ыЫЙ ФЛОТ»

я ему учит

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ППУРМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА

‘практика

Молодому штурману, только что пришел
Шему на корабль из училища, в своей
практической — деятельности приходится
сталкиваться с пелым рядом вопросов, от
успешного разрешения которых во многом

„Завиезит безаварийность плавания корабля.

` Важно поэтому, чтобы _ каждый молодой
офипер сумел избежать в своей работе cy-
‘шественных ошибок, смог быстрее стать
полноценным спепиалистом, способным ве-
сти корабль заданным вурбом при любой
погоде и видимости.

Прежде веего молодому штурмаву полез-
Но взять себе за правило: перед каждым
длительным выходом в море, особенно © от-
рывом от берегов, обязательно уничтожать
девиацию магнитных  компасов и опреде-
лять остаточную. Это позволит ему ‚всегда
с доверием относиться к показанию магнит-
ных компасов. Уничтожение левиапии сле-
дует проводить He менее чем “через вутки
после размагничивания корабля. При этом
надо не забывать о том, что магнитное со-
стояние корпуса после размагничивания
особенно интенсивно изменяется в течение
первых. суток.

Уничтожение девиации, на наш взгляд,
следует проводить только тогда, когда на
-корабле полностью приняты боезапас ‘и
прочее имущество, которое может влиять
‘на магнитное состояние корпуса. Для всех
компасов, в Том числе и переносных, не-
обходимо составлять таблицы девиации.

Мне вспоминается случай, котда нетур-
ман корабля перед походом не уничто-
жил девиапии магнитных компасов. В Mo-
ре  гирокомпасе вышел из меридиана.
Штурман не мог’ сличить его показания ©
показаниями матнитных  компаеов и про-
должал вести прокладку, пользуяеь  гиро-
компасом, В результате около восьми часов
корабль шел почти противоположным кур-
сом и лишь после ориентировки по’ Поляр-
ной звезде лег на обратный курс. Веледет-
вие такой беспечности в работе штурмана
корабль потерял много времени и зря вож-
женного топлива. :

Из-за недостатка времени некоторые
командиры кораблей (особенно еели они не
были штурманами) не. систематически
ределяют скороети своего корабля и не
очень стремятся проводить испытания: на
мерной миле. Задача, штурмана в таком слу-
чае заключается в том, чтобы доказать
команхиру, что рискованно выходить в
море, надеясь на прошлые определения так-
тических элементов корабля, особенно если
они определялись давно. Различная осалка
и степень обрастаемости корпуеа в прошлом

‚ и в данный момент, проведенные 38 этот пе-
риол корпусные работы, не говоря  уже-о
смене винтов или линий валов, при дли-
тельных плаваниях дают большую оптябку
в определении скорости хода.

Особенно меняется по времени ‘поправка
лага. А вести прокладку по лагу необхо-
AMMO также в тех случаях, когла штурман
осуществляет основную прокладку, исчис-
Jaa скорость корабля по оборотам машин.
Справедливость этого не раз проверялась
мною на практике, особенно при плавании
на.малых. ходах во время. ‘большой волны.   «вверх ногами», а уже после этого пролол-
При этом. лаг. всегда. более правильно: пока-  жают работу, обычным порялком. Этот спо-
зывает действительную скорость корабля, с0б себя оправдал, так как уекорялась ра-
чем обороты машин, так как во втором елу-  бота за счет ликвидапии «потерь» звезды.
чае надо учитывать затофмаживающее или Но он возможен только при ярко очерчен-
подталкивающее действие волны. 910 штур-  ном горизонте. Для усъешноети работы не-
ману довольно трудно делать лаже при усло-  обходимо подготовить себе 2—3. помощни-
вии, что он хорошо изучил поведение своз-! ков из рулевых, которые могли бы безоши-
го корабля в различной обстановке,   бочно записывать наблюдения.

лей нашего флота, придя служить на него
на том, чтобы определить скорость на. мер-

вязку» в 42. мили при плавании в 350
во время штурманской учебы офицеров
подразделения и послужил иногим молодым
офиперам серьезным уроком на будущее,
так как елучись это при выхоле на боевое
задание, то оно было бы не выполнено.

