют
работы К. Маркса «Буржуазия и контррево-
люция», «Наемный труд и капитал», напи-
санное К. Марксом и Ф. Энгельсом «O6pa-
щение Центрального Комитета к Союзу ком-
труды №. Маркса «ЁКлассовая
борьба во Франпии в 1848 по 1850 г.»,
«Восемналцатое брюмера Луи Бонапарта»,
«Британское владычество в Индии» и др.

Во втором томе помещены: «Ёритика гот-
письма
Ф. Энгельса к А. Бебелю и В. Ваутекому,
его же статьи «0б общественных отношени-
ях в России», «Введение в «Диалектике
природы», «Роль труда в процесее превра-
человека» и другие pa-

помешены две ру-

Три дия продолжалась Традиционная
спартакиада Н-окой авиачаети. Спортивный
комитет хорошо организовал соревнование,

болу, баскетболу, волейболу, стрельбе из
пистолета и винтовки, легкой и тяжелой
атлетике, шахматам, перетягиванию кана-

участие много десятков человек, составив-
ших хорошо подобранные коллективы, про-
шедшие достаточную подготовку в процессе
предварительной тренировки, секционных
занятий и соревнований внутри подразде-
лений. Впервые в. этом году в программу
спартакиады были введены соревнования по
боксу, борьбе, стендовым стрельбам и мор-
скому пятиборью (для офицерского со-
става). :

Положение © проведении спартакиады
было подготовлено заранее. На совещаниях
спортивных комитетов регулярно заслути-
валиеь доклады 6 ходе подготовки в еорев-
нованиям.

Тщательная подготовка способствовала
вовлечению в занятия физкультурой новых
групи офицеров, сержантов и матросов и
благоприятетвовала достижению хороших
результатов. Спартакиада, прошла организо-
‘ванно, а команды и отдельные спортемены
показали высокие результаты. В частности,
было установлено четыре рекорда, части, из
них три, превышающие рекорды Военно-
воздушных сил флота. Гвардии  стартина
Горбенко, натример, толкнул ядро на 10,83
метра, метнул диск на 31,13 метра. Гват-
ции лейтенант Расптивалов © разбега взял
высоту 165 см. Гварлии старший матрос
Мухин прыгнул в длину 5 м 80 см.

Интересно прошли. соревнования по ботъ-
бе и бодсу. Это результат хорошей рабо-
‘ты  тренеров-общественников — младшего
‘Техник-лейтенанта Мураткина (по борьбе)
и гвардии старшего сержанта Заславчика (по
боксу). nk

На всем протяжении спартакиады борьба
в& первенство ‘велась © большим напряже-
нием. В итоге победу одержали спортоемены
товарища Черныша. Этот дружный коллек-
тив сумел извлечь уроки из поражения про-
шлого года, хорошо  подготовилея м заелу-
женно выиграл первенство. Плохо: выступи-

КРУПНАЯ

Вчера» на киевоком стадионе «Динамо»
состоялея интересный футбольный матч.
Хозяева, поля встретились © коллективом
футболистов Военно-Воздушных Cua
Игра сложилась несколько необычно:
первый мяч был вабит в ворота киевлян.
Однако правому крайнему в линии нанале-
ния динамовцев удалось уравнять слет. До

- Борьба за первенотво по гимнаетике, фут-

та шла остро и интересно. В ней приняло.

ла команда т. Михайлова. Совершенно недо-
статочно были привлечены к участию В
спартакиаде женщины,

Весьма радостным итогом спартакиады
нужно считать рост молодых епортивных та
лантов. Результаты физкультурников. Муз
‚хина, Чахомова, Горбенко и’ других равны
достижениям наших лучших  спортеменов, _
участвующих в соревнованиях на первен-
стве Военно-Мореких Сил. Особенно хорошо
‘выетупили по гимнастике гвардии лейтенант
Пивоваров, пвардии старший сержант Дрей
и гвардии старшина Гуревич. В итоге спар-
такиалы 33 человека показали результаты
третьето разряда, и один — второго разряда
всесоюзной классификации по различным
видам спорта. Лесятки людей сдали нормы
ГТО Ти П ступени. т: Е :

Победителю спартакиады —— команде т.
Черныша-—вручен переходящий приз: ку-
бок, спортеменам вручены грамоты,

Гвардии капитан А. БЕРКО.
# я я

КРАСНОЗНАМЕННАЯ ДНЕПРОВСКАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 4 августа. (По телеграфу).
Открылась четвертая летняя спартакиада
Ераснознаменной Днепровекой флотилии:

Первый лень соревнований начался co-
стязанием бегунов на короткие дистанции.
В беге’ на 100 метров первое место занял:
гвардии старшина 1-й статьи Каширский.
Он прошел стометровку за 12 секунд. Отар=
ший матрос Владимиров и старший лейтеч
Haut Овчинников показали время 12.1 се
KY HBL.

По прыжкам в длину первое место также
занял т. Каширский.

В напряженной борьбе проходили сорев-
нования по метанию гранаты. Победителем
оказалея гвардии старший ‘матрос Куров=
ский. Его результат — 51 метр 65 сантиз
метров. На втором месте — старшина 2-й
статьи Рыбалко (50 метров 32 сантиметра).

Эстафету 4 Х 100 выиграла команда Jlo-
ма офицеров (51,7 сек.). Бег на 1.500 ме-
тров выиграл пронлогодний  ‘рекордемен
флотилии на эту дистанцию гвардин стар=
шина 2-й статьи Прокудин. Вторым финиз
шировал матрос Захаров, третьим-—матрос
Доронкин.

Спартакиада продолжится неделю:

Первенство СССР. по футболу
ПОБЕДА КИЕВСКОГ О «ДИНАМО»

конца первой половины игра шла © лере-
менным успехом. Соотношение мячей не
изменилось.

После перерыва киевляне развернули
ожесточенный штурм ворот москвичей. Иг-
рая © нарастающим под’емом, динамовцы ва-
били в ворота москвичей еще 4 мяча. Матч
захончитоя победой киевских динамовцев. со
счетом 5:1. :

«Крылья Советов» (Москва) — «Динамо» (Тбилиси)

Вчера, 4 августа, на московском стахио-

не «Динамо» состоялся очередной матч на!

первенство страны по футболу. Ветрети-
лись московекая команда «Крылья (ове-
Тов» и тбилисское «Динамо».

Первая половина игры закончилась вни=

чью. Исход решил единственный тол, заби-
тый тбилисцами © штрафного YAapa na
14-й минуте второго тайма. Финальный сви
сток судьи зафиксировал победу динамова
цев со счетом 1:0.