ви.

6 августа 1948 г
en

Умело ходить на шлюпке —

Издавна на флоте существ
Что «шлюпка — визитная карточка кораб-
я», И это, конечно, справедливо.
как содержатся корабельные шлюп
сволько умело ходит на них ли
можно © полным основан
ской выучке экяпажа.

Если шлюпка отходит от бо
решения вахтенното офицер
наблюдаются стук, шум и разговоры, то это
значит, что на ней находятся неподголов-
ленныю моряки. То же самое можно сказать
вогда шлюпка подходит к трапу и проска-
кивает его или ударяется о борт. Такое
неумелое оращение с корабельными шлюп-
ками целиком об’яеняется тем,

что старший
похощник командира и офицеры корабля ма-

ло уделяют внимания морской по TOTOB
К.
подчиненных. т i

ует поговорка,

ки и на-
чный состав,
чем судить о мор-

рта без раз-
& 4 Opa этом

В этом году я имел возможность наблю-
дать, как преходит морская подготовка. эки-
пажа на корабле Н. Нужно сказать, что
обучение ходьбе на шлюпке здесь доле
время нэ проводилось и недооценивалось.
Матросы и старшины имели очень смутное
представление об устройстве, влассифика-
TMM MONO и 0 командах, которые пода-
ются на них. Навыков в гребле личный ©о-

став н8 имел, под парусами не ходил и па-
русного вооружения не знал. ‘

Для устранения этих недостатков коман-
Хиву корабля пришлось выделить специаль-
ное время на морскую подготовку и прове-
сти большую раз’яснительную работу <реди
офицеров и старшин. Результаты <не замед-
лили сказаться. Систематические, ежедпев-
ные занятия на шлюпке дали свои результа-
ты. На корабле уже можно было выделить
сильных и способных матросов для подго-
товки их в шлюпочным соревнованиям на
тю подразделения и военно-морской
азы.

Среди матросов м старшин появились эн-
тузиасты шлюпочного дела. Матросы Сту-
лов, Поддубный, Авлин, Куликов, старши-
ны Цикорников, Уханов и многие другие
отлично овладели шлюцкой и подают те-
перь в этом пример для всего личного ©0-
става корабля, :

Для привлечения всего личного состава
к освоению шлюпочного дела на корабле Н.
установилось хоронгее правило. Каждое вос-
вресенье здесь организуются шлюпочные
тонки, в которых принимают участие почти
вев свободные от вахты и дежурства моря-
ки, Сейчас каждая боевая часть стремится
добитькя лучших результатов. Подобная
практика проведения систематических г-
нок на шлюпках целиком себя оправдала.
Результаты гонок об`являютея по кораблю,
победители поошряютея командиром.

(таршины плохо знали устройство шлю-
пки. 970. потребовало организовать для них
отдельные занятия. Кроме того с. ними про-
водились практические выходы в море в
свежую погоду. Во время таких выходов
старшины учились командовать, подходить
к трапу. В результате они убедилиеь в не-
обходимости ‘углубления своих ‘знаний и.
укреплении ‘навыков в гребле. Когда же
старшины прошли первоначальный куре
изучения шлюпки и обучение гоебле, то
‘стали осваивать правильные приемы управ-
ления парусом.

<» Пятница, № 185 (2979)

Источник

Хождение на

старины и матроса такие замечательные
качества, как выносливость, сообразитель-
ность, глазомер, умение переносить трудно-
сти плавания в свежую погоду. Как, извест-
Но, эти качества крайне необходимы воен-
ному моряку. Однако практика первых м6-
сяцев летнего плавания показывает, что
обучение хождению на шлюпке, особенно
Под парусами, еще не заняло’ своего места
В системе морской потготовки экипажей не-
которых кораблей. В гавани и на polite
все еще очень мало видно шлюпок.

Несколько оживленнее стало на рейде ¢
приходом на практику курсантов военно-
морских училиш. Шлюпки, укомплектован
ные курсантекими командами, сталн сже-
дневно на веслах и под парусами ходить
вокьуг кораблей.

