Бережно расходовать корабельное топливо!

Забота 0б экономии средств, материалов, топлива сталь характерной чертой
в работе миллионов советских людей на заводах, в волхозах и учреждениях. В ре-
зультате хозяйского, бережного отношения к материальным ценностям в народном
хозяйстве сэкономлены только в текущем голу значительные суммы. Это с10соб-
ствует успешному выполнению плана послевоенной сталинской пятилетки.

Военные моряки не лолжны стоять

Гасхоловать эти ценности.

видов снабжения флота.

повееместно.

является экономия государственных средств. Страна дает морякам все необходимое
для плодотворной боевой учебы, обеспечивает корабли и части топливом, материа-
лами, снаряжением и т. д. Задача заключается в том, чтобы по-хозяйски, берельно

Сегодня мы печатаем несколько материалов, наглядно показывающих, каких
успехов можно добиться в экономии корабельного топлива — одного из основных

Вес, что сделано на этих кораблях в целях экономии, вполне возможно сделать.

kx x.

в стороне от общенародного дела, каким

_ ДЕЛО ВСЕГО ЭКИПАЖА

Экипаж гвардейското крейсера «Ёрас-
ный Крым» сэкономил в прошлом году
топлива на 47 тысяч рублей. Немалая эко-
номия достигнута и в первой половине Te-
вушего года.

Каким же образом Удалось этого до-
етигнуть?

Прежде всего следует отметить, что в
борьбе за экономию активно участвует He
только пятая боевая часть, а весь личный
состав крейсера. Этому во многом <поеоб-
ствавала та большая работа, которую прове-
ли партийная и комсомольская организации
корабля. Агитаторы и бебедчики раз’яснили
матросам и старшинам вею важность режи-
ма экономии в социалистическом строитель-
стве; призвали моряков бережно раеходовать
электроэнергию, топливо и смазочное маело.

Воммунист Аввакумов провел 60 стар-
шинсвим составом специальное занятие на
тему «Способы и методы экономии топлива
Ha нашем корабле». С машинистами такое
же занятие прозел член ВКП(б) гвардии
мичман Буров. С котельными машинистами
беседовал коммунист гвардии главный етар-
шина Молчанов. Его беседа получилась
очень содержательной. Рассказывая о ‘TOM,
как правильно расходовать топливо, он
раз’яенил матросам и старшинам, что эко-
номии можно добиться, только строго вы-
полняя экеплоатационные инструкции и
правила обслуживания механизмов.

— Корабельную технику необходимо
всегда содержать в чистоте, — говорил Мол-
чанов.— Возьмем для примера котел.
время работы поверхность котельных тру-
бок покрывается слоем сажи, а внутрен-
ность — накицью. Если трубки своевремен-
но не чистить, то котел будет расходовать
значительно больше мазута, чем положено
по норме.

Котельные машинисты хорошо усвоили
правила эксплоатации техники. Они точно
з установленный срок тщательно очищают
трубки в котлах, содержат свои заведыва-
ния в хорошем состоянии.

Расход: топлива и смазочных материалов
зависит. и от того, дымит ли корабль или
нет. Дым может появиться по разным нри-
чинам: недостаточный подогрев мазута,
грязные форсунки, плохое наблюдение за”
торением. И котельные машинисты под ру-
ководетвом гвардии старшины 1-Й статья
Байбурина постоянно заботятся о том, что

РЕ! 5

Результаты правильной

В начале текущего года офицеры Попов
и Якшин много потрудились над тем, чтобы
привить своим подчиненным навыки YMe-
Tol экеплоатации вверенной техники, раз-
вить у матросов и старшин хозяйекое отно-
шение к горюче-смазочным материалам. Ча-
сто бывая на кораблях, они на месте учи-
ли инженер-механиков правильному уходу
за материальной частью, требовали от ко-
мандиров БЧ-У повседневной, настойчивой
борьбы за экономию топлива. Эта работа не
прошла безрезультатно. За первое полуго-
дие 1948 года на кораблях подразделения
сэкономлено более 50 тонн горюче-смазоч-
ных материалов.

Больших успехов в борьбе за экономию
топлива добились командиры БЧ-У офицеры
Шахлович, Мартыненко и другие. Они
сумели воспитать у личного состава боевых
частей бережливое отношение & материаль-
ной части и топливу, привили ему навыки
правильной и культурной экеплоатации ме-

В ee ee

ФТациональный режим

бы мазут подогревалея до необходимой“ тем-
пературы, чтобы в топку поступало нужное
количество воздуха, чтобы форсунки были:
чистыми и правильно работали. Вахтенные
У котлов бдительно наблюдают за, горением.
При такой организации дела подчиненные
т. Байбурина добились значительной эконо-
мии топлива. Не случайно командующий
Черноморским флотом отметил их в приказе.