При определении скоростей на мерной
миле, кроме договоренности. е командиром
БЧ-У о точном держании числа оборотов,
следует посылать непосредетвенно к. глав-
‘ным машинау хорошо’ проинетрувтирован-
ного специалиста, который все время запи-
сывал бы число оборотов. беновываяеь на
своей долголетней практике, я должен ска-
зать, что колебание числа оборотов в пре-
делах 10—15—20 обычное явление, и при
отсутствии должного контроля оно часто не
фиксируется. В результате в таблицы еко-
ростей может проникнуть серьезная по-
гретиность, ‘которая Дабт’ себя знать при
плавании. г,

Молодому штурману следует всегда са-
мым тщательным образом изучать район
предстоящего плавания по лоциям, картам,
атласам`и различным справочным материа-
лам, которые имеются в соединении. Очень
полезно побеседовать со штурманами, пла-
вавшими в этом районе раньше. 9% на-
много облегчит работу’ в походе, когда
зачастую потурману наряду © выполнени-
ем своих обязанностей приходится править
и ходовую вахту.

Прокладывая курсе в походе, штурману
никогда не следует ограничиваться лишь
показаниями навигапионных  приботов и
пеленгами на береговые прелметы. Кажлый
штурман должен отлично знать звездное
небо и уметь по звездам определять верно
место корабля. Для этого я рекомендую си-
стематически тренироваться в решении
астрономических задач, помня, что в от-
рыве о: берегов этот способ определений за-
частую является единственным.

В изучении звездного неба залача каж-
лого штурмана заключается в том, чтобы
безошибочно узнавать светило в разрыве
облаков, не видя других созвездий. Особен-
ная надобность в астрономических опреле-
лениях возникает всегда в плохую погоду,
когла из-за; воздействия на корабль ветра,
волны и переменных течений счиесление
становится неточным. А как раз в это вре-
мя и небо бывает облачным и редки слу-
чаи, когда оно очищается хотя бы на не-
продолжительное время. Поэтому высоты
светил надо научиться брать быстро и точ-
HO © одного раза, так как взять  выеоту
3—5 раз при качке, да еще котла заливает
мостик (a 970 обычное явление на малых
кораблях), редко представляется  возмож-
ным,

Во время сильного волнения на море
свести звезду с. горизонтом обычным порял-
ком практически никогла не улается, по-
этому некоторые штурмана вначале грубо
подводят горизонт к звезде, держа секстан

Предпраздничная встреча воинов

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 10 августа. (Корр.   хотной дивизии, в которой он воевал. Кур-
«Нрасного Флота»). В матросском  клубе сант Крашенинин поделился  воепомина-
Н-екого подразделения кораблей состоялась ниями © подвигах советских танкистов.
встреча моряков е курсантами одного из  Выступивший на встрече капитан Здорен-
военных училищ. Первым на вечере вы-  ко говорил о нерушимой дружбе воинов
ступил старшина Телегин. На его груди армии и флота. От имени личного соста-
пять орденов и несколько боевых медалей.  ва училища он пожелал морякам новых
Старшина Телегин рассказал морякам `о  успехов в боевой и политической подготов-
славных боевых действиях гвардейской пе-! ке. a

‘родной
расходится © делом. Сотни и тысячи стахз-
HOBHEB систематически дают ‘больше тка-
ней, чем предусмотрено нормами. Ткачиха,
Орехово-Зуевского хлопчатобумажного ком-
бината т. Колесова, выполнившая за шесть
месяцев головой план, выпустила сверх
задания 14 тысяч метров тканей; к 31-й
годовшине Великото Октября она обешала
нувшие месяцы показали, что многие пред-   дать еще 5.700 метров. Бригада ткачих
приятия имеют все возможноети. для еще! Ивановского меланжевого комбината под
более высоких темпов производства. Пере- руководетвом т. Химичевой в письме
довые коллективы заводов и фабрик Москвы   товарищу Сталину обещала завершить го-
и Московской области, исхоля из достигну-   довой план к 1 августа и с честью сдер-
тых успехов, в настоящее время пересмат- жала свое слово. .
ривают. евои обязательства в. предоктябрь-  Новый патриотический почин москвичей,
ском соревновании е тем, чтобы путем ени-   открывающий огромные ‘возможности для
жения -трулоемкости изделий и сокращения   досрочного осуществления послевоенной пя-
производетвенного цикла еше быстрее за- тилетки, нашел живой отклив в рядах всего
вершить программу третьего, решающего го-  рабочего класса СССР. Ем подхватили ба-
да. пятилетки. и кинские маниностроители и эстонские тек-