Б сожалению, с усилением ветра на рей-
де всегда станозится пустынно. Хараклер-
НЫ в этом отношении два примера. Однажды
НЗ занрос © разрешении, выхода шлюпке из
гавани на рейд дежурный Н-екой части от-
вотил отрицательно. Как выяснилось, раз-
решение не было дано в евязи с усилением
ветра. Лишь после повторного запроса раз-
решение было получено, причем < довольно

_ КРАСНЫЙ ФЛОТ

морских навыков

долг каждого моряка

шлюпке вырабатывает у   обучения. В ним можно отнести выход на

шлюпках в море в штормовую погоду, под-
ход к берегу во время прибоя, хождение под
парусами без рулей: Во всему этому можно
приступать только тогда, котда команды и
старптины питюцек достаточно подготовлены.

Серьезные недочеты в обучении личного
состава некоторых кораблей шлюночному
делу, на нап взгляд, имеются еще и потому,
Что наша флотекая печать уделяет столь
важному делу мало внимания. Матроы и
старшины, успептно овладевитие тлюпкой и
отличные гребцы, мало отмечаются на стра-
ницах печати. Например, в газете нашего
флота шлюпочный спорт популяризируется
Недостаточно, статыт по’ шяюпочному делу
почти отсутствуют. Лишь 16 мая с. г. бы-
ла передовая «Весла! На воду!». Больше
статей на эту тему не было. Харзетерно,
Что перед этим; 15 мая, целая страница бы-
ла посвящена... игре в городки. Нам бы хо-
телось, чтобы во флотеких и Ффлотильских
газетах почаще писалось 0 мастерстве хож-
дения на шлюпках.

Другая причина недочетов в обучении
экипажей умению ходить на шаюпках кроет-
ся в том, что на большинетве: кораблей яв-
Но недостаточно соответствующей литеряту-

странной оговоркой, что дежурный за «по-  РЫ по морской практике. В результате офя-

следствия» не отвечает. «Последетвий», ко-
нечно, не было, но при этом нам кажется
такое отношение дежурного неверным, На-
оборот, внимание к шлюпке, вышедшей в
свежую погоду, и наблюдение за ней долж-
ны быть повышены.

В следующий фаз шлюпки корабля Н.
вышли в море под парусами при более силь-
ном ветре и волнении. На рейде, однако,
былое пустынно, и только несколько шлю“
пов © курсантами ходили вблизи своих ко-
раблей на веслах.

В статье випе-адмирала т. Владимир-
ского, напечатанной в «Врасном Флоте»,
указывалось на 10, что хождение на шлюн-
ках, в особенности под парусами, является
одним из методов воспитания волевых ка-
честв, умения командовать, что надо при-
учать курсантов на паруеных учениях не
бояться ветра и волны. Однако из приве-
денного нами примера видно, что руководи-
тели курсантекой практики еше не все
делают, чтобы эти требования претворяливь
В ЖИЗНЬ. .

Мне нэ раз приходилось видеть, как не-
которые офинеры и старшины, в результате
низких знаний элементарных приемов хуж-
тения на шлюпке, плохо управляли своими
командами и не соблюдали необходимого по-
рядка на шлюпках даже в тихую погоду.
Однажды, подойдя к шлюпке, илущей под
парусами, которой командовал офинер © ко-
рабля Н., я вынужден был сделать ему за-
мечание, что паруса поставлены неправиль-
но. В результате шлюпка не имела хода.
Часто также я наблюдал, как на шлюпке,
идущей под парусами, гребцы сидят на бор-
тах и банках. Это можно об’яснить Лиль
морской неграмотностью некоторых офице-
рев, разрешающих командам своих шлюпок

`подобные поступки.

Мы остановились лишь на первоначаль-
ной фазе овладения шаюнкой. После этого
следует переходить к более сложным формам

церы, руководящие тренировками личном
состаза, нередко вырабатывают неверпые
нриемы и высказывают разлачные венра-
вильные толкования © том, как следует
обучать подчиненных на шлюпко. Поэтому
была бы несомнённая польза, если бы на
страницах своей газеты матрос и старшина
могли всегда получить справку по различ-
вым вопросам шлюпочного спорта.