Общий расход топлива зависит от работы
важдого механизма. На крейсере’ стали
больше обращать внимания на такой вспо-
могательный механизм, как питательный
насос. Было замечено, что если вахтенный
не следит за строгим выполнением инетруЕ-
HM, TO Hacot иногда работает впустую.
Скажем, для питания котла требуетея в чае
десять тонн воды, а нас0е подает пят-
надцать. Лишние пять тонн бесполезно пе-
рекачиваются в самом насоее. На такую
непроизводительную работу затрачиваются
энергия, топливо. Вахтенные начали регу-
лировать подачу воды, уменьшая или уве-
личивая число ходов поршня насоса. Расход
мазута значительно сократился.

Немалую экономию топлива дает машин-
ная вахта. Она широко использует отрабо-
танный пар — добавляет его к свежему,
добивается работы испарителей‘ исключи-
тельно на одном отработанном паре. Верно,
производительность испарителей несколько
уменьшилась, однако в данных условиях
они вполне обеспечивают потребность в ко-
тельной воде. А экономия топлива составля-
ет пять-—шесть тонн в сутки.

Не отстают и электрики крейвера. Они
борются за рациональное потребление элек-
троэнергий, не допускают ненужного вклю-
чения электромеханизмов, следят за тем,.
чтобы свет горел только там, где в. нем есть
необходимость.

Таким образом, забота об экономии топ-
лива стала повседневным делом всего лич-
ного состава гвардейского корабля. В этом-
виден результат усилий партийной и комсо-
мольекой организаций крейсера и, таких
офицеров, как тт. Вуцкий, Раудбарл, Авва-
кумов и другие. Они кропотливо учат
матросов и старшин передовым методам эке-
плоатации механизмов, бережному расходу
топлива, масел, электроэнергии.

Гвардии старший лейтенант
И. НИКОЛАЕВ.

эксплоатации техники

ханизмов. В итоге подчиненные одного офи-
цера Мартыненко сэкономили более 12 тонн
топлива. Значительной экономии добились и
на других кораблях, :

Инженер-механики кораблей, в свою оче-
редь, требовали от подчиненных правильной
эксплоатации двигателей и образцовой их
регулировки. Они своевременно подмечали
недостатки в уходе за материальной частью,
находили малейшие неисправности в TOI-
ливных магистралях и требовали их немед-
‘ленного устранения. Они постоянно. раз’яс-
няли личному составу всю важность борьбы
за экономию топлива на любом посту, в
‘любой боевой части,

Контроль за расходом электроэнергии,
работы  вепомота-
тельных механизмов = все это’ позволило
добиться в подразделении значительной‘ эко-
номии топлива и масел.

одполковник В. ПИНДЮРЕНКО.

БИБЛИОГРАФИЯ

Строго соблюдаем
инструкции

Личный состав олектромеханической ча-
сти нашего корабля Сэкономил в прошлом
году мазута на 97 тысяч рублей. Значи-
тельная экономия топлива имеется и в ны-
внешнем году. Эти успехи достигнуты бла-
годаря тому, что на корабле техника экепло-
атируетея так, чтобы не только не допус-
тить перерасход топлива, но и сэкономить
его.

Так, например, котельныю машиниеты
всегда содержат механизмы в исправности,

чистотой котлов, умело применяют препарат
«Антидепон» для предотвращения накипи и
уменьшения коррозии в котельной уста-
новке. Веледетвие этого более производи-
‘тельно расходуетея топливо.

Ведется также борьба за бездымность
как на походе, так и на якорной стоянке.
Дым — это: неиспользованное топливо, вы-
брошенное на ветер. Бывают случаи, когда
и мазут нормально подогрет, и форсунки
чисты, и воздуха подается в котел сколько
надо, а из трубы то и дело вылетают чер-
ные клубы дыма. Это происходит потому,
что вахтенный у котла отвлекся от’ выцол-
нения своих прямых обязанностей и не
следит за горениём топлива. Выполняй on
точно инструкцию, обязывающую еб ве-
прерывно наблюдать за горением, он. смог
бы сразу тю авету пламени определить не-
‘нормальное действие котла. Вот почему у
нас заведен такой порядок, что ‘заступаю-
щие на вахту у котлов особенно тщательно
инструктируются. Им еще’ раз напоминают
о необходимости безукоризненного соблюде-
ния всех правил несения вахты,

В обязанность котельного машиниста так-
же входит наблюдение за подогревом воды.
Если в котел будет поступать холодная во-
да, то для того, чтобы получить из нее пар,
потребуется больше топлива, чем положено
‘по норме.