Велед за работниками Люберецкого заво-  стильщики, брянские паровозостроители и
да сельскохозяйственных машин и Лиано-  украинские металлурги. На киевеком заво-
Зовского вагоностроительного завода повы-   де «Арсенал» по доброму примеру трудя-
шенные обязательства привали на себя   щихся столицы рептено завершить головой
коллективы около двухсот предприятий ето-  план по выпуеку фотоаппаратов к 1 октяб-
липы. Они решили выполнить годовую про- ря. Переемотрели свои обязательства и ра-
грамму ранее 7 ноября. Например, рабочие, ботники киевското завода «Краеный экека-
инженеры и техники Ново-Краматорского   ватор». Здесь уже добились значительного
завола тяжелого маптиностроения в городе  снижения трудоемкости изготовления  мно-
Электросталь, 1-0 подшипникового завода   гоковшевого экокаватора. С пелью дальней-
и других предприятий борются за досрочное  шего ускорения темпов производетва кол-
завершение голового задания к 20 октября.  лектив завода решил уменьшить количест-
Горняки 48 шахт Московского угольного  во часов, затрачиваемых на изготовление
баюсейна обязались ко Дню шахтера — 29  каждой машины, почти вдвое по сравнению
августа — добыть сверх плана полмиллио- < началом года. :
на тонв угля. Принимая новые, повышенные обязатель-

Новые, повышенные обязательства берут  <тва в социалистическом соревновании, пе-
работники легкой промышленности. Мос- редовые работники советской промышленно-
ковекие. текстильшики решили дать ‘сверх сти вносят ценный вклал в общее дело борь-
плана к 31-й годовщине Великой Октябрь- бы за выполнение пятилетки в четыре года.
ской социалистической революции около од-   В этом движении со всей силой проявляются
ного миллиона шестисот тысяч хлопчатобу-   творческий, новаторский дух советских лю-
мажных и терстявых тканей. Орехова-зу-   лей, их стремление использовать весе ресур-
евские ткачи, выработавшие в первом полу- сы, мобилизовать все резервы для увеличе-
годии сверх залания более полумиллиона  ния производства. Уже за первое полугодие
метров суровьз и сэкономившие 142 тонны   только в результате лучпюго использования
‘улова, обязались до конца года выпустить   производетвенных мощностей в основных
дополнительно к плану 1.300. тысяч метров   отраслях промыпленности выпуек продук-
суровых тканей вместо одного миллиона  пии увеличился. на 15—30 процентов. Вы-
метпов по прежнему обязательству. _ ступая в похол За дальнейшее сокращение

У передовых текстильщиков слово не’плановых сроков, стахановны индустрии

See

ИГО
Новые,

повышенные обязательства

передовиков промышленности
`В начале нынешнего гола москвичи вы-
ступили инициаторами всевародной борьбы
за выполнение годового плана выпуска
промышленной продукции в 7 ноября. Ми-

В 1943 году штурман одного из кораб-
перед самым походом, не вумел настоять открытом море, показал перехол одного из

ной. миле. В результате ов получил «не- ‹емь дней в отрыве от берегов, корабль без

плования

0 том, насколько важно правильно опре-
деляться астрономическими способами в

наших кораблей из Англии в СССР, Идя

веякой невязки. вышел & указанному.

миль. Этот случай разбиралея впоследетвии   командованием пункту. На этом переходе!

был момент, когда поеле рада незначительт
ных расхождений в ечислимом и 0беер-
вованном местах удалось взять в разрывах
между облаками высоту солнца.  Невязка

1 выразилаеь величиной в 12 миль. А так

как это наблюдение было проведено через
небольшой промежуток времени: (около. 18
часов) после. предыдущего, то достоверность
его многим показалась сомнительной. ‚Но
штурман, уверенный в точности провелен-
ного’ им наблюдения, имено. это обеерво-
ванное место принял за исходное дая даль-

нейшего ечисления, и точный выхол к на-

значенному пункту подтвердил его правоту.
Неточность в 12 миль, очевидно, была, сле;

лана из-за. неучета. существующего в этом

районе неизученного течения, РАЙ

При стоянке в базе ‘и особенно в море!

крайне полезно тренироваться в ралиопелен-
говании. Это дает молодому штурману. еще
одну дополнительную ‘возможность точно
орментироватьея на море вне зависимости
от погоды и видимости. Заметим, что при от

сутетвии радиомаяков можно и надо опре-

деляться. по. пироковещательным станциям.

Периодически,
глубин на карте и скоростью. корабля, мо-
лодой штурман должен наносит! на карту
‘по курсу корабля глубины моря. Это ока-

жет ему большую помощь при уточнения  .

своего места. aS
‚ В период Великой Отечественной войны

один. из наитих кораблей, выйдя к берегу!