“Следует также сказать о том, что в на-
ших учебниках и пособиях по морской прак-
THRE BCe еще не изжит разнобей в описанни
различных действий и команд, применяемых
на шлюпке. Например, пря выполнении
команды «Весла!» ча нашем флоте весла
заносятся вперед, тогда как учебные поео-
бия указывают, что весла должны HAXO-
длиться в этот ‘момент но траверзу шлюпки.
Различно понимается также назначение
команды «Весла на’ валек!». В учебнике

«Морская практика», часть вторля. издла-

ние 1940 г., автор капитан 1 ранга Н. Ю.
Авраамов- говорит, что такая  команла
«...Применяетея при проходе обо узких
мест, а также перед посадкой на шлюпку

значительного числа людей лля доставки ИХ.

‹ю назначению на веслах», В «Морском ело-

варе», том 1 (издание 1939 г), эта команда,
трактуется иначе. «...Взятие весел «на ва-
лек», — говорится там,— практикуется при
оказания почестей — при ветрече на воде
с шлюпкой флагмана, комантира, пол под’-
еме и спуске флага ит. п.» (стр. 164).

В газете «Ерасный Флот» не раз Рыска-

зывались пожелания офицеров о создании
полноценного учебного пособия по морекой
практике хля матросов и старшин. Мы под-
держиваем эти предложения и считаем, что
появление такого пособия, рассчитанном на

матроез и старшину, было бы отрадиым яв-
лением. Оно облегчило бы молодым офипе-

рам воспитание у подчиненных мореких на-
выков и повысило бы любовь к папке на
кораблях флота.

Капитан 3 ранга Н. ГОРШКОВ.

Хорошая подготовка
успех в

Личный состав собрался на проигрыш
полетов. Командир проверил, знают ли под-
чиненные задание. Большинство летчиков,
штурманов и стрелков-радистов показало
хорошее знание всех элементов предетояще-
Го полета. Чувствовалось, что они серьезно
поработали над материалом. Тщательно тре-
нировались молодые стрелки-радисты гвар-
дии сержанты Кремлевский, Казадаев, Ису-
пов.

..Самолеты в воздухе. Буксировщик, пи-
лотируемый гвардии лейтенантом Шониным,
пришел ‘в зону. Один за другим самолеты
«ближаютея с конусом. Цель

на земле обеспечила
воздухе

НОВЫЕ КНИГИ

П. Караваев. «В дооктябрьские голы».
Государственное издательство политической

стии прицела. Стрелок-радист Тухватулин   ЛИТературы. 1948 г., стр, 154, цена 2 руб.

открывает огонь. Нулеметная очередь прон-
зила конус. Вот он сброшен. Подечитав по-
падания, командир подразделения сказал:

— Стрелять ‘только так, товарищи
стрелки; как Тухватулин!

После полетов был произведен разбор.
Действия всех экипажей получили высокую
оценку. 0с0бо отмечены отличные резуль-

Автор рассказывает © своей работе в
большевистеком подполье, о ветречах с
Яковом Михайловичем Свердловым и Миха-
илом Васильевичем Фрунзе.

«Франция и ее владения». Под редакцией

‚ Н. Петрова. Из зерии справочников по
зарубежным странам. Издание «Советекая
энциклопедия». 1948 r., erp. 793, nena
27 руб. .

В книге собраны сведения физико-геогра-

таты стрелков-радистов тт. Тухватулина,   фического характера, о населении, эконо-
Кремлевского, Исупова, Хорошая подготовка   мике, истории, о политическом и государ-

на земле обеспечила им успех в воздухе.
Д. НОВИНОВ.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Неуважение

Появившиеся в последнее время хоропю
оформленные книги с маркой Государствен-
ного издательства географической литерату-
ры  обрадовали читателей, Выпуск
книг Пржевальского, Козлова,  Север-
Ц0ва заслуживает всяческих пох-
вал. Они бережно отредактированы
авторитетными и компетентными учены-
MH, вполне удовлетворительно изданы,
доступны по пене. Массовый читатель, 0с0-
бенно молодежь, не раз поблаголарит изда-
тельство за его нужную и полезную работу.