Личный состав котельной и машинной
групи постоянно стремится найти новые воз-
можности экономии TOHIMBA.

Много внимания уделяет личный состав
борьбе с утечками конденсата и излишним
парением как у отдельных механизмов,
так и целых систем. Ликвидация тавих уте-
чек экономит значительное количество Ma-
зута.

Экономия топлива завиеит и от того, как
точно держат рулевые корабль на заданном
вурсе. На нашем корабле старшина 1-й ста-
тьи Зарицкий добилея от рулевых такой
работы, что во время их вахты корабль не
рыскает, а рулевая машина используется
наиболее рационально. +7

Усилия личного состава корабля и пре-
жде всего пятой боевой части отмечены
командованием, 3a бережное расходование
горюче-смазочных материалов, за экономию.
государственных ередств группа офицеров,

старшин и матросов получила денежные.

награды.
Капитан-лейтенант М. БУХАНЬКО.

УМЕЛОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МЕХАНИЗМОВ

Достойно встречают День Военно-Мореко-
го Флота моряки Н-окого гвардейского под-
разделения. Все стрельбы они выполнили с
хорошими и отличными оценками.

За два последних месяца летней учебы
гвардии старшина 1-Й статьи Лоскутов
Сэкономил 6.237 кг бензина и 374 кг мае-

‘ла, гвардии главный старшина Данияюк—

5.850 кг бензина и 359 кг масла, пвардии
старина 1-Й статьи Кущенко — 4.288 кг
бензина и 205 кг масла. Веего матросы и
старшины электромеханической части под-
разделения сэкономили более 20 тонн выео-
Восортного бензина. Большая экономия №-
рючег и смазочных материалов достигнута
благодаря умелому и грамотному обелужи-
ванию механизмов.

Старший лейтенант К. КОМИССАР.
Краснознаменная Днепровская флотилия.

Ценное пособие

Политические занятия — основная фор-
ма идейного воспитания солдат, матросов,
сержантов и старшин, важнейшее средство
укрепления боеспособности Советской Армия
и` Военно-Морского Флота. Успех каждого
политзанятия зависит от идейной подгото-
вленности руководителя, от его умения пра-
вильно организовать занятия, умело дове-
сти материал ло сознания слушателей.

„Политзанятия как форма воспитания су-
шествуют в наших Вооруженных Силах уже
много времени. Советская Армия и Военно-
Морской Флот располагают хорошими кадра-
ми руководителей политических занятий.
Охнако богатый. ме галический опыт политза-
нятий до сих пор не был обобщен. Этот су-
шественный пробел ныне восполнен выпу-
щенным Главным политическим управлени-
em Вооруженных Сил пособием «Как прово-
дить политические занятия» *). Простой и
сжатый язык изложения позволил в He-
большой по размерам книге обетоятельно ос-
ветить основные методические вопросы.

Борьба за высокую идейность политзаня-.
тий, за повышение их роли в воинском вос-
питании, в укреплении боеспособности. ча-
стей и кораблей - - вот к чему должен стре-
уиться каждый руководитель политзанятий.
Он нб просто передатчик знаний, а воин-
ствующий большевик, страстный пропаган-
дист коммунистических идей, воспитатель
пламенных советских патриотов, преданных
делу Ленина— Сталина. Руководитель дол-
жен не только дать определенный минимум
политических знаний советским воинам, но
и быть-их идейным воспитателем в самом
ироком понимании этого слова, направ-
лять их волю и энергию на беззаветное слу-
жение Родине, на сознательное выполнение
своего воинского долга.

_ *) «Как проводить политические занятия».
Воениздат, 1948 г. Цена 50 коп. Е

Обязанность руководителя — неустанно
работать над повышением своих политиче-
CRUX и воинеких знаний, нал расширением
своего культурного кругозор.