противника и. не опознав точно своего ме-
ста, вывужлен был отойти мористее во виз
ду сильного петорма. Опрелелитьея ни 912
HEM из способов. не представлялось возмож=
ным. Использовали эхолот. Штормуя в те-
чение трех суток, штурман каждые четы
ре часа брал глубины и тем самым козрек-
тировал ечисление. Вогла шторм утизои
корабль взял курс на один из. маяков на (без
регу противника, чтобы опознать евое Me=
ето, то этот-маяк был обнаружен прямо по
носу. и у an АЕ

Мололой штурман должен тшательно #зу-
чать район плавания. Очень полезно зари-
совывать и фотогпафировать берега с ра3-
личных расстояний и направлений. Берег,
зарисованный самим, в слелующее плава-
ние узнаепть безоптибочно. Слелует также
изучать течения’ в данном районе моря,
господствующие ветры и места укрытия от
штормов. ^ : т

Отличное знание штурманами всех этих
данных не раз спасало их корабли or cepb-
езных аварий. x 2

Однажлы на корабле Н. поеле боя выш-
ли из етроя все компасы. Штурман и
командир. корабля хоропо знали госполетву-
ющие ветры в данном районе, поэтому. они
приняли смелое решение—держать RYDPC HO
волне. Ворабль благополучно пришел кво:
им берегам. HE

В заключение я рекоменлую `` главную
часть отчетной документации по пла
делать в процессе самого похода и He OT-
клалывать этой работы ‘ло прихода в 6237.
Это ласт возможность молодому штурмаву
своевременно прелставить командованию от-
чет о своей работе > походе. _ а

Г Капитан-лейтенант К. РЕШЕТОВ:_

et

0т моряков выступил ‘капитан-лейте-
Haut Думин, который рассказал. о боевых
делах советских моряков в годы Великой
Отечественной войны и © послевоенной
учебе. i

На вечере присутствовали также пред-
ставители предприятий — шефы моряков.

Вечер закончилея концертом  матросской

художественной самодеятельности.

стране -

прокладывают новые пути для техничесво-,

го прогресса, для повышения  производи-
тельности труда. is

Перед учебным годом
в школах

В культурной жизни нашей страны от-
ромное значение приобретает. сейчас подго-
товка к новому учебному голу. Через тои
недели — 1 сентября — более тридпати
трех миллионов детей начнут занятия В
школах Советского Союза. Такого количе-
ства учащихся наша Ролива еще не знала.
Для сравнения можно вспомнить, что ло ре-
волюции в Робеии наечитывалоеь всего
7.900 тысяч пекольников. — soe

Чиело школ и учащихся в текущем году
значительно превысит . показатели, преду-
смотренные планом на конеп послевоенной
пятилетки. Уже один этот факт лостаточно
красноречиво говорит: о бурном развитии
народного образования в СОСР. Советекое
государство создает все условия для полного
осуществления установленного законом в©9-
общего обучения детей с семилетнего воз-
раста. ки

Приближающийся учебный Tor явится
крупным эталюм на пути. кю дальнейшему
расцвету советской начальной и средней
школы. Возрастает ее мзтериальная база.
Осенью в городах и селах страны ветупят
В етрой свыше тысячи новых Школьных
зданий. Пополняютя и педагогические
кадры. В школы нынешним летом нанрав-
лено свыше 44 тысяч мололых учителей,
TOIBRO что окончивших педагогические
учебные заведения. Вместе с тем на места
посылаются десятки миллионов учебников
й различных учебных пособий.

Только в стране побеливтего социализма,
где образование стало подлинным достояни-
©м народа, возможна такая забота 9 школе.
Расходы на нужды просвещения занимают
внушительное место в нашем государетвен-
вом бюджете. Достаточно сказать, что, в
1948 г. на эти пели отпущено по бюджету
почти 60 миллиардов руб. Такие аеситнова-
ния пезволяют строить сотни новых школ и
содержать в образцовом порядке все школь-
ные помещения, обеспечивать. учащихся Ca-

согласуяеь © указанием!

‚ > Командующий ВВС Флота. которому было
‚‘переслано письмо, сообщил редакции, что