И тем печальнее Участь, постигшая вни-
&у Ю. Ф. Лисянского, командира одного из
двух первых русских кораблей, совершив-
ших кругосветное путешествие.

Внига состоит из собственно текста,
вступительной статьи и примечаний релав-
тора Н. В. Думитрапеко. В обращении от ре-
лака пишется, что «Литературная обра-
ботка текста заключалась в приближения
языка автора к современному нам литера-
турнояу языку. Редактор ставит своей зала-
чей сделать текст Ю. Ф. Лисянекого доступ-
ных широкому кругу читателей, сохранив
<вовобразие книги».

Ю. ©. Лисянский вполне владел литера-
ТУрным языком своего времени. Яркий, ко-
поритный язык его, безусловно, доступен
любому нашему современнику и ни в каком
«переводе» не нуждается,

Надо обладать поразительным неуваже-
Ним к читателю, якобы не могущему по-
стичь Лисянского, чтобы сезерпгить такую
———

* Ю.Ф. Лисянский, «Путешествие вокруг
света на корабле «Нева» в 1803—1806 годах».
Государственное издательство вы
<кой литературы. Москва, 1947. Стр. :
Цена. 12 руб.

к читателю

операцию над книгой, какую сделала Н. В.
Дунитрашко. `

При еличении текстов рецензируемого из-
дания книги с первым (1812 года) прихо-
дится признать, что Н. В. Думитрашко npo-
делала титаническую работу: она методиче-
ски переписала всю. книгу на евой лал, ве
оставив почти ни одной фразы в том виде,
в каком она была у Лисянекого.

Лисянский, как тогда было принято, по-
стоянно инверсировал глаголы и прилага-
тельные. Н. В. Думитрашко все перестави-
ла. Там, гле Лисянский, в примеру, писал:
«..войско ero», там Н. В. Думитрашко пе-
реводит—<...его войско». Где у Лисянского
«..разделил он», там. у нее—<...он разде-
дил» ит. д., ит. п. Вместо слова «весьма»
редактор везде вставляет «очень», вместо
«ибо» — «так как», вместо «взяв в сравне-
ние» — «если принять во внимание», «по
малости своей» — «по своим малым разме-
рам» ит. д:

Редактор пытается поправлять даже мор-
скую терминологию Лисянекого. «Еще ло по-
ложения якоря»,—пишет путешественник,
з Н В. Думитрашко переводит: «Еще до
опускания якоря...», не ведая того, что
якорь не опускают, а именно клалут. Тисян-

‘ский пишет: «Почему и было мной приказано

развесить жаровни с валеным утольем в па-
лубе...», а Н. В. Думитрашко — «Поэтому
мной было приказано развееить жаровни с
каленым углем на палубе». И выходит кон-
фуз: палубами Ha кораблях назывались и
называются не только верхние палубы, но
и помешения внутри корабля, — вот и по-
лучается, что Лисянский, как говорится,
отапливал белый свет,

Н. В. Думитрашко все без исключения
цифры, данные Лисянским, естественно, в
морских мерах, перевела в метрические,

и Е: МЕ

ственном строе, о вооруженных силах, с
культуре и колониальных владениях Фран-
ЦИИ.

Цифры в квадратных скобках, назойливо
пестрящие в ‘тексте, вызывают только раз-
дражение читателя. Вряд ли можно побла-
годарить редактора за эти арифметические
упражнения: вель до нашего времени в мор-
ском деле применяются морские меры дли-
ны. Это общеизвестно.