Руководитель обязан широко использовать
опыт пропагандистской и агитационной дея-
тельности нашей партии. «У Ленина ий
Сталина, — говорится в книге, — прежде
всего должны учиться руководители полити-
ческих занятий». В книге кратко расеказы-
вается ‘о пропагандиетском опыте B. H.
Тенина, И. В. Оталина, М. И. Калинина.

Приводя высказывание Михаила Ивано-
вича Калинина 0 том, что пресса — главный
источник, где можно учиться агитации и
пропаганде, книга советует руководителям
больше работать над в0б0й, быть в курсе
всех важнейших решений партии и прави-
тельства, внимательно следить за текущими
‘вобытиями, правильно разбиратьея в меж-
дународном положении. Без этого руководи-
тель неизбежно отстанет, а отсталый чело-
век не может быть хорошим воспитателем.
Полезно делать выписки или вырезки из га-
зет и журналов, подбирать этот материал по
разделам и темам, иметь личную библиотеч-
KY.

Вак бы хорошо ни был подготовлен рукя-
водитель, его долг — тщательно готовиться
в каждой очередной теме. Это значит, что
надо четко уяенить себе требования про-
граммы предстоящего занятия, прочесть всю
рекомендованную литературу, сделать необ-
ходимые в`лписки, подобрать фактические
данные, интересные и убедительные при-
меры,

Нэкоторые руководители, полагаясь на
свою память, пренебрегают конспектом, Это

ошибка. Конспект помогает логическому и
поелеловательному изложению темы. Елхиной

формы коненекта не существует, во есть ряд  `

положений, подкрепленных опытом, которые
рекомендуется иметь в виду: выделять глав-
ное, на что необходимо обратить 0с0бое вниз
мание слушателей; точно рассчитать время

на изложение каждого вопроса, иллюстра-
цию тех или иных положений фактами, пиф-
рами; картами, диаграммами и т. п.; иеполь-
зовать отрывки из литературных произведе-
ний; делать выводы по каждому отдельному
вопросу. В подготовке. наглядных, пособий
целесообразно использовать местные рееур-
CH, привлечь способных людей из среды сол-
дат, матросов и етарптин. i

В книге последовательно излагается метод

проведения занятия. Руководитель получает.

ценные указания о том, как вести рассказ
по теме. Это — большое искусство. Яокий.
образный рассказ увлекзет слушателей, хо-
рошо запоминается. Прежде всего рекомен-
дуется кратко охарактеризовать тему в пе-
лом, раз’яснить ее значение, затем изложить
содержание главных вопросов темы и дать
методические указания о том, в каком поряд-
ке изучать ее, какую литературу использо-
вать. на что обратить главное внимание при
самостоятельном чтении литературы. Рас-
сказ должен быть идейно насыщенным и
послеловательным. Поучителен в этом OTHO-

шении описанный в`книге опыт гвардии.

старшего лейтенанта И. Климова.

«Перед каждым занятием, — говорит он,—
я успеваю прочитать немало различной ли-
тературы, освешающей интересующую меня
тему. Сюда входят и труды классиков
маркеизма-ленинизма, и художественные
произведения, и газеты, и журнальные
статьи, и обязательные учебные пособия.
Таким образом, когда я берусь составлять
конспект, у меня имеется довольно обшир-
ный и разнообразный материал. Велик бы-
вает соблазн пересказать его на занятиях
полностью, но я знаю, что за один-два часа
этого слелать никак нельзя, и поэтому вы-
‘бираю из него только самое необходимое.

В предварительно составленном мною пла-
не рассказа по очередной теме у меня уже
определено, сколько времени я могу затря-
тить на раз’яенение каждого из основных ев
вопросов, сколько времени потребуется мне

КРАСНЫЙ ФЛОТ

внимательно стоят на вахте. Они <ледят за.

Приобретение мореких навыков является
крайне важной задачей для молодого офи-
‘цера флота. Ее нужно решать всесторонне
‘как в море, так и во время стоянки. Нема-
лую, например, роль в ‘освоении морского
дела играют корабельные работы. Охваты-
вая мнотие виды чисто морской практики,
они позволяют молодому офицеру получать
необходимые сведения по’ различным  во-
просам службы и жизни на корабле. Одне-
временно © этим он осваивает на практике
правильный метод руководства  подчинен-
ными. Однако еще не на всех кораблях это

часто отдаются на откуп боцманам. Можно
привести немало примеров, когда об этом
упушении приходилось не’ раз <ожалеть.