Из ищем в редакцию

‘Сапоги, да 0 Tess

Eme B® мае личный состав нашей чаети

Но. прошел июль, а сапоги мы получить не
имеем возможности, И вовсе ве потому,
что их. нет. Сапоги на складе есть. Но вее
дело в том, что все они 43—45 размеров.
и подавляющее большинство военнослужа-
ших части воспользоваться ими не может.
Начальника 0бозно-велевого отдела офи-
nepa OSpocopa такое положевие, видимо,
не беспокоит. Не’ беспокоит это и офипе-
ра Шматько. Во всяком случае, они
пока ничего не сделали, чтобы обеспечить
личный состав обувью нужных размеров.
_ В вожалению, это не единственный слу-
чай, характеризующий етиль работы неко-
торых наших офицеров-хозяйственников
В начале текущего года, например, т. 0б-
`ровов на несколько месяцев задержал вы-
дачу шинелей офицерекому и рядовому
составу, а в апреле заявил, что срок вы-
дачи прошелои теперь шинели будут вы-
‘даны только-в октябре.
‚‚Жогда же. работники ‘нашего тыла пой-
MYT, что они ‘призваны’ обеспечивать“ лич-
‘Hert cocTaB частей и кораблей всем поло-
‘женным. а не относиться формально Е
‘своим обязанностям? оао

Старший лейтенант Г. ЛЕРМОНТОВ.

Ilo следам
неопубликованных

—- MUCEM~.
Редакция люлучила Письмо, в котором
приволились факты,  свидетельетвующие,
что в Н-ской чаети нарушается установлен-
ный порядок при назначении личного ео-
става в караулы. В письме сообщалось так-
же о неудовлетворительном состоянии ка-
раульных помещений. о несвоевременном

обеспечении военнослужащих положенным
вещевым довольствием,

при проверке ‘факты -полтверлились. Rapa-
ульные помещения сейчас ремонтируются и
готовятся ® зиме. Наведен порялок в за-
ступлении и смене’ караулов. Личный `с9-
став полностью обеспечен всем положен-
ным ему вещевым имуществом.

* & ®

- Матросы ‘братья Владимир и Дмитрий
Еругловы написали письмо в редакцию <
просьбой оказать содействие в помощи их
матери Евдокии Артемовне, проживающей
в г, Андижане, которая осталась без квар-
Тиры. sigs oe
Редавпия обратилась в прокуратуру.
Узбекской ССР с, просьбой принять меры к
обеспечению матери военнослужащих жил-
площадью. a ok
я Советник юстиции т. Москалева coobumn-
ла, что мать Вругловых проживала на жил-
площади, принадлежащей  демобилизован-
ному воину. Согласно закону ему возвраще-
на ого’ жилищизя‘ ‘илощадь.” Матери ‘брать?
ев Кругловых прелоставлена равиоцениая
КОМНАТА  В TOW He noe, Ев
——————

СУВОРОВСКИЙ
МУЗЕЙ

НОВАЯ ЛАДОГА, 10 августу. (Hopp.
«Красного Флота»). В Новой Ладоге  со-
хранились здания, связанные © пребыва-
нием здесь А. В. Суворова в бытность его
командиром Суздальского пехотного пол-
ка; — казарма и дом первого в России
офицерского ‘собрания. Сейчас в городе
организуется  Суворовекий музей. Уже
собрано много экспонатов. Среди них —
старинные картины, гравюры, медали cy-
воровекого времени и т. д.

мых отдаленных, глухих уголков воем Ae06-
‚ ходимым для успешной учебы.

Подготовка школ ® ‘новому учебному го-

‘ду всегда была и остается y нае общего-

сударственным, общенародным делом. Вме-
сте ‹ местными органами еоветекой власти
в нем активно участвуют широкие маееы
трудового населения. В этом отношении 060-
бенно примечательна инициатива  трудя-
щихся Горьковекой и Новосибирской обла-
стей, обратившихся недавно © призывом ор-
гавизовать <опиалистичеекое соревнование
между городами, районами, селами, пред-
приятиями, колхозами и учреждениями. за
лучшую подготовку пикол в новому учебно-
му году. Патриотическое начинание горь-
ковчан и новосибирцев получило одобрение
Совета Миниетров РСФСР. В нему приеое-
динились трудящиеся многих других обла-
стей, краев и реепубтик.

В развертывающемея соревновании на
лучшую помошь кале нахотит ядкае вы-
ражение огромное внимание народа к обуче-
нию молодого поколения. «Интересы школы

близки и дороги каждому из нае. Поэтому бовью и вниманием государства и народа.

забота о школе и <тала в нашей стране все
народной. Весь народ, каждый гражданин
Совелекого Союза кровно заинтересован в
H€YRIOHHOM развитии и улучшении делё вз-
родното образования». эти слова из обраше-
ния трудящихся Новосибирской облаети
подтвержхаются их же замечательными де-
лами. Еели в проплом году силами обще-
ственности в области было отремонтировано
Две © половиной тысячи школ, то сейчас
движение народной помощи школе приняло
еще более массовый характер. В олном Бо-
лотниноком районе приведены в полный
порядок все 90 школ, полностью заготовле-
но и подвезено топливо в школам и ва
квартиры учителей, в лвух колхозах заново
построены пиольные здания.