Наконец, свободное обращение с текетом
Н. В. Думитрашко доводнт до того, что вы-
думывает вместо <вязного и грамотного
описания определения поправки хронометр,
даваемого Лисянским, такую фразу: ‹..Я
переменил ход первых двух, так как изме-
нение в их ходу немалое...».

Ко всему этому редактер удалила из кни-
ги Лисянского ряд мест — то в виде целых
абзапев, зачастую очень интересных (Ran,
например, описание ocdbtm o6pa3zom nocrpy-
енного Kopabia, BalenHOrO Umcanckum p ho-
пенгагене), то в виде отдельных фраз, опу-
щенных без всяких на то причин.

Н. В. Думитрашко проявила неосведом-
ленность во многих вопросах, и винить в
этом надо не только ее, но и издательство,
изменившее в данном случае принципу при-
влечения к редакпионной работе наиболее
компетентных специалистов.

Перейдем к предисловию.

сожалению, приходится установить, что
автор его не вполне знаком ни е печатными
источниками, ни © подлинными архивными
материалами об экспедиции Врузениттерна—
Лисянского,

Так, в вопросе о конфликте между Кру-
зенштерном и Резановым дореволюционной
русской  исторнографией привято было
оправдывать Резанова — крупного царского
сановника — и осуждать Крузенштерна и
Лисянекого — «всего только» морских офл-
пеоов.

После окончания первого русского круго-
светного плавания выитла книжка комисси-
опера Российско-американекой компании
купца Ф. Шемелина, наполненная клеветою
на Лисянского и Крузенлитерна. Зато крайне
интересный лневник старшего офицера «Па-
дежды» М. И. Ратманова остался в рувопи-

Во владивостокском морском клубе Добровольного общества содействия Военно-
Морскому Флоту занимаются сотни юношей. Недавно большая группа молодежи
сдала нормы на значки «Моряк» и «Юный моряк». Среди выпускников клуба—
сигнальщики и мотористы. Все выпускники хорошо освоили основы бонманского и
шлюпочного дела. На-днях юные моряки совершили перехол под парусами и на.
веслах на двух шестивесельных ялах. На снимке; 1. Ялы в походе. 9. Командир
перехода опытный моряк Петр Андреевич Варлих. Несмотрязна преклонный воз-
раст — Петру Андреевичу 63 года, — он с увлечением воспитывает молодых моря- _
ков. Немало его питомцев служит на Тихоокеанском флоте. Фото А. Лубенча.

Бюро не выполняет наказа
коммунистов =,

SS ES

На отчетно-выборном собрании партий-
ной организации, rye сейчас секретарем
т. Поляков, коммуниеты особенное внима-

ние обращали на необходимость укрепления:
воинской дисциплины, обеспечения пример-.

ности каждого коммуниста в боевой и поли-
тической подготовке. В принятом собранием
решении были определены и практические
мероприятия, направленные на выполнение
этих задач.

Но вот уже полгода прошло < тех пор, а
каких-либо существенных
жизни партийной организации не произю-
шло. Нажаз коммунистов бюро выполняет
невудовлетворительно.

Взять хотя бы такой факт. Еше в
прошлом месяце партийная организания
должна была заинтересоваться поведением
коммунистов Молокова и Широгорова. А
т. Поляков до сих пор размышляет:

— Думаю, что привлекать их к пар-
тийной
‘говорит он. — Широгорова, например, под-
вели подчиненные. За что же, собственно,
10 ВИНИТЬ?.. :

Эти доводы руководителя партийной ор-
ганизании могут послужить достаточным
`0б’яснением, почему не выполняются
важнейшие решения отчетно-выборного со-
брания. Партийная организация как бы
примирилась с существующим положением.
Be всяком случае, она не использует всех
средств, чтобы всемерно помогать команди-

ру укреплять воннокую дисциплину и по-

рядок, не’ добивается образцового соблюде-
‘ния дисциплины каждым коммуниетом,

За полгода партийное бюро по сушеству:
в этой области.