Однажды во время сильного шторма на
береговую отмель выбросило небольшую
баржу. Когда волнение на море утихло, на
корабле Н. был снаряжен барказ для подго-
товки баржи к с’емке с мели. Боцман ко-
рабля был болен, и руководить работами
назначили лейтенанта Тапатина. Ему дали
все необходимое для того, чтобы  выпол-
нить задание. Вроме того, молодой офицер
получил инструктаж. ^

В тот момевт на корабле никому не при-
шла в голову мысль, что лейтенант Лапа-
Тин из бухты нового троса не сумеет ©де-
`лать два етропа и конец © огонами. Однако
так и получилось. Когда барказ прибыл к
барже, матросы долго и неумело рубили
трое. После этого они неправильно его от-`
мерили, и в результате отоны получились
негодными к работе. Когда к месту аварии
подопел буксир, то оказалось, что баржа
для с’емки не подготовлена.

Ночью засвежело, на второй день пох-
нялаюь непогода, и баржу забросило еще
дальше в берегу. То, что можно было сде-
дать за день, пришлось отложить на долгое
время и затратить на с’емку баржи гораздо
больше сил и ередетв.

Впоследствии выяенилось, что лейтенан-
ту Лапатину никогда не поручали руково-
дить корабельными работами, 2 ‹ам он
ими не интересовалея. Назначен же он был
на эту работу как энергичный и старатель-
ный вахтенный офицер. Такого серьезного
пробела: в знаниях и навыках у молодого
офицера не было бы, если бы он имел прак-
тику в руководстве корабельными рабо-
тами, :

A Bor пример из другой области. Можно
‘еще частеныко наблюдать, когда на шлю-
почных гонках одинаковые по типу ялы
отличаются друг от друга, как небо от зем-
ли. Одни шлюпки выглядят, как игрушки,
Bopra их гладкие, ровные, аккуратно за-
крашенные. Вся оковка ладно  пригнана.
Банки и весла будто точеные. Но не все
шлюпки имеют такой вид. Все еще ходят у
нас по морю алы, на бортах которых вид-
ны вздутия и заусеницы, краска лежит не-
ровно, местами пузырится, а оковка разбол-
Tana, криво посажена и забить гвоздями.
„Весла у них не подогнаны, и увлючины\
‘CRDUMAT.

В чем же причина такой разницы? Она
заключается в том, чт0.за первыми шлюй-.
ками всегда следят офицеры. Они тщатель-

но контролируют, как матросы и старины.

‘ухаживают 38 ялами, и лично проверяют,
хоропю ли приготовлена шпаклевка, не ок-
рашивают ли борта по сырому месту. есть
ли винты для оковки и т. д. А за вторыми
шлюпками никто не смотрит. Мололые ма-
‘тросы, как могут, так и красят их. Офицеры
же не следят за этим и без всякого стесне-
ния идут на таких шлюпках на ГОНБИ.
Такое отношение к шлюпке и к работам,
связанным © ее содержанием, сказывается.

В Н-ском соелинении состоялся ком-
сомольеко-молодежный вечер,  посвящен-
‚ный Дню Военно-Морского Флота. На вече-
‚ре выступили отличники боевой и полити-
‘ческой подготовки старшина 1-Й статьи
Смирнов, старшина 2-й стальй Емельянов,
мичман Спиридонов. Они рассказали, каким
путем. овладели  мастеролвом морекой
службы. ‘
С большим вниманием

a с

участники вечера

ЕЩЕ

на выводы, и, наконец, всегда предусмот-
рены пять-десять минут «резервных»...
Рассказывать надо убедительно и кон-
кретно. Каждую мысль необходимо не толь-
ко изложить, но и доказать, подкрепить
фактами и примерами, доступными понима-
нию аудитории. Образность языка, точность
формулировок, ясность выражений рассказ-
чика помогают влиять не только на ум, но
и на чувства слушателей. Нельзя перегру-
жать рассказ цитатами, следует приводить
  только Те из них, которые имеют непосред-
ственное ‘отношение в теме. Умелое исполь-
зование цифр и фактов, близких и понят-
‘ных аудитории, способствует поддержанию
16 ней живой связи.
Важное значение в системе политзанятий
имеет самостоятельное чтение,

Но и здесь нельзя полагаться на самотек.
Надо по-большевиетеки организовать это
‚Дело, выяснить наличие необходимой ли-
тературы и так распределить ee, чтобы
матросы и старшины имели возможность
подготовиться, проверить, все ли имеют
‘тетради, карандаши, готово ли помещение,
Необходимо добиваться, чтобы матросы и
старшины научились вести запись прочи-
танного, помочь им правильно разобраться
В материале, научить пользоваться нагляд-
ными пособиями.