В этом году трудящиеся Новосибирской
области решили осуществить ряд мер, 0бес-

печивающих безусловное выполнение зажо-  .

на о всеобщем обязательном обучении де-
тей в городах и селах. В частности, созда»
ются фонды всеобуча для оказания помо-
щи нуждающимея детям, открываются ин-
тернаты, организуется массовое изготовле-
ние местной промышленностью обуви и
форменных школьных коетюмов,

приусалебные школьные участки. которые
позволят должным образом
“

должен был получить вирзовые сапоги.

тральщик моторист
Юрий Попов пришел из ‘учебного отряда.
Уже первый период его службы на’ кораб-
ле показал, что это старательный и ‘дие-
циплиниреванный матрос, любящий. . мор-
скую службу. Но не только этим зареко-
мендовал ‘себя Попов. Часто в свободное
от занятий время он. беседовал © матроса-
ми, раз’яеняя им непонятные вопросы. По-
пова охотно слушали, к нему часто обра-
шались. Веб это не осталось не ‘замечен-
‘ным партийной организацией. На одном из
заседаний партийном бюро комсомольна

На твардейский

зать, что молодой ‘корабельный агиталор
проя”ил себя с лучшей стороны.

В море ли на походе, у стенки в пере
рывах между выходами на траление —
всегда и везде в свободные от вахты часы
вокруг Юрия Попова вобираются матросы,
чтобы полелиться © ним мыслями‘ о прочи-
танном в газете. ‘разрешить. непонятный
вопрос, поговорить о предстоящих полити-
ческих занятиях, посоветоваться, какую
книгу взять в библиотеке, ‘рассказать, ©
чем пишут ролные. Попов правильно понял
‘свои задачи. Основное внимание он уделяет
‘вопросам службы. умело сочетая их ©.0б-
`щими вопросами. Мололой агитатор умеет

от своего воинского долга.
Однажды матрос `Басинов: сделал поныт-
Еу не выполнить распоряженйе старшины.

агитатора. Юрий Попов знал, что’ Баси-
`нов — ленинграден, что он: любит Boil
город. гордится земляками,‘ их’ беспример-
Holt стойкостью в героической  обзроне’

‘родного города, их достижениями в после-
военной стройке. $ и
Выбрав время, Попов ‹<0брал группу

синов. и об’явил, что прочтет ‘им .опуб-
‘ликованную во флотской газете заметку
‚ «Письмо отца сыну-воину».
Заметка рассказывала, что в одном под-
разделении матрос Антонов нарушал  лис-
циплину, и, когда 0 поведении этого
матроса стало известно его родителям, отен
Антонова —= участник Великой  Отечест-

кавалер пяти правительственных наград—
прислал сыну таков письмо: :
«Я ouenb. oropuen твоим. поведением,
мой сын. Тяжело мне, . отцу, сознавать.
что ты, Вадим, плохо. выполняешь ©во
‘воинский долг. Не ожидали мы от тебя
этого. В трудные. годы войны я не `01030-
`рил чести своей семьи и Родины, честно
служил народу. Так почему же ты 11030-
ришь нае, стариков? Почему ты, давний
военную присягу на верность своему на-
‘роду, Родине, обманываешь нае, позорипть
своих товарищей, пятнаешь славное имя
советского воина? ...Мы сильно огорчены
й обижены твоим поступком, Вадим. Толь-
ко твое образповое поведение, хорошая
учеба, примерная дисциплина и безукориз-
ненная служба могут успокоить нас».

Письмо произвело сильное впечатление
на слушателей. Закончив чтение, Попов
подчеркнул, что это письмо He следует
понимать как частное обращение отца
Антонова к своему сыну, что в этом пиеь-
ме солержитея требование всех советских
людей, всей нашей Родины к Каждому
бойцу. И тут жб  агитатор напомнило
случае ¢ матросом Басиновни. -

— ФБасинов у нае вот все время го
ворит о ленинградцах,. об. их самоотвержен-
ном труде, — сказал Попов. — Он, види-
мо. очень гордится ленинградцами. И это
правильно. Ну, & ленинградны? - Разве
могут они гордиться таким земляком, как
Басинов? Н6 любит, значит, Басинов. род-
ной свой город. еели позволяет себе таким
поведением пятнать почетное имя ленин-
градца. Rar, интересно, чувствовал бы он
себя, если бы получил из родного Ленин-
града тзкое письмо? А on вель заслужи-
вает такого же порицания, как и матрос
Антонов.

Прочитанное агитатором письмо, его
простые и ACHEI€ слов»  взволновали
матросов и прежде всего самого Басинова.

i

; tt августа

Попова утвердили агитатором. И надо ска-

‘сказать правлу в глаза тем, вто отступает.

Этот факт не прошел ‘мимо’ корабельного

‘матросов. срели которых находился и Ба-

венной войны, трижды раненный в боях,

1948 =, ерела, № 189 (2983)

Корабельный агитатор

Матросы присоединились к мнению агитаа
тора и осудили нерадивое отношение TOBA
риша в службе. Васинов глубоко прочуветя
вовал евою ошибку. б этого дня он начал
серьезнее относиться &’` своим обязанноа
сетям; м

Агитатор Попов никогла не обходит. 3

своих беседах злободневных тем и актузль-

ных вопросов. Вот, окруженный  товари-
mann, of раскрывает Газету. < Уками
Президиума Верховного Совета СССР о при-
своении ‚звания Героя Сопиалистическом
Труда мастерам высоких урожаев. Между.
агитатором и . матросами завязываетя 4
оживленная беседа о героях послевоенного
восстановления и развития сельского хо-
зяйства нашей страны. Матросы расекалы-
‘вают 6 письмах, полученных из родных
‘мест, лелятся впечатлениями от своих по-
ездок в краткосрочный отпуск. Урожай, по.
их общему мнению. .в этом году лолжен
быть еще более высоким, чем в претлим.
Заключая беселу, ПопотР призывает cayma-
‘телей отлично нести службу, свято соблю-

дать уставы, надежно охранять  героиче- <”
ский труд советских людей.
В другой раз Попов, прочитав  велух

‘напечатанную в газете информапию о ро-
‚сте безработицы в Англии, вовлек слуша-
телей в оживленную беседу о преимуще-.

етвах советского, социалистического строя

‘перед строем капиталистическим.
Когда стало. известно о присуждения в
‘этом голу. Сталинских премий 3a вылаю-:
циеся достижения в области науки. и. тех-
Ники. культуры и искусства: агитатор про»
вел интересную беселу © достижениях оте-
‘ественной науки и техники, © приорите-.
тб наших ученых в важнейших открытиях:
‘и изобретениях.

Тема беседы подеказывается самими с
‘бытиями. Вот недавно два матроса, вер»
‘Нувииеь из ‘увольнения; с увлечением рас»
‘сказывали товарищам, как во время про-
‘гулки по городу прохожие ocoboe BHM
‘мание обращали на гвардейские ленточки
‘на их бескозырках. Попов подошел побли-
же к бесбдующим. Завязалея разговор 0
флотекой гвардии, о ‘чести гвардейпа.

` —_ Эта лента дана нам не зря, — сказал
(Попов. — Наши товарищи кровью своей,
‚мужеством и отвагой в бою заслужили по-
‘четное гвардейское звание. Поэтому, когда’
народ смотрит на наши тварлейекие лен-

й   точки, он видит в нае смблых и ‘муже’

венных воинов, любуется ‘и гордится нами,

Так возникла бесела на интересную те,
му. Вместе < агитатором матросы живо 0б-.
сужлали, все ли слелали моряки корабля,
чтобы быть достойными звания  гвардей-
eB, завоеванного в боях героями подраз-
деления. 2 р
Организуя групповые беселы. Попов не
забьтвает разговаривать о службе и учебе ©
‘отдельными матросами. С ‘матросом — Xo6o-
товым он говорил, почему тот до сих пор
плохо изучил обелуживаемую им матери-
альную часть. что мептает ему овладеть
своим лелом как следует. В другой pas
Попов беседовал с рулевым Новиковым,
отетававшим на политических занятиях,
помог ему полобрать необходимую литега-
туру. дал совет, как лучше работать над
кНИГОЙ.,

. Рассказы атитатора...Попова-‹© родной,

странб. об успехах советского народа №
послевоенной пятилетке вдохновляют   N0--
ряков. на достижение высоких результатов
в бобвой подготовке и на тралении. Er
беселы..о гвардейских. традициях, ‘о воин-
ских уставах и присяге, © дисциплине и
порядке на корабле помогают в воспитанля
личного состава. Воманлир тральщика не-
редко советует агитатору, © чем следует по-
беседовать © матросами.

Этот. корабль считается одним из луч-
тих в подразделении. Корабельный агита-
тор гварлии матрое Юрий Попов главвую
свою залачу видит в том, чтобы ‘помочь
командиру множить успехи’ корабля,

Капитан И. ЦАРТ,

Балтийский флот. (Корр. «Красного.

Флота»).

практическое трудовое воспитание. учаптих-  циалистического животноводства, уже B

ся.

настоящее время насчитывается в общей

Активная, деловая помощь , васеления  сложности больше скота, чем было 0 Boll

местным советеким органам в благоуетрой-
стве школ приобрела особенно широкий
размах в текущем году. Пример отеческой
заботы 0б учащихся и учителях показали
колхозники Житомирской области Украин-
ской ССР. Здесь повсеместно школы отлично
подготоваены к встрече детей. В ряде обла-
стей для оказания помощи школе провок
ATCA маесовые воскресники. На такие вос-
кресники в Свердловской области выходят
сотни тысяч трудящихся городов и дере-
вень. В Кпасноуфимеком пайоне orpemon-
тировано 56 школ из 63. Трудящиеся горо-
да Ирбита передали в фонд помощи школе
более ста тыеяч рублей, заработанных на
воскреснике. Население собственными си-
лами ремонтирует школьные здания и
квартиры учителей, заготовляет топливо,
солействует советеким органам в учебе де-
тей ит. д. aes aL KES

Советская школа окружена заботой, лю-

В этом. — важнейшее условие и залог ве
дальнейших успехов в новом учебном году,
дальнейшего развития дела народного обра-
зования в СССР. _

Социалистическое
животноводство на под’еме

Недавно болыпой группе ‘работников
колхозного животноводства присвоено зва-
ние Героя Социалистического Труда. Эта
высокая награда, венчая. собою самоотвер-
женный труд передовиков деревни, свиде-
тельствует о серьезных достижениях в
важнейшей отрасли сельского хозяйства.
Вместе. с бурным развитием социалистиче-
ского земледелия и неуклонным ростом
урожайности зерновых культур идет в гору
и животноводство.

В соответствии с планом колхозы: и сов-
хозы страны должны за текущее, пятилетие
значительно превзойти довоенный уровень
по всем видам продуктивного скота.. Заме-
чательным примером энергичного и после-
повательного осуществления этой государ-
ственной задачи являются успехи живот-

Местные   новодов Казахстана, среди которых 359 че-
советы с помощью общественности создают  ловек

т удостоены звания Героя Социалисти-
Ческого Труда. В Казахёкой ССР, предстаз-

поставить ‘ляющей собою одну из крупнейших баз со-

зыработка

ны, Ёолхозные стада, отары и табуны уве
личиваются здесь с каждым годом во все
возрастающих масштабах.

Если за первый год послевоенной пяти-
летки число крунного рогатого скота в Ra-

захстане возросло более чём на 95 тысяч

голов, количество овед и коз — MOUTH HA
521 тысячу, а лошадей — на 77 тысяч, 10
во втором году пятилетки поголовье скот8
всех видов увеличилось в республике более
чем на 1.652 тысячи голов. Прошлогодний
прирост ‘поголовья в два раза превзошел
прирост 1946 года. Особенно больших
успехов ‘достигла Западно-Казахетанекая
область, уже выполнившая пятилетний
план по. крупному рогатому скоту и. в

два раза превысившая довоенный уровень

по численности веех видов’ продуктивного
скота.

Нод’ем животноводства имеат огромное
народнохозяйственное значение, позволяя
колхозам  давать стране все больше цене
ных продуктов питания’ и сырья мя
легкой промышленности. Тот же Казах:
стан  едал в. 1947 году больше, пб
сравнению © предыдущим годом, молока—
на 561 тысячу центнеров, мяса. — ва
155 тысяч центнеров и шерети — из
26,4 тыс. центнеров. `В целом по CCCP

животного масла, например, BO
втором квартале текущего года возросла
почти в полтора раза против второго
квартала прошлого года. В увеличении
производства масла, мяса, ‘молочных про.
дуктов, шерсти, кожи видны реальные
результаты успешной работы советских.
животноводов,

В нынешнем, ‘решающем году пяти
летки. социалистическое о животноводетво
шагнет еще дальше вперед. Февральский
Пленум ЦК ВКП(б) наметил восстановить
и превзойти к концу 1948 года довоене
ный уровень поголовья крупного рогзто-
го-скота, овец и коз, а к концу 1949 го-
да — и поголовья свиней.  Обильный
урожай зерновых, технических культур. #
трав, создающий прочную. кормовую . 68:
зу, и трудовой онтузиазм- колхозников
обеспечивают условия для успешного вы-
полнения этой программы, открывают бл8-
гоприятные перспективы ‘для лальнейшее
го развития и под’ема HUBOTHOBOACTBS.

К

ae

мег

у