еще ничего не слелало
Цравда, в плане на март было запланиоо-
вано общее партийное собрание, на котором
должен был стоять доклад о задачах ком-
мунистов в борьбе за укренление дисципаи-
ны и сообщение одного из командиров под-
фазделений, коммуниста, о состоянии воин-
ской дисциплины в ето подразделении. Но
это собрание не состоялось.

То же случилось и в мае. Намечалось
провести собрание ¢ повесткой дня «Борь-
ба за авантардную роль коммуниетов в в0-
инской дисциплине». Однако такого cobpa-
‚ния тоже не было. И лишь в конце июня
состоялось собрание, посвященное воинской
дисциплине в части. Но и через полмесяца,
протокол этого собрания не был еще оформ-

лен. Хранились лишь черновые записи. От-
сюда понятно, что и принятые решения
остались пока на бумаге,

@

Из писем. в редакцию

- О жилплощади
: : : > é oles ies:
«Ha всякии случай»:
Нет нужды доказывать, насколько важно
правильно использовать ‘имеющуюся жи-
лищную площадь. Немало офицеров вынуж-
дено подолгу ждать, пока квартирно-экс-
плоатационные отделы удовлетворят их
заявку на жилплощадь.

В то же время ееть много случаев, когда
военнослужащие имеют жилплощадь в раз-

изменений в.

ных городах. Так, например, офицер Соло-
въев имеет хорошую квартиру в г. Таллине
И вторую квартиру — в г. Кронштадте, где
проживают только хва человека — жена и
дочь. Офицер Сурин живет с семьей по ме-
сту службы, а в Кронштадте держит квар-
тиру «на всякий случай». Офицер запаса
Иконников живет с семьей в собственном
доме в г. Лебяжье и в та же время зани-
мает квартиру в Кронштадте.

Не проявляет партийное ° бюро за-
боты о развертывании апитационно-пропа-
гандистекой работы. Забыло оно и такое
средетво мобилизации людей на отличное
выполнение воинского долга, как наглядная
агитация. В комнате  политиросветработы
средетва наглядной агитации не обновля-
лись уже несколько месяцев. Лозунги
здесь, как и в кубриках, висят давным-
давно. В ним все привыкли, и они уже

ответетвенности мы не будем, —

никого не привлекают.

Справедливые нарекания вызывает рабо-
Библиотекарь т. Тарасов

та библиотеки. у
даже не знает, сколько и каких книг в би-
блиотеке. При таком положении не прихо-
Дится рассчитывать на серьезную помощь
библиотеки в деле воинского воспитания
моряков. —

Не интересуется партийное
жизнью комсомольской организации.

Секретарь комсомольского бюро т. Де-

ревщиков говорит: :
— Работаю один,
правда, т. Поляков и командир части кое-
что подскажут. Докладов же моих партий-
ная организация ни разу не обеуждала...
А

сомольской организацией.

__ Надо учесть, что в-части более полевины-
личного состава — это члены ВЛКСМ. Тем
более ничем не оправдывается равнодушное
отношение партийной организании к TOMY,
как комсомольцы осуществляют свою аван-
и политической уче-

гардную роль в боевой
е.

Дело дошло до того, что в течение по-
Rona секретарь бюро
т. Деревшиков был в отпуску, организация

следнего месяца,

ВЛЕСМ фактически бездействовала.

060 всех этих серьезных упущениях в
организации › известно

работе партийной
командованию части. К сожалению, оно не
принимает мер к устранению недостатков,

не учит руководителей парторганизации по-

бельшевистски выполнять решения отчет-
но-выборного собрания.

Капитан П, ПАВЛОВ,
(Корр. «Красного Флота»).

НА ВЫСТАВКЕ «КОМСОМОЛ

И МОЛОДЕЖЬ В ВЕЛИКОЙ

° ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

На выставку «Комсомол и молодежь в Ве-
ликой Отечественной войне» из Ленинград-
ского музея революция поступили интерес-
ные документы 0б истории комсомола. Среди
HUX: письма комсомольцев — участниксв

Se ee ee ЕЕ

си. Лишь отдельные отрывки его были поме-
щены в журнале «Яхта» только в 1875 г.
Это не случайность: Ратманов приподнимает
завесу над безобразными выходками Резано-
Ba.