Следующее звено — беседа по теме. Ее за-
дача — помочь солдатам, матроеам, сержан-
там и старитинам закрепить и углубить зна-
ния, полученные ими из рассказа руксво--
дителя и самостоятельного чтения. Чтобы
беседа принесла наибольшую пользу, к ней
следует тщательно  подротовить людей.
370 — обязанность руководителя. Ценную
помощь ему могут оказать его помощник,
наиболее успевающие слушатели, партий-
ный и комсомольский актив.

В плане беседы нало сформулировать ос-
новные вопроеы, которые следует осветить,
кратко записать для себя ответы на них, оп-
ределить, кого из слушателей нужно обяза-

тельно спросить и по какому вопросу. Напри- 3

мер, при изучении темы «СССР — crpana
  великого содружества народов» очень полез-
но позаботиться о том. чтобы в беседе при-
няли активное участие воины различных
национальностей. Нз вопросы надо давать

‚хорошо понимают, и корабельные работы

Молодому офицеру — морские навыки

Корабельные работы

и ‘на содержании корабля. Издавна говорят,
что по виду шлюпки можно судить, Баков
порядок на корабле, Уход за ней содержит
В себе вое необходимые празтичесвие зна-
ния по морскому. делу.

Молодому офишеру не нужно стесняться
наблюдать за тем, как опытный боцман
подготавливает к-покраске подводную часть
корабля; расспрашивать, как он разводит

краску. Ведь потом, когда’ этот офицер: ©та-.

нет помощником командира корабля, эта
‘забота’ ляжет на ‘него; и к ней нужно го-
товиться заблаговременно.

Каждому молодому офицеру следует ном-
нить, что даже такая простая < первого

взгляда работа, как оснастка и вооружение.

гиней ддя перемещения тяжестей, тоже
требует определенного опыта и морских на-
‘выков, ибо неумело заделанные стальные
концы будут быстро рваться.

Как-то раз, выполняя такую работу, ко
мне пришел ее руководитель, старший
лейтенант Навстречный. Он © досадой доло-
жил, что никак не удается подвинуть тя-
желый агрегат к месту крана. Все конпы
рвутся, и поэтому. требуютея другие, более
крепкие. Мы пошли на место работ. Даже
беглый осмотр показал, что дело — не в
прочности стальных тросов, а в том, пра-
вильно ли они применены. Мне пришлось
взыскать е боцмана и с офицера, & затем
на месте показать им, как нужно правильнб’
употреблять эти`тросы, применив простые
воуши в местах передачи напряжений. —

В результате на следующий день тяже-
лый агрегат послушно пополз в крану ‘при
помощи забракованных неопытным офице-
ром тросов.

При буксировке корабля также многое.

зависит от того, насколько офицер, руко-
водящий буксировкой, имеет практические
навыки в этом деле. Иной командир во-
рабля, не брезговавший в молодые годы KO-
рабельными работами, умело закрепив бук-
сирный конец, успешно выполнит постав-
ленную задачу, а другой, пусть ‘трое бу-
дет и кренче во много раз, порвет его и из-
мучает команду напоасными стараниями.

Руководство работами, помимо всего
остального, приучает офицера к правиль-
вому уходу за снаряжением корабля. Кон-
тролируя заделку стальных огонов, стропов
H срашивание стальных концов, а затем
применяя все это на практике, молодой
офицер станет аккуратно к ним относиться
и в повбедневной службе. Он не допустит
Изломов на стальных концах, всегда ©в09-
временно проконтролирует, как они хра-
нятся на вьюшках, и т. д.

‚ Непосредственно участвуя в  корабель-
ных работах, молодой офицер научитея по-
нимать, кав важно во-время. подкрасить
корпус и надстройки, не допуетить раепро-
страненич ржавчины и образования рако-
вин в металле. У него вырабатывается при-
вычка заботливо относиться к кораблю, к
затрачиваемым средствам и труду матросов.

Такие обычные дела на кораблях, как
буксировка, перемена места’ при помощи
шиилей, погрузка и выгрузка тяжестей,
‘работа © тралами, под’ем на борт придан-
ных на операцию плавередетв, ввод в лок,
мод’ем катера на слип и другие работы,
требуют применения самых разнообразных
корабельных средетв. Сюда входят тросы
различных марок, стропы. тали, гини, ле-
бедки ит. д. Jaa Toro чтобы надежно
знать их применение, нужно чаще с ними
иметь дело на практике. А это возможно
‘лишь во время корабельных работ.

Капитан 2 ранга
Г. ГОДЛЕВСКИЙ.

КОМСОМОЛЬСКО-МОЛОДЕЖНЫЙ ВЕЧЕР

выслушали выступление депутата Верхов-
ного Совета ССООР Героя Советекого Союза
капитана 2 ранга Иосселиани, который рас-
сказал о боевых делах моряков в годы Ве-
ликой Отечественной войны. Тов. Иоссели-
ани нризвал собравшичея настойчиво овла-
девать военными знаниями, крепить дис-
циплину и организованность, . добиваться
новых успехов в боевой учебе.

(Корр. «Красного Флота»). Sea

а eS

исчерпывающие ответы, не отмахиваться от
острых вопросов, & терпеливо раз’яснять
ИХ.
Изучение каждого раздела программы за
вершается итоговой беседой.

В отличие от беседы по теме перечень
вопросов для итоговой беседы разрабатывает-
ся не самим руководителем политических
занятий, а руководителем семинара, обсуж-
дается на занятиях семинара и утверждается
заместителем командира полка (корабля) по
политической части. Итоговую беседу от-
нюдь нельзя превращать в экзамен. Наряду
с проверкой знаний воинов она помо-
гает каждому в закреплении этих знаний.
Оценка знаний должна быть об’ективной и
беспристрастной, Хорошо проведенная ито-
говая беседа дает руководителю обширный
материал, на основе которого он обязан еде-
лать серьезные выводы для своей дальней-
шей деятельности. :

Особая глава посвящена работе помощни-
ка руководителя политзанятий, назначаемо-
Го из сержантов и старшин — коммунистов.
и комсомольцев. В егд обязанности входит®
проводить занятия в елучае отсутствия ру-
ководителя; заниматься с солдатами, матро-
сами, сержантами и старшинами, которые
по тем или иным причинам не смогли при-
сутетвовать на занятиях: помогать отстаю-
щим в усвоении изучаемых тем.

Идейный рост помощника руководителя—
необходимое условие его успешной работы.
Путь в этому — самостоятельная работа,
участие в ежемесячных сборах, посещение
лекций по основным вопросам тематики по-
литзанятий. Присутствие помощника pyko-
‘водителя на всех занятиях своей группы яв-
ляется обязательным.

Заслуживает внимания приведенный в
книге опыт работы помощника руководи-
теля гвардии старшего сержанта H. Co-
лоденко (Таврический военный округ).
Вот один из примеров ео работы.
Бурсант Волошин отетавал потому. что не
умел воти запись рассказа руководителя и
прочитанной литературы. Запоминал он рас-
сказ руководителя слабо. Солоденко предло-
жил Волошину по вечерам читать рекомен-
дованные статьи, а затем рассказывать их
содержание Солоденко. Поеле этого Волоши-

8 августа 1948 г., воскресенье, №

187 (2981)

Опровержение ТАСС

За последнее время в иностранной печая
ти распространяются слухи © снабжения
Советским Союзом-армии государетва Изра-
иль вооружением и боеприпасами. Так га-
sepa «Нью-Йорк Геральд Трибюн» на-днях
сообщала, что «Россия открыла свои воен-
ные склады для государства Израиль». Ана-
логичные сообщекия распространялись. тах
же другими газетами и агентствами.

ТАСС уполномочен опровергнуть эти (9+
общения, как не соответствующие дейестви-

ности. С
Биби некоторых еврейских ор-
танизаций неофициально обращалиеь к Co-
ветокому Союзу с просьбой о поставках 30-
оружения для армии государства Израиль,
но Советский Союз, занявший в Совете без-
опасности широко известную позицию, на-
правленную на прекращение военных дей-
ствий и поддержание мира в Палестине,
чел невозможным оказать в настоящее в\)е-

1 мя какую-либо помощь одной из воюющих

сторон.

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Как-то раз во время разговора о текущих
комсомольских делах матрос Бобров неожи-
данно сиросил секретаря бюро, сколько тому,
лет.

Старий сержант
хотел продолжать беседу,
вольно вырвалось: Е

— Ат меня скоро день рождения! Пред-
ставьте себе, что было бы в этот день до-
ма, на Алтае...