Конфликт ЕВрузенштерна с Резановым в
изображении Н. В. Думитрашко выглятит
так: «Вскоре отношения между Резановым
и Врузенштерном обострились настолько, что
среди экипажа «Надежды» произошел
бунт...». Это — точное повторение версий
официальных дореволюнионных историков.

Далее: «Русский посланник в Япония,
после рада неприятностей и оскорблений,
принужден был удалиться в свою каюту, из
которой он не выходил уже до приезда в
Цетропавловск-на-Камчатке». В Петропав-
ловоке Резанов жаловался местному выеше-
му администратору генерал-майору Коше-
леву, и тот назначил следствие над Врузен-
штерном, грозившее последнему ‘крупными
неприятностями. «Учитывая положение, —
пишет Н. В. Думитрашко,— Крузенттерн
публично извинился перед Резановым и про-
сил Кошелева не давать следствию дальней-
шего хода. Только благодаря любезности Ре-
занова, Который решил прекратить дела,
Крузенштерн избежал крупных неприятно-
стей, которые могли бы иметь роковые п9-
следствия для его карьеры».

Подлинная история этих прочуветвован-
ных строк такова. В 1877 году в
журнале «Древняя и новая Россия»
появилась статья некоего А. Сгибие-
ва, которая в законченном виде давала
вполне верноподданнический вариант. о бед-
HOM и добром камергере Резанове и 0 злых
крамольниках Лисянском (особенно!) и Кру-
зенштерне. В 1895 году ту же версию по-
вторил довольно известный реакционный
историк К. Военский в статье «Русское
посольство в Японию в начале ХХ в.», на-
печатанной в УП и Х книгах «Русской ста-
иных.

Н. В. Думитрашко не назвала в списке
использованной литературы Сгибнева и Во
енского, но именно их «HCH» явились сущ-

гражданской войны, боевое знамя самокат-
HO роты, участвовавщей в обороне Петро-

града, шефекое знамя, переданное. Ни-
жегоредеким губкомом PRCM  крейсеру

«Аврора».

Se Eee

ностью ее утверждения. Н. В. Думитрапко
безотоворочно, некритично, раболенно вета-
та на эту порочную точку зрения, вытащяе
ла давно истлевшую «концеппию» и поднес-
ла ве советскому читателю. Выглядит это
тем более странно, что целый ряд иеточни-

ROB, печатных и архивных, проливающих

истинный свет на обстоятельства путеше-
ствия Лисянекого, Н. В. Думитрашко не ис-

пользовада.

Е книге праложены примечания редакто-

ра, и здесь прежде всего бросается в глаза

полнейшее непонимание автором предмета,

0 котором он толкует.

«...Зарифить парус— убрать его. Рифы—
поперечные ряды завязок (!)...>. «Зарифить
все рифы — убрать паруса на данной мач-

те...» (примечание 13). Это просто безгра-
мотная галиматья, и это ясно не только мо-
ряку. но и любому яхтемену.

В примечании 16 автор пишет, что в

СССР «вее карты строятся на основе данных
сфероида Бесселя», тогда как еще 7 апреля
1946 года Совет Министров СССР постано-
вил перейти на эллипсоил Красовекого.

-B примечании 33 читаем: «...пакетбот —
пассажирский или почтовый бот...». И; В.

`Думитрашко или невдомек, что пакетботы-—
корабли, или она ‘не знает, что такое бот.
Примеры безответетвенности, морской без-
грамотности, легкомыеленното отношения в
труду знаменитого русского моренлаватела п
нбуважение к читателю можно увидеть поч-
ти на каждой из 294 страниц книги.
Нужно шире полуляризирювать великих
русских мореплавателей-исследователея,
книги которых давно уже сделались библио-
графической редкостью. Но само собой ра-
зумеется, что при этом следует учесть пе-
чальный опыт © книгой Лисянекого. Выбор
редактора, очевидно, задача более серьезная.
чем это кажется руководителям Географиче-
ского издательства. В этом отношении на по-
мощь издательству могло бы, вероятно,
притти Географическое общество СССР.

Капитан 1 ранга В, СНЕЖИНСКИЙ.
Капитан 2 ранга Я. РАБИНОВИЧ,

бюро и

как умею: Иногда,

ведь в решении  стчетно-выборного
партийного собрания указывалось и на
недостаточное партийное руководотво ком-

Вее эти и другие факты были обнаруже-.
ны базовой комиссией т. Кронштадта по
выявлению излишков жилплощади. Предва-
рительные нодечеты показали, что жилило-
щадь, которую многие офицеры держат «на
всякий случай», составляет сотни квадрат.
ных метров. -

Важдому ясно, что с таким ненормаль-
ным положением надо покончить. Надо при-
нять меры к более рациональному и пра-
вильному использованию имеющейся жи-
лищной площади.

К. ГРИГОРЬЕВ. -

Ilo следам
неопубликованных ‘писем.

В письме, поступившем в редакцию, -е0-
общалось, что в подразделении офицера
Брагина  отсутетвует политиЕо-проевети-
тельная работа: Илохо поставлено питяние
ЛИЧНОГО состава — в столовой грязно, не-
уютно, на столах нет клеенок, нехватает
О 3 тв

Из Пелитупуавления флота’ сообщили;
что проверкой факты, приведенные в пись-
ме, подтверждены. в

В организации питания наведен необхо-
димый порядок.

`Приняты меры к улучшению политико-
просветительной работы.

СПОРТ

Тренировки гребцов

В ближайшее время соетоятея общефлот-
ские гребно-парусные шлюпочные тонки.
Е ним сейчас усиленно готовятся моряки
Н-ского подразделения.

В одном аз подразделений были ‘проведе-
ны отборочные соревнования на 10 кабеть-
тов. Первое место заняла шлюпка № 18.
Второй финишировала шлюпка № 15. Эту
команду знает весь флот. В прошлом году
гребцы шлюпки № 15. во. главе © лейтенан-
том Бровченко завоевали абсолютное пер-
венство Северного флота, набрав 34 очка из
36 возможных. Сейчас состав команды этой
шлюпки почти полностью обновился, но мо-
лодые гребпы усиленно тренируются, что
бы занять достойное место в предстоящих

соревнованиях,
В. ПИЛЮГИН.
Северный флот. : -

Первенство СССР по футболу

«ТОРПЕДО» ПОБЕЖДАЕТ
«СПАРТАК»

_ ‚Вчера, 5 августа, на московском стадионе
«Динамо» состоялись два матча на первен-
ство страны по футболу. Столичная команда
«Локомотив» встретилась со сталинградеки-
ми торпедовцами, а футболисты московского
«Торпедо» — со «Спартаком». =.
‚. 06 игры прошли в быстром темпе и изо
биловали острыми моментами, хорошо
разыгранными комбинациями и стремитель-
ными атаками. ее
Ветреча между сталинградцами и «Локо-
мотивом» закончилась вничью со ече-
том. 1:1.
Интересно прошла встреча столичных
команд «Спартак» и «Торпедо». В первом
круге, как известно, выиграли спартаковцы
со счетом 4:1. Вчера автозаводны взяли
реванш.
На 30-й хинуте первой половины матча,
завершая красивую комбинацию, капитан
команды автозаводнев Пономарев точным
ударом забил гол в ворота «Спартака». До
конца тайма этот счет не изменилея.
Вторая половина игры проходила в бы-
строи темпе, изобиловала интересными мо-
ментами. Однако все усилия нападающих
обеих команд не дали результата.
Команда «Спартак» потерпела первое 1о-
ражение во втором круте.
ae * *

Вчера на минском ‘стадионе «Динамо»
хозяева поля принимали команду ЦДКА,
Игра закончилась со счетом 4:1 в пользу
армейских футболистов, OES es