Гульченко не забыл этот. разговор. On
пришел в офицеру Голубкову и рассказал
ему о предстоящем дне рождения матроса
Боброва — отличника боевой подготовки
и лучшего комсомольского активиста под-
разделения. Секретарю бюро и самому не
было ясно, как следовало бы поступить в
этом случае; он только‘ хотел, чтобы к Боб-
рову внимательно отнеслись в такой день
его жизни.

Офицер на минуту задумался, & потом
сказал:

— Что ж, давайте отметим день рождеч
ния Боброва, он заслужил это.

..У матроса Боброва, этот день проходил,
как и все предыдущие;  под’ем, зарядка,
занятия. Вечером матросы собрались итти
в Клуб. Но неожиданно была, подана коман-
да на построение. Бобров поспешил занять
свое место в строю.

Котда шеренги замерли, к строю вышли
офицер Голубков и старший сержант Гуль-

Гульченко ответил и
но у Боброва не-

ченко.

— Матрос Бобров, ко мне! — приказал
офицер.

— Есть! — коротко ответил Бобров. Он
четко слелал три шага, повернулся лицом
5 строю.

Голубков обратилея к строю:

— Каждый из вас с честью несет воин
скую службу. Но сегодня мне хочется 060
бенно отметить заслуги ‘нашего отличника
боевой и политической подготовки, комео-
мольца-активиста Юрия Боброва. Ero yeep
дие к службе давно известно, но мне хочет-
ся это отметить именно сегодня, в день его
рождения.

— От своего имени, а также от вашею

имени, товарищи, — продолжал офицер, —
поздравляю матроса Юрия Боброва © днем
рождения!
_ На лицах моряков появились радостные
улыбки. За успехи в овладении воинским
мастерством офицер Голубков об’явил Боб-
рову благодарность, а затем пожелал ему
здоровья, дальнейших успехов в боевой’
учебе и службе и крепко пожал руку.

Матрос Бобров хороню знал, что нужно
было сказать в ответ. Тринадцать раз за
свою службу получая благодаркости перед
строем, он веегда уверенно произносил три
слова, предусмотренные на этот случай
уставом. Но сейчае он едва сльпино про-
говорил:

— Спасибо!

— Никакими словами не передашь, чм
я чувствовал тогда, перед строем, — pac-
сказывал впоследствии Бобров. — Откро-
венно говоря, мне хотелось и командира и
всех товарищей крепко облять, как самых
родных и близких людей. В те минуты я на
всею жизнь понял, как крепка наша боевая

Н. ФИЛИППОВ.

=a

дружба!

Капитан

a

ну было предложено записывать свой рас-
сказ. Так постепенно Волошин научился
конепектировать, запоминать и стал полу-
чать хорошие оценки.

Какая помощь оказывается самому руко-
водителю политзанятий?

_ Семинары руководителей являются оенов-
ной формой помощи. Политотделы также
располагают большими возможностями,
чтобы помочь руководителям в ИХ.
идейном росте путем организации лек-
ций и окладов по вопросам теории
марксизма-ленинизма. Командиры частей и
кораблей обязаны создать все необходимые
условия, способствующие повышению тео-
ретических знаний руководителей политза-
нятий. Велика роль партийных и комсо=.
мольских организаций. Они помогают ко-
мандиру, добиваются, чтобы коммунисты и
комсомольцы глубоко изучали каждую тему,
играли ведущую роль в группах. Задача
библиотек — подбирать к занятиям необхо-
димую литературу. —

Армейская и флотская печать призвана
активно помогать повышению качества з4-
нятий, помещая на своих страницах мате-
риалы в помощь политзанятиям, популяри-
зируя ценный опыт лучших руководителей
И их помощников.

Политические занятия как основная
форма идейного воспитания солдат, матросов,
сержантов и старшин должны быть в центуе
внимания командиров частей, кораблей и с0-
единении, их заместителей по политической
части, политических органов. партийных и
комсомольских организаций, Это лело — об-
щепартийное, общегосударственное, касаю-
щееся всех офицеров, всех партийных и ком
сомольских организаций. Их обязанность—
сделать политические занятия еще более
глубокими по своему идейному содержанию
и воспитательному воздействию на солдат,
матросов, сержантов и старптин.

Успешному решению этой задачи, несом-
ненно, окажет большую помощь вышедшее в
свет пособие для руководителей политзакя-
THU, содержащее ценное обобщение их мето-
дического опыта.

-Полковник П. АНЧАРСКИЙ,